Рассматриваемый отрицательно, религиозно-моральный процесс сводится к искуплению совершенных грехов, к воздержанию от свершения новых, к обороне от нападений греховности в незатронутом ею существе естества, охраняемого благодатью. И совершенно очевидно, что при таком умонастроении моральное учение должно предстать в своем внешнем аспекте, как мораль негативная, не знающая положительных ценностей. Здесь заключается психологический и исторический корень моральной казуистики. Происхождение казуистической системы католической морали внутренне связано с указанным сейчас отрицательным пониманием религиозно-морального процесса и исторически вытекает из исповедальной практики раннего средневековья, выражаясь в так называемых исповедных книгах или пенитенциариях. Задание довольно определенно. – Надо установить смысл и значение для дела спасения каждого отдельного греха и соответствующую ему, т.е. удовлетворяющую Справедливость за причиненный ей объективный ущерб, эпитимию. Эта эпитимия и будет карою (роепа) за грех, столь же уничтожающею его объективную сторону, сколь раскаяние и смерть Христова уничтожают в нем элемент вины индивидуума (culpa) перед Богом. Отрицать необходимость возмещения ущерба, нанесенного Справедливости, нельзя, и в этом несокрушимая сила и основание морального казуизма. Отрицая необходимость наказания за грех, надо отрицать и справедливость Божью. Отрицая возможность добровольного приятия на себя наказания в замену объективно неизбежного, надо отрицать милосердие Божье и отвергать смысл моего стремления к восстановлению попранной мною или другим правды. Наконец, ограничивать восстановление справедливости только одним каким-нибудь рядом добрых дел, значит идти навстречу ужасному формализму и забывать, что важен сам факт погашения зла добром, а не случайная форма этого погашения. По всем этим соображениям для католичества невозможно отказаться от казуистической морали без отказа от самого себя, хотя оно прекрасно понимает всю легкость вырождения моральной казуистики в смешное, а иногда и отталкивающее счетное и торгашеское дело.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kato...

Будучи главными деятелями в этих конгрегациях, кардиналы проявляют в них большую самостоятельность и компетенцию, чем в консисториях и имеют довольно значительный авторитет. Однако же этими сложными и различными занятиями еще не исчерпывается вся сфера деятельности и значения кардиналов в римско-католической церкви. Участие их в папских делах гораздо шире и роль некоторых из них еще более значительная. Для большого возвышения кардинальского поста и преимущественно в интересах папства необходимо было, кроме того сосредоточить в руках кардиналов управление и другими высшими церковными и церковно-гражданскими ведомствами. И вот сверх конгрегационных занятий ведению лиц, облеченных кардинальским саном, предоставлены были различные трибуналы при римской курии (или папской канцелярии), которые приводят на суд духовной власти папы все важные вопросы нравственности, начертывают правила для ее руководства и таким образом дополняют иерархическую администрацию в Риме. Знаменитая римская курия 30 в обширном смысле понимаемая представляет многочисленный комплект различных ведомств, управители которых составляют верховную свиту папы, сосредоточивающего в себе разные отрасли церковного, а раньше и светского управления в Риме. Оставляя в стороне историческое развитие куриальных ведомств, мы ограничимся общим обозрением лишь тех из них, которые имеют близкое отношение к предмету нашего очерка. Курия разделяется на юстиционную и административную. Первая составляет частью церковное, частью церковно-гражданское ведомство. Различным духовным ее департаментам (Curia gratiae, Signatura gratiae) подлежит пожалование бенефиций, принадлежащих папе, брачные диспенсации и такие тяжебные дела, решение которых или, точнее, оправдательный приговор по которым вполне зависит от милости св. отца. В этой коллегии нередко председательствует папа, иногда кардинал-сигнатор, сочленами которого состоят пенитенциарий или главный духовник, датарий и другие немногие кардиналы. Трибунал пенитенциария, получив свое устройство при п.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КЛИМЕНТ VIII Климент VIII, папа Римский. Гравюра. 1600 г. (Sacchi. Vitis pontificum. 1626) (РГБ) Климент VIII, папа Римский. Гравюра. 1600 г. (Sacchi. Vitis pontificum. 1626) (РГБ) (24.02.1536, Фано, пров. Пезаро-э-Урбино - 3.03.1605, Рим; до избрания папой - Ипполито Альдобрандини), папа Римский (с 30 янв. 1592). Род. в патрицианской семье из Флоренции; его отец Сильвестро Альдобрандини был известным юристом. В 1531 г. семью Альдобрандини изгнали из Флоренции по политическим причинам. В 1548 г. благодаря покровительству могущественного кард. Алессандро Фарнезе С. Альдобрандини получил должность консисториального адвоката в Римской курии. И. Альдобрандини, вероятно при поддержке кард. А. Фарнезе, изучал право в ун-тах Падуи и Болоньи, возможно также в Перудже и Ферраре; в 1556 г. он получил степень д-ра гражданского и канонического права (in utroque jure). Как и отец, Альдобрандини исполнял сначала должность консисториального адвоката в Римской курии, в 1568 г. был назначен аудитором кардинала-камерленго, в 1569 г.- аудитором Римской Роты (см. Rota Romana ). В 1571-1572 гг. сопровождал кардинала-непота Микеле Бонелли, назначенного легатом a latere в Испании, в Португалии и во Франции. При папе Римском Григории XIII (1572-1585) Альдобрандини оставался на должности аудитора Римской Роты. В этот период он находился под влиянием католич. св. Филиппа Нери , основателя конгрегации ораториан (позднее, уже став папой Римским, К. выбирал духовников из священников, принадлежавших к этой конгрегации,- Джованни Франческо Бордини и Цезаря Барония ). 31 дек. 1580 г. Алессандро Оттавиано Медичи, архиеп. Флоренции (впосл. папа Римский Лев XI ), рукоположил Альдобрандини в сан пресвитера. В мае 1585 г. папа Сикст V (1585-1590) назначил Альдобрандини датарием. 18 дек. папа возвел его в достоинство кардинала-пресвитера рим. ц. Сан-Панкрацио, а 12 июня 1586 г. назначил великим пенитенциарием (в этой должности Альдобрандини с 1589 участвовал в работе комиссии, занимавшейся подготовкой нового издания папских декреталий ). В мае 1588 г. назначен легатом a latere в Польшу. Кард. И. Альдобрандини, пользовавшийся доверием папы и не вовлеченный в противостояние различных группировок, казался подходящим кандидатом для установления мира (после смерти польского кор. Стефана Батория в Польше началась борьба за трон между Сигизмундом III Вазой и Максимилианом Габсбургом). 9 марта 1589 г. соперники подписали мирное соглашение. Деятельность кард. И. Альдобрандини, проявившего себя талантливым дипломатом, получила одобрение папы Сикста V.

http://pravenc.ru/text/1841395.html

Рождество на Соловках Подготовка к запрещенной тогда и на материке и на Соловках рождественской елке прошла, как по маслу. Решад задумал изумить всех своим искусством и, оставаясь до глубокой ночи в своей мастерской, никому не показывал изготовленного. 5 января, 2009 Подготовка к запрещенной тогда и на материке и на Соловках рождественской елке прошла, как по маслу. Решад задумал изумить всех своим искусством и, оставаясь до глубокой ночи в своей мастерской, никому не показывал изготовленного. Незабываемое Рождество Христово провел в лагере на Соловках православный писатель Борис Ширяев, автор книги «Неугасимая лампада», на нарах на третьем этаже общежития в руинах Преображенского собора. В одной с ним келии, прежде устроенной на двух монахов, ютилось шесть человек: «Парижанин» Миша Егоров, московский купец-старообрядец Вася Овчинников, турок коммерсант-контрабандист Решад-Седад, старый немецкий барон Риттер фон Риккерт дер Гельбензандт, бывший протестантом, и католик вольный шляхтич Свида Свидерский, герба Яцута. Однажды, в декабрьский вечер, случилось так, что мы все шестеро собрались в келью довольно рано. Так бывало редко. Пан обычно поздно возвращался из леса, я репетировал или выступал в театре, Миша Егоров засиживался у своих многочисленных приятелей, и лишь барон в одиночестве перебирал в памяти своих предков — магистров и комтуров — перед уходом на сторожевку. — А знаете, ведь сегодня пятнадцатое декабря, — изрек Миша. Он всегда начинал речь с сентенций. — А завтра — шестнадцатое, — в тон ему ответил Овчинников. — Через десять дней — Рождество, — пояснил Миша, оглядывая всех нас. — Тебе-то, атеисту, до этого какое дело? — возразил Овчинников, не прощавший безверия другу и однокашнику. — Как — какое? — искренно изумился Миша, — а елка? — Елка? А Секирку знаешь? Елки, брат, у вас в Париже устраивают, а социалистическая пенитенциария им другое назначение определила, — кольнули мы Мишу его партийным прошлым. — А мы и здесь свой Париж организуем! Собственное рю Дарю! Замечательно будет — одушевился Миша. — После поверки в келью никто не заглянет… Дверь забаррикадируем, окна на третьем этаже… хоть молебен служи!

http://pravmir.ru/rozhdestvo-na-solovkax...

Епископы могут давать некоторые разрешения, но наиболее важные предоставлены папе, который обладает следующими конгрегациями для их сообщения: Священной Пенитенциарией (папской канцелярией для заведывания по делам покаяния) и Священной Датерией (папской канцелярией для заведывания духовными местами). Канонисты вообще устанавливают ограничения касательно действенности известных разрешений; но можно сказать, что на практике эти ограничения уничтожаются при посредстве тысячи казуистических различений. Говоря в общем смысле, в Риме можно получить все, что угодно, необходимо только заплатить за это хорошо. Наложили разнообразные тарифы для получения разрешений; перечисление обязанностей или преступлений, от которых можно освободиться с помощью денег, поистине соблазнительно. Многие из этих тарифов были обнародованы; Рим поспешил протестовать против их подлинности: но этот протест есть лишь чистая формальность. В сущности, эти тарифы суть подлинные: они известны всем тем, которые обращаются в Рим за разрешениями, и известные посреднические бюро стараются обнародовать их в кратком изложении (resume); ибо при конгрегациях существуют агентства, которые озабочены приобретением всяких разрешений, и которые сообщают своим клиентам цену, за которую их лавочки могут доставать их. Некоторые разрешения отличаются частным характером и даруются при частных случаях, но существуют разрешения и общие. Таким-то образом в каждом году, официально и с возвышения кафедры, епископы или от своего имени, или от имени папы разрешают от обязанностей в великий пост; позволяют вкушать такую или иную пищу, есть мясо в известные дни, и все это под тем условием, чтобы каждый внёс сумму денег пропорционально со своими средствами. Говоря вообще, можно сказать, что при помощи денег и посредством некоторых действий или легких молитв, с которыми соединены самые обширные индульгенции, в римской церкви можно освободиться от трудов покаяния, убаюкивать себя надеждой попасть в рай без особенного труда, только бы не оказывать сопротивления добрым патерам и их друзьям. В противном случае, бесспорно ад будет вашим уделом, хотя бы вы были весьма добродетельным человеком.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Когда срок этих предназначенных каждой душе мучений оканчивается, душа переходить из чистилища в рай. Без этого, не истязав надлежащим образом душу за каждый сделанный грех, за каждую невыполненную эпитимию, правосудие Божие, как будто, не может простить ее и прямо допустить в рай, хотя бы она и раскаялась самым искренним образом. Нет надобности говорить о том, сколько в этих понятиях грубого и несоответствующего духу христианства. В священном писании никаких упоминаний о чистилище нет 4 . Представление о чистилище скорее перешло в католическое богословие из старых языческих суеверий, и в средние века особенно ревностно распространяемо было католическим духовенством для устрашения совести народной в целях властолюбия и корыстолюбия. Нет ли, однакоже, средства человеку – облегчить для себя тяжесть эпитимии при жизни и сократить срок мучений в чистилище по смерти; словом войти в царство небесное, не принесши Богу должного удовлетворения за все грехи? Все зависит от того, у кого в руках ключи от царства небесного, – от папы. По милосердию Божию к людям, Бог дал главе церкви – папе неограниченную власть и помимо таинства покаяния зачислять сверхдолжные заслуги святых людям грешным, и не только живым, но и умершим. Имея в своем распоряжение неисчерпаемую сокровищницу сверхдолжных святых дел, папа может пользоваться ею для облегчения грешных людей – давать так называемые индульгенции (indulgentia). Эти индульгенции даются на живых людей, которые ими освобождаются от обязанности приносить удовлетворения, исполнять за известные грехи эпитимии, и на умерших, которым сокращается срок мучений в чистилище. Индульгенции эти, по великому милосердию Божию и по снисхождению папы, могут быть раздаваемы даром, или за какие-нибудь благочестивые подвиги: путешествия ко святым местам (преимущественно в Рим), за полезные общественные предприятия, за какие-нибудь заслуги и пожертвования в пользу папы. Индульгенции бывают полные, простирающееся на всю жизнь и на все грехи, и неполные – на несколько дней или лет. Есть еще индульгенции великие, которые в известное время даются всему католическому миру, или целой стране, или всем христианам, находящимся в Риме – в каких-нибудь особенных случаях: напр., во время торжественного празднования юбилеев в римской церкви, при избрании нового папы, по случаю каких-либо важных предприятий церковных, или особенных опасностей, угрожающих церкви, во время крестовых походов, вселенских соборов, канонизации святых и т. д. Индульгенции эти даются лично самим папою, или чрез великого кардинала пенитенциария, чрез епископов и других членов церковной иерархии, чрез прикосновение к освященному папскому жезлу. Есть в католических странах привилегированные церкви, часовни, алтари, иконы, пред которыми всякий желающий может помолиться и получить индульгенцию на несколько дней. Благодать индульгенций может быть приобретаема в известного рода медалях, четках, крестиках, освященных в Риме и тому подобных предметах.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

Информация о биографии М. из О. довольно скудна и основана на сведениях, которые приводятся в предисловиях к его сочинениям, в адресованном ему письме Гиацинта, монаха доминиканского конвента в Праге (текст см.: Ossolinsky. 1822. S. 67-68), а также в нескольких документах из папской канцелярии (полный обзор источников см.: Soszy ski. 1995. S. 47-50). Согласно имеющемуся в нек-рых рукописях «Хроники пап и императоров» (Chronicon pontificum et imperatorum) уточнению (сделано не ранее XIV в.), ее автор происходил из г. Опава (нем. Троппау) в королевстве Чехия (de regno Boemie oriundus, patria Oppauiensis). В молодости вступил в орден доминиканцев, учился в доминиканском конвенте св. Климента в Праге (основан в 20-х гг. XIII в.), где был рукоположен во пресвитера. Предположение о том, что М. из О. учился в одном из ун-тов Франции, Италии или Германии, не имеет документального подтверждения. В сочинениях М. из О. есть указания на хорошее знание им географии Юж. Франции, поэтому вполне возможно, что он учился в Монпелье или Тулузе. В некоторых документах хронист назван магистром, но сам себя он так не именовал. Ученость М. из О. принесла ему известность в ордене и в Римской курии: папа Римский Александр IV (1254-1261) назначил его пенитенциарием и капелланом (упом. среди poenitentiarii minors в документах от 1 мая 1261, 27 янв. 1262 и 11 июня 1268, как капеллан - впервые в булле от 26 сент. 1276). Своим покровителем М. из О. называл доминиканца кард. Гуго Сен-Шерского († 1263), автора глоссы на Свящ. Писание «Postillae in totam Bibliam» (см. в ст. Катены ), к-рый с 1256 г. занимал должность верховного пенитенциария. Гипотетическими, хотя и вероятными, являются контакты М. из О. с современниками и собратьями по ордену Альбертом Великим († 1280), Фомой Аквинским († 1274), Вильгельмом из Мёрбеке († между 1284 и 1286) и др. Достоверно можно утверждать, что М. из О. сохранил связи с пражскими доминиканцами: в письме Гиацинта сообщается, что М. из О. помог Петру, пробсту (praepositus) конвента св. Климента, получить в Римской курии желаемые привилегии для своей общины (Петр ездил в Италию между янв. 1275 и нояб. 1277), а также отправил в Прагу экземпляр своей «Хроники...». 22 июня 1278 г. папа Римский Николай III назначил М. из О. архиепископом Гнезно, но по пути на свою кафедру архиепископ скончался в доминиканском конвенте в Болонье.

http://pravenc.ru/text/2562422.html

В качестве условий для получения юбилейной индульгенции предписываются: исповедь, приобщение и посещение четырех базилик. Нет необходимости, чтобы исповедь и приобщение непременно предшествовали посещениям базилик: но можно приступать к этим таинствам и во время посещения и после их окончания. Паломники, которые по бедности или по какой-либо другой уважительной причине не могут оставаться на долгое время в Риме, а также и те римляне, которые по болезни или другой законной причине не в состоянии выполнить предписанных посещений, могут с разрешения духовника заменить эти посещения какими-либо другими благочестивыми делами. Исповедь должна быть совершена со специальным намерением приобретения юбилейной индульгенции и нельзя ограничиться тою обычною исповедью, которая предписывается ежегодно. Исповедоваться можно где угодно, даже и вне Рима. Для облегчения получения индульгенции, принимать исповедь кающихся назначаются, кроме духовников четырех главных базилик, настоятели римских церквей и другие пенитенциарии, снабженные на этот случай широкими полномочиями. Приобщение должно быть также не обычное, но со специальной целью воспользоваться юбилеем, причем приступать к таинству можно в каком угодно храме, даже и вне Рима. Для молитвенных посещений назначаются четыре главных римских базилики и их посетить паломники должны в продолжение одного дня, естественного или церковного. Живущим в Риме, или на пространстве не пяти миль от стен Рима; предписывается совершать посещения базилик в продолжение двадцати дней, непрерывно или с промежутками: а иностранцам и провинциалам – в продолжение десяти дней. Нет необходимости совершать посещения непременно пешком, но можно пользоваться при этом каким угодно способом передвижения. При посещениях базилик не обязательно входить в них через „porta santa”. Так как в известные часы базилики бывают заперты, или вследствие громадного стечения народа может оказаться невозможным войти внутрь их, то посещающие их паломники могут в этом случае молиться вне храма и на его ступенях.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

476 Всякий раз, когда того потребует надлежащее управление диоцезом, диоцезальным Епископом могут назначаться один или несколько епископских Викариев, которые в определённой части диоцеза или в некотором роде деятельности, или в отношении верующих определённого обряда, либо некоторой группы лиц пользуются той же ординарной властью, которая по универсальному праву принадлежит генеральному Викарию в соответствии с положениями нижеследующих канонов. 477 § 1. Генерального и епископского Викария свободно назначает диоцезальный Епископ, и он же может свободно отстранять их от должности, причём предписание кан. 406 сохраняет силу; епископский Викарий, не являющийся Епископом-помощником, назначается только на время, определяемое в самом акте о назначении. § 2. Если генеральный Викарий отсутствует или перед ним встают признаваемые законом препятствия, диоцезальный Епископ может назначить того, кто будет его замещать; эта же норма прилагается и к епископскому Викарию. 478 § 1. Генеральный и епископский Викарии должны [избираться] из священников не моложе тридцати лет, имеющих степень доктора или лиценциата канонического права или богословия или, по крайней мере, подлинно сведущих в этих науках, известных здравой учёностью, честностью, благоразумием и опытом ведения дел. § 2. Должность генерального или епископского Викария несовместима с должностью каноника-пенитенциария и не может доверяться родственникам Епископа вплоть до четвёртой степени родства. 479 § 1. В силу самой должности в ведении генерального Викария во всём диоцезе находится исполнительная власть, по праву принадлежащая диоцезальному Епископу, а именно власть издавать все административные акты – за исключением тех, что сохранены Епископом за собой, либо тех, что по нормам права требуют особого мандата Епископа. § 2. В силу самого права епископскому Викарию принадлежит та власть, о которой говорится в § 1, однако лишь в отношении либо определённой части территории или рода деятельности, либо верующих определённого обряда (или отдельной их группы), ради которых он был поставлен на эту должность – за исключением тех дел, которые Епископ оставит за собой или за генеральным Викарием, либо тех, что по нормам права требуют особого мандата Епископа.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

Помимо викарных епископов-помощников или коадъюторов, к-рые назначаются лишь в особых случаях, во всех епископальных (диоцезальных) куриях католич. Церкви лат. обряда существует должность генерального В. (vicarius generalis), к-рый является помощником правящего епископа по осуществлению правительственных, и в частности адм. прав епископа. До XIV в. генеральные В. назначались лишь в вакантные диоцезы. Затем они стали назначаться и в те диоцезы, где присутствует епископ. При этом, однако, назначение или неназначение генерального В. предоставлялось усмотрению диоцезального епископа, принудить его к такому назначению папа мог лишь в случае недостаточного знакомства епископа с каноническим правом или при обширности еп-ства. Действующий Кодекс предусматривает существование должности генерального В. во всех еп-ствах (CIC 475. 1). Если в еп-стве (диоцезе) есть епископ-коадъютор или епископ-помощник, то таковой и становится одновременно генеральным В. (CIC 406. 1) либо епископским В. (vicarius episcopalis; должность учреждена после Ватиканского II Собора - Юркович. С. 116). В большинстве же еп-ств, где викарных епископов нет, генеральный В. назначается, а также при необходимости увольняется самим правящим епископом из числа пресвитеров. Ранее он мог и не иметь священного сана, но должен был непременно принадлежать к клиру, т. е. иметь тонзуру. Если правящий епископ сочтет целесообразным, он может, помимо генерального В., назначить одного или неск. епископских В., полномочия к-рых отличаются от полномочий генерального В. тем, что они осуществляют их лишь применительно к части еп-ства, или к определенной группе верующих, напр. к монашествующим, или по определенному кругу вопросов. Генеральные и епископские В. назначаются из лиц в пресвитерском сане, «не моложе 30 лет, имеющих степень доктора или лиценциата канонического права или богословия или, по крайней мере, подлинно сведущих в этих науках, известных приверженностью учению Церкви (sancta doctrina), честностью, благоразумием и опытом ведения дел» (CIC 478. 1). При этом генеральный или епископский В. не может быть одновременно каноником-пенитенциарием либо находиться в родстве с диоцезальным епископом до 4-й степени включительно. Полномочия генеральных и епископских В. упраздняются в случае наступившей вакантности епископской кафедры.

http://pravenc.ru/text/158444.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010