б) еретики, которые хотя не отреклись совершенно от христианской веры, но отвергают и низвращают ее в основных догматах, – «Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» ( Гал.1:8 ), «Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся, зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден» ( Тит.3:10–11 ); в) отщепенцы или раскольники, которые хотя не искажают догматов веры, но не покоряются церковной власти, и через то самовольно отделяются от Церкви, – «если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» ( Мф.18:17 ); г) и вообще все те, которых Церковь , по данной ей от Господа власти «вязать и решить», находит нужным отлучать от общества верующих. В Церкви существует учреждение, в котором сохраняется преемство апостольского служения – это церковная иерархия, или священноначалие. Иерархия православной Церкви ведет свое начало от Самого Иисуса Христа и от сшедшего на апостолов Святого Духа, и с тех пор непрерывно продолжается через преемственное рукоположение в таинстве Священства. «Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания тела Христова» ( Еф.4:11–12 ). Средоточие церковной власти над каждою частью Церкви заключается в ее епископе. Средоточие духовной власти над несколькими частными Церквами, составляющими Поместную Церковь , – в Поместном Соборе епископов. Вся же Церковь Христова, заключающая в себе все Поместные Церкви, – Церковь Вселенская – имеет высшим органом духовной власти Собор Вселенский. Эту истину ясно выразили сами свв. апостолы, когда, по случаю происшедших между новыми христианами недоумений касательно обрезания и некоторых обрядов, желая постановить правила для всей бывшей в то время Церкви Христовой, решили дело соборно ( Деян.15:28 ). С тех пор, как только открылась возможность созывать Вселенские Соборы, на них решались все дела, касавшиеся всей Церкви; выше власти в делах веры не признавалось. Основания для этой истины заключаются в словах Христа Спасителя: «Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» ( Мф.18:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

б)Лютеранская или Протестантская Церковь , отделившаяся от Западной в пятнадцатом столетии, признает только два таинства: крещение и причащение. Единственным источником вероучения признает Священное Писание , отрицая Священное Предание; учит, что оправдание приобретается только верой, без добрых дел; отрицает устное исповедание грехов; уничтожила посты; иконы позволяет держать в церкви, но не для молитвы, а для украшения; также не принимает призывания в молитвах святых и поминовения усопших. В одно время с Церковью Лютеранской возникла Реформатская церковь , основанная в Швейцарии Цвингли и преобразованная Кальвином. Последователи этого учения признают: 1) что в таинстве причащения совершается не таинство Тела и Крови Христовой, но только обряд, в котором воспоминается сие священнодействие, так что хлеб и вино суть только символы Тела и Крови Господа; 2) что Церковь не должна иметь никакой внешности, почему уничтожаются иконы, священные одежды и проч.; 3) что исповедь пред духовником не нужна; 4) что воля Божия, без всякого отношения к человеку, предопределяет вечное блаженство, или вечное мучение и проч. (Библейская энциклопедия архимандр. Никифора, вып. IV, стр. 16). II. Основания из Священного Писания для православного учения о Церкви Христовой Св. учение и все благодатные средства, необходимые для спасения, вручены Господом Церкви: Еф. 3:10 . Дабы ныне соделалась известною чрез Церковь начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия. 1 Тим. 3:15 . Чтобы, если замедлю, ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живого, столп и утверждение истины. Церковь Христова Им Самим и основана: Мф. 16:18, И я говорю тебе: ты Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее. И будет Церковь Божия существовать до скончания века: Мф. 28 : 20 . Уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се Я с вами во все дни до скончания века. Аминь. Церковь есть общество истинно верующих в Иисуса Христа, руководимое имеющими преемственное апостольское рукоположение пастырями:

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Баптистами принимается принцип, как выше уже было сказано, " всеобщего священства " , исходя из слов Откровения: " ... соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему " (Откр. 1:6), " И соделал нас царями и священниками Богу нашему; и мы будем царствовать на земле " (Откр. 5:10); " Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ним смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет " (Откр. 20:6). Опираясь на эти стихи, баптисты самомысленно перевод делают в пользу принципа всеобщего священства. Объемлет ли такое толкование весь смысл апостольских слов? Рассмотрим это. Начиная с ветхозаветных времен, род священников и левитов в еврейском народе утвержден и освящен был Самим Богом (Исх. 28:1-43. Лев. 8:6:12. Втор. 34:9 и т.д.). В Новом Завете такая преемственность осуществляется через возложение рук. Смотрите, чего бы, казалось, не доставало Савлу, обращенному в пустыне Самим Богом; не это ли высшее благословение, что гонитель не только обратился, прозрел духовно, но и встал под знамена Христа? Но, нет. Этого оказалось мало. Господь посылает ему, как уже избранному Своему сосуду (Деян. 9:15), навстречу Анания из Дамаска, чтобы последний возложил руки на обращенного Савла (Деян. 9:17). Значение преемственности через возложение рук в книге Деяний развивается и далее: " Рукоположивши же им пресвитеров в каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу... " (14:23). Когда еще Сам Спаситель ходил по земле и исцелял прокаженных, недугующих, расслабленных, то и тогда, даже, обличая лицемерие и порок в священнослужителях, но исполняя закон Отца Своего, этих же, Им исцеленных людей, отсылал показаться священникам: " Пойдите, покажитесь священникам " (Лк. 17:14). " Вы — соль земли... Если соль потеряет силу... " (Лк. 14:34). Баптисты толкование этих слов переводят самомысленно, что эта соль и есть они, т.е. нет сугубых священников, но всякий уверовавший уже есть священник. Православное толкование Христовых слов в том, что Господь называет учителей церковных солью, дабы показать в них нужду, показать, что простые люди без них оставшись несолеными, воссмердят и породят червя (1 Ин.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1472...

Берегитесь этих безумцев! У них есть молитвенные дома, но там дом сатаны. Где нет священников и архиереев, там нет Христа. Ибо Спаситель так сказал апостолам: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся ( Ин. 20, 22 – 23 ). Не сектантам Он сказал это, а апостолам, епископам и священникам. Ибо апостолы, через возложение рук и апостольское преемство, передали благодать Духа Святого всем священникам во вселенной, через хиротонию. Итак, запомните, что у сектантов нет канонической иерархии, в них нет Духа Святого, у них нет семи Святых Таинств, они не почитают Матерь Божию и Святой Крест, и у них нет спасения. Потому берегитесь сектантов. Ты слышишь, что говорит апостол Павел? Внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями (он говорит священникам и архиереям), пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрёл Себе Кровию Своею ( Деян. 20, 28 ). Двенадцати апостолам, которых Он избрал, Христос, возносясь на небо, сказал: оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечётесь силою свыше ( Лк. 24, 49 )! И в великое воскресенье, через десять дней, сошёл на них Дух Святой свыше в виде огненных языков. Затем они стали говорить на всех языках, сущих под небом. А когда облёк их силою свыше, Он послал их, говоря: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасён будет; а кто не будет веровать, осуждён будет ( Мк. 16, 15–16 ). Итак, Церковь Христа обладает канонической иерархией, Дух Святой пребывает в Церкви, и Главой Церкви является Христос. Все сектанты, отпавшие от Христа и не ходящие в Церковь , – чада антихриста и предтечи сатаны. Не ходите вслед за ними! И не говорите, что я не показал вам истину! Будем хранить нашу православную веру, которую хранили все воеводы наши, и все праотцы наши, и все истинные румыны. Если хочешь быть истинным сыном Христа и Румынии, храни веру правую, православную, в которой мы живём две тысячи лет. А если нет, то ты не сын Христа и Церкви, ты чужд румынскому роду. Ты не можешь быть христианином и румыном, если у тебя нет правой веры во Христа. Ты чужой. Ты не сын страны, ибо истинный сын Румынии – православный, потому что Православная Церковь преобладает в нашей стране две тысячи лет. А сектантов не станем принимать в своих домах.

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/po...

Бог, создавший человека, не хотел, чтобы Его создание окончательно погибло. От века в Совете Живоначальной Троицы постановлено было спасти падшего человека и на Второе Лицо Святой Троицы, – Сына Божия, – возложено было великое дело воссоздания человека. Во исполнение этого предвечного постановления Триединого Бога, Сын Божий сошел с небес, от Пренепорочной Девы принял плоть первого Адама; в этой плоти, непричастной греху, Он пострадал, умер на кресте, воскрес из мертвых; вознесшись на небо, Он воссел одесную Бога Отца. А на землю, умоливши Отца Своего ( Ин.14:16 ), Он послал исходящего от Отца Духа Святаго. А Дух Святый через Апостолов благоустроил на земле Дом Божий, «который есть Церковь Бога Живаго, столп и утверждение Истины» ( 1Тим.3:15 ). В этой-то Церкви, Святой, Единой, Апостольской, истинной, которую (Второй Адам) «приобрел Себе Кровию Своею» ( Деян.20:28 ), верующие, представленные к вечной жизни ( Деян.13:48 ), причащаются благодати, освящаются и очищаются; становятся святыми и непорочными пред Богом в любви ( Еф.1:4 ). Все вступающие в это дневное небесное учреждение являются возлюбленными Богу. Другого пути ко спасению, как через Церковь , нет: все во Христе и чрез Христа. Новый Адам, создавший Церковь ( Мф.16:18 ), является единым посредником между Богом и человеками ( 1Тим.2:5 ). И Он вечно ходатайствует о нас. Он, по словам Святого Апостола Павла, «милостивый и верный первосвященник пред Богом для умилостивления за грехи народа. Ибо как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь» ( Евр.2:17–18 ). В Церкви полнота благодати, в Церковь , как в великую сокровищницу, влил Господь несказанную любовь Свою. В ней Дух Святый ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными ( Рим.8:26 ). В Церкви Христовой и можно только получить вечное спасение. В ней непрерывное преемство благодати священства; в ней все Таинства. Ей обещано, что и врата адовы Ее не одолеют. Но чтобы каждому человеку воспользоваться неисчислимыми благами, «для жизни и благочестия» ( 2Пет.1:3 ), надо приложить каждому свое усердие.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/iz-duh...

В III веке произошла централизация церковной власти. Это было потребностью времени: Церкви нужно было противостоять еретикам. Символом единства Церкви, единства апостольской традиции, носителем апостольской традиции стал епископ. В III веке при избрании епископа стали принимать участие не только клир и народ, но и соседние епископы. Различие клира и мирян Твердое различение клира и мирян существовало в Церкви с самого ее начала. Протестанты в противовес этому различению выдвигают идею всеобщего священства. Эта идея имеет основание в Первом послании апостола Петра и Апокалипсисе: «И сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом ... вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованы» ( 1Пет. 2:5, 9, 10 ); «Соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему, слава и держава во веки веков, аминь» ( Откр. 1:6 . См. также Откр. 5:10 ); «Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет» ( Откр. 20:6 ). В данных отрывках христиане, которые являются духовным Израилем, во исполнение Божественного обетования, данного «ветхому» Израилю ( Исх. 19:5–6 ), называются царственным священством. Это выражение следует понимать в том смысле, что все христиане после Боговоплощения стали «своими» Богу, стали сотелесниками Иисусу Христу, все получили возможность реального обожения через таинство Евхаристии. С пришествием Христа необходимость в ветхозаветных жертвах, как жертвах прообразовательных, и, соответственно необходимость ветхозаветного священства отпали. Однако христиане, святой народ, царственное священство (см. Анафору Василия Великого ), тем не менее, выделяют из своей среды людей для особого служения, священства. Дар этого особого служения сообщается через возложение рук епископов в Таинстве Священства во время Божественной литургии, при молитве всей Церкви. Этот дар может получить любой достойный этого дара христианин. В лице своих священнослужителей Церковь сохраняет апостольское преемство.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

...В день тот каждый по делам своим получит совершенное и вечное воздаяние. Одни услышат сей приговор: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте царство, уготованное вам от создания мира ( Мф.25:34 ). Другие, напротив, услышат: идите от Мене, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его ( Мф.25:41 ), где червь их не умирает и огонь не угасает ( Мф.9:44 ). Испов., I, отв. на вопр.60. Право и власть вменения принадлежит собственно Богу, как нашему Творцу, Законоположнику, Нелицемерному Судье и Мздовоздателю. Верую... И во единого Господа Иисуса Христа Сына Божия... И паки грядущего со славою судити живым и мертвым, Его же царствию не будет конца. VII член Символа веры . См. также здесь же Испов., I, отв. на вопр. 59 и 60. Но по данной от Бога власти имеют право вменения по отношению к другим людям а) пастыри церкви. Сия (т.е., священство) должность заключает в себе две принадлежности. Во-первых, силу и власть разрешать грехи человеков; ибо о сем сказано: что разрешите на земле, то будет разрешено на небе ( Мф.18:18 ). Во-вторых, власть и силу учить.... Испов., I, отв. на вопр.109. ...Епископ, как преемник Апостольский, возложением рук и призванием Св. Духа получив преемственно данную ему от Бога власть решить и вязать, есть живой образ Бога на земле и, по священнодействующей силе Духа Святого, обильный источник всех таинств Вселенской Церкви, которыми приобретается спасение.... Он проповедует Святое Евангелие и православных утверждает в вере, а непокорных, как язычников и мытарей, отлучает от Церкви, еретиков же предает извержению и анафеме и свою душу полагает за овцы... Послание, гл.10 22 ). ...На суде епископа своего или сомирянина. Если ты осудишь брата, то сделаешься судиею, тогда как никто не выбрал тебя в судьи, ибо судить предоставлено одним священникам, потому что им сказано: производите праведный суд ( Зах.7:9 ) и опять: будьте искусными торжниками (ср. Лк.19:13 , Фес.5:20), а вам этого не предоставлено, напротив, не имеющим достоинства судейского ни учительского, сказано: не судите , да не судимы будете ( Мф.7:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ver...

В итоге за несколько лет Лютер совершил стремительную эволюцию, а точнее революцию, от благонамеренного критика церковного неблагочестия до основателя новой крупнейшей конфессии, еретической как с точки зрения католицизма, так и, конечно, самого Православия, о котором Лютер, по всей видимости, почти ничего не знал. Впрочем, говорить о том, что Лютер чего-то очень важного не знал, довольно сложно, потому что для своего времени и места он был одним из самых образованных людей. Достаточно вспомнить, что именно он переведет на немецкий язык Библию, положив начало не только протестантскому богословию, но и немецкому литературному языку. Но с православной точки зрения можно совершенно точно сказать, что он чего-то очень важного в христианстве не понимал, а именно - Лютер не понимал, что такое Церковь, и это непонимание лежит в основе всей протестантской экклезиологии. Неслучайно вместо одной Лютеранской церкви Реформация породила десятки и сотни новых расколов и сект, которые даже при самой щепетильной политкорректности очень трудно назвать «церквями». Главное острие критики Лютера изначально было обращено против права священства отпускать грехи за деньги, но поскольку апологеты этой практики типа Иоганна Тецеля не находили ничего лучше, чем ничтоже сумняшеся оправдывать его уникальным даром священства отпускать любые грехи, то Лютер очень скоро решил, что и это право надо пересмотреть. И вот тут возникает самый парадоксальный момент: право Церкви управлять духовной жизнью своих членов возможно не потому, что человек в христианстве слишком несвободен, а наоборот - потому что он слишком свободен. Основой основ христианской экклезиологии является тот уникальный дар соучаствовать в спасении людей, который сам Иисус Христос дал своим апостолам: Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе (Мф. 18, 18), кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся (Ин. 20, 2223). Этот дар апостолы получили в момент нисхождения на них Святого Духа в Пятидесятницу, и далее они по своему усмотрению передавали его своим ученикам через рукоположение в сан епископа, почему цепочка епископских рукоположений до конца времен называется апостольским преемством.

http://ruskline.ru/opp/2017/noyabr/3/500...

В книге Деяний святых апостолов запечатлены последние слова Воскресшего Христа, обращенные Им к ученикам: «Вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» ( Деян. 1.8 ). Посланничество апостолов не было хаотичным или случайным. Предание свидетельствует о том, что каждый апостол по жребию получил определенное миссионерское поле и проповедовал по мере удела, какой назначил ему Бог ( 2Кор. 10.13 ). То есть, каждый из апостолов возвещал благовестие Христовой истины на своем месте, в определенной географической точке, и без ведома Церкви никто не распространялся за границы своего удела. В современных терминах «апостольский удел» обозначается как «каноническая территория» того или иного епископа, имеющего апостольскую преемственность в рукоположении. «Одно тело и один дух…, один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас» ( Еф. 4.4–6 ); достижению этого единства и служат каноны – нормы христианского бытия. Это некие духовно-нравственные ориентиры, не дающие человеку выйти за «границы» Церкви, но вместе с тем и не ограничивающие свободу христианина, так как внутри канонического «ограждения» человек может действовать согласно собственному рассуждению. Нарушение канонов разрывает связь между Телом Церкви и Ее членами. Так, Церковь всегда призывает к служению через священноначалие, исходя из нерушимости принципа поставления низших высшими: «без всякого же прекословия меньший благословляется большим» ( Евр. 7.7 ). Каноны обязывают епископа проповедовать, учить народ благочестию (Ап. 58; Шест. 19), однако ограничивают епископскую проповедь «канонической территорией» епископа, запрещая ему учить всенародно в не принадлежащем ему городе (Шест. 20), особенно, если это унижает или в чем-либо умаляет местного епископа (Сард. 11). Это правило следовало бы знать приезжающим в Россию миссионерам, которые не только унижают местного епископа, но и саму Русскую Православную Церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/missio...

В мировом Православии не существуют так называемого «Киевского патриархата», а его главу – «патриарха Филарета» (Денисенко Михаила Антоновича) никто не признает архиереем, «ибо кто почитает себя чем-нибудь, будучи ничто, тот обольщает сам себя» (Гал. 6. 3). «УПЦ-КП» существует как организация, которая была искусственно создана в 1992 году при активной поддержке светской власти, с грубым нарушением священных канонов, ради утверждения амбиций отдельных личностей и для укрывания в ней лиц, которые, согласно действующему каноническому праву, стали неспособными исполнять свои обязанности в условиях нового социального уклада. Она вывела себя из спасительного ограды вселенского Православия, и является на сегодня организацией светских людей в священнической одежде. «УПЦ-КП» отошла от норм, определяющих собрание верующих как Православную Церковь, которая своим началом имеет Господа Иисуса Христа. Она лишена законной иерархической структуры и апостольского преемства. Эта организация является не церковным, а светским новообразованием религиозной окраски, в котором совершаемые «священнодействия» потеряли свою сакральную сторону, стали безблагодатными, недейственными и недействительными. Глубокоуважаемый господин Президент! Глубокоуважаемые члены Правительства Украины и народные депутаты Украины! Обеспокоенные ненормальностью сегодняшнего положения Православия на Украине, мы, иерархи Православной Церкви, призываем Вас не потворствовать действиям раскольников. «Никто да не обольщает вас пустыми словами, ибо за это приходит гнев Божий на сынов противления; итак, не будьте сообщниками их» (Еф.5. 6-7). Просим принять все возможные меры для урегулирования в правовом русле церковного вопроса на Украине. Возлюбленные во Христе братья и сестры, которые в настоящее время находятся вне церковной ограды вселенского Православия! Призываем Вас к быстрейшей ликвидации раскола средствами, обусловленными священными канонами Православной Церкви, и к возвращению в благодатное и спасительное лоно Матери-Церкви, где мы вместе едиными устами и единым сердцем будем воспевать Бога, «стараясь сохранять единство духа в союзе мира» (Еф. 4. 3), «имея любовь между собой» (Ин. 13. 35).

http://pravoslavie.ru/18188.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010