30-е Святого Апостола Андрея Первозванного Андрей был родом Еврей, из Вифсаиды Галилейской, рыбарь и брат Ап. Петра и первоначально ученик Иоанна Крестителя. Как только Предтеча указал на грядущего Христа: се Агнец Божий, вземляй грехи мира, Андрей первый сделался учеником Иисуса Христа ( Ин.1:35–42 ), первый исповедал Его Мессиею пред старшим братом своим Симоном Петром: мы обрели Мессию, глаголемого Христа, и назван Первозванным. От ловитвы рыб на море Галилейском, Андрей призван Самим Господом в звание Апостола и, по исчислению Евангелиста Матфея, занимает между Апостолами второе место ( Мф.4:18–19; 10:2 ). В числе четырех учеников Господа Андрей удостоен был Им доверия услышать пророчество Его о будущих судьбах Церкви и мира ( Мк.13:3–5 ) и особенной близости обращения с Иисусом Христом ( Ин.12:21–22 ). В Сионской горнице, вместе с прочими учениками, Андрей утешен явлением Воскресшего и принял от Него вместе с прочими Апостолами власть вязать и решить грехи. В той же горнице сподобился сошествия Св. Духа, страдал за проповедь Евангелия в Иерусалиме от Иудеев и участвовал в соборе Апостольском, бывшем около 50 года по Р. X. ( Деян.15:28 ). Подъемля труды и болезни во благовестии Христове, Аи. Андрей обтек с проповедию своею многие страны Азии и Европы, Вифинии и Пропонтиды, Греции и Македонии, Фракии и Скифии. Для проповеди Евангелия он совершил три путешествия из Иерусалима и Иудеи, – первое в Антиохию Сирийскую, в Тиану, город Каппадокии, откуда доходил до Синопа в пределах Скифии, бывшего столицею Понта, где доселе жители указывают памятники его пребывания. Из Синопа Первозванный был в Амисии или Амасии на берегу Понта; посетил также Трапезонт, откуда отправился в Иверию, отселе в землю Парфян или в Самхетию и возвратился в Иерусалим на праздник Пасхи. После праздника Пятьдесятницы св. Ап. Андрей предпринял второе свое странствование для проповеди Евангелия и устроения церквей. Из Иерусалима он опять прибыл в Антиохию Сирийскую, в Ефес, в Лаодикию, в Одисс, город Мисии, в Никею в Вифинии, где Апостол обратил многих ко Христу и крестил. Пробыв в Никее два года, Первозванный странствовал в соседнюю Никомидию. Оттуда отплыл морем в Вифинский город Халкидон, потом посетил морем Ираклию и Понтийский Амастр или Амастриду, в которой оставался долгое время, и просветил многих светом Евангелия. Из Амастриды прибыл в город Харикон. По насаждении спасительной веры в этом городе, Апостол отплыл в Синоп и был вторично в Амисии и Трапезонте. С большим успехом проповедал веру Христову в Неокесарии и достиг до города Самосата в Армении, откуда возвратился в Иерусалим на праздник Пасхи.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

78. Слово в Неделю святых отец и венчания на царство Благочестивейшего Государя Императора Николая Александровича 198 В нынешний день святая Церковь совершает память 318 отцов Первого Вселенского Собора, собравшихся в Никее в 325 году. Воспоминание об отцах Первого Вселенского Собора приурочено к первому воскресному дню после праздника Вознесения Господня потому, что Господь по вознесении, «восседши одесную престола величия на высоте» ( Евр. 1, 3 ), явил Себя миру как совершенного Бога, равного Отцу Своему; а отцы Первого Вселенского Собора, собравшиеся по поводу возникшей в то время ереси Ария, именно и утвердили истину Божества Сына Божия и Его единосущия Отцу. Вспоминая отцов Первого Вселенского Собора, мы вспоминаем одушевленных и непоколебимых поборников основного догмата веры христианской о Божестве Сына Божия, без признания которого разрушается все величественное здание христианства, как и теперь, например, оно сильно поколеблено в сердцах многих благодаря современным отрицателям Божества Сына Божия: Л. Толстому, Ренану (с его «Жизнью Иисуса», усиленно теперь распространяемою) и другим, которым покорно следует значительная часть общества. Первый Собор, по отзыву и одного известного светского писателя философа В. С. Соловьева , «отличается пред всеми тем, что в лице многих его членов пастырское значение церковных вождей еще не отделилось от апостольского и мученического. Некоторые из епископов, заседавших на этом Соборе, прославились обращением в христианство языческого народа, другие, изувеченные, с впадинами вместо глаз, ярко напоминали о недавних гонениях за веру». Таковы, например, Александр Александрийский с Афанасием Великим , Евстафий Антиохийский , Николай Мирликийский, Спиридон Тримифунтский, Феофил Готфский, Осия Кордувийский, Пафнутий Исповедник и др. Имена этих отцов, столь известные всему христианскому миру, красноречиво свидетельствуют, что не для пустого словопрения собрались они на Собор в Никею, а вслед за ними и отцы последующих Вселенских Соборов, но для того, чтобы непоколебимо «утвердить столпов седмь», на которых «Премудрость созда себе дом» ( Притч. 9, 1 ), то есть укрепить основания созданной Христом Церкви, которые хотели было поколебать «врата адова» ( Мф. 16, 18 ) чрез появление еретиков, слуг князя тьмы.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Хроника работы Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2000 г. 13 августа после совершения Божественной литургии в Успенском соборе Московского Кремля Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II открыл работу Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, который продлился до 16 августа. Выступая на открытии Собора, Его Святейшество, в частности, сказал: “Изволением и благодатию Всесвятого Духа мы собрались в первопрестольном граде Москве, чтобы соборными деяниями и молитвами достойно увенчать торжества нашей Церкви, посвященные празднованию великого юбилея – 2000-летия Пришествия в мир Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа… Двадцать веков прошло с тех пор, как прозвучали великие и радостные для всего человечества глаголы Ангела: “Ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь” (Лк. 2, 11). Все эти столетия Единая Святая Соборная и Апостольская Церковь неустанно возвещает людям благую и спасительную весть о пришествии Царствия Божия. Верная апостольскому и святоотеческому преданию, она обращается к миру через свои Соборы, которые созываются для обсуждения и решения актуальных вопросов церковной жизни. Соборность – это душа Церкви, показатель полноты ее жизненных сил. Нынешний Юбилейный Собор имеет для Русской Православной Церкви особое значение, ибо он призван наметить пути, по которым она будет следовать в XXI веке. Это обстоятельство налагает на нас высокую ответственность за судьбы Церкви в наступающем третьем тысячелетии от Рождества Христова… Настоящим Архиерейским Собором Русская Православная Церковь завершает трагический ХХ век, в котором ей пришлось пережить одно из самых страшных и жестоких гонений в истории христианства. Милостию Божиею врата адовы не одолели нашу Церковь, украсившуюся, словно порфирой и виссоном, кровью многих тысяч страдальцев за Христа… Молитвами всех святых, в земле нашей просиявших, да дарует нам Всемилостивый Господь “дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия” (Ис. 11. 2), дабы нынешний Юбилейный Архиерейский Собор вошел в историю соборных деяний Русской Православной Церкви примером подлинного единомыслия и любви во Христе Иисусе, Господе нашем”.

http://sedmitza.ru/lib/text/429436/

III. Епархия Готская К оглавлению Готы, переселившиеся к концу второго века (ок. 182–215) с помория Балтийского в Черноморские пределы нашего отечества и сперва утвердившиеся между Днестром и Днепром, а вскоре распространившие власть свою на все пространство нынешнего Новороссийского края от Дуная до Дона и проникшие в Крым, в первый раз здесь оглашены были Евангельскою проповедию в царствование императоров греческих Валериана и Галлиена. В 260 г., сделавши опустошительный набег на Малую Азию, Галатию и Каппадокию, эти новые враги Римской империи вывели с собою оттуда многих греческих пленников, а в числе их священников и клириков, которые и сообщили своим победителям первые понятия о святой вере . Но в это время крестились только немногие, и вовсе не известно, чтобы у готов был уже епископ. Гораздо в большем количестве обратились они ко Христу (ок. 323 г.) в царствование императора Константина Великого, который, по словам Сократа, одержавши над ними решительную победу силою креста Христова, до того поразил варваров своим неожиданным и необычайным над ними успехом, что они не только отказались от даров, какие обыкновенно получали от двора цареградского, но решились совершенно предаться той святой вере, под защитою которой Константин всюду оставался столько безопасным . После сего у готов основывается уже епархия, и епископ их Феофил присутствовал на Первом Вселенском Соборе (в 325 г.), под актами которого подписался митрополитом Готии или, как в других списках, Феофилом Боспоританским из Готии . Эта подпись показывает, что резиденция Готской епархии сперва находилась не в Крыму, где, как увидим, она утвердилась со временем, а в стране, простиравшейся от Дуная до Днестра и Черного моря, которая тогда начала было называться Готиею — в древней Дакии, или нынешней частию Валахии, а по преимуществу Бессарабии — и еще определеннее: находилась именно у Босфора, или Черного моря, следовательно, бесспорно на нынешней земле Русской. Вскоре христианство еще более распространилось между готами при содействии некоторых греческих миссионеров, каковы были в царствование императора Констанция (337–361) священник Авдий, которого проповедь сопровождалась таким успехом, что в короткое время он основал в Готии даже обители мужские и женские, упоминаемые современниками Епифанием и Кириллом ; и блаженный Евтихий, с которым, по свидетельству Василия Великого, никто не мог тогда сравниться в великом деле обращения ко Христу варваров ; наконец, в царствование императора Валента (365–378) Фессалонитский епископ Асхол, которого за апостольскую ревность в распространении и особенно поддержании святой веры между готами тот же святой отец превозносит всякими похвалами и называет украшением своего отечества — Каппадокии .

http://sedmitza.ru/lib/text/435753/

III. ПРЕДИСЛОВИЕ 62 АНАСТАСИЯ БИБЛИОТЕКАРЯ к седьмому собору. (в форме письма) к Иоанну VIII, великому первосвященнику Господину Иоанну великому первосвященнику и вселенскому папе нижайший Анастасий. Так как недавно, для предшественника вашего блаженства, блаженной памяти папы Адриана 63 переведен святой восьмой 64 вселенский собор; то я рассудил, что не хорошо и неприлично не иметь латинянам перевода седьмого (вселенского) собора, который, в царствование императрицы Ирины или императора Константина, при предшественнике вашем блаженной памяти Адриане I, открыл, в присутствии викариев последнего, свои торжественные заседания в Никее. Название: «восьмой собор» не имеет никакого смысла и не может быть удержано, если нет седьмого. Это не то значить, будто седьмой собор прежде нас не был переведен никем, но то, что переводчик, не обращая внимания на идиотизмы того и другого языка, почти всюду переводил слово за словом и так рабски следовал словам, что в этом издании едва ли можно, скорее вовсе нельзя найти какое-нибудь понятное место и потому оно возбуждает в читателях омерзение и почти всеми презирается. Поэтому некоторые считают перевод этот совершенно не заслуживающим того, чтобы его читали, а о переписывании его и говорить нечего. Видя это, я, не щадя своего слабого тела, постарался, при помощи Божией, перевести на латинский язык этот (собор), думая, что неприлично и непристойно вашей, то есть римской церкви, учительнице всех церквей, не иметь этого собора, когда великолепнейшим украшением ей служит уже позднейший, то есть восьмой собор. К этому предприятию побудил меня особенно мой долг служить вашей священной библиотеке, управителем которой, по вашему благоволению, я состою, – служить тем, что дано мне свыше, если только я, подражая апостолам, буду заботиться о прославлении моего служения. Поистине достойно замечания, что в этом соборе находятся некоторые правила и постановления апостольские и шестого вселенского собора, которых в переводе нет и которые у нас не допускаются.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

I. Пасха в Иерусалиме Крайне тяжелое и утомительное напряжение, продолжавшееся в течение двухдневного непрерывного пребывания в Святогробском храме паломников, без пищи, питья и сна, с целью не уступить занятой позиции кому-нибудь другому и быть в великую субботу на церемонии получения «благодати св. огня» непосредственным очевидцем, вблизи Живоносного Гроба, разрежается нередко упадком физических сил настолько, что некоторых из них полумертвыми относят из храма прямо в больницу. Более крепкие и сохранившие бодрость сил паломники, добравшись до русских построек; с бережным соблюдением дорогой святыни «благодати св. огня», и затеплив от этого огня лампадку в особом металлическом фонарике, в виде церковки с пятью главками, для доставления ее на родину, ложатся немедленно на отдых и погружаются в крепкий сладкий сон... Но над немощною плотью истомленного трудами и бдениями паломника, очевидно, все время бодрствует его недремлющий дух. Отдых от трудов паломника в этот святой вечер бывает не продолжителен. Русский богомолец в Св. Земле не забывает ни на минуту, что в эту «священную и спасительную ночь» он должен бодро стоять на страже Гроба Господня, чтобы достойно встретить первое радостное приветствие из уст исходящего из Гроба иерусалимского патриарха: «Христос воскресе»! Вот почему, после краткого отдыха, умывшись и приодевшись в лучшие одеяния, с семи уже часов вечера паломники спешат в Святогробский храм, чтобы занять место поудобнее и поближе к Живоносному Гробу. Таким образом Святогробский храм снова сверху до низу переполняется богомольцами, в немом благоговении ожидающими начала пасхальной утрени. Только уже не в первый раз находящиеся в Иерусалиме в этот день и наиболее утомленные и перетружденные латами паломники остаются на русских постройках и, в ожидании начала утрени, слушают, по русскому обычаю, чтение «Деяний апостольских» за плащаницею в Троицком соборе, открытом для богомольцев чрез всю ночь. Иерусалимские улицы, шумные и оживленные в обычное время, в эту святую ночь погружаются в полный мрак и как бы вымирают. Пульс жизни учащенно бьется лишь в Святогробском храме и на площадке близ него, куда к этому времени приползают толпы калек, нищих и прокаженных, постоянно ютящихся за городом в Иосафатовой долине. Своими жалобными стонами, надрывающими душу: «Кристос боскрес», «Паричка дай!» эти несчастные стараются привлечь к себе внимание сердобольных, празднично настроенных, паломников. Мрачные улицы Иерусалима освещены только на пути от патриархии до Святогробского храма. Царящее здесь оживление свидетельствует о том, что на этом небольшом пространстве Св. Града все бодрствуют и готовы с минуты на минуту начать жизнь светлого дня Воскресения Христова.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

LVII. Слово в 7-ю неделю по Пасхе 58 . Связь и глубокий назидательный смысл священных событий, воспоминаемых в 7-ю неделю по Пасхе Вчерашний день, в виду краткости времени, остававшаяся до начала всенощная бдения, я не мог долго беседовать с вами о религиозных предметах, и потому отложил свою беседу до сего дня. В настоящий же день я побеседую с вами о тех священных событиях, какие св. православная Церковь наша воспоминает и предлагает для нашего назидания в сей воскресный день. В настоящий, седьмой после Пасхи, воскресный день, ничем, по-видимому, не отличающийся от прочих воскресных дней, святая православная Церковь воспоминает и предлагает для нашего назидания, – как вы слышали из читанных сегодня апостола и евангелия, а также из церковно – богослужебных песней, – трогательные и глубоко поучительные священные события, которые и по времени происходили именно в настоящие дни. События эти следующие: а) прощальная беседа св. апостола Павла с предстоятелями Церкви Ефесской – епископами, пресвитерами и прочими духовными детьми своими в Милете, слышанная вами сегодня в чтении апостольском; б) молитва Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа к Отцу Своему Небесному о Себе Самом, о Своих ближайших учениках, как преемниках и продолжателях Его дела спасения рода человеческого, и о всех верующих в Него, – слышанная в сегодня читанном Евангелии и в) воспоминание в священных песнопениях о св. отцах Церкви Христовой, присутствовавших на первом вселенском соборе и утвердивших торжество святой веры Христовой на земле. Эти три, по-видимому, совершенно различные, священно-исторические события имеют, не смотря на видимое своё различие, не только тесную внутреннюю связь между собой, но они даже и по времени, в которое происходили, совпадают, как я сказал, именно с настоящим воскресным днём, а потому и воспоминаются св. православной Церковью именно в настоящий, седьмой после Пасхи, воскресный день, как и вообще в нашей православной Церкви – во всём круге воспоминаемых ей священных событий и праздников – нет ничего такого, что не имело бы священно – исторического основания и глубокого нравственно назидательного для православного христианина значения.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

  разделы   рассылка  распечатать Священник Димитрий Выдумкин " Изволися Духу Святому и нам " Часть 1 Источник:  Православие. ру Господь наш Иисус Христос, оставляя на земле Свою Церковь, попечения Своего о ней не оставил и ниспослал в день Пятидесятницы на учеников и апостолов Святого Духа, Который должен был напомнить ученикам все, что говорил им Христос, и наставить их на всякую истину. Со времени сошествия Святого Духа в Церкви всегда жила вера в то, что Сам Господь является Главой Своей Церкви (см.: Еф. 5: 23; Кол. 1: 18) и управляет Ею посредством Святого Духа. Но так было угодно Господу, что в деле устроения Церкви на земле, как и в деле спасения каждого человека, должен осуществляться принцип " синергии " (от греч. " вместе действующий " ), то есть взаимодействия Божественного и человеческого начал. Вселенская Церковь – богочеловеческий организм и, помимо Своего Единого Главы Христа, имеет власть, осуществляемую земной инстанцией. В первые века христианства носителем такой власти был апостольский сонм – ближайшие ученики Христа, составлявшие костяк первой христианской общины, и их ученики. Для обсуждения наиболее важных для Церкви вопросов апостолы собирались и выносили решения, которые считались происходящими не только и не столько от волеизъявления самих участников Собора, но более от внушения Святого Духа. В послании Апостольского Собора 51 года в Антиохию (см.: Деян. 15: 23-29) отражено понятие о Соборе как о богочеловеческом организме, жизнедеятельность которого воодушевляется Святым Духом, осеняющим решения членов Собора. " Угодно Духу Святому и нам " (Деян. 15: 28) – такими словами предваряет Собор апостолов изложение своих решений, указывая на их богодухновенность и на свое согласие с внушением Святого Духа. И принцип, выраженный в этих словах, незыблемо соблюдается с тех пор в управлении Церковью уже дальними учениками и преемниками апостолов – епископами Вселенской Церкви. Поместные Соборы Сами апостолы, распространяя Евангелие в различных уголках Римской империи, поставляли для них епископов как своих полномочных представителей, имеющих власть управлять Церковью своей области.

http://religare.ru/2_61828.html

§ 126. Св. Кирилл Иерусалимский. Жизнь его. Кирилл Иерусалимский архиепископ четвертого века был великим светильником Иерусалимской Церкви. Из собственных поучений его видно, что он родился и получил воспитание в недрах Иерусалимской Церкви; здесь он проводил жизнь подвижническую; около 346 г. посвящен в пресвитера и в сем сане в 346 г.–349 г. говорил поучения готовящимся к Крещению и новокрещеным 299 . В 350 г, во смерти Максима, посвящен он в сан архипастыря Иерусалимской Церкви Акакием Кесарийским с теми же надеждами, как и св. Мелетий для Антиохийской Церкви 300 . Пастырская жизнь св. Кирилла тяжела была для него, но ознаменована необычайными знамениями Божьими. Церковь Иерусалимская и при Максиме, и при Кирилле страдала от ариан, иудеев и манихеев. В 351 г. 17 мая около 9 часа утра явилось на небе крестное знамение, простиравшееся от Голгофы до Елеона; сияние креста так было ярко, что сияние солнца не было сильнее его; явление продолжалось несколько часов сряду, в виду изумленных обывателей и посетителей Иерусалима. Множество иудеев и язычников обратилось ко Христу. «Все же видели, писал Кирилл к арианскому императору, что благочестивая вера христианская состоит не в презрительных человеческой премудрости словесах 301 . Недолго после сего, Акакий епископ Кесарийский поднял ссору с Кириллом. Иерусалимский епископ, как епископ кафедры апостольской, со времен апостольских, пользовался честью первенства между областными епископами и вследствие того независимостью в управлении 302 . Акакий требовал себе подчинения от Иерусалимского архиепископа. Но это более вид дела, чем самое дело: Акакий требовал от Кирилла согласия и на мнения ариан 303 . Акакий потребовал Кирилла на суд Собора. Блаженный Кирилл не обращая внимания на незаконное требование, отправился на Собор Мелитинский, где с твердостью противодействовал насилию ариан 304 , Акакий на Соборе 357 г. с немногими единомышленниками объявил Кирилла лишенным кафедры за то, что он во время голода продал в пользу бедных церковные вещи.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

А.В. Окунева Духовное наследие: проповеди, слова, поучения, избранные стихи Архимандрит Исаакий. Алма-Ата. Проповедь в Свято-Никольском соборе 9 марта 1952 г. Торжество Православия Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Когда во время литургии мы все единогласно поем Символ веры : «Верую во Единаго Бога Отца...», то не всегда мы представляем себе, ценою каких усилий и борьбы выковывалось это исповедание, полученное нами в наследие от наших благочестивых предков. Некоторые современные нам отступники и еретики упрекают нас в том, что мы будто бы отошли от Писания, и называют нас «историческою» Церковью, забывая о том, что история – это и есть истина, факты. Да, мы признаем историю, и история Церкви не кончена еще и в настоящее время, как не закончена книга Деяний апостольских. В ней не содержится даже крайне интересных для нас сведений о мученической кончине святых апостолов Петра и Павла, рассказом о трудах которых наполнена эта книга. Как бы знаком того, что история Церкви не закончена, является то, что в книге Деяний не стоит в конце слово «Аминь», как во всех других книгах Нового Завета. И мы с благодарностью чтим память тех святых отцов, которые потрудились на пользу Церкви в течение почти двух тысячелетий, не исключаем и себя самих из числа тех, кто могут внести свою скромную лепту в общий исторический ход. Когда в первые века христианства сонмы мучеников отдавали за распятого Христа свой покой, благополучие и самую жизнь, им некогда было рассуждать о тонкостях своего вероисповедания. Достаточно было того, что они верили в Христа Искупителя, и как читается в акафисте святой великомученице Варваре, капли их мученической крови слаще меда были Пресладкому Иисусу, а тела их, обезображенные многочисленными ранами, подобны были прекрасному соту, содержащему чистый мед их глубокой и искренней веры. Но прошло время гонений. Сами императоры римские и византийские, тогдашние владыки вселенной, смиренно склонили свою главу к подножию Креста. Глубокий мир наступил в Церкви. И, сожалея о тех временах, когда можно было путем страданий за Христа получить венец мученический, тысячи верующих уходят в пустыни, подвергают себя добровольным лишениям, налагают на себя трудные подвиги, чтобы через узкие врата войти в Царство Небесное.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010