Но это если ты знаешь, кем ты научен, кто тебе его истолковал, кто тебе его передал и кто тебя наставил. В этом плане апостол Пётр говорит, чем может обратиться Писание, если ты не получил его от кого-то очень важного, если нет этой преемственности апостольской. Если ты не принял учения, как понимать Писание, то есть само толкование Писания – Священное Предание, которое Дух истины раскрыл внутри Церкви. В своем послании Апостол Пётр говорит: «Итак, возлюбленные, ожидая сего, потщитесь явиться пред Ним неоскверненными и непорочными в мире; и долготерпение Господа нашего почитайте спасением, как и возлюбленный брат наш Павел, по данной ему премудрости, написал вам, как он говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания. Итак вы, возлюбленные, будучи предварены о сем, берегитесь, чтобы вам не увлечься заблуждением беззаконников и не отпасть от своего утверждения» ( 2Пет.3:14–17 ). Оказывается, Писание может быть полезным только в одном случае: если ты был наставлен в учении Церкви и знаешь, кем ты наставлен. Он должен быть авторитетом, столпом в Церкви, его должны принимать все. Допустим,  Иоанн Златоуст  известен во Вселенской Церкви, и нет Церкви, в которой его не принимают, – я имею в виду единой соборной апостольской Церкви. И так очень много великих учителей. Допустим, давайте возьмём Мартина Лютера. Мартин Лютер в единой соборной Церкви никто, еретик, мы не можем его слушать. И здесь очень важно, от кого ты получил толкование Священного Писания. Алексей Волков: Даже протестанты не все воспринимают Мартина Лютера. Александр Кушу: Неважно, Жан Кальвин, Джон Смит, Джозеф Смит, Елена Уайт, Джон Миллер – их множество, я могу всех поименно от I века до XVII века назвать, и даже уже ХХ века в России всех сектантов, ересиархов могу назвать. Но суть не в этом, суть в том, что очень важно, чтобы те, от кого ты научаешься пониманию Священного Писания, были правопреемниками, теми, которые наследовали и рукоположение.

http://azbyka.ru/way/moj-put-k-pravoslav...

Ответ. Св. Писание об этом ясно говорит: «Вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, бывши утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем» ( Еф.2:19–20 ). «Стена города имеет двенадцать оснований и на них имена двенадцати Апостолов Агнца» ( Апок.21:14 ). Вопрос. Какое существует в Церкви учреждение, в котором сохраняется преемство Апостольского служения? Ответ. Церковная иерархия или священноначалие. Вопрос. Докажите сие из Св. Писания. Ответ. С того времени, как Церковь начала существовать, в ней всегда были пастыри призванные «к совершению святых, на дело служения для созидания Тела Христова» ( Еф.4:12 ). «На стенах твоих, Иерусалим, Я поставил сторожей, которые не будут умолкать ни днем, ни ночью» ( Ис.62:6 ). Лица, призванные к пастырскому служению в Церкви, поставляются на оное чрез особое священнодействие, состоящее в возложении на поставляемых рук не простых людей, но лиц, которые сами сподобились апостольской благодати, чрез которое (священнодействие) низводится на поставляемых особое дарование, особый дар Божий, так что они поставляются в свой сан Самим Святым Духом. «Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства» ( 1Тим.4:14 ). «Напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе, мое рукоположение» ( 2Тим.1:6 ). «Дары различны, но Дух один и тот же» ( 1Кор.12:4 ). «Внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе кровию Своею» ( Деян.20:28 ). Вопрос. Православная Церковь есть ли Церковь Апостольская? Ответ. Она есть Апостольская Церковь , как по своему учению, так и по преемственному от Апостолов служению своих пастырей. Учение ее везде и всегда, начиная от Христа и до настоящего времени, было одно и то же. При всех своих усилиях, враги Церкви не могут доказать, что учение ее произошло от одного какого-либо человека или от какого-либо общества в определенное время и в определенной стране после Апостолов. Оно осталось неизменным от времен Апостолов и до настоящих дней. Ее пастыри могут от епископа к епископу довести преемственность своего служения до Апостолов. Мы имеем списки епископских кафедр и имен епископов, которые занимали их (см. Амвросия «Историю российской иерархии». Киев 1817 г.), благодаря которым мы можем документально доказать преемственность от Апостолов правящих в настоящее время епископов православной Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

Протестанты считают, что это право было дано только апостолам; Христос же основал Свою Церковь не только на время жизни апостолов, но и на все времена до скончания мира. «Я с вами во все дни до скончания века», – сказал Господь ( Мф.28:20 ). Стало быть, Христос всегда пребывает в Церкви и всегда, во всех ее Таинствах действует благодать Святого Духа. Через кого она действует, если апостолов давно нет среди живущих на земле? Через их преемников. Как Христос передал апостолам власть отпускать и оставлять грехи силою Святого Духа, так и они передали ее в святом Таинстве Рукоположения своим законным преемникам – епископам, а через них – пресвитерам Церкви. К ним перешли все апостольские права, ибо Дух Святой поставил их «блюстителями; пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» ( Деян.20:28 ). К тому же, и во времена апостольские Таинство Покаяния совершали не только те двенадцать апостолов, которым Сам Господь дал власть отпускать грехи ( Ин.20:21–23 ), но и многие их современники. Так, избранный вместо предателя Иуды Матфий, принял всю полноту апостольской власти, а значит и власть отпускать грехи («жребий сего служения» – Деян.1:25 ); к апостолу Павлу, не входившему в число двенадцати, «многие из уверовавших приходили, исповедуя и открывая дела свои» ( Деян.19:18 ); епископ Тимофей судил грехи не только мирян, но и пресвитеров Церкви ( 1Тим.5:19–20 ). Каяться нужно не перед священником, а друг перед другом, – говорят протестанты, ссылаясь на следующие места Священного Писания: «Прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас» ( Еф.4: 32 ); «Признавайтесь друг перед другом в поступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного» ( Иак.5:16 ). Вырывая стих из Священного Писания, протестанты забывают о предыдущих текстах, в которых апостол Иаков говорит о необходимости присутствия священника: «Болен ли кто, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне, – и молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» ( Иак.5:14–15 ). Чья молитва может исцелить болящего? Кто совершает над больным святое Таинство Елеосвящения? Из слов апостола Иакова ясно, что только пресвитер. Кто отпускает грехи? Если бы могли это делать миряне, то не повелел бы апостол звать пресвитера. Когда же он говорит «признавайтесь друг перед другом в поступках», то имеет в виду взаимное прощение оскорблений и обид, к чему нас и призывает Господь, «как и мы прощаем должникам нашим» ( Мф.6:12 ). Просить прощения у обиженного, признавать свои проступки, стремиться к миру надо, но это еще не значит, что тем нам грех уже прощается – разрешить от греха обычный человек не может, такой власти никто ему не давал; это возможно, повторяем, лишь в святом Таинстве Покаяния силою Святого Духа, которая пребывает только в священниках Церкви, получивших ее, по преемству от Самого Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prav...

«рукоположивши же им пресвитеров к каждой церкви» ( Деян.14:23 ). " и поставил по всем городам пресвитеров» ( Тит.1:5 ). «рук ни на кого не возлагай поспешно» ( 1Тим.5:22 ). Правило апостольское 2-е: «пресвитера и диакона и прочих причетников да поставляет един епископ». Священноначалие установлено не от людей, но от Бога: «Он (Христос) поставил одних Апостолами... иных пастырями и учителями» ( Еф.4:11–13 ). »И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в третьих, учителями... Все ли Апостолы? Все ли пророки? Все ли учители?» ( 1Кор.12:28–29 ). " Дух Святой поставил вас» ( Деян.20:28 ). Самочинное священство невозможно: «никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон» ( Евр.5:4 ). «не вы Меня избрали, а Я вас избрал (Апостолов) и поставил вас»... ( Ин.15:16 ). все поручено Апостолам только и их преемникам ( Мф.28:16–20 ; Мк.16:14 ). «Все ли Апостолы? Все ли пророки? Все ли учители?»... ( 1Кор.12:29 ). Священноначалие поставляется не общиной, но непрерывно от благодатных, Апостолов и Христа: «с возложением рук священства», а не общины ( 1Тим.4:14 ). епископ Тимофей поставляет, а не община ( 1Тим.5:22 ). дар Божий чрез апостольское рукоположение, а не от общины ( 2Тим.1:6 ). Ап. Павел поручает поставить пресвитеров «по всем городам» еп. Титу, а не общинам ( Тит.1:5 ). Ап. Павел сам «рукополагает пресвитеров к каждой церкви», а не поручает это общинам ( Деян.14:23 ). В Иерусалиме. при поставлении диаконов хотя община выбрала некоторых, но не поставляла их, но выбранных «поставили пред Апостолами, и сии, помолившись, возложили на них руки» ( Деян.6:3–6 ) (VI-й Вселенский Собор, правило 16). Дар священства – непрерывен: Апостолам и их преемникам сказал Христос: «се, Я с вами во все дни до скончания века» ( Мф.28:20 ). Отсюда доказательство истинности православного священства – его непрерывности от Христа и Апостолов. (См. таблицу преемственности епископов в «Добром Исповедании».) Истинное Христово священство неодоленно и не может уничтожиться:

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

Церковная иерархия Быть членом Церкви – значит пребывать в единстве с церковной иерархией: епископами и священниками, которым Бог вверил пастырское попечение о Своих овцах. Церковную иерархию не следует воспринимать как власть, поставленную над Божиим наследием, чтобы господствовать над ним. Об этом говорит апостол Петр: «Пастырей ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых и соучастник в славе, которая должна открыться: пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду» ( 1Пет.5:1–3 ). Епископы и священники – такие же члены Тела Христова, как и миряне. Но у них особое служение: от имени народа они предстоят перед Богом при совершении Евхаристии, они управляют Церковью в отведенных им пределах, осуществляют пастырское попечение о вверенных им душах. Поэтому апостол Павел призывает верующих пребывать в послушании у церковной иерархии: «Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших» ( Евр.13:17 ) 68 . Церковная иерархия состоит из трех степеней: епископов, священников и диаконов. Епископы являются прямыми преемниками апостолов. Священники и диаконы таковыми не являются. Священники получают право на служение от епископа, совершают священнодействия и Таинства с его разрешения и от его лица. Диаконы помогают епископам и священникам при совершении священнодействий, но самостоятельно совершать их не могут. Апостольство Церкви Святой Ириней Лионский (II в.) пишет: «Не следует у других искать истину, которую легко получить в Церкви. В нее, как богач в сокровищницу, апостолы в полноте положили все, что относится к истине. Каждый желающий может пить из нее воду жизни» 69 . Церковь является апостольской по той причине, что она несет ту миссию проповеди и Крещения, которую Господь Иисус Христос заповедал Своим ученикам ( Мф.28:19 ). Хотя Основатель Вселенской Церкви – Сам Господь Иисус Христос, основателями первых местных Церквей были апостолы или их преемники. В первые же годы существования Церкви апостолы стали рукополагать пресвитеров 70 и епископов для управления местными Церквами, появлявшимися в результате апостольской проповеди. Так было положено начало апостольскому преемству в Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Церковь соборна и в своей целостности, и в каждой части. «Церковь называется Соборной, или, что то же самое, Кафолической, или Вселенской, потому что она не ограничивается никаким местом, ни временем, ни народом, но заключает в себе истинно верующих всех мест, времен и народов» . Слово «Καθολικη» встречается у Аристотеля и означает общее, что существует в частных проявлениях. В славянском языке слово «католический» передано словом «соборный». Этот термин «соборность» относится и к целому, и к частям. Каждая часть Церкви обладает всей полнотой, как и вся Церковь, как в каждом Лице Святой Троицы – вся полнота Божества. Если кафоличность Церкви – данность, то вселенскость – заданность. Церковная соборность не имеет внешнего авторитета. Соборность Церкви обусловлена Христом, а не ее членами. Апостольство Церкви отражает не только иерархичность организации, но посланничество каждого члена Церкви. В православии иерархия не противопоставляется мирянам, как в католичестве. Литургия совершается как общественное служение всеми членами Церкви, а не одними священнослужителями. «Но вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» ( 1Пет.2:9 ). Служение Самого Господа Иисуса Христа – служение апостольское. Апостол Павел пишет: «Бог послал (e’xape/steilen) Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление» ( Гал.4:4-5 ). Сама Церковь послана в мир, чтобы мир привести ко Христу. То есть Церковь апостольская прежде всего по цели бытия. Но она апостольская и потому, что ее члены «утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем» ( Еф.2:20 ). Церковь в ее эсхатологии – как город, стена которого «имеет двенадцать оснований, и на них имена двенадцати Апостолов Агнца» ( Откр.21:14 ). Таким образом, апостольское Предание, благодатные дары Духа Святого, полученные апостолами, непрерывное иерархическое преемство, имевшие место в век апостольский  должны сохраняться и в эсхатологической перспективе.

http://azbyka.ru/katehizacija/ispolnenie...

Читаем в пособии: «Апостол – значит “посланный”, то есть он имеет посланничество от Самого Христа» . Это верно. Христос во время Своей земной жизни избрал апостолов, они везде и во всем следовали за Ним. Так, апостолы приняли от Спасителя власть прощать и отпускать грехи: «Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20: 21–23). Есть возражение, что якобы Христос говорит здесь: все люди должны прощать друг другу грехи. Да, это так, но Спаситель тут говорит эти слова не всем, а именно апостолам. Посылает апостолов проповедовать Евангелие, учить и крестить людей: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф. 28: 19–20). Что же повелел им Христос? Рукополагать учеников и передавать им дар и благодать священства. «Напоминаю тебе, – пишет апостол Павел в Послании к своему ученику и последователю, – возгревать дар Божий, который в тебе через мое рукоположение» (2 Тим. 1: 6). Итак, как Господа и Спасителя Иисуса Христа послал на землю Бог Отец, «нас ради человек и нашего ради спасения», так и Христос, избрав апостолов, посылает их благовествовать в мир, наделяя их всеми дарами, в том числе и благодатью священства, которая передавалась через возложение рук: в апостольское время – апостолами, а впоследствии – епископами. Русская Православная Церковь может проследить свою преемственность от апостола Андрея до Святейшего Патриарха Кирилла. «Апостол – значит “посланный”…» – утверждает автор пособия. Но кто избрал и послал организацию «Новое поколение»? Где апостольское преемство? Ответа не будет – по причине неимения законного преемства, а значит, нет у них благодати Божией и все дары – апостольство, пасторство, учительство – являются безблагодатными, самочинными и принесут плоды, не от Христовой Лозы собранные. Истинное и ложное учительство

http://pravoslavie.ru/107458.html

Это высказывание Спасителя о необходимости проповеди среди всех народов используют в качестве главного суждения в богословском обосновании: « Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Матф. 28:19). Данная цитата из Священного Писания лежит в основе всех типов богословских обоснований в работах о христианской миссии, причем не только православной.  В настоящее время существует достаточное количество работ, исследующих различные аспекты миссионерского служения. В каждой из них содержится собственное богословское обоснование. Большинство обоснований в текстовом отношении имеют сильное сходство. Отличием миссиологических богословских обоснований друг от друга служит только разность в точках зрения на миссию. Так, в диссертации на соискание ученой степени кандидата богословия иеромонаха Пантелеимона (Бердникова) приводится богословский обзор с позиций тринитарности Божества, с экклезиологической точки зрения, в аспекте апостольского служения и апостольской преемственности, отдельно рассматривается евангельское обоснование христианской миссии . Часть разделов главы о богословских основах христианской миссии из указанной работы была включена в учебное пособие «Миссиология» , где кроме тринитарного, экклезиологического, апостольского понимания миссии вводится также и ее библейское понимание, рассматривается христоцентрический аспект, вводятся эсхатологическое, каноническое и сакраментологическое основания миссии. Литургические мотивы в основании миссии рассматриваются в работе священника Владислава Гусара . Если продолжать в том же духе, то можно, к примеру, рассмотреть богословское обоснование миссии с точки зрения тройственного служения в Лице Иисуса Христа, ввести феотокологический (мариологический) компонент , но, по мнению автора, больших принципиальных отличий в новых текстах не будет; можно только рассчитывать на расширение объема охвата богословских вопросов христианской миссии.

http://bogoslov.ru/article/3390465

15) От кого должно получать содержание новозаветное священство? 15) От верующих членов Церкви, – от которых получали содержание Христос и Апостолы ( Лк. 8:2–3 ; Иоан. 12:6; 13:29 ). «Какой воин служит когда–либо на своем содержании? Кто, пася стадо, не ест молока от стада?.. Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища, что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника? Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования» ( 1Кор. 9:7,13–14 ). «Наставляемый словом делись всяким добром с наставляющим» ( Гал. 6:6 ). Смотри еще часть 1–я пункт 11–й. 16) До каких пор будет существовать на земле Христово священство? 16) До скончания века, ибо Церковь Христова, следовательно, и священство, будет существовать на земле до пришествия Христа: „Тому слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды от века и до века» ( Еф. 3:21 ). Таинство причащения будет совершаться священнослужителями Церкви тоже до конца мира: «всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете доколе Он придет» ( 1Кор. 11:26 ). «Я с вами, сказал Христос Апостолам и их преемникам, во все дни до скончания века» (Мф. 28:20). Апостолы умерли, очевидно, слова «во все дни» и «до скончания века» относятся к их законным преемникам. «Он поставил... иных пастырями и учителями к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, доколе все приидем в единство веры и познания Сына Божия» ( Еф. 4:11–13 ). Все же придут в единство веры не на земле, а только на небе ( Лук. 17:1; 18:8 ; Мф. 24:5,11–13,23–27; Деян. 20:29–30 ; 2Пет. 2:2  и др.), поэтому для совершения людей «святыми», для служения и для созидания Тела Христова священство будет в Церкви Христовой до скончания мира «Сей, т. е. Христос, как пребывающий вечно, имеет и священство непреходящее» ( Евр. 7:24 ). Итак, истинное священство должно иметь на себе преемственно идущее от самих Апостолов рукоположение, в котором подается благодать Св. Духа, дающая рукоположенному епископом великие права: учить, священнодействовать и управлять народом в делах веры. Все отделившиеся от истинной Церкви Христовой раскольнические и сектантские общины, как появившиеся в недавнее сравнительно время, в большинстве не имеющие у себя даже по имени епископов, не имеют истинного Апостольского священства, не имеют поэтому благодатных таинств, следовательно, и спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

15) От кого должно получать содержание новозаветное священство? От верующих членов Церкви, – от которых получали содержание Христос и Апостолы ( Лк. 8: 2–3 . Иоан. 12: 6. 13: 29 ). «Какой воин служит когда-либо на своем содержании? Кто, пася стадо, не ест молока от стада?.. Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища, что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника? Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования“ ( 1Кор. 9: 7, 13–14 ). «Наставляемый словом делись всяким добром с наставляющим“ ( Гал. 6: 6 ). Смотри еще часть пункт 11-й. 16) До каких пор будет существовать на земле Христово священство? До скончания века, ибо Церковь Христова, следовательно, и священство, будет существовать на земле до пришествия Христа: «Тому слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды от века и до века“ ( Еф. 3: 21 ). Таинство причащения будет совершаться священнослужителями Церкви тоже до конца мира: «всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете доколе Он придет“ ( 1Кор. 11: 26 ). «Я с вами, сказал Христос Апостолам и их преемникам, во все дни до скончания века“ ( Мф. 28: 20 ). Апостолы умерли, очевидно, слова «во все дни» и «до скончания века» относятся к их законным преемникам. «Он поставил... иных пастырями и учителями к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, доколе все прийдем в единство веры и познания Сына Божия“ ( Еф. 4: 11–13 ). Все же придут в единство веры не на земле, а только на небе ( Лук. 17: 1. 18: 8 . Мф. 24: 5, 11–13, 23–27 . Деян. 20: 29–30 . 2Пет. 2: 2 и др.), поэтому для совершения людей «святыми“, для служения и для созидания Тела Христова священство будет в Церкви Христовой до скончания мира «Сей, т. е. Христос, как пребывающий вечно, имеет и священство непреходящее“ ( Евр. 7: 24 ). Итак, истинное священство должно иметь на себе преемственно идущее от самих Апостолов рукоположение, в котором подается благодать Св. Духа, дающая рукоположенному епископом великие права: учить, священнодействовать и управлять народом в делах веры. Все отделившиеся от истинной Церкви Христовой раскольнические и сектантские общины, как появившиеся в недавнее сравнительно время, в большинстве не имеющие у себя даже по имени епископов, не имеют истинного Апостольского священства, не имеют поэтому благодатных таинств, следовательно, и спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010