С приветственным словом к участникам обратился врио начальника Университета ФСИН России полковник внутренней службы Е.П. Зарубин. «Для продолжения и обогащения многолетнего сотрудничества государства и Церкви важно совместное обсуждение проблем, поиска ответов на сложные вопросы, обмен опытом коллег из других регионов. Полагаю, что тематика конференции, которая затрагивает важнейшие процессы исправления, сохранения и развития личности осужденного предоставит широкую площадку для обмена мнениями», — сказал, в частности, Е.П. Зарубин. Участников конференции также привествовали губернатор Санкт-Петербурга А.Д. Беглов заместитель директора ФСИН России генерал-майор внутренней службы А.В. Матвеенко, председатель Синодального отдела по тюремному служению епископ Раменский Иринарх , ректор Санкт-Петербургской духовной академии епископ Петергофский Силуан . В ходе пленарных заседаний конференции основные доклады представили: В ходе работы конференции и семинара были представлены доклады и выступления других ведущих специалистов и ученых-пенитенциаристов, а также представителей профессорско-преподавательского корпуса высших учебных заведений ФСИН России и практических работников УИС, главными обсуждаемыми темами которых были обозначены: Особое внимание участников конференции вызвал доклад епископа Раменского Иринарха.  «Общество сегодня ставит перед пенитенциарными службами задачи по реформированию системы исполнения наказаний. В свете этого задача Церкви — помогать заключенному в местах лишения (ограничения) свободы сохранить в себе или обрести заново способность возвращения в гражданское общество, а после выхода на свободу помогать ему через возрождение религиозности находить в себе духовные и нравственные силы для восстановления утраченных им за решеткой социальных связей среди гражданского общества», — отметил владыка Иринарх.  «В тюремном служении важно понимать, что в процессе духовно-нравственного возрождения изменяется сам человек, который начинает осознавать, что в мире могут быть иные смыслы существования. Приобщение осужденных к усвоению основ религиозной нравственности, в отличие от других средств исправления, имеет качественно иную мотивацию, которая не связана с возможностью применения методов поощрения или принуждения со стороны администрации исправительного учреждения», — подчеркнул архиерей. 

http://patriarchia.ru/db/text/6035865.ht...

Авангардистски настроенные литераторы и музыканты, организовали свою театральную труппу, которая называлась Художники, литераторы, актеры, музыканты (ХЛАМ). С 1935 г. Центральным театром руководил украинский режиссер Лесь Курбас. Сохранились афиши 1936 г., анонсирующие его постановки, непосредственно, на Соловках. К концу 30-х гг., театр перевели в Кемь, а затем в Медвежьегорск, где он превратился в Центральный театр ББК. На Соловках до 1937 г. оставались драмкружок и агитбригада. В 1920-х гг. в лагере издавались литературно-краеведческий журнал, газета с несколькими приложениями, отдельные выпуски специальных изданий. Первый номер журнала «СЛОН» вышел в марте 1924 г. тиражом 15 экземпляров, напечатанных на «Ундервуде». Номера 9–10 были напечатаны уже на «Американке», тиражом 200 экземпляров. С 1925 г. журнал стал называться «Соловецкие острова» и с 1926 г., по подписке, распространялся по всей стране. В 1927 г. он слился с журналом «Карело-Мурманский край», но с августа 1929 по 1932 г. стал выходить снова 51 . Кроме литературного отдела, в нем были экономический и краеведческий, где публиковались статьи сотрудников СОКа. С января 1925 г. издавалась газета «Новые Соловки», которая «обросла» непериодическими приложениями. Когда прекращалась навигация на Белом море, для публикации новостей с материка издавалась небольшая газета «Радио-Соловки». В целях антирелигиозной пропаганды, печатался листок под названием «Соловецкий безбожник». Третье приложение – сатирическая газета «Соловецкий крокодил» увидела свет лишь однажды – в сентябре 1925 г., но, «в силу нездорового уклона, который имеет тюремный юмор», выпуск был прекращен. Последний номер «Новых Соловков» вышел летом 1930 г. На Соловках существовало объединенное спортивное общество «Динамо», членами которого были чекисты и красноармейцы из числа охраны. Общество организовывало спортивные соревнования. Для сотрудников администрации на берегу Святого озера действовала спортивная станция, зимой здесь устраивали каток и лыжную базу, а летом выдавали напрокат лодки. Силами заключенных был также построен тир с двигающимися мишенями. Б. Л. Солоневич, прибывший на Соловки в 1926 г., написал в лагере книгу «Физическая культура, как метод пенитенциарии».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Гораздо более затруднительным было в этом случае положение паломников иностранных, которые не понимали по-итальянски и потому нуждались в духовнике, способном выслушать их покаяние и побеседовать с ними на их родном языке. Так как прилив юбилейных богомольцев ожидался отовсюду, то церковное правительство сочло своим долгом позаботиться обо всех, по возможности, национальностях, и в храме св. Петра напр., можно было видеть результат этой заботы. В левом крыле храмового трансепта, по всему громадному полукругу его стены, тянется, длинный ряд деревянных резных конфессионалов с двумя обычными окошечками для исповедников в каждом из них. По случаю святого года, в этих исповедальнях поставлены пенитенциарии, специально уполномоченные для принятия от паломников их юбилейной исповеди. Всех конфессионалов здесь одиннадцать, и над каждым выставлена крупными буквами надпись, гласящая о том, для какой народности, для какого языка предназначается тот или другой духовник. На одном мы читаемы „pro lingna gallica”, на другом – “pro lingna polonica” и т. д., так что и немец, и француз, и англичанин, и поляк и всякий другой из католиков может найти подходящий язык себе для исповеди. О русском языке вывески, однако, молчат; очевидно, особенной надобности в конфессионал с этим языком не встречается, хотя, конечно, если найдется католик, понимающий только по-русски, и пожелает исповедаться, гостеприимный Рим даст духовника и ему. В одном из римских храмов, кажется Св. Станислава, давно уже настоятельствует, напр., наш соотечественник, некий Юлиан Астромов, известный и своими сочинениями (напр. о непогрешимости папы), изданными на французском и русском языке. Что касается приобщения Св. Таин, то для этой юбилейной обязанности паломники, согласившись между собою, избирали себе время и тот или другой из римских храмов по собственному усмотрению. В газетах часто можно было встретить сообщения о том, что в известный день, в базилике S. Maria Maggiore, напр., или в каком-нибудь ином храме, та или другая партия паломников присутствовала, или будет присутствовать, при торжественной мессе с совершением общего причащения (messa della comunione generale).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

Verga) за тенебрами в среду в базилике S. Maria Maggiore. Явился он в храм в половине шестого, т. е. когда вечерня уже близилась к окончанию. Одетый в длинную фиолетовую мантию с красным бархатным воротником в виде пелерины, обшитым галуном, и в красном берете на голове, он держал в руке длинную, не менее сажени, тонкую палку, которая своим постепенным утончением к вершине и своим изогнутым видом вполне напоминает обычное удилище. В сопровождении нескольких, встретивших его клириков, кардинал проследовал к левой боковой стене храма, где, в значительном отдалении от главного алтаря, под небольшим балдахином и гербом на возвышении нескольких ступеней поставлено было для него большое украшенное кресло. Против этого кресла поставлены были боком к нему два деревянных диванчика таким образом, что между ними и ступенями кардинальского трона оставался лишь узкий проход, по которому можно было пройти только одному человеку. На диванчиках поместились друг против друга сопровождавшие кардинала клирики, тотчас же углубившиеся в чтение своих молитвенников, а сам кардинал воссел на троне и протянул вперед свое удилище. Собравшиеся богомольцы стали чрез узкий проход поодиночке двигаться мимо кардинала, причем каждый из них становился пред троном на колена и наклонял голову, а кардинал с важным сосредоточенным видом опускал свое удилище и слегка касался концом его головы мужчины или шляпки женщины. По римско-католическому обычаю, с этим актом, который за вечернями страстной недели совершается великим пенитенциарием поочередно во всех главных римских базиликах, соединяется дарование индульгенции. Само собою разумеется, что православному человеку такой обычай представляется в высшей степени странным, да, по-видимому, в настоящее время и очень многие из католиков ценят его не особенно высоко. Появление великого пенитенциария, несмотря на свою чрезвычайную редкость в долговременном периоде года, не только не производит усиленного стечения народа, но даже и большинство присутствующих за службою не обращают на него никакого внимания и не считают нужным склонять свою голову под палочку кардинала.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

10 окт. 1259 г. Фукуа был избран на освободившуюся Нарбонскую архиепископскую кафедру. Ему вновь пришлось долго ждать одобрения результатов выборов папой, так что церемония интронизации состоялась лишь в нач. 1261 г. В апр. того же года Фукуа принес франц. королю присягу верности; Людовик IX повелел ежегодно выплачивать Нарбонскому архиеп-ству денежную компенсацию за церковное имущество, к-рое было захвачено альбигойцами , а затем конфисковано в королевскую казну. Фукуа издал новые статуты Нарбонского диоцеза. В рамках борьбы с ростовщичеством архиепископ принял меры против евреев (в частности, подтвердил обязательное ношение евреями отличительного знака), однако нередко он выступал в защиту евреев, проживавших на территории архиеп-ства, перед королевскими чиновниками. Оставаясь королевским советником, Фукуа часто был посредником в судебных тяжбах. Папа Римский Климент IV проводит инвеституру Карла Анжуйского, кор. Сицилии. Роспись башни Ферранд в г. Перн-ле-Фонтен. 2-я пол. XIII в. Папа Римский Климент IV проводит инвеституру Карла Анжуйского, кор. Сицилии. Роспись башни Ферранд в г. Перн-ле-Фонтен. 2-я пол. XIII в. 17 дек. 1261 г. папа Римский Урбан IV (1261-1264) возвел Фукуа в достоинство кардинала-епископа Сабины. Первоначально архиепископ негативно отнесся к этому назначению, не желая покидать Нарбон. Кор. Людовик IX также не хотел отпускать Фукуа, рассчитывая использовать его как посредника в урегулировании конфликта между женой, кор. Маргаритой Прованской, и братом, Карлом Анжуйским. Лишь осенью 1262 г. по настоятельному требованию папы Римского Фукуа отправился в Италию. Из-за угрозы со стороны итал. гибеллинов (приверженцы императора Свящ. Римской империи, противостоявшие гвельфам ) во главе с Манфредом, незаконнорожденным сыном имп. Фридриха II (с 1254 управлял Сицилийским королевством, в 1258 провозгласил себя королем), папская курия в тот период находилась в разных городах Центр. Италии (в Витербо, Орвието и Перудже). Прибыв к папскому двору, Фукуа получил должность верховного пенитенциария (1263); в нояб. был назначен папским легатом на Британских о-вах. Одной из его главных задач на этом посту было разрешение конфликта между англ. кор. Генрихом III (1216-1272) и баронами. Вскоре стало известно, что противоборствующие партии в Англии согласились на посредничество короля Франции, поэтому Фукуа отложил отъезд до апр. следующего года, когда выяснилось, что вмешательство Людовика IX лишь усугубило конфликт.

http://pravenc.ru/text/1841383.html

В подчинении верховного П. находились младшие П. (poenitentiarii minores), служившие при главных рим. базиликах (св. Петра, Латеранской и Санта-Мария-Маджоре), где они принимали исповеди у приезжавших в Рим паломников. Папа Римский Урбан V (1362-1370) установил численность П.- 12 чел.: по одному для приезжих из Франкии (Сев. Франции), Англии, Окситании (Юж. Франции), Фландрии, Бретани, Германии (Alemannia), Богемии, Польши, Дании (Dacia; включала всю Скандинавию и Балтику), Венгрии, Испании (включала Каталонию, Арагон, Португалию и Наварру) и Италии ( Haug. 2008. P. 91-92). Позднее число П. могло быть увеличено до 19. Младшие П. принадлежали гл. обр. к нищенствующим орденам доминиканцев и францисканцев ; обычно получали образование в сфере теологии или канонического права. Как правило, П. были уроженцами того региона, куда они назначались. Нередко они были и папскими посланниками, выполняли поручения понтификов, способствовали поддержанию связей Рима с различными частями католич. Европы, часто получали назначение на епископские кафедры. В 1569 г. папа Римский Пий V учредил 3 коллегии малых П.: францисканцев (при Латеранской базилике), доминиканцев (при базилике Санта-Мария-Маджоре) и иезуитов (при базилике св. Петра). Лит.: G ö ller E. Die päpstliche Pönitentiarie von ihrem Ursprung bis zu ihrer Umgestaltung unter Pius V. R., 1907-1911. 4 Bde; Chou ë t P. La Sacrée Pénitencerie apostolique: Diss. Lyon, 1908; Tamburini F. La Sacrée Pénitencerie apostolique et les pénitenciers mineurs pontificaux//Studia canonica. Ottawa, 1997. Vol. 31. P. 449-459; Salonen K. The Penitentiary as a Well of Grace in the Late Middle Ages: The Example of the Province of Upsala, 1448-1527. Helsinki, 2001; The Roman Curia, the Apostolic Penitentiary and the Partes in the Later Middle Ages/Ed. K. Salonen, C. Krötzl. R., 2003; M ü ller W. P. Violence et droit canonique: Les enseignements de la Pénitencerie apostolique: (XIIIe-XVIe siècle)//RH. 2007. Vol. 309. N 4. P. 771-796; Haug E. Minor Papal Penitentiaries of Dacia, their Lives and Careers in Context (1262-1408)//Collegium Medievale: Interdisciplinary J. of Medieval Research. Oslo, 2008. Vol. 21. P. 86-157; A New History of Penance/Ed. A. Firey. Leiden; Boston, 2008.

http://pravenc.ru/text/2579952.html

нечно, нетрудно было подыскать себе удобное место и время для исповеди, соответственно своим нуждам и желаниям. Гораздо более затруднительным было в этом случае положение паломников иностранных, которые не понимали по-итальянски и потому нуждались в духовнике, способном выслушать их покаяние и побеседовать с ними на их родном языке. Так как прилив юбилейных богомольцев ожидался отовсюду, то церковное правительство сочло своим долгом позаботиться о всех, по возможности, национальностях и в храме св. Петра напр. можно было видеть результат этой заботы. В левом крыле храмового трансепта, по всему громадному полукругу его стены, тянется, длинный ряд деревянных резных конфессионалов с двумя обычными окошечками для исповедников в каждом из них. По случаю святого года, в этих исповедальнях поставлены пенитенциарии, специально уполномоченные для принятия от паломников их юбилейной исповеди. Всех конфессионалов здесь одиннадцать и над каждым выставлена крупными буквами надпись, гласящая о том, для какой народности, для какого языка предназначается тот или другой духовник. На одном мы читаем: «pro lingna gallica», на другом – «pro lingna polonica» и т. д., так что и немец, и француз, и англичанин, и поляк и всякий другой из католиков может найти подходящий язык себе для исповеди. О русском языке вывески однако молчат; очевидно, особенной надобности в конфессионале с этим языком не встречается, хотя, конечно, если найдется католик, понимающий только по-русски, и пожелает исповедаться, гостеприимный Рим даст духовника и ему. В одном из римских храмов, кажется Св. Станислава, давно уже настоятельствует напр. наш соотечественник, некий Юлиан Астромов, известный и своими сочинениями (напр. о непогрешимости папы), изданными на французском и русском языке. – Что касается приобщения Св. Таин, то для исполнения этой юбилейной обязанности паломники, согласившись между собою, избирали себе время и тот или другой из римских храмов по собственному усмотрению. В газетах часто можно было встретить сообщения о том, что в известный день, в базилике S. Maria Maggiore напр. или в каком-нибудь ином храме, та или

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Конклав в Квиринале и избрание Пия VIII. – Кратковременное папствование. – Новый конклав и избрание Григория XVI. – Из прежней жизни новоизбранного папы. – Революция в Риме. – Трудное положение папства. В феврале 1829 года в Квиринале опять состоялся конклав, на котором с обычными церемониями избран был папой кардинал Кастильони. Франческо Ксаверио Кастильони, принявший имя Пия VIII, родился 20 ноября 1761 года в Чинголе; сначала он обучался в школах иезуитов, где особенно пользовался преподаванием знаменитого ученого библиотекаря патера Заккарии. затем отправился в Болонью, чтобы заняться изучением канонического права, но оттуда вскоре перешел в Рим. Там Кастильони вступил в близкие сношения с одним из первых канонистов того времени, адвокатом Девоти, которому помогал в его изданиях. Пий VII уже в 1800 году назначил его епископом монтальтским в римских марках, и позже епископом чезенским. Там он оказался поборником партии санфедистов и открытым противником карбонариев. Так как он не хотел подчиниться Наполеону, когда французы завоевали Италию, то был заключен в тюрьму, из которой был освобожден лишь после низвержения Наполеона и, в вознаграждение за понесенные бедствия, возведен был в сан кардинала. В качестве кардинала он несколько лет жил в Риме в крайнем отчуждении; но Пий VII за год до своей смерти сделал его епископом фраскатским и великим пенитенциарием (духовником). Это был весьма ученый человек, который, кроме канонического права, особенно изучал нумизматику (как и его учитель Заккария) и библейскую литературу. В личном обращении он был чрезвычайно любезен, но страдал хроническою болезнью в затылке, которая принуждала его склонять голову на сторону и вниз, так что нельзя было хорошенько видеть всего его лица. Сделавшись папой, он издал приказ своим родственникам немедленно оставить места, где они находились, чтобы не подвергнуться упреку в непотизме. Мало этого, он пошел дальше и долго колебался сделать св. Бернарда «учителем церкви», – просто потому, что тот происходил из французской фамилии Шатильон, ветви самых Кастильони. Позже эти колебания он преодолел, и Бернард клервосский получил в его папствование почетный титул «учителя церкви».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

По дороге беседовали о делах церкви. Спокойно, с научною ясностью, доказывал Швейниц бессмыслицу догмата папской непогрешимости, уверяя, будто бы двадцать лет не пройдет, как вся Германия восстанет и свергнет иго Римской Церкви. «Этот не умрет за веру, – думал Джованни, глядя на сытое, круглое лицо нюрнбергского монаха, – не пойдет в огонь, как Савонарола. Но, как знать, может быть, он опаснее для церкви». Однажды вечером, вскоре по приезде в Рим, Джованни встретился на площади Сан-Пьетро с Гансом Платером. Школяр повел его в соседний переулок Синибальди, где было множество немецких постоялых дворов для чужеземных богомольцев – в маленький винный погреб под вывеской Серебряного Ежа, принадлежавший чеху-гуситу, Яну Хромому, который охотно принимал и угощал отборными винами своих единомышленников – тайных врагов папы, с каждым днем размножавшихся вольнодумцев, чаявших великого обновления церкви. За первою общею комнатою была у Яна другая, заветная, куда допускались лишь избранные. Здесь собралось целое общество. Томас Швейниц сидел на верхнем почетном конце стола, прислонившись к бочке спиной, сложив толстые руки на толстом животе. Пухлое лицо его с двойным подбородком было неподвижно; крохотные осовелые глазки слипались: он, должно быть, выпил лишнее. Изредка подымал он стакан на уровень с пламенем свечи, любуясь бледным золотом рейнского в граненом хрустале. Захожий монашек, фра Мартино, изливал свое негодование на лихоимство Курии в однообразных жалобах: – Ну возьми раз, возьми два, но ведь и честь, говорю, надо знать, а то, помилуйте, что же это такое? Лучше разбойникам в руки попасть, чем здешним прелатам. Дневной грабеж! Пенитенциарию дай, протонотарию дай и кубикуларию, и остиарию, и конюху, и повару, и тому, кто ведро с помоями выносит у ее преподобия, кардинальской наложницы, прости Господи! Как в песне поется: Продают они Христа, Новые Иуды. Ганс Платер встал, принял торжественный вид и, когда все умолкли, обратив на него взоры, – возгласил протяжным голосом, подражая церковному чтению:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=188...

Пн Представник Синодального з тюремного взяв участь у VI 21 листопада 2023 р. 16:38 15-17 ноября 2023 года в Академии права и управления ФСИН России в г. Рязани состоялся VI Международный пенитенциарный форум «Преступление, наказание, исправление», являющийся самым масштабным российским научным мероприятием для специалистов, работающих в сфере исполнения уголовных наказаний. Основная заявленная тема VI Международного пенитенциарного форума — «Пенитенциарное ведомство на современном этапе» (обсуждение актуальных проблем пенитенциарной науки, применения современных инновационных технологий как основы модернизации системы исполнения наказаний; развитие института пробации в Российской Федерации). От Синодального отдела по тюремному служению в работе форума принял участие священник Димитрий Бондаренко, кандидат богословия, доцент кафедры библеистики Московской духовной академии, главный специалист отдела организации взаимодействия с религиозными организациями ФКУ ЦНТЛ ФСИН России. Организаторами форума выступили: Федеральная служба исполнения наказаний, Академия ФСИН России, ФКУ НИИ ФСИН России, Университет ФСИН России, ВЮИ ФСИН России, ВИПЭ ФСИН России, ФКОУ ВО «Воронежский институт ФСИН России», ФКОУ ВО «Кузбасский институт ФСИН России», ФКУ НИИИТ ФСИН России, ФКОУ ВО «Пермский институт ФСИН России», ФКОУ ВО СЮИ ФСИН России, Общероссийская общественная организация ветеранов УИС, Общероссийская физкультурно-спортивная общественная организация «Всероссийская федерация самбо». К участию в форуме были приглашены: руководство и представители центрального аппарата, территориальных органов, научных и образовательных организаций высшего образования ФСИН России; руководство и представители Министерства юстиции Российской Федерации, руководство и представители пенитенциарных служб и образовательных организаций зарубежных стран; представители органов государственной власти Российской Федерации; представители российских и международных общественных организаций; руководство и представители образовательных и научных организаций Министерства внутренних дел Российской Федерации, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Министерства науки и высшего образования Российской Федерации; ведущие ученые-пенитенциаристы России и иностранных государств.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/6079126...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010