С распространением учения о непогрешимости папы Римского возникло мнение, что папе принадлежит и исключительное право рассмотрения нек-рых наиболее тяжких проступков (causae reservatae). В кон. XII в. впервые упоминается о кардинале, к-рому папа поручил принимать исповеди у христ. паломников, приезжавших в Рим для совершения покаяния. В понтификат папы Римского Гонория III (1216-1227) такой кардинал начинает именоваться П. С этой должностью связывается формирование на протяжении XIII в. особого учреждения Римской курии - Апостольской пенитенциарии во главе с верховным П. (poenitentiarius summus, позднее - poenitentiarius generalis). Со 2-й пол. XIV в., после того как папа Римский Бенедикт XII (1334-1342) конституцией «In agro dominico» от 8 апр. 1338 г. установил структуру Апостольской пенитенциарии и ввел в ее состав должность «доктора, сведущего в каноническом праве» (doctor expertus in iure canonico), полномочия этого учреждения фактически распространились и на сферу церковного суда (forum externum), что было официально подтверждено буллой «Quoniam nonnulli» от 9 мая 1484 г. папы Римского Сикста IV (1471-1484). Папа Пий IV (1559-1565) вновь ограничил сферу компетенции Апостольской пенитенциарии (булла «In sublimi» от 4 мая 1562), папа Пий V (1566-1572) упразднил ее 23 апр. 1569 г., а 18 мая того же года восстановил в реформированном виде, резко ограничив компетенцию в сфере forum externum и учредив в ее составе должность богослова, к-рую должен был занимать представитель ордена иезуитов . Структура и функции Апостольской пенитенциарии, утвержденные папой Римским Бенедиктом XIV (1740-1758) (булла «Pastor bonus» от 13 апр. 1744; конституции «Quamvis» от 13 дек. 1747 и «Pastoralis» от 5 авг. 1748), существенно не менялись до нач. ХХ в., когда папа Римский Пий X (1903-1914) конституцией «Sapienti consilio» от 29 июня 1908 г. окончательно ограничил ее компетенцию сферой forum internum. Папа Римский Бенедикт XV (1914-1922) motu proprio «Alloquentes» от 25 марта 1917 г. закрепил за Апостольской пенитенциарией обязанность предоставления верующим индульгенций. Совр. статус и структура Апостольской пенитенциарии установлены конституцией «Pastor bonus» от 28 июня 1988 г. папы Римского Иоанна Павла II (1978-2005).

http://pravenc.ru/text/2579952.html

клирика: Пьетро Оринга и каноник базилики св. Петра Джованни Арлотти. Были образованы канцелярия (сохр. регистр: ASVat. Regesta Vaticana. 118), адм. орган Апостольская палата (Camera apostolica; подробнее см. ст. Камерленго ) и судебные органы: Апостольская пенитенциария и Rota Romana , назначены должностные лица при дворе антипапы. Позднее, уже после отъезда из Рима, Н. возвел в кардинальское достоинство францисканца Павла из Витербо, каноника миланского собора Джованни Висконти и Пандольфо Капоччи, еп. Витербо. 27 мая Н. объявил о церковном отлучении папы Иоанна XXII (именовал его «Жаком Кагорским»). Тогда же Н. объявил о лишении бенефициев всех его сторонников. На основании сохранившегося регистра можно сделать вывод, что Н. опирался преимущественно на выходцев из тех городов Сев. Италии и Тосканы, где господствовала партия гибеллинов (Милан, Кремона, Комо, Феррара, Генуя, Пиза, Лукка, Пистоя, Ареццо и др.). В окружении Н. были уроженцы Болоньи, Кастелло, Витербо, Тоди, Камерино и нек-рых др. небольших городов. Положение Н. резко осложнилось после того, как в нач. авг. 1328 г. имп. Людовик IV с войском покинул Рим из-за конфликта с горожанами и из-за приближения армии неаполитанского кор. Роберта Анжуйского. Антипапа был вынужден переехать в Витербо, в янв. 1329 г.- в Пизу, где в то время находился и император. 15 янв. 1329 г. папа Иоанн XXII направил послания епископу Флоренции, ректору Анконской марки, светским правителям и прелатам Италии с требованием разыскать и наказать сторонников Н., в особенности францисканцев и членов др. монашеских орденов. В свою очередь Н. устроил 19 февр. в Пизе публичный суд над Иоанном XXII, обвинив его в ереси, а затем передал представителям светской власти символически изображавшее папу соломенное чучело (потом оно было сожжено). Действия Н. не остались без ответа: в апр. 1329 г. Иоанн XXII отлучил его от Церкви. После того как имп. Людовику IV из-за сложной политической обстановки пришлось покинуть Пизу, положение антипапы стало критическим.

http://pravenc.ru/text/2566086.html

М. Червини был избран папой Римским. Он стал последним в истории папства понтификом, не сменившим после избрания свое имя. В тот же день в Сикстинской капелле кард. Дж. П. Караффа, архиеп. Кьети, совершил епископское рукоположение избранного папы. М. настоял на том, чтобы в базилике св. Петра была сразу же проведена церемония папской коронации, объясняя это желанием сэкономить деньги. Половина суммы, к-рая обычно тратилась на церемонию (ок. 20 или 30 тыс. скуди), была роздана нищим и беднякам. С 1-го дня своего понтификата М. демонстрировал рвение в реализации принципов церковной реформы. Он не стал приближать к папскому двору никого из родственников, за исключением 2 представителей своей семьи - Джованни Баттисты Червини и Бьяджо Червини, к-рые в соответствии с обычаями того времени получили должности, связанные с охраной понтифика,- капеллана замка Св. ангела и командующего папской гвардией. Возглавить папскую канцелярию он предложил своему бывш. покровителю кард. А. Фарнезе, однако тот отказался; эту должность занял кард. Себастьяно Пигино, церковная карьера к-рого была сходна с продвижением по службе самого М.: при Юлии III Пигино был папским легатом при имп. дворе, в этом же качестве участвовал в Тридентском Соборе. Папа поручил вновь принять к рассмотрению проекты реформ, подготовленные в понтификат Юлия III, в т. ч. проект реформы Римской курии (булла «Varietates temporum»). Он настаивал на скорейшем реформировании всех основных дикастерий (служб) Римской курии: Датарии апостольской , Верховного суда апостольской сигнатуры, суда Rota Romana , Апостольской пенитенциарии. Стремление нового папы к церковной реформе, начиная сверху (in capite), и его борьба со злоупотреблениями в курии были с одобрением восприняты европ. правителями, которых понтифик заверил в своем политическом и дипломатическом нейтралитете, заявив, однако, о намерении способствовать общему примирению. Практически сразу после избрания М. серьезно заболел. Он умер на 22-й день своего понтификата.

http://pravenc.ru/text/2562320.html

Есть еще индульгенции великие, которые в известное время даются всему католическому миру, или целой стране, или всем христианам, находящимся в Риме — в каких-нибудь особенных случаях, например, во время торжественного празднования юбилеев в римский церкви, при избрании нового папы. Индульгенции эти даются лично самим папой, или через кардинала пенитенциария, через епископов и других членов церковной иерархии. В католических странах есть особые, привилегированные церкви, часовни, алтари, иконы, статуи, перед которыми всякий желающий может помолиться и получить индульгенцию на несколько дней. Благодать индульгенции может быть получена путем приобретения известного рода медалей, четок, крестиков, освященных в Риме. Доходность индульгенций приводила ко все большему их развитию и к изысканию новых поводов к их дарованию. Не без влияния финансового мотива разрабатывалась и сама теория индульгенций — откровенно денежными интересами руководствовалисьих проповедники и продавцы. Все это давно уже вызывало протесты против самих индульгенций, и против торговавшего ими папства. Нападки на индульгенции были одним из первых моментов реформаторского движения. Само собой разумеется, что это средневековое учение об индульгенциях совершенно неизвестно в древней, неразделенной Церкви, и неприемлемо для нас, так как оно противоречит всему духу Православия. 10. Приматство и непогрешимость Римского папы Православие есть вера «во едину, святую, соборную и апостольскую Церковь». Вне Церкви нет спасения, как не было спасения во дни потопа вне Ноева ковчега. Православие есть твердая вера в то, что в таинствах Церкви заключается спасительная благодать Божия. Православная Церковь, как «столп и утверждение истины» ( 1Тим.3:15 ), как живой организм, которого даже «врата ада не одолеют» ( Мф.16:18 ), и который имеет Главой своей Самого Христа, пребывающего с ним во все дни до скончания века ( Мф.28:20 ) — такая Церковь в своем целом не может заблуждаться; заблуждение всей Церкви было бы равносильно духовной смерти ее, а умереть она не может в силу обетования Спасителя.

http://azbyka.ru/pravoslavie-i-inoslavie

Закрытие ворот Папской резиденции в Кастель Гандольфо и уход из нее Швейцарской папской гвардии в четверг, 28 февраля 2013 г., в 20 часов местного времени, ознаменовало миру, что с этой минуты освободился Римский Папский престол. Вступило в действие отречение Папы Бенедикта XVI, который отныне носит титул Папы на покое. В Католической Церкви начался период молитвы и ожидания избрания 265-го преемника святого Петра. С наступлением Sede Vacante Церковью руководит Коллегия кардиналов, которая, однако, не имеет никаких полномочий в вопросах, принадлежащих папскому правлению, а лишь ведает решением неотложных дел и организацией избрания нового понтифика. Она также ответственна за сохранение всех прав Апостольской столицы и Римской Церкви. Эту власть кардиналы осуществляют путем ежедневных общих собраний, в которых принимают участие все кардиналы, и отдельных собраний, куда входят кардинал-камерленго и по одному кардиналу из трех кардинальских чинов (кардинал-епископ, кардинал-священник и кардинал-диакон). Последние выбираются жеребьевкой с полномочиями на три дня, после чего избираются другие. Отдельные собрания рассматривают менее важные вопросы. С наступлением Sede Vacante теряют свои посты руководители дикастерия Римской курии и государственный секретарь. Исключение составляют кардинал-камерленго, Верховный пенитенциарий, викарии Римской епархии и города-государства Ватикан, архипресвитер Ватиканской базилики. В случае смерти Папы кардинал-камерленго должен официально ее подтвердить в присутствии церемониймейстера Папских литургических церемоний и членов Папской палаты. С наступлением Sede Vacante кардинал-камерленго опечатывает кабинеты и покои Папы, уничтожает " кольцо рыбака " и печать Папы. Он управляет Апостольским дворцом в Ватикане, также как Латеранским дворцом и дворцом в Кастель Гандольфо. С помощью трех кардиналов-ассистентов кардинал-камерленго в период Sede Vacante администрирует материальные владения Святого Престола. Декан кардинальской Коллегии уведомляет всех кардиналов о вакантности Папского престола и созывает их в Рим для участия в собраниях и конклаве. Он также сообщает о смерти Папы представителям дипломатического корпуса и главам государств.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЬБОРНОС [испан. Albornoz] Эгидий (1302, Куэнка, Испания - 24.08.1367, Витербо, Папское гос-во), кард. и гос. деятель периода «Авиньонского пленения пап» , воссоздал патримоний св. Петра (см. Patrimonium Petri ), церковное гос-во в Центр. Италии. А. происходил из знатного рода, учился в ун-те Тулузы или Монпелье, в 1324 г. упомянут как каноник собора в Куэнке. С 1336 г. член королевского совета Кастилии, в 1338 г. архиепископ Толедо и канцлер. В 1350 г. папа Климент VI пожаловал А. титул кардинала. с 1352 г. апостольский пенитенциарий. В 1353 г. Иннокентий VI назначил его своим легатом в Италии и викарием в церковном гос-ве, поручив ему восстановить там контроль папы, практически утерянный после переезда в Авиньон. В 1353-1365 гг. А. с применением военной силы удалось восстановить власть папы на большей части территории церковного гос-ва. Лишь в Романье продвижение А. натолкнулось на сопротивление миланских герцогов Висконти. В Фано А. созвал совещание представителей всех провинций церковного гос-ва (29 апр.- 1 мая 1357), на к-ром была обнародована «Книга установлений святой Матери-Церкви» (Liber constitutionum Sanctae Matris Ecclesiae), известная как «Consmimumiones Aegidianae». Эти установления действовали в качестве уложения церковного гос-ва вплоть до 1816 г. и принесли А. славу второго его основателя. Ист.: Diplomatario del Cardinal Gil de Albornoz: Cancilleria Pontificia (1351-1353)/Ed. E. Sáez. R., 1976. Лит.: Erler A. Aegidius Albornoz als Gesetzgeber des Kirchenstaates. Fr./М., 1970. Н. Ф. Усков Рубрики: Ключевые слова: АНТОНЕЛЛИ Джакомо (1806-1876), кардинал (с 1847), католич. церковно-политич. деятель периода объединения Италии КЛЕСЛЬ Мельхиор (1552-1630), кард., еп. Венский, церковный и гос. деятель в Австрии в период Контрреформации КОНТАРИНИ Гаспаро (1483-1542), итал. католич. богослов, философ, политический и церковный деятель, кардинал (с 1535) АГАДЖАНЯН Григорий Петр (1895-1971), патриарх Армянской Католической Церкви Григор Петрос XV, кардинал Католической Церкви

http://pravenc.ru/text/116058.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВНУКОВСКИЙ [польск. Wnukowski] Аполлинарий (23.07.1848, г. Хотин Бессарабской губ., ныне Черновицкой обл., Украина - 21.05.1909, С.-Петербург), архиеп. Могилёвский, митрополит всех Римско-католических церквей Российской империи. Начальное образование получил в гимназии в Каменце-Подольском, в 1865 г. поступил в Каменец-Подольскую католич. ДС. С 1867 г., после упразднения Каменецкой католич. епархии и закрытия Каменец-Подольской ДС (1866), продолжал обучение в Житомирской католич. ДС, по окончании к-рой в 1870 г. поступил в С.-Петербургскую католич. ДА. 15 июня 1872 г. Могилёвским архиеп. Антонием Фиалковским В. был рукоположен во пресвитера. В 1874 г. окончил ДА со степенью магистра богословия. Служил в Луцко-Житомирской католич. епархии. В 1874-1876 гг. преподавал лат. язык, литургику, церковную историю и Свящ. Писание в Житомирской католич. ДС. С 1876 г. служил кафедральным викарием в соборе Житомирской епархии, вице-деканом Житомирского деканата, занимал должность defensor vinculi (лат.- защитник брачных уз) в делах о разводе. В 1881 г. назначен канцлером Луцко-Житомирской епархиальной курии, с 1883 г. исполнял обязанности кафедрального пенитенциария (духовника). С 4 июня 1888 г. являлся почетным каноником, а с 1898 г.- прелатом Луцко-Житомирского капитула. С 1891 г. находился на должности заседателя Луцко-Житомирской епархиальной консистории. В 1898 г. избран ректором Житомирской католич. ДС. 20 апр. 1904 г. папой Римским Пием X В. был назначен епископом Плоцким (Польша) и 13 нояб. того же года рукоположен во епископа. При В. в Плоцкой епархии начал издаваться периодический ж. «Miesicznik Pasterski Pocki» (польск.- Плоцкий пастырский ежемесячник). В авг. 1908 г. по представлению правительства Российской империи папа Пий Х назначил В. архиепископом Могилёвским, митрополитом всех Римско-католических церквей Российской империи. Интронизация В. и вступление в управление Могилёвским архиеп-ством состоялись 23 нояб. 1908 г. в С.-Петербурге. В 1908-1909 гг. он являлся председателем Римско-католической духовной коллегии, апостольским администратором Минской епархии. Похоронен в Житомире. Лит.: Ann. Pont. Cath. P., 1910. Р. 728; Nitecki P. Biskupi Kocioa w Polsce w latach 965-1999. Warsz., 2000. S. 486; Пономарёв В. П. Архиепископы Могилёвские и митрополиты римско-католических церквей в России//Покров: Альм. рос. католиков. 2000. 5. С. 47-48; он же. Митрополиты Могилёвские//Свет Евангелия. 2001. 22 (324). С. 12. В. П. Пономарёв Рубрики: Ключевые слова: ГИНТОВТ-ДЗЕВАЛТОВСКИЙ Александр Казимир (1821 - 1889), архиеп. Могилёвский, митр. всех Римско-католических церквей Российской империи ГОЛОВИНСКИЙ Игнатий (1807 - 1855), архиеп. Могилёвский, митр. всех Римско-католических Церквей Российской империи ДМОХОВСКИЙ Казимир (1780 - 1851), архиеп. Могилёвский, митр. всех римско-католич. церквей Российской империи

http://pravenc.ru/text/155045.html

Согласно апостольской конституции Ecclesia in Urbe, от имени и по поручению Папы епископское служение учительства, освящения и пастырской власти в Римской епархии осуществляется кардиналом-викарием. Он имеет ординарные полномочия, установленные Папой. Викарий Римской епархии возглавляет Викариат и Трибунал Римской епархии, являясь ее юридическим представителем. С 27 июня 2008 года это служение было вверено кардиналу Агостино Валлини. В соответствии с той же конституцией Ecclesia in Urbe, в Римской епархии есть вице-регент, обладающий титулом архиепископа. В настоящее время это архиепископ Филиппо Ианноне. Деятельность Римского викариата координирует генеральный секретарь с титулом прелата. Его назначает Папа из кандидатов, выдвинутых кардиналом-викарием. Эту должность сейчас занимает монсеньор Паоло Манчини. Римский викариат расположен в здании Латеранского апостольского дворца. Он включает в себя пастырские и административные отделы и консультационные органы епархиальной Курии. В его состав входят также епархиальное отделение «Каритас», Центр римских ораториев и объединения главных настоятелей монашеских орденов. В Римской епархии действуют три трибунала: Ординарный епархиальный трибунал, Трибунал по процессам признания недействительности брака и Трибунал апелляционной инстанции. Кафедральным собором Рима является Папская базилика Святейшего Спасителя и святых Иоанна Крестителя и Иоанна Евангелиста на Латеранском холме (кратко её называют Латеранской архибазиликой). В этом соборе служение Таинства Примирения осуществляют пенитенциарии из Ордена Меньших Братьев. Последний епархиальный Синод Рима состоялся в 1992 и 1993 годах. Каждый год в кафедральном соборе Рима проходит епархиальный Симпозиум, в котором принимает участие большое количество верующих. Симпозиум всегда открывает Папа – предстоятель Римской епархии. Римская епархия обладает рядом особенностей по сравнению с другими епархиями Католической Церкви: на ее территории расположены различные ведомства Римской Курии, апостольская нунциатура в Италии, генеральный секретариат Итальянской епископской конференции и центральные офисы различных церковных ассоциаций. В Риме расположено также большинство главных обителей монашеских конгрегаций и многочисленных братств.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КЛИМЕНТ IX (27.01.1600, Пистоя - 9.12.1669, Рим; до избрания папой - Джулио Роспильози), папа Римский (с 20 июня 1667). Род. в знатной семье. В 17 лет начал обучение в Римской коллегии иезуитов; изучал философию, богословие и право в Пизанском ун-те, где в 1623 г. был назначен экстраординарным преподавателем философии, в 1624 г. получил степень д-ра философии и богословия. После того как на Папский престол был избран Урбан VIII (1623), Роспильози переехал в Рим, где поступил на службу в Римскую курию и пользовался покровительством семьи Барберини, к к-рой принадлежал папа Урбан VIII. В 1625-1626 гг. сопровождал кард. Франческо Барберини во время его посольства в Париж и Мадрид, впосл. был назначен на должности секретаря Конгрегации обрядов (1631), референдария трибунала Апостольских сигнатур правосудия и милости (см. ст. Трибуналы Римско-католической Церкви ) и каноника базилики Санта-Мария-Маджоре (1632). Климент IX, папа Римский. 1669 г. Худож. К. Маратта (ГЭ) Климент IX, папа Римский. 1669 г. Худож. К. Маратта (ГЭ) В апр. 1641 г. папа Урбан VIII удостоил его титула прелата папского двора; Роспильози был назначен секретарем папских бреве с поручением составлять папские послания к монархам. В 1643 г. назначен советником Апостольской пенитенциарии , затем хранителем ее печати. Помимо деятельности в курии Роспильози консультировал папу Урбана VIII по вопросам музыки, был известен в Риме как поэт, музыкант и драматург. Уже в 1625 г. широкую популярность получили его стихи, воспевшие красоту барочной капеллы Нольфи при кафедральном соборе в г. Фано. В 1634 г. в театре Барберини была представлена 1-я опера Роспильози - «Святой Алексей», музыку к которой написал С. Ланди; впосл. он сочинил либретто для мелодрам и опер «Святые Дидим и Теодора», «Адраст», «Святой Бонифаций», «Кто страдает, пусть надеется» (Chi soffre, speri, 1639), «Святой Евстафий», «Зачарованный дворец» (Il palazzo incantato, 1642), «Невинность», «Хорошее от плохого» (Dal male il bene, 1653), «Триумф милосердия, или Человеческая жизнь» (Il trionfo della pietà ovvero la vita umana, 1656), «Небесная комедия» (La comica del cielo, 1669) и др.

http://pravenc.ru/text/1841397.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЕНЕДИКТ XIV (31.03.1675, Болонья - 3.05.1758, Рим; мирское имя Просперо Ламбертини), папа Римский (21 авг. 1740 - 3 мая 1758). Получил юридическое и богословское образование в Коллегии св. Климента в Риме. В 1694 г. Ламбертини получил степени д-ра теологии и д-ра канонического и гражданского права. В 1712 г. был назначен каноником собора св. Петра, при Клименте XI занимал должности в Римской курии: адвокат консистории, promotor fidei («адвокат диавола»), канонист Апостольской пенитенциарии . В 1727 г. назначен епископом Анконы. В 1728 г. возведен в кардиналы. В 1731 г. стал епископом Болоньи. После смерти папы Климента XII (1740) состоялся самый долгий в истории папства конклав: в результате шестимесячных споров папой Римским был избран кард. Ламбертини, принявший имя Бенедикт. Ему приписываются слова, сказанные на конклаве: «Если вы хотите папу святого, выберите Готти, если папу-политика, возьмите Альдрованди, если же вы хотите видеть на престоле честного человека, выберите меня» ( Carreyre J. Benoît XIV//DHGE. T. 8. Col. 165). Б. обладал мягким характером. Став папой, он пытался поднять авторитет католич. Церкви, устранить противоречия между папством и европ. правителями. В сфере внешней политики проявлял уступчивость, подписал неск. конкордатов , носивших компромиссный характер: в 1741 г. с Сардинским королевством, потом с Неаполитанским, Испанией (1753). В «войне за австрийское наследство» (1740-1748) придерживался строгого нейтралитета, несмотря на то, что воюющие стороны претендовали и на часть территорий Папской обл. Во время Семилетней войны (1756-1763) между Пруссией и Австрией впервые признал королем Пруссии протестанта Фридриха II, до этого им мог стать только бранденбургский маркграф - католик. Бенедикт XIV, папа Римский. Гравюра И. С. Лейтнера Бенедикт XIV, папа Римский. Гравюра И. С. Лейтнера В 1741 г. буллой «Matrimonia, que...» папа признал законными смешанные браки, заключенные без учета тридентской формулы на территориях, где сосуществовали католич.

http://pravenc.ru/text/Бенедиктом ...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010