Так св. апостол Петр, когда Симон волхв хотел купить у апостолов за серебро дар Святаго Духа и власть апостольскую, да на него же еже возложит он руце, тот приемлет дар Св. Духа, апостол Петр говорит Симону: сребро твое да будет с тобою в погибель, яко дар Божий непщевал еси сребром стяжати. Несть ти части, ни жребия в словеси сем: ибо сердце твое несть право пред Богом. Покайся убо о злобе твоей сей и молися Богу; может быть, отпустится тебе помышление сердца твоего. Ибо вижу тебя исполненнаго горькой желчи и в узах неправды (Деян. 8, 18–24). Недаром св. Петр говорил с сомнением: молися Богу, быть может отпустится тебе помышление сердца твоего. Это было прозрение. По записанному преданию первых веков, Симон волхв не покаялся и продолжал обольщать народ ложными чудесами, за что и казнен смертью тем же св. апостолом Петром. Симон волхв волхвовал пред народом в Риме, но по молитве св. Петра упал и разбился до смерти. Так и апостол Павел, когда проконсул Сергий, призвав Варнаву и Павла, пожелал услышать от них слово Божие, а Еллима волхв противился им, стараясь отвратить проконсула от веры, – Павел, исполнившись Духа Святаго и устремив на Еллиму взор, говорит: о, исполненный всякаго коварства и всякия злобы, сын диавола, враг всякия правды! Перестанешь ли ты совращать с прямых путей Господних! И поразил его временной слепотой (Деян. 13, 6, 11). Мягче ли отношения к подобным людям величайшего проповедника любви, святого апостола Иоанна? Во втором послании своем св. апостол пишет: всякий преступающий учение Христово и непребывающий в нем не имеет Бога в себе. Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его (и радуйся ему не глаголите). Ибо приветствующий его участвует в делах его злых. III. Вот подлинное учение, в подлинных же выражениях, Иисуса Христа и апостолов Его об отношениях к еретикам и раскольникам и всякого рода неверным. Потому говорить об общении с подобными врагами Церкви, которые расстилают такие широкие сети для уловления верных чад ее, и противно духу Церкви, и беспредельно опасно. Верховнейшие апостолы Христовы, Петр, Павел и Иоанн, проповедовали не общение, а боязнь к ним и устранение от них. Святые же апостолы, без сомнения, глубоко постигали и дух и нужду Церкви. Аминь. (Составлено по Четьи Минеям и «Поучениям» Никанора, архиепископа Херсонского, т. III, изд. 2, стр. 91–99).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

24. И слышавше десть, негодоваша бою брат. Услышав сие, прочие десять учеников вознегодовали на двух братьев И слышавше сие, т. е. то, что просили себе высших почестей в царстве Мессии апостолы Иаков и Иоанн, прочие десять вознегодовали, т. е. по поводу желания двоих из них возвыситься пред прочими, позавидовали им. Тут опять должно представить, как апостолы были несовершенны до сошествия Духа Св. на них. (Примомн. объясн. 1 ст. 18 гл.). 25. же призвавъ ихъ, реч: всте, к кнзи зыкъ господствютъ ими, и велицыи бладаютъ ими: Иисус же, подозвав их, сказал: вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими 26. не так же бдетъ въ васъ: но иже аще хощетъ въ васъ быти, да бдетъ вамъ слга: но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою 27. и иже аще хощетъ въ васъ быти первый, бди вамъ рабъ: и иже аще хощет в вас быти первый, буди вам раб Весте (вы знаете), яко князи язык (что князья народов) господствуют ими (над ними) и пр. В этих словах Господь открывает всем 12-ти апостолам, какое основное нравственноет правило Его царства, это не то, что в языческих царствах или вообще в царствах, властвование и возвышение над другими, а смирение и самоотвержение. «У народов, собственно у языческих, или вообще в мире бывает так, что князья господствуют над подчиненными им и вельможи властвуют над своими рабами, как бы так говорил Господь; но в Моем царстве будет не так: больший и первый должен быть слугою и рабом всем, т. е. должен сознавать себя ниже всех и быть готовым на всякое самоотвержение и на всякое доброе дело для ближнего, не только высшего, но и низшего себя». «Таким образом Своими словами апостолам Господь в одних уничтожает зависть, в других гордость», замечает св. Златоуст. Эти слова Господа не значат, что в церкви Христовой не должно быть ни высших, ни низших!., ни начальствующих, ни подчиненных: ибо Сам же Господь дал апостолам власть преимущественную пред другими верующими, власть начальственную (чит. Еф. 4:11–12 ); но они указывают только на нравственный характер отношений между начальствующими и подчиненными в церкви (Мих.). Так понимали и поступали бывшие начальствующими святые, как показывают жития их, напр., преп. Феодосий Печерский и Сергий Радонежский, св. равноапостольный князь Владимир и др. Так понимают и поступают и истинные последователи Христовы из властителей и начальствующих среди нас. Да и вообще всем начальствующим и властвующим между нами следовало бы твердо помнить правило своего Христа Законоположителя на счет отношений к подвластным! Толкуя вышесказанные слова Спасителя, св. Златоуст прибавляет: «не опасайся потерять честь свою от того, что смиряешься; смирением более возвысится и распространится слава твоя; оно есть дверь к царствию».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

2Кор.9:6 .  При сем скажу: кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет. Апостол, конечно, имеет в виду здесь награду, какую милостивый получит на небе (ср. Мф 5:7 ). 2Кор.9:7 .  Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог. Но при этом не должно быть никакого принуждения для имущего класса христиан: Бог любит и ценит только тех, кто дает добровольно (цитата из кн. Притч.22:8 по тексту 70-ти. В подлинном тексте этого выражения не имеется). 2Кор.9:8 .  Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело, 2Кор.9:9 .  как написано: расточил, раздал нищим: правда его пребывает в век 10 . На вопрос о том, откуда у христиан могут найтись средства для благотворения, если они уже роздали что могли, Апостол отвечает, что Бог будет им посылать такие средства на добрые дела. Еще в Ветхом Завете о щедром раздаятеле милостыни сказано, что «его правда», т. е. его праведные дела, «пребывает во век» ( Пс 111:9 ). Это значит, что Бог будет всегда награждать праведника и внешним благополучием (ср. Пс 111:3 ). 2Кор.9:10 .  Дающий же семя сеющему и хлеб в пищу подаст обилие посеянному вами и умножит плоды правды вашей, Ап. имеет здесь в виду изречение из кн. Исаии ( Ис.55:10 ), где подлежащим в выражении «дающий семя» – конечно, подразумевается «дождь». С дождем сравнивается у пророка благость и всемогущество Божие. У Апостола подлежащим служит подразумеваемое выражение «Бог». Тот Бог, говорит Апостол, Который дарует сеятелю семя, дает Коринфянам и средства на благотворение и потом еще «умножит плоды правды вашей» (ср. Ос. 10:12 ), т. е. вознаградит богато за ваше расположение к бедным. 2Кор.9:11 .  так чтобы вы всем богаты были на всякую щедрость, которая через нас производит благодарение Богу. Ту же мысль Ап. раскрывает здесь полнее. Полученное от Бога богатство сделает Коринфян еще более готовыми на подаяние милостыни. А как велико значение этой добродетели-щедрости! Чрез нее мы, слабые люди, возбуждаем во многих благодарные чувства по отношению к Богу и, таким образом, содействуем Его славе.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

(4) Дети! вы от Бога, и победили их; ибо Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире. (5) Они (лжепророки) от мира, потому [и] говорят по-мирски, и мир слушает их. (6) Мы от Бога: знающий Бога слушает нас; кто не от Бога, тот не слушает нас. По сему-то узнаем духа истины и духа заблуждения.   Второе соборное послание апостола Иоанна, 1:7   I (7) Ибо многие обольстители вошли в мир, не исповедующие Иисуса (Христа), пришедшего во плоти: такой [человек] есть обольститель и антихрист. «ЗВЕРЬ» ПОСЛАНИЕ ВАРНАВЫ, 4:1–5 Варнава известен по Новому Завету как спутник апостола Павла ( Деян. 4:36  и др.). Климент Александрийский , Евсевий Кесарийский  и другие христианские писатели причисляют его к 70-ти ученикам Христа, упомянутым у Луки (10:1). Согласно церковной традиции, Варнава пережил Павла и скончался в 76 г. Послание, написанное от его имени, датируется первой четвертью II в. н. э. 354  и является как бы продолжением и развитием канонического Послания к Евреям апостола Павла. Климент Александрийский  и  Ориген относились к нему как к подлинному, Евсевий занес его в число «спорных» сочинений (Церковная история, III 25; VI 14); наконец, Иероним Стридонский объявил его апокрифом. Хотя в своё время сочинение это было написано по-гречески, оригинал дошел до нас не полностью и некоторые части послания (первые четыре главы и половина 5-й) известны только в латинском переводе. IV. [Антихрист близко, и мы должны избегать заблуждения иудействующих и удаляться от дел пути злого] (1) Итак, надо тщательно исследовать настоящий предмет и изложить то, что может служить к нашему спасению. (2) Будем избегать всякого дела неправедного и возненавидим заблуждение века сего, дабы в будущем нам быть возлюбленными [Богом]. Не дадим душе нашей места, где бы она могла состязаться с нечестивыми и грешниками, дабы не уподобиться им. (3) Ибо приблизилось последнее искушение; об этом написано, как говорит Енох 355 : Господь сократил времена и дни для того, чтобы Возлюбленный Его ускорил Своим пришествием к наследию Своему.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/kni...

   Удовлетворявших этим условиям оказалось двое: «Иосиф», называемый «Варсавою», который прозван «Иустом», и «Матфей». Оба они неизвестны в евангельской истории. Есть предположение, что они были из числа 70-ти учеников Господа. Окончательное избрание из числа этих двух одного Апостола предоставили Самому Господу через жребий после усердной молитвы о том, чтобы Сам Господь показал, кого Он избирает. Таким образом в избрании нового Апостола совершилось двоякое действие — человеческое и Божественное: Апостолы со всем обществом верующих избирают двух, Господь, по молитве их, указывает одного.     «Ты, Господи, Сердцеведец всех…» — так обратились они в молитве к Господу: Господь Сердцеведец, знающий душу каждого человека, знал, кто из двух более способен понести возлагаемое на него служение. Определение по жребию есть установление ветхозаветное и в решении дел по жребию видели действие Самого Бога (см. Лев. 16:8и д.; Числ. 17:1 и д.; Числ. 34:13; Нав.14:2; 1 Цар. 14:42).    Писались обычно имена на листках; листки вкладывались в сосуд, встряхивались, и чей жребий первый вынимался из сосуда, тот и считался избранным.     «И выпал жребий Матфию» — в этом увидели волю Божию, «и он сопричислен к одиннадцати Апостолам». Святой Матфей проповедовал потом Евангелие во Иудее и Эфиопии и был побит камнями во Иерусалиме по приговору первосвященника Анана, особенного ненавистника христиан. Память его празднуется 9(22) августа. Другой кандидат Иосиф, он же Иуст, был после епископом Елевферополя в Иудее и тоже окончил свою жизнь мученической смертью. Память его 30 октября (12 ноября н.ст). Глава вторая Сошествие святого духа на апостолов в день пятидесятницы и недоумение народа (стихи 1—13). Речь апостола Петра и ее действие на слушателей (стихи 14—42). Религиозно-нравственное состояние первой христианской общины в Иерусалиме (стихи 43—47). Сошествие Святого Духа (Деян. 2:1—13) Деян.2:1. При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. Деян.2:2. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2761...

Братия! Слышанное ныне чтение из Апостола напоминает нам о великих благодеяниях Божиих, какими пользуемся мы, и о наших важных обязанностях, которые должны мы всегда исполнять. Апостол учит: «утверждающий нас с вами во Христе, и помазавший нас есть Бог». Апостольские слова относятся и к нам: и мы приняли веру во Христа, крестились во имя Святые Троицы, по учению Господа Иисуса Христа, и пребываем в сей вере, и надеемся чрез веру в Иисуса Христа получить спасение, по благодати Божией. И мы приняли помазание Святого Духа в таинстве Миропомазания: так и нас Бог запечатлел и дал залог Духа. По той печати, которую мы получили от Бога, мы именуемся христианами, как помазанные Духом Христа Спасителя, как ученики Его, Христа Спасителя и Бога нашего. По дару Божию, мы приняли Духа усыновления, которым взываем: Авва, Отче! Сей Дух свидетельствует духу нашему, что мы дети Божии. А если дети, то и наследники Божии, сонаследники же Христу, – если только с Ним страдаем, или Ему последуем, неся крест свой, чтобы с Ним и прославиться ( Рим.8:15–17 ). Братия! Берегите сии дары Божии; храните их как величайшее сокровище, в сравнении с которым ничего не значат все земные блага. Земные блага имеют некоторое значение только на земле, и при том на самое короткое время; а благодатные дары, которые Бог подает нам чрез Господа Спасителя нашего, силою Святого Духа, суть начаток тех великих благ, которые Иисус Христос обещает любящим Его в будущей жизни. Сии дары составляют и несомненный залог того, что обещанные блага действительно будут нам дарованы, если только мы пребудем верны Господу до последнего нашего издыхания. Господь Спаситель каждому из нас заповедует и обещает: буди верен даже до смерти, и дам ти венец живота (Алок. 2:10). Братия! храните сии дары Божии, стараясь всегда со всем усердием соблюдать заповеди Божии. Размышляйте чаще о важности сих благодатных даров, и о том, какое великое несчастье лишиться их чрез нарушение заповедей Божиих! Слышали вы, как много заботился и скорбел апостол Павел, узнавши о том, что некоторые из Коринфян не так живут, как надобно жить христианам. Слышали вы, как он, с великою скорбью и стесненным сердцем, проливая многие слезы, писал к Коринфянам послание, обличая грехи их, и призывая их к раскаянию и исправлению. Помыслите, братия: если св. Апостол столько заботился, скорбел и проливал слезы о грехах своих учеников; то как глубоко мы должны скорбеть и сокрушаться, когда сами повседневно грешим, когда не радеем о дарах Божиих, не заботимся о собственном спасении, беспечно предаемся рассеянности, утопаем в чувственных удовольствиях, или все время проводим только в житейских заботах и делах, не заботясь о будущей жизни, не помышляя ни о последнем суде, ни о вечных наградах, ни о вечных наказаниях.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

В борьбе с ложными учениями можно пользоваться всяким родом оружия, и выступающий против него хорошо должен быть наставлен в том искусстве, каким владеют защитники ложного учения. 1) При опровержении ложного учения, прежде всего, нужно замечать, где погрешность у его защитников в форме или материи доказательств, и потом явно показывать эту погрешность, однако так, чтобы по возможности сокрыто было твое диалектическое искусство. Если ты будешь выставлять свое диалектическое искусство и в храме будешь пользоваться терминами, взятыми из школы, то можно опасаться, как бы твои доказательства не сделались подозрительными, подобно изворотливым возражениям противников. 2) Можно опровергать противников, показывая несостоятельность и неприличие их возражений, или противопоставляя им другие веские возражения. Пример первого мы можем видеть в послании к римлянам, где апостол говорит: ты скажешь мне: за что же еще обвиняет (Бог)? Ибо кто противостанет воле Его? А ты кто человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: зачем ты меня так сделал?.. ( Рим 9:19–20 ). Пример другого мы можем читать в Евангелии Матвея, где повествуется, что приступиша к Иисусу учащу архиерее и старцы людстии, глаголюще: коею властию сия твориши? И кто ти даде власть сию? Отвещав же Иисус рече им: вопрошу вы и аз слово едино: еже аще речете мне, и аз вам реку, коею властию сия творю. Крещение Иоанново откуду бе? С небесе ли, или от человек? ( Мф. 21:23–25 ). 3)  Можно приводить и выставлять на вид изречения противников, когда они явно несостоятельны и неправы, показывая при этом свое негодование. Так делает апостол, когда в послании к римлянам говорит: Не делать ли нам зло, чтобы вышло добро, как некоторые злословят нас и говорят, будто мы так учим? Праведен суд на таковых ( Рим. 3:8 ). Эти слова вышли от души, возбужденной негодованием по причине недостойного поведения противников. Подобной же формой пользуется апостол в послании к колоссянам, когда говорит против тех, которые возрожденных во Христе старались принести к соблюдению Иудейских постановлений: Если вы со Христом умерли для стихий мира, то для чего вы, как живущие в мире, держитесь постановлений: не прикасайся, не вкушай, не дотрагивайся?..

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Pevnic...

В посланиях Апостолов, семи соборных и 14-ти ап. Павла, а также в Апокалипсисе ничего не говорится о верховенстве и единовластительстве или наместничестве Петровом; если это есть божественное установление, о нем было бы упомянуто кем-либо из Апостолов; между тем как они постоянно проповедуют о единой главе Церкви, и едином основании ее, Господе нашем Иисусе Христе, об Апостолах же говорят, как о служителях (1. Кор. 3, ст. 5) и споспешниках или соработниках у Бога (ст, 9). Известно свидетельство св. ап. Павла об Иисусе Христе, как единственном основании евангельской проповеди основания иного никто же может положити паче лежащего, еже есть Иисус Христос (ст. 11). Это место иметь величайшую важность в том отношении, что Апостол ведет речь по поводу коринфских партий, из которых каждая прикрывалась каким-либо знаменитым именем, между прочим, и именем ап. Петра или Кифы. Осуждая это разделение, как ниспадение в плотской образ мыслей, Апостол основание для сего осуждения указывал в единстве Христовом и в служебном звании Апостолов. У вас говорят: я Павлов, я Аполлосов, я Кифин, а я Христов. Разве разделился Христос? Разве Павел распялся за вас? Или во имя Павла вы крестились? ( 1Кор. 1 , ст. 12, 13). Продолжая тоже обличение, Апостол пишет; кто Павел? Кто Аполлос? Они только служители, чрез которым вы уверовали, и притом по скольку каждому дал Господь (гл. 3, ст. 5). Быть не может, чтобы при этом случае ап. Павел не выделил ап. Петра, как Христова на земле продолжателя, и не сказал бы, в каких особых отношениях он ко Христу, и в каких отношениях они, прочие Апостолы, к нему, как наместнику Христову, Быть не может, чтобы он не знал этого основного догмата для Церкви, над созиданием которой он трудился. Подобным образом и в другом месте он не выделяет Петра, когда изображает Церковь созданною на Апостолах и пророках, утверждающихся на основном камне Христе: вы сограждане святым и свои Богу, быв утверждены на основании Апостола и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на Котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святой храм в Господе ( Еф. 2, 19–21 ). Такое же равенство Апостолов свидетельствует и св. ап. Иоанн Богослов, когда описывает Церковь Божию сходящею с неба в виде города, стена которого имеет двенадцать оснований с именами двенадцати Апостолов Агнца (Ап. 21, 14). Все эти и подобные им места Апостольских писаний свидетельствуют, что обетования Христовы Петру никак нельзя толковать в смысле второго по Христе основного камня для Церкви, на котором положены были его соработники, Апостолы, а на них и все чрез них уверовавшие.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Lebe...

Вообще сам Павел отличал это первое и главное свое видение Господа от видения в исступлении, которое имел он, когда возвращался в Иерусалим по первом видении на пути в Дамаск ( Деян.22:17–20 ), «и от видения в небесном восхищении», о котором пишет коринфянам ( 2Кор.12:1–4 ). Посему как Господь Иисус, так и сам Павел хотел, чтобы в нем другие видели, как и видели, действительно, очевидца свидетеля Господня, Анания говорит ему в Дамаске: «Бог отец наших предызбрал тебя, чтобы ты увидел Праведника и услышал глас из уст Его: потому что ты будешь Ему свидетелем пред всеми людьми о том, что ты видел и слышал» ( Деян.22:14–15 ). Сам Господь Иисус говорит ему: «на се бо явихся ти сотворити тя слугу и свидетеля, яже видел еси и яже явлю тебе» ( Деян.26:16 ). Посему сии двенадцать избранных апостолов, и особо избранный между ними сосуд Господень, апостол Павел, суть непосредственные свидетели Христовой истины, как самовидцы Христовы и непосредственные свидетели Его учения, как апостол Петр и говорит, что «Бог дал воскресшему Иисусу являться не всему народу, но свидетелям предызбранным от Бога, нам, которые с Ним ели и пили, по воскресении Его из мертвых. И Он повелел нам проповедовать людям и свидетельствовать, что Он есть предопределенный от Бога Судия живых и мертвых, как и все пророки свидетельствуют о Нем, что всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его» ( Деян.10:40–43 ). Сверх того св. апостолы, в особо важных случаях, подвергали некоторые вопросы общему своему рассмотрению и решению, которое опять же приписывали в конце концов Духу Святому ( Деян.15:23–28 ). Следовательно, вот коренной признак истинных апостолов, которые суть несомненные свидетели истины Христовой, – это принадлежность к числу двенадцати избранных апостолов, которых имена записаны в евангелиях и в книге Деяний, к которым причисляется еще особо избранный сосуд Христов, апостол Павел. Кто же не согласен с сими апостолами и их учением, тот не Христов ученик. Тщательно оберегая чистоту Христова евангелия, истинные Христовы апостолы указали своими поступками и писаниями множество лиц и общих начал, несогласных с Христовым учением.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

Глава XVI Рекомендации диакониссы Фивы (1–2). Приветствия (3–16). Предостережение против церковных агитаторов (17–20). Приветствия от спутников Ап. Павла (21–24). Рим.16:1 .  Представляю вам Фиву, сестру нашу, диакониссу церкви Кенхрейской. Рим.16:2 .  Примите ее для Господа, как прилично святым, и помогите ей, в чем она будет иметь нужду у вас, ибо и она была помощницею многим и мне самому. Диаконисса Фива была, очевидно, передатчицей послания к Римлянам. Должность диакониссы ( δικονος) состояла в служении бедным, больным и странниками. Кенхрея – восточная гавань Коринфа при Саронском заливе. Она была помощницею ( προσττις) для многих христиан 41 и для Павла и, вероятно, имела значительные денежные средства. Может быть, она принимала в своем доме странников. Апостол просит читателей принять ее для Господа, т. е. вполне по-христиански, с полным радушием, как свою сестру духовную (ср. Флп 2:20 ). Рим.16:3 .  Приветствуйте Прискиллу и Акилу, сотрудников моих во Христе Иисусе Здесь названы по имени 24 лица, к которым Апостол обращается с приветствием, а потом Апостол приветствует всю церковь вообще. Рим.16:4 .  [которые голову свою полагали за мою душу, которых не я один благодарю, но и все церкви из язычников], и домашнюю их церковь . Об Акиле и Прискилле – см. Деян. 18:2, 18–19, 26 (ср. 1Кор 16:19 ). Прискилла – жена Акилы – ставится на первом месте, вероятно, ввиду ее особых заслуг для Церкви (ср. 2Тим. 4:19 ). – «Голову» (точнее: шею) свою полагали за мою душу (точнее: для спасения меня). Когда это было – неизвестно. Одни видят объяснение этого в событиях, случившихся во время пребывания Ап. Павла с Ефесе ( Деян.19:23 и сл.), другие относят это заступничество Акилы и Прискиллы к пребыванию Ап. Павла в Коринфе ( Деян.18:6 и сл.). – Домашние церкви – это богослужебные собрания известного семейства и дружественных этому семейству лиц в доме, принадлежащем этому семейству. Рим.16:5 .  Приветствуйте возлюбленного моего Епенета, который есть начаток Ахаии для Христа. «Начаток» – т. е. первый, обратившийся в христианство в Ефесе. – На основании Синопсиса Дорофея, Епенет, как и некоторые другие из упоминаемых здесь лиц, причислен в житиях Ап. Димитрия Ростовского к лику 70-ти.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010