Св. Андрей считает, что «древо жизни знаменует Христа, разумеваемого в Духе и о Духе Святом: ибо в Нем Дух, и Он покланяем в Духе и есть податель Духа. Чрез Него же и двенадцать плодов Апостольского лика, даруют нам неоскудеваюший плод Богоразумия. Листья древа жизни, то есть Христа, означают тончайшие и превысшие и пресветлые разумения Божественных судеб, а плоды его – совершеннейшее знание, открываемое в будущем веке. Эти листья будут в исцеление, то есть очищение неведения народов, низших других в совершении добродетелей. Потому что „ина слава солнцу, и ина слава лун, и ина слава звздамъ“ ( 1Кор. 15:41 ), и „въ дому Отца (…) обители многи суть“ ( Ин.14:2 ), для того, чтобы по характеру дел одного удостоить меньшей, а другого – большей светлости» (гл. 68). Откр. 22:3–4. И всяка анаема не будетъ ктому: и престолъ Бoжiй и Агнечь будетъ въ немъ, и раби Его послужатъ Ему, и узрятъ лице Его, и имя Его на челхъ ихъ. И ничего уже не будет проклятого; но престол Бога и Агнца будет в нем, и рабы Его будут служить Ему. И узрят лице Его, и имя Его будет на челах их. Всякое проклятие навсегда будет снято с обитателей этого небесного града. Сподобившиеся стать обитателями этого города узрят Бога лицом к лицу, «не в гаданиях, но, как свидетельствует великий Дионисий, в том самом виде, в коем был зрим святыми Апостолами на горе Святой. Вместо золотой дщицы, которую носил древний первосвященник ( Исх. 28:36–37 ), будут иметь начертание имени Божиего, и не на челах только, но и в сердцах, то есть твердую, непреложную и дерзновенную любовь к Нему. Ибо начертание на челе означает украшение дерзновения» (св. Андрей, гл.68). Откр. 22:5. И нощи не будетъ тамо, и не потребуютъ свта от свтилника, ни свта солнечнаго, яко Господь Богъ просвщаетъ я: и воцарятся во вки вковъ. И ночи не будет там, и не будут иметь нужды ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их; и будут царствовать во веки веков. Всеми этими чертами указывается на непрерывное и самое полное общение членов небесной Церкви с своим Владыкою, соединенное даже с лицезрением Его. Это и будет для них источником неиссякаемого блаженства (ср.: Иез.47:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Святые семена, святая прививка. Они должны прорасти и «возрастать» в нас, по апостолу ( 2Пет.3:18 ) (ап. Петр), и принести плод. Какой? « Плод ваш есть святость , а конец – жизнь вечная» ( Рим.6:22 ), – « святость , без которой никто не увидит Господа» ( Евр.12:14 ) (ап. Павел), – «чтобы вы были совершенны во всей полноте , без всякого недостатка» ( Иак.1:4 ) (ап. Иаков); «по примеру призвавшего нас Святого, и сами будьте святы во всех поступках, ибо написано: будьте святы, потому что Я свят» (ап. Петр); « будьте совершенны , как совершен Отец ваш небесный» ( Мф.5:48 ) (слова Господа в Евангелии). Святость есть назначение личности. Святость есть назначение Церкви. Церковь есть свята не отчасти и не тем только, что «освящается таинствами», в которых действует благодать Божия. Святость сама есть дело Церкви, суть Церкви, Которая создана Господом и организована в себе – «к совершению святых» . Кто же осмелится заменить это призвание Церкви каким нибудь другим, как это часто слышится в наше время? Кто вправе земную, хотя бы и самую возвышенную, но побочную цель поставить на первый план, отодвинув эту прямую цель, простую и ясную, к которой должны быть устремлены, в виду ее величия и ее трудности, все усилия христианина и его матери-Церкви? И не является ли сам по себе этот принцип – служение единой цели святости – пробным камнем для определения подлинности Христовой Церкви среди обществ христианских? 37 Благодать Святого Духа и ее действия в Церкви Церковь – обладательница величайших духовных сил. О них в терминах Слова Божия говорится: «преизбыточествующая сила» ( Еф.1:19 ), «божественная сила» ( 2Пет.1:3 ), дающая «все потребное для жизни и благочестия» ( 2Пет.1:3 ); но чаще всего – словом, рассыпанным по всем апостольским писаниям: «благодать»: «обилие», «изобилие благодати», «преизобилующая благодать», «благодать воцарилась», «престол благодати» (см. особенно Рим.5:2–21 ). Этим обилием насыщена Церковь . Это дары Святого Духа. «Святому Духу всякая всеспасительная вина: аще кому Сей по достоянию дхнет, скоро вземлет от земных (желаний), – восперяет, возращает, устрояет горе» (воскр. антиф. утр.).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Сегодня мы читали о святом Апостоле, первомученике архидиаконе Стефане. «Исполненный веры и силы», он «совершал великие чудеса и знамения в народе». Некоторые вступили с ним в спор. Но поскольку «не могли противостоять мудрости и Духу, Которым он говорил», прибегали к клевете. И вот Стефан перед судом первосвященника. Его обвиняют, что он будто бы «говорил хульные слова на Моисея и на Бога», «на святое место сие и на закон», что будто бы «Иисус Назорей разрушит место сие и переменит обычаи», заповеданные Моисеем. Первосвященник спрашивает: «Так ли это?» – Но Стефан, вместо того чтобы оправдываться, неожиданно начинает говорить о призвании Богом Авраама, о судьбе его потомков, о переселении в Египет; о том, как Бог через Моисея вывел народ из рабства, дал закон, научил богослужению; как, наконец, народ вошел в землю обетованную. Он говорит о царе Давиде и доходит до Соломона… Для Стефана как будто бы нет ни суда, ни смертной опасности, и он не защищается, а просто продолжает, как и прежде, возвещать истину. А истина для него в том, что Священное Писание – это не просто законы и обычаи, не просто факты минувшей истории; для него Священное Писание – живые дела Живого Бога, Которому он служит; для него эти события – самое реальное, самое убедительное, что только может быть. Он и сам с благоговением их созерцает, и других зовет созерцать вместе с ним. У него одна цель: слава Живого Бога, и он очень остро чувствует, когда появляется опасность умаления ее. Вот он доходит до построения храма: «Соломон же построил Ему дом». Здесь – высшая точка Божией заботы о Своем народе: Бог освятил место, где положил принимать жертвы и посылать благословения. Здесь и величайшее торжество, но здесь-то и величайшая опасность: замкнуть Бога в четырех стенах, окончательно присвоить Его, забыв, что Бог – не только Бог иудеев, но и всех народов мира, и что Он не только щедро дает, но и строго спрашивает. Здесь кроится камень преткновения, и Стефан сразу перестает говорить о промысле Божием и начинает говорить о Самом Боге: да, «Соломон построил Ему дом. Но Всевышний в нерукотворных храмах живет, как говорит пророк: «Небо престол Мой, а земля – подножие ног Моих. Какой дом созиждите Мне, говорит Господь, или какое место для покоя Моего? Не Моя ли рука сотворила все сие?» ( Ис. 66:1–2 ). А поскольку перед ним как раз люди, которые преткнулись об этот камень, то Стефан бесстрашно обличает их, как будто он не подсудимый, а судья: «Жестоковыйные! Люди с необрезанным сердцем и ушами! Вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы. Кого из пророков не гнали отцы ваши? Они убили предвозвестивших пришествия Праведника, Которого предателями и убийцами сделались вы. Вы, которые приняли закон при служении Ангелов и не сохранили».

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Скачать epub pdf Память святого Анастасия Синаита, патриарха Антиохийского Память 20 апреля На тридцать пятом году царствования императора Юстиниана Великого 2664 , после кончины антиохийского патриарха Домна Младшего 2665 , на патриарший престол вступил Анастасий по прозванию Синаит, потому что он был взят на святительскую кафедру с Синайской горы. В это время в Церкви начинались смуты, по поводу неблагочестивого мудрствование некоторых лиц относительно Божественной Христовой плоти, именно, – что будто бы во время пребывания Спасителя среди людей, до вольных страданий Его плоть не испытывала страданий, не подчинялась природным потребностям, и будто бы Господь наш Иисус Христос принимал пищу и питье прежде Своих страданий и воскресение таким же образом, как он вкушал, являясь Своим Апостолам после воскресения 2666 . Сие нечестивое мудрствование зародилось в Константинополе. Подробно об этом написано в житии святого Евтихия , патриарха константинопольского 2667 . К этому еретическому мудрствованию сначала присоединился и соблазненный еретиками император Юстиниан (но потом он оставил эту ересь), который и хотел возвести это еретическое учение в догмат веры. Вследствие этого произошло в Церкви большое смятение, так что был низложен с патриаршего престола и святой патриарх Евтихий, воспротивившийся ереси. Все колебавшиеся, по незнанию, – принять это учение, или нет, ждали совета и указание от патриарха антиохийского Анастасия Синаита , так как святой Анастасий был муж весьма сведущий в божественном Писании, стойкий в исповедании православной веры и святой по жизни. Еретики приложили все усилия, чтобы склонить святого Анастасия на свою сторону, в надежде, что если он склонится к их учению, то все православные последуют его примеру. С этою целью они обращались за помощью к царю, но впрочем успеха не имели, так как святой Анастасий письменно обличил царя в его заблуждении. Он посылал также свои пастырские послания и во все Сирийские области к духовенству и мирянам, поучая всех оберегаться от означенной ереси. Кроме того в Антиохии он ежедневно поучал в церкви, повторяя это Апостольское наставление: «Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» ( Гал. 1:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Слабые и мнимые чувства куют себе серебряные трубы из громких и пышных слов, дабы показать себя более сильными и правдивыми, чем они суть. Конечно, Филипп и Нафанаил и прежде беседовали друг с другом об Обетованном, о Прореченном, о Долгожданном. Это была обычная тема разговора всех истинных израильтян, всех чистых и жаждущих душ. Мы нашли Того, - говорит Филипп. То есть: " Он не явился подобно молнии, сотрясающей тучи и устрашающей землю; Он не упал на землю внезапно, как метеор; и не взошел на царский престол в Иерусалиме, куда были обращены взоры близоруких фарисеев, неразумных книжников и прочих, ожидающих Мессию. Он рос и жил здесь, в Галилее, среди нас, вот уже тридцать лет, и мы не познали Его; рос, как благородная виноградная лоза среди диких лоз, и Его трудно было узнать, пока Он не созрел и не начал приносить плоды. Он был еще подобен сокровищу, закопанному в землю; земля раскрылась - и заблистало сокровище. Он не выставлял Себя и не навязывал Себя: мы сами увидели Его и познали. Как агнец, Он кроток, как солнце, прозорлив, как весна, любезен, как Бог, силен. Он из Назарета, сын Иосифов " . Кто может знать в полноте, как Филипп описывал Христа Нафанаилу? Кто может воспроизвести весь их разговор? Евангелист сообщает вкратце только самое главное. И все, что Нафанаил слышал от Филиппа, могло его только обрадовать. Но одно смутило его и сделало маловерным, а именно: как же это Мессия появился из Назарета? Филипп называет Иисуса сыном Иосифовым, может быть, потому, что и сам еще не ведает о превеликой тайне зачатия Богоматери от Духа Святаго; а может быть, и просто для того, чтобы сделать свою речь наиболее краткой и понятной человеку, коего еще только надлежало постепенно ввести в тайну Боговоплощения. Может быть, Филипп здесь уже поступает по-миссионерски, по методу апостольскому, позднее описанному апостолом Павлом: для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых (1Кор.9:22). Нафанаил был еще немощным, несведущим, непосвященным, и апостол обращается с ним как с немощным.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1132...

Слово Его Блаженства Феофила III, Патриарха Святого града Иерусалима и всея Палестины, в день интронизации 22 ноября 2005 года (версия для печати)/Православие.Ru Слово Его Блаженства Феофила III, Патриарха Святого града Иерусалима и всея Палестины, в день интронизации 22 ноября 2005 года Православие.Ru , 25 ноября 2005 г. Мы вошли в огонь и в воду, и Ты вывел нас на свободу. (Пс. 65.12) Ныне Мы воздаем благодарение Всесвятой Троице, Которая истинно вывела Апостольскую Церковь Иерусалимскую из великого кризиса, потрясшего все Тело Православной Церкви. Мы воздаем славу и благодарение Всесвятой Троице и за возведение Нашей Мерности на престол славного и святого апостола Иакова, брата Божия и первоиерарха Иерусалимского, что соделывает Нас как его преемником, так и пастырем и хранителем Святой Церкви Христовой, равно как и настоятелем честного Братства Гроба Господня, труды и борьба которого « не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной » (Еф. 6. 12). Церковь Иерусалимская утверждена Распятием на месте мученичества там, где пролилась кровь Воплощенного Слова Божия, Спасителя нашего Иисуса Христа. И она продолжает священную миссию, имея пред своим взором опустевший Гроб Господень, от которого воссиял новый свет Воскресения Христова, обновивший вселенную. Мы свидетельствуем об этом скорбно-радостном событии Распятия и Воскресения, когда в страхе Божием принимаем на себя ответственность, возложенную на нас единодушным решением и голосованием досточтимых членов Святого и Священного Синода. Мы в полной мере осознаем, что призваны ответить на их священный и высокий призыв в духе смирения, братолюбия и молитвы, дабы оправдать чаяния избранного и царственного народа Божия - православных христиан, живущих здесь и рассеянных по миру, а также государственных властей, при правлении которых мы живем, в особенности же Хашимитского Королевства Иордании, по конституции являющегося хранителем закона Греко-православного Иерусалимского Патриархата.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Слово Его Блаженства Феофила III, Патриарха Святого града Иерусалима и всея Палестины, в день интронизации 22 ноября 2005 года Мы вошли в огонь и в воду, и Ты вывел нас на свободу. (Пс. 65.12) Ныне Мы воздаем благодарение Всесвятой Троице, Которая истинно вывела Апостольскую Церковь Иерусалимскую из великого кризиса, потрясшего все Тело Православной Церкви. Мы воздаем славу и благодарение Всесвятой Троице и за возведение Нашей Мерности на престол славного и святого апостола Иакова, брата Божия и первоиерарха Иерусалимского, что соделывает Нас как его преемником, так и пастырем и хранителем Святой Церкви Христовой, равно как и настоятелем честного Братства Гроба Господня, труды и борьба которого « не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной » (Еф. 6. 12). Церковь Иерусалимская утверждена Распятием на месте мученичества там, где пролилась кровь Воплощенного Слова Божия, Спасителя нашего Иисуса Христа. И она продолжает священную миссию, имея пред своим взором опустевший Гроб Господень, от которого воссиял новый свет Воскресения Христова, обновивший вселенную. Мы свидетельствуем об этом скорбно-радостном событии Распятия и Воскресения, когда в страхе Божием принимаем на себя ответственность, возложенную на нас единодушным решением и голосованием досточтимых членов Святого и Священного Синода. Мы в полной мере осознаем, что призваны ответить на их священный и высокий призыв в духе смирения, братолюбия и молитвы, дабы оправдать чаяния избранного и царственного народа Божия - православных христиан, живущих здесь и рассеянных по миру, а также государственных властей, при правлении которых мы живем, в особенности же Хашимитского Королевства Иордании, по конституции являющегося хранителем закона Греко-православного Иерусалимского Патриархата. Мы убеждены, что только будучи вдохновленными разумом богоносных Отцев Церкви и под водительством Духа Святого, Духа Христова мы сможем провести корабль нашей Церкви в житейском море между многоразличных и зачастую нежданных рифов коррупции и обмана к тихому берегу спасительного покаяния. Мы говорим так не только потому, что всецело осознаем бремя подобного высокого служения, возложенного на Нас милостью Великого Бога и Спасителя, но и потому, что трепещем, помышляя о Нем и о грядущем отчете у Его Престола в день Страшного суда.

http://pravoslavie.ru/41106.html

(Слово, произнесенное в Исаакиевском соборе за служением Владимира, митрополита Петроградского и Ладожского, и членов Святейшего Синода). «Как отец милует сынов, так милует Господь боящихся Его» ( Пс.102:13 ). «Милость и истина охраняют царя, и милостью он поддерживает престол свой» ( Прит.20:28 ). День 17 октября является особенно знаменательным в истории царственной России. Это, во-первых, день, когда 25 лет тому назад, перед глазами всего мира, совершилось великое чудо милости Божьей, спасшей Августейшую Семью Царствующего Дома от явной, неминуемой гибели. Во-вторых, – это день, когда великодержавный Хозяин земли Русской, в своих Царственных заботах о процветании врученного ему Богом государства, явил Царскую милость людям Своим, призвав лучших сынов и представителей народа, – мужей совета, разума и нравственной крепости, – к участию в законодательном строительстве русской государственной жизни. Совпадение воспоминаний об этих событиях, знаменующих собой Божью и Царскую милости и разделенных сравнительно большим промежутком времени, не является только случайным и внешним. Между ними усматривается более глубокая, живая и внутренняя связь, особенно если мы в основу своего взгляда на них положим те начала христианского жизнепонимания, которые намечаются святым апостолом Павлом в сегодняшнем апостольском чтении (XIX нед. четверг). Здесь апостол, предостерегая Филиппийцев от «псов... злых делателей» и «обрезания» ( Флп.3:2 ), говорит об условиях нашего спасения и залог его видит не во внешних преимуществах, не в происхождении от Авраама и, вообще, не в той или другой генеалогии, не в том или другом общественном положении или устройстве: все это, пишет апостол, я «почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа» ( Флп.3:8 ). Вот на какую высокую точку зрения поднимает апостол человеческую мысль! Вот какую, истинно христианскую основу для расценки всех событий и явлений человеческой жизни дает он! Вот что должно быть венцом исторической деятельности царств и народов!

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Mirtov/na...

" Стена города имеет двенадцать оснований, и на них имена двенадцати Апостолов Агнца " . Понимаете теперь, почему мы именуем Церковь Христову - Град великого Царя - Апостольской? " Основания стены города украшены всякими драгоценными камнями " . Далее святой Иоанн перечисляет наименования этих камней, на каждом из которых начертано имя одного из двенадцати Апостолов. Среди камней - яспис, сапфир, топаз, гиацинт, аметист... Смогли бы вы поразмышлять, на каком камне имя какого Апостола начертано? В толковании Апокалипсиса святым мужем древности Андреем Кесарийским есть об этом упоминание. Любознательнейшие из наших читателей найдут эту замечательную книгу. А что можно узнать об упомянутом святым Иоанном древе жизни? " И показал (Ангел) мне чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца. Среди улицы его (града), и по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева - для исцеления народов. И ничего уже не будет проклятого; но престол Бога и Агнца будет в нем (во граде), и рабы Его будут служить Ему. И узрят лице Его, и имя Его будет на челах их " . Если кто из нас возжелал прикоснуться к чудному древу жизни, на земле должен с любовью почитать и носить на себе малое подобие этого древа - нательный крестик. И не только носить его, но и иметь в сердце своем крест Господень, который дает нам силу побеждать грехи и сокрушать все козни лукавого. Осмелимся же задать тайнозрителю Иоанну еще одно вопрошение: дозволено ли будет рабам Божиим вкусить от этой светлой, словно кристалл, реки? " Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром " . Вот такова милость и любовь нашего Владыки! Ибо нам с вами, чадам Его непорочной Невесты, Церкви Христовой, сказано это. И каждый из читателей да употребит все усилия веры, чтобы еще здесь на земле напитать свою бессмертную душу водой живой - благодатью Святого Духа. Слышите! Христос подает ее даром - всякому, кто верует в Него и творит дела правды: приняв святое крещение, кается, молится, причащается и в простоте сердца любит тех, кого любит Бог - людей, созданных по Его образу и подобию.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2165...

Стефан говорил о том, что хотя Соломон построил Богу прекрасный храм, но Всевышний не в рукотворных храмах живет, как говорит пророк: Небо престол Мой, и земля подножие ног Моих. Иудеи считали и отстаивали свое мнение в том, что храм Иерусалима есть необходимое и единственное место, где Бог пребывает во всей полноте, а потому именно здесь следует наиболее рьяно молиться и почитать Создателя. Естественно, такое понятие было неверным. Мы ведь знаем, братья и сестры, что Господь — везде, в каждом доме, в каждой душе, в каждом сердце христанском! Когда одного маленького мальчика спросили: «Где есть Бог, и какой Он?», ребенок, не задумываясь, ответил: «Бог — везде! Он — такой большой, что обнимает весь мир, и такой маленький, что вмещается в моем сердце!» Вот и архидиакон Стефан воспринимал Бога именно так — во всей Его Вездесущности. Вначале речь Стефана перед иудейскими старейшинами была спокойна, но затем тон ее резко изменился. Преисполненный Духа Святого, он стал грозным и беспощадным обличителем. Стефан говорил: Жестоковыйные! люди с необрезанным сердцем и ушами! вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы. Кого из пророков не гнали отцы ваши? Они убили предвозвестивших пришествие Праведника, Которого предателями и убийцами сделались ныне вы. Из уст архидиакона звучит горькая правда, показывающая всеобщее и постоянное богопротивление иудейского народа, выражающееся в конкретных делах. И самым страшным злодеянием из всего перечисленного, конечно же, является предательство и убийство Сына Божия, Спасителя всего рода человеческого. Как могли воспринять эти слова иудеи? Апостол Лука пишет: Слушая сие, они рвались сердцами своими и скрежетали на него зубами. Любой человек на месте Стефана мог почувствовать страх и ужас перед грозящей ему расправой, которая неумолимо приближалась. Но в сердце архидиакона жил Бог, и потому ему не страшны были никакие угрозы и проявления ненависти, будучи исполнен Духа Святаго, воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога, и сказал: вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога.

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010