свеча – candle Свидетели Иеговы – Jehovah’s Witnesses свободная воля – free will Свободная методистская церковь – Free Methodist Church свободная церковь – free church свободные общины – free communities Свободные церкви Швеции – Free Churches of Sweden Свободная церковь Беркли – Free Church of Berkeley Свят, свят Господь Саваоф – Holy, Holy, Holy…, Sanctus, Ter-sanctus Святая Божья церковь апостольского преодоления – Apostolic Overcoming Holy Church of God святая вода – holy water Святая земля – the Holy Land святая неделя – the Easter Week Святая римская рота – Rota Romana святая святых – sanctuary, holy of holies, the Most Holy place, altar, sanctum святая трапеза – altar Святейшество: Ваше Святейшество – Your Holiness, the Most Holy Father Святейший – the Holiest, the Most Holy Святейший апостолький пенитенциарий – the Holiest Apostolic Penitenciarium Святейший престол – the Holy See святилище – presbytery, sanctuary святки – yule(tide), Christmas-tide свято – piously Святого Андрея день – St Andrew’s Day Святого Валентина день – St Valentine’s Day Святого Георгия день – St George’s Day Святого Давида день – St David’s Day Святого Имени Иисуса праздник – the Feast of the Holy Name of Jesus Святого Патрика день – St Patrick’s Day Святое семейство – the Holy Family святой – (прил.) holy, godly; (сущ.) Saint Святой Агнессы вечер – St Agnes’ Eve святой год – holy year Святой город – the Holy City Святой грааль – the Holy Grail Святой Дух – the Holy Spirit, the Holy Ghost, the Comforter святой заступник – Patron Saint святой отец – the Holy Father (Бог); reverend father (священник) святой поцелуй – kiss of peace Святой престол – the Holy See святость – sanctity, holiness святотатственный – sacrilegious святотатство – sacrilege святотатствовать – to commit sacrilege святочный – Christmas святцы – church calendar святые дары – the holy sacraments святые места – holy places святые-помощники – Patron Saints, Saints Helpers святыня – shrine, holy thing, sacred thing святых культ – cult of Saints

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Для завершения раскола собору оставалось выбрать нового понтифика, после чего он мог бы приступить к обсуждению реформ в церкви. Решение второго вопроса под давлением кардиналов было отложено до выборов папы. 9 октября 1417 г. в 39-м заседании собор постановил избрать папу, как только будет утвержден общий план реформы. Последнее было сделано посредством пяти общих соборных декретов о реформе. Декрет о Вселенских соборах (Frequens) постановлял следующий Вселенский собор собрать через пять лет после окончания Констанцского, второй – через семь после предыдущего, далее – через каждые 10 лет, и так – «до скончания века». Декретом о предохранительных правилах против будущих схизм постановлялось на следующий год по возникновении схизмы собирать для решения спора Вселенский собор, на который должны были являться спорящие за папский сан; с открытием собора они устранялись от папских дел. По третьему декрету вновь избранный папа перед провозглашением его выбора должен произнести исповедание веры. Четвертый декрет запрещал низложение и перемещение прелатов без важной причины, без выслушивания их и без письменного согласия кардиналов. Наконец, по пятому декрету наследство после умерших лиц духовного звания не могло быть отбираемо папой, равно как и пошлины, следовавшие прелату за ревизию церквей. Кроме того, был издан декрет для обеспечения безопасности реформы (cautio de fienda reformatione), постановлявший, что конклав образуют кардиналы и депутаты наций, по шести от каждой нации. Собор составил для будущего папы краткий конспект церковных реформ, которые ему надлежало провести «совместно со Святым собором» или его делегированными представителями по нациям, основываясь на правосудии и стремлении к надлежащему церковному управлению. Собор в своей 40-й сессии 30 октября 1417 г. потребовал от римского понтифика, которого собирался избрать, определить: 1) количество, качество и национальность кардиналов; 2) непременные привилегии (резервации) Апостольского престола; 3) аннаты, общие и мелкие повинности; 4) порядок жалования (коллации) бенефициев и иных льгот; 5) случаи, которые подлежат и не подлежат разбирательству в римской курии; 6) порядок апеллирования к Римской курии; 7) полномочия папской канцелярии и пенитенциариев; 8) положение об изъятиях и инкорпорациях, совершенных во время схизмы; 9) порядок коммендации 149 ; 10) порядок выборов клира и 11) интеркаляций 150 ; 12) неотчуждаемые права Римской церкви и других церквей; 13) основания и порядок, на которых папа может быть подвергнут прещению или низложен; 14) пути искоренения симонии; 15) порядок диспенсаций; 16) доходы папы и кардиналов; 17) положение об индульгенциях; наконец, 18) порядок взимания десятины.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1) Протопресвитер московский, настоятель Успенского патриаршего собора, декан (старшина) капитула (клирошан), генеральный секретарь священного Синода, 1-й генеральный викарий архиепархии; секретарь консистории департамента. 2) Девтеревон, субдекан, 2-й генеральный викарий. Патриарший протосинкел. Секретарь департамента миссий. Секретарь собора. Камерлинг капитула. 3) Духовник Царя и Патриарха. Сакелларий патриаршего собора. Начальник дворцовых церквей и духовенства. Великий пенитенциарий. Секретарь внутренних сношений. Генеральный викарий Старший член совета министерства культов. 4) Прокуратор. Секретарь внешних сношений. Настоятель церкви святого Климента в Риме. Генеральный викарий Апостольского протосинкел. 5) Великий архимандрит. Настоятель Чудова монастыря. Секретарь монастырских дел. (Из монахов). 6) Великий экономат. Секретарь экономата. 7) Великий ключарь. Секретарь строительства. 8) Патриарший ризничий. Секретарь книг и обрядов. 9) Великий эксарх. Настоятель храма Христа. Специальный Генеральный викарий Архидекан кремлевского собора. Секретарь Епархии департаментов. 10) Протэкдик. Секретарь апелляционного 2 секретариатского собора. 11) Схолларх. Ректор патриаршей академии. Секретарь училищ. 12) Омиларх. 2 секретарь училищ. 2 секретарь миссий. 13) Скевофилакс. Секретарь капитула. Суб-секретарь синода, 2 секретарь экономата. 14) Хартофилакс. Архивист и библиотекарь. 2 секретарь книг и обряд. После пресвитеров ближайшими людьми к Патриарху являются диаконы. 1 . Архидиакон-канцлер патриарший. Начальник канцелярии и всего диаконата московского Успенского собора. Хранитель печати. Управляющий канцелярией внешних сношений. Главный управляющий диаконата. 2 . Вторствующий. Логофет. Помощник начальника канцелярии. Управляющий канцелярией и 2 секретарь внутренних сношений. Вице-канцлер. Помощник главного управлющего департаментом. 3 . Екклисарх. Канцлер епархиальных дел. Управляющий патриаршим диаконатством. Церемониймейстер. 4 . Библиотекарь. Канцлер книг и обряд. Управляющий диаконством по приматству.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/vseros...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЕНЕДИКТ XII Бенедикт XII, папа Римский. Гравюра (Sacchi. Vitis pontificum. 1626) Бенедикт XII, папа Римский. Гравюра (Sacchi. Vitis pontificum. 1626) (ок. 1280, Савердён близ Тулузы - † 25.04.1342, Авиньон; мирское имя - Жак Фурнье), папа Римский (20 дек. 1334 - 25 апр. 1342). В юности вступил в цистерцианский мон-рь Бульбон, затем перешел в мон-рь Фонфруад близ Нарбоны, где аббатом был его дядя Арнольд Нувель. Учился и затем преподавал в цистерцианском колледже св. Бернарда в Париже; получил степень магистра теологии в Парижском ун-те. После возведения его дяди в кардиналы стал аббатом мон-ря Фонфруад (1311). В дек. 1317 г. он был избран епископом г. Памье. В ходе инквизиторских расследований катарских ересей среди крестьян графства Фуа им был составлен «Регистр Инквизиции» (др. название «Регистр Фурнье» - Bibl. Apostolica Vaticana. Ms. 4030; текст см. в Duvernoy J. Inquisition à Pamiers. Toulouse, 1966). В 1326 г. он был назначен епископом Мирпуа. Папа Иоанн XXII дважды отмечал усилия Фурнье как инквизитора в искоренении ересей и в дек. 1327 г. возвел его в кардиналы. После смерти Иоанна XXII Фурнье был избран на папский престол, став третьим авиньонским папой и приняв имя Бенедикт. В начале правления Б. обнародовал программу реформ для всей Церкви, направленную против коррупции, непотизма и ересей. Б. серьезно рассматривал возможность возвращения апостольской кафедры в Рим или переезда во временную резиденцию в Болонье. В 1335 г. он начал реставрацию собора св. Петра и Латеранского дворца, однако большинство кардиналов-французов и франц. кор. Филипп VI были против переезда, в результате Б. еще прочнее обосновался в Авиньоне, перевезя туда из Ассизи папские архивы и начав строительство т. н. Старого дворца, фрески для к-рого был приглашен расписывать С. Мартини . Он реорганизовал нек-рые департаменты курии, упорядочил процедуру подачи и рассмотрения жалоб, реформировал папский трибунал - Апостольскую Пенитенциарию (булла «In agro dominico» 1338), учредил т.

http://pravenc.ru/text/78048.html

В Катехизисе Католической Церкви (1992), где учение об И. дается в ст. «Таинство Покаяния и Примирения», в сжатом виде представлено изложение конституции «Indulgentiarum doctrina» с добавлением определения И., данного в Кодексе канонического права (ККЦ. 1471-1479). Отличительной особенностью изложения Катехизиса является разъяснение понятия кары за грех. Вечная кара означает лишение «общения с Богом» и доступа к вечной жизни, что является следствием тяжкого греха (ККЦ. 1472). На этом основывается требование «нахождения в состоянии благодати» для получения И., т. е. отсутствия у получающего нераскаянных тяжких (смертных) грехов. Временная кара соотносится в Катехизисе с «неупорядоченной привязанностью к творениям», возникающей вслед. всякого греха; от этой привязанности «необходимо очиститься» либо на земле (в т. ч. посредством И.), либо после смерти в чистилище (ККЦ. 1472). Провозглашая «Великий юбилей 2000 г.» буллой «Incarnationis mysterium» от 29 нояб. 1998 г., папа Римский Иоанн Павел II объявил о предоставлении И. всем «должным образом подготовленным» верующим во время празднования юбилея. Исходя из представленного в конституции «Indulgentiarum doctrina» учения, папа сделал акцент на понимании И. как «дара милосердия Божия», необходимого для постепенного устранения зла, коренящегося внутри человека даже после раскаяния в таинстве Покаяния. В приложении к булле давался декрет Апостольской пенитенциарии, устанавливавший правила получения И. в юбилейный год. Современная практика предоставления И. Основные нормы и правила получения И. содержатся в «Enchiridion Indulgentiarum» (далее: EInd). Полную И. может получить только верующий, находящийся «в состоянии освящающей благодати», свободный от всякой привязанности к грехам. В «Enchiridion Indulgentiarum» придается большая значимость факту совершения благочестивых дел (opus operantis) с намерением получить И., нежели самим этим делам (opus operatum). Объявление об индульгенции на фасаде базилики Сан-Джованни ин Латерано в Риме

http://pravenc.ru/text/чистилище.html

Как выбирают Римского Понтифика Кардиналы должны были собираться в закрытом помещении и не имели права на отдельные комнаты. Питание доставлялось через окошко и, если выборы продолжались более 3-х дней, сокращалось до одного блюда на прием, а еще через пять дней — до хлеба, вина и воды. 11 марта, 2013 Кардиналы должны были собираться в закрытом помещении и не имели права на отдельные комнаты. Питание доставлялось через окошко и, если выборы продолжались более 3-х дней, сокращалось до одного блюда на прием, а еще через пять дней — до хлеба, вина и воды. 12 марта состоится Конклав по избранию нового Папы Римского Как выбирают Папу Римского? Кто такие кардиналы? В каком случает архиереев сажают на хлеб и воду? Почему человеку, избранному на престол святого Петра, меняют имя? Какое отношение к выборам Папы имеет Микеланджело Буонарроти? Рассказывает иеромонах Русской Православной Церкви, итальянский историк, исследователь Восточного христианства и писатель, сотрудник ОВЦС Иоанн (Гуайта).   Sede vacante Иеромонах Иоанн (Гуайта) С 20 часов 28 февраля сего года для Римской Католической Церкви открылся период Sede vacante — вакансии папского престола. По правилам, установленным Папой Иоанном Павлом II, с этого момента лишаются мандатов руководители всех подразделений Римской курии, в том числе государственный секретарь (кардинал Тарчизио Бертоне) и кардиналы (или архиепископы), являющиеся префектами конгрегаций, председателями папских советов, и т. д. Продолжают работать секретари департаментов Ватикана, Камерленг Святой Римской Церкви (Тарчизио Бертоне), который является местоблюстителем Апостольского Престола, и декан Коллегии кардиналов (Анджело Содано), который обычно созывает и возглавляет конклав. Однако на сей раз Декан Коллегии не будет принимать участие в конклаве по причине возраста. Также продолжают работать главный Пенитенциарий (португальский кардинал Мануэль Монтейро де Кастро), кардинал Викарий по граду Рим (итальянец Агостино Валлини), кардинал Ключарь Ватиканской базилики (итальянец Анджело Комастри, он же викарий по государству Ватикан), Элемозинарий Его Святейшества (итальянский архиепископ Гвидо Поццо), папский Церемониймейстер (монсеньор Гвидо Марини), Заместитель Госсекретаря (сардинский архиепископ Анджело Бечью), Секретарь по отношениям с государствами («министр иностранных дел» Святого Престола, французский архиепископ Доминик Мамберти) и все апостольские нунции. Правила выборов, установившиеся в традиции Церкви

http://pravmir.ru/kak-vybirayut-rimskogo...

Хьюдж). При Григории IX (1227–1241) 5 сентября 1234 г. буллой Rex Pacificus был утвержден свод канонического права, к которому Бонифаций VIII в 1296 г. добавил 6 книг декреталий (Sextum), а Иоанн XXII буллой Quoniam nulla от 25 октября 1317г. – уложения своего предшественника Климента V («Климентины»), Это собрание норм церковного права, систематизированных под сильным влиянием римского права, содержало постановления соборов и пап (как аутентичные, так и подложные) по общецерковным вопросам и частным случаям. Реорганизованный папой Бенедиктом XII буллой In Agro Dominico от 8 апреля 1338 г. Верховный трибунал Апостольской пенитенциарии (Sacra Poenitentiaria), состоявший из экспертов-богословов и канонистов и возглавлявшийся кардиналом – великим пенитенциарием, получил обширный свод законодательных норм, уяснивших его компетенцию касательно диспенсаций (разрешений, представляемых Святым престолом в порядке исключения на определённый срок в случае наличия различных сакраментальных препятствий), индульгенций (возможности давать отпущение грехов) и снятия отлучения от церкви latae sententiae (букв. – заранее вынесенное решение) – т.е. при совершении конкретных поступков (отступничество, ересь, схизма, кощунство и т.п.), влекущих автоматическую экскоммуникацию, которая предполагает соответствующие духовные наказания и определённую процедуру обратного соединения с католической церковью. 4. Пастырские реформы Основной проблемой для пап авиньонского периода была извечная проблема пастырского окормления верующих. Этот вопрос приобретает особую актуальность в связи с тем, что в понтификат Uoahha XXII начинается новый этап литературной критики папства. Теперь, в отличие от критики папства Данте и Иоанном Парижским, подвергались сомнениям духовные функции папы. Поводом к критике стали конфликт с Людвигом Баварским и споры Св. престола с францисканцами-спиритуалами. Рассадником антипапской пропаганды и прибежищем памфлетистов становится двор Людвига Баварского, а основными действующими лицами – Марсилий Падуанский и Оккам.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Из членов конгрегации создается суд, а первоначально еще и следствие, и очень тщательно исследуются все обстоятельства, связанные с возможным причислением к лику святых того или иного умершего члена Римско-католической церкви. Исследуются все обстоятельства, жизнеописание, характер его деятельности, высказывания, и затем все это выносится на судебный процесс (внутренний, закрытый), на котором есть судья, присяжные, истец, ответчик, адвокат, в том числе есть один из членов конгрегации, который специально назначается с целью приведения всех аргументов против канонизации (не потому что ему хочется, а потому, что в данном случае это его служебная обязанность). В быту Римской курии этот человек получил название advocates diaboli (адвокат от лукавого). В этом есть свой резон, когда возможные возражения против канонизации проговариваются до того, как она совершилась, зато после вызывают, возможно, меньше недоумений в том случае, если не вполне несомненный подвижник благочестия. В деятельности этой конгрегации, как и в деятельности любой другой структуры Римско-католической церкви, возможны папские интервенции, возможны вмешательства папы, которые ломают регулярную процедуру. В частности, именно по отношению к прославлению святых можно сказать, что в понтификат правления Иоанна Павла II было внесено столько интервенций, что теперь уже нельзя даже сказать, что чаще имело место – регулярная процедура или папское своеволие, ибо то множество новопрославленных святых Римско-католической церкви во время каждого папского визита в ту или иную страну вело к слому регулярной процедуры и к появлению весьма сомнительных даже для самих католиков кандидатов в святые. И наконец, есть еще Конгрегация католического образования, которая занимается католическими высшими и средними учебными заведениями в качестве центрального органа. Возвращаясь теперь к структуре Римской курии, скажем, что следующей декастерией, следующим подразделением являются римские трибуналы. Верховным из этих трибуналов является Священная апостольская пенитенциария.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zap...

Мониторинг СМИ Как выбирают Римского понтифика 12 марта состоится конклав по избранию нового Папы 11.03.2013 19:03 Как выбирают Папу Римского? Кто такие кардиналы? В каком случает иерархов сажают на хлеб и воду? Почему человеку, избранному на престол святого Петра, меняют имя? Какое отношение к выборам Папы имеет Микеланджело Буонарроти? Рассказывает иеромонах Русской Православной Церкви, итальянский историк, исследователь Восточного христианства и писатель, сотрудник ОВЦС Иоанн (Гуайта). Sede vacante Иеромонах Иоанн (Гуайта) С 20 часов 28 февраля сего года для Римской Католической Церкви открылся период Sede vacante — вакансии папского престола. По правилам, установленным Папой Иоанном Павлом II, с этого момента лишаются мандатов руководители всех подразделений Римской курии, в том числе государственный секретарь (кардинал Тарчизио Бертоне) и кардиналы (или архиепископы), являющиеся префектами конгрегаций, председателями папских советов, и т. д. Продолжают работать секретари департаментов Ватикана, Камерленг Святой Римской Церкви (Тарчизио Бертоне), который является местоблюстителем Апостольского Престола, и декан Коллегии кардиналов (Анджело Содано), который обычно созывает и возглавляет конклав. Однако на сей раз Декан Коллегии не будет принимать участие в конклаве по причине возраста. Также продолжают работать главный Пенитенциарий (португальский кардинал Мануэль Монтейро де Кастро), кардинал Викарий по граду Рим (итальянец Агостино Валлини), кардинал Ключарь Ватиканской базилики (итальянец Анджело Комастри, он же викарий по государству Ватикан), Элемозинарий Его Святейшества (итальянский архиепископ Гвидо Поццо), папский Церемониймейстер (монсеньор Гвидо Марини), Заместитель Госсекретаря (сардинский архиепископ Анджело Бечью), Секретарь по отношениям с государствами («министр иностранных дел» Святого Престола, французский архиепископ Доминик Мамберти) и все апостольские нунции. Правила выборов, установившиеся в традиции Церкви Правила избрания понтифика устанавливались постепенно и много раз менялись по ходу развития истории Католической Церкви. В древней Церкви часто епископы назначали своих преемников; это, по всей вероятности, происходило и в римской Церкви. Но со временем епископы стали выбираться клириками и верующими данной области, чаще всего — аккламацией (per acclamationem), т. е. провозглашением; иногда в результате достигнутой договоренности между участвующими в выборах — консенсусом (per compromissum), и только намного позднее Церковь прибегла к способу тайного голосования (per scrutinium). После выхода эдикта Константина Великого, по решению папы Марка от 336 года, в выборах стали принимать участие только клирики римской Церкви. В процессе избрания епископа для значимой кафедры (например, метрополии) участвовали действующие епископы близлежащих епархий, в особенности, если эти последние подчинялись данной вакантной кафедре.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

стал главной позицией движения ирредентизма, игравшего заметную роль в политической жизни И. 8 дек. 1869 г. по инициативе папы Пия IX в Риме открылся Ватиканский I Собор , на к-ром в качестве догмата было провозглашено учение о папской безошибочности в вопросах веры и морали. С началом франко-прусской войны 1870-1871 гг. имп. Наполеон III отозвал франц. гарнизон из Папской области, что возобновило призывы нек-рых итал. политиков решить «римский вопрос» путем итал. оккупации Рима. Поражение Франции и падение Второй империи Наполеона III в нач. сент. 1870 г. позволили итал. правительству начать переговоры с папой Пием IX о добровольной капитуляции. Ввиду папского отказа 11 сент. частям итал. армии был дан приказ войти на территорию Папской области. 20 сент., после непродолжительных боев, итал. войска взяли Рим, положив конец существованию Папского гос-ва и завершив объединение И. 2 окт. в Лацио и Риме был проведен плебисцит, по результатам которого они были включены в Итальянское королевство. 9 нояб. 1870 г. Апостольская пенитенциария издала декрет, распространивший принцип «Non expedit» на всех итал. католиков, но 5 дек. в бывшем Папском гос-ве состоялись досрочные выборы, в результате к-рых в итал. парламент вошли депутаты от Лацио и Рима. 1871-1900 гг. 3 февр. 1871 г. кор. Виктор Эммануил II провозгласил Рим столицей И. 13 мая 1871 г. новый парламент принял «закон о гарантиях», к-рый регулировал новые взаимоотношения итал. гос-ва и папства. Согласно закону, особа папы объявлялась священной и неприкосновенной, за понтификом сохранялись все почести и привилегии монарха, свобода в осуществлении духовной власти над католич. Церковью, в т. ч. право на дипломатические отношения с др. гос-вами. Но при этом папа лишался светской власти, а владения Папского престола ограничивались Ватиканским и Латеранским дворцами в Риме, базиликой св. Петра и загородной резиденцией Кастель-Гандольфо. Итальянское гос-во обязывалось ежегодно выплачивать Папскому престолу 3 млн 225 тыс. лир. Тем же законом предусматривался гос.

http://pravenc.ru/text/2033697.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010