Святейший Патриарх Алексий передаст книги для библиотек исправительных учреждений России 29 мая 2006 г. 18:50 30 мая 2006 года в рамках открытия IV общецерковной выставки-форума «Православная Русь» состоится благотворительная акция «Книги для библиотек исправительных учреждений». Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий передаст представителям Министрества юстиции и Федеральной службы исполнения наказаний книжные комплекты для библиотек пенитенциарных и исправительных учреждений России. В подготовке книжных комплектов для благотворительной акции «Книги для библиотек исправительных учреждений» приняли участие более 20 светских и религиозных книгоиздателей и книгораспростаннителей Москвы, откликнувшихся на призыв Святейшего Патриарха Алексия поддержать инициативу благотворительного фонда «Пересвет» по пополнению фондов библиотек исправительных учреждений качественной духовной, художественной, исторической и образовательной литературой. «В евангельской притче о Страшном суде говорится, с какой любовью приемлет Господь совершаемое добро по отношению к тем, кто находится в заключении (Мф. 25. 36). Церковное предание сохранило в назидание нам наставления о том, с каким усердием, подвергая свою жизнь опасности, служили узникам христиане первых веков. Со времен апостольских минуло почти две тысячи лет. Но сегодня по-прежнему актуально звучит призыв апостола Павла: “Поминайте узников, как бы и вы были с ними во узах” (Евр. 13. 3)», – сказал Святейший Патриарх в своем послании участникам благотворительной акции. «Передача книг находящимся в заключении людям станет реальным вкладом в исправление людей, некогда преступивших закон», – сказал на прошедшей 29 мая в Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата пресс-конференции начальник управления по социальной, психологической и воспитательной работе с осужденными Главного управления Федеральной службы исправления наказаний полковник В.Л.Полозюк. По его словам, в настоящее время в России насчитывается 360 тюремных храмов, 71 храм строится, также в местах лишения свободы имеется более 500 молельных комнат. Отметив расширяющееся взаимодействие Церкви и пенитенциарных учреждений, В.Л.Полозюк отметил, что людям, отбывающим наказание, необходимы книги. Особенно эта проблема остро стоит в учреждениях для несовершеннолетних заключенных. Благотворительная акция «Книги для библиотек исправительных учреждений» состоится 30 мая 2006 года в 12 часов в выставочном центре «Гостиный Двор» (Москва, ул.Ильинка, 4) в рамках церемонии открытия общецерковной выставки «Православная Русь». Служба коммуникации ОВЦС МП /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/116442.htm...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АПОСТОЛЬСКАЯ ПЕНИТЕНЦИАРИЯ [лат. Paenitentiaria Apostolica], один из 3 судебных органов Римской курии . Возникновение А. п. в кон. XII в. связывают с введением должности «кардинала, принимающего исповеди вместо папы» (Cardinalis qui confessiones pro Papa recipit), к-рому было поручено заниматься снятием цензур (порицаний) и предоставлением диспенсаций . При папе Гонории III (1216-1227) это должностное лицо стало называться пенитенциарием (лат. paenimenmiarius), при Клименте V (нач. XIV в.) - верховным пенитенциарием (paenitentiarius generalis). В помощь ему выделялись особые чиновники (paenitentiarii minores), в числе к-рых с сер. XIV в. обязательным был знаток канонического права (doctor expertus in iure canonico). В дальнейшем А. п. неоднократно реорганизовывалась: в 1908 г., при Пие X ; в 1917 г., при Бенедикте XV ; в 1935 г., при Пие XI . В 1988 г. папа Иоанн Павел II конституцией «Pastor Bonus» определил, что в компетенцию А. п. входят те вопросы церковной жизни, к-рые относятся к области внутренней судебной ответственности (forum internum), в т. ч. не имеющие отношения к таинствам. А. п. действует в основном как апелляционный суд, одобряя или отклоняя решения, вынесенные нижестоящими инстанциями. Регент и 2 сотрудника ежедневно занимаются рассмотрением поступивших в А. п. дел, напр. о священниках, нарушивших обет безбрачия. Члены А. п.- прелаты (регент, теолог, помощник теолога, канонист и 3 советника), образуя совет, регулярно (обычно раз в месяц) собираются под председательством кардинала (верховного пенитенциария) для углубленного изучения материалов и вынесения соответствующих решений. Лит.: Berutti С. De Curia Romana. R., 1952; Giovanni Paolo II. «Pastor bonus»: Costituzione Apostolica sulla Curia Romana. Torino, 1988. p. 54; Каноническое право: О народе Божием/Сост. свящ. И. Юркович. М., 1995. с. 90; «Свет Евангелия». 11 окт. 1998. С. 4; An. Pont. 1999. p. 1228, 1855. Н. Н. Поташинская Рубрики: Ключевые слова: АДВОКАТ должность, предполагающая осуществление нек-рых властных полномочий и представительство сторон в суде ВОСТОЧНЫЕ КАТОЛИЧЕСКИЕ ЦЕРКВИ общее наименование Церквей, пребывающих в вероучительном и иерархическом единстве с Римско-католической Церковью, но употребляющих вост. обряды АДМИНИСТРАТОР в структуре католич. Церкви общее название различных должностей управляющих: апостольский администратор, приходской администратор, управляющий церковным имуществом

http://pravenc.ru/text/75736.html

Толстой М.В. История Русской Церкви. Издание Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1991. С. 450 Жигулин Е.В . Начало миссионерской деятельности святителя Димитрия в Ростове//Научно-богословские труды по проблемам православной миссии, Белгород, Издательство миссионерского отдела Русской Православной Цepkbu.T.I, С. 51. Цыпин Владислав, протоиерей.История Русской Православной Церкви. М., Издательство Учебного комитета Русской Православной Церкви, 2004. С. 33. Дело об учреждении Комитета Общества попечительного о тюрьмах. РГИА. 1819, фонд 1287, опись 11, дело Цит. по Шматько В. Опыт построения курса «Основы Православия» для катихизации в системе пенитенциарных учреждений. С. 20. Шматько В. Опыт построения курса «Основы Православия» для катихизации в системе пенитенциарных учреждений. С. 21. Ефимов А.Б., Стриганова М.И. Мысли преподобного Макария (Глухарева) об улучшении воспитания в духовном звании. М., ПСТГУ, 2008. Пивоваров Борис, протоиерей. История миссионерской деятельности Русской Православной Церкви и современность//Православная миссия сегодня. Издательство «Апостольский город», С-Пб, 1999. С. 321. Путро А.И., Хроненко И.В. К вопросу о миссионерской деятельности Киевской Духовной Академии (вторая половина XIX века)//Труды Киевской Духовной академии. Издательский отдел Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. 11, 2009. С. 161. См: Пашков Д. В. Николай Иванович Ильминский, миссионер и переводчик//Научно-богословские труды по проблемам православной миссии, T.I, С. 224; Флыгин Ю.С. Николай Ильминский – апостол народов Поволжья//Сб. мат. конф. памяти свв. Кирилла и Мефодия 22 мая 2008 в г. Ташкенте. Издание Ташкентской и Среднеазиатской епархии. Ташкент, 2009.; См. также Ефимов А.Б. Очерки по истории миссионерства Русской Православной Церкви. Глава «Казанская миссионерская школа Н.И. Ильминский». М., ПСТГУ, 2007. С. 198 Порхун Н. Хобби или пастырский долг? Беседа о развитии современной православной миссии с заведующим Миссионерским отделом МДАиС иеромонахом Пантелеимоном (Бердниковым)//Православие и современность 4, 2007 г.: .

http://bogoslov.ru/article/3211893

С распространением учения о непогрешимости папы Римского возникло мнение, что папе принадлежит и исключительное право рассмотрения нек-рых наиболее тяжких проступков (causae reservatae). В кон. XII в. впервые упоминается о кардинале, к-рому папа поручил принимать исповеди у христ. паломников, приезжавших в Рим для совершения покаяния. В понтификат папы Римского Гонория III (1216-1227) такой кардинал начинает именоваться П. С этой должностью связывается формирование на протяжении XIII в. особого учреждения Римской курии - Апостольской пенитенциарии во главе с верховным П. (poenitentiarius summus, позднее - poenitentiarius generalis). Со 2-й пол. XIV в., после того как папа Римский Бенедикт XII (1334-1342) конституцией «In agro dominico» от 8 апр. 1338 г. установил структуру Апостольской пенитенциарии и ввел в ее состав должность «доктора, сведущего в каноническом праве» (doctor expertus in iure canonico), полномочия этого учреждения фактически распространились и на сферу церковного суда (forum externum), что было официально подтверждено буллой «Quoniam nonnulli» от 9 мая 1484 г. папы Римского Сикста IV (1471-1484). Папа Пий IV (1559-1565) вновь ограничил сферу компетенции Апостольской пенитенциарии (булла «In sublimi» от 4 мая 1562), папа Пий V (1566-1572) упразднил ее 23 апр. 1569 г., а 18 мая того же года восстановил в реформированном виде, резко ограничив компетенцию в сфере forum externum и учредив в ее составе должность богослова, к-рую должен был занимать представитель ордена иезуитов . Структура и функции Апостольской пенитенциарии, утвержденные папой Римским Бенедиктом XIV (1740-1758) (булла «Pastor bonus» от 13 апр. 1744; конституции «Quamvis» от 13 дек. 1747 и «Pastoralis» от 5 авг. 1748), существенно не менялись до нач. ХХ в., когда папа Римский Пий X (1903-1914) конституцией «Sapienti consilio» от 29 июня 1908 г. окончательно ограничил ее компетенцию сферой forum internum. Папа Римский Бенедикт XV (1914-1922) motu proprio «Alloquentes» от 25 марта 1917 г. закрепил за Апостольской пенитенциарией обязанность предоставления верующим индульгенций. Совр. статус и структура Апостольской пенитенциарии установлены конституцией «Pastor bonus» от 28 июня 1988 г. папы Римского Иоанна Павла II (1978-2005).

http://pravenc.ru/text/2579952.html

клирика: Пьетро Оринга и каноник базилики св. Петра Джованни Арлотти. Были образованы канцелярия (сохр. регистр: ASVat. Regesta Vaticana. 118), адм. орган Апостольская палата (Camera apostolica; подробнее см. ст. Камерленго ) и судебные органы: Апостольская пенитенциария и Rota Romana , назначены должностные лица при дворе антипапы. Позднее, уже после отъезда из Рима, Н. возвел в кардинальское достоинство францисканца Павла из Витербо, каноника миланского собора Джованни Висконти и Пандольфо Капоччи, еп. Витербо. 27 мая Н. объявил о церковном отлучении папы Иоанна XXII (именовал его «Жаком Кагорским»). Тогда же Н. объявил о лишении бенефициев всех его сторонников. На основании сохранившегося регистра можно сделать вывод, что Н. опирался преимущественно на выходцев из тех городов Сев. Италии и Тосканы, где господствовала партия гибеллинов (Милан, Кремона, Комо, Феррара, Генуя, Пиза, Лукка, Пистоя, Ареццо и др.). В окружении Н. были уроженцы Болоньи, Кастелло, Витербо, Тоди, Камерино и нек-рых др. небольших городов. Положение Н. резко осложнилось после того, как в нач. авг. 1328 г. имп. Людовик IV с войском покинул Рим из-за конфликта с горожанами и из-за приближения армии неаполитанского кор. Роберта Анжуйского. Антипапа был вынужден переехать в Витербо, в янв. 1329 г.- в Пизу, где в то время находился и император. 15 янв. 1329 г. папа Иоанн XXII направил послания епископу Флоренции, ректору Анконской марки, светским правителям и прелатам Италии с требованием разыскать и наказать сторонников Н., в особенности францисканцев и членов др. монашеских орденов. В свою очередь Н. устроил 19 февр. в Пизе публичный суд над Иоанном XXII, обвинив его в ереси, а затем передал представителям светской власти символически изображавшее папу соломенное чучело (потом оно было сожжено). Действия Н. не остались без ответа: в апр. 1329 г. Иоанн XXII отлучил его от Церкви. После того как имп. Людовику IV из-за сложной политической обстановки пришлось покинуть Пизу, положение антипапы стало критическим.

http://pravenc.ru/text/2566086.html

Есть еще индульгенции великие, которые в известное время даются всему католическому миру, или целой стране, или всем христианам, находящимся в Риме — в каких-нибудь особенных случаях, например, во время торжественного празднования юбилеев в римский церкви, при избрании нового папы. Индульгенции эти даются лично самим папой, или через кардинала пенитенциария, через епископов и других членов церковной иерархии. В католических странах есть особые, привилегированные церкви, часовни, алтари, иконы, статуи, перед которыми всякий желающий может помолиться и получить индульгенцию на несколько дней. Благодать индульгенции может быть получена путем приобретения известного рода медалей, четок, крестиков, освященных в Риме. Доходность индульгенций приводила ко все большему их развитию и к изысканию новых поводов к их дарованию. Не без влияния финансового мотива разрабатывалась и сама теория индульгенций — откровенно денежными интересами руководствовалисьих проповедники и продавцы. Все это давно уже вызывало протесты против самих индульгенций, и против торговавшего ими папства. Нападки на индульгенции были одним из первых моментов реформаторского движения. Само собой разумеется, что это средневековое учение об индульгенциях совершенно неизвестно в древней, неразделенной Церкви, и неприемлемо для нас, так как оно противоречит всему духу Православия. 10. Приматство и непогрешимость Римского папы Православие есть вера «во едину, святую, соборную и апостольскую Церковь». Вне Церкви нет спасения, как не было спасения во дни потопа вне Ноева ковчега. Православие есть твердая вера в то, что в таинствах Церкви заключается спасительная благодать Божия. Православная Церковь, как «столп и утверждение истины» ( 1Тим.3:15 ), как живой организм, которого даже «врата ада не одолеют» ( Мф.16:18 ), и который имеет Главой своей Самого Христа, пребывающего с ним во все дни до скончания века ( Мф.28:20 ) — такая Церковь в своем целом не может заблуждаться; заблуждение всей Церкви было бы равносильно духовной смерти ее, а умереть она не может в силу обетования Спасителя.

http://azbyka.ru/pravoslavie-i-inoslavie

Закрытие ворот Папской резиденции в Кастель Гандольфо и уход из нее Швейцарской папской гвардии в четверг, 28 февраля 2013 г., в 20 часов местного времени, ознаменовало миру, что с этой минуты освободился Римский Папский престол. Вступило в действие отречение Папы Бенедикта XVI, который отныне носит титул Папы на покое. В Католической Церкви начался период молитвы и ожидания избрания 265-го преемника святого Петра. С наступлением Sede Vacante Церковью руководит Коллегия кардиналов, которая, однако, не имеет никаких полномочий в вопросах, принадлежащих папскому правлению, а лишь ведает решением неотложных дел и организацией избрания нового понтифика. Она также ответственна за сохранение всех прав Апостольской столицы и Римской Церкви. Эту власть кардиналы осуществляют путем ежедневных общих собраний, в которых принимают участие все кардиналы, и отдельных собраний, куда входят кардинал-камерленго и по одному кардиналу из трех кардинальских чинов (кардинал-епископ, кардинал-священник и кардинал-диакон). Последние выбираются жеребьевкой с полномочиями на три дня, после чего избираются другие. Отдельные собрания рассматривают менее важные вопросы. С наступлением Sede Vacante теряют свои посты руководители дикастерия Римской курии и государственный секретарь. Исключение составляют кардинал-камерленго, Верховный пенитенциарий, викарии Римской епархии и города-государства Ватикан, архипресвитер Ватиканской базилики. В случае смерти Папы кардинал-камерленго должен официально ее подтвердить в присутствии церемониймейстера Папских литургических церемоний и членов Папской палаты. С наступлением Sede Vacante кардинал-камерленго опечатывает кабинеты и покои Папы, уничтожает " кольцо рыбака " и печать Папы. Он управляет Апостольским дворцом в Ватикане, также как Латеранским дворцом и дворцом в Кастель Гандольфо. С помощью трех кардиналов-ассистентов кардинал-камерленго в период Sede Vacante администрирует материальные владения Святого Престола. Декан кардинальской Коллегии уведомляет всех кардиналов о вакантности Папского престола и созывает их в Рим для участия в собраниях и конклаве. Он также сообщает о смерти Папы представителям дипломатического корпуса и главам государств.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Особо стоит сказать о вузовских библиотеках. В вузовские библиотеки приходит та часть молодежи, которая обладает достаточно высоким уровнем информационной культуры. Сегодня студент посещает библиотеку как пользователь информационных ресурсов в помощь учебному процессу. История Отечества, история религий, теология, философия, культурология, педагогика и психология - это малый перечень дисциплин, при изучении которых студентам иногда может помочь литература церковных издательств. Не нужно забывать и о библиотеках воинских частей, пенитенциарных учреждений. Эти библиотеки сейчас находятся в плачевном состоянии. Помимо некоторых разовых подарков этим библиотекам можно подарить подписку на периодику. Некоторые Синодальные отелы Русской Православной Церкви, ведающие кругом общецерковных дел, входящих в их компетенцию, сегодня выпускают интересные периодические издания, на которые миссионерские отделы епархий или отдельные приходы могут подписать эти учреждения. Газета Синодального отдела Московского Патриархата по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями " Мир всем! " , журнал о православной жизни " Нескучный сад " , молодежный журнал " Наследник " , женский журнал " Славянка " (несомненно, в местах заключения женщин поможет многим вспомнить о Боге), журнал " Русский Дом " , журнал для сомневающихся " Фома " - лишь малый перечень возможных изданий, полезных в миссионерской деятельности. Путь к Богу и просвещению Божественным светом именно через книгу для многих людей оказывается подчас кратчайшим. Осуществлять служение Божией Истине, проповедовать о Ней необходимо, в том числе и через библиотеки, ибо здесь живой благодатный организм Церкви может тесным образом соприкоснуться с непросвещенным миром. Несомненно, данная деятельность принесет добрые плоды во славу нашего Творца и Его Трисвятого имени. Доклад на конференции " Путь апостольского служения святителя Иннокентия (Вениаминова) " . г. Хабаровск, 31 мая 2007 г. Об авторе: иеромонах Ефрем (Просянок ), директор библиотеки Хабаровской духовной семинарии.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЬБОРНОС [испан. Albornoz] Эгидий (1302, Куэнка, Испания - 24.08.1367, Витербо, Папское гос-во), кард. и гос. деятель периода «Авиньонского пленения пап» , воссоздал патримоний св. Петра (см. Patrimonium Petri ), церковное гос-во в Центр. Италии. А. происходил из знатного рода, учился в ун-те Тулузы или Монпелье, в 1324 г. упомянут как каноник собора в Куэнке. С 1336 г. член королевского совета Кастилии, в 1338 г. архиепископ Толедо и канцлер. В 1350 г. папа Климент VI пожаловал А. титул кардинала. с 1352 г. апостольский пенитенциарий. В 1353 г. Иннокентий VI назначил его своим легатом в Италии и викарием в церковном гос-ве, поручив ему восстановить там контроль папы, практически утерянный после переезда в Авиньон. В 1353-1365 гг. А. с применением военной силы удалось восстановить власть папы на большей части территории церковного гос-ва. Лишь в Романье продвижение А. натолкнулось на сопротивление миланских герцогов Висконти. В Фано А. созвал совещание представителей всех провинций церковного гос-ва (29 апр.- 1 мая 1357), на к-ром была обнародована «Книга установлений святой Матери-Церкви» (Liber constitutionum Sanctae Matris Ecclesiae), известная как «Consmimumiones Aegidianae». Эти установления действовали в качестве уложения церковного гос-ва вплоть до 1816 г. и принесли А. славу второго его основателя. Ист.: Diplomatario del Cardinal Gil de Albornoz: Cancilleria Pontificia (1351-1353)/Ed. E. Sáez. R., 1976. Лит.: Erler A. Aegidius Albornoz als Gesetzgeber des Kirchenstaates. Fr./М., 1970. Н. Ф. Усков Рубрики: Ключевые слова: АНТОНЕЛЛИ Джакомо (1806-1876), кардинал (с 1847), католич. церковно-политич. деятель периода объединения Италии КЛЕСЛЬ Мельхиор (1552-1630), кард., еп. Венский, церковный и гос. деятель в Австрии в период Контрреформации КОНТАРИНИ Гаспаро (1483-1542), итал. католич. богослов, философ, политический и церковный деятель, кардинал (с 1535) АГАДЖАНЯН Григорий Петр (1895-1971), патриарх Армянской Католической Церкви Григор Петрос XV, кардинал Католической Церкви

http://pravenc.ru/text/116058.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВНУКОВСКИЙ [польск. Wnukowski] Аполлинарий (23.07.1848, г. Хотин Бессарабской губ., ныне Черновицкой обл., Украина - 21.05.1909, С.-Петербург), архиеп. Могилёвский, митрополит всех Римско-католических церквей Российской империи. Начальное образование получил в гимназии в Каменце-Подольском, в 1865 г. поступил в Каменец-Подольскую католич. ДС. С 1867 г., после упразднения Каменецкой католич. епархии и закрытия Каменец-Подольской ДС (1866), продолжал обучение в Житомирской католич. ДС, по окончании к-рой в 1870 г. поступил в С.-Петербургскую католич. ДА. 15 июня 1872 г. Могилёвским архиеп. Антонием Фиалковским В. был рукоположен во пресвитера. В 1874 г. окончил ДА со степенью магистра богословия. Служил в Луцко-Житомирской католич. епархии. В 1874-1876 гг. преподавал лат. язык, литургику, церковную историю и Свящ. Писание в Житомирской католич. ДС. С 1876 г. служил кафедральным викарием в соборе Житомирской епархии, вице-деканом Житомирского деканата, занимал должность defensor vinculi (лат.- защитник брачных уз) в делах о разводе. В 1881 г. назначен канцлером Луцко-Житомирской епархиальной курии, с 1883 г. исполнял обязанности кафедрального пенитенциария (духовника). С 4 июня 1888 г. являлся почетным каноником, а с 1898 г.- прелатом Луцко-Житомирского капитула. С 1891 г. находился на должности заседателя Луцко-Житомирской епархиальной консистории. В 1898 г. избран ректором Житомирской католич. ДС. 20 апр. 1904 г. папой Римским Пием X В. был назначен епископом Плоцким (Польша) и 13 нояб. того же года рукоположен во епископа. При В. в Плоцкой епархии начал издаваться периодический ж. «Miesicznik Pasterski Pocki» (польск.- Плоцкий пастырский ежемесячник). В авг. 1908 г. по представлению правительства Российской империи папа Пий Х назначил В. архиепископом Могилёвским, митрополитом всех Римско-католических церквей Российской империи. Интронизация В. и вступление в управление Могилёвским архиеп-ством состоялись 23 нояб. 1908 г. в С.-Петербурге. В 1908-1909 гг. он являлся председателем Римско-католической духовной коллегии, апостольским администратором Минской епархии. Похоронен в Житомире. Лит.: Ann. Pont. Cath. P., 1910. Р. 728; Nitecki P. Biskupi Kocioa w Polsce w latach 965-1999. Warsz., 2000. S. 486; Пономарёв В. П. Архиепископы Могилёвские и митрополиты римско-католических церквей в России//Покров: Альм. рос. католиков. 2000. 5. С. 47-48; он же. Митрополиты Могилёвские//Свет Евангелия. 2001. 22 (324). С. 12. В. П. Пономарёв Рубрики: Ключевые слова: ГИНТОВТ-ДЗЕВАЛТОВСКИЙ Александр Казимир (1821 - 1889), архиеп. Могилёвский, митр. всех Римско-католических церквей Российской империи ГОЛОВИНСКИЙ Игнатий (1807 - 1855), архиеп. Могилёвский, митр. всех Римско-католических Церквей Российской империи ДМОХОВСКИЙ Казимир (1780 - 1851), архиеп. Могилёвский, митр. всех римско-католич. церквей Российской империи

http://pravenc.ru/text/155045.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010