“Стена города имеет двенадцать оснований, и на них имена двенадцати Апостолов Агнца”. Понимаете теперь, почему мы именуем Церковь Христову — Град великого Царя — Апостольской? “Основания стены города украшены всякими драгоценными камнями”. Далее святой Иоанн перечисляет наименования этих камней, на каждом из которых начертано имя одного из двенадцати Апостолов. Среди камней — яспис, сапфир, топаз, гиацинт, аметист… Смогли бы вы поразмышлять, на каком камне имя какого Апостола начертано? В толковании Апокалипсиса святым мужем древности Андреем Кесарийским есть об этом упоминание. Любознательнейшие из наших читателей найдут эту замечательную книгу. А что можно узнать об упомянутом святым Иоанном древе жизни? “И показал (Ангел) мне чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца. Среди улицы его (града), и по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева — для исцеления народов. И ничего уже не будет проклятого; но престол Бога и Агнца будет в нем (во граде), и рабы Его будут служить Ему. И узрят лице Его, и имя Его будет на челах их”. Если кто из нас возжелал прикоснуться к чудному древу жизни, на земле должен с любовью почитать и носить на себе малое подобие этого древа — нательный крестик. И не только носить его, но и иметь в сердце своем крест Господень, который дает нам силу побеждать грехи и сокрушать все козни лукавого. Осмелимся же задать тайнозрителю Иоанну еще одно вопрошение: дозволено ли будет рабам Божиим вкусить от этой светлой, словно кристалл, реки? “Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром”. Вот такова милость и любовь нашего Владыки! Ибо нам с вами, чадам Его непорочной Невесты, Церкви Христовой, сказано это. И каждый из читателей да употребит все усилия веры, чтобы еще здесь на земле напитать свою бессмертную душу водой живой — благодатью Святого Духа. Слышите! Христос подает ее даром — всякому, кто верует в Него и творит дела правды: приняв святое крещение, кается, молится, причащается и в простоте сердца любит тех, кого любит Бог — людей, созданных по Его образу и подобию.

http://azbyka.ru/deti/uchebnik-zhizni-kn...

      " Стена города имеет двенадцать оснований, и на них имена двенадцати Апостолов Агнца " . Понимаете теперь, почему мы именуем Церковь Христову - Град великого Царя - Апостольской?       " Основания стены города украшены всякими драгоценными камнями " . Далее святой Иоанн перечисляет наименования этих камней, на каждом из которых начертано имя одного из двенадцати Апостолов. Среди камней - яспис, сапфир, топаз, гиацинт, аметист... Смогли бы вы поразмышлять, на каком камне имя какого Апостола начертано? В толковании Апокалипсиса святым мужем древности Андреем Кесарийским есть об этом упоминание. Любознательнейшие из наших читателей найдут эту замечательную книгу.      А что можно узнать об упомянутом святым Иоанном древе жизни? " И показал (Ангел) мне чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца. Среди улицы его (града), и по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева - для исцеления народов. И ничего уже не будет проклятого; но престол Бога и Агнца будет в нем (во граде), и рабы Его будут служить Ему. И узрят лице Его, и имя Его будет на челах их " .      Если кто из нас возжелал прикоснуться к чудному древу жизни, на земле должен с любовью почитать и носить на себе малое подобие этого древа - нательный крестик. И не только носить его, но и иметь в сердце своем крест Господень, который дает нам силу побеждать грехи и сокрушать все козни лукавого.      Осмелимся же задать тайнозрителю Иоанну еще одно вопрошение: дозволено ли будет рабам Божиим вкусить от этой светлой, словно кристалл, реки? " Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром " .      Вот такова милость и любовь нашего Владыки! Ибо нам с вами, чадам Его непорочной Невесты, Церкви Христовой, сказано это. И каждый из читателей да употребит все усилия веры, чтобы еще здесь на земле напитать свою бессмертную душу водой живой - благодатью Святого Духа. Слышите! Христос подает ее даром - всякому, кто верует в Него и творит дела правды: приняв святое крещение, кается, молится, причащается и в простоте сердца любит тех, кого любит Бог - людей, созданных по Его образу и подобию.

http://zavet.ru/book/07deti/001/025.htm

а) Характерные черты первосвященства Иисуса Христа ( Евр.4:14–5, 10 ) Важным преимуществом ветхозаветной религии было первосвященническое служение Аарона и его сыновей; поэтому Апостол доказывает, что и в этом отношении Иисус Христос превосходит их всех. В Лице Иисуса Христа мы имеем «Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия» ( Евр.4:14 ), жертвенник Которого есть престол благодати в небесной скинии, к которому мы должны приступать «с дерзновением... чтобы получить милость и обрести благодать» ( Евр.4:16 ). Первосвященство Христа раскрывается сравнением его с обычным священством: 1) «всякий первосвященник, из человеков избираемый» ( Евр.5:1 ), имеет собственные грехи, и посему он должен как за народ, так и за себя приносить жертвы о грехах» ( Евр.5:2–3 ). Христос также принес жертву, но Он был «искушен во всем, кроме греха» ( Евр.4:15 ), был чужд греха, поэтому Его жертва была только за других; 2) Первосвященник должен «снисходить невежествующим и заблуждающимся, потому что и сам обложен немощью» ( Евр.5:2 ). Христос в высшей мере сострадал немощи человеческой, так как и Сам был обложен немощью плоти ( Евр.5:7–8 ), однако по причине не Своих грехов, а воспринятых Им добровольно грехов народа ( Евр.2:17–18 ). 3) первосвященство Аарона и его преемников было поставлено Богом ( Исх.28–30 гл.). Также и Христос «не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником» ( Евр.5:5 ), но поставлен Самим Богом ( Пс.2:7; 109, 4 ); поэтому Его первосвященство Бог называет «по чину Мелхиседека» ( Евр.5:10 ; Пс.109:4 ), т. е. вечным, непреходящим. б) Укорение евреев в косности и непонимании ими христианских истин (Евр.5:11–6, 20) Тайна первосвященства Христа постигается человеком только при условии его духовной зрелости ( Евр.5:11 ). Апостол обращается к евреям с упреком за то, что они не достигли её; вместо того, чтобы быть учителями других, оказывается, что им самим требуется учиться «началам слова Божия»; для них «нужно молоко, а не твердая пища» ( Евр.5:12 ). Они, как младенцы в вере, заблуждаются по причине своих национальных предрассудков. Поэтому Апостол призывает их оставить «начатки учения»: «учение о крещении, о возложении рук, о воскресении мертвых и о суде вечном» ( Евр.6:2 ), а поспешить «к совершенству», т. е. к совершенной христианской жизни ( Евр.6:1 ). Указанные здесь пункты входили в первоначальный Символ веры апостольского времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rukovo...

А это значит прежде сложения мира, потому что вместе с миром произошли также и звезды. И опять он говорит: «благословен Тот, Который был прежде происхождения человека». Ибо для Бога Сын имел начало прежде сложения мира, а для нас – теперь, когда явился. Прежде же этого Он не был для нас, так как мы не знали Его. Посему также, ученик Его Иоанн, намереваясь повествовать нам, кто есть Сын Божий, Который прежде происхождения мира был у Отца, и что все происшедшее получило свое бытие именно через Него, говорит так: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог; Оно было в начале у Бога. Все через Него произошло, и без Него не произошло ничего» ( Ин. 1:1–3 ). Этим он твердо устанавливает, что Слово, (Которое) в начале (было) у Бога (и) чрез Которое все произошло, есть также Его Сын. 44 . И снова говорит Моисей, как Сын Божий пришел для беседы с Авраамом: «тогда явился ему Бог у дубравы Мамре в полдень, и когда он взглянул, вот, три мужа стояли перед ним, и он поклонился до земли и сказал: «о, Господи, если я обрел благоволение пред Тобою " » ( Быт. 18:1–3 ), и все, что затем еще следует, он говорил с Господом и Господь говорил с ним. Два из этих троих были ангелы, а один был Сын Божий, с Которым Авраам и беседовал, когда ходатайствовал за Содомлян, чтобы они не были уничтожены, если там найдется даже только десять праведников. И когда они еще говорили, два ангела пошли в Содом, где взяли Лота. А потом Писание говорит: «И пролил Господь на Содом и на Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба» ( Быт. 19:24 ). Беседовавший с Авраамом был Сын; так как Он был Господь, то от Господа Небес, от Отца, Который владычествует над всем, получил Он власть для наказания Содомлян. Таким образом, Авраам был пророком и видел будущее, которое должно было произойти человеческим образом, (видел) Сына Божия, как Он беседовал с людьми и ел с ними и потом должен был совершить над ними суд Отца, как Он получил власть для наказания Содомлян от Того, Кто владычествует над всеми. 45 . И когда Иаков шел по Месопотамии, он видел в видении, что Он стоял вверху на лестнице, то есть на древе, которое простиралось до самого неба, ибо по ней восходят на небо верующие в Него. Ибо Его страдания суть наше вознесение горе. И все подобные видения указывают на Сына Божия, как Он беседовал с людьми и жил с ними. Ибо с Авраамом беседовал, пребывая на малом месте, не Отец всего – Который не мог быть видим миром – и не Творец всего, Который говорит: «Небо – престол Мой и Земля – подножие ног Моих; какой дом созиждете Мне и  какое место – покой Мой » ( Ис. 66:1 ; Деян. 7:49 )? и Который объемлет землю Своею горстью и простирает небо Своею рукою? – но Слово Божие , Которое всегда было с человечеством и наперед возвещало имеющее произойти будущее и учило человека Божественному.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Апостол Павел, говоря, что Христос есть основание, присовокупляет: Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, — каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня. (1Кор 3.12–15). Хотя эти слова можно понимать об огне мучений, употребляемом для нас еще в сей жизни, однако ж если кто будет понимать их и о будущем очистительном огне, должен только непременно иметь в виду то, что чрез огонь может спастись не тот, кто назидает на сем основании железо, медь или свинец, т. е. грехи важные, тягчайшие и потому неразрешимые в той жизни, но кто назидает дрова, сено, тростие, т. е. грехи маловажные и легчайшие, которые удобно может истребить огонь. Должно заметить притом, что не получит там очищения и от малых грехов тот, кто не заслужил его добрыми делами еще в сей жизни . 40. О душе диакона Пасхазия Когда я был еще юношею и в мирской одежде, то слышал рассказ от старших и знающих людей, что Пасхазий, диакон нашего апостольского седалища, от которого есть у нас книги о Св. Духе, исполненные света и истины, был человек удивительной святости, преданный делам милосердия, питатель нищих до пренебрежения к себе самому. Пасхазий в том споре, который вели с горячею ревностью верующие относительно Симмаха и Лаврентия, избранных на первосвятительский престол, держал сторону последнего. Побежденный единодушным сопротивлением других, он, однако ж, до конца жизни остался при своем мнении, любил и предпочитал Лаврентия, которого суд епископов не удостоил предстоятельства над Церковью. Так он и умер во время управления апостольским престолом первосвятителем Симмахом. Когда несли тело Пасхазия для погребения, то один беснующийся прикоснулся к покрову, положенному на гроб, и тотчас получил исцеление. Спустя много времени Герману, епископу Капуи, о котором я выше упоминал, врачи присоветовали для излечения болезни мыться в ангулянских купальнях.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любы Бога и Отца и причастие Святаго Духа буди со всеми вами [ 2Кор. 13, 13 ]. Как нельзя более благовременно это благожелание апостольское произносится священнодействующим именно в это время. Благодать Иисуса Христа, милующая, очищающая, спасающая, просвещающая, укрепляющая души наши, нужна не во всякое время, а теперь, в эти страшные, небесные минуты, когда с нами служит множество воинств небесных, с трепетом окружающих престол Божий; благодать Божия, просвещающая и укрепляющая слабые, рассеянные силы духа, особенно нужна нам для возможного понимания высоты и важности предстоящего Таинства. Любы Бога и Отца. В эти минуты надобно всем восчувствовать беспредельную любовь к нам, грешным, Бога и Отца, Который так возлюбил... мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную [ Ин. 3, 16 ], – и самим возлюбить Его со Единородным Сыном и Духом Святым, отвергнув все житейские пристрастия; и причастие Святого Духа необходимо нам наипаче в это время потому, что без сего причастия не можем мы возлюбить Бога Отца, ибо только Духом Святым можем взывать к Богу с искренней любовию: Авва, Отче! [ Гал. 4, 6 ]! Ибо только благодать святая предочищает, освящает, просвещает, умиротворяет и укрепляет нас к достойному и благоплодному предстоянию во время святейшего Таинства. Молим Ти ся, Боже наш, – во время пения этих слов вся церковь , все предстоящие в храме должны молиться вместе со священнодействующими, чтобы Отец Небесный ниспослал Духа Своего Святого на нас и на предлежащие Дары, и читать про себя молитву: Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час апостолом Твоим низпославый, Того, Благий, не отыми от нас, но обнови нас, молящих Ти ся (и действительно совершается всегда чудное обновление наше по причащении Святых Таин). Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от Мене. В это время ни одна душа не должна оставаться хладною, но всякая душа должна быть воспламенена любовию к Богу, а охлаждают душу, напомним опять, житейские попечения и страсти, как-то: сладости, корысть, любочестие, гнев, вражда, зависть, ревность. Наипаче в это время да будут души наши как светильники – горящие и светящие на престоле и пред святыми иконами, как кадило – горящее и благоухающее, как дым фимиама, восходящий горе.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

В Евангелии от Матфея Христос говорит: тогда явится знамение Сына Человеческого на небеси ( Мф. 24, 30 ). Этим знамением Сына Человеческого, по толкованию Златоуста, Феофилакта, Кирилла и других, будет Крест Христов на Страшном Судилище. Отсюда ясно видим, какую честь имеет Святой Крест, который Христос называет Своим знамением: Явится знамение Сына Человеческого. Земные цари имеют свои знамения. У одних такими знамениями являются орлы, у других львы, у третьих иное, а знамение Царя Небесного Крест. Каково же безумие и дерзость, противники, если вы Крест Христов, знамение Сына Человеческого, презираете и ругаете! Знамения ваших земных царей у вас в таком почете, и вы изображаете их на ваших домах, на воротах, на столпах, на пенязях и сосудах, а знамение Сына Человеческого, Царя царствующих, презираете, ругаете и, как от скверны какой-то, отводите от него глаза. Но будет время, когда, увидев знамение Сына Человеческого, сияющее на Небесах, вы постыдитесь и, горько рыдая, возгласите: Итак, мы заблудились от пути истины, и свет правды не светил нам ( Прем. 5, 6 ). Святой Златоуст в Слове о Кресте и разбойнике говорит о троякой причине явления Креста Господня на Страшном Судилище. ПЕРВАЯ ПРИЧИНА: Для прославления Христа, стяжавшего Себе такую славу страданиями и Крестной смертью , и взошедшего на Царский Престол как бы по Крестной лестнице. ВТОРАЯ ПРИЧИНА: Для утешения Православных крестопоклонников, чтобы они ясно увидели Крест Христов, как ключ, отворяющий двери небесные, и как Ноев ковчег, в котором одном лишь спасение, а вне его гибель. ТРЕТЬЯ ПРИЧИНА: Для посрамления и устрашения нечестивых, которым Крест Господень кажется соблазном и безумием. Подобно тому, как жезл Моисея, брошенный оземь, превращался в змея, так и для крестоненавистников, отвергающих этот душеспасительный жезл, он превратится в жестокого змея, угрызающего душу и тело гибельным угрызением. Первый вывод Ибо слово о Кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, – сила Божия ( 1Кор. 1, 18 ). Из этих Апостольских слов следует такое доказательство. Те, кому слово о Кресте юродство, сыновья погибели, поскольку слово о Кресте для погибающих юродство есть. Но вам, противники, слово о Кресте есть юродство. Когда мы кланяемся Кресту Господню и учим кланяться других, вы смеетесь этому и считаете нас юродивыми. Если для вас слово о Кресте есть юродство, то вы сыновья погибели.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Ведь Христос громким гласом возвещает: «Сын пребывает вовек». Горькому безумию этих людей сопротивляется обличитель Даниил, муж, который охотно сказал: «Видел Я в ночных видениях, что вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий...» И потом сказал: «Власть Его – власть вечная, непреходящая, и царство Его не разрушится». Так говорит и божественный песнопевец Давид «Престол Твой, Боже, во век века. Посох (скипетр праведности) – посох Царствия Твоего». И затем «Сначала Ты, Господи, основал землю, и небеса -создания Твоей руки. Они погибнут, а Ты пребываешь, и Тот же, и годы Твои не уменьшатся». То, что о Господе говорит высокий разумом Павел, то он говорит повсюду в своих посланиях, показывая, что Творец, Царь, Бог – Он прежде веков и навечно. И еще то же самое боговидец и божественный законодатель Моисей поет: «Господь царствует вовек», и навечно мы исповедуем Господа нашего Христа. Поэтому не думай «отколе» и «доколе»; что мол когда-то обретет конец Христово Царствие. Из-за заблуждающихся дурно понимается то, что хорошо сказано. Сам апостольский глас обличает их суетное понимание. Сказано, что смерть царствовала от Адама до Моисея. Но разве тем самым она только до времени Моисея царствовала, не распространив свою власть над множеством людей; и ее, по всем возрастам проходя, Христос запял (запнул), увенчав людей над ее властью, Сам для смерти став смертью. И сейчас о Моисее иудеи измышляют, но могилы его не найдено до сих пор. И когда Христос преобразился, Моисей вместе с Илией пророком стоял на вершине горы, так что не нужно думать, что Моисей преставился плотью, а было точно как с Илией, который преставился плотью, хороня их мысль о возвеличивании, и поиск неразумной славы мужа: говоря, что он мертв, иудеи величаются. И опять тот же Апостол сказал, обличая их: «До сегодняшнего дня – когда это читается – на их сердцах лежит покров Моисея». Как тогда Апостол сказал в послании Коринфянам: «И до вас дошел Евангелием Христовым», – только ли до Коринфа? Разве не доходил он в своей проповеди , обегая по кругу землю в скорости от востока до запада, и до Илирика, и до самого Рима? И он же сказал: «Утешая себя во все дни, пока день этот не наречется».

http://azbyka.ru/otechnik/Kesarij_Nazian...

Видения 4-й и 5-й глав, с явлением Небесного престола и Агнца, взявшего книгу с семью печатями, «были первыми обнаружениями Божественной промыслительной деятельности в первом из пяти порядков апокалиптических явлений второй части. За ними следует видение снятия печатей книги, сначала – первых шести. Это видение предполагает первые, и притом не только по своей внешней связи, но и по своему внутреннему соотношению. Небо и Небесный престол служат источником и основанием всех тех событий и явлений, которые совершаются на земле». Для земли они могут представляться, да и представляются обычно, как бы случайными и неведомо почему и как, какою силой вторгающимися в земную жизнь новыми данными. Но «в них осуществляется Божественная воля, и они должны быть рассматриваемы с этой именно стороны» (прот. Орлов) 188 . 1–2. И я видел, что Агнец снял первую из семи печатей, и я услышал одно из четырех животных, говорящее как бы громовым голосом: иди и смотри. Я взглянул, и вот, конь белый, и на нем всадник, имеющий лук, и дан был ему венец; и вышел он как победоносный, и чтобы победить. Оставаясь в прежнем положении и все так же «в духе», тайновидец в этой, 6-й главе созерцает, как одна за другой снимаются первые четыре печати Агнцем и от каждой выходит особый конь символического цвета. А голос, сильный, как гром, говорит Иоанну: Иди и смотри, исходя по очереди от каждого из четырех животных. По снятии первой печати Иоанн видит выходящего белого коня и всадника на нем. По общему почти мнению большинства экзегетов, «победоносный всадник первого явления, сидевший на белом коне, означал первоначальную Церковь Христову. Проповедь апостольская веры Христовой, быстро распространявшаяся по лицу земли, везде побеждала и переходила от одних к другим многочисленным победам. Слово Божие росло и умножалось, покоряя народы и близких, и отдаленных стран победоносною своею силою. Белизна коня» и вид всадника «означали войну, но не кровавую, не убийственную, а войну против заблуждений, нечестия и разврата. Лук всадника-победителя напоминал крест Христов, уязвляющий неотразимою силою врагов Бога и людей» (Яковлев) 189 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/apokal...

Воздетые руки Божией Матери и чётко прорисованные между ними складки мафория образуют как бы чашу, вмещающую фигуру Младенца Христа и Саму Богородицу. Это знамение Небесной Литургии, в которой Богородица являет Собой Храм, Престол и Просфору. Она молится за весь мир и как бы сораспинается со Христом: «Прямостоятельное моление, распростертые руки предпосылающа, страсть креста в подобии изображает» 125 . Начало и конец времён заключены в круге вечности. Се Дева во чреве приимет, и родит Сына, и этот рожденный Бог станет Жертвенным Агнцем Христом, восстанет из гроба и вновь соединится с Матерью в Небесном Иерусалиме, как соединяется Богородица-просфора с Телом и Кровью Христа в Чаше на Литургии. «Помяни, Господи, Святую Твою Соборную и Апостольскую Церковь ; юже (сущую) от конец даже до конец вселенныя и умири ю (Ее), юже наздал (поставил) еси честною Кровию Христа Твоего; и Святой Храм сей утверди даже до скончания века» 126 , – молится Церковь на Литургии. В иконе «Знамение» образ страдания преобразуется в то, ради чего оно претерпевалось – в бесконечную радость будущего века, где творение соединяется со Христом. И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего. И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; и они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их ( Откр.21:2–3 ). Такой онтологический план есть в любой иконографии Божией Матери, но художественный образ «Знамение» сообщает ему абсолютную форму. Мистическая глубина образа «Знамение» определила его важное место в богослужении. Эта иконография издревле помещалась в алтарной апсиде и на запрестольном образе. Запрестольная икона всегда выносная и двусторонняя. Первоначально на её обороте писали страсти Господни или образы мучеников. Но со временем возобладала традиция помещать изображение свт. Николая, архиепископа Мирликийских, воплотившего идеал совершенного пастырского служения. С тех пор на запрестольной иконе с одной стороны находится образ Вселенского Тела Церкви и Её Собора, а с другой – епископа, поставленного во образ Христа собирать в Неё верующих своим омофором. Соединение этих образов символизирует мистическое единство Небесной и земной Церквей, претворяемое в Евхаристии и исполняющееся в конце времен, как было открыто апостолу и евангелисту Иоанну.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/bozhija-...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010