Но никто из сыновей Давида не владычествовал вечно, также и царство его не продолжалось вечно, ибо оно уничтожилось, а только царь, родившийся от Давида, то есть Христос (владычествует во веки). Все эти свидетельства относятся к происхождению Его по плоти и обозначают также в ясной речи Его род и место, где Он должен родиться, так что не было надобности искать Сына Божия родившимся среди язычников или где-нибудь в другом месте, но в Вифлееме иудейском из рода Авраама и Давида. 65 . Также указывая на Его вход в Иерусалим, который был главным городом Иудеи, где находился царский престол и храм Божий, пророк Исаия говорит: «Скажите дщери Сиона: се, царь твой грядет к тебе, кроткий, сидящий на ослята, на жребяти, сыне ослицы» ( Ис.62:11 ; Зах. 9:9 ). Ибо Он пришел в Иерусалим, сидя на жребяти ослином, когда толпа возложила (на жребия) свои одежды и Его посадила на него. Под дочерью же Сиона разумеется Иерусалим. 66 . Таким образом, Пророки возвестили о том, что Сын Божий должен родиться, и каким образом и где определено Ему родиться, и что Христос – единый вечный Царь. Точно также они предсказали, как Он, происходя от людей, исцелит тех, которых Он исцелил, и воскресит мертвых, которых Он воскресил, и как Он будет ненавидим и поруган и пострадает и будет умерщвлен и распят, как Он (действительно) был ненавидим, поруган и умерщвлен. 67 . Теперь мы скажем об исцелениях Его. Об этом Исаия говорит так: «Он понес наши немощи и наши болезни возложил на Себя» (53:4), то есть понесет их и возложит на Себя. Ибо есть такие места, где Дух Божий сообщает чрез пророков имеющее произойти, как совершившееся; ибо что у Бога взвешено и предопределено, чтобы наверное произойти, то рассматривается как уже произошедшее. И Дух, наперед созерцая и провидя то время, когда пророчество должно исполниться, (соответственно этому) делает Свои изречения. И для обозначения образа исцеления он говорит следующее: «в тот день глухие услышат написанные слова и прозрят во тьме и во мраке глаза слепых» ( Ис. 29:18 ); и опять он же говорит: «укрепитесь, ослабевшие руки и дрожащие и спотыкающиеся колена; утешьтесь, робкие и малодушные умом; будьте тверды, не бойтесь; вот Бог наш – Он воздаст судом; Он Сам придет и спасет нас. Тогда откроются глаза слепых и уши глухих услышат; тогда хромой вскочит, как олень, и язык заикающихся будет свободен (ясен)».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Но что нужно для прощения в будущем веке? Апостол Иаков повелевает молиться друг за друга: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» ( Иак.5:14-15 ). Но может быть, существует отпущение грехов только для живых? Ничуть. Это относится и к умершим. Ведь Христос сказал: «Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» ( Лк.20:38 ). Значит, о живущих в той загробной жизни нам следует тоже молиться. Раз Священное Писание повелевает молиться об усопших, то Церковь творила это от Апостольских времен и будет молиться за умерших всегда. Примеров великой полезности такой молитвы бесчисленное множество, как в творениях святых отцов, так и в современной жизни. Вот у святого Кир-Луки умер брат, беспечно проводивший свою земную жизнь. Святой долго и усердно молился, чтобы Господь открыл ему участь усопшего. Он получил от Господа видение: брат его стоит в нищенских одеждах, с лицом, рассеченным страшной раной, от которой он и умер. Он очень хочет пить, но воды ему нет. По окончании видения Кир-Лука посетил комнату, где жил брат, и обнаружил там много золота и серебра. Он раздал все драгоценности нищим, стал совершать о покойном литургийные молитвы, подавать просфоры и отправлять панихиды. В новом видении другая картина: стоит Престол Божий, на нем во славе восседает Господь. Перед Престолом — покойный брат. Справа от Господа светлые Ангелы, а слева — отвратительные демоны. Последние кричат к Богу: «Ты справедлив и праведен — эта душа много сотворила зла в земной жизни, и она должна принадлежать нам». Ангелы в свою очередь взывают к Творцу, говоря, что за эту душу принесено много молитв и милостыни, и она должна быть помилованной. Демоны возражают, что эту милостыню и молитвы творил не покойный, а другой человек — Кир-Лука. Тогда святой воскликнул: «Господи, не за себя творил я милостыню, а за брата, и прими ее только за него». И душа брата была помилована Господом.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arh...

Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века». Москва Фестиваль «Весна духовная. На пути к Пасхе». Москва Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва Выставка «Праздник Благовещения». Москва Выставка «Ars Sacra nova. От мифа к символу. Русская история и евангельские мотивы в творчестве художников модерна России и русского зарубежья 1900-1940-е гг.». Москва Открытие выставки «Данте, пророк надежды». Москва Пресс-конференция в преддверии Страстной седмицы и праздника Пасхи. Москва Концерт фестиваля «Свет Христов», посвященный 225-летию А.С. Пушкина, Москва Концерты фонда «Искусство добра» в Соборе на Малой Грузинской и на других площадках Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва Все » Новости Папа Франциск совершил в Сикстинской капелле мессу «за Церковь» 15.03.2013 02:15 Версия для печати Ватикан, 15 марта, VIS/Благовест-инфо. Вечером 14 марта, на следующий день после своего избрания на Римский престол, Папа Франциск совершил в Сикстинской капелле Апостольского дворца мессу «за Церковь». Понтифику сослужили 114 кардиналов-выборщиков. За мессой были прочитаны положенные по уставу  отрывки из Священного Писания. Из Ветхого Завета – пророчество Исаии: «И будет в последние дни, гора дома Господня будет поставлена во главу гор и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы… И будет Он судить народы, и обличит многие племена; и перекуют мечи свои на орала, и копья свои - на серпы: не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать». (Ис. 2: 2-4). Из Апостольских посланий – отрывок из Первого послания Петра: «… как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом… Вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (I Пет. 2: 5-9).

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Ныне вспоминая историческое событие — восшествие на Московский Патриарший престол святителя Тихона — и воздавая должное его исповедническому служению, пришедшемуся на время богоборчества, полагаю справедливым выразить благодарность Церквам-Сестрам за неизменную солидарность с Русской Православной Церковью, претерпевшей в минувшем ХХ веке жесточайшие гонения. Одному Богу ведомо, сколько было сделано и пережито нашей Церковью за это время, исполненное многих скорбей и испытаний. Главным для Неё было и остается — служение Богу и людям. А это значит, что Она и впредь будет сохранять апостольское преемство и иерархический строй, безбоязненно возвещать евангельскую Истину, откликаться на вопрошания современников и давать на них пастырские ответы, сообразуясь с наставлением апостола Петра: «Будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1 Пет. 3:15). Окидывая ныне мысленным взором минувшее столетие, мы благодарим Пастыреначальника и Совершителя нашего спасения Господа Иисуса Христа за вся, яже о нас бывшее : за годы притеснений и духовного возрождения, за радость пребывания в лоне Святой Церкви и страданий за Имя Христово, за обретение для Царства Небесного ищущих спасения душ человеческих, за дар молитвенного общения и утверждения церковного единства.  Отрадно видеть сколь щедро Господь изливает Свои милости на Русскую Православную Церковь, на всех нас, ее смиренных служителей, вдохновляемых примером славных предшественников и с усердием исполняющих многоразличные послушания, прилагающих усилия к тому, чтобы слово Божие росло, и число учеников весьма умножалось (Деян. 6:7). Миссия Церкви нелегка и ответственная. Но на протяжении веков она, водительствуемая Святым Духом, неустанно возвещает даже до края земли (Деян.1:8) благую весть о Том, Кто есть Путь, и Истина, и Жизнь (Ин. 14:6) – о Господе и Спасителе нашем Иисусе Христе. За последние годы, Богу содействующу, в добром сотрудничестве клира и паствы, людей церковных и светских, при поддержке жертвователей и благотворителей немало было сделано для развития религиозной жизни на всем пространстве пастырской ответственности Московского Патриархата. Однако было бы большой ошибкой полагать, что этого уже достаточно. Мы сделали лишь только то, что, по слову Божиему, должны были сделать (Лк. 17:10).

http://patriarchia.ru/db/text/5077630.ht...

О, какие у них богоборные мысли и слова! О, какое ни с чем не сравнимое безумие и безверие! О, какое крайнее невежество и незнание боговдохновенных Писаний! Как не поняли они, окаянные, сказанного о Ней праотцем ее к происшедшему из Нее воплотившемуся Богу Слову: Предста Царица одесную Тебе, в ризах позлащенных одеяна, преиспещрена ( Пс. 44:10 )? Какая же это Царица, преиспещренная ризами златотканными, о несмысленные и косные сердцем? И одесную Кого стоит Она? Разве не знаете горнейшего седалища Единородного, о Котором говорит родивший Его Отец: Рече Господь Господеви моему: седи одесную Мене; из чрева прежде денницы родих Тя; также: престол Его яко солнце предо Мною, и яко луна совершена в век ( Пс. 109:1,3, 88:37–38 ). Там же и Царица и Госпожа всех стоит одесную Царя всех, Сына и Творца ее, моля Его непрестанно о спасении всех, приступающих к Ней с верою и твердым упованием и ищущих от Нее помощи и избавления от бед, которыми они одержимы. Но услышьте, глухие, что говорит к Ней праотец Ея: Слыши, Дщи, и виждь, и приклони ухо Твое, и забуди люди Твоя, и дом отца Твоего, И возжелает Царь доброты Твоея ( Пс. 44:11–12 ), то есть, несравненной чистоты и целомудрия, и непорочного девства ее, зане Той есть Господь Твой, то есть, ибо Он, Создатель и Бог ее, благоволил соделаться и ее сыном. Поэтому и поклонишися Ему, как Богу и Сыну Твоему. И дщи тирова, то есть народы, бывшие прежде идолопоклонническими, ибо таков был город Тир, впоследствии, верою во Христа и божественною банею пакибытия соделавшись дщерию Божиею, прибегнут к Тебе с дары, как к Пречистой Матери Бога их. Также и богатии людстии Твои помолятся лицу Твоему со страхом и любовью, преклоняя колена пред пречистою и достопокланяемою иконою Твоею, что и совершается на самом деле и до сего времени всеми не только православными, но и всеми вообще зломудрыми еретиками латинянами и армянами, начиная с самых времен апостольских, когда божественный евангелист Лука написал честное ее изображение и принес оное к Ней, прибывавшей еще в этой жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Grek/pr...

Обозрение содержания и разделение Чтобы легче усвоить памятью и укрепить в мысли апокалипсические видения и пророчества, их можно вкратце изложить таким образом. I. Вступительная картина явившегося Иоанну Сына человеческого в царском и первосвященническом одеянии, с белыми, как снег, волосами, с пламенными очами, с блещущими, как раскаленная медь, ногами; с голосом, подобным шуму вод многих и с лицом, как солнце сияющим в силе своей, причем меч обоюдоострый исходил из уст его ( Откр. 1 ). II. Наставления, со слов самого главы церкви, семи малоазийским церквам: Ефесской, Смирнской, Пергамской, Фиатирской, Сардинской, Филадельфийской и Лаодикийской ( Откр. 2, 3 ). III. Два видения, предшествующие пророчествам апокалипсическим: видение Бога, сидящего на престоле и Агнца ( Откр. 4, 5 ). Престол Божий осенен изумрудной радугой и изводит молнии, громы и гласы. Пред престолом горели семь светильников, а около него на 24-х престолах восседали старцы в белых одеждах и с золотыми венцами на головах. От престола расстилалось кристальное море, а возле самого престола славословили Бога четыре шестокрылые и многоочитые животные, имевшие вид льва, тельца, человека и орла. По гласу сих животных и 24 старца славословили Бога, падая пред престолом Божиим и полагая пред Ним венцы свои ( Откр. 4 ). В деснице у сидящего на престоле была книга, написанная внутри и отвне и запечатанная 7-ю печатями. После многого плача Иоаннова о недоступности таинственной книги, Агнец как бы закланный, с семью рогами и семью очами, пришел и взял из десницы сидящего на престоле книгу, чтобы распечатать ее и объявить ее содержание; при чем четыре животных и двадцать четыре старца воспели Агнцу новую боголепную песнь, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама ( Откр. 5 ). IV. Вскрытие Агнцем семи печатей книги ( Откр. 6, 7 ). По вскрытии 1-й печати является конь белый с победоносным увенчанным всадником, вооруженным луком. По вскрытии 2-й печати является конь рыжий и на нем всадник с большим мечом, имеющий взять мир с земли.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Однако Господь говорит, что у Него есть претензии и к первой Церкви: «Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою» ( Откр.2:4 ). В чем проявлялась первая любовь? Апостольская община в Иерусалиме не имела личной собственности: люди добровольно продавали свое имущество и складывали к ногам апостолов вырученные деньги, так что не было среди них ни бедных, ни богатых, но все имели необходимое. Каждый человек проявлял свою любовь, служа другому. Никогда больше в последующие годы в Церквах такого не было. И лишь в монастырском быту, где у монахов ничего собственного нет, эта любовь и этот принцип первой общины в Иерусалиме сохранились. Любовь же заключается в том, что люди не отделяют себя от других, но пребывают все вместе в горячей взаимной любви. 18 Иерусалимская община прекратила свое существование, а другие Церкви не смогли или не захотели продолжить ее опыт. Это Господь и расценивает как отход от первой любви – той, которую христиане имели в начале. Это некое охлаждение любви, позднее приведшее к тому, что на Церковь обрушилась целая эпоха гонений. Гонения ведь не случайны: когда есть горячая любовь, тогда скорби и не нужны, а когда любви не хватает, тогда Господь зовет спасаться скорбями. «Итак вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела; а если не так, скоро приду к тебе, и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься» ( Откр.2:5 ). Господь обращается к Церкви с призывом к покаянию, в противном случае Он обещает сдвинуть светильник, то есть обещает уничтожение этой Церкви, гонения и скорби. Как нам известно из трудов Андрея Кесарийского , это пророчество сбылось в буквальном смысле. Эфесская Церковь не покаялась – известно, что в V веке в ней процветал грех симонии. Епископ Антонин Эфесский организовал продажу священнических должностей, у него имелись и точные таксы на епископские и священнические должности. Иоанн Златоуст , узнав об этом, сместил его. В результате этого греха главный престол Малой Азии перешел из Эфеса в Константинополь, соответствующее решение было принято уже на IV Вселенском Соборе. Здесь имело место прямое проявление воли Господа: любовь оскудела в Эфесской Церкви, и этот светильник был сдвинут с места. Сейчас этой Церкви уже нет.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Ответ мы находим в тайне Великой Субботы – в сопряжении смерти и жизни, которое венчается Воскресением. Божественность Господа Иисуса Христа предполагает Его владычество над смертью и адом, и поэтому актом Воскресения исчерпывается существо евангельской хроники. Но другая сторона события раскрывается в Деяниях апостолов в речи апостола Петра в день Пятидесятницы. «Мужи братия! да будет позволено с дерзновением сказать вам о праотце Давиде, что он и умер и погребен, и гроб его у нас до сего дня; будучи же пророком и зная, что Бог с клятвой обещал ему от плода чресл его воздвигнуть Христа во плоти и посадить на престол его, он прежде сказал о воскресении, что не оставлена душа Его во аде и плоть Его не видела тления» ( Деян. 2:29–31 ). Здесь апостол Петр очень кратко выражает церковное предание о схождении Иисуса Христа душою во ад, и это – учение Церкви. В этой связи следует обратить пристальное внимание на «Евангелие Никодима», дошедшее до наших дней в различных редакциях, и Константин Тишендорф мастерски раскрыл в нем элементы более древних текстов, называвшихся «Схождение во ад», «Деяния Пилата», «Письмо Пилата к императору Тиберию по делу Иисуса Христа», 228 «Смерть Пилата». Очевидно, что источники «Евангелия Никодима» восходят к эпохе, близкой апостольскому христианству, и в этом нас убеждает речь апостола Петра. Содержание текста апокрифа состоит в изображении подробностей Распятия, причем к фактам, переданным каноническими Евангелиями, присоединяются некоторые другие детали. «И вывели Иисуса из судилища, и двух разбойников с Ним. Когда же все прочие собрались на место, сорвали с Него ризы Его и опоясали платом, и венец терновый на Его голову возложили. Так же и двух разбойников с Ним распяли, Дижмана по правую руку Его, а Гесту по левую. Иисус же сказал: “Отче, прости им, ибо не знают, что делают”. И разделили между собой ризы Его. И стояли первосвященники и старейшины иудейские, и поносили Его, говоря между собой: “Лечил других, теперь исцели Себя Сам! Если Ты Сын Божий, вниз сойди с креста!” Поносили Его и воины, уксус и желчь принесли Ему пить и сказали: “Если Ты царь, избавь Себя Сам”. И взял сотник Лонгин копье, и пронзил ребра Его, и истекли из ребер Его кровь и вода. И приказал игемон надпись над крестом сделать на трех языках – по-еврейски, по-гречески и по-латински, как сказали иудеи: “Сей есть царь иудейский . Один из разбойников, которые были распяты, по имени Геста, сказал Ему: “Если Ты Христос, избавь Себя Сам и нас избавь ’. Ответил ему Дижман и, возражая, сказал: “Не боишься ли ты Бога? И ты приговорен этим же судом! Ведь знаешь, поистине: что заслужили, то и приемлем, а Он не сделал ничего дурного”. Потом, вздыхая, сказал Иисусу: “Помяни меня, Господи, во Царствии Твоем!” Отвечал ему Иисус: “Аминь, говорю тебе: сегодня будешь со Мною в раю”.» 229

http://azbyka.ru/voskresenie-hristovo-vi...

Оттого возрадовалось сердце мое, и возвеселился язык мой: даже и плоть моя упокоилась в уповании, ибо Ты не оставишь души моей во ад и не дашь святому Твоему увидеть тление; Ты дал мне познать путь жизни, Ты исполнишь меня радостию пред лицем Твоим» ( Пс.15:8–11 ). Мужи братия! да будет позволено с дерзновением сказать вам о праотце Давиде, что он и умер и погребен, и гроб его у нас до сего дня; будучи же пророком и зная, что Бог с клятвой обещал ему от плода чресл его воздвигнуть Христа во плоти и посадить на престол его ( 2Цар.7:12 ; Пс.131:11 ), он прежде сказал о воскресении, что не оставлена душа Его во аде (ο κατελεφθη ψυκ ατο ες δου) и плоть Его не видела тления» ( Пс.15:10 ; Деян.2:24–28 ). Приведенный текст определенно говорит о пребывании Иисуса Христа во аде душой и победе над смертью , не могшей удержать Его. Здесь святый апостол в кратких словах выражает содержимое церковным преданием учение о схождении Иисуса Христа душою во ад. Учение это зафиксировалось во множестве писаний. Из них следует отметить, сыгравшее огромную догматическую и литургическую роль т. наз. Евангелие Никодима (evangelium Nicodemi). Дошедшие до нас тексты чрезвычайно разнообразны по спискам и редакциям. В общем, они относятся к V веку. Однако критикой (гл. обр. Тишендорфом) в нем вскрыты в качестве составного элемента более древние тексты книг, называвшихся: 1) «Схождение во адъ» (Descensus ad inferos); 2) «Деяния Пилата» (Acta Pilafti, Gesta Pilati); 3) Письмо Пилата к имп. Тиверию по делу Иисуса Христа (νφορα); 4) «Смерть Пилата» (Mors Pilati) и др. В общем источники «Евангелия Никодима» восходят к эпохе близкой к апостольскому христианству. В этом нас убеждает текст цитированной речи ап. Петра. Правильнее всего будет сказать, что и речь св. ап. Петра и Евангелия Никодима, оба выражают вероучение Церкви. Содержание текста Никодимова Евангелия состоит в изображении подробностей Распятия, причем к фактам, переданным каноническими Евангелиями, присоединяются детали. Но помимо этого, во второй его части передаются события, связанные с сошествием Христа во ад – со слов воскресших в момент смерти Спасителя сыновей св.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

(Первосвященники же и книжники стояли и усильно обвиняли Его. Но Ирод со своими воинами, уничижив Его и насмеявшись над Ним, одел Его в светлую одежду и отослал обратно к Пилату.) Враги Господа, первосвященники и книжники и пред Иродом, как было и пред Пилатом (ст. 5), усильно обвиняли Господа (прилежно вадяще нань). Они сами сопровождали Его туда, потому что опасались, как бы не потерпеть им неудачи. Только, заметно, Ирод не обратил внимания на их обвинения. Если он с своими воинами уничижил (укорив) Господа и наругался над Ним, то это сделал не по обвинению их, а из-за оскорбленного самолюбия, что Он не только не сотворил пред ним никакого чуда, но и не удостоил ответа ни на один вопрос. (Мих.). Облек (одел) Его в ризу светлу. В светлую, – белую одежду облекались у Римлян искавшие какое-либо почетное место; также цари Иудейские носили белые, еще украшенные дорогими камнями, одежды в торжественных случаях. Когда Ирод одел Господа в такую одежду и отослал обратно к Пилату, то тем насмешливо выставлял Его, как забавного претендента на Иудейский царский престол и косвенно давал понять Пилату, что такой претендент достоин не осуждения на смерть, а только насмешки и пренебрежения (Мих.). Лк.23:12 . Быста же дрýга Ирод же и пилáт в тóй дéнь с собóю: прéжде бо беста враждý имýща междý собóю. (И сделались в тот день Пилат и Ирод друзьями между собою, ибо прежде были во вражде друг с другом.) Что было причиною вражды между Пилатом и Иродом, это неизвестно. Полагают, что вражда произошла по поводу жестокого поступка Пилата с галилеянами, – подданными Ирода в Иерусалиме, о чем повествовал св. Лука (чит. 13:1). Ирод и Пилат сделались друзьями между собою. Ироду понравились вежливость и внимательность к нему со стороны Пилата, и они сделались из врагов друзьями. «В истории страданий нашего Спасителя нет ни одного события, которое не имело бы высшего знаменования и не открывало бы нам дивных путей Божественного промысла», пишется в одной из духовных книг. Читая книгу Деяний Апостольских и наблюдая, как иудеи и язычники входят в церковь Христову, в которой примиряются и составляют одно тело и один дух во Христе, мы невольно обращаемся к свидетельству св. Луки, что Пилат, как представитель язычников, и Ирод, представитель иудеев, сделались друзьями с того дня, как они осудили Иисуса Христа. Не видим ли здесь, что Иисус Христос уничтожает средостение между миром языческим и иудейским, разрушает вражду плотию Своею, предавая ее на убиение и поругание?» (Воскр. Чт. 23, стр. 559) Новый суд над Иисусом Христом у Пилата.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010