Поучение на неделю православия, произнесенному в Тобольском кафедральном соборе. Простое ли любопытство посмотреть на церковный чин анафематствования ересей, или безотчетное следование веками утвержденному обычаю привели нас сегодня в этот соборный храм? Да, быть может, многие из нас, равнодушные к вере и жизни церковной, пришли сюда или побуждаемые любопытством, или безотчетно влеченные обычаем. Но верны сыны православной Церкви, истинные христиане, в любви и единомыслии совершающие свое спасение, собрались ныне торжественно и явно засвидетельствовать своё единение, свой неразрывный союз со всей святой и апостольской Церковью , засвидетельствовать здесь истину Христова обетование о вечности нашей спасающей Церкви. Для таких христиан ныне великий и радостный день. «Торжество православия!» Ныне небо и земля веселятся; ныне ликуют ангелы и торжествуют бесчисленные сонмы святых 1 ныне радостный праздник всех сынов истинной Церкви! Если недавние дни разнузданной масленицы принесли плотскую радость всем легкомысленным и плотоугодным людям, избравшие широкий путь нравственной гибели, – то нынешний день принес собой светлую угодную радость всем ревнителям православия; всем хранителям чистоты нашей веры, всем подвижникам благочестия! С чувством беспредельной благодарности и сердечного умиления возносится ныне хвала Спасителю нашему, давшему своей Церкви обетование вечности и непоколебимости. Даже врата адова, по слову Христа, не одолеют Его святой, соборной и апостольской Церкви. И действительно, Его Церковь до ныне стоит непоколебимой и непреклонной. Какие только преследование, гонения и мучения не терпела она и от язычников с их безбожными царями, и от еретиком с сильными от мира сего, – но она не погибла в тяжелой борьбе, не исчезла с лица земли, а пережила все те древние языческие религии и богохульные ереси. Кровь святых мучеников и тяжкие душевные страдания исповедников веры святой только украсили Церковь Православную, вдохновили её верных сынов, влили в сердца их отраду и светлую надежду на Божественную помощь.

http://azbyka.ru/otechnik/Lollij-Yurevsk...

Православная вера 1. Православная вера. Краткое изложение книги «Православное Исповедание веры Кафолической и Апостольской Церкви Восточной «Внимательно прочитай книгу сию, любезный читатель, если хочешь научиться истинной вере... В книге сей содержится, хотя кратко, но не менее того ясно, истинное учение... исповедание правое и чистое», – так писал в 1662 г. Патриарх святого города Иерусалима и всей Палестины Нектарий в своей сопроводительной грамоте к «Православному Исповеданию веры КафолическоСоборной – ред. и Апостольской Церкви Восточной», составленному под руководством и при деятельном участии святого митрополита Киевского Петра Могилы (1596–1647) 1 . Поводом к появлению «Православного Исповедания...» послужили следующие обстоятельства. «Святитель Петр Могила , как только вступил на Киевскую кафедру, нашёл, – свидетельствует Патриарх Нектарий, – паству свою, заражённую некоторыми новыми мнениями неправоверных» (по преимуществу, католиков) (5). Как ревностный защитник святой Православной веры, он сразу же предпринял меры к полному восстановлению изначальной чистоты учения. В деяниях святителя Петра Могилы усматривается архипастырская мудрость, степенность, тщательность. Предвидя трудности в должном исполнении задуманного мероприятия, он вызвал в свой кафедральный город просвещённых мужей митрополии и подчинённых ему трёх епископов – Черниговского, Переяславского и Могилёвского, чтобы сообща определить план деяний. На общем совете и решили подготовить краткое изложение Православной веры. Вскоре оно – под названием «Изложение Российской веры» – было написано и в 1643 г. принято на Ясском соборе. Вслед за этим книга с Исповеданием веры была доставлена четырём восточным православным Патриархам, которые вместе с другими, находившимися при них иерархами, одобрили её, «как содержащую в себе истинное и правое учение, и ни в чём не отступающую от Кафолической и Православной веры Греческой, единогласно объявили всем её чистоту и неложность... назвали её Православной верой не россиян только, но и всех греков» (слова Патриарха Нектария) (6).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Разделы портала «Азбука веры» Обязательно ли для современного христианина читать Священное Писание? Обязательно Можно заменить его чтением других духовных книг Как правильно понимать участие Бога и человека в составлении Священного Писания?  Священное Писание записано под диктовку Святого Духа людьми в бессознательном состоянии (трансе) Дух Святой сообщил людям истины, а они, будучи в сознательном состоянии, придали им литературную форму Авторы Библии писали книги по своему рассуждению, а Святой Дух сохранял их от заблуждений Каждый ли человек может понять Священное Писание, читая его? Каждый Не каждый Как нужно относиться к Священному Преданию, если есть Священное Писание? Негативно – Библия отрицает возможность «священных» преданий Можно использовать по желанию, как дополнительный источник вероучения Священное Предание необходимо для соблюдения и учит правильному пониманию Писания Что первично – устное Апостольское Предание или Священное Писание Нового Завета? Устное Апостольское Предание Священное Писание Нового Завета Они появились почти одновременно Какой временной период охватывает повествование священных книг? С сотворения мира до 64 года по Р. Х. С сотворения мира до окончательного торжества Царства Божия Где впервые появились словосочетания «Ветхий Завет» и «Новый Завет»? В книгах Священного Писания В посланиях св. Игнатия Богоносца На I Вселенском Соборе Есть ли смысл христианину читать Ветхий Завет? Нет, потому что он предназначался только для евреев Нет, потому что он полностью отменён Новым Да, он полезен для назидания Какие места в книгах Ветхого Завета Церковь не считает Богодухновенными? Заповеди о войнах и описания войн Родословия, как чисто исторические записи Таких мест нет Вся Песнь Песней Какова была главная цель Ветхого Завета? Подготовить людей к принятию Мессии Дать оправдание от грехов избранному народу Какая из этих книг не входит в Ветхий Завет? Книга Судей Израилевых Книга пророка Авдия 1я книга Ездры 1я книга Еноха Кого из пророков называют «ветхозаветным евангелистом»?

http://azbyka.ru/quiz/svjashhennoe-pisan...

Скачать epub pdf Верую во Едину Святую Соборную и Апостольскую Церковь «...Того даде главу выше всех церкви, яже есть тело его» ( Еф.1:22–23 ). «Вы же есте тело Христово, и уди от части» ( 1Кор.12:27 ). В Неделю 3-ю по Пасхе – св. Жен-Мироносиц – 4/17 мая сего 1964 года, в Нью-Иорке, если Богу будет угодно, откроется Собор епископов Русской Православной Церкви Заграницей, одним из важнейших деяний которого будет, как объявлено, «обеспечение возглавления» нашей Церкви. Велико значение Собора епископов, ибо Собор епископов представляет собою высшую власть в Церкви, осуществляя, вместе с тем, самым делом одно из главнейших основных свойств истинной Церкви – ее соборность. Что такое «соборность Церкви»? В девятом члене нашего Символа Веры , принятого на Втором Вселенском Соборе, а потому обязательного для всей нашей Церкви, как исповедания ее Веры, ясно и точно изложенного, Церковь именуется соборной, каковое именование является переводом греческого слова «кафоликóс». Весьма характерно и чрезвычайно важно, что наши славянские первоучители, переводя Символ Веры с греческого языка на славянский, слово «кафоликóс» передали не каким-либо другим словом, а именно словом «соборная». Совершенно не точно и, во всяком случае, далеко не исчерпывающе, у нас под очевидным влиянием Запада (римо-католиков), это слово «кафоликóс», а вместе с ним и слово «соборная», в применении к Церкви, стало истолковываться и пониматься лишь в смысле «вселенская». Это ясно, если мы примем во внимание, что для выражения понятия «вселенскости» в греческом языке употребляется совсем другое слово – «икуменикóс». Включая в себя и понятие «вселенскости», слово «кафоликóс» – «соборная» в действительности гораздо глубже: оно выражает собою то понимание существа истинной Церкви Христовой, которое в ряде своих посланий излагает св. апостол Павел, уча о Церкви, как о Теле Христовом, глава которого – Сам Христос, а все мы, верующие, – члены (см. 1Кор.12:12–28 ; Еф.1:22–23 ; Еф.4:4–16 ; Кол.1:18–29 ; Кол.2:10–20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Скачать epub pdf Глава 5. Церковная иерархия и виды ее служения Иерархическое начало, не отрицающее, но осуществляющее всеобщее равенство при различии природном и духовном ( 1Кор. 12 ), свойственно всякому обществу, имеющему духовную основу и цель, и тем более оно присуще церковному обществу. Иерархична была Ветхозаветная Церковь , и начало новозаветной иерархии положено Самим Господом, призвавшим двенадцать апостолов и сделавшим их таинниками Его учения и свидетелями Его жизни. Каждый из апостолов был лично призван Господом к служению и чрез то принял звание апостольское, но при этом и вся двенадцатирица апостольская составляла некоторое замкнутое единство, апостольский собор, который после падения Иуды был восполнен избранием Матфия ( Деян.1:15–26 ). Из общего числа апостолов Господь избирал трех или четырех (Петра, Иакова, Иоанна и иногда еще Андрея) для присутствия на горе Преображения или на месте моления в саду Гефсиманском. Из них Он чаще всего выделял двух: апостола Петра и «возлюбленного ученика» – апостола Иоанна. Конечно, таким выделением не отменяется равноапостольность, как в католической доктрине относительно апостола Петра, но вносится начало организованности в пределах взаимоотношений апостольского лика, иерархическое строение даже в апостольской иерархии. Строение апостольского лика, при равенстве всех его членов, можно уподобить вселенскому епископату, в котором наряду с обычными епископами есть и патриархи, а между последними выделяется несколько первенствующих или один первый – конечно, по чести, а не по сану. Господь не только отметил апостолов Своим избранием, но и особо освятил их Своей первосвященнической молитвой ( Ин. 17 ) и ниспосланием им Святого Духа чрез дуновение, сообщив им власть разрешать грехи ( Ин.20:22–23 ). Нарочитым же посвящением их явилось сошествие Святого Духа в виде огненных языков, которые почили по одному на каждом из них ( Деян.2:3 ). Иными словами, апостольская иерархия установлена силою и волею Христовой, но она не является – ни в лице отдельного первоиерарха, ни даже в своем Соборе – заместительницей Христа на земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

10-го июня 1439 г. греческие представители узнали о смерти церковного главы их – Константинопольского Патриарха Иосифа. Патриарх был уже весьма престарелым и больным, как и большинство других греческих иерархов на Соборе. Мы можем здесь вспомнить, как в своем слове папе Евгению св. Марк говорил папе: “Он (Христос-Бог) побудил тебя, первенствующего среди священнослужителей Его, пригласить нас сюда, и подвиг благочестивейшего нашего Царя послушать тебя, а также сотворил нашего пастыря и Патриарха забыть старость и долговременное недомогание...” 569 · Немного далее он говорит и это: “Возведи окрест очи твои и виждь старцев, достопочтенных и священных, уже весьма нуждающихся в одре и покое, вставших из своих пределов и притекших к твоему совершенству; собравшихся только по надежде на Бога и по любви к вамъ” 570 . В истории Собора многократно упоминается о болезни Патриарха, который не мог присутствовать на тех или иных собраниях по болезни. Упоминается и о том, что над ним было совершено соборование. И все же смерть его была несколько неожиданным ударом для греков. Он был найден мертвым в своей комнате. На его столе лежало некое духовное завещание, последнее выражение своего мнения: “Extrema sententia”. Этот документ гласит: “Иосиф, по милости Божией, Архиепископ Константинополя, Нового Рима, и Патриарх Вселенский. Придя к концу моей жизни, и уже на границе того, чтобы заплатить долг, общий всему человечеству, я желаю, по благодати Божией, открыто выразить в письменном виде для моих чад ту веру, которую я исповедую и под которой подписываюсь. Итак: все то, что признает и учит Католическая и Апостольская Церковь Господа нашего Иисуса Христа, находящаяся в Ветхом Риме, и я также признаю и торжественно подтверждаю, что я соглашаюсь со всем. В равной мере, я признаю Святого Отца Отцев, Высшего Понтифия и Представителя Господа нашего Иисуса Христа, Папу Ветхого Рима. Также я признаю чистилище. В силу сказанного я подписываюсь. 9-го июня 1439 года, второго индикта” 571 . Несмотря на попытки некоторых римокатолических богословов 572 доказать подлинность этого документа, однако, есть столько данных, говорящих о его подложности, что нельзя не видеть того, что этот документ является делом подделки, и то, сделанной даже не греками, из числа сторонников Унии, а именно латинянами.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Pogod...

1 Служебник, Последование Божественных литургий свв. Иоанна Златоуста и Василия Великого. 2 Диль, История Византийской империи. ИЛ, 1948, стр. 113. 3 Михаил Солунский был магистр риторов и протекдик храма св. Ссфии, в котором толковал Евангелие. Ннкифор Василаки — популярный в среде учащихся профессор, составивший, между прочим, новый учебник риторики (см. Е. Miller, „Preface d " un auteur byzantin», Annuaire de l " Assotiation pour encouragement des études grecques en France. Paris,1873, p. 135—157). Он же занимал кафедру толкования апостольских посланий. 4 Joannis Cinnami, Epitome, lib. 4, § 16, ed. Bonnae, 1836. Русск. пер., СПб., 1859, стр. 193—195. 5 Акад. Ф. И. Успенский обращает внимание на замечание Никиты Акомината. (P. G. 140, col. 185), поместившего эти акты в своем „ θησαυρ ; Opocitaiioci”, lib. 24, что эти материалы являются, собственно говоря, не столько соборными актами, сколько изложением истории собора с цитатами из утраченных подлинных актов (Ф. И. У с п е н с к и й, Очерки, стр. 219). Акты эти изданы по нескольким рукописям: 1) Tafel " Annae Comnenae supplem histor. eccles. graecorum, sec.XI, XII Tubingae, 1832 — по парижскому кодексу; 2) Angelo Mai в его серии сборников „Spicilegium Romanum”, т. X, Romae, 1844, 1—93 pp. — по Ватиканскому кодексу (перепеч. в P. G., 140, col. 137—202); 3) " Ιωαννης Ιαν .n. ελιν Πα - μιχ . β . " - λ . ον .t,. " AaïjVTjitv, 1890, 316—331 — по Патмосскому кодексу 366 („акты” только второго собора, май 1157 г.) 6 Эти анафематизмы были внесены в Синодик, читавшийся в Неделю Православия, и изданы у нас акад. Ф. И. Успенским (см. „Синодик в Неделю Православия». Одесса, 1893). 7 1) Мига1т, Essai de Chronographie byzantin, I, Bale et Genève. 1871, p. 169; 2) Α ρ х и м. А р с е н и й, Николай, Мефонский епископ XII в., и его сочинения (Христ. чтение. 1882, 7—8, стр. 165); 3) Свящ. Рыбаков, Историческая справка о Константинопольском соборе 1156 г. („Странник”, 1914, март, стр. 366 и 369) и другие. 8 Dräseke, Zu Nikolaus von Methone (Zeitschrift f. Kirchengeschichte, IX. 1887, стр. 414); А.П. Лебедев, Исторические очерки состояния визант. восточной Церкви в XI -XV вв. М., 1902, стр. 129, прим. 2.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3446...

206. Слово в день Успения Пресвятыя Богородицы (Говорено в Успенском Соборе, 15 августа; напечатано в Твор. Св. От. 1846 г. и в собр. 1848 г.) 1846 год В Изложении Православной веры святаго Иоанна Дамаскина встречается следующее разсуждение о святых иконах: «понеже не вси знают писания, ниже вси в чтении упражняются: сея ради вины разсудиша святии Отцы, да сия» (яже в воплощении Сына Божия содеяшася), «аки преславная некая дела, на иконах изображаются, скорейшаго ради воспоминания» (Кн. IV. гл. 16). По сему разсуждению, взирать со вниманием на святыя иконы значит то же, что читать священныя книги. А из сего справедливо будет заключить, что из икон, так же как из книг, можно почерпать учение. И хотя святый Дамаскин относит сие к незнающим писаний: но и мы, сколько нибудь знающие писания, не превознесем себя над незнающими, и не почтем для себя излишним того, что для них полезно, «не высокая мудрствующе, но смиренными ведущеся», как учит смиренная мудрость Апостольская ( Рим. 12:16 ). Ревнующие поучаться тайнам Пресвятыя Девы Богородицы от Священных Писаний знают, как не много там о Ней говорится. И нельзя на сие жаловаться: потому что и о Самом воплощенном Сыне Божием в священных книгах более умолчано, нежели сколько сказано, и это по самой необходимости, как заметил последний, дополнивший других, Евангелист: «яже аще бы по единому писана Быша, ни самому, мню, всему миру вместити пишемых книг» ( Uh. XXI. 25 ). Итак думаем быть правы, если, упражнявшись в других случаях по нашей силе, или лучше, по нашей немощи, в испытании писаний, о Пресвятой Деве свидетельствующих, ныне хотим, вместо книги, прочитать нечто в иконе Успения Пресвятыя Богородицы, которой древнейший образец, по особенному устроению Провидения, принесен был из Константинополя в Киев, и которую Святитель Петр, своею священною и святою десницею, изобразил нам здесь, без сомнения, не для чувственнаго только зрения, но и для духовнаго созерцания. Первая, ближайшая к зрителю часть иконы проста. Видим пречистое тело Пресвятыя Девы, по отшествии пресвятыя души Ея, почивающее 673 на одре. Собор Апостолов подъемлет, и несет оное к месту погребения. Святый Петр воздает ему честь каждением фимиама, хотя оно само несравненно лучшим и животворным благоуханием исполняло внутренния чувства приближающихся к нему с верою. Если бы кистию и красками можно было изображать звуки: то мы услышали бы от иконы и Апостольскую погребальную песнь, в которой, как сказует святый Дионисий Ареопагит , «сошедшиеся для зрения живоначальнаго и Богоприемнаго тела, Богобрат Иаков, и Петр, и все священноначальники воспевали безконечно сильную благость Богоначальственной немощи», то есть, благость Сына Божия в воплощении восприявшаго на Себя немощь естества человеческаго, кроме греха (о имен. Бож. гл. 3).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

24. 1382 г. Грамота суздальского архиепископа Дионисия псковскому Снетогорскому монастырю о соблюдении правил иноческого общежития Из синодального сборника XVI века 562, л. 404 об.–407. По той же самой рукописи грамота эта издана была в Актах Исторических, т. I, 5. О времени написания ср. известие в первой новгород. летоп. под 1382 г. Богу споспешающу 1243 и слово утвержающу, Слова ради, и Святым Духом свершающу, якоже заповеда всесвятой патриарх вселенский, пекийся душами человеческими, учить, и наказать, управить, по божественным заповедям евангельским, добре живущая укреплять и благословить, совратившаяжеся возвратить на путь правый, сиречь, на добродетельное житие, еже уставиша святые и богоносные Отцы общее житие, по великому Пахомию, еже ангел Божий 1244 , и по великому Василию, еже два чина вписа мнишского жития, пустынный и общее житие, еже похвали 1245 паче пустынного, и святой Ефрем тако пишет, и святой Иоанн, божественной Лествицы списатель, наипаче утверди и украси различно премудростными наказаниями. Пришедшую же ми посланием всесвятого патриарха вселенского в богохранимый град Псков о исправлении отлучившихся 1246 соборной апостольской Христовой 1247 церкви, и на утвержение священником и честным монастырем, и всем христоименитым людям, и слышахом о честном монастыре Пресвятой Богородицы, еже именуется Снетная Гора, общеживущим, и возрадовахся душой зело, и возвеселихся по премногу, с тщанием идох, и видих, и благослових от вселенского патриарха, и обретох я не исправляющегося во всем божественного писания и богоносных Отцов уставы, ово творящя, ово же оставляюща, о божественном общем житии, и о свершении мнишского устава и о высоте бесстрастия. Умолен бых от преподобного игумена, ту 1248 суща[и] яже о Христе братии, направить совратившаяся и наказать ненаказанные, аз Дионисий, архиепископ суздальский, по повелению всесвятого патриарха вселенского, воззрев в Номоканон, во правила святых Отцов, яже о божественном общем житии, понових и уставих препущеная небрежением, в обиду святых Отцов уставы, якоже рече правило еже в 5-м 1249 соборе: «мнихом ничтоже подобает своего иметь, но все свое предать монастырю во власть.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

28-е Св. Ап. от 70: Прохора, Никанора, Тимона и Пармена Из числа первых семи диаконов Апостольской Церкви ( Деян.6:5 ), Прохор был спутником Ап. Петра и потом Иоанна Богослова; основал епископскую кафедру в Никомидии и, проповедуя в Антиохии, убит язычниками. Никанор убит Иудеями тогда же, как пострадал и Стефан архидиакон. Тимон епископствовал в Бостре Аравийской, а Пармен в подвигах проповеди скончался мученически и похоронен в г. Соли, на о. Кипре. Воспоминаются в соборе LXX 4 января, Никанор – 28 дек., а Тимон – 30 декабря. Преподобного Павла Ксиропотамского Павел, в мире – Прокопий, был сын Греческого императора и Михаила Куропалата, прозванного Рангавеем. Рождение его радостно и торжественно праздновал Константинополь; между тем, не царская слава, но сияние в убогой кельи, превышающее своим тихим блеском всякую славу мирскую, предстояло впоследствии дитяти, рождённому для престола... Едва только Прокопий был отнят от груди, отец его, благочестивый, миролюбивый человек, тяготясь придворными смутами и вообще всей суетой мирской, тем более ощутительной, чем выше поставлен человек по своему положению, отказался от престола и поступил в выстроенный им самим монастырь, названный – Мирелеон, где и скончался в иночестве. Престол после Михаила Куропалата занял Лев Армянин и, опасаясь в малолетнем Прокопии будущего соперника в правах на престол, он решился изувечить его посредством варварского оскопления. Прокопию предоставлены были однако же средства к высшему образованию, которым он, благодаря своим природным богатым умственным дарованиям, соединённым с благодатными душевными свойствами, унаследованными от благочестивых родителей, превосходно воспользовался, так что не замедлил прославиться среди современного мира. Но, умудрённый и умственным и душевным своим развитием, Прокопий рано сознал всю пустоту блеска и величия земного; тяготился он и своей собственной славой и даже боялся её, как опасного искушения для естественного человеческого самолюбия, и потому решился оставить мир.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010