Но при развитии внешнего могущества, нравственное состояние Западной Церкви, после ее отделения от Восточной, скоро упало на самую низкую степень. Особенно IX, X и XI века остаются самыми темными и позорными веками в истории Западной Церкви. В духовенстве Западном господствовали невежество, безнравственность и отсутствие всякого порядка. Места священнические и епископские, по влиянию сильных личностей или интригам партий, замещались людьми недостойными, малоспособными, часто малолетними. Случалось так, что сильные графы и князья поставляли в епископы своих пятилетних, восьмилетних сыновей и родственников. Духовенство вело рассеянную, светскую жизнь в худшем смысле этого слова. Епископы с священниками ездили на охоту, ходили на войну, держали наложниц, пировали и роскошествовали, как богатейшие светские владельцы того времена. Церкви Божии оставались в небрежении и часто подвергались поруганиям и разграблениям, то от буйных светских владельцев, то от самых же настоятелей своих. Самый престол папский (с конца IX до второй половины XI века) был игралищем в руках сильных итальянских магнатов и безнравственных аристократок. Одна партия у другой оспаривала владение апостольскою кафедрою. В одно десятилетие сменялось по нескольку пап; редкому из пап удавалось удержать за собой престол до смерти. В ожесточенной борьбе партий, один претендент на папский престол низвергал другого, и изверженному папе приходилось терпеть самые унизительные поругания, а иногда позорную насильственную смерть от партии своего победителя; (так папа Стефан VI по восшествии на престол (897 г.) кощунственно наругался даже над трупом своего предшественника Формоза, и сам чрез год был свергнут с престола и удавлен в тюрьме. Иоанн X (929 г.), по низвержении, в тюрьме задушен подушками. Иоанн XI осужден на пожизненное заточение своим братом, светским правителем Рима, Альбериком (933 г.). Бенедикт VI удавлен (974 г.). Бонифатий VII в тюрьме уморил голодом своего соперника Uoahha XIV , и скоро потом сам был отравлен, и обнаженный труп его брошен на поругание народное и растерзан озлобленною чернью. Иоанну XVI Григорий V приказал отрезать нос и язык, выколоть глаза, и затем, после поругания всенародного, он был заточен в тюрьму (998 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

Публикация 441198 От автора Несколько пояснительных слов о структуре данного учебного пособия. Оно состоит из 10 глав, каждая из которых посвящена раскрытию истории отдельной Поместной Автокефальной Православной Церкви. Порядок расположения Церквей соответствует существующему в Русской Православной Церкви диптиху. Здесь сразу же может возникнуть вопрос: в каком порядке следовало бы перечислять все Поместные Православные Церкви в списках этих Церквей? Самый естественный порядок – это хронологический, т.е. распределение Церквей по времени их основания. Этот порядок удобен при возникновении новых Поместных Церквей: новая Церковь ставится в конце списка. Действительно, в древнейшем памятнике христианской письменности — «Пстановлениях Апостольских» (кн. VII, §46. Казань, 1864. С. 243—244) употребленименно хронологический порядок: Иерусалимская Церковь поставлена на первое место, а Римская на пятое. Но отцы Шестого Вселенского Собора употребили иной принцип – политическое значение кафедральных городов той или другой Поместной Церкви, поэтому древнейшая Иерусалимская Церковь ими была поставлена на пятое место. «Определяем, заявили они, да имеет престол Константинопольский равныя преимущества с престолом Древнего Рима, и, якоже сей, да возвеличивается в делах церковных, будучи вторым понем; после же онаго да числится престол великаго града Александрии, потом престол Антиохийский, а за сим престол града Иерусалима»(правило 36; ср. правило 3 Второго Вселенского Собора). Отсюда можно заключить, что существующие списки Поместных Церквей не имеют основ догматических. Они не означают и каких-либо преимуществ власти одной Церкви над другой. Все Автокефальные Поместные Православные Церкви равноправны, о чем довольно ясно свидетельствует 39 правило Шестого Вселенского Собора, уравнивающее две в то время разные по положению Церкви – Кипрскую и Константинопольскую. «Да имеет, — говорится в упомянутом правиле, - Новый Иустианополь (новая кафедра Предстоятеля Кипра после его вынужденного переселения с паствой в Геллеспонт. – К.С.) права Константинополя». Распределение Церквей по списку имеет лишь практическое значение, например, при определении мест во время совместного совершения богослужения представителями разных Церквей, во время заседании Собора и т.п.

http://sedmitza.ru/lib/text/441198/

Речь преосвященного Димитрия, митрополита Ростовского, пришедшего на свой престол в Ростов Волей Бога, все на пользу устроившего, повелением Пресветлейшего Монарха благоверного Великого Государя нашего Царя и Великого Князя Петра Алексиевича, всей Великой, Малой и Белой России Самодержца, соизволением и благословением всего освященного собора, мое недостоинство, придя на престол пречестнейшей Ростовской и Ярославской митрополии, говорю: мир вам, возлюбленные овцы словесного стада Христова, мир пречестнейшему сему храму Пречистой Божией Матери, мир богоспасаемому граду Ростову, мир богоспасаемому граду Ярославлю, мир богоспасаемому граду Угличу, всем богоспасаемым городам и церквам епархии сей – мир и благословение, мир жительству и сожитию вашему, мир домам вашим, мир сердцам вашим, как говорит и апостол: «И да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны» ( Кол. 3:15 ). Да не смущается сердце ваше о моем пришествии к вам, ибо я пришел дверьми, а не влез снаружи ( Ин. 10:1 ). Я не искал этого, но найден был. Ни я вас не знал, ни вы меня не знали; бездна же великая судеб Господних, она послала меня к вам. Пришел же я к вам не для того, чтобы вы служили мне, но чтобы вам послужить, согласно слову Господню: «Кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою» ( Мф. 20:26 ). Пришел я к вам с любовью. Сказал бы, что пришел, как отец к чадам, но лучше так скажу: пришел, как брат к братии, как друг к дорогим друзьям, ибо и Господь Христос не стыдится назвать вас братией. «Вы друзья мои, – говорит Он, – Я уже не называю вас рабами, но Я назвал вас друзьями» ( Ин. 15:14–15 ). Но еще более дивно и многочестно то, что Он любимых Своих называет даже отцами Своими: «Кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь» ( Мф. 12:50 ). Итак, и вы, любезные мои, являетесь для меня и отцами, и братьями, и друзьями. Если же и вы отцом меня назовете, то я по-апостольски отвечу вам: «Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!» ( Гал. 4:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Слово в день торжественного восшествия на Всероссийский престол Государя Императора Николая Павловича, произнесённое 20 ноября 1842 года Источник Скачать epub pdf Всяка душа властем предержащим да повинуется; несть бо власть аще не от Бога: сущия же власти от Бога учинены суть ( Рим.13:1 ) Так некогда великий учитель вселенной, Апостол Павел, наставляя и утверждая во всех христианских добродетелях юных чад первобытной апостольской Римской Церкви, возбуждал их всех к повиновению властям. Сими же словами прилично и мне подвизать вас к сей великой добродетели, возлюбленные чада паствы моей, в настоящий день, – торжественного празднования памяти восшествия на Всероссийский престол Благочестивейшего, Самодержавнейшего Великого Государя Императора Николая Павловича. Поистине, великая добродетель – повиновение предержащим властям! – Оно есть краеугольный камень всякого благоустроенного общества. Если бы не было повиновения, если бы каждый управлялся собственным произволом и необузданными страстями, то не устояло бы общество, – оно разрушилось бы. Люди, соделавшись существами взаимно враждующими, бежали бы друг от друга, скрываясь в диких пустынях, чтоб не быть жертвою общего беспорядка. Не было и не будет времени, в которое бы человек не повиновался человеку, какого бы он ни был состояния. Не всякое, однако ж, повиновение носит печать христианской добродетели. Оно теряет своё достоинство, если принуждение, страх наказания, или только личные выгоды служат к нему поводом. Христианская вера, как всякой вообще добродетели, так и повиновению, давая более достоинства, нежели сколько человек мог достигнуть при естественном свете ума, предписывает вместе правила, соблюдением коих возвышается цена повиновения, и оно становится тогда добродетелью истинною, совершенною. Предосудительно и грешно нам не знать, в чём состоит совершенное, приятное Богу повиновение. Прискорбно и не душеспасительно повиноваться вне добродетели. Посему должно всякому обратить своё внимание и на повиновение вообще, как добродетель христианскую, и в особенности на повиновение властям: – соблюдаются ли в сем последнем условия, которые поставляют его в ряду истинно христианских добродетелей. Не трудно узнать, когда повиновение наше принимает печать добродетели христианской: нужно только рассмотреть, во-первых, побудительные причины, которые должны располагать нас к повиновению, и ту цель, к которой своим повиновением мы должны стремиться, и во-вторых то, каким образом должны мы исполнять веления предержащих властей. I

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Luzhin...

201. Слово в день восшествия на всероссийский престол Благочестивейшаго Государя Императора Николая Павловича (Говорено в Чудове монастыре ноября 20-го; напечатано в Твор Св. От. 1845 г. и в собрании 1848 г.)» 1845 год Всех почитайте: братство возлюбите, Бога бойтеся, царя чтите. ( 1Nemp. II.17 ) Премудрость говорит в Притчах, что в глаголах уст ея «ничтоже стропотно, вся проста разумевающим, и права обретающим разум» ( Npumч. VIII. 8–9 ). Не таковы ли точно глаголы премудрости из уст Апостола Петра, теперь прочитанные? Как проста в них премудрость, и как премудра простота! «Всех почитайте»: вот общее учение об обязанности каждаго ко всем. «Братство возлюбите»: вот особенное учение об обязанности христианина к христианину. «Бога бойтеся»: вот нравственное Богословие, довольно понятное и для не Богослова, и для Богослова довольно глубоко умудряющее только бы он был не простой любопытствующий слушатель, а прилежный исполнитель учения. «Царя чтите»: вот вся наука для членов государства, или, как называют одним словом, политика Апостольская и Христианская. Заповедь: «царя чтите», сделала нынешний день торжественным. Заповедь: «Бога бойтеся», собрала нас торжествующих во храм. Знаем, что «несть власть, аще не от Бога» ( Рим. 13:1 ): что Им «царие царствуют» ( Npumч. VIII. 15 ). И потому пред Бога приносим благодарение за Царя, Богом дарованнаго и Богом хранимаго; пред Бога приносим желания, да и в грядущее время, – «Господи, силою Твоею возвеселится Царь, и о спасении Твоем возрадуется зело» ( Псал. ХХ. 2 ). От заповедей святаго Апостола, видимых в исполнении, следственно уже понятых и принятых, обратимся к той части его учения, о которой можно усомниться, всеми ли она понята и принята к исполнению. «Всех почитайте». Все ли мы почитаем всех? Например, почитаем ли работника? Почитаем ли узника, своею виною доведеннаго до темницы? Точно ли должно, и как можно почитать и сих? – Сии вопросы показывают, что требуется некоторый труд размышления, чтобы «обрести разум» Апостольскаго изречения, и чтобы оно явилось простым к разумению, и «правым» в исполнении.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

28-е Св. Ап. от 70: Прохора, Никанора, Тимона и Пармена Из числа первых семи диаконов Апостольской Церкви ( Деян.6:5 ), Прохор был спутником Ап. Петра и потом Иоанна Богослова; основал епископскую кафедру в Никомидии и, проповедуя в Антиохии, убит язычниками. Никанор убит Иудеями тогда же, как пострадал и Стефан архидиакон. Тимон епископствовал в Бостре Аравийской, а Пармен в подвигах проповеди скончался мученически и похоронен в г. Соли, на о. Кипре. Воспоминаются в соборе LXX 4 января, Никанор – 28 дек., а Тимон – 30 декабря. Преподобного Павла Ксиропотамского Павел, в мире – Прокопий, был сын Греческого императора и Михаила Куропалата, прозванного Рангавеем. Рождение его радостно и торжественно праздновал Константинополь; между тем, не царская слава, но сияние в убогой кельи, превышающее своим тихим блеском всякую славу мирскую, предстояло впоследствии дитяти, рождённому для престола... Едва только Прокопий был отнят от груди, отец его, благочестивый, миролюбивый человек, тяготясь придворными смутами и вообще всей суетой мирской, тем более ощутительной, чем выше поставлен человек по своему положению, отказался от престола и поступил в выстроенный им самим монастырь, названный – Мирелеон, где и скончался в иночестве. Престол после Михаила Куропалата занял Лев Армянин и, опасаясь в малолетнем Прокопии будущего соперника в правах на престол, он решился изувечить его посредством варварского оскопления. Прокопию предоставлены были однако же средства к высшему образованию, которым он, благодаря своим природным богатым умственным дарованиям, соединённым с благодатными душевными свойствами, унаследованными от благочестивых родителей, превосходно воспользовался, так что не замедлил прославиться среди современного мира. Но, умудрённый и умственным и душевным своим развитием, Прокопий рано сознал всю пустоту блеска и величия земного; тяготился он и своей собственной славой и даже боялся её, как опасного искушения для естественного человеческого самолюбия, и потому решился оставить мир.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

I Со времени кончины Константина Великого и вступления на престол Констанция в истории церкви начинается поворотный пункт, новая эпоха в ея существовании. Если первые три века апостольская церковь вела борьбу против гонителей христианства – ея внешних врагов, борьбу, которая завершилась полным торжеством церкви и признанием не только законности ея существования, но и ея главенства, то в IV веке ей готовилось еще более тяжкое испытание, вышедшее из ея же недр – это борьба с ересями. Среди различных ересей, появившихся в ней, самой опасной оказалось арианство, как по распространению его среди народных масс, так и по тому сочувствию и могучей поддержке, которые оказывали ему многие императоры, занимавшие престол после Константина. Св. мученики приняли вызов язычества, и смерть их была победой, их кровь – семя новых христиан, то семя, из которого должно было вырости могучее древо церкви. Когда же в самой церкви возникли ереси, стремившияся погубить ее, то Господь ей дал силы побороть эти ереси и выйти из них еще более могучей и окрепшей. По Божию изволению в местах, особенно пораженных ересью, являются великие светильники церкви, вооруженные силой веры и знания, и в жизни, и в творениях истинные учители и пастыри Церкви. Поэтому IV век – по истине век отцов церкви. Каждый из них силой истины, своего дарования, данного ему Богом, и примером своей жизни ограждал свою паству от нападений ариан и был один в состоянии сохранить данную ему церковь . Православная Галлия обязана была своим существованием Св. Иларию, Египет – св. Афанасию, Малая Азия дала трех великих каппадокийцев – Василия Великого , Григория Богослова и Григория Нисского, наконец, мать всех церквей – церковь Иерусалимская имела свим учителем и руководителем св. Кирилла, великого светильника Церкви, мужа высоких дарований и нравственных качеств, в признании которого сходятся все церкви Востока и Запада. Биографические сведения о св. Кирилле Иерусалимском очень скудны и хронологические даты о некоторых выдающихся событиях в его жизни могут быть установлены лишь приблизительно, в известных пределах.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

Глава 60. Свет Иерусалима и обращение к нему всех народов 1–2. Восстань, светись, [Иерусалим], ибо пришел свет твой, и слава Господня взошла над тобою. Ибо вот, тьма покроет землю, и мрак – народы; а над тобою воссияет Господь, и слава Его явится над тобою. (Светися, светися, Иерусалиме, прииде бо твой свет, и слава Господня на тебе возсия. Се, тма покрыет землю, и мрак на языки , на тебе же явится Господь, и слава Его на тебе узрится). Созерцая будущее благоденствие и великое значение Иерусалима для всех народов, Пророк обращается к святому городу с приветствием «светися, светися, Иерусалим!» – Подобно тому, как во время праздников, Иерусалим, переполненный народом, ликовал и днем, и ночью, и радость граждан выражалась торжественно в ярком освещении храма и города; так и впоследствии свет радости преисполнит Иерусалим. Ибо, говорит Пророк, пришел твой свет: настало время оправдания и спасения твоего, а вместе с ними и мира, и вечной радости (ст.15–18). И слава Господня на тебе возсияла: слава Господня, в виде светозарного облака, в котором открывал Свое присутствие Сам Бог, являлась над Святым Святых скинии Моисея, над храмом Соломона, при освящении того; ее созерцали и пророки, при своем призвании. Это – престол Господа, как Царя Вседержителя. Явление славы Господа есть откровение присутствия Его и обнаружение всех свойств Божества, в деле спасения мира, и преимущественно царственного могущества Господа над царствами народов. Вот тьма и мрак покрывают землю, иначе – идолопоклонство и соединенные с ним пороки господствуют в мире языческом: а над тобою явится Господь и слава Его возсияет: в Иерусалиме совершится дело спасения мира и при этом откроется вся слава Божества, – всемогущество Его власти и беспредельность любви. Во исполнение знаменательных слов Пророка, действительно, в Иерусалиме впервые открылась сила Божественной Премудрости еще Отрока-Спасителя; здесь впервые сказалась Его власть, как Сына Божьего, во храме Отца, на празднике Пасхи; здесь Его слово совершенно победило мудрость фарисеев и книжников; здесь Его таинственное учение озаряло лучшие умы народных представителей (как Никодим); здесь впервые Он говорил о Себе, как о Свете. Здесь громовый голос Бога-Отца решительно засвидетельствовал о славе Сына; здесь созерцали Лицо Его представители эллинского мира; здесь совершилось искупление рода человеческого страданием и смертью Христа; здесь прославил Бог Себя и Сына Своего воскресением Его; здесь Он вознесся в облаке славы на престол Отца; здесь, наконец, излита вся полнота даров Святого Духа на церковь Апостольскую в день Пятидесятницы. Вот свет, озаривший холмы Иерусалима и потом осиявший всю вселенную!

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Глава 66 Идейная связь новой главы с предыдущей состоит в том, что она точно так же говорит об обновленном Сионе и новых условиях религиозной жизни в нем. Теократически воспитанный Израиль не мог мыслить себя без храма. И, следовательно, с его точки зрения, было более чем естественно вспомнить о своем храме и задать пророку вопрос, что же будет в славном Мессианском царстве с его главной национальной святыней – ветхозаветным храмом и со всем связанным с ним обрядовым ритуалом? Предупреждая этот вполне законный вопрос, пророк и начинает свою специальную речь о храме и Моисеевом культе. Не можем удержаться, чтобы не подчеркнуть здесь также и того, что во взгляде на последний предмет (обрядовый закон) – настоящая, заключительная глава удивительно совпадает с тем, что говорилось и в первой, вступительной главе книги пророка Исаии, чем блистательно подтверждается ценность и единство ее автора, с первой страницы до последней. 1–4. Поклонение Богу «духом и истиной» ( Ин.4:24 ), в связи с решительным осуждением лицемерного обрядоверия. 5–14. Исполнение Божественных обетований о Сионе и его духовная радость. 15–24. Следствия грозного суда Божия для праведных и грешных. Ис.66:1 . Так говорит Го­с­по­дь: небо – престол Мой, а земля – подножие ног Мо­их; где же по­стро­ите вы дом для Меня, и где место по­коя Моего?: «Небо – престол Мой, а земля – подножие ног Моих... все это соделала рука Моя». Обрядоверный дух ветхозаветного еврея, воспитанного во внешнем исполнении Моисеева закона, не мог подниматься на высоту духовно-нравственных основ этого закона. Даже в моменты своего сравнительного порыва он, очевидно, искал только одного внешнего выражения, мечтая как бы получше угодить Богу наиболее дорогой и великолепной постройкой храма или наиболее обильной и тучной жертвой. Опровергая это заблуждение, Господь устами пророка и благоволит показать всю несообразность, всю тщетность и пустоту подобных желаний. В том же самом смысле, но с еще большей ясностью, комментирует это место и кн. Деяний апостольских, сначала в речи архидиакона Стефана: «Всевышний не в рукотворенных храмах живет, как говорит пророк» ( Ис.66:1–2 ), а затем – в речи Апостола Павла, произнесенной им в афинском ареопаге: «Бог, сотворивший мир и все, что в нем, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живет и не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем-либо нужду, Сам дал всему жизнь и дыхание и все» ( Деян.7:48 и Деян.17:24–25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Д.К. Робертсон (протестант) Приложения Приложение 1. Хронологическая таблица последовательного ряда церковно-исторических событий от апостольского века до разделения церквей (Предлагаемая таблица составлена по Курцу, Смиту, арх. Арсению, и др. Первый век собственно не входит в курс истории церкви Робертсона и предлагается здесь для ясности общего хода развития церкви и её истории от Рождества Христова) Годы по Рождеству Христову Событие Рождество Христа Спасителя мира Вступление Тиверия на императорский престол Страдания и крестная смерть Иисуса Христа Мученичество архидиакона Стефана – Иудейское гонение; Рассеяние церкви из Иерусалима; Обращение самарян и прозелитов Калигула император; Обращение ап. Павла Покой церкви при Калигуле Обращение Корнилия и языческих прозелитов; Симон волхв, ересиарх Клавдий император Гонение при Ироде – мученичество св. Иакова Старшего Апп. Павел и Варнава посылаются к язычникам Апостольский собор в Иерусалиме Восшествие на престол императора Нерона Гонение в Иудеи – мученичество св. Иакова Праведного Первое общее гонение язычников на христиан при Нероне Мученичество апп. Петра и Павла Смерть Нерона и восшествие Гальбы на императорский трон Тит император Второе общее гонение – св. ап. Иоанн на острове Патмос; Николаиты, Керинф и другие еретики; Нерва – император; Религиозная веротерпимость Траян император и его указ против гильдий Доношение Плиния императору Траяну о христианстве в Вифинии Третье общее гонение на христиан Мученичество Симеона, родственника Господня и епископа Иерусалимского Мученичество Игнатия, епископа Антиохийского; Послания Игнатия Адриан император Апологии Квадрата и Аристида Основание римской колонии Элии Капитолины на месте Иерусалима Восстание Баркохбы и осквернение Иерусалима; Окончательное разделение между иудейством и христианством; Возникновение гностицизма – иудейские гностики, евиониты и другие; Василид, Валентиниан и другие гностики; Антоний Пий император и его терпимость к христианству; Первая апология Иустина Философа

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010