Слово в Неделю 7-ю по Пасхе, святых отцов Первого Вселенского Собора Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Дорогие мои, ныне Святая Церковь велит нам говорить о Первом Вселенском Соборе святых отцов, состоявшемся в 325 году в городе Никее. И это потому, что речь идет, по сути, о вере нашей, о нашей Церкви, о нашем спасении. Ведь основным плодом трудов Первого Вселенского Собора является Символ веры , который мы исповедуем и по сей день. Семь первых его членов, утверждающих веру в Единого Бога Отца и в Единого Господа Иисуса Христа как Сына Божия, впервые прозвучали и были предельно четко выражены именно на этом Соборе святых отцов. Единая Святая, Соборная и Апостольская Церковь – столп и утверждение истины – вот тот спасительный ковчег, в котором, питаясь Божественной благодатию, вызревает семя в Жизнь Вечную. И явила Святая Церковь пророков и апостолов, и взрастила, и взращивает от своего рождения и до сего дня отцов – учителей Церкви, и вскармливает народ Божий. И всё, и все есть в этом ковчеге для жизни: и мудрецы-ученые, и простецы-премудрые – у Бога ни в чем нет недостатка. Бог умудряет простецов в нужное время. И Бог же послушанием Матери- Церкви хранит мудрецов от семени тли, от гордыни. Пока человек в лоне Церкви – он спасен. Дух Святой соблюдает Божественным разумом Церкви и ее саму, и нас в ней. И хранит Святая Церковь историю свою от дней основания, память ее бережет имена и деяния тех святых отцов, кои от апостолов приняли, и в догматы возвели, и жизнью своей проповедали то, что на все времена утвердило всю вселенную в истине. В той единственной истине, которая делает человека свободным и дарует Жизнь Вечную. Семь Вселенских Соборов святых отцов – это семь столпов Церкви Христовой. И каждому из них Церковь воздает свою почесть, свою память, ибо они в разное время и в разных обстоятельствах на протяжении всей истории Церкви делали великое Божие дело, созидая непогрешимый соборный разум Церкви. Сегодня день прославления памяти богоносных отцов Первого Вселенского Собора.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

Слово на день сошествия Святого Духа, говоренное в Херсонском Успенском соборе в 1869 г. Мы же не духа мира сего прияхом, но духа, иже от Бога ( 1Кор. 2:12 ) Итак, братия, дух мира сего и Дух Божий суть два начала жизни человеческой, неприметно, но резкой чертой разделяющие всех нас, как бы, на два противоположных стана! Правда, рождаясь в ограде церкви Христовой, все мы, при первом же воззрении на свет Божий, приемлем духа, иже от Бога, и в тоже время, все мы знаменуемся и запечатлеваемся дарами благодати Христовой: но, увы! Разные обстоятельства возраста и воспитания, разные случаи и встречи при вступлении в жизнь, а особенно, разное употребление свободы, остающейся в каждом из нас и по принятии благодати, производит то, что Дух Христов, в одних из нас неотступно пребывает, сохраняется и по мере возрастания духа нашего в страхе Божием, становится в нас живым началом всей нашей деятельности, а в других, неприметно оскудевая и умаляясь, неприметно же заменяется духом мира сего, который, мало-по-малу, вторгаясь в нас и овладевая всеми силами души, становится, наконец, исходным началом всех наших мыслей, чувств, стремлений и действий. К которой из сих сторон принадлежим мы с тобой, возлюбленный слушатель? К стороне ли хранящих в себе благодатные залоги и живущих по духу, иже от Бога, или к стороне тех, кои утратив духа права во утробе своей, направляются на всех путях жизни духом лестчим, духом мира сего? Вопрос весьма важный и особенно близкий к нам ныне, когда, празднуя сошествие Духа на Апостолов, невольно воспоминаем, что благодать Божия и на нас сходила, когда мы, при возрождении от воды и Духа, запечатлеваемы были таинственным помазанием от Святого. Итак, если когда, то ныне – в праздник Духа – приникнем к собственной своей жизни, и сопоставляя ее с жизнью Апостолов, всмотримся, каким духом мы водимся: Духом ли, иже от Бога, коим водились и они – живые и богоосвященные органы Духа, или духом мира, во зле лежащего. Жизнь Апостолов, по принятии ими Пресвятого Духа, всегда была полна плодов благодатных. Не говоря о служении собственно Апостольском, каждое их дело и делание, не исключая занятий домашних и житейских, служило проявлением живого действования в сердцах их благодати Божией. Но если что свидетельствовало об этой благодати в них, то, по преимуществу, два проявления: молитва , составлявшая основу их жизни, праведной и святой, и высокое богоразумие, служившее для них первым условием возвещения миру царствия Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofoniya_Sokol...

Слово на неделю восемнадцатую, сказанное в Херсонском соборе в 1863 г. Доброхотна дателя любит Бог . 2Кор. 9:8 Было время, когда весь мир христианский составлял одно святое семейство, –когда все верующие во имя Господа Иисуса не только бяху вкупе, во взаимном общении, но и имеяху вся обща, истяжания и имения продаяху, и раздаяху всем, его же аще кто требование ( Деян. 2:42,44,45 ). Но это блаженное время было непродолжительно. По мере того, как слово крестное стало обнимать все концы мира, любовь Христова и взаимное общение, ослабляемые оживавшими страстями, стали оскудевать между верующими, о божественные Апостолы должны были поддерживать в них святое чувство любви и сострадания уже указанием на спасительные следствия благотворительности: доброхотна дателя любит Бог. Что же сказать о нас, братия, которые, с одной стороны, слишком отдалены от века Апостольского и по времени, и по жизни, а с другой, – слишком, быть может, близки к тем временам, о коих сказано: и за умножение беззакония иссякнете любы многих (Мф. 24:12)? Какие побуждения ныне служитель слова должен употребить, чтобы подвигнуть христианствующую братию к Евангельскому общению и сострадательности? Повторять ли одни и те же уроки, что бедные и худородные века сего суть наши братья и по природе, и по благодати, что Отец небесный, изводя для всех и росу с неба, и тук от земли, одинаково объемлет Своей любовью всех и каждого, что лучшего употребления из наших стяжаний мы не можем сделать, как разделяя их с требующими и проч. и проч.? Предлагать ли эти истины, на которые наш век, и сам, по-видимому, не чуждый гуманности, смотрит как на учение людей отсталых? Впрочем, как бы то ни было, а святые Апостолы считали нужным почасту указывать и на единство корня, от коего произошли все сыны Адама, не исключая ни бедных, ни богатых, и на тот залог любви и общения, который представляет и не престанет представлять до века вера Христова. Да и сам Законоположник веры не представляет ли нам самых сильных и разнообразных побуждений к милосердию и сострадательности и в примере жизни, и в своем учении прикровенном и открытом? Припомните, какой высокий образец сочувствия и благотворительности к ближнему являет Он в притче о некоем человеке, впадшем в разбойники! Самарянин доброхотно врачует язвы иудеянина, который считал его отщепенцем и почти врагом: Самарянин доброхотно служит своим имением тому, кто его отвращался и презирал.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofoniya_Sokol...

Устав Албанской Православной Церкви HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Устав Албанской Православной Церкви Весь клир и православный народ Албанской Народной Республики, в лице их представителей на Третьем Соборе в Тиране, состоявшемся 5-10 февраля 1950 года, единодушно принял новый Устав Православной Автокефальной Албанской Церкви. Весь клир и православный народ Албанской Народной Республики, в лице их представителей на Третьем Соборе в Тиране, состоявшемся 5-10 февраля 1950 года, единодушно принял новый Устав Православной Автокефальной Албанской Церкви. ВВЕДЕНИЕ Статья 1. Православная Автокефальная Албанская Церковь, являющаяся неотъемлемой частью Святой, Соборной и Апостольской Церкви, представляет собой законную организацию и включает в себя всех православных, проживающих на территории Народной Республики Албании, и православных албанцев, проживающих за пределами страны. Православная Автокефальная Албанская Церковь, как и все Православные Церкви, сохраняет в неприкосновенности догматические принципы, священные апостольские и соборные каноны и Священное Предание. Статья 2. Отношения Церкви и государства, определенные статьей 16 Конституции Народной Республики Албании, осуществляются согласно указам действующего закона о Религиозных Общинах. Статья 3. Официальным языком Церкви является албанский язык, однако, во время религиозных священнослужений можно использовать и другие языки. Статья 4. Наравне с развитием религиозного чувства Православная Автокефальная Албанская Церковь должна прививать верующим и чувства преданности власти народа Народной Республики Албании, а также чувство патриотизма и стремления к укреплению национального единства. Поэтому все священники и сотрудники Церкви должны быть албанскими гражданами, честными, преданными народу и Родине, пользующимися всеми гражданскими правами. Статья 5. Православная Автокефальная Албанская Церковь должна расширять и укреплять сотрудничество с другими братскими Православными Церквами, которые правильно истолковывают высокие евангельские принципы о мире, подлинном братстве между народами, и отвергать всякие действия или попытки, направленные на умаление значения мира, на уничтожение любви и братства между прогрессивными народами земли.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Архив Пн С 16 по 18 марта состоялся официальный визит Предстоятеля Русской Церкви в Республику Армения 18 марта 2010 г. 19:23 С 16 по 18 марта 2010 г. состоялся официальный визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Республику Армения. В поездке Его Святейшество сопровождали председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион , наместник Свято-Троицкой Сергиевой лавры архиепископ Сергиево-Посадский Феогност , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий , председатель Синодального информационного отдела В.Р. Легойда , заместитель председателя Отдела внешних церковных связей  игумен Филипп (Рябых) .   16 марта 16 марта 2010 г. Святейший Патриарх Кирилл прибыл с официальным визитом в Республику Армения. В аэропорту Звартноц Предстоятеля Русской Церкви встречали Верховный Патриарх и Католикос всех армян Гарегин II и иерархи Армянской Апостольской Церкви , министр образования и науки Республики Армения Армен Ашотян, Чрезвычайные и Полномочные Послы Российской Федерации, Украины, Республики Беларусь, Республики Казахстан и Туркменистана, аккредитованные в Республике Армения. Состоялась беседа Святейшего Патриарха Кирилла с представителями средств массовой информации. Затем Предстоятели Русской Православной и Армянской Апостольской Церквей направились в Первопрестольный Святой Эчмиадзин . В кафедральном соборе Эчмиадзина Святейший Патриарх Кирилл поклонился деснице святого Григория Просветителя. Из кафедрального собора Святейший Патриарх Кирилл и Католикос всех армян Гарегин направились в главную Патриаршую резиденцию Первопрестольного Святого Эчмиадзина, где состоялась официальная церемония приветствия Святейшего Патриарха Кирилла. Затем состоялось подписание соглашения о сотрудничестве между городами Эчмиадзин и Сергиев Посад. После посещения Первопрестольного Святого Эчмиадзина Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и Верховный Патриарх и Католикос всех армян Гарегин II прибыли к памятнику русским воинам , погибшим в сражении при Ошакане в русско-персидской войне 1826-28 гг. Предстоятель Русской Православной Церкви и Католикос всех армян возложили венки к монументу.

http://patriarchia.ru/db/text/1117002.ht...

Верую во Едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. К предстоящему Собору Епископов Русской Православной Церкви заграницей. – «Того даде Главу выше всех Церкви, яже есть Тело Его»  ( Ефес. 1, 22–23 ). «Вы же есте Тело Христово, и уди от части» ( 1Кор. 12, 27 ). В Неделю 3-ью по Пасхе – св. Жен-Мироносиц – 417 мая сего 1964 года, в Нью-Йорке, если Богу будет угодно, откроется Собор Епископов Русской Православной Церкви заграницей, одним из важнейших деяний которого будет, как объявлено, «обеспечение возглавления» нашей Церкви. Велико значение Собора Епископов, ибо Собор Епископов представляет собою высшую власть в Церкви, осуществляя, вместе с тем, самым делом одно из главнейших основных свойств истинной Церкви – ее соборность. Что такое «соборность Церкви»? В девятом члене нашего Символа Веры , принятого на Втором Вселенском Соборе, а потому обязательного для всей нашей Церкви, как исповедания ее веры, ясно и точно изложенного, Церковь именуется  " соборной»,  каковое именование является переводом греческого слова  «кафоликос». Весьма характерно и чрезвычайно важно, что наши славянские первоучители, переводя Символ Веры с греческого языка на славянский, слово «кафоликос» передали не каким либо другим словом, а именно словом: «соборная». Совершенно не точно и, во всяком случае, далеко не исчерпывающе, у нас под очевидным влиянием Запада (римо-католиков), это слово «кафоликос», а вместе с ним и слово «соборная», в применении к Церкви, стало истолковываться и пониматься лишь в смысле «вселенская». Это ясно, если мы примем во внимание, что для выражения понятия «вселенскости» в греческом языке употребляется совсем другое слово – «икуменикос». Включая в себя и понятие «вселенскости», слово «кафоликос» – «соборная» в действительности гораздо  глубже:  оно выражает собою то понимание существа истинной Церкви Христовой, которое в ряде своих посланий излагает св. Апостол Павел, уча о  Церкви, как о Теле Христовом, глава которого – Сам Христос, а все мы, верующие, – члены  (см. 1 Коринф. 12, 12–28; Ефес. 1, 22–23 ; Ефес. 4, 4–16 ; Колос 1, 18–29 ; Колос. 2, 10–20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Глава XV. Последование малого освящения воды §1. Водоосвящение малое в начале каждого месяца Освящение воды есть двоякое: малое, которое у восточных совершается в начале каждого месяца и в некоторые другие времена, и великое, которое бывает только в праздник Богоявления Господня и при крещении оглашенных. Что великое освящение воды установлено апостолами, этого никто не отвергает; что же касается до малого освящения, то древность сего обряда, ведущего свое начало также от времен апостольских, подтвердил Александр, епископ римский, пострадавший при кесаре Адриане, как значится у Барония (в лет. 132): «древнее обыкновение освящения воды в церкви утвердил Александр в своих сочинениях, сказав, что этою водою расторгаются сети чародейства и прогоняются демоны». Первоначальное установление освящать воду Климент (в Постановлениях апостольских, кн. 3, гл. 28) приписывает собственно апостолу Матфею: «о воде и елее я, Матфей, повелеваю, да благословит», то есть, да освятит епископ воду и елей, а если епископ находится в отсутствии, да благословит пресвитер вместе с диаконом. Восточная церковь ввела в обыкновение совершать малое освящение воды при наступлении каждого месяца по следующей причине (Вальсамон на 65 правило шестого Вселенского собора): «у иудеев был некогда обычай в начале каждого месяца совершать праздник с коленопреклоненною молитвою, дабы Господь благословил счастием препровождение всего месяца, по каковому обстоятельству и сказал Господь чрез пророка: новомесячий ваших и суббот ненавидит душа Моя. Они же (иудеи) разжигали костры пред лавками своими, где покупают и продают, и пред воротами домов, в которых живут, и перескакивали чрез огонь, в надежде истребить огнем все несчастия, приключившиеся с ними пред тем временем, и получить другие блага. Сообразно с ними поступали и христиане в те времена, в которые был шестой собор в Трулле. Почему отцы, бывшие на сем соборе, повелели упразднить и совершенно прекратить это обыкновение. В 56 правиле сего собора сказано: «в новомесячия, возжигание некоторыми пред своими лавками или домами костров, чрез кои, по некоему старинному обычаю, безумно скачут, повелеваем отныне упразднить».

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

Закрыть itemscope itemtype="" > Дом трудолюбия св.Иоанна: «Учреждение первых христиан времен апостольских» 03.01.2010 441 Время на чтение 11 минут О Доме трудолюбия св. Иоанна Кронштадтского слышали все, но как он был устроен - знают немногие. Между тем, святой праведный Иоанн Кронштадтский - автор совершенно революционной для своего времени социальной технологии, и к его опыту уличные социальные работники апеллируют до сих пор. Мещане БОМЖ Кронштадт расположен на острове Котлин в Финском заливе, в 26 км от Санкт-Петербурга. Во второй половине XIX в. он был базой военно-морского флота и морским форпостом столицы. Жили в нем моряки и офицеры, члены их семей, различный торговый люд и, как кронштадтцы говорили тогда, «мещане»... Сегодня мы их называем лица «без определенного места жительства». Точнее, место административной ссылки - город Кронштадт - им было определено, а вот о жительстве никто не позаботился. Так и обитали они в землянках и полуразвалившихся домиках, покинутых благонадежными гражданами. Жили тесно - по сорок и пятьдесят человек вместе, в холоде, голоде и безысходной нужде. Летом они добывали хлеб поденной работой в порту и на стройках. Зимой, когда порт был закрыт льдом - попрошайничеством и воровством. В 1855 г., после окончания семинарии, о. Иоанн Сергиев начал свое служение в Андреевском соборе Кронштадта. Молодой священник оказался едва ли не первым, кто обратил внимание на жителей кронштадских трущоб. Он навещал больных, покупал им лекарства и продукты, утешал их в горе и пытался направить на путь истинный. О. Иоанн тратил на бедняков все свои доходы, часто возвращаясь домой без пальто или сапог. Со временем он стал известен как выдающийся проповедник, чудотворец и молитвенник, по молитвам которого Господь подавал исцеление даже смертельно больным. Возможностей благотворить у него становилось все больше, и толпы нуждающихся вокруг него тоже росли. Постепенно он пришел к мысли, что, хотя благотворительность через милостыню тоже необходима, она часто развращает людей и лишает их стимула трудиться. Для того, чтобы помочь отверженным вновь стать уважаемыми членами общества, нужна трудовая помощь.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/0...

Имя Петр означает в переводе с греческого “скала”, “камень”. Петр был одним из двенадцати апостолов, сын Ионин и брат Андрея. Он был уроженцем города Вифсаиды; первоначально назывался Симоном. Имя Кифы (сирийское слово, означающее “скала”) было дано ему в то время, когда он был призван к апостольскому служению. Семейство его жило в Капернауме; по роду своих занятий он был рыбарь. Теща Петра была исцелена от горячки Господом Иисусом. В присутствии Господа происходила чудесная ловля Петром рыб. Петр с дозволения Господа шел некоторое время по воде ( Мф. 14, 29 ). Он первый засвидетельствовал свою веру в Божественное посланничество Господа ( Мф. 16, 16 ). Апостол Петр с Иаковом и Иоанном были свидетелями воскрешения дочери Иаира ( Лк. 8, 51 ). Вместе с Иаковом и Иоанном он был свидетелем Преображения Господня на горе Фавор, и с теми же учениками был свидетелем душевных страданий Господа в саду Гефсиманском ( Мф. 26, 36–56 ). Именно Петр извлек меч и ударил первосвященнического раба Малха, отсек ему правое ухо в момент предательства Господа Иудой в саду Гефсиманском. Петр три раза отрекся с клятвою от того, что знает Господа Иисуса. Свой тяжкий грех апостол искупил истинным слезным раскаянием: “И, вышед вон, он плакал горько” ( Мф. 26, 75 ). Искреннее раскаяние его было принято Господом, и вот, явившись в день Своего Воскресения Марии Магдалине и другим мироносицам, он дал им следующее повеление: “идите, скажите ученикам и Петру ...” ( Мк. 16, 7 ). После он снова был утвержден в звании апостольском троекратным повторением следующих слов: “паси овец Моих” ( Ин. 21, 16 ). В день Пятидесятницы он обратил своею проповедью к вере во Христа сначала 5000, а потом 3000 тысячи душ. Вместе с Иоанном он исцелил хромого при вратах храма, при чем обратился к собравшейся толпе с проповедью и бестрепетно свидетельствовал о Христе перед начальниками Иудейскими ( Деян. 4, 19–29 ), был заточен в темницу и смело защищался пред синедрионом. В Самарии Петр победоносно обличал Симона волхва, в Лидде исцелил расслабленного Энея, а в Ионнии воскресил из мертвых Тавифу. Заточенный вторично в темницу и обреченный на смерть, он был чудесно освобожден ангелом. В Иерусалиме он присутствовал на соборе апостольском, потом пробыл некоторое время в Антиохии, проповедывал Евангелие в разных других странах на Востоке и Западе, и мученически скончался в Риме. Он был осужден на распятие и погребен близ Триумфального пути в Риме. В Риме доселе находится древняя темница под названием Мамертинской, которую считают одним из древнейших зданий в городе. По преданию, апостолы Петр и Павел оба были заключены в эту темницу по приказанию Римского императора Нерона и одновременно приняли мученическую кончину здесь около 57 года по Р.Х. В Мамертинской темнице доселе показывают тот самый столб, к которому был прикреплен апостол Петр в то время, когда он запечатлел свою апостольскую верность Господу своею мученическою кровию.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Основные принципы отношения РПЦ к инославию Документ, принятый на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в 2000 г. «Основные принципы отношения РПЦ к инославию» это не частные мнения богословов по «экуменическому вопросу», а официальная позиция Священноначалия Русской Церкви, которой «клирикам и мирянам Русской Православной Церкви [надлежит] руководствоваться […] при участии в контактах с инославными». «1.1. Православная Церковь есть истинная Церковь Христова, созданная Самим Господом и Спасителем нашим, Церковь утвержденная и исполняемая Духом Святым, Церковь, о которой Сам Спаситель сказал: «Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16, 18). Она есть Единая, Святая, Соборная (Кафолическая) и Апостольская Церковь, хранительница и подательница Святых Таинств во всем мире, «столп и утверждение истины» (1 Тим. 3, 15).» «2.1. Важнейшей целью отношений Православной Церкви с инославием является восстановление богозаповеданного единства христиан (Ин. 17, 21), которое входит в Божественный замысел и принадлежит к самой сути христианства. Это задача первостепенной важности для Православной Церкви на всех уровнях ее бытия. 2.2. Безразличие по отношению к этой задаче или отвержение ее является грехом против заповеди Божией о единстве. По словам святителя Василия Великого, «искренно и истинно работающим для Господа надо о том единственно прилагать старание, чтобы привести опять к единству Церкви, так многочастно между собой разделенные».» Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию 1. Единство Церкви и грех человеческих разделений 1.1. Православная Церковь есть истинная Церковь Христова, созданная Самим Господом и Спасителем нашим, Церковь утвержденная и исполняемая Духом Святым, Церковь, о которой Сам Спаситель сказал: «Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16, 18). Она есть Единая, Святая, Соборная (Кафолическая) и Апостольская Церковь, хранительница и подательница Святых Таинств во всем мире, «столп и утверждение истины» (1 Тим. 3, 15). Она несет полноту ответственности за распространение Истины Христова Евангелия, равно как и полноту власти свидетельствовать о «вере, однажды преданной святым» (Иуд. 3).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=835...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010