W. H. Stevenson. Oxf., 1904. P. 104). До конца средневековья практически во всех странах Зап. Европы королевские К. играли важную роль в гос. управлении, из их числа чаще всего избирали епископов. С XI-XII вв. в источниках регулярно упоминается о К. не только монархов, но и светских и церковных правителей меньшего ранга; как правило, помимо совершения богослужений они выполняли также обязанности секретарей. Позднее появились должности К. при городских цехах и гильдиях, больницах, учебных заведениях, исправительных учреждениях, дипломатических миссиях. К. стали называть также священников, окормлявших жен. религ. общины, и военных священнослужителей. С кон. XI в. известно о К. папы Римского. По-видимому, первоначально у папы был один К., затем их число начало расти, особенно при Пасхалии II (1099-1118), когда к К. перешли функции папского писца (scrinarius). На рубеже XII и XIII вв. папская капелла стала одним из главных институтов Римской курии. Число папских К. достигло примерно 50 (к сер. XIII в. возросло до 240), возникло четкое разделение обязанностей внутри капеллы. Так, выделилась должность пенитенциария , в состав капеллы вошел папский камерарий (казначей). К. состояли в папской канцелярии, выполняли функции посланников и судей, что способствовало формированию апелляционного трибунала (позднее - Rota Romana ). В папскую капеллу входили гл. обр. младшие клирики (преимущественно субдиаконы), впосл. многие из них становились епископами и кардиналами. Литургические реформы папы Римского Иннокентия III (1198-1216) способствовали росту значения частных папских богослужений по сравнению со стациональными службами. К., до того игравшие заметную роль в «городской» литургии Римских пап, теперь все больше совершали богослужения в капеллах. Не позднее 1278 г. возникла должность К.-кантора, вероятно руководившего певцами. В 1334 г. папа Бенедикт XII учредил «внутреннюю капеллу» (capella intrinseca) из 12 К. (capellani capellae), к-рые должны были в первую очередь совершать богослужения, однако на практике исполняли также адм.

http://pravenc.ru/text/1470311.html

Слово, происходящее от латинского poenitentia, что означает «покаяние», «исповедь». В Римско-католической церкви есть грехи, которые не могут быть отпущены никем, кроме как самим папой. Папа перепоручает таковые, полномочия этой структуре, трибуналу пенитенциарии, – специальным духовникам, которые только и имеют право отпущения таких грехов (разглашение куриальных секретов, ряд канонических преступлений клириков, ситуации, связанные с открытой хулой или клеветой на католическую церковь ). Эти грехи отпускаются только через пенитенциарию. В римских базиликах есть специальные исповедальни, у входа в которые стоит прут или розга как знак власти этих духовников, и глава этой пенитенциарии, кардинал, имеет раз в месяц регулярную аудиенцию у папы и докладывает о деятельности своего ведомства – о том, кто как еще согрешил из высшего католического духовенства или из других лиц, подпадающих под ведомство этой пенитенциарии. Пенитенциарии также занимаются вопросами статуса, разработки и выдачи индульгенций. К ним поступают прошения с мест и при приближении тех или иных юбилейных дат разрабатываются уставы, на основании которых католики могут получать индульгенции в тех или иных случаях. Следующая структура Римской курии – это секретариаты. Их несколько. Для нас наиболее актуальным является Секретариат по содействию христианскому единству. Этот секретариат учрежден в I960 г. Его цель – определение отношений между католиками и христианами других конфессий. Секретариат делится на две секции: восточную – которая занимается православием и древневосточными христианами, и западную – которая занимается вопросами отношений с протестантизмом. Этим секретариатом определяется также отношение к экуменическому движению. Римско-католическая церковь не входит во Всемирный Совет Церквей, где имеет лишь статус наблюдательный, но, безусловно, имеет многообразные контакты экуменического свойства как с христианами, так даже с представителями нехристианских религий. Этим секретариатом была разработана инструкция, первоначально опубликованная в 1967 г.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zap...

Отметим особый милосердный подход святителя к вопросам брака. Собор в Хертфорде, десять постановлений которого во многом повторили каноны IV Вселенского (Халкидонского) и других Соборов, постановил, в соответствии с Евангелием, что «ни один муж не может оставить свою жену, кроме как по причине ее прелюбодеяния». Но в «Пенитенциарии» святителю Феодору пришлось пойти на то, чтобы признать некоторые обстоятельства, при которых возможны развод и повторный брак . Эти обстоятельства таковы: взятие супруга в плен, принуждение к длительным физическим работам в качестве уголовного наказания и внезапное оставление одним из супругов другого навсегда. Понятно, что святитель Феодор, в характерной для его времени православной манере, ни коим образом не желал, чтобы была невозможной моральная жизнь тех, чья судьба была искалечена вследствие не их личных ошибок. Еще одним новшеством было то, что святитель Феодор подготовил не просто список епитимий за грехи, но и давал советы, как в таких ситуациях можно спастись. Он видел грех как болезнь души и знал, что им заражены мы все. Святитель Феодор был очень далек от формализма средних веков. На него повлияли не только греческие, но и кельтские практики. А источник у греков и кельтов был один – отцы-пустынники. Для кельтских и ирландских отцов монашества, как и для самого святителя Феодора, духовник – это врачеватель души, а епитимии – лекарства. Согласно архиепископу Эгберту Йоркскому, «так пошло со времени святителя Феодора, что не только клирики в монастырях, но и миряне со своими женами и семьями приходят к своим духовникам, очищают себя от грехов слезами, жизнью в общине, постами, всенощными, молитвами и милостыней в течение всех двенадцати дней до Рождества, а очистившись таким образом, получают святое причастие на праздник Рождества». Как много мы потеряли! В «Пенитенциарии» с его мудрыми решениями мы видим духовника, беспокоившегося, прежде всего, о спасении своих чад, совмещавшего строгость православного учения с любящим, пастырским снисхождением к слабым. И хотя святитель Феодор не писал эти постановления собственной рукой (у него, с его постоянными пастырскими и организационными поездками, проповедями, никогда не было времени что-либо писать), ученые все равно слышат в «Пенитенциарии» голос святителя Феодора – отсюда и его название.

http://pravoslavie.ru/32139.html

Католическая церковь св. Финиана в Клонарде      На протяжении веков в обители Клонард тысячи монахов изучали Священное Писание, отцов Церкви и живую монашескую жизнь, а затем отправлялись миссионерами в дальние края. Монахи Клонарда вели строгую подвижническую жизнь: мало спали и вставали рано утром, часто и горячо молились, ели скудную пищу и работали не покладая рук. Сам Финиан спал на голом земляном полу своей убогой келии и ничего не подкладывал под голову. Его трапеза состояла из воды, зелени и хлеба, а железный пояс, который он всю жизнь носил, служил ему веригами. От многолетних и крайне тяжелых аскетических подвигов Финиан настолько исхудал, что через его одежду можно было без труда пересчитать ребра. 12 святых, обучавшихся в Клонарде, вошли в историю как «12 апостолов Ирландии» Клонард благодаря своим многочисленным ученикам прославился на всю Европу. Воспитанники Клонарда учредили сотни монастырей и церквей как в Ирландии, так и в других землях. Каждый воспитанник Клонарда, покидая обитель ради миссионерства, брал с собой экземпляр Евангелия, посох и мощевик для святых мощей; позднее, строя храм или монастырь в другом месте, он помещал там эти святыни. Благодаря Клонарду и подобным ему монастырям Ирландию прозвали «островом святых и ученых», а 12 особенно значимых святых, обучавшихся в Клонарде в VI веке, вошли в историю как «двенадцать апостолов Ирландии» — среди них были преподобные Колумба Ионский (просветитель большей части Шотландии), Брендан Мореплаватель, Брендан Биррский, Кеннет Ахабоский (основатель монастырей в Ирландии и Шотландии, духовный поэт и толкователь Священного Писания), Киаран Клонмакнойский. Всего же у преподобного Финиана было 32 святых ученика! Источник прп. Финиана (фото - Patrick Comerford) Святой Финиан составил первый ирландский пенитенциарий (сборник епитимий), оказавший влияние на преподобного Колумбана, создавшего свою, более известную версию. Пенитенциарий Финиана был написан под влиянием валлийских отцов, а также святого Иоанна Кассиана Римлянина и, возможно, блаженного Иеронима Стридонского. Преподобный игумен прославился и как блестящий толкователь Священного Писания.

http://pravoslavie.ru/100309.html

По мнению схоластиков, начиная с Абеляра (1079–1143), грех-вина (culpa) отпускается священником в силу раскаяния грешника, но это раскаяние лишь в исключительном случае достаточно для удовлетворения Божественной справедливости. Поэтому необходимо выкупить у Бога наказание (poena) за грех делами покаяния на земле или муками в чистилище. Таким образом, индульгенция становится не только освобождением от наложенной Церковью епитимьи, но главным образом отпущением земных и загробных наказаний за грех. Но ввиду того, что при таком понимании удовлетворения (satisfactio) человек рассматривается как должник не Церкви, а Бога, Церковь же расширяет свою власть на трансцендентную загробную сферу, нужно было найти основание отпущения Церковью дел покаяния без соответствующего видимого эквивалента, требуемого идеей справедливости Божией, иначе говоря, – понять индульгенцию как выкуп, в чем не было необходимости, пока отпускалась наложенная Церковью епитимья. Это основание было найдено в учении о сокровищнице заслуг, находящейся в распоряжении Церкви (епископов и главным образом папы). Дальнейшим шагом в развитии теории индульгенций оказывается сочетание ее с отпущением самого греха. С XIV в. высшим видом индульгенции (plenissimma remissio) является так называемая полная индульгенция, освобождающая и от вины, и от наказания (indulgentia a poena et a culpa), причем, конечно, предполагается исповедь этих грехов до или после получения индульгенции, так что под отпущением греха (culpa) следует разуметь отпущение его в случаях, резервированных епископу или папе, путем ли назначения особых пенитенциариев или путем передачи особому священнику права отпускать такие грехи лицам, получившим индульгенции. С другой стороны, предполагаемое индульгенцией расширение прав Церкви и папы на чистилище привело к тому, что сначала епископы, а с XV в. и папы стали даровать индульгенции душам умерших, находящимся в чистилище, так как и на них распространялась дарованная Церкви власть вязать и разрешать, и молитвы и мессы за них давно признавались действенными.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zap...

Вопросы взаимодействия Церкви и ФСИН России в духовно-нравственном воспитании осужденных обсудили на конференции в Санкт-Петербурге 16 июня 2021 г. 18:22 15-16 июня 2021 года в Санкт-Петербурге состоялась VII Международная научно-практическая конференция «Уголовно-исполнительная система и Русская Православная Церковь, другие традиционные для России религиозные объединения — взаимодействие в духовно-нравственном воспитании осужденных». Первый день работы форума был посвящен рассмотрению темы «Свобода совести и предупреждение противоправных действий тоталитарных сект и псевдорелигиозных деструктивных, радикальных и экстремистских движений — взаимодействие ФСИН России и Русской Православной Церкви, иных традиционных для России централизованных религиозных объединений, осуществляющих духовно-пастырское окормление в учреждениях УИС». Научно-практическая конференция проходила на базе Санкт-Петербургского университета ФСИН России. После первого пленарного заседания участники встречи разделились на две рабочие секции: «Тоталитарные секты и радикальные псевдорелигиозные деструктивные движения и культы — явления, несовместимые с понятиями свободы совести осужденных, принадлежащих к вероисповеданиям традиционных для России централизованных религиозных объединений»; «Экстремизм, терроризм и радикальный псевдорелигиозный исламизм — идеологии или явления, несовместимые с понятиями свободы совести осужденных, принадлежащих к вероисповеданиям традиционных для России централизованных религиозных объединений». Во второй день работы в рамках конференции был проведен научно-методический семинар в формате круглого стола на тему «Неофитство среди осужденных и работников УИС как среда для эвентуального (возможного) формирования адептов экстремизма, терроризма и иных радикальных, деструктивных или псевдорелигиозных проявлений в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы». В очном формате работы международной научно-практической конференции и международного научно-методического семинара приняли участие: организаторы мероприятия — представители центрального аппарата ФСИН России, Санкт-Петербургского университета ФСИН России и Синодального отдела по тюремному служению ; участники конференции — представители Администрации губернатора Санкт-Петербурга, Ассоциации юристов России, Академии права и управления ФСИН России, ФКУ НИИ ФСИН России, Санкт-Петербургской духовной академии , ученые-пенитенциаристы и члены профессорско-преподавательской корпорации Санкт-Петербургского университета ФСИН России, а также помощники начальников территориальных органов ФСИН России по организации работы с верующими, прибывшие в Санкт-Петербург из разных регионов Российской Федерации; представители основных традиционных для России религиозных объединений — раввин Санкт-Петербургской еврейской религиозной общины большой хоральной синагоги.

http://patriarchia.ru/db/text/5820772.ht...

(...) Появились 13 странников, каждый со связкой цветов, и стали все в ряд за длинный стол, великолепно убранный позлащенными сосудами и цветами. Пришел и папа из церкви Павловой, которая примыкает к сей зале, в обыкновенной белой одежде, с эпитрахилью, багряным воротником и белою скуфьею; с ним были его придворные служители, в коротких лиловых эпанчах, которые на коленах подавали ему блюда. Он стал впереди стола, благословил трапезу, и когда сели странники, начал подавать каждому из них, через узкий стол, явства, принимаемые им из рук служителей; потом наливал каждому из своих гостей вино, и так беспрестанно переходил от одного конца стола к другому. (...) Державный старец глубоко был проникнут смиренным своим действием, и совершал его, при всем своем утомлении, с усердием и с евангельской простотою; казалось, в эту минуту он совершенно забыл высокий сан свой и как бы возвратился к прежним дням иноческой своей убогой жизни, в обители великого папы Григория, который подал ему там образец нищелюбия. Когда мы вышли из ложи в царскую залу, чтобы спуститься на Петрову площадь, по великолепной лестнице Ватикана, внезапно открылась для выхода папского церковь Павлова и блеснули глазам нашим Св. Тайны на алтаре, как бы в пламени бесчисленных огней, охвативших всю стену: зрелище это было великолепно. Письмо IV. Великий Четверг. Всенощное бдение Вечером, в 4 часа, была опять всенощная в церкви Сикстовой; но утомленный папа уже не присутствовал, сберегая силы свои для будущего великого дня, и я предпочел идти в храм св. Петра, где также совершалось бдение в приделе хора, над мощами св. Иоанна Златоуста : пение григорианское каноников базилики понравилось мне более папского хора, не исключая даже и знаменитого «мизерере», которое было более величественно в сумраке собора. Около пяти часов вечера встречен был канониками, в главных вратах храма, кардинал великий пенитенциарий или духовник, который сел, с длинным жезлом в руках, на свою деревянную кафедру. Около нее, со стороны ризницы, стоят в этой части храма исповедальные кафедры, для всех почти главных языков (народов.– Сост.) вселенной, где в течение Страстной недели исповедуются разнородные богомольцы, сошедшиеся в Рим, и эта черта вселенства поражает взоры, когда читаешь наверху кафедр: для языка греческого, немецкого, французского, венгерского, иллирийского и проч. Русского я не нашел... Около 50 человек собралось около его кафедры; и он, отпустив грехи их прикосновением жезла и посидев еще немного, встал со своего места и удалился из храма.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

439 . Такую молитву мог, наконец, составить патриарх Мефодий, которому она действительно и приписывается 440 . О патриархе Мефодие известно, что до патриаршества своего, он в Риме нашел убежище от преследований иконоборцев, заявил себя пламенным почитателем апостола Петра и, по словам продолжателя Феофана, получил через апостола Петра чудесное исцеление от плотской похоти; недаром и папа Николай впоследствии вспоминал о Мефодии с величайшею похвалою 441 . 1 В западной церкви издревле существовали и практи­ковались: чин или порядок наложения публичного покаяния на лиц, подлежащих таковому, и чин или порядок публичного примирения их с церковью после понесения покаяния. Вероятно, с VII в. как назначение публичного покаяния, так и публичное примирение после понесения покаяния были приурочены к определенным дням, именно к среде первой недели великого поста и к четвергу страст­ной недели 443 . Подлежащие публичному покаянию должны были являться в церковь в среду первой недели поста, и здесь над ними совершался сохранившейся в древних ритуалах и дошедший до нашего времени „огио impositionis poenitentiae”. Но описанию libri pontiticalis, римского слу­жебника, основа которого сводится исследователями к папе Геласию конца V в. и в котором делается ссылка на по­становления собора агатского (Agde в Галлии) 444 , кающиеся 445 в начальный день поста – в среду являются в епископскую церковь в убогом одеянии без всякого оружия: уполномоченный епископом пенитенциарий записывает их имена и назначает каждому покаяние смотря по вине, выслушав предварительно подробную исповедь в грехах. Затем совершается missa pro poenitente, после чего кающиеся высылаются из церкви, а епископ между тем, со­вершив обряд освящения пепла, выходит с крестом, святой водой и двумя восковыми зажженными свечами на средину церкви, духовенство же располагается двумя ряда­ми по правую и по левую руку епископа до самых две­рей церковных. Тогда архипресвитер вызывает поименно кающихся своего архипресвитерата; кающиеся с горящими свечами в руках являются в церковь и, дошедши между рядами духовенства до епископа, повергаются пред ним на землю.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

311 Сами архиереи не выдерживали принципа неподсудности духовенства светским судьям, поручая управление и суд светским служилым людям. См. т. I стр. 164–165. 313 См., например, А. Э. 1, 5: «а смешаются судом монастырские люди с волостными людьми, судить монастырский титул с посельским вместе с нашими судьями, а прибыток им на полы», или 35 ibid.: «а сплететься монастырской с городским или с волостным человеком, и игуменья судить с наместником или с волостелем вместе: прав ли, виноват ли монастырский человек, монастырю и в вине и в носулех, а волостной волостелю». 315 Неволин. Образование управления в России от Uoahha III до Петра В. стр. 152. Исключение было установлено в 1625 г. царем Михаилом Феодоровичем для всей патриаршей области, в которой вся власть судная, не исключая и дел гражданских, сосредоточена в лице патриарха. A. А. Э. III, 164. См. об этом мтрп. Макарий. XI, 68–71 и 187–188. 324 De fori interni et cxterni differentia et necessitudine secundum principia juris canonici, Wratislaviae, 1867; Katz. Ein Grundriss des canonischen Strafrechts, 1881; Löning. I, 304–313; Суворов. Объем дисциплинарного суда и проч.; Его же. К вопросу о тайной исповеди и духовниках в восточной церкви, Ярославль, 1886. 325 Что понятие fori interni шире понятия покаянного суда в исповедальне, – это доказывается практикой и существующей терминологией католической церкви. Если, например, два лица, вступившие в брак при существовании между ними близкого родства, неизвестного посторонним (например, когда родство проистекают из незаконной связи их ближайшего родственника), обращаются в римскую пенитенциарию с прошением о диспензации, то последняя, если она дается, называется dispensatio pro furo interno, хотя тут дело идет не об исповеди и не о сакраментальном разрешении грехов. 338 Dove. De jurisdictionis ecclesiasticae apud germanos gallosque progressu. Sohm. Die geistliche Gerichtsbarkeit; Löning. II, 448–496; München. Das kanonische Gerichtsverfahren und Strafrecht; Köln. 1865; Katz. Ein Grundriss des canonischen Strafrechts, 1881; Richter. §§ 212, 222–224, 227–231; Schmitz. Die Bussdisciplin der Kirche, 1883; Суворов. Объем дисциплинарного суда. Стр. 130–157, 390 и сл.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Из-за господствующего положения бенедиктинских конгрегаций Клюни и Ла-Шез-Дьё общины ордена цистерцианцев не получили широкого распространения в Оверни; основными цистерцианскими монастырями здесь были Монперу (1126), Беллег (основан в 1137 семейством Бурбонов) и жен. обитель Л " Эсклаш (1150). В Оверни возникли мон-ри регулярных каноников ; важнейшим было аббатство Шантуан, которое в 1199 г. еп. Роберт передал членам соборного капитула во главе с пенитенциарием Альдефредом, пожелавшим соблюдать Августина устав . Капитул регулярных каноников существовал также при ц. св. Амабилия (Сент-Амабль) в Рьоме. В 1149 г. гр. Гийом VII основал аббатство св. Андрея близ К., переданное регулярным каноникам- премонстрантам ; впосл. монастырь служил усыпальницей «графов-дофинов» Оверни. В 1219 г. при поддержке семейства Бофор был основан картузианский мон-рь Пор-Сент-Мари. В 1229 г. появился мон-рь францисканцев (кордельеров) в Монферране, позднее возникли обители в К., Орийаке, Рьоме, Сувиньи и Сен-Пурсен-сюр-Сьюль. Ок. 1230 г. в К. появился монастырь доминиканцев; при обители существовало уч-ще, выпускники которого могли продолжить образование в Парижском ун-те. В 1280 г. еп. Гуго де ла Тур дю Пен (1250-1286) передал клариссам ц. св. Иоанна Крестителя в К.; в 1288 г. в приходе Сен-Женес был основан монастырь кармелитов. Развитие школьного образования в Оверни первоначально было связано с бенедиктинскими мон-рями. В аббатстве Орийак жил известный ученостью мон. Герберт (впосл. папа Римский Сильвестр II (999-1103)); в XII в. мон-рь оставался важным центром образования. Известно о школах в др. мон-рях, напр. в Сосийанже: здесь за плату обучали отпрысков состоятельных семейств. В описи ризницы кафедрального собора (кон. X - нач. XI в.) упоминается о небольшой б-ке (включала богослужебные книги и сборники канонического права, а также сочинения св. Григория I Великого, Григория Турского и Исидора Севильского). К XI-XII вв. относится создание агиографических сочинений об овернских святых. Так, в мон-ре Моза был создан цикл произведений о св. Австремонии, в к-рый вошли 3-е Житие святого, сказания о перенесении мощей и о чудесах (BHL, N 848-850). В 1197 г. по просьбе аббата Гийома еп. Роберт освидетельствовал мощи св. Австремония. Вероятно, в сер. XII в. было создано Житие св. Кальминия, который считался основателем монастырей Моза и Сен-Шафр (BHL, N 1526). Монахи аббатства Сент-Алир составили Житие св. Иллидия, известное в неск. редакциях (BHL, N 4265), в Мориаке было создано Житие св. Мария (BHL, N 5542). Автором Жития св. Роберта из Тюрланда был его капеллан Герард из Ла-Вена; позднее Житие отредактировал и дополнил мон. Марбод (BHL, N 7261-7262).

http://pravenc.ru/text/1841313.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010