ЦЕРКОВЬ Патриарх должен быть молитвенником! Алексей Рычков   Церковь – тело Христово, единство причастников Святого Духа. Единство в вере, таинствах и в молитве. " Продолжающаяся в веках Пятидесятница " . Не корпорация разномыслящих и разноголосящих миллионов. Патриарх в Церкви – первый епископ. Став первым, первым среди равных, он не перестает быть одним из них. Он продолжает нести епископское служение, дарованное ему по преемству через апостолов от Самого Христа. Служение руководства народом Божиим на пути в Небесное Царство. Служение передачи народу Божию благодатных даров. Служение слова. Служение молитвы. Ибо какое же учительство во Христе без молитвенного единения с Ним? Апостольское преемство – не одна лишь механическая чреда наследования административных полномочий. Это преемство в самом апостольском служении. Преемство даров Святого Духа – преемство в истинной вере, в истинном слове, в истинном деянии. И в истинной молитве. Ибо что за вера, что за слово и что за дело без истинного моления? " Тогда двенадцать Апостолов, созвав множество учеников, сказали: нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах. Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святого Духа и мудрости; их поставим на эту службу, а мы постоянно пребудем в молитве и служении слова " (Деян 6, 2-4). " Пещись о столах " – не дело предстоятелей Церкви. (Для этого избираются другие – однако и они должны быть исполнены Святого Духа и мудрости!) Дело апостольских преемников пещись о молитве и служении слова. " Право правящих слово Твоея истины " . Патриарх в поместной Церкви – первоверховный епископ. Первоверховный хранитель истинной веры. Ее блюститель. Не паства должна блюсти исповедание патриарха. Патриарх должен блюсти исповедание вверенной ему паствы. Он учитель веры. Но его учительство не может быть сведено к простому набору книжных знаний. Книжник, не наученный Царству Небесному, неизбежно погрешит в исповедании. " Богослов тот, кто чисто молится " , как бы высокопарно не звучал этот афоризм в наше время. Только настоящий молитвенник может быть богословом.

http://moral.ru/Prayer.html

Разделы портала «Азбука веры» Господь обещал апостолу Петру: « На сем камне (апостольской веры) Я создам Церковь Мою и врата ада не одолеют ее » ( Мф. 16:18 ); « слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды, от века до века » ( Еф. 3:21 ). Непрерывность Церкви выражается в непрерывности цепи пресвитерских рукоположений. Христос избрал апостолов ( Ин. 15:16 ), апостолы же рукополагали на служение Церкви своих преемников: « Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви » ( Деян. 14:23, 6:6 ), через которых и ныне передается вся полнота благодати, полученная Церковью в день Пятидесятницы: « через возложение рук апостольских подается Дух Святой » ( Деян. 8:18 ). « Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе… с возложением рук священства » ( 1Тим. 4:14 ). Апостолы и далее заповедовали передавать этот дар священства достойным преемникам: « Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров » ( Тит. 1:5 ); « Рук ни на кого не возлагай поспешно » ( 1Тим. 5:22 ). К концу первого века христианские общины всех более или менее значительных городов возглавлялись рукоположенными апостолами пресвитерами, которые являлись носителями всей полноты апостольской благодати, полученной в день Пятидесятницы. В итоге апостолами было основано 4 главных Поместных Церкви, ставших патриархатами, составляющих Единую Святую Соборную Апостольскую Церковь. 1) Иерусалимская Поместная Церковь основана в день Пятидесятницы, в момент схождения Святого Духа на апостолов ( Деян. 2:1-41 ). Первым епископом Иерусалимской Православной Церкви является апостол Иаков, который является и автором первого чина Литургии, которая до сих пор служится в Иерусалимской Православной Церкви. Список апостольской преемственности Иерусалимской Православной Церкви 2) Антиохийскую Поместную Церковь основали апостолы Петр и Павел. Список апостольской преемственности Антиохийской Православной Церкви 3) Александрийскую Поместную Церковь основал апостол Марк в 42 году.

http://azbyka.ru/shemy/spiski-apostolsko...

митр. Дамаскин Алекс (Папандреу) Часть третья. Православие и экуменические диалоги Апостольская преемственность. Мысли о преодолении раскола 163 На Третьем Предсоборном Всеправославном Совещании, созванном в Православном Центре Вселенской Патриархии, рассматривался вопрос о диалогах Православной Церкви с другими Церквами. При этом на Совещании было отмечено следующее: Православная Церковь , будучи Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церковью, сознавая полностью свою ответственность за единство христианского мира, признает реальное существование всех христианских Церквей и Конфессий, но считает, что ее отношение к ним должно основываться на скором и объективном разъяснении всего экклезиологического вопроса и особенно их учений о таинствах, благодати, священстве и апостольской преемственности. Современные двусторонние богословские диалоги Православной Церкви выражают в его истинной форме данное сознание Православия 164 . Таким образом, Православная Церковь отождествляет себя с Unam Sanctam, с древней нераздельной Церковью, веру которой передает и сохраняет живой в неразрывной последовательности через историю. Православная Церковь в состоянии признать какую-либо Церковь в качестве Церкви в полном смысле слова Церковь там, где имеет место единство в существе веры, т.е. определения веры Вселенских Соборов и древней Церкви, и там, где основной канонический порядок Церкви, дальнейшее сохранение апостольской структуры древней Церкви, т.е. апостольская преемственность, остается нерушимой. Эти элементы не могут рассматриваться отдельно. Итак, предпосылки экклезиологического признания отдельно и в совокупности создают неразрывное единство: это апостольская вера и апостольская преемственность. Именно в этом имеются сегодня большие богословские трудности. Наши диалоги дошли до критической точки – до экклезиологии. Ввиду этих новых перспектив, раскрываемых широко в экуменическом диалоге, Православная Церковь сможет использовать свое экклезиологическое учение не только для подтверждения своего самосознания, но и для ответственной оценки формы церковности христианского мира, находившегося вне ее лона 165 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

3. Об истинном священстве в Церкви Христовой Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, доколе все придем в единство веры ( Еф. 4:11–12 ). Церковь Христова есть хранительница истинной веры, христианского благочестия и святых таинств, в которых подается верующим благодать Св. Духа для получения вечной жизни. Для научения людей вере и благочестию и особенно для совершения святых таинств и богослужения и поставлены Христом в Его святой Церкви особые люди – пастыри ее. Таким образом Церковь состоит из мирян и пастырей, поставляемых на это высокое и святое служение чрез таинство священства. Что же такое таинство священства? Таинство священства это такое священное действие, в котором чрез епископское молитвенное руковозложение, преемственно идущее от Св. Апостолов, подается избранному лицу «дар Божий ( 2Тим. 1:6 ), то есть, благодать Св. Духа ( Деян. 20:28 ), дающая ему право и власть учить мирян истинам веры, управлять мирянами в делах веры и священнодействовать, то есть совершать для них богослужение и преподавать им спасительные таинства. Новозаветное священство имеет три степени: епископы, пресвитеры и диаконы. Епископ, как преемник всей полноты апостольской власти, совершает все таинства и рукополагает пресвитеров и диаконов; пресвитер совершает все таинства, кроме рукоположения; а диакон только служит пресвитеру при совершении им таинств и богослужения. Истинное и законное священство должно вести свое начало от самих Апостолов. Священное рукоположение не простой знак избрания или полномочия на служение, но чрез него подается «дар Божий» ( 2Тим. 1:6 ), подается Сам Дух Святой, дающий рукоположенному божественное право «пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» ( Деян. 20:28 ). Где нет законно рукоположенного чрез преемственно идущее от Апостолов епископское руковозложение священства, там нет и Церкви Христовой, там нет «совершителей тайн Божиих» ( 1Кор. 4:1 ), нет благодати, а следовательно и спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

I. Авторитет нашей современной церковной иерархии, ее права и полномочия именно как иерархии Богоучрежденной покоятся на историческом факте ее преемства от Апостолов. Таково учение Православной Церкви в настоящее время, таково было ее учение и в древности, в период Церкви " нераздельной " , как принято выражаться в богословской литературе Запада. Неудивительно поэтому, что и отделившиеся от Церкви инославные общества, не желающие порывать со своим церковным прошлым (как порывают протестанты), сохраняют это учение и очень дорожат апостольским преемством своей иерархии, если могут его доказать. Вопрос об апостольском преемстве неизбежно возникает и при всяких попытках воссоединения инославных обществ с Православной Церковью или, как любят ставить дело опять-таки на Западе, при суждении о правах той или другой самозарождающейся " Церкви " (старокатоличество и подобное) на признание в качестве составной части Церкви Вселенской. Об англиканской, например, иерархии имеется целая богословская литература, причем и противники признания этой иерархии, и защитники ее одинаково исходят из вопроса об апостольском преемстве: первые отрицают это преемство у названной иерархии, а вторые доказывают его. Спрашивается, как смотрит Православная Церковь на сохранившееся у инославных апостольское преемство иерархии? Имеет ли это обстоятельство в ее глазах какой-либо интерес, кроме исторического? Другими словами, влияет ли существенно наличие преемства на суждение нашей Церкви о данном инославном обществе, и в частности о его священстве? Существует мнение, отвечающее на поставленный вопрос решительным нет. Церковь Христова, говорят сторонники этого мнения, сознает себя единственной на земле сокровищницей спасающей благодати ( " верую во Едину Святую Соборную и Апостольскую Церковь " ). Только у нее есть подлинно апостольская иерархия, раздающая спасительные Таинства. Отделившиеся от Церкви инославные общества, как бы они между собой ни различались, и имеющие якобы апостольскую иерархию, и не имеющие ее, и желающие иметь священство, и совсем священства не признающие, - все они сливаются для Церкви в одну общую, однородную массу лишенных благодати христиан только по неточному словоупотреблению.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/380/...

VII. Священномученик Ириней Лионский Александр Дворкин. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви. Литература: Мейендорф, Введение; Шмеман, Исторический путь; Chadwick; Quasten. Сщмч. Ириней родился ок. 130 г. в Малой Азии. По его собственному свидетельству, в детстве он знал св. Поликарпа Смирнского. Жил в Риме (возможно, учился в школе Иустина Философа). После 177 г. он стал священником в Галлии, а с 190 г. был возведен в сан епископа Лионского (Лугдунского). Согласно Евсевию, он скончался мученически во время гонения императора Септимия Севера (ок. 202 г.). Св. Ириней по праву считается первым из великих отцов Церкви. С одной стороны, он завершает первохристианство, а с другой - начинает эпоху великих христианских богословов. До нас полностью дошла его книга, известная под названием «Против ересей». Полное ее название - «Пять книг обличения и опровержения лжеименного знания». Вся аргументация св. Иринея против гностиков может быть выражена в двух словах - «апостольское преемство». Но св. Ириней толкует его шире, чем просто преемство одной иерархии. Он видит в нем единство веры и жизни, которое было передано от начала Самим Христом, единство Церкви и ее жизни во времени и пространстве. «Принявши это учение и эту веру, Церковь, хотя и рассеяна по всему миру, - как я сказал, - тщательно хранит их, как бы обитая в одном доме; одинаково верует этому, как бы имея одну душу и одно сердце; согласно проповедует это, учит и передает, как бы у ней были одни уста. Ибо хотя в мире языки различны, но сила предания одна и та же. Не иначе верят и не различное имеют предание Церкви, основанные в Германии, в Испании, в Галлии, на Востоке, в Египте, в Ливии и в середине мира. Но как солнце - это творение Божие - во всем мире одно и то же, так и проповедь истины везде сияет и просвещает всех людей, желающих прийти в познание истины». Это предание дано Церкви самими апостолами, каждый из которых в отдельности и все вместе обладали полнотой Евангелия. Св. Ириней отвергает гностические евангелия и перечисляет четыре подлинных Евангелия. Он уподобляет их четырем столпам, на которых держится здание Церкви. Его критерием была полнота веры Церкви. Евангелия гностиков ложны, т.к. они чужды апостольского свидетельства. «Только то Евангелие истинно, которое передано от апостолов и сохраняется от их времени православными епископами без прибавок и сокращений».

http://sedmitza.ru/lib/text/434673/

Беседа LVXXIII. О девятом члене символа веры. Богоучрежденность церковной иерархии Во едину, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь . Вы знаете, братие, что Церковь Христова есть Церковь Апостольская, потому что она непрерывно и неизменно сохраняет преданное от Апостолов учение и кроме этого преемство даров Святого Духа. Это преемство сохраняется в Церкви в особом, установленном Самим Иисусом Христом, церковном учреждении, а именно в церковной иерархии, или священноначалии. Всякое, как мы уже говорили с вами, братие, общество необходимо заключает в себе какую-либо власть. Церковь Христова есть также общество людей и, следовательно, должна иметь известную определенную власть. Как в теле человека различные члены его неодинаковы по своему достоинству, так точно и в Церкви, которая есть тело Христово, должно быть различие между членами ее по положению и по взаимному отношению. «Как в теле», говорит св. Григорий Богослов , «иное начальствует, а иное состоит под начальством и управлением: так и в церквах... Бог постановил, чтобы одни, для кого сие полезнее, словом и делом направляемые к своему долгу, оставались пасомыми и подначальными; а другие, стоящие выше прочих по добродетели и близости к Богу, были пастырями и учителями к совершению Церкви, и имели к другим такое же отношение, какое душа к телу и ум к душе, дабы то и другое, недостаточное и избыточествующее, будучи, подобно телесным членам, соединено и сопряжено в один состав, совокуплено и связано союзом Духа, представляло одно тело, совершенное и истинно достойное Самого Христа нашей Главы» (Пр. Д. Б. М. м. м. II т. 217 стр.). Господь наш Иисус Христос, как вы знаете, братие, преподал людям истинное учение о Боге и о спасении рода человеческого, примирил людей с Богом, принесши Себя в жертву за грехи мира, и установил таинства, чтобы верующие в Него могли получать благодать Святого Духа. Спрашивается теперь, кто же хранит это божественное учение? Кто разъясняет его тем, которые пожелают быть последователями Христовыми? Кто будет совершать таинства? Несомненно, – должны быть указаны лица для того и другого дела. Кроме того, человек, как существо свободное, хотя и знает учение Христово, знает истинный путь к достижению блаженства, однако может уклоняться с истинного пути. Нужны поэтому руководители, которые бы наблюдали за последователями Христовыми и направляли их на истинный путь. Посему Господу надлежало поставить особых лиц, которые были бы и учителями, и священнослужителями, и духовными управителями над верующими в Него. И действительно, братие, Сам Господь учредил в Церкви Своей особых лиц, составляющих собою иерархию, уполномочил их быть в ней учителями, священнослужителями и духовными управителями, а всем прочим верующим повелел повиноваться им.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Господь Иисус Христос прошел путь с неба на землю и от земли к небу и воссоединил земное с небесным. Он ниспослал от Отца Святого Духа, живущего в Церкви. Тем совершилась причастность человека к жизни Святой Троицы. Святой Дух, пребывающий в Церкви, сообщает ей Свои дары, каждому по нужде и мере его. Эта благодатная жизнь совершается в Церкви для каждого члена своими собственными путями, таинственно и неисследимо. Однако Господу угодно было установить и определенный для всех доступный образ приятия благодати Святого Духа в святых таинствах. Таинства суть такие священнодействия, в которых под видимым знаком преподается невидимо определенный дар Святого Духа. Для таинства существенным представляется соединение видимого и невидимого, внешней формы и внутреннего содержания. В них отражается природа самой Церкви, которая есть невидимое в видимом и видимое в невидимом. Божественным установлением таинств вносится и в область благодатной жизни строй, мера и закон, и полагается предел беспорядочному, необузданному и бесформенному экстазу, характерному для сект (английские квакеры, русские хлысты), и дается объективное божественное основание для благодатной жизни, которая в протестантизме отдается на произволение человеческого субъективизма со всей его неверностью. В таинствах, установленным Церковью образом, всегда и неизменно подается дар Святого Духа, хотя он и приемлется различно. Церковь имеет власть низводить Святого Духа в таинствах. Пятидесятница, единожды совершившаяся над ликом апостольским, всегда совершается в Церкви в таинствах, посредством апостольского преемства, чрез иерархию. Поэтому сила тайнодействия непосредственно связана со священством, – где нет священства, там нет и таинств (кроме крещения). Это не означает, что там нет и Святого Духа, ибо Его даяние не ограничивается путем таинств. Дух дышит, где хочет, и благодатное даяние Святого Духа даже и в самой Церкви не ограничено таинствами. Однако это даяние Святого Духа не подчинено никакому человеческому ведению, ибо никто не знает, откуда Он приходит и куда уходит, но в таинствах Церкви подается ведение и определенный образ даяния даров Святого Духа. Церковь имеет истинные действенные таинства, это есть один из признаков истинной Церкви. Эта действенность связана с наличием иерархии апостольского преемства и хранением истинного учения. Общение в таинствах и взаимное признание таинств поэтому и есть одно из оснований церковного единства 24 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Жизнь в будущем Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 22, 1999 1 июля, 2012 Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 22, 1999 1 Для начала приведу две цитаты не из Священного Писания. Одна из них — с плаката в школьном классе, на котором изображен довоенный локомотив и жирными буквами написано: “Современная жизнь — вздор!”. Другая — из недавней воскресной газеты, в которой я прочел: “Ностальгия — проблема психического здоровья в будущем”. Несомненно, ностальгия — великое дело: в сознании жива только музыка шестидесятых, пятидесятых или сороковых. Легко найти человека, который любит почти все из прошлого. Мы в Англии участвуем в благородном деле защиты природных заповедников, национальных заповедников, государственных музеев и в пересмотре оценок гражданской войны. Даже празднования в 1995 году Дня победы в Европе содержали в себе существенный элемент ностальгии. Но есть ли в этой ностальгии, в этом обращении к прошлому какая-либо связь с тем, что мы испытываем в нашем собственном возвращении к традиции Православной Церкви? От ностальгии к присутствию Бога Мой собственный опыт подсказывает, что ностальгия имеет слишком мало общего с тем, что ищут люди, когда становятся православными. Они стремятся к тому, что дает возможность с доверием смотреть вперед; более того, они делают это вполне осознанно, объединяясь в сообщество, которое мыслит себя как Церковь Соборов, истинно Апостольская в том смысле, что просто по сути своей это Церковь Апостолов. Они ищут то непрерывное преемство, на которое притязает Православная Церковь. Но преемство с чем? Оглядываясь на происхождение Церкви, мы находим, что в Новом Завете Христос начинает Свою проповедь Евангелия, благой вести , словами: “Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное”. Все, что Он делает, — чудеса, исцеления, изгнания бесов — только указания на это. Сами по себе они ничего не значат: другие также исцеляют людей, изгоняют демонов, и в этом нет ничего необычного. Но когда так действует Христос, это является знамением того, что Царство Небесное приблизилось, что оно рядом.

http://pravmir.ru/zhizn-v-budushhem/

История католического учения о св. предании начинается со времени Тридентского собора. Против протестантов, измысливших так называемый формальный принцип, т.е. признавших исключительное значение в деле веры за Св. Писанием, католическая церковь должна была на Тридентском соборе выразить свой взгляд на источники вероучения – Св. Писание и св. предание. Вследствие этого Тридентское определение предания имеет прежде всего смысл протеста и противоположения протестантскому учению о св. Писании. Так, 1) против того положения Лютера, что все необходимое для спасения человека учение находится в одном Св. Писании, указанный собор выставил двойство источников христианской истины („спасительная истина и учение заключается в писанных книгах и преданиях неписанных»). 2) Против положения Лютера, что „человеческое измышление есть вместе с Св. Писанием признавать еще предания “, собор утвердил божественное происхождение преданий от Иисуса Христа и апостолов (предания „приняты апостолами из уст Самого Христа или от самих апостолов, под диктант Св. Духа»). 3) Против протестантского положения, что предания не могли сохраниться в церкви от времен апостольских, католическое учение указывает на „постоянное преемство» иерархии, как на средство сохранения преданий в церкви в первоначальной их чистоте („предания дошли и до нас... будучи сохранены чрез постоянное преемство в католической церкви»). 4) Против протестантского положения: „святотатство есть авторитет предания ставить наравне с Св. Писанием», Тридентский собор признал за св. преданием одинаковое значение с Св. Писанием (предания „принимает», т.е. католическая церковь , и почитаете» с равным (Св. Писанием) чувством благочестия и уважения»). Наконец, вопреки тезису Лютера, что Св. Писание ясно и легко может быть понимаемо при просвещении от Духа Св., Тридентский собор определил: „в толковании Св. Писания никто не должен доверять своему собственному мнению, а должен руководствоваться тем смыслом, которого держится церковь , которой принадлежит право судить об истинном смысле и толковании священных Писаний» 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Morev/ri...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010