В Новом Завете мы ясно видим как бы некоторую преемственную цепь, через которую передавалось и распространялось Божественное откровение. Бог Отец, Иисус Христос , апостолы – вот звенья этой цепи, неразрывно связанные между собою. Христос был послан (см.: Мф. 15, 24 ; Лк. 4, 43 ); Он был Посланник (см.: Евр. 3, 1 ).Своим ученикам, явившись по воскресении, Господь говорит: Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас ( Ин. 20, 21 ). Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари ( Мк. 16, 15 ). Еще раньше из множества учеников Христос избрал... двенадцать, которых и наименовал Апостолами ( Лк. 6, 13 ). И в Новом Завете, и в древнецерковной литературе слово «двенадцать» ( δδεκα) является техническим термином, который обозначает совершенно определенную и исключительную величину – двенадцать апостолов, ближайших преемников Господа. Евангелист Иоанн говорит о Фоме, что он – один из двенадцати ( Ин. 20, 24 ), хотя апостолов тогда было всего одиннадцать. От этого определенного числа отпал Иуда, чтобы идти в свое место ( Деян. 1, 25 ), хотя раньше, по слову апостола Петра, он был сопричислен к апостолам и получил жребий апостольского служения ( Деян. 1, 17 ). Вскоре же по вознесении Господа апостолы заботятся о том, чтобы число двенадцать было опять полным. Но в апостолы нельзя избрать и поставить: здесь должно быть особенное Божественное избрание и посланничество. Ученики поставили тех, которые находились с ними во все время, когда пребывал и обращался с ними Господь Иисус, – Варсаву и Матфия; и помолились и сказали: Ты, Господи, Сердцеведец всех, покажи из сих двоих одного, которого Ты избрал принять жребий сего служения и Апостольства... И бросили о них жребий ( Деян. 1, 21, 23–26 ). Апостольство представляется здесь служением исключительным, на которое может поставить только Сам Господь. Вот почему и апостол Павел всегда в подтверждение своего апостольского достоинства ссылается на то, что он поставлен апостолом ( 1Тим. 2, 7 ; 2Тим. 1, 11 ), когда на пути в Дамаск он упал на землю гонителем Савлом, а встал апостолом Павлом, чтобы быть свидетелем Господним пред всеми людьми (см.: Деян. 22, 6 и далее). Павел стал потому апостолом, что слышал от Самого Господа: Иди; Я пошлю тебя далеко к язычникам ( Деян. 22, 21 ). Вот почему апостол Павел многие свои послания и начинает с указания на то, что он – призванный Апостол ( Рим. 1, 1 ; 1Кор. 1, 1 ), апостол волею Божиею ( 2Кор. 1, 1 ; Еф. 1, 1 ; Кол. 1, 1 ; 2Тим. 1, 1 ), избранный не человеками и не через человека, но Иисусом Христом и Богом Отцем ( Гал. 1, 1 ). От Самого Христа Павел получил апостольство, чтобы во имя Его покорять вере все народы ( Рим. 1, 5 ). Как апостол он и имеет цену и значение (см.: 1Сол. 2, 7 ). Так, в Новом Завете звание «апостола из двенадцати» имеет исключительно важное значение.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

В современной науке распространен взгляд, согласно которому среди апостолов Иисуса были женщины. Мария Магдалина. К. Кривелли. Ок. 1480 г. Так, например, Р. Бокэм считает, что Иоанна была женщиной-апостолом. В силу созвучия имен ученый отождествляет ее с Юнией, упоминаемой апостолом Павлом: Приветствуйте Андроника и Юнию, сродников моих и узников со мною, прославившихся между апостолами и прежде меня еще уверовавших во Христа ( Рим. 16:7 ). Реконструкция облика Иоанны-Юнии, предпринятая ученым, не лишена остроумия, но все же относится скорее к области научной фантастики, чем к числу исследований, основанных на источниках. Та информация, которую мы имеем в Евангелиях, не позволяет нам сделать вывод о том, что апостольская миссия, возложенная Иисусом на двенадцать мужчин, распространялась также на кого-либо из женщин. В то же время мы знаем из последующей истории Церкви, что некоторые женщины были удостоены титула равноапостольных и именно в этом качестве вошли в церковный календарь. Первой из них была та самая Мария Магдалина, из которой Иисус изгнал семь бесов ( Мк. 16:9 ). Святая царица Елена. Фреска. XIV в. В числе других равноапостольных женщин – святая царица Елена (327), мать императора Константина; святая Нина, просветительница Грузии (335); святая Ольга (969), бабушка князя Владимира, крестителя Руси. Ни одна из женщин не унаследовала то сакраментальное служение, которое от апостолов передалось последующим поколениям епископов, а от них священникам: эта линия преемства касалась исключительно мужчин. Однако в проповедническом и просветительском служении принимали участие и женщины. Роль женщин в окружении Иисуса, что бы ни говорили современные исследователи, в целом соответствовала той роли, которую женщины играли в израильском обществе времен Иисуса. Женщины были на заднем плане: они служили мужчинам, пока последние занимались важными делами. Апостольская община была сообществом, состоявшим исключительно из мужчин. Однако если говорить о Церкви в целом, то уже на самом раннем этапе ее бытия к ней стали присоединяться и мужчины, и женщины ( Деян. 5:14; 8:12; 17:4,12,34 ). И уже в первом поколении христиан прозвучало слово апостола Павла, обращенное ко всей общине учеников Иисуса: Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе ( Гал. 3:27–28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

«внимайте себе и всему стаду, в котором Дух святой поставил вас блюстителями пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровью Своей» ( Деян. 20:28 ). Как узнать, есть ли на пастыре благодать св. Духа, или нет? Если пастырь получает посвящение от епископа, который ведет свое преемство от самих апостолов, то на таком пастыре есть благодать св. Духа все же пастыри, которые не ведут своего преемства от апостолов, благодати на себе не имеют и являются пастырями ложными. Почему этим именно способом узнается законность пастырей? Потому что Господь по восшествии своем на небо ниспослал св. Духа не на всех верующих, а только на апостолов (Деян.). Откуда видно, что только Апостолы имели в начале благодать св. Духа? Это видно из книги Деяний апостольских, где говорится, что «находившиеся в Иерусалиме апостолы, услышавши, что самаряне приняли слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна, которые пришедши, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святого... тогда возложили руки на них, и они приняли Духа святого. Симон же, увидев, что через возложение рук Апостольских подается Дух Святой, принес им деньги» ... ( Деян. 8, 14–18 ). Апостолы полученную ими от Бога благодать св. Духа передавали ли преемникам, пастырям Церкви? Да, передавали. Сие открывается из следующих слов св. ап. Павла к Тимофею: «Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства» ( 1Тим. 4, 14 ) и в другом месте: «По сей причине напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе через мое рукоположение» ( 2Тим. 1, 6 ). Передавали ли в свою очередь преемники Апостолов благодать Божию последующим пастырям Церкви? В свою очередь и преемники св. Апостолов передавали полученную ими благодать Божию последующим пастырям Церкви, как об этом свидетельствует Апостол Павел в послании к Титу: «для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров» ( Тит. 1, 5 ; см. также 2Тим. 2, 2 ; 1Тим. 5, 22 ). Таким образом благодать св. Духа, ниспосланная Господом на апостолов и переданная ими своим преемникам – пастырям Церкви, дошла до наших дней и будет существовать на пастырях Церкви до конца мира. Из сказанного понятно, что если благодать Божия передается только через преемство пастырей Церкви, то и пребывает только на тех пастырях, которые ведут свое преемство от Апостолов.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

Господь в день Пятидесятницы рождает и созидает Свою Единую Святую Церковь. Именно в ней обитает истинное Христово учение и полнота Даров Святого Духа. Церковь – Тело Христово и семья Христова, вне ее нельзя обрести бессмертную благодатную жизнь. Церковную жизнь и церковные общины по благословению Спасителя созидали Апостолы – посланники Божии. Вся Церковь является Апостольской, потому что послана Божиим Сыном в мир нести людям Христову любовь и Вечную Жизнь. Каждый христианин – член Христовой Апостольской Церкви тоже посланник Божий к страдающему человечеству. Спаситель научил Своих учеников, послал их к людям с Божиим Словом и дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь ( Мф.10:1 ). Апостол Павел, который обрел веру уже после Воскресения Христова, Самим Богом был научен Евангелию. Об этом он писал Коринфянам: Ибо я от Самого Господа принял то€, что и вам передал ( 1Кор.11:23 ). В другом месте того же Послания апостол Павел еще раз обращает внимание верующих на то, откуда пришло их духовное знание: Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял ( 1Кор.15:3 ). Об этой священной традиции Вечной Жизни, принятой от Христа, возвещает Священное Писание: Братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим ( 2Фес.2:15 ). Нельзя приобрести спасение – можно его принять в Церкви и только в ней научиться спасаться. Но чтобы эта священная традиция и знание пути спасения могли сохраниться на века, они должны верно передаваться из поколения в поколение. Следовательно, необходимо преемство лиц, которые являются хранителями священной традиции. Апостол Павел пишет об этом Тимофею: И что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить ( 2Тим.2:2 ). Учение спасительной веры апостолы передали Церкви, а в ней оно должно храниться неповрежденно через последовательную преемственность людей, которым поручено сохранение Евангельского учения в первоначальной чистоте.

http://azbyka.ru/katehizacija/na-kamne-i...

Если же такова Церковь Христова, то очевидно, что вечное спасение только и возможно в той Церкви, которая основана Самим Иисусом Христом – Сыном Божиим. Вне этой Церкви уже нет спасения, ибо нет другого, данного человекам имени под небом, которым надлежало бы нам спастись ( Деян.4:12 ); ибо один только ходатай Бога и человеков – человек Христос Иисус ( 1Тим.2:5–6 ). Только в этой Церкви Христовой и Церкви истинно-апостольской и сохраняется верно и неизменно Божественное учение Господа, и правая вера в Него, потому что она, как Церковь Христова, соблюдает все, что Он ей повелел чрез Своих апостолов ( Мф.28:20 ). Потому же самому и все Богоучрежденные таинства, чрез который каждому подаются Божественные силы к жизни и благочестию (3Петр.1:3), сохраняются, и всякое благообразное и по чину их совершение ( 1Кор.14:40 ) исполняется только в истинно-апостольской Христовой Церкви, потому что здесь только и существует преемственно-действующая Богоучрежденная иерархия. Если в Церкви Христовой неизменно и постоянно пребывает ниспосланный Господом Дух Святый, то кто вне Церкви, в том нет Духа Божия. Не даст Господь Пуха Святаго тому, кто отделяется от Духа Церкви, – кто оставляет церковное собрание ( Евр.10:25 ); ибо если отвергшийся закона Моисея без милосердия наказывался смертью, то сколь тягчайшему, думаете, говорите Апостол, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет ( Евр.10:26–29 ), т.е., кто попирает основанную Кровью Господа Церковь Божию, – кто не почитает за святыню Таинство Тела и Крови Господней, которая есть пролитая за очищение наше Кровь Нового Завета, – кто всегда противится Духу благодати, живущему в Церкви Божией, тот лишает себя надежды на вечное спасение, на будущую блаженную жизнь, тому не будет прощения грехов и в будущей загробной жизни. Хула на Сына Человеческого простится человеку, но хула на Духа Святаго, грех против Духа Святаго, не простится человеку ни в сем веке, ни в будущем ( Мф.12:31–32 ), сказал Сам Господь Иисус Христос.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

За некоторыми из этих христианских обществ церковный обычай и богословие сохраняют историческое имя «церквей», именно за теми, которыя были некогда поместными церквами и имели непосредственное или посредственное, через другие церкви, апостольское происхождение, т. е. преемственное епископское рукоположение. Кроме исторического основания, это имя сохраняется из уважения к славному прошлому некоторых из них, в частности, к Римской церкви – ради памяти многочисленных и великих мучеников и мучениц древней церкви, ради славного ее прошлого веков гонений и катакомб; далее, это имя оставляется в неумирающей надежде на возвращение этих церквей к православию и воссоединение с Церковью вселенской; наконец, и потому, что в недрах этих церквей находятся лица, а может быть и массы, христианский душевный строй которых, сознательно или подсознательно, очень близок к православному: примером этого могут служить группы духовных лиц, а с ними и мирян, Римской церкви, выступавших против догматических и других нововведений этой церкви почти на каждом из позднейших ее общих соборов; то же можно сказать и о некоторых ее монастырях с древним уставным строем и т. под. Об отшедших от Церкви Православной нам можно сказать, применяя слова апостола: «отцы наши все были под облаком» первенствующей Церкви, и «все крестились» во Христа, «и все ели одну и ту же духовную пищу, и все пили одно и то же духовное питие, ибо пили из духовного... камня; камень же был Христос» ( 1Кор.10:1, 2, 3–4 ) 48 . Далее идут христианские общества, или исповедания, потерявшие апостольское преемство церковное. Из них одни стоят ближе к Церкви, сохраняя многие основные догматы христианства; некоторые же другие настолько удалились от учения Церкви, что отвергли и крещение водой и веру в Иисуса Христа как Единородного Сына Божия. Православная Церковь пережила много тяжелых испытаний и скорбей из за враждебных и наступательных действий со стороны исповеданий неправославных, ставящих целью отторжение православных от Церкви и разрушение православия; бывало, что эти действия шли вперемежку с тяжелыми ударами со стороны мира антихристианского, магометанского, не раз в сопровождении военной силы. Новонарождающиеся секты также ищут для себя сбора в среде тех православных, для кого кажется обременительным и тяжелым иго Христово, хранимое Церковью, и кто ищет «легкой веры».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

И ещё апостол говорит, что и Смерть, и Погребение, и Воскресение Спасителя Христа представляют собой Предание Церкви, которое он (апостол) принял от Самого Господа и которое передаёт христианам ( 1Кор. 15:1–4 ) 777 . Согласно этому, Священное Предание, по апостолу Павлу, представляет собой не только то, что написано или не написано в Евангелии как в книге. Но, прежде всего, Предание – это доверие Церкви самого Евангелия Христова как Богопереданной веры, истины, жизни и спасения. А ещё конкретнее, да повторим основную истину всей апостольской экклесиологии: Божественное, Богочеловеческое Предание есть предание Самого Господа Иисуса Христа как Спасителя в Церковь , и как Церковь, из века в век, из поколения в поколение, вкупе со всеми Его Божественными истинами и догматами, благодатями и добродетелями 778 . Это со всей очевидностью следует из цитированных слов апостола ( Кол. 2:6–7 ): вы приняли Иисуса Господа, и других фрагментов 779 . Поэтому апостол всякое изменение Предания, то есть Евангелия, характеризует как переход к иному благовествованию и как проповедь другого Иисуса ( Гал. 1:6 ; 2Кор. 11:4 ). Апостол очень часто говорит о Предании в Послании к Тимофею ( 1Тим. 6:20 ; 2Тим. 3:14 ; ср. 1Тим. 4:6, 16 ; Евр. 13:7 ; Фил. 4:19 ; Гал. 1:9 ): О Тимофей! храни преданное тебе ( τν παρακαταθκην), и ещё: А ты пребывай в том, чему научен и что тебе вверено, зная, кем ты научен. Но ещё конкретнее он говорит в 2Тим. 1:13–14 : Держись образца здравого учения, которое ты слышал от меня, с верою и любовью во Христе Иисусе. Храни добрый залог ( τν παραθκην) Духом Святым, живущим в нас. Этими словами апостол показывает, что Дух Святой – хранитель Предания в Церкви 780 . Предание связано, как проистекает из выше процитированных слов апостола, и с апостольской иерархией (преемством), существующей в Церкви 781 , и, как говорит святой Златоуст, со святой, духоблагодатной жизнью в Церкви, то есть со святыми, в которых живёт Святой Дух 782 ; такими были сами святые апостолы 783 и, прежде всего, Павел, поэтому он «учил (людей) не только словами, но и делами» 784 , что значит: своей жизнью и делами, образом жизни, поведением и деланием – все во Христе и в Духе Святом.

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

Молитвенными собраниями сектантов руководят особые люди. Не каждому разрешают выйти и управлять. Все заявления о том, что священники не нужны, сводятся не к тому, что нет необходимости в духовных руководителях вообще, а конкретно направлены против апостольского священства, которого у них нет. Нам же нелишне вспомнить, что священник необходим только для общественной молитвы, связанной с совершением таинств. При этом вполне можно привести несколько жизненных примеров, когда общественная молитва у православных была без священника, а потом поглубже рассмотреть вопрос о необходимости Апостольского преемства и таинств. Празднование воскресения и покой субботы Ряд сект считает необходимым соблюдать субботний покой, установленный четвертой заповедью Моисеевой. При этом православных упрекают в том, что они нарушают волю Божию. Христос многократно творил чудеса в субботу, подчеркивая, что Он является Господином субботы, а, подтвердив необходимость соблюдать ряд ветхозаветных заповедей, Он не упомянул субботы. С другой стороны, Христос сказал, что: – «закон и пророки до Иоанна» 259 , тем самым, отменив соблюдение ветхозаветного закона. Следующие за этой фразой слова о том, что ни одна черта из закона не пропадет, следует понимать с учетом параллельного места: – «Не думайте, что Я пришел нарушить закон, или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все». 260 «Слова эти имеют такой смысл: невозможно, чтобы закон остался без исполнения, но и малейшая черта его должна быть выполнена, что и доказал Господь Своим примером, во всей точности исполнивши закон». 261 Христос исполнил закон всей Своей жизнью. Дальнейшие угрозы к неисполнителям относятся уже к несоблюдающим установления Христа 262 . Это подтверждается отменой обрядового закона Апостолами: – «Поскольку мы услышали, что некоторые, вышедшие от нас, смутили вас своими речами и поколебали ваши души, говоря, что должно обрезываться и соблюдать закон, чего мы им не поручали, ... Ибо угодно Духу Святому и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите 263 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kurs...

Начались переговоры с Римом по устранению раскола. Под Пасху 519 г. в Константинополь прибыли легаты папы Гормизда (514–523) – епископы Иоанн и Герман, пресвитер Бланд, диаконы Феликс и Диоскор, которые доставили патриарху Иоанну II вероисповедную формулу, подписанную папой в 515 г. против акакианского раскола и известную как formula Hormisdae (или libellus Hormisdae). «Апостольский престол всегда хранит кафолическую веру ненарушимой. Итак, Мы, желая не отпадать от этой веры и во всем следуя установлениям отцов, анафематствуем все ереси. Подобным образом анафематствуем Акакия, некогда епископа города Константинополя, сделавшегося последователем тех и соучастником, и всех пребывающих в общении с ними и в участии. (...) Надеюсь, что я пребуду с вами в том едином общении, которое проповедует апостольский престол. (...) Обещая на последующее время не сообщаться с отлученными от общения кафолической Церкви, т.е. с не соглашающимися во всем с апостольским престолом, Мы обещаем не поминать имена их при священнодействиях. Если же когда-либо попытаюсь усомниться в чем из моего исповедания, то исповедую, что я, через собственное осуждение, становлюсь соучастником тех, которых осудил». Провозглашая верность Халкидонскому Символу веры , либеллус устанавливает преемство ереси от Евтиха и Диоскора до последующих константинопольских, александрийских и антиохийских патриархов, предписывает не поминать имена этих еретиков за литургией и изъять их из диптихов. Все, кто не согласится с содержанием либеллуса, признавались соучастниками ереси. Основываясь на евангельских словах: Ты Петр и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее. И дам тебе ключи Царства Небесного; и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах ( Мф. 16:18–19 ), папа Гормизд ведет линию кафолического учения Римской церкви прямо от апостола Петра и подчеркивает нестойкость Востока в ортодоксальном вероучении тем, что еретик Несторий, занимавший константинопольскую кафедру, был осужден на Эфесском соборе «святым Целестином , папой города Рима, и Кириллом, предстоятелем города Александрии», и тем, что александрийский патриарх Диоскор был привержен еретическому учению константинопольского архимандрита Евтиха, тогда как Рим всегда был оплотом истинной веры. (Тезис либеллуса о том, что в Риме истинная вера существовала непрерывно, был использован папой Львом XIII в 1896 г. в энциклике Satis cognitum.)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Несте странни и пришельцы, но сожителе святым и приснии Богу, наздани бывше на основании апостол и пророк, сущу краеугольну Самому Иисусу Христу ( Еф.2:19–20 ). Вы не чужие и не пришельцы, но сограждане святым (то есть члены одного благодатного царства Божия) и свои (родные) Богу, быв утверждены на основании апостолов и пророков (то есть на основании учений и писаний апостольских и пророческих), имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем. Называя Церковь Апостольской, Символ веры этим научает нас твердо держаться учения и преданий апостольских и удаляться от такого учения и таких учителей, которые не основываются на учении апостолов. Об этом говорит ап. Павел: Темже убо братие, стойте и держите предания, имже научистеся или словом, или посланием нашим ( 2Фес.2:15 ). Итак, братия, стойте (будьте тверды) и держите предания (то есть то, что преподано из Божественного учения), которым вы научены или словом (устно), или посланием нашим (письменно). Еретика человека по первом и втором наказании отрицайся ( Тит.3:10 ). Еретика после первого и второго вразумления отвращайся 103 . Суть бо мнози непокориви, суесловцы и умом прельщени, наипаче же сущии от обрезания, ихже подобает уста заграждати: иже вся домы развращают, учаще яже не подобает, сквернаго ради прибытка ( Тит.1:10–11 ). Есть много и непокорных, пустословов и обманщиков, особенно из обрезанных (из иудеев), каковым должно заграждать уста; они развращают целые дома, уча, чему не должно, из постыдной корысти (то есть страсти к наживе). Христос Спаситель говорит: Аще же и Церковь преслушает брат твой, буди тебе якоже язычник и мытарь ( Мф.18:17 ). Если и Церкви не послушает брат твой (согрешивший), то да будет он тебе как язычник и мытарь 104 . Апостольское служение в Церкви Христовой продолжается непрерывно. Учреждение, в котором сохраняется преемство (то есть передача от одних лиц к другим) апостольского служения, называется церковной иерархией или священноначалием. Церковную иерархию составляют пастыри и учители Церкви, то есть епископы, пресвитеры и диаконы. Иерархия православной христианской Церкви ведет свое начало от Самого Иисуса Христа и от сошествия Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы и с тех пор она непрерывно продолжается через священное рукоположение в таинстве священства. Спаситель из множества верующих в Него Сам непосредственно избрал двенадцать апостолов, дав им власть учить людей, совершать таинства и управлять верующими. Когда число верующих увеличилось, апостолы, по воле Господа, рукоположили епископов и передали им свою благодать и свои права. Эти епископы в свою очередь через таинство священства передали благодать и права, полученные ими от апостолов, другим епископам, последние – еще другим, свои преемникам, и так до наших дней; так будет продолжаться до скончания века.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010