Документы Доклад Местоблюстителя Патриаршего Престола митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла на Поместном Соборе Русской Православной Церкви (Москва, 27-29 января 2009 года) 27.01.2009 15:56 Возлюбленные во Христе Преосвященные архипастыри, всечестные отцы, боголюбивые иноки и инокини, братья и сестры! «Днесь благодать Святаго Духа нас собра». Водимые Самим Господом, мы — иерархи, пастыри, монашествующие, миряне — прибыли сюда из многих стран и регионов, чтобы принять решения, которые во многом определят пути Русского Православия в XXI веке. Нам предстоит избрать шестнадцатого Патриарха Московского и всея Руси. Нам надлежит дать оценку последних восемнадцати с лишним лет, ставших временем Второго Крещения Руси. Мы призваны поразмыслить и о том, какой должна быть наша Церковь в ближайшем будущем. Полагая начало соборным дискуссиям и решениям, будем хранить в сердцах наших слова святого апостола Павла: « Братия мои возлюбленные, будьте тверды, непоколебимы, всегда преуспевайте в деле Господнем, зная, что труд ваш не тщетен пред Господом » (1 Кор. 15, 58). По слову святителя Патриарха Тихона, «приступим к церковному строительству без злобы и лукавства, как соработники Божии. При этом каждый пусть смотрит, из чего он строит. Если строить будем из материала крепкого, то и строение будет крепкое и прочное, а если строить будем из материала хрупкого, то и дела наши будут непрочны. Будем строить на твердом основании, еже есть Христос, на основании этой святой книги — Святого Евангелия, на основании апостольских, соборных и святоотеческих правил и церковных преданий, а не на своем измышлении». Совсем недавно мы совершили сорокадневное поминовение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Молились мы и сегодня о упокоении его души в Небесных обителях, «идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная». На настоящем Соборе мы будем вспоминать многие и многие дела, свершенные за годы церковного возрождения. И эти дела неразрывно и навеки будут связаны в истории с именем почившего Первосвятителя. Они совершались по его благословению, а в значительной мере — благодаря его его мирному духу и мудрости, его каждодневной заботе о Церкви. И сегодня мы можем сказать о Святейшем Патриархе Алексии апостольскими словами: подвигом добрым он подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится ему венец правды, который даст ему Господь, праведный Судия, в день оный (см. Евр. 4, 7-8). Великая и вечная благодарность Святейшему Патриарху за все, что сделал он для народа Божия, для его духовного возрождения!

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Все спорные вопросы на Соборе будут решаться методом консенсуса, а не методом большинства» Диакон Владимир Василик считает, что прежде чем приступать к Всеправославному Собору, надо уладить конфликты и преодолеть разделения внутри православного мира 12.03.2014 386 Время на чтение 3 минуты Как сообщалось , 9 марта 2014 года, в неделю первую Великого поста, Торжества Православия, завершилось собрание (синаксис) Предстоятелей и представителей Православных Церквей. На собрании было принято решение, что в 2016 году в Константинополе пройдет Святой и Великий Собор Православной Церкви. Между тем, напомним , что на собрании в Стамбуле отсутствовали Патриарх Антиохийский Иоанн, Митрополит всей Америки и Канады Тихон и Митрополит Чешских земель и Словакии Ростислав. Ситуацию прокомментировал в интервью «Русской народной линии» кандидат филологических наук, доцент Исторического факультета СПбГУ диакон Владимир Василик . Положительным фактом является то, что Всеправославный Собор перенесен с 2015 года на 2016-й. Время - лучший лекарь, и, думаю, что для разрешения многих недоумений и несогласий, царящих в православном мире, этот лишний год, особенно при современном темпе развития событий, значит очень много. Во-вторых, положительно и то, что все спорные вопросы на Соборе будут решаться методом консенсуса, а не методом большинства. В своё время я публиковал большую статью по вопросу консенсуса, в которой отмечал, что в большинстве случаев на Вселенских Соборах, как на Соборах доникейского времени, начиная с Апостольского, так и на Вселенских Соборах, вопросы решались именно методом консенсуса. В случае избрания епископа ситуация сложнее, а именно, если он будет иметь безупречную репутацию, и большинство явит о нем доброе мнение, а двое-трое по любви к спорам будут возражать из личных мотивов, а не по истине, то только тогда избрание совершится. А, по сути, метод юридически и нравственно оправданного консенсуса всегда господствовал, надеюсь, и впредь так будет.

http://ruskline.ru/news_rl/2014/03/12/vs...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛЕВ Евфимиевич Ершов (12.02. 1867 (по др. данным, 12.02.1866), г. Красноуфимск Пермской губ.- 2.09.1918, там же), сщмч. (пам. 20 авг., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Екатеринбургских святых и в Соборе святых Пермской митрополии), свящ. Из купеческой старообрядческой семьи. В 1881 г. окончил 2-классное городское уч-ще и начал заниматься торговым делом. Был начетчиком в старообрядческой федосеевской общине. Серьезные духовные искания привели его к убеждению, что апостольское учение сохраняется в чистоте в правосл. Церкви. В 1894 г., в праздник Сретения Господня, Л. присоединился к РПЦ через таинство Миропомазания. В 1896 г. он был рукоположен во иерея и назначен на служение в Троицкий собор Красноуфимска. Вместе с исполнением своих пастырских обязанностей Л. являлся противораскольническим миссионером в Красноуфимском и Кунгурском уездах, в 1904 г. был назначен на должность епархиального миссионера. В 1914 г. его избрали почетным членом Пермского епархиального братства во имя свт. Стефана и святых его преемников Герасима, Питирима и Ионы. Одновременно Л. 10 лет являлся заведующим церковноприходской школой Красноуфимска. Также он преподавал Закон Божий в красноуфимском Кирилло-Мефодиевском уч-ще и в уч-щах 2 соседних сел. В 1910-1914 гг. был законоучителем в 2-классном жен. уч-ще Красноуфимска. В 1911 г. назначен членом Красноуфимского уездного отд-ния епархиального училищного совета. В 1910-1913 гг. Л. дважды избирался кандидатом в депутаты на епархиальные училищные съезды. Избирался духовенством Пермской епархии на должность духовника: в 1904 г. 1-го благочиннического округа, в 1910 г.- благочиннического округа Красноуфимска. В том же году Л. был утвержден членом ревизионной комиссии, а спустя 3 года стал депутатом епархиальных съездов духовенства. Кроме того, в 1910-1916 гг. он был членом благочиннического совета. Л. был награжден набедренником, фиолетовой скуфьей и камилавкой.

http://pravenc.ru/text/2463235.html

Новости Патриархи Игнатий и Кирилл совершили Божественную литургию в кафедральном соборе Дамаска 14.11.2011 12:25 Дамаск, 14 ноября. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и Патриарх Великого града Антиохии и всего Востока Игнатий IV возглавили 13 ноября Божественную литургию в кафедральном Успенском соборе в Дамаске – столице Сирии, сообщает Служба коммуникации ОВЦС . Богослужение совершалось на арабском и церковнославянском языках. Патриархам сослужили иерархи Антиохийского Патриархата: митрополит Мексиканский Антоний, митрополит Сан-Паулу и Бразилии Дамаскин, митрополит Хомский Георгий, митрополит Алеппский и Искандеронский Павел, митрополит Гор Сирийских и Харрана Савва, архиепископ Филиппопольский Нифон, представитель Патриарха Антиохийского при Патриархе Московском и всея Руси; епископ Сафитский Димитрий, епископ Сергиопольский Марк, епископ Каррский Гаттаз, епископ Барийский Лука, епископ Сейднайский Лука. От Русской Православной Церкви в богослужении приняли участие председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий, заместитель председателя ОВЦС протоиерей Николай Балашов, представитель Патриарха Московского и всея Руси при Антиохийском Патриархе архимандрит Александр (Елисов), помощник председателя ОВЦС протодиакон Владимир Назаркин. Храм был целиком заполнен верующими. Сирийские телеканалы вели прямую трансляцию богослужения. За литургией присутствовали дипломатические представители ряда стран: послы Российской Федерации в Сирийской Арабской Республике А.Р. Кульмухаметов, Белоруссии – Олег Ермалович, временный поверенный в делах Украины в Сирийской Арабской Республике Евгений Жупиев, временный поверенный в делах Болгарии в Сирийской Арабской Республике Димитр Михайлов. На богослужении присутствовали также представители Сиро-Яковитской и Армянской Апостольской Церквей. За малым входом в богослужении участвовали православные скауты и дети в стихарях.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Предстоятели Антиохийской и Русской Православных Церквей совершили Божественную литургию в кафедральном Успенском соборе Дамаска 13 ноября 2011 г. 20:14 13 ноября 2011 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и  Блаженнейший Патриарх Великого града Антиохии и всего Востока Игнатий IV возглавили Божественную литургию в кафедральном Успенском соборе в Дамаске — столице Сирии. Богослужение совершалось на арабском и церковнославянском языках. Патриархам сослужили иерархи  Антиохийского Патриархата : митрополит Мексиканский Антоний, митрополит Сан-Паулу и Бразилии Дамаскин, митрополит Хомский Георгий, митрополит Алеппский и Искандеронский Павел, митрополит Гор Сирийских и Харрана Савва; архиепископ Филиппопольский Нифон , представитель Патриарха Антиохийского при Патриархе Московском и всея Руси; епископ Сафитский Димитрий, епископ Сергиопольский Марк, епископ Каррский Гаттаз, епископ Барийский Лука, епископ Сейднайский Лука. От Русской Православной Церкви в богослужении приняли участие председатель  Отдела внешних церковных связей  Московского Патриархата  митрополит Волоколамский Иларион ; руководитель  Административного секретариата Московской Патриархии  епископ Солнечногорский Сергий , заместитель председателя ОВЦС  протоиерей Николай Балашов , представитель Патриарха Московского и всея Руси при Антиохийском Патриархе архимандрит Александр (Елисов), помощник председателя ОВЦС протодиакон Владимир Назаркин. Храм был целиком заполнен верующими. Сирийские телеканалы вели трансляцию богослужения. За Литургией присутствовали дипломатические представители ряда стран: послы Российской Федерации в Сирийской Арабской Республике А.Р. Кульмухаметов, Белоруссии — Олег Ермалович, временный поверенный в делах Украины в Сирийской Арабской Республике Евгений Жупиев, временный поверенный в делах Болгарии в Сирийской Арабской Республике Димитр Михайлов. На богослужении присутствовали также представители Сиро-Яковитской и Армянской Апостольской Церквей. За малым входом в богослужении участвовали православные скауты и дети в стихарях.

http://patriarchia.ru/db/text/1678611.ht...

преосвященного Никона, епископа Владимирского, от 27 ноября 1905 года Дать обстоятельные суждения по предложенным в указе Святейшего Синода от 27 июля 1905 года, за 8, весьма серьёзным и сложным вопросам в столь короткое время за неимением в маленьких губернских городах нужных учёных сочинений – не представляется возможным. По мере же сил и возможности долг имею, во исполнение указа, представить по данным вопросам своё мнение. Но прежде чем отвечать на вопросы, предположенные к рассмотрению на Поместном Соборе Всероссийской Церкви, считаю долгом дать ответы на вопросы, выдвинутые в предложении г. синодального обер-прокурора, касающиеся самого Собора. По вопросу о составе предполагаемого Собора Всероссийской Церкви При решении этого вопроса нужно отправляться от трёх точек: канонических постановлений, церковной практики и современного состояния Церкви. На основании канонов: Апост. 37-е, Антиох. 20-е, I Всел. Соб. 5-е, IV Всел. Соб. 19-е, VI Всел. Соб. 8-е, VII Всел. Соб. 6-е, Лаод. 40-е, Карф. 27-е, 87-е – ясно видно, что Собор составляют епископы. О присутствии на соборах клириков и мирян в правилах не упоминается. Практика Церкви показывает другое. На апостольском Соборе присутствовали не одни апостолы, но и старцы-пресвитеры и даже братия миряне, на что указывают выражения: Павел и Варнава «прияти быша от церкве и апостол и старец» ( Деян.15:4 ); «собрашася же апостоли и старцы ведёти о словеси сем» (ст. 6); «умолчаша же все множество» (πλθος) (ст. 12); «тогда изволися апостолом и старцем со всей церковью» (ст. 22); «апостолы и пресвитеры и братия – находящимся в Антиохии» (ст. 23); «собравшись, единодушно рассудили» (ст. 25). В последующие времена пресвитеры, диаконы и миряне также принимали участие в соборах. На соборах, составленных св. Киприаном, о падших принимали участие confessores et laici stantes (stantes – которые во время гонений не пали и не подлежали церковному покаянию) (Opp. Kypriani, ер. XI, ed. Baluz. р. 22; ер. XIII, р. 28; ер. 66, р. 114 и ер. 71, р. 126). Такой образ действий св. Киприана, – «что в столь важном деле предоставляется рассуждать епископам, передавая своё мнение пресвитерам и всему народу», – клир римский вполне одобрил (ibid., ер. 31, р. 43). На соборе по вопросу о перекрещивании еретиков, кроме 87 епископов, принимало участие много пресвитеров, диаконов и maxima pars plebis (ibid., p. 320).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie Митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в Успенском соборе в Лондоне 24 сентября 2017 года, в день памяти преподобного Силуана Афонского, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион, находящийся с рабочим визитом в Великобритании, совершил Божественную литургию в Успенском соборе в Лондоне. Архипастырю сослужили архиепископ Сурожский Елисей, проректор по учебной работе Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия иеромонах Иоанн (Копейкин), а также клирики Успенского собора. По окончании богослужения архиепископ Елисей тепло приветствовал митрополита Илариона. Обращаясь к председателю ОВЦС, он, в частности, сказал: «Мы очень благодарны Святейшему Патриарху, что он возложил на Вас миссию продолжать, несмотря на все сложности, диалог с Англиканской Церковью. Сохранить апостольские традиции неразделенной Церкви – это большой труд. Многое зависит от нас, православных, как мы потрудимся, общаясь вместе с нашими братьями англиканами. Мы также благодарны, что Вы поднимаете вопрос о будущем христианства в Западной Европе, какое место оно будет занимать». Владыка Елисей сердечно пожелал митрополиту Илариону крепости сил, а также «восполнения тех талантов, которые у Вас уже есть, чтобы Церковь Христова процветала и утверждалась не только в нашем Отечестве, но и за его пределами, в том числе на Британских островах». Затем с архипастырским словом к собравшимся обратился митрополит Иларион: «Ваше Высокопреосвященство, дорогой владыка архиепископ Елисей, дорогие отцы, братья и сестры! Всем вам хотел бы передать благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Прошло менее года с тех пор, как он посещал эту страну, как совершал богослужение в этом святом храме. Святейший Патриарх хранит в своей памяти это посещение и своей молитвой объемлет всех вас, дорогие отцы, братья и сестры.

http://mospat.ru/ru/news/48186/

Речь, произнесенная его высокопреосвященством архиепископом Новгородским Арсением пред открытием религиозно-нравственных бесед в Софийском соборе 2-го октября Источник Господи благослови! Настоящим молитвенным посланием мы полагаем начало религиозно-нравственным беседам, которые будут предлагаемы, как здесь в Софийском соборе, так и в других храмах г. Новгорода в назидание и душевное спасение верующих чад Православной Церкви. В этом мы следуем примеру св. апостолов, которые просвещая народ светом евангельского учения, не оставляли забот об усовершенствовании их в истинах веры Христовой, в познании преподанного им учения. Вместе с тем они обращались с молитвою, дабы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец Славы, дал Духа премудрости и откровения в познании Его. ( Eфec. I, 17 ). И я молюсь об этом и обращаюсь к вам, возлюбленные, с апостольским увещанием: возрастайте в познании Бога и Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа ( Koл. I, 10 . Ср. 2Петр. 3, 18 ). Быть может кто либо из вас скажет: приложимы-ли эти слова к христианам нашего времени? Нуждаемся-ли и мы в наставлениях относительно усовершенствования в познаниях истины Христовой? Действительно, казалось бы, что, в течение 19-и веков, исповедующие Христову веру имеют достаточное познание об истинах веры Христовой, и 20-й век, богатый разного рода познаниями в области природы, не скуден будет и познаниями о Боге, Творце и Промыслителе мира, о Христе, и вообще в занятиях христианских. Казалось бы, что теперь уже настало время, когда, когда, по словам Пророка, все от малого до большого будут знать Бога (Иерем. 31 – 34. Сн. Евр. 8, 11 ). Но, к прискорбию, употребляя слово апостола, что некоторые из вас не знают Бога (Кор. 15, 34), а непогрешимым быть может, если скажем с пророком, что путь богопознания на земле ( Ос. 4, 2 ). Этот недостаток богопознания составляет одно из величайших несчастий нашего времени. Наши православные мало знают свою веру, а многие из принадлежащих к званию христианскому и не считают для себя необходимым, знать, как следует, учение своей веры, законы и постановления Церкви, к которой принадлежат.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Рукопись в монастыре св. Саввы, что близ Иерусалима, 10 книги часть 2-я, глава 2-я, стран. 734 и след. Название Вселенский в первый раз дано было римскому папе на халкидонском соборе не отцами сего собора, а некоторыми обиженными, в их прошении к нему. Но этот собор не только не признал сего титула, но и вовсе умолчал о нём. Как требование Ювеналия, патриарха иерусалимского, предложенное этому собору, будто есть древний обычай патриарху антиохийскому судиться у иерусалимского, оставлено было им без удовлетворения: так не было подтверждено им и оглашение александрийцев, что папа есть архиепископ и патриарх вселенский. Посему этот собор в послании своем к папе именовал его только архиепископом Рима, но не более. Что касается до константинопольского патриарха, то название «Вселенский» в первый раз дано было ему на соборе, бывшем при Иоанне Каппадоке, не случайными людьми, какие прозвали так папу, но отцами, посланными от апостольских престолов антиохийского и иерусалимского, и пребывающим тогда в Константинополе синодом. Во второй раз папа римский назван был вселенским, в бытность папы Агапита в Константинополе, архимандритами и некоторыми монахами, вопиявшими против Севира и сущих с ним еретиков. А константинопольский архиепископ, со времени упомянутого собора при Каппадоке, уже не переставал удерживать это проименование. Посему преемники его: Епифаний, Анфим, Мина и Евтихий, в неарах и эдиктах Иустиниана великого названы патриархами вселенскими. В третий раз это название дано было римскому папе на шестом вселенском соборе царем Константином, но – не исключительно ему одному; ибо сей государь писал к нему в так называемой Сакре: «святейшему и блаженнейшему архиепископу старого Рима и вселенскому папе Агафону»: – но в тоже время писал и к константинопольскому в Сакре же: «Георгию святейшему и блаженнейшему архиепископу нового Рима и вселенскому патриарху» – Так писал самодержец. Но Собор, в послании своем к Агафону, не назвал его вселенским, а только: – «святейшим и блаженнейшим папою старого Рима».

http://azbyka.ru/otechnik/Dosifej_Ierusa...

Скачать epub pdf О святом Вселенском седьмом соборе Предисловие Святой Вселенский седьмой собор был созван в Никее Вифинской, второй раз в этом городе, при Константине и его матери Ирине в 783 г. по P. X. [ 378 ] . На нем присутствовали 350 православных отцов [ 379 ] , но к ним присоединились еще 17, которые прежде были иконоборцами, а потом покаялись и были приняты Собором. Следовательно, всего на Соборе было 367 отцов. Влиятельными и выдающимися из них были Тарасий Константинопольский , Петр, римский архипресвитер, и другой Петр, также пресвитер и игумен монастыря св. Саввы в Риме (которые занимали место папы Адриана), Фома, синкелл и иеромонах, и Иоанн иеромонах [ 380 ] , замещавшие предстоятелей апостольских кафедр, т. е. Аполлинария Александрийского [ 381 ] , Феодорита Антиохийского и Илию Иерусалимского [ 382 ] . Большую силу на этом Соборе имели монахи, поскольку на нем присутствовали 136 архимандритов монастырей. Этот Собор был созван против клеветавших на христиан нечестивых иконоборцев. Собор анафематствовал их, а в особенности Анастасия, Константина и Никиту, которые при иконоборцах были Константинопольскими лжепатриархами, так как они не только не лобызали святые иконы и не поклонялись им, но и называли их идолами [ 383 ] , предавали огню, попирали ногами, выбрасывали на улицы и всячески оскорбляли. Кроме того, 6-м деянием Собор опроверг лжеименное вероопределение состоявшегося при Константине Копрониме лжесобора во Влахерне (это вероопределение зачитывали диаконы Епифаний и Иоанн), и провозгласил православными и святыми св. Германа, Иоанна Дамаскина и Георгия Кипрского, изложив в 7-м деянии вероопределение, которое дословно гласит следующее: «Определяем со всякой строгостью и тщанием, чтобы, подобно образу Честного и Животворящего Креста, честные и святые иконы, написанные красками или мозаичные или другого подходящего материала, помещались во святых Божиих церквах, на священных сосудах и одеждах, стенах и вратах, в домах и при дорогах – иконы Господа и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, Пречистой Госпожи нашей Святой Богородицы, честных ангелов [ 384 ] и всех святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010