Вещественная святыня 18. О святых храмах Господь в Ветхом Завете велел устроить Ему святилище: «Скажи сынам израилевым, и устроят они Мне святилище, и буду обитать посреди их» ( Исх.25:2,8 ). О Соломоне Господь сказал: «Он устроит дом имени Моему» ( 2Цар.7:13 ). «И построил Соломон храм и кончил его» ( 3Цар.6:14 ). " Храм был угоден Господу, и Господь освятил его» ( 3Цар.9:3 ). После разрушения храма Соломонова, Господь повелел строить новый храм ( Агг.1:3,8 ). Спаситель ревновал о храме: «дом Мой домом молитвы наречется для всех народов» ( Мк.11:17 ; Мф.21:13 ; Лк.19:46 ). Спаситель видел в храме особое присутствие Божие: «Клянущийся храмом клянется им и Живущим в нем» ( Мф.23:21 ). Спаситель признавал освящение от храма: «что больше: дар, или жертвенник, освящающий дар» ( Мф.23:19 ). Апостолы молились в храме: Они после вознесения Господня «пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога» ( Лк.24:53 ). Апостолы, проповедуя Христианство по всему миру, приходили в храм Иерусалимский для поклонения: Ап. Павел говорит: «я пришел в Иерусалим для поклонения» ( Деян.24:11 ). «и молился в храме» ( Деян.22:17 ). Господь предсказал, что у христиан будут свои храмы, воссозданные и обновленные: Ап. Иаков привел на апостольском Соборе пророческое предсказание об этом: ( Деян.15:16–17 ) «потом обращусь и воссоздам скинию Давидову падшую, и то, что в ней разрушено, воссоздам, и исправлю ее, чтобы взыскали Господа прочие человеки и все народы, между которыми возвестится имя Мое, говорит Господь, творящий сие». Христиане, действительно, имели храмы, которые назывались у них церквами: «Целый год собирались они в церкви и учили немалое число людей, и ученики в Антиохии в первый раз стали называться христианами» ( Деян.11:26 ). Церковь , или храм, христиане всегда отличали от жилого дома: «Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит. Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих, ибо неприлично жене говорить в церкви» ( 1Кор.14:34–35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

Во время своего визита в Киев 20-24 августа 2021 г. Патриарх Константинопольский Варфоломей вновь подтвердил неизменность своего убеждения в том, что Московский Патриархат самовольно узурпировал юрисдикцию над Киевской митрополией без согласия и санкции Константинопольского Патриаршего Престола. На доксологии в соборе Михайловского Златоверхого монастыря 21 августа Патриарх Варфоломей заявил: " Киевская митрополия была неотъемлемой канонической территорией и митрополией нашего Всесвященного, Апостольского и Патриаршего Престола, хотя в силу исторических обстоятельств и мирских устремлений некоторых насильственно и на время отсеченной от своей природной духовной матери " . В проповеди, произнесенной 22 августа на литургии, совершенной на площади перед Софийским собором, Патриарх также сказал: " Это произошло, поскольку все без исключения действия предшествующих веков с целью церковной узурпации Киева происходили без ведома Матери Церкви Константинопольской, без ее добровольного благословения и с тяжким для нее страданием от того, что пользуются ее в мирском отношении бессилием. Итак, эти действия, повторим, были, одним словом, совершенно чужды православной экклесиологии и ни в коем случае не привлекали благодать и благоволение Божие " . " Отмена соответствующей канонической грамоты нашего приснопамятного предшественника Дионисия IV была с нашей стороны не превышением прав, как беспрестанно повторяют противящиеся миру и примирению о Христе, но отеческим долгом, поскольку им пренебрегали не на пользу здешней христианской паствы " . В продолжение обвинения Московского Патриархата в агрессивных " вторжениях " в границы канонических территорий Константинопольского Патриархата и иных Поместных Православных Церквей 28 сентября интернет-сайт ΦΩΣ ΦΑΝΑΡΙΟΥ опубликовал английский перевод статьи, написанной по-гречески еще в 2019 г. протопресвитером доктором Георгием Цецисом, в которой он утверждает, что Русская Церковь " использовала каждую возможность вторгнуться в территории других Православных Церквей вне ее границ, установленных ее Томосом об автокефалии, следуя царским войскам или Советской Армии " . В качестве примеров такого " вторжения " о. Г. Цецис приводит " инкорпорацию в состав Московского Патриархата " ( sic !) Церквей Грузии и Абхазии в 1811 году и митрополии Бессарабии в 1812 году. Известно ли именитому богослову, что в период 1721-1918 гг. " Московского Патриархата " в принципе не существовало, а высшее управление церковными делами в Русской Церкви осуществлялось Святейшим Синодом, полностью подчиненным власти Всероссийского императора, и такая форма правления была установлена с благословения Константинопольского Патриарха Иеремии III ?

http://mitropolia.spb.ru/docs/povelevaem...

Во имя Господа и Владыки, Иисуса Христа, истинного Бога нашего, в царствование благочестивейших и христолюбивых государей наших, Константина и боговенчанной его матери Ирины, в восьмой год их консульства, за два дня до октябрьских календ, индиктиона одиннадцатого, собрался Святой и вселенский собор, созванный, Божиею милостию и по благочестивому повелению тех же богохранимых государей, в славной митрополии никейской в области вифинской. Собрались: Петр, почтеннейший первопресвитер святейшей церкви святого апостола Петра в Риме, и Петр, почтеннейший пресвитер, инок и игумен досточтимой обители святого Саввы в Риме, представители блаженнейшего и святейшего Адриана, архиепискона древнего Рима; Тарасий, блаженнейший и святейший архиепископ великоименитого Константинополя, нового Рима; Иоанн и Фома, почтеннейшие пресвитеры, иноки и местоблюстители апостольских кафедр востока. Они сели пред священнейшим амвоном храма в святейшей великой церкви, вызываемой Софийскою. На соборе присутствовали также славнейшие и знатнейшие сановники, а именно: Петрона, славнейший консул, патриций и начальник богохранимой императорской свиты. Когда весь Святой собор расположился по порядку, указанному в первом деянии, – вместе с богохранимейшими архимандритами и игуменами и всем сонмом иноков, и когда положено было святое и неповрежденное евангелие Божие; Лев, славнейший секретарь, сказал: «Святой и блаженный собор знает, что в предыдущее собрание мы исследовали различные изречения отвергнутых Богом еретиков, обвинявших святую и непорочную церковь христианскую в устроении священных икон. В нынешний же день мы имеем в своих руках письменное богохульство этих обличителей христиан, то есть, бессмысленное, заслуживающее ниспровержения и само себя низлагающее определение этого лжесобора, во всем согласное с богохульством этих богопротивных еретиков. При том же (у нас находится в руках) не только это (определение), но и искуснейшее и производящее весьма благотворное действие опровержение его, внушенное Духом Святым; так как этот лжесобор следовало всенародно опровергнуть посредством мудрых возражений и уничтожить посредством сильных опровержений. Это (опровержение) мы и повергаем на ваше благоусмотрение».

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

Вопрос о составе будущего собора есть один из важнейших вопросов, подлежащих решению при подготовительной работе к собору. Поднимается этот вопрос довольно редко и решение его для некоторых кажется очевидным: собор будет состоять из епископов русской Церкви и, быть может, нескольких архимандритов и протоиереев; миряне же на него не будут допущены. Но такое решение вопроса не соответствуя ни духу христианства, ни древней канонической практике, ни требованиям жизни, лишило бы собор значительной доли нравственного авторитета, нравственного влияния на общество и не привело бы к ожидаемому от собора обновлению церковной жизни. Собор епископов русской Церкви не будет собором русской Церкви. Он объединит и оживит только Иерархию, но ни народные распри, ни существующее разделение между мирянами и иерархией от этого не уменьшатся. Эхо будет коллегия иерархов-епископов, где-нибудь при закрытых дверях рассматривающая и решающая церковные вопросы, столь же непонятная и чуждая народу, как чужд и непонятен ему Св. Синод. Всякое разобщение между членами тела непременно ведет к ослаблению и даже к прекращению жизни тела. Поэтому сила и крепость Церкви, тела Христова. зависит от живого непосредственного общения между всеми ее членами. Главная причина подавленности, слабости, можно сказать, окаменелости нашей церковной жизни лежит в разобщенности не только отдельных членов иерархии и народа между собою, но и в разобщенности иерархии, как целого, от мирян. Иерархия у нас носит характер особой, чуждой народу организации с особыми, иногда противоположными интересам народа, интересами. Собор, состоящий из одних епископов, только санкционировал бы самым фактом такое положение вещей, и это в то время своего созвания, когда организация враждебных Церкви сил поражает своею стройностью и сплоченностью. «Где двое или трое собраны во имя Мое, – говорит Глава Церкви, – там Я посреди них» ( Мф. 18, 20 ). Христос обещает верующим пребывать среди них только тогда, когда они собраны во имя Его, так как только тогда они составляют Церковь ( Мф. 18, 17 , ср. Деян. 1, 4 по русск. тексту). Собранность, соборность есть, таким образом, существенный признак Церкви. Христос не определяет, кто должен составлять этот собор, эту Церковь . Он требует лишь, чтобы двое или трое собрались во имя Его, и следовательно, право участвовать в этом соборе имеет всякий, носящий имя Христово, всякий христианин. И в апостольской Церкви различие положения мирян и клира не вело к разделению их не вело к нарушению принципа соборности.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troicki...

Вселенскими Соборами (σνοδοι οκουμενικαι) называются соборы, которые при содействии светской (императорской) власти составлялись из епископов всей христианской церкви, стекавшихся из различных частей тогдашней греко-римской империи (οκουμνη, orbis terrarum) и так называемых варварских стран для суждения о предметах догматических и канонических. Император, как страж (custos) веры и церкви, созывал собор, делал ассигновку на расходы, назначал место его заседания, переводил из одного города в другой, лично присутствовал и пользовался почетным председательством) или назначал своих чиновников для наблюдения за порядком, распускал собор и по предложению собора скреплял акты собора своей подписью. Но императоры в сущности не принадлежали к составу членов собора и не имели права влиять на соборные решения в отношении к их содержанию, хотя они иногда и претендовали на это. Полноправными членами соборов, которым принадлежало право подавать решающий голос (лично или чрез заместителей), были только епископы, как преемники апостольской власти (следовательно, по апостольскому праву), присутствовавшие на соборе в качестве представителей епископства (епископата) и паствы из различных частей Вселенской Церкви, следовательно, в качестве выразителей голоса всей Церкви. Главной целью Вселенских Соборов было суждение о разных неправильных или еретических воззрениях и торжественное свидетельство об истинном учении и догматических воззрениях, содержимых церковью; но к этой догматической деятельности (учительства) присоединялись также и дела канонические, т. е. управления и суда. Догматические определения и каноны находятся в «Книге Правил»; определения, каноны и судебные решения – в «Деяниях» Вселенских Соборов. Догматические определения, правила или каноны, и судебные решения утверждались подписью всех епископов. Императорское утверждение состоявших постановлений давало им силу государственного закона, нарушение которого каралось законами уголовными. Истинными Вселенскими соборами были только те соборы, постановления которых действительно были выражением всеобщего голоса и сознания церкви и которые поэтому были признаны во всей Вселенской Церкви (даже вне греко-римской или византийской империи). Таких Вселенских Соборов, которые одинаково признаны восточной и римской церковью – семь.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Вступление       Православный христианин должен для своего спасения иметь правую веру и добрые дела: ибо «праведный от веры жив будет» ( Евр. 10:38 ) говорит Св. Писание и: «как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва». ( Иак. 2:26 ) Но чтобы вера сия, руководствующая делами, была непогрешительна, он должен твердо держаться учения Православной Кафолической Церкви, которая утверждена «на основании апостолов и пророков, имея краеугольным камнем Самого Иисуса Христа» ( Ефес. 2:20 ). Истина её учения засвидетельствована Откровением Божиим в Священном Писании Ветхого и Нового Завета чрез Предание Апостольское и Соборные Уставы Святых Отцов. Они посреди гонений, твердо исповедуя устами то, чему веровали сердцем, единодушно изложили на Первом Вселенском Соборе в Никее учение веры Апостольской в Кратком Символе в Константинополе передали Кафолической Церкви как твердое и непреложное её исповедание, в котором ни единое Слово не может быть ни прибавлено, ни убавлено. Таков священный Символ сей: Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. Распятого же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. И воскресшаго в третий день по Писанием. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И паки градущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. Во единую Святую, Соборную и Апостольскую Церковь . Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь. Первое слово Символа: Верую показывает уже, что Божественные догматы в нем, излагаемые свыше человеческого разума, и могут быть постигаемы только верою, которая, по словам Апостола, есть осуществление ожидаемого и обличение вещей невидимых, и без неё не возможно угодить Богу, ибо приходящий к Нему должен уже веровать, что Он есть и что Он ищущих Его вознаграждает. ( Евр. 11:1, 6 )

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Вступление Довольно ли обращает внимания Восточный православный мир на то, что совершается ныне в Римском и на Западе вообще? – Там совершенное разложение Церкви, долго похвалявшейся быть Единою Кафолическою, и что весьма замечательно – первый толчок к сему распадению дан ей из самого Ватикана: ни один из средневековых его перунов не имел столь разительного действия, как последний его мнимо Вселенский Собор. – Сбылось апостольское слово: «когда будут говорить мир и утверждение, тогда постигнет их конечная пагуба». ( 1Фес.5:3 ). Давно уже скоплялась гроза сия, теперь только разразившаяся над Западом. Сколько было, однако, благих надежд от сего, давно желаемого Собора, который должен был, по-видимому, умиротворить стихию светскую с духовною и Церковь с мирскими властями! – Все вдруг разорилось лестью иезуитскою! И какое необычайное явление в XIX веке! Внезапно, и в последний раз, ожили и вновь поднялись все давно забытые притязания римские, которые и сам Григорий VII во дни своей славы, и третий Иннокентий и даже Вонифатий VIII, при апогеи папства, не дерзали так явно провозглашать. То, что проявлялось только случайно, как личное мнение какого-либо из самых могущественных Пап, в запальчивой его булле, ныне уже делается догматом, волею или не волею для всей Западной церкви, ибо канонически утверждено на Соборе большинством епископов, отчасти титулярных, хотя действительные пастыри громко вопияли против сего нововведения, но несмотря на то, должны были покориться и жертвовать своими убеждениями ради единства. Никогда не бывало такого многолюдного Собора, более, нежели из 700 епископов, и никогда не было Вселенского в Риме, а только одни поместные, которые домогались усвоить себе вселенство; но вот, еще однажды, созывается великий Собор всего Запада, для того только, чтобы превознести Папу превыше всякого начала и власти, и провозгласить его единственным источником всякого священноначалия, одною своею личностью превозмогающим весь сонм епископов целого христианства, и наконец непогрешимым в своих догматических решениях, как бы образ Божий на земле. Не есть ли это отчасти исполнение апостольского слова о том, кто дерзновенно воссядет в Церкви Божией, выдавая себя за Бога? ( 2Фес.2:4 ). Тайна беззакония как будто уже в действии, посреди тяжкого оцепенения еще верных сынов Церкви, с ужасом на сие взирающих!

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

ГлabaXXXIII. Единоверие при разнообразии обрядов I. Бл. Иероним Стридонский : а) «Церковные предания, в особенности те, которые не вредят вере, должно сохранять так, как они переданы предками, и что обычаи одних не разрушаются противоположным обыкновением других... Пусть каждая провинция исполняет свои обычаи и правила предков считает установлениями апостольскими» (ч. II, стр. 258–259). б) «Виктор думал, что многие азийские и восточные епископы, которые праздновали Пасху в одно время с иудеями, в четырнадцатый день месяца, должны быть осуждены. Но с этим мнением Виктора не согласились даже те, которые были несогласны с вышеупомянутыми епископами касательно дня празднования Пасхи» (ч. V, стр. 310). в) «Поликарп, епископ Ефесский, вместе с прочими Азийскими епископами, которые по некоторому древнему обычаю праздновали Пасху в одно время с Иудеями в четырнадцатый день месяца, написал против Виктора, епископа Римского, синодальное послание, в котором говорит, что он следует авторитету ап. Иоанна и древних. Из упомянутого послания мы выписываем эти немногие строки: итак мы празднуем день Пасхи ненарушимо, ничего не прибавляя, и не убавляя. Ибо в Азии почили величайшие светила церкви, которые воскреснут в день Господа, когда Он приидет с небес во славе Своей, чтобы воскресить всех святых, а именно: Филипп один из двенадцати апостолов, который почил в Иераполе, и две его дочери, которые состарились в девстве, и третья его дочь, которая, преисполненная Духа Святого, скончалась в Ефесе; также Иоанн, возлежавший на персях Господа, и бывший его первосвященником, носящим на челе золотую дщицу, мучеником и учителем, почил в Ефесе; и Поликарп, епископ и мученик, почивает в Смирне и Фразей, епископ и мученик из Евмении, почил в той же Смирне. Нужно ли упоминать еще о Сагаре, епископе и мученике, который почивает в Лаодикии, о блаженном Папирие, и о Мелитоне евнухе, который, во Св. Духе всегда служа Господу, скончался в Сардах и ожидает воскресения в Его пришествие? Все они, не уклоняясь от евангельского предания ни на какую сторону и следуя церковному правилу, праздновали день Пасхи в четырнадцатый день месяца. И я также наименьший из всех вас, Поликарп, согласно постановлению соседей моих, которым и я последовал (ибо присутствовали на соборе семь соседних мне епископов и я восьмой), всегда праздновал Пасху в то время, когда народ иудейский совершал праздник опресноков» (ч. V, стр. 314–316).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim-Aleksa...

Глава 16 Заключение послания: распоряжения, известия и приветствия (1–24) 1Кор.16:1 .  При сборе же для святых по­ступайте так, как я установил в церквах Галатийских. 1Кор.16:2 .  В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько по­зволит ему состояние, чтобы не делать сборов, когда я при­ду. 1Кор.16:3 .  Когда же при­ду, то, которых вы изберете, тех отправлю с письмами, для доставле­ния вашего подаяния в Иерусалим. 1Кор.16:4 .  А если при­лично будет и мне отправиться, то они со мной пойдут. Ап. дает распоряжение о собирании пожертвований в пользу иерусалимских христиан. «Сбор для святых» или христиан иерусалимских (может быть Ап. здесь называет иерусалимских христиан просто святыми в виду того особого значения, какое имела Церковь Иерусалимская среди других Церквей ср. 2Кор. 8:4, 9:1, 12 ) производился в виду того, что иерусалимские христиане более нуждались в помощи, чем другие. Известно, что отступникам от веры отцов, – а таковыми оказывались в Иерусалиме ученики Христовы – всегда трудно живется, трудно достается работа (ср. Иак. 2:6, 5:1–6 ). И вот, раз на соборе апостольском Павел дал слово заботиться о бедных иерусалимских христианах ( Гал. 2:10 ; Деян. 11:27–30 ), то он считал своим долгом располагать коринфян к сбору подаяний на бедных христиан иерусалимских. – «В первый день недели». т. е. в каждый первый день по истечении недели, или после субботы. Это был день воскресный или день Господень. Отсюда видно, что этот день праздновался еще при Апостолах (ср. Деян. 20:7 ). – «С письмами», т. е. с рекомендательным письмом в Иерусалим (множ. число επιστολα имеет значение латинского litterae=письмо). «Если прилично будет». Ап. имеет, вероятно, в виду сумму пожертвований. Если пожертвований будет очень много, то, может быть, понадобится его личное участие в их распределении. 1Кор.16:5 .  Я при­ду к вам, когда прой­ду Македонию; ибо я иду через Македонию. 1Кор.16:6 .  У вас же, может быть, по­живу, или и пере­зимую, чтобы вы меня про­водили, куда пойду.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 17. Великое разделение Церквей. Расцвет византийской культуры. Падение Византии. Церковное устройство в IV–XI веках. Патриархаты. В первые три века истории Церкви, когда христианские общины появились практически в каждом заметном городе Римской Империи, все епископы, возглавлявшие местные церкви, были равны между собой в своих правах по церковному управлению. Однако уже тогда особую роль в жизни Церкви стали играть епископские кафедры крупных городов, насчитывавших многочисленные христианские общины, таких как Рим, Александрия, Антиохия, Эфес, Фессалоники, Карфаген, Лион и др., вокруг которых стала осуществляться соборная жизнь Церкви. К епископам этих городов стали обращаться их собратья из окрестных городов, когда возникали какие-либо вопросы церковной жизни, ради решения которых они созывали у себя окружные соборы епископов. Особенно возрос тогда авторитет епископов крупнейших городов – Рима, Александрии и Антиохии, кафедры которых именовались «апостольскими», поскольку их основание Предание Церкви связывало с теми или иными Апостолами. Особенно же был велик авторитет епископа Рима, причем не только как епископа столицы Империи, но и города, первым епископом которого считался Первоверховный Апостол Петр, принявший здесь мученическую кончину и погребенный на холме Ватикан. В IV в., когда Церковь после окончания гонений еще более разрослась, ее устройство во многом стало сообразовываться с административным устройством Империи. Последняя тогда делилась на провинции , которых насчитывалось около сотни, те в свою очередь были объединены в диоцезы , которых было 12, и они образовывали четыре префектуры . Это устройство в течение IV–VI вв. во многом было повторено Церковью, хотя границы ее административных единиц далеко не всегда совпадали с государственными. Так, в IV в. епископы, занимавшие кафедры в городах, как правило, являвшихся административными центрами провинций (их называли митрополиями , что по-гречески означает мать городов), получили начальственные права в отношении епископов других городов провинции. Это положение было закреплено на Первом Вселенском Соборе (325 г.), установившем, что епископы каждой области (именуемой по-гречески епархией ) не могут ничего предпринимать без соизволения своего митрополита (епископа митрополии). Ему же принадлежало право утверждения в своей епархии новоизбранных епископов. В свою очередь сам митрополит избирался собором епископов епархии и также ничего не мог делать без их общего согласия.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofya_Kulomzin...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010