Кроме этого, говорим, мы должны также удаляться и самих учителей, которые не утверждаются на учении апостолов. «Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся», – говорит апостол Павел. Из апостольской истории мы знаем, что некогда апостол Иоанн не захотел находиться даже в том доме, в который вошел еретик. Так мы должны поступать для того, чтобы не заразиться учением еретиков и не повредить чистоте православной веры. Поэтому будем твердо держаться учения и преданий апостольских, будем отвращаться от лжеучителей, помня слово апостола: «есть много и непокорных пустословов, и обманщиков, особенно из обрезанных, каковым должно заграждать уста; они развращают целые дома, уча, чему не должно из постыдной корысти». Сейчас мы говорили, что апостольство усвояется Церкви, между прочим, потому, что в ней сохраняется преемство даров Святого Духа от апостолов. Преемство это сохраняется именно в особенном, установленном Самим Богом церковном учреждении. Таким учреждением служит иерархия или священноначалие. Важность и значение иерархии в Церкви Христовой мы и рассмотрим здесь. Уже в видимой природе все устроено так, что одни силы подчиняются другим, и первые имеют меньшее значение, чем вторые. Равным образом и в обыкновенных обществах людских одни члены имеют преимущество перед другими, и эти последние находятся в подчинении у первых. Такой порядок подчинения низших высшим, слабых сильным, требуется общим благом всех. И этот же порядок Господь установил и в основанной Им Церкви на земле. Одних Он поставил для того, чтобы управлять в Церкви, священнодействовать и учить, другим же повелел подчиняться их управлению, принимать через них освящение и внимать их учению. «Он поставил одних апостолами, других пророками, иных евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания тела Христова», – так говорит об Иисусе Христе апостол Павел. Слова эти ясны. Из них видно, что апостолы, пророки и вообще священноначалие в Церкви установлены Самим Иисусом Христом, и что это священноначалие должно созидать Церковь , то есть управлять ею и вести всех членов ее к вечному спасению.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

Помимо учения, которое было предано Церкви апостолами, в Церкви должны сохраняться благодатные дары Духа Святого, которые Церковь в лице апостолов получила в день Пятидесятницы. Это преемство даров Святого Духа передается через священное рукоположение, поэтому вторая сторона апостольской Церкви — это непрерывное преемство от апостолов богоучрежденной иерархии, которая верна апостольскому Преданию в учении, в священнодействии и в основах церковного устройства. 4.8. Богоучрежденная церковная иерархия По мнению протестантов, иерархия есть не более чем церковное представительство, достаточно выбрать наиболее достойных людей и доверить им служение учительства, священнодействия и управления. Протестантское учение о церковной иерархии отличается от православного следующими основными положениями. 1. Согласно протестантскому учению, иерархия есть не Божественное учреждение, а человеческое и существует только для удобства. Иерархии может и не быть, при этом в Церкви ничего существенно не изменится, поскольку в случае нужды любой мирянин может совершить любое священнодействие или таинство. 2. Служители Церкви избираются и поставляются людьми. 3. Рукоположение, т. е. возведение человека на иерархическую степень, — это только видимый знак поставления на служение; в нем не сообщается никаких благодатных даров, которые отличали бы клирика от мирян. Эти положения протестантского учения о священстве, несомненно, находятся в противоречии с данными Божественного Откровения. Так, ап. Павел говорит, что иерархическое служение в Церкви установлено Самим Господом: " ...Он поставил одних Апостолами, ...иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения... " (Еф. 4, 11—12). Священство предполагает избранничество свыше: " Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас... " (Ин. 15, 16), и " И никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон " . (Евр. 5, 4) Какой бы высоконравственной жизни не был человек, какое бы ни имел образование, он не сможет стать хорошим священнослужителем, если не будет иметь соответствующего призвания свыше. Что касается третьего положения протестантов, то возражения против него будут рассмотрены несколько позднее.

http://sedmitza.ru/lib/text/443341/

При этом, посвящая избранных ими лиц на разные церковные посты, апостолы сознавали, что первопричиной как избрания, так и посвящения являются не они, а Господь: «Каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей тайн Божиих» ( 1Кор. 4:1 ). К ефесским пастырям апостол Павел говорил: «Внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровью Своею» ( Деян. 20:28 ). Уже с первого века христианства крепко утвердилась традиция, несомненно, установленная апостолами, что рукоположения совершают только епископы. При этом для посвящения в епископскую степень необходимо два или больше епископов, а для посвящения на низшие должности достаточно одного епископа. Вот выдержки из молитв, которые читаются при посвящении в священнство. «Божественная благодать, всегда врачующая немощных и восполняющая оскудевающих, возводит благоговейнейшего диакона… в пресвитера. Помолимся же о нем, чтобы сошла на него благодать Всесвятого Духа». В ответ на это хор протяжно поет «Господи, помилуй». И дальше епископ молится: «Боже великий в силе и неисследимый в разуме, дивный в совете более сынов человеческих, сам Господи и сего раба Твоего, которого благоволил возвести на пресвитерскую ступень священства, наполни даром Твоего Святого Духа, чтобы он достойно предстоял жертвеннику Твоему, благовествовал Евангелие Твое, священнодействовал слово Твоей истины, приносил Тебе дары и жертвы духовные, обновлял людей Твоих купелью нового рождения. Чтобы он, удостоившись встретить великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, Твоего Единородного Сына, в Его втором пришествии получил награду доброго домостроителя соответственно возложенному на него служению, по множеству благости Твоей…» С самых ранних времен в Православной Церкви очень строго следили за непрерывностью апостольской преемственности , то есть, чтобы каждый новый епископ получал свое посвящение от законных епископов, посвящение которых непрерывно восходило бы к апостолам. Из «Церковной истории» епископа Евсевия Кесарийского (начало 4-го столетия) знаем, что все поместные древнехристианские церкви хранили списки своих епископов, в их непрерывной преемственности. Это давало возможность отсеивать самозванцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Разделы портала «Азбука веры» Не прикасайтесь к помазанным Моим… ( Пс. 104:15 ) История религии знает следующий назидательный случай: в журнале “Eagle” в 1913 году был опубликован памфлет баптистского пастора Дж. Росса “Некоторые факты о самозваном пасторе Чарльзе Т. Расселе, основателе Общества Сторожевой Башни”. Рассел предъявил в суд иск за клевету, но в ходе разбирательства дела вынужден был признать, что его в пасторы никто и никогда не рукополагал. Казалось бы, Росс из зала суда вышел победителем, но ведь сам баптизм был образован Джоном Смитом в 1633 году, т.е. всего лишь на 237 лет раньше общества Чарльза Рассела (“Исследователи Библии”, 1870). Невольно возникает, по крайней мере, два вопроса: что такое законное рукоположение в Христианстве, а также: имеют ли баптистские пасторы апостольское преемство ? Обратимся к Библии. После сорокалетнего скитания по пустыне, вывел Моисей сынов Израилевых в землю обетованную. Но по воле Бога не дано было войти в неё Моисею. Умер пророк в земле Моавитской, оставив после себя преемника. Из Библии мы узнаём, что преемство благодати было установлено Самим Богом: “И сказал Господь Моисею: возьми себе Иисуса, сына Навина, человека, в котором есть Дух и возложи на него руку твою… и дай ему от славы твоей, чтобы слушало его всё общество сынов Израилевых” ( Числ. 27:18,29 ). Так и поступил пророк: “И Иисус, сын Навин, исполнился духа премудрости, потому что Моисей возложил на него руки свои, и повиновались ему сыны Израилевы и делали так, как повелел Господь Моисею” ( Втор. 34:9 ). Но как в Ветхозаветные времена Бог Сам избирал пророков Израилю, так воплотившийся Бог Иисус Христос даёт власть своим Апостолам: “…как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит: примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся” ( Ин. 20:21-23 ). Эту власть Господь дал двенадцати ученикам и, впоследствии, апостолу Павлу. Последний подвизался в Христовой Церкви и не создал другую, скажем, для язычников. Другое дело, что в Пятидесятницу Апостолы были крещены Святым Духом: «…но вы примете силу, когда сойдёт на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» ( Деян. 1:8 ). Эти же дары получили в тот день ещё около трёх тысяч человек, крестившись во имя Иисуса Христа. Но власть прощать или оставлять грехи, поставлять священство от имени Бога, дана только Апостолам.

http://azbyka.ru/kto-prinimaet-vid-apost...

«Священство, – отмечается в другом догматическом документе «Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной», – именуемое таинством, заповедано апостолам от Христа. Посвящение производилось чрез возложение рук их и до ныне производится по преемству епископов, наследовавших апостолам для раздаяния Божественных таин и попечения о человеческом спасении, как сказал апостол: «Итак, каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей таин Божиих ( 1Кор. 4, 1 ). Сия должность заключает в себе две принадлежности. Во первых, силу и власть разрешать грехи человеков, ибо о сем сказано: «Что вы свяжете на земле, то будет связано на небе ( Мф. 18, 18 ) . Во вторых, власть и силу учить: « Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа ( Мф. 28, 19 ) . Итак, Христос послал апостолов на проповедь , а апостолы, рукоположившие других, послали их на то же дело, как явствует из слов святого Луки: «Тогда возложили руки на их и они приняли Духа Святого ( Деян. 8, 17 . Также: «Когда они служили Господу(то есть, когда приносили бескровную жертву Богу) и постились Дух Святой сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому я призвал их. Тогда они совершили пост и молитву, и, возложив на них руки, отпустили их ( Деян. 13, 2, 3 ) . И Павел говорит: «Рук ни на кого не возлагай поспешно ( 1Тим.5:22 ) . По сему рукоположению и преемству, никогда не прерывающемуся, те только имеют власть наставлять, в спасительном учении, кои посланы на сие дело, а которые не посланы и не избраны на сие, те ни под каким видом не должны приступать к нему, по словам апостола Павла: «И как проповедовать, если не будут посланы? ( Рим.10:15 )» 34 . Происходит это так. Епископ возлагает руку на главу рукополагаемого, причем при епископской хиротонии это происходит более торжественно: первенствующий архиерей возлагает «десницу» на рукополагаемого, а другие архиереи правые руки возлагают на его голову, а левыми поддерживают лежащее на его голове евангелие. Затем епископ возвещает об избрании, назначении и определении к рукоположению в степень, приглашает всю церковь помолиться, чтобы совершилось таинство, и возглашает:

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Bashk...

Третье условие принадлежности к Церкви, разрывая которое человек отпадает от Церкви – Таинства. Таинств, которые Господь Иисус Христос установил в Церкви, как доступ к соединению с Ним, семь. Крещеные, но отпавшие в заблуждения, отвергая апостольскую преемственность и чистоту исповедания, оказываются вне Таинств Церкви, а значит вне действия благодати, приобщающей христианина к вечной жизни со Христом и во Христе. Именно в таинствах происходит это воссоединение. «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» ( Ин. 6, 53–56 ). В этом смысле вопрос принадлежности к Церкви – вопрос не праздный, ибо он касается самого главного в жизни человека на земле – спасения. Итак, признаки Церкви Христовой на земле: 1 . Неискаженность оросов и канонических определений Соборов Святой Церкви. 2 . Апостольская преемственность, через которую передается благодать Святого Духа, дающая возможность правильного восприятия Истины. 3 . Таинства Церкви, как единственный способ соединения с Богом, установленные в Церкви Самим Христом. Таким образом, изложив выше, кого можно считать отпавшими, перейдем к описанию практической части и рассмотрим главный вопрос: как организовать центр помощи людям, отпавшим от православия и каковы особенности методик реабилитации? 1.1. Организация и методика реабилитации «Пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов» ( Иак. 5, 20 ) Что представляют собой любые организационные и методические процессы и проекты внутренней церковной жизни? Существуют попытки «помочь» людям выйти из сект прибегая к нецерковным методикам, но если мы говорим о церковной реабилитации и церковном служении, то все организационные и методические направления, должны быть сопряжены с главной христианской заповедью и святоотеческим принципом – любовь к Богу и ближнему. Любая организация и методика, не соответствующая этому принципу, антицерковна, тем более, когда мы говорим о реабилитации отпавших от Православия.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/organiza...

Федор Студит писал об иконоборцах следующее: «Нет ни одной ереси, из зарождавшихся в Церкви, хуже этой иконоборческой ереси. Она отвергает Христа, ударяет Его в лицо». О священстве Следующим ключевым пунктом баптистского вероучения является пункт об отсутствии преемственности в священнослужении. Баптистами принимается принцип, как выше уже было сказано, «всеобщего священства», исходя из слов Откровения: «...соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему» ( Откр. 1:6 ); «И соделал нас царями и священниками Богу нашему; и мы будем царствовать на земле» ( Откр. 5:10 ); «Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ним смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет» ( Откр. 20:6 ). Опираясь на эти стихи, баптисты утверждают принцип всеобщего священства. Объемлет ли такое толкование весь смысл апостольских слов? Рассмотрим это. Начиная с ветхозаветных времен, род священников и левитов в еврейском народе утвержден и освящен был Самим Богом ( Исх. 28:1, 43 ; Лев. 8:6, 12 ; Втор. 34:9 и т.д.). В Новом Завете такая преемственность осуществляется через возложение рук. Смотрите, чего бы, казалось, не доставало Савлу, обращенному в пустыне Самим Богом; не это ли высшее благословение, что гонитель не только обратился, прозрел духовно, но и встал под знамена Христа? Но нет. Этого оказалось мало. Господь посылает ему, как уже избранному Своему сосуду ( Деян. 9:15 ), навстречу Ананию из Дамаска, чтобы последний возложил руки на обращенного Савла ( Деян. 9:17 ). Значение преемственности через возложение рук в книге Деяний развивается и далее: «Рукоположив же им пресвитеров в каждой Церкви, они помолились с постом и предали их Господу...» ( Деян. 14:23 ). Когда еще Сам Спаситель ходил по земле и исцелял прокаженных, недугующих, расслабленных, то и тогда даже, обличая лицемерие и порок в священнослужителях, но исполняя Закон Отца Своего, этих же, Им исцеленных, людей отсылал показаться священникам: «Пойдите, покажитесь священникам» ( Лк. 17:14 ). «Вы – соль земли... Если соль потеряет силу...» ( Лк. 14:34 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sektoved...

«Апостол – значит “посланный”, т.е. он имеет посланничество от самого Христа» 74 . Это верно. Христос во время своей жизни избрал апостолов, они везде и во всем следовали за Ним. Так, например, апостолы приняли от Спасителя власть прощать и отпускать грехи. «Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» ( Ин.20:21–23 ). Есть возражение, что якобы Христос говорит здесь, что люди все должны прощать друг другу грехи. Да, это так, но здесь Спаситель говорит эти слова не всем, а именно апостолам. Посылает апостолов проповедовать Евангелие, учить и крестить людей:«Итак, идите, научите, все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа. Уча их соблюдать все, что Я повелел вам» ( Мф.28:19–20 ). Что же повелел им Христос? Рукополагать учеников и передавать им дар и благодать священства:«...напоминаю тебе, – пишет апостол Павел в послании к своему восприемнику, – возгревать дар Божий, который в тебе через мое рукоположение» ( 2Тим.1:6 ). Итак, как Господа и Спасителя Иисуса Христа послал на землю Бог Отец, «нас ради человек и нашего ради спасения», так и Христос, избрав апостолов, посылает их благовествовать в мир, наделяя их всеми дарами, в том числе и благодатью священства, которое передавалось через возложение рук в апостольское время – апостолами, а впоследствии – епископами. Русская Православная Церковь может проследить свою преемственность от апостола Андрея до Святейшего Патриарха Кирилла. «Апостол – значит “посланный”…» – утверждает автор пособия. Но кто избрал и послал организацию «Новое поколение»? Где апостольское преемство? Ответа не будет – по причине неимения законного преемства, а значит, нет благодати Божьей, и все дары: апостольство, пасторство, учительство – являются без благодатными, самочинными, и принесут плоды не от Христовой Лозы собранные. 6. Истинное и ложное учительство Исследуя методическое пособие «Дары Духа Святого», прочитав и проанализировав следующее – под названием «Ученичество», надлежит отметить, что оно по своему характеру изобилует также: агрессией духа, противоречивостью, неким беспорядком мыслей автора. Автор пособия то ли умышленно, то ли от недостатка знания Св. Писания, а скорее, по причине выпадения из Церкви и самочинного толкования Библии, совершенно не видит следующее: Духу Святому не присуща агрессия, наоборот, как сказано: пошлю вам Духа Утешителя, который наставит вас на всякую истину ( Ин.14:26; 15, 26 ). О Боге же говорится, что Он «не есть Бог неустройства, но мира» ( 1Кор.14:33 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/harizmat...

Апостолы рукополагали, а не просто назначали пресвитеров к каждой церкви ( Деян. 14:23; 6:6 ). Особый дар передаётся «с возложением рук священства» ( 1Тим. 4:14 ). «Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал» ( Тит. 1:5 ), – увещает Павел Тита. Следовательно, рукополагали не только апостолы, но и те, кого они посвятили на епископское служение. В отличие от всеобщего священства верующих ( 1Пет. 2:9–10 ), этот сугубый дар священства даётся не всем, а только тем, кого Господь призвал быть пастырем. Этим обусловлено разделение церкви на священников и мирян. Дар священства сообщается только в церкви в преемственной цепочке рукоположения на всём протяжении истории церкви – апостольское преемство. Кто называет себя священником или епископом, не будучи рукоположен другим епископом, имеющим апостольское преемство рукоположения, есть самозванцы. Об этом пишет во II веке Ириней Лионский : «Истинное познание есть учение Апостолов, и изначальное устройство Церкви во всем мире, и признак Тела Христова, состоящий в преемстве епископов, которым те (Апостолы) передали сущую повсюду Церковь » кн. IV, гл. 33, п. 8]. Грехи прощает не священник, а Бог, потому что человек грешит перед Богом и становится виноват перед Ним, а не перед священником». Грехи отпускает Бог через священника. Бог дал служение Святого Духа крестить, возлагать руки, а также прощать и оставлять грехи – апостолам и их преемникам: «Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» ( Ин. 20:23 ), – то есть епископам и пресвитерам, имеющим преемство рукоположения от апостолов. Эта фраза Иисуса Христа потеряла бы смысл, если бы верующий сам себя прощал или сам на себе оставлял грехи. Фирмиллиан, епископ Кесарии Каппадокийской (233 г.): «Власть отпускать грехи дарована апостолам и церквам, которые основали они, будучи посланы от Христа, и епископам, которые наследовали им по преемству»; Афанасий Великий (IV в.): «Как человек крещаемый от человека, т.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/harizmat...

В виду этого ап. Иоанн пишет свое второе послание «избранной госпоже и детям ее» и в первом послании, обращаясь к «отцам», обращается в особенности к «юношам и детям» ( 1Ин.2:18–27 ; 2Ин.1:1 ). Особенно метко обличение апостольское поражает женщин легкого поведения и образа мыслей, «всегда учащихся и никогда не могущих дойти до познания истины», «обольщаемых лжеучителями, вкрадывающимися в домы», берущихся за пропаганду модного разврата 21 . Самое название лжеучителей «мечтателями», а их учения «баснями» и притом «бабьими» 22 указывает прихотной женский вкус, на который рассчитывали проповедники модного учения. Популярность, которую приобрело себе между малоазийскими христианами новое лжеучение, естественно возбуждала проповедников его к упорному неповиновению апостольской и церковной власти, какое некогда оказал Корей, в отношение к Моисею и Аарону ( Иуд.1:11 ). Лжеучители называют себя пророками и апостолами, бесцеремонно извращают богодухновенное и пророческое учение и оказывают через своих приверженцев открытое сопротивление апостолам, «понося их злыми словами и изгоняя верных чад из церкви» 23 . Отсюда апостолы вынуждены были прилагать особую заботу об устройстве церковного порядка по всему округу малоазийских церквей личными распоряжениями и через доверенных лиц, и на искажавших истинное апостольское учение налагать то строгое прещение, которое мы и находим в конце Апокалипсиса 24 . Преемственно продолжая начавшееся в первое время апостольской церкви отступление от истины Христова учения, малоазийское лжепророчество в свою очередь прошло два периода, которые разделяются мученическою кончиною трех первоверховных апостолов Иакова, Петра и Павла и разрушением Иерусалима. Возбужденная первоначально соединенными силами всех главных апостолов реакция против лжепророков в среде верующих была довершена, по кончине Иакова, Петра и Павла, силою одного «столпа» церкви – Иоанна. Уже ап. Иаков внушал верующим в заключение своего послания особую заботу об исправления уклоняющихся от истинного пути: «если кто из вас уклонится от истины и обратит кто его, – пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов» ( Иак.5:19–20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010