– чтобы диоцезальный администратор имел также право: – сместить секретаря или нотариусов курии (кан. 485); – дать отпускную грамоту (litterae dimissoriae) , т.е. письменное разрешение на принятие рукоположения от другого Епископа кандидатам в священники (кан. 1018, §§ 1–2). Конференция Епископов может постановить о том, чтобы задачи коллегии консультантов были доверены кафедральному капитулу – в тех диоцезах, где он традиционно сохраняет свой престиж (кан. 502, § 3). 4. Капитул каноников (Capitulum canonicorum) В прошлом капитул каноников был авторитетным органом, игравшим важную роль в управлении диоцезом. Однако с выходом в свет нового Кодекса он потерял значительную часть своего веса, сохранив прежде всего литургическую функцию. Определение ему даётся в кан. 503: 503 Капитул каноников – как кафедральный, так и коллегиальный – есть коллегия священников, в обязанности которой входит совершение наиболее торжественных богослужебных обрядов в кафедральном соборе или в коллегиальной церкви; кроме того, кафедральному капитулу надлежит исполнять обязанности, возложенные на него правом или диоцезальным Епископом. В каждом капитуле согласно положениям его устава (необходимого, по кан. 505), должен быть председатель и прочие должностные лица (назначение каноников является прерогативой Епископа). Во всех капитулах должен быть также каноник-пенитенциарий (paenitentiarius canonicus), обладающий ординарными полномочиями, не подлежащими делегированию, на то, чтобы в области таинств освобождать от цензур (т. е. церковных наказаний), освобождение от которых не сохраняется за Апостольским Престолом (кан. 508). 5. Диоцезальный пастырский совет (Consilium pastorale diocesanum) – Сущность, цели и обязанности Пастырский совет является соборным нововведением: Декрет Christus Dominus, 27е [«Христос Господь»] выразил настоятельное пожелание того, чтобы он был учреждён в каждом диоцезе, однако не обязал к этому юридически. Такой же была позиция Motu proprio Ecclesiae Sanctae [«Святой Церкви») от 6 авг. 1966 г., 1,16; ср.: AAS 58 1966 766–767). Синод Епископов 1971 г. подтвердил факультативность этого учреждения (ср. док. Ultimis temporibus [«В последние времена»] 30 ноября 1971 г., II, 3, в AAS 63 1971 920–921), а окружное послание Конгрегации по делам духовенства Omnes chistifideles, [«Все верующие»] от 15 марта 1972 г., § 6, подчеркнуло важность и необходимость этого органа и обязало каждого Епископа учредить пастырский совет в своём диоцезе, предварительно обсудив этот вопрос на конференции Епископов и тщательно рассмотрев его на совете священников. Директива о пастырском служении священников Ecclesia imago [«Образ Церкви»] от 22 февраля 1973 г. (§ 204) настоятельно рекомендовала учреждение этого органа.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

§ 2. При тех же обстоятельствах, о которых говорится в § 1, но лишь для тех случаев, когда невозможно обратиться к местному Ординарию, правом дать диспенсацию пользуются как приходский настоятель, так и делегированный в надлежащем порядке священнослужитель, а также священник или диакон, который ассистирует при венчании согласно кан. 1116, § 2. § 3. В случае грозящей смерти исповедник пользуется правом дать диспенсацию от тайных препятствий в области внутренней подсудности – как во время самого таинства исповеди, так и вне него. § 4. В случае, о котором говорится в § 2, считается, что невозможно связаться с местным Ординарием, если это можно сделать только по телеграфу или телефону. 1080 § 1. Всякий раз, когда о препятствии становится известно в то время, когда всё уже готово к свадьбе и бракосочетание не может без основательных опасений серьёзного ущерба быть отложено до тех пор, пока компетентная власть не даст диспенсацию от этого препятствия, правом предоставлять диспенсацию от всех препятствий, кроме тех, о которых говорится в кан. 1078, § 2, – пользуются местный Ординарий и – если речь идёт о тайном препятствии – все те, кто перечислены в кан. 1079, §§ 2– 3, соблюдая условия, предписанные там же. § 2. Это же право действительно и по отношению к конвалидации брака, если отсрочка будет заключать в себе аналогичную опасность и время не позволит обратиться к Апостольскому Престолу или к местному Ординарию, когда речь идёт о препятствиях, диспенсацию от которых он вправе предоставить. 1081 Приходский настоятель, священник или диакон, о которых говорится в кан. 1079, § 2, должны незамедлительно известить местного Ординария о предоставленной диспенсации в области внешней подсудности; этот факт следует зарегистрировать в книге бракосочетаний. 1082 Если рескрипт Пенитенциарии не содержит иных указаний, то диспенсацию от тайного препятствия, предоставленную в области внутренней подсудности, не имеющей отношения к таинствам, следует зарегистрировать в книге, долженствующей храниться в секретном архиве курии; в этом случае не требуется никакой другой диспенсации в области внешней подсудности, если впоследствии тайное препятствие станет явным. Глава III. О расторгающих препятствиях в частности

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века». Москва Фестиваль «Весна духовная. На пути к Пасхе». Москва Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва Выставка «Праздник Благовещения». Москва Выставка «Ars Sacra nova. От мифа к символу. Русская история и евангельские мотивы в творчестве художников модерна России и русского зарубежья 1900-1940-е гг.». Москва Открытие выставки «Данте, пророк надежды». Москва Пресс-конференция в преддверии Страстной седмицы и праздника Пасхи. Москва Концерт фестиваля «Свет Христов», посвященный 225-летию А.С. Пушкина, Москва Концерты фонда «Искусство добра» в Соборе на Малой Грузинской и на других площадках Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва Все » Новости Папа Франциск произвел перестановки в Римской курии 24.09.2013 11:55 Версия для печати Ватикан, 24 сентября. Папа Франциск принял прошение об отставке в связи с достижением канонического возраста Верховного пенитенциария кардинала Мануэла Монтейру де Каштру и назначил на его место кардинала Мауро Пьяченцу, префекта Конгрегации по делам духовенства, сообщает Радио Ватикана . В Конгрегации кардинала Пьяченцу сменит монсеньор Бениамин Стелла, возглавлявший ранее Папскую церковную академию, а советник нунциатуры и сотрудник госсекретариата монсеньор Джампьеро Глодер вступит в должность президента Папской церковной академии. Папа утвердил в должности префекта Конгрегации вероучения монсеньора Герхарда Людвига Мюллера. Утвержден в должности также секретарь Конгрегации монс. Луис Франсиско Ладариа Феррер. Зам. секретаря назначен монс. Джозеф Августин ди Нойа, ранее возглавлявший комиссию “Ecclesia Dei”. Консультантом Папа назначил монс. Джузеппе Шакку, зам. секретаря Верховного трибунала Апостольской сигнатуры.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

В разъяснениях католических богословов и канонистов подчеркивалось, что получение полной И. в большинстве случаев практически неосуществимо, т. к. даже 1 незначительный (venialia) грех, не получивший отпущения в таинстве Покаяния, препятствует получению полной И. (см.: DTC. Vol. 7. Col. 1623; DDC. T. 5. Col. 1345-1346). Ввиду этого Кодекс 1917 г. указывал, что полная И. предоставляется т. о., чтобы неспособные получить ее все равно принимали частичную И. (CIC (1917). 926). Кодекс 1917 г. закреплял полную власть относительно И. за папой Римским, к-рому «вверено Христом распределение всей духовной сокровищницы Церкви» (CIC (1917). 912) и к-рый может даровать любые И. для всякого католика. Лишь папе Римскому дано право предоставлять И. для умерших (CIC (1917). 913 § 2); при этом всякая папская И. может быть применима к душам в чистилище (CIC (1917). 930). В решении вопросов практики и условий предоставления И. Римскому папе помогает Апостольская пенитенциария (CIC (1917). 258 § 2), где регистрируются любые папские привилегии относительно И. для всех верующих (CIC (1917). 920). Предоставление И. гл. обр. зависело от наличия юрисдикции (potestate ordinaria), а не сана (CIC (1917). 912). Кардиналы могли давать 200 дней И. на территории, где они обладали юрисдикцией, или в к.-л. институтах, находившихся под их протекцией (титулярные рим. церкви; для кардиналов, являвшихся правящими епископами,- в их диоцезах) (CIC (1917). 239 § 1, 24); зап. патриархи, примасы и архиепископы имели право предоставлять 100 дней И. на территории своих провинций и архиеп-ств (CIC (1917). 274 § 2); епископы, а также апостольские викарии и префекты (даже не будучи епископами) - 50 дней во вверенных им еп-ствах или территориях (CIC (1917). 294 § 2; 349 § 2, 2). Декретом Апостольской пенитенциарии от 20 июня 1942 г. количество предоставляемых дней И. было увеличено, составив для кардиналов 300 дней, архиепископов - 200 дней, епископов, др. ординариев, апостольских викариев и префектов - 100 дней (AAS.

http://pravenc.ru/text/чистилище.html

Наиболее частой разновидностью Д. являются Д. от брачных препятствий. При этом действует общее правило, по которому Д. возможна только в отношении препятствий по церковному, а не естественному праву. Так, запрещена Д. от препятствий, проистекающих из близкого родства (по прямой линии и до 2-й степени по боковой линии), т. к. с т. зр. католич. каноники речь идет о запрете естественного права (CIC. 1078 § 3). К компетенции Папского престола относятся Д. от следующих препятствий к браку: священный сан, публичный обет безбрачия в ордене или монашеской конгрегации понтификального права, брак убийцы с супругой(-ом) убитого (CIC. 1078). Если речь идет о вопросах совести (закрытом суде, forum internum), Д. отнесена к компетенции Апостольской пенитенциарии . При этом сведения о предоставленной Д. заносятся в секретный архив курии еп-ства на тот случай, если скрытое препятствие подвергнется огласке и возникнет необходимость в Д. в т. н. открытом суде (forum externum). В чрезвычайных случаях местный епископ вправе предоставлять Д. от любых препятствий канонического права (кроме Д. от обета безбрачия). В случае невозможности обратиться в данных условиях к епископу право предоставить Д. получает приходский настоятель, священник или диакон, к-рые ассистируют при совершении бракосочетания (CIC. 1079 § 2). При тех же обстоятельствах право предоставлять Д. от тайных препятствий в области внутренней подсудности (forum internum) принадлежит также духовнику. Лит.: Suarez F. Tractatus de legibus ac Deo legislatore. Lib. 6, 9. Conimbriae, 1612. Madrid, 19712; Corradus P. Praxis dispensationum apostolicarum. Venetiae, 16996; Thomassin L. Ancienne et nouvelle discipline de l " Église touchant les bénéfices et les bénéficiers. P., 1681. Vol. 3. Pt. 2. Cap. 24 (переизд.: Bar-le-Duc, 1867. Vol. 7); Böhmer J. H. Jus ecclesiasticum protestantium. Halle, 17403. T. 4; Collet M. Traité des dispenses en général et particulier. P., 1752-17533. 3 vol.; Stiegler M. A. Dispensation, Dispensationswesen u. Dispensationrecht im Kirchenrecht. Mainz, 1901. Bd. 1; Brys J. De dispensatione in jure canonico. Brugae, 1925; Couty A. Les dispenses en droit canonique//Revue catholique des institutions et du droit. P., 1933. Vol. 71. P. 174-184; Hove A. , van. De privilegiis: De dispensationibus. Mechelen, 1939; Restrepo-Uribe L. De episcoporum ordinaria dispensandi facultate. Medelii, 1939; Villien A. Dispenses//DTC. 1939. Vol. 4. Col. 1428-1440; Naz R. Dispense//DDC. 1949. Vol. 4. Col. 1284-1296; Plöchl W. M. Geschichte des Kirchenrechts. W., 1953-1969. 5 Bde; Feine H. E. Kirchliche Rechtsgeschichte. Köln, 19725. Bd. 1; Commento al Codice di Diritto Canonico/A cura di P. V. Pinto. R., 1985; Vela L. Dispensa//Nuovo dizionario di diritto canonico. Mil., 1993. P. 420-421; Paolis V. , de. Dispensa dagli impedimenti matrimoniali//Ibid. P. 421-424; Chiappetta L. Sommario di diritto canonico e concordatario. R., 1995.

http://pravenc.ru/text/178549.html

Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века». Москва Фестиваль «Весна духовная. На пути к Пасхе». Москва Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва Выставка «Праздник Благовещения». Москва Выставка «Ars Sacra nova. От мифа к символу. Русская история и евангельские мотивы в творчестве художников модерна России и русского зарубежья 1900-1940-е гг.». Москва Открытие выставки «Данте, пророк надежды». Москва Пресс-конференция в преддверии Страстной седмицы и праздника Пасхи. Москва Концерт фестиваля «Свет Христов», посвященный 225-летию А.С. Пушкина, Москва Концерты фонда «Искусство добра» в Соборе на Малой Грузинской и на других площадках Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва Все » Новости Папа Франциск предоставил пожилым людям полную индульгенцию 23.06.2021 10:40 Версия для печати Папа Франциск на встрече с пожилыми людьми (Ватикан, 15 октября 2016). Фото: Vatican News Ватикан, 23 июня. Апостольская пенитенциария Римско-Католической Церкви по случаю Первого Всемирного дня бабушек, дедушек и пожилых людей, который будет отмечаться по решению Папы Франциска в четвертое воскресенье июля, предоставила для людей старшего возраста и верующих во всем мире полную индульгенцию –освобождение от временной кары за грехи, вина за которые уже изглажена в «таинстве примирения», сообщает  Русская служба Радио Ватикана . В решении говорится, что «это духовное благо смогут стяжать пожилые люди и все верующие, которые в духе покаяния и милосердия приступят к таинствам исповеди и евхаристии, молясь о нуждах» Папы Римского.  Еще одним условием для получения индульгенции станет участие 25 июля в торжественной мессе, которую Папа Франциск возглавит в Ватиканской базилике по случаю первого Всемирного дня бабушек и дедушек и пожилых людей. Также индульгенцию можно будет получить за участие в различных мероприятиях, которые в тот день будут проводиться в церквах по всему миру.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Р. Беллармин. Гравюра. XVII в. [Беллармино; лат. Bellarminus, итал. Bellarmino] Роберт (4.10.1542, Монтепульчано, Тоскана - 17.09.1621, Рим), католич. св. (пам. 17 сент.), учитель католич. Церкви, кардинал, богослов. Род. в семье знатных, но обедневших дворян, племянник Марчелло Червини (папы Маркелла II ). Вопреки желанию родителей, предназначивших его к изучению медицины в Падуанском ун-те, Б. в 1559 г. изъявил желание вступить в орден иезуитов . После годичного пребывания в мон-ре камальдулов близ г. Монтепульчано (1559-1560) и изучения древних авторов и Свящ. Писания он вопреки воле отца вступил в Общество Иисуса. Годы новициата Б. (1560-1563) прошли в Риме, где он учился в Римской иезуитской коллегии. После окончания курса преподавал риторику и дисциплины цикла свободных искусств (1563-1567). В 1567-1569 гг. изучал теологию в Падуе и Лёвене. В 1569 г. был рукоположен во священника и стал преподавать богословие в иезуитской коллегии Лёвена, а также прославился проповедями и полемическими сочинениями, направленными против протестантов и ряда католич. богословов, в частности М. Баюса . В 1576 г. из-за слабого здоровья Б. был вынужден вернуться на родину и в 1576-1588 гг. преподавал полемическое богословие в Римской иезуитской коллегии. В 1588-1591 гг. исповедник коллегии, в 1592-1593 гг. ее ректор, а в 1595-1599 гг. провинциал ордена иезуитов в Неаполе. По распоряжению папы Григория XIV Б. участвовал в пересмотре издания Вульгаты (1590). При Клименте VIII стал консультантом по богословским вопросам Конгрегации инквизиции (1597), ректором Апостольской пенитенциарии (1599). 3 марта 1599 г. был возведен в сан кардинала и возглавил следствие по делу Дж. Бруно , также принимал участие в инквизиционных процессах Г. Галилея (1616) и Т. Кампанеллы (1600, 1614, 1621). В 1602-1605 гг. Б. был архиепископом Капуи и вернулся в Рим только после смерти Климента VIII; кандидатура Б. дважды выдвигалась на конклавах при выборах папы в 1605 г. При новом папе Павле V Б. получил разрешение оставить свою епископию и посвятил себя работе в различных конгрегациях Римской курии (инквизиции, индекса запрещенных книг, обрядов, пропаганды веры).

http://pravenc.ru/text/77912.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПЕНИТЕНЦИАРИЙ [Лат. poenitentiarius, от poenitentia - покаяние], в Римско-католической Церкви клирик, к-рому правящий епископ делегирует совершение в диоцезе таинства Покаяния, а также наложение и снятие церковных прещений (цензур). С распространением в католич. Европе в XII в. частной сакраментальной исповеди и практики выдачи особых разрешительных грамот - индульгенций связано возникновение особой должности клирика-духовника, иногда называвшегося П. (одно из первых упоминаний - в постановлениях Собора в Йорке в 1195 - Councils and Synods with other Documents Relating to the English Church. Oxf., 1981. Vol. 1. Pt. 2: AD 1066-1204/Ed. D. Whitelock e. a. P. 1051). Латеранский IV Собор (1215) предписал епископам назначать помощников и заместителей для приема исповеди и определения церковных прещений (канон 10), однако термин «пенитенциарий» в постановлении не используется. Под влиянием соборных постановлений должность П. к сер. XIII в. появилась в большинстве диоцезов Сев. Франции и Англии ( Mansfield M. C. The Humiliation of Sinners: Public Penance in XIIIth-Cent. France. Ithaca (N. Y.); L., 2005. P. 100-101). Согласно решению Тридентского Собора (1545-1563), в кафедральных капитулах надлежало создать должность каноника-П. На нее могли назначаться клирики не моложе 40 лет, имевшие степень магистра, доктора или лиценциата теологии или канонического права (CTrident. T. 5. P. 241-242; T. 9. P. 982). Действующим Кодексом канонического права Римско-католической Церкви (1983) каноник-П. определяется как лицо, имеющее в силу самой должности ординарное полномочие принимать исповеди на территории своей юрисдикции (CIC. 968 § 1), а также в рамках покаянной дисциплины (forum internum) «освобождать от цензур по заранее вынесенному решению, не объявленных и не сохраняемых за Апостольским Престолом. На территории диоцеза он может освобождать от цензур и лиц, не принадлежащих к диоцезу, а лиц, принадлежащих к нему,- даже за пределами диоцеза» (CIC. 508 § 1).

http://pravenc.ru/text/2579952.html

Также в письме архиепископа Блэра называется недопустимым, когда во время таинства елеосвящения (соборования) священники читают молитвы и освящают елей, находясь в отдельном от больного помещении, а само помазание «делегируют» медсестрам. Такую практику ввел 25 марта епископ Спрингфилда (шт. Массачусетс) Майкл Розански, однако уже через два дня это решение было отозвано. Архиепископ Блэр рекомендует американским епархиям в случаях, когда соборовать больного лично невозможно, применять к елеосвящению рекомендации Апостольской пенитенциарии о таинстве покаяния во время пандемии коронавируса. «В тех случаях, когда верующие не имеют возможности получить сакраментальное отпущение грехов, они должны показывать «совершенное сокрушение», которое выражается в искренней просьбе о прощении и твердой решимости прибегнуть к таинству исповеди в кратчайший срок. В этом случае верующие получают прощение грехов, в том числе смертных», – говорится в постановлении Апостольской пенитенциарии от 20 марта. Как поясняется в меморандуме, вопросы о порядке совершения таинств во время пандемии COVID-19 были переданы апостольскому нунцию в США архиепископу Кристофу Пьеру, который, в свою очередь, направил их архиепископу Артуру Роше, секретарю ватиканской Конгрегации богослужения и дисциплины таинств. Архиепископ Роше направил ответы архиепископу Блэру. Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Материалы в данном сюжете 18.08.2022 14:58 В Москве не планируют вводить ограничения по COVID-19 в церквях 24.06.2022 14:32 Архиепископ Афинский Иероним во второй раз заразился коронавирусом 03.06.2022 15:36 Ватикан временно смягчил антиковидные ограничения 23.03.2022 10:27 Ряд антиковидных мер в московских храмах остался – мэрия 18.02.2022 09:30 Фонд им. Павла VI провел в Мадриде форум для изучения последствий пандемии для психического здоровья 14.02.2022 12:47 " Коммерсантъ " «Наши добровольцы в «красной зоне» переступают через себя» 02.02.2022 11:32 Глава Евангелическо-лютеранской Церкви России заразился коронавирусом

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АПОСТОЛЬСКАЯ ПЕНИТЕНЦИАРИЯ [лат. Paenitentiaria Apostolica], один из 3 судебных органов Римской курии . Возникновение А. п. в кон. XII в. связывают с введением должности «кардинала, принимающего исповеди вместо папы» (Cardinalis qui confessiones pro Papa recipit), к-рому было поручено заниматься снятием цензур (порицаний) и предоставлением диспенсаций . При папе Гонории III (1216-1227) это должностное лицо стало называться пенитенциарием (лат. paenimenmiarius), при Клименте V (нач. XIV в.) - верховным пенитенциарием (paenitentiarius generalis). В помощь ему выделялись особые чиновники (paenitentiarii minores), в числе к-рых с сер. XIV в. обязательным был знаток канонического права (doctor expertus in iure canonico). В дальнейшем А. п. неоднократно реорганизовывалась: в 1908 г., при Пие X ; в 1917 г., при Бенедикте XV ; в 1935 г., при Пие XI . В 1988 г. папа Иоанн Павел II конституцией «Pastor Bonus» определил, что в компетенцию А. п. входят те вопросы церковной жизни, к-рые относятся к области внутренней судебной ответственности (forum internum), в т. ч. не имеющие отношения к таинствам. А. п. действует в основном как апелляционный суд, одобряя или отклоняя решения, вынесенные нижестоящими инстанциями. Регент и 2 сотрудника ежедневно занимаются рассмотрением поступивших в А. п. дел, напр. о священниках, нарушивших обет безбрачия. Члены А. п.- прелаты (регент, теолог, помощник теолога, канонист и 3 советника), образуя совет, регулярно (обычно раз в месяц) собираются под председательством кардинала (верховного пенитенциария) для углубленного изучения материалов и вынесения соответствующих решений. Лит.: Berutti С. De Curia Romana. R., 1952; Giovanni Paolo II. «Pastor bonus»: Costituzione Apostolica sulla Curia Romana. Torino, 1988. p. 54; Каноническое право: О народе Божием/Сост. свящ. И. Юркович. М., 1995. с. 90; «Свет Евангелия». 11 окт. 1998. С. 4; An. Pont. 1999. p. 1228, 1855. Н. Н. Поташинская Рубрики: Ключевые слова: АДВОКАТ должность, предполагающая осуществление нек-рых властных полномочий и представительство сторон в суде ВОСТОЧНЫЕ КАТОЛИЧЕСКИЕ ЦЕРКВИ общее наименование Церквей, пребывающих в вероучительном и иерархическом единстве с Римско-католической Церковью, но употребляющих вост. обряды АДМИНИСТРАТОР в структуре католич. Церкви общее название различных должностей управляющих: апостольский администратор, приходской администратор, управляющий церковным имуществом

http://pravenc.ru/text/75736.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010