Глава 66 Идейная связь новой главы с предыдущей состоит в том, что она точно так же говорит об обновленном Сионе и новых условиях религиозной жизни в нем. Теократически воспитанный Израиль не мог мыслить себя без храма. И, следовательно, с его точки зрения, было более чем естественно вспомнить о своем храме и задать пророку вопрос, что же будет в славном Мессианском царстве с его главной национальной святыней – ветхозаветным храмом и со всем связанным с ним обрядовым ритуалом? Предупреждая этот вполне законный вопрос, пророк и начинает свою специальную речь о храме и Моисеевом культе. Не можем удержаться, чтобы не подчеркнуть здесь также и того, что во взгляде на последний предмет (обрядовый закон) – настоящая, заключительная глава удивительно совпадает с тем, что говорилось и в первой, вступительной главе книги пророка Исаии, чем блистательно подтверждается ценность и единство ее автора, с первой страницы до последней. 1–4. Поклонение Богу «духом и истиной» ( Ин.4:24 ), в связи с решительным осуждением лицемерного обрядоверия. 5–14. Исполнение Божественных обетований о Сионе и его духовная радость. 15–24. Следствия грозного суда Божия для праведных и грешных. Ис.66:1 . Так говорит Го­с­по­дь: небо – престол Мой, а земля – подножие ног Мо­их; где же по­стро­ите вы дом для Меня, и где место по­коя Моего?: «Небо – престол Мой, а земля – подножие ног Моих... все это соделала рука Моя». Обрядоверный дух ветхозаветного еврея, воспитанного во внешнем исполнении Моисеева закона, не мог подниматься на высоту духовно-нравственных основ этого закона. Даже в моменты своего сравнительного порыва он, очевидно, искал только одного внешнего выражения, мечтая как бы получше угодить Богу наиболее дорогой и великолепной постройкой храма или наиболее обильной и тучной жертвой. Опровергая это заблуждение, Господь устами пророка и благоволит показать всю несообразность, всю тщетность и пустоту подобных желаний. В том же самом смысле, но с еще большей ясностью, комментирует это место и кн. Деяний апостольских, сначала в речи архидиакона Стефана: «Всевышний не в рукотворенных храмах живет, как говорит пророк» ( Ис.66:1–2 ), а затем – в речи Апостола Павла, произнесенной им в афинском ареопаге: «Бог, сотворивший мир и все, что в нем, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живет и не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем-либо нужду, Сам дал всему жизнь и дыхание и все» ( Деян.7:48 и Деян.17:24–25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

«И тотчас я был в духе (т.е. в состоянии духовного экстаза) и вот престол стоял на небе, и на престоле был Сидящий....» Сидящий не назван по имени и никак не описан, т.к. это Первое Лицо Св. Троицы, Личность всецело трансцендентная, которая может только указываться бессловесным мистическим жестом апофатического богословия. Или обозначатьсясравнением с драгоценными камнями: «И Сей Сидящий видом был подобен камню яспису и сардису; и радуга вокруг престола, видом подобная смарагду».Камни эти в иудео-христианской символике – всё те же «Урим и Туммим» ( Исх.28:30 ); буквально – «Свет и Совершенство», а радуга является знамением милости Божьей, как это было после Потопа при заключении Общего Завета с Ноем. «И вокруг Престола двадцать четыре престола; а на престолах видел я сидевших двадцать четыре старца, которые облечены были в белые одежды и имели на головах своих золотые венцы». Несомненно, что белые одежды есть знак чистоты и святости, а венцы – знак победы над искушениями. Сами же 24 старца в контексте иудео-христианских представлений могут быть только образами всего прославленного человечества, как В-Заветного (по числу 12-ти колен израилевых), так и Н-Заветного (по числу 12-ти апостолов). Но в контексте самого Апокалипсиса эти старцы в коронах суть ещё и «Царственное священство» (Ср. Откр.1:6 : «И соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу...»). А так как земная Церковь рассматривается отныне в качестве иконы небесной Церкви, то мы обязаны спросить: Кто соответствует в земной Церкви конца Апостольской эпохи небесным священнодействующим старцам? Само слово «старец» по-гречески читается «пресвитер». Прот. Николай Афанасьев так и пишет: Троны старцев – пресвитеров Апокалипсиса соответствуют седалищам пресвитеров, как предстоятелей Евхаристического собрания... В Евхаристическом собрании престолы старцев занимали пресвитеры, а престол Сидящего занимал старейший или первый пресвитер».(« Церковь Духа Святого» стр. 182:235). Вспомним, кто по апостолу Павлу совершает богослужение ( 1Кор.12:28–30 ; Еф.4:11 )?

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Из всего народа Божия только они являлись истинными наследниками его, так как прочие израильтяне отвергли Христа, своего Царя, и лишились участия в новооткрываемом царстве Мессии. Они были „род избранный, царское священство, народ святой, люди взятые в удел ( 1Петр.2:9 ). Иисус Христос – тот Царь, которому обещан был престол Давида. Ап. Петр в первой же речи своей в день пятидесятницы напоминает всему дому Израилеву, „что Бог, поклявшийся Давиду воздвигнуть Христа во плоти и посадить на престол его, соделал Господом и Христом сего Иисуса, которого они распяли“ ( Деян.2:30, 36 ). Взволнованные рассказом Петра и Иоанна об их пребывании в синедрионе, верующие припоминают начальные слова 2-го псалма и восклицают: „ибо поистине собрались в городе сем на Святаго Сына Твоего Иисуса, помазаннаго Тобою, Ирод и Понтий Пилат с язычниками и народом израильским“ ( Деян.4:27 ). Небо приняло Господа ( Деян.4:21 ), но не надолго. Он снова явится, чтобы царствовать над своим наследием; и это пришествие Христа ожидалось вскоре. Уже по воскресении Господа ученики спрашивали Его „не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство израилево“ ( Деян.1:6 ). Это нетерпеливое ожидание Господа в апостольское время было по-видимому очень распространенным 128 . Но и до пришествия Христа, Его царство не могло остаться без главы, без видимого представителя, наместника Господа. Кто же мог быть таким наместником? Конечно ближайший родственник Иисуса Христа, потомок Давида, старший в роде. Им должен быть Иаков, брат Господа. Он по праву престолонаследия должен был принять в свое управление иерусалимскую церковь , тем более, что апостолы имели другую миссию – благовествовать евангелие и призывать в новое царство всех иудеев и язычников. Что подобным образом, по всей вероятности, смотрели на Иакова иерусалимские христиане, это подтверждается древнейшей историей иерусалимской церкви и древнейшими иудео-христианскими преданиями. Преемником Иакова был Симеон, также родственник Христа. Он был предпочтен всем, как двоюродный брат Господа 129 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Myshcy...

Иисус Христос запретил своим апостолам принимать в отношении друг к другу название господина, учителя и даже отца или папы ( Мф.23:7 и след.): «Не называйтесь учителями, ибо один у вас учитель – Христос, все же вы – братья; и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник – Христос. Больший из вас да будет вам слуга». Пусть сопоставят эти евангельские слова с изображаемыми римскими богословами картинами преимуществ римского епископа и без труда увидят, что эти богословы не говорят истину. Святой Матфей повествует, что когда Петр спросил Иисуса Христа относительно апостольских преимуществ, то Иисус ответил ему: «Истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, в пакибытии, когда сядет Сын человеческий на престол славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах, судить двенадцать колен Израилевых» ( Мф.19:28 ). Если Иисус Христос назначил Петру престол высший сравнительно с остальными престолами, если Он обещал ему высшую власть: то сказал ли бы Он Сам Петру, что двенадцать апостолов воссядут на двенадцати престолах, без различия? Вывод из всего этого вытекает тот, что в Церкви пребывает только один Учитель, один Господь, один верховный Пастырь: «Я есмь, говорит Иисус Христос, пастырь добрый; вы называете Меня Учителем и Господом, и хорошо делаете; потому что Я есмь таков» ( Ин.10:11 и след.). «Один у вас Наставник – Христос» ( Мф.33:10 ). Он один восседает на престоле величествия, в святом граде, «коего стена имеет двенадцать оснований, и на них имена двенадцати Апостолов Агнца»; это первые пастыри восседают там на своих престолах, судя колена нового народа Божия ( Апок.21 .). Когда здесь, на земле, возникают споры, которых нельзя умиротворить кротостью, то их надобно представлять к их престолам, – к престолу не одного, но всей церкви, представляемой теми, которые поставлены руководить ею. Итак, Новозаветных Писаниях нет ничего благоприятствующего, хотя бы в отдаленном смысле, верховному авторитету, усвояемому римскими богословами святому Петру и римским епископам, которых они признают его преемниками.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Апостол именно потому не похулил желающих епископства, что в те апостольские времена за епископством следовало мученичество, и как из апостолов, так и из епископов мало кто умер своей смертью , но весьма многие скончались в мученичестве. Ибо нечестивые мучители прежде всего искали епископов и учителей христианских, как предводителей, и потому, если кто желал епископства, тот желал вместе и мученичества, желал бесчестия, оплевания, заушения и ран, а не гордого превозношения и почестей. Потому-то в те времена желавший епископства, желал доброго дела. Ныне же ищущий епископского сана должен бояться, чтобы, приняв на себя попечение о спасении других, не погубить свою душу. Недаром говорит святой Златоуст: «Сомневаюсь, чтобы кто-либо из начальствующих мог спастись». И затем, удивляясь желающим епископства, этот учитель говорит: «Вижу имущих и стремящихся взять на себя такую тяготу начальствования; если привлекаемые к епископству по нужде не имеют никакого прощения и оправдания, когда не радеют и плохо устраивают дело, то тем более повинны те, которые сами стремятся к получению такого сана. Они много более лишают себя всякого оправдания и прощения. Подобает бояться и трепетать как по совести, так и из-за тяготы начальствования» (Беседа 34 на Послание к Евреям, гл. 13). Так говорит святой Златоуст. Но обратимся к архиерею, избранному Богом, святому Гурию. Отлучен был святой Гурий от таких желателей епископства, «как отстоит восток от запада» ( Пс. 102:12 ) и светила небесные от земной юдоли. Когда же пришел на престол своей новопросвещаемой паствы, он воистину сделался светом той страны, и сбылись тогда слова Писания: «Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет» ( Ис. 9:2 ). Ибо воссиял святитель Христов как образ добродетельной жизни, согласно повелению апостольскому: «Будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте» ( 1Тим. 4:12 ). Мы же, слушая эти апостольские слова, думаем, что архиерею повелевается иметь житие вместе со словом и слово с житием, ибо сказано: «Будь образцом в слове, житии». Словом – чтобы учить, житием – чтобы на деле показывать то, чему поучает пасомых.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Знамения, последующие за пришествием антихриста, – Страшный суд и кончина мира сего. От этих всех знамений, от писаний Божественных, читатель благочестивый, ясно увидишь, что не пришел еще в мир истинный антихрист. Глава первая. О первом знамении, предваряющем антихристово пришествие, которое есть разорение и конец Римского монаршества Фессалоникийские жители, или солуняне, видели лютые времена, когда жили они еще в мире апостольском, но возомнили, что уже близко последнее антихристово время. Так считающих сосуд избранный Павел святой увещевает не колебаться умом и во втором послании к солунянам, во второй главе говорит: «Молим же вас, братие, о пришествии Господа нашего Иисуса Христа и нашем собрании к Нему, не спешить колебаться умом и смущаться от духа, или от слова, или от послания, как бы нами посланного, будто уже наступает день Христов. Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели». Церковные учителя, исследователи этих слов Павла, видят здесь немалый подвиг. Что следует понимать в этих словах апостольских: «Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели?» Что есть отступление, о котором говорит апостол, что придет прежде, нежели откроется человек греха и сын погибели, то есть антихрист? Многие думают, что Павел святой говорит об отступлении еретиков от святой веры христианской, то есть Ария, Нестория, Македония и прочих; более всего об отступлении римлян от нашей православной веры. Но это мнение нельзя принять за истину изза того, что отступление от веры христианской настало еще во времена апостольские, и о тех отступниках говорит Иоанн святой: «От нас вышли, но не были нашими». Если в таком смысле об отступлении говорит Павел святой, то необходимо сказать, что еще во времена апостольские антихрист истинный (о нем здесь говорим) пришел в мир. Тогда следует говорить и об отступлении римлян от греков, ибо оно начало свое имеет в лето Христово восьмисотое, коша Леон III папа римский, презрев царствующих на Востоке монархов греческих, нового на западе монарха Карла 4 поставил и в Риме Древнем его на престол римский возвел и венчал. Об этом пишет Вароний 5 в своей хронологии восьмисотого года. 6

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

154. Безусловно, этой рекой, исходящей от престола Бога, является Святой Дух: Его пьет тот, кто верует во Христа, как сказал Сам Господь: Кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе ( Ин. 7:37–39 ). Итак, эта река – Дух. 155. Он пребывает на престоле Бога, ведь не вода омывает престол Бога. Давид сказал, что вода, как бы ты о ней ни понимал, не выше престола Божьего, но выше небес: И воды, которые превыше небес, да хвалят имя Господа ( Пс. 148:4–5 ). Сказано: хвалят, а не «хвалит». Если бы он подразумевал под водой природную стихию, то конечно же сказал бы «хвалит». Множественным числом он хотел показать, что речь идет о силах. 156. Нет ничего удивительного, что Дух находится на престоле Божьем, когда и само Царство Божье является действием Духа, как написано: Царство Божие – не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе ( Рим. 14:17 ). И Спаситель, сказав, что всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет ( Мф. 12:25 ), потом прибавляет: Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов, то, конечно, достигло до вас Царствие Божие ( Мф. 12:28 ), Христос дает понять, что Царство Божье является общим для Него и для Духа. 157. Может ли быть что-то безрассуднее, чем отрицание, что Святой Дух царствует вместе со Христом, если, по слову апостола, даже мы в Царстве Христовом будем царствовать вместе со Христом: Если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем; если терпим, то с Ним и царствовать будем ( 2Тим. 2:11–12 )? Но мы – через усыновление, Он – через власть, мы – по благодати, Он – по природе. 158. Итак, Святой Дух причастен к Царству вместе с Отцом и Сыном, имея единую с Ними природу, единое господство, единую власть. 159. Если у Святого Духа общее Царство с Отцом и Сыном, что препятствует нам считать, что именно Он послал Исаию? Ведь не можем мы сомневаться в авторитете Павла, чьи слова записал и подтвердил в Деяниях апостольских евангелист Лука: Хорошо Дух Святый сказал отцам нашим через пророка Исаию: пойди к народу сему и скажи: слухом услышите, и не уразумеете, и очами смотреть будете, и не увидите ( Деян. 28:25–26 ) 115 . Так сказал Павел, и ты можешь прочесть его слова.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

1. Причины реформы. Кризис бенедиктинского монашества К концу XI в. сформировалась серьезная дифференциация в среде западного монашества, на фоне которой развиваются новые формы монашеской жизни. Историки отмечают феномен «разложения» в среде традиционного бенедиктинского монашества и даже говорят об «общем кризисе» общежительного монашества, достигшем апогея к началу XII в. Декларированное теоретически стремление к «апостольской бедности» (нестяжанию) со временем оказывается подавленным материальным процветанием бенедиктинских монастырей, владевших обширной собственностью и широко вовлеченных в мирскую жизнь. Однако «кризис» этот нельзя понимать только как упадок. Бенедиктинцы и в начале XII в. оставались динамичной общностью, считавшей свою вовлеченность в церковную и социальную жизнь формой служения – и церкви, и обществу. Важной доминантой времени и своеобразной реакцией на кризис бенедиктинского монашества становится усиливающееся стремление к отшельничеству. Формируются общины цистерцианцев, картезианцев и августинских регулярных каноников, а также духовно-рыцарские ордена. В литературе эта динамика оценивается неоднозначно. С одной стороны, отмечается, что «выдвинутая Римом программа преобразований часто встречала поддержку почти исключительно в среде новых орденов. Их надежность и преданность римской кафедре (не говоря уже обо всем многообразии навыков этих монахов, о финансовой поддержке с их стороны, помощи в борьбе с ересями, поддержке ими новой папской идеологии и об их участии в Крестовых походах), разумеется, были для папства решающими факторами». Из 19 пап, занимавших Св. престол в XII в., более половины были выходцами из этих орденов, их представители играли видную роль и в римской курии, и в коллегии кардиналов. «Духовное родство и сотрудничество» пап и новых монашеских орденов «с самого начала прослеживаются по источникам». С другой стороны, новые монашеские объединения становятся обличением нравов, царивших в тогдашней латинской церкви, напоминая клиру, в особенности высшему, о том, для чего Церковь была создана Христом и чем она призвана быть для мира: Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир ( Ин. 15:19 ), – всем своим поведением и даже внешним видом напоминали они слова Христова призвания. – He любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житеиская, не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек ( 1Ин. 2:15–17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

203 Отдавал приказание это вне города, возвращаясь вероятно из Вифании, куда Он иногда уходил, как было сказано на основании повествования Святого Марка. 204 Святой Матфей передает слова установившие Евхарестию следующим образом: «Когда они ели, Иисус взяв хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам Своим сказал: «приимите, ядите сие есть тело Мое. И, взяв чашу, и благославив, подал им, и сказал: «пейте от неё все; ибо сие есть кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая, во оставление грехов. Слова эти имеют тот же смысл, как и приведенные Святым Лукой и пополняют их. 207 Апостолы, следственно, все равны между собой, все они одинаково судьи нового Израиля; никто не сядет на более возвышенном престол. Если же в Церкви, кто-либо из преемников апостольских, считает себя выше прочих, то он восстает против учения Сына Божьего. Всякое владычество, похожее на владычество царей, исключается из Церкви; пастырь, хотящий быть царем, есть противник Самого Иисуса Христа. 210 Повествование это пополняет повествование Луки, которое слишком кратко и неопределенно. Лук. XXII, 21–22. 215 Святый Иоанн упоминает (XIII, I), что Он перешел поток после слов, приведенных в главах XV, XVI и XVII. 224 Вечеря пасхальная была после шести часов вечера. Время же продолжения вечера, беседа Иисусова с Апостолами и то время, которое нужно чтобы дойти до Гефсимании и молиться, продолжалось несколько часов. По сну, одолевшему Апостолов, должно предполагать, что Иуда пришел поздно ночью. 228 Иоанн XVIII, 13–27; Мат. XXVI, 69–75; Лук. XVII, 55–62. Анна и Каиафа жили в одном доме. Отречение Петрово было, когда Иисуса приводили к обоим этим первосвященникам. Святый Иоанн, бывший очевидным свидетелем, ясно различает оба допроса, которые были пред Анною и Каиафой. 232 «Непозволительно, сказали они, положить их в сокровищницу церковную; потому что это цена крови». Сделав же совещание, купили на них землю горшечника для погребения странников. Посему и называется земля та, Акелдама, то есть земля крови, до сего дня. Таким образом исполнилось пророчество (Захарии XI, 12) говорящего: «И взяли тридцать сребреников, цену оцененного, которого оценили сыны Израилевы и дали их за землю горшечника, как сказал мне Господь»; Ясно, что совещание и покупка земли, о которой говорится, были по смерти Иисуса Христа. Святой Матфей, писавший Евангелие свое несколько лет спустя, мог сказать в своем повествовании, что сделано было на тридцать сребреников Иудиных и что стало с землею купленной на них.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

21 VI/4 VII Есть много царств, племен, народов, но есть еще одно Царство – Царство Небесное, которое уже приблизилось к нам: яко приближися Царствие Небесное ( Мф 10, 7 ). Господь сказал о даровании Своей благодати: туне приясте, туне дадите – даром получили, даром давайте ( Мф 10, 8 ). Сколь замечательно все Евангелие! Входя в дом, Господь заповедал ученикам преподавать мир дому: и аще убо будет дом достоин, приидет мир ваш нанъ (на него) (Мф ю, 13). Или, например, Господь обещал располагать сердца к Его ученикам. Кто может располагать сердца? Бог! Разве это не замечательно? Все Евангелие замечательно! Необычно! И несмотря на это, мы, священники, мало знаем Священное Писание (особенно – Деяния святых апостолов и их Послания). 22 VI/5 VII ...Если уж мы, священники, не будем читать Послания апостольские, изучать их, вдумываться в них, то кто же тогда будет? 24 VI/7 VII Христос пострадал за нас, чтобы даровать, дать нам жизнь вечную: «да всяк веруяй в Него не погибнет, но Имать ЖИВОТ вечный» (тайная молитва на Литургии после: «Победную песнь, поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще»). Подумайте – чтобы дать нам жизнь вечную! 26 VI/9 VII В скорбности нет никакой пользы. 28VI/11 VII Иудейские первосвященники предали Христа из зависти. Пилат знал об этом. Так прямо и сказано: Ибо знал, что первосвященники предали Его из зависти ( Мк 15,10 ). 30 VI/13 VII Когда во время Божественной Литургии говорится: «Приимите, ядите, сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов», – то повторяется Тайная Вечеря, ибо через священника те же слова говорит нам Сам Христос. Итак, здесь опять Тайная Вечеря, и мы присутствуем на ней, пусть и невидимой. Священник должен быть – как столп, ничем не колебаться. 4/17 VII Евангелие «слабеет» не потому, что оно теряет свою силу, а потому, что его не хотят знать. 6/19 VII Великое обетование было дано Деве Марии чрез Архангела Гавриила, как говорится в Евангелии от Луки. А именно: прямо сказано о рождении Сына Божия: зачнешь во чреве, и родишь Сына... Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида... и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца ( Лк 1, 31–33 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010