Соборность (кафоличность) Церкви Церковь ветхозаветная была ограничена пространством, временем и народом. Но Церковь Христова ничем не ограничена. Апосто­лам Господь сказал: «идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» ( Мк. 16, 15 ), «врата ада не одолеют ее» ( Мф. 16, 18 ), в ней «нет ни еллина, ни иудея, ни обрезания, ни нео­брезания, варвара, скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» ( Кол. 3, 11 ). «Соборность» – качество Церкви, означающее, что каждая поместная община обладает той же полнотой благо­датных даров, что и вся Церковь в целом, и каждый человек в любом месте и во всякое время, может получить в Церкви все необходимое для спасе­ния. Апостольство Церкви Будучи Сам посланным в мир Отцом, Господь послал на служение Своих учеников, назвав их апостолами, то есть посланниками. Церковь называется апостольской Символ веры, называя Церковь апостольской, учит твердо держаться Апос­тольских преданий и не принимать иных учений. В этом же смысле Церковь называется Православной, т. е верующей правильно. В Церкви сохраняются благодатные дары Духа Святого, которые Церковь в лице апостолов получила в день Пятидесятницы. Это преемство даров Святого Духа передается через Таинство Священства (рукоположение), поэтому вторая сторона апостольской Церкви – это не­прерывное преемство от апостолов богоучрежденной иерархии, кото­рая верна апостольскому Преданию в учении, в священнодействии и в основах церковного устройства. О богоустановленности иерархического служения свидетельствует ап. Павел: «(Христос) поставил одних Апос­толами, иных пастырями и учителями, к совер­шению святых, на дело служения» ( Еф. 4, 11–12 ). Непосредственными преемниками и продолжателями служения апо­столов являются епископы. О спасении души Свщ. Писание говорит, что спасение возможно только во Христе: «ибо нет другого имени под небом, данного чело­векам, которым надлежало бы нам спастись» ( Деян. 4, 12 ). Так как Иисус Христос Глава Церкви, и Спаситель тела, то чтобы спастись, не­обходимо быть членом Церкви, исполнять требования Священного Писания, правил Церкви и уставов.

http://azbyka.ru/kratchajshij-katihizis

Мы знаем, что в православии есть исповедание веры. Как пишет Иоанн Богослов, кто не исповедует Христа, пришедшего во плоти - да будет анафема. Есть исповедание веры. Вера – это не просто абстрактное понятие, что уверовал человек во Христа, и на этом всё. Между прочим, в Евангелии от Иоанна 2-я глава 24 стих есть такие слова: «Многие, видя чудеса Христа, которые Он творил в Иерусалиме, уверовали во имя Его. Но Христос не вверял Себя им». Мы видим, что одной веры недостаточно. Потом сказано о том, кому же Он себя вверил. Об этом сказано в Евангелии от Марка, 3-я глава 13 стих: «Позвал к Себе, кого Сам хотел». Далее перечисляются имена 12 апостолов. В числе этих апостолов есть апостол Андрей Первозванный, от которого Русская Православная Церковь имеет апостольскую преемственность. Мы можем показать апостольскую преемственность от апостола Андрея Первозванного до Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Святейший Патриарх 179-й от апостола Андрея Первозванного. Поэтому, Церковь – это не то, где «двое или трое соберутся во имя Моё, там и Я посреди них». Это вырванная из контекста фраза. В Евангелии от Матфея в 18-й главе говорится: «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них». Там речь идет о силе соборной молитвы. Там нет ни слова о том, что на этом основывается Церковь. О том, где и когда полагается основание Церкви, есть другие слова апостола Павла. 1-е послание Коринфянам, 3 глава 11 стих: «Ибо другого основания никто не может положить, кроме положенного, которое есть Иисус Христос». То есть, Христос и основатель, и основание Церкви. И никто не может положить другого основания. Что означают эти слова? Они означают, что для того, чтобы сказать, что мы тоже Церковь, например, тем же харизматам, которые говорят, что являются Церковью, для этого нужно, чтобы Христос снова родился, снова здесь пострадал на кресте, умер, воскрес, было излияние Святого Духа в День пятидесятницы.

http://radonezh.ru/2021/04/28/missiya-i-...

По какой еще причине Церковь называют Вселенской? – Она называется Вселенской еще и потому, что включает в себя все истины и все средства, необходимые для спасения каждой души человеческой на всем свете. Почему Церковь называют Апостольской? – Потому, что дух, учение и труды Апостолов Христа полностью сохранены в Церкви. Должна ли Церковь во всем подчиняться Апостолам? – Должна подчиняться во всем. Почему? – Потому, что Христос Сам избрал Апостолов и наделил их властью говорить и трудиться во имя Его. Напутствуя, Он сказал им: «Вы будете свидетельствовать, потому что вы от начала со Мною» ( Ин.15:27 ). Должны ли мы слушаться Апостолов, как мы слушаемся Иисуса Христа? – Должны, ибо Он сказал Апостолам: «Кто принимает вас, Меня принимает» ( Мф.10:40 ). Даже более того, Он пригрозил городам, которые не примут апостолов, грозными словами: «Истинно говорю вам: отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в день суда, нежели городу тому» ( Мф.10:15 ). Какую особую власть дал Господь Своим апостолам? – Власть связывать и разрешать от греха. «Что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» ( Мф.18:18 ). И было сказано еще по этому же поводу: «Кому простите грехи, тому простятся, на ком оставите, на том останутся» ( Ин.20:23 ). Что такое преемство апостольское? – Это сохранение законной иерархией Церкви учения Апостолов и принятие благодати даров Духа Святаго и передача их через непрерывную цепь церковной власти от Апостолов – к епископам, от епископов – к священникам и диаконам через рукоположение. Сохранила ли наша древняя Православная Церковь преемство апостольское? – Да, сохранила. Следует ли считать то, что мы рождены и взращены в лоне Православной Церкви, счастьем и великой честью? – Разумеется. Мы должны быть благодарны за это Богу и своим родителям. 2.1.10. Десятый член Символа Веры Как звучит десятый член Символа Веры? – Исповедую едино крещение во оставление грехов. Что такое крещение? – Это торжественное святое Таинство, через которое мы становимся законными членами Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Святые Апостолы, сначала двенадцать, а потом семьдесят ( Мф. Х ; Мк.3:14 ; Лк.9:10 и др.), явились первыми преемниками из рук Спасителя божественной благодати, уполномочивавшей их на пастырское служение, и этот залог благодати передали избранным ими другим достойным лицам, уже при них получившим современные названия: епископов, пресвитеров, дьяконов. В книге Деяний апостолов, в посланиях ап. Павла, в писаниях мужей апостольских, например Климента папы Римского, Игнатия Богоносца и др., а также в древних памятниках, например в Διδαχ τν δδεκα ποστλων, в постановлениях апостольских и др. мы не только встречаемся с наименованиями священных степеней, но и находим указание, что возведение в эти степени совершалось через рукоположение. «Рукоположивши же им – χειροτονσαντες δ ατοις («ученикам» в г. Листре, Иконии и Антиохии) пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом» и т. д., – читаем мы в кн. Деян. Апостолов об ап. Павле и его спутнике Варнаве (XIV, 23). «Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал», – пишет ап. Павел ученику своему Титу ( Тит.1:5 ), а ученику своему Тимофею, бывшему по преданию епископом Эфесской церкви, внушает: «Напоминаю, тебе возгревать дар Божий, который в тебе через мое рукоположение» ( 2Тим.1:6 ); «Не не ради о пребывающем в тебе даровании, которое тебе дано по пророчеству с возложением рук священства» ( 1Тим.4:14 ); «Рук ни на кого не возлагай поспешно» ( 1Тим.5:22 ). Отсюда самое посвящение в должности епископа, священника получило название «рукоположение» – χειροτονα. С того времени возложение рук епископа, в свою очередь ранее удостоившегося такого же руковозложения, на посвящаемого, являющееся одним из видимых знаков посвящения, реально, так сказать, объясняет нам непрерывную преемственность действующей в пастырском служении благодати. Эти на протяжении почти 2 тысяч лет протягивающиеся на главы посвящаемых епископские руки составляют как бы одну неразрывную, с замкнутым током цепь, начало которой – руки св.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

Тот же апостол писал критскому епископу Титу: « Для того я поставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал» (Тит 1,5). Эти цитаты являются прямым свидетельством концепции апостолов относительно института епископства, выдвинувшего его над всеми остальными видами харизматического служения в Древней Церкви, поскольку именно епископат был избран апостолами для ношения апостольского преемства в Церкви. Подтверждение этого находится в свидетельстве апостольского ученика, римского епископа Климента в его послании к Коринфянам, где, между прочим, ясно говорится о получении епископами преемства от апостолов.  Его аргументация основана на заключении о том, что Церковь живет любовью, как единое тело Христово, члены которого вверяют свою волю в руки Божии и повинуются друг другу. Поэтому «отставка добросовестных и верных епископов - это тяжких грех» (40-44 гл.), поскольку избранные Христом апостолы назначили первых епископов и передали им служение. При внимательном и беспристрастном прочтении становиться понятно, что Климент, подчеркивая значимость назначения епископов со стороны апостолов, подчеркивает и значимость института епископов как их преемников. Его учение об апостольской преемственности становится особенно понятным из следующей цитаты: «Чин священнослужителей в Церкви установлен Христом: епископы и диаконы поставлены апостолами. Апостолы были посланы проповедовать Евангелие нам от Господа Иисуса Христа, Иисус Христос от Бога. Христос был послан от Бога, а апостолы от Христа; то и другое было в порядке по воле Божией. Итак, принявши повеление, апостолы... пошли благовествовать наступающее Царствие Божие. Проповедуя по различным странам и городам, они первенцев из верующих, после духовного испытания поставляли в епископы и диаконы для будущих верующих. И это не новое установление; ибо много веков прежде писано было о епископах и диаконах. Так говорит пророчество: «поставлю епископов их в правде и диаконов в вере (Ис. 60:17)» (42 гл.).

http://bogoslov.ru/article/292159

1, 13). Неоднократно отмечается в Посланиях, что следует удаляться от учителей, учение которых не утверждается на проповеди апостолов: «О Тимофей! храни преданное тебе, отвращаясь негодного пустословия и прекословии лжеименного знания» (1 Тим. 6, 20), «Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся» (Тит. 3, 10). Эти слова ап. Павла фактически представляют собой практическое применение нормы, установленной Самим Господом: «…а если и Церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь». (Мф. 18, 17). «Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» (Гал. 1, 8). Но необходимо не только отвращаться от лжеучителей, но и полемизировать с ними с позиций апостольского учения: «…есть много и непокорных, пустословов и обманщиков, особенно из обрезанных, каковым должно заграждать уста…» (Тит. 1,10-11). Помимо учения, которое было предано Церкви апостолами, в Церкви должны сохраняться благодатные дары Духа Святого, которые Церковь в лице апостолов получила в день Пятидесятницы. Это преемство даров Святого Духа передается через священное рукоположение, поэтому вторая сторона апостольской Церкви — это непрерывное преемство от апостолов богоучрежденной иерархии, которая верна апостольскому Преданию в учении, в священнодействии и в основах церковного устройства. 4.8. Богоучрежденная церковная иерархия По мнению протестантов, иерархия есть не более чем церковное представительство, достаточно выбрать наиболее достойных людей и доверить им служение учительства, священнодействия и управления. Протестантское учение о церковной иерархии отличается от православного следующими основными положениями. 1. Согласно протестантскому учению, иерархия есть не Божественное учреждение, а человеческое и существует только для удобства. Иерархии может и не быть, при этом в Церкви ничего существенно не изменится, поскольку в случае нужды любой мирянин может совершить любое священнодействие или таинство. 2. Служители Церкви избираются и поставляются людьми.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=709...

3 . Служение управления. ...Обличай, запрещай, увещевай... ( 2Тим.4:2 ); ...увещевай и обличай со всякою властью, чтобы никто не пренебрегал тебя ( Тит.2:15 ). В протестантской литературе встречается мнение, что первоначально в древней Церкви между епископами и пресвитерами различия не было. Разделяли это мнение и некоторые западные отцы Церкви (например, блаж. Иероним Стридонский ) 1205 . На христианском Востоке такое мнение не разделялось никогда. Согласно восточным отцам, некоторая неясность в этом вопросе обусловлена отсутствием в ранней Церкви единой терминологии, в силу чего иерархические степени могли называться по-разному. Яркий пример – служение Тимофея. Термин «епископство» по отношению к его служению ап. Павел не употребляет, однако по своему существу его служение не отличалось от епископского. Во-первых, Тимофей, так же как и Тит, мог рукополагать пресвитеров; во-вторых, Тимофей имел право награждать и поощрять пресвитеров: Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь... ( 1Тим.5:17 ). В-третьих, он имел право разбирать обвинения, т. е. судить пресвитеров: Обвинение на пресвитера не иначе принимай, как при двух или трех свидетелях. Согрешающих обличай перед всеми, чтобы и прочие страх имели ( 1Тим.5:19–20 ). Следует отметить, что служение Тимофея было ограничено пределами одной Поместной Церкви. Ап. Павел говорит Тимофею: ...я просил тебя пребыть в Ефесе... ( 1Тим.1:3 ). Учитывая особую важность епископского служения, Церковь всегда тщательно следила за тем, чтобы сохранялась преемственность епископата, восходящая к апостолам. Уже во II в. одним из главных аргументов православных в споре с еретиками, в частности с гностиками, стал факт отсутствия у еретиков документального подтверждения преемства своих епископов от апостолов, в то время как православные факт преемства могли подтвердить. Сщмч. Ириней Лионский пишет: «Мы можем перечислить епископов, поставленных апостолами в Церквах, и преемников их даже до нас...» 1206 О том же самом говорит и Тертуллиан : «Пусть [еретики] покажут основания своих церквей, раскроют череду своих епископов, идущую от начала через преемство, и так, чтобы первый имел наставников и предшественников своих кого-либо из апостолов либо мужей апостольских (но такого, который пребывал с апостолами постоянно). Ибо апостольские Церкви таким именно образом доказывают свое положение. Например, Церковь Смирнская называет своим епископом Поликарпа, поставленного Иоанном, а Римская – называет таковым Климента, назначенного Петром. Таким же образом и прочие Церкви показывают, в каких мужах, поставленных апостолами во епископы, имеют они отростки семени апостольского» 1207 .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

«Благословляйте гонителей ваших; благословляйте, а не проклинайте» (Рим. 12: 14). «Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим. 12: 20-21). «Смотрите, чтобы кто кому не воздавал злом за зло; но всегда ищите добра и друг другу и всем» (1Фес. 5: 15). «Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте» (1Тим. 2: 1-2). Для нас принципиально важны слова Господа, Святых Апостолов, Святых Отцов. Святые Отцы определили Церковь как «Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь». Для нас единство Церкви, ее святость, ее соборность и апостольское преемство являются самым главным. Все, что разрушает единство, подвергает сомнению святость, размывает соборный разум и уничтожает преемство поколений - все это неприемлемо. Мы всегда обращаемся к первоисточникам. Я надеюсь, что у нас у всех хватит терпения и мудрости помочь современной молодежи расставить правильно акценты в нашей истории и государства, и русской Церкви. Ради этой великой цели мы готовы терпеть все эти упреки, обличения - лишь бы только был положительный результат. Мы убедились на опыте, что те учреждения, особенно образовательные, у которых есть общая Книга Памяти или Синодики - как они людей сближают и создают здоровую нравственную атмосферу. С надеждой жду конструктивных предложений. С уважением и братской любовью, Протоиерей Владимир Сорокин , настоятель Князь-Владимирского собора в Санкт-Петербурге, профессор Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть 151. Re: С надеждой жду конструктивных предложений Решился как-то этот вопрос? 150. Ответ на 147., М.Яблоков: Нужно обратиться к священноначалию. интересно, оно тоже посоветует молиться за Троцкого? За Троцкого можно, а за православных нельзя... (

http://ruskline.ru/news_rl/2018/11/05/s_...

Будучи Сам послан от Отца, Иисус Христос избирает и посылает апостолов, сначала только к иудеям 430 , а потом и в мир весь 431 . Это послание апостолов ставится как бы в связь с посланием Самого Иисуса Христа: и то и другое послание составляют одну как бы цепь. Как Отец послал Сына Своего, так и Сын посылает Своих учеников 432 . Принимающий апостолов принимает Христа, а принимающие Христа принимают Пославшего Его 433 . Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается; а отвергающийся Меня отвергается Пославшего Меня ( Лк.10:16 ). Апостол Павел так же получил непосредственное послание от Господа Иисуса Христа 434 , почему он и называет себя постоянно апостолом Иисуса Христа, призванным апостолом (κλητς πστολος) 435 , а не людьми поставленным 436 . Непосредственно Христом научен был апостол Павел 437 , и сам говорит, что ему была вверена проповедь 438 . Св. Ириней и Тертуллиан в конце II века говорили о церковной истине: quod ecclesiae ab apostolis, apostoli a Christo, Christus a Deo accepit. В Новом Завете мы имеем уже два последних звена той цепи, через посредство которой преемственно сохраняется и распространяется в мире богооткровенная истина. Первое звено пока не упоминается, потому что его и в действительности ещё не было. Но уж из апостольской истории и из посланий апостольских мы узнаём и о дальнейшем преемстве, преемстве епископата от апостолов. Наука церковной истории может привести много данных за апостольское происхождение епископства в христианской Церкви 439 , но нам важно узнать, мыслился ли епископ преемником апостолов в деле учения и сохранения истины, каким он выступает в изложенном нами учении св. Иринея. Об этом можно указать несколько свидетельств уже в раннейших посланиях апостола Павла. В Послании к Филиппийцам апостол пишет: Умоляю Еводию, умоляю Синтихию мыслить то же о Господе (τ ατ φρονεν ν Κυρ). Ей, прошу и тебя, искренний сотрудник (σζυγε γνσιε), помогай им (συλλαμβνου ατας), подвизавшимся в благовествовании вместе со мною и с Климентом и с прочими сотрудниками моими ( Флп.4:2–3 ) 440 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

Было же это в день субботний. Посему Иудеи говорили исцеленному: сегодня суббота; не должно тебе брать постели» ( Ин. 5:1–10 ). Из всех этих событий очевидно: попрекают, негодуют, осуждают Христа за Его дела в субботу. Адвентисты провозглашением необходимости почитания субботы и запретом в этот день на добрые дела подражают книжникам и фарисеям, впоследствии осудившим Христа и предавшим Его на распятие. Всеми своими делами в субботний день Христос говорит не словом, а деяниями, будучи Сам Словом. Он готовил народ к тому, что «не человек для субботы, а суббота для человека», потому что Он «Господин субботы» (ср.: Мк. 2:27–28 ), а кто в Нем – тот «новое творение». Христиане Нового Завета, подобно своему Господу, сознавали себя свободными от исполнения внешних заповедей субботы, поскольку подчиняли исполнению Божией воли не только один день в неделю, но и всю свою жизнь. Итак, «посему для народа Божия еще остается субботство. Ибо, кто вошел в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих. Итак, постараемся войти в покой оный, чтобы кто по тому же примеру не впал в непокорность» ( Евр. 4:9–11 ). Субботство есть покой во Христе, дающем нам Завет, подобный завету о субботе, который Бог заключил, выведя народ из рабства египетского. И этот Завет – Новый Завет в Евхаристии. Господь Иисус Христос выводит нас из рабства греху посредством Тела Своего, вознесенного на Крест. Победив на Кресте смерть, Он дает нам Новый Завет в Своей Крови. Суббота – в Евхаристии «И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» ( Мф. 26:27–28 ). Новый Завет – это не 27 книг, входящих в состав Библии. Новый Завет – это Тело и Кровь Христа, доступ и способ соединения с Ним по вере. У адвентистов тоже есть имитация «вечери Господней», но без апостольской преемственности и благодати; она творится лишь в воспоминание и превращается в поминки вместо того, чтобы быть радостью соединения со Христом. Адвентисты верят, что Кровь Господня очистила их тогда, 2000 лет назад, на Кресте, а сейчас хлеб и вино – это просто символы. У них это действительно символы. Таинства без благодати – всегда только символы. (О преемственности и о том, что у отпавших от единства с Церковью отсутствует благодать, говорилось в одной из прошлых бесед.)

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/adventiz...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010