Когда побивали камнями святого первомученика Стефана, еврейский юноша по имени Савл одобрял это убийство. Савл и сам участвовал в преследовании христиан. Он испросил у первосвященника позволения на продолжение гонений в Дамаске. «Когда же он шел и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба. Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна. Он в трепете и ужасе сказал: Господи! что повелишь мне делать? и Господь [сказал] ему: встань и иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать. Люди же, шедшие с ним, стояли в оцепенении, слыша голос, а никого не видя. Савл встал с земли, и с открытыми глазами никого не видел. И повели его за руки, и привели в Дамаск. И три дня он не видел, и не ел, и не пил» ( Деян.9:3-9 ). В 37 г. в Дамаске Савл принял от Анании Святое крещение с именем Павел, став затем первоверховным апостолом. Апостол Павел из колена Вениаминова родился в Тарсе Киликийском в 5 г., когда Христу было 9 лет. При обрезании он получил имя Саул (Савл) в честь первого царя из этого колена. Вероятно, что с детства он получил и созвучное латинское имя, возможно, даже родовое – Павел. Родители-фарисеи получили римское гражданство , которое наследовал Савл. У родителей было двое детей: Савл и его сестра. В юные годы в Тарсе Савл изучил греческий язык, хотя мыслил по-еврейски. Для завершения образования он был направлен в Иерусалим к Гамалиилу. По раввинскому правилу сын должен иметь ремесло, и мальчик стал скиниетворцем . Но вряд ли Павел был талмудистом. Он цитирует Писание по «70-ти», что недопустимо для талмудиста. Павел получил хорошее эллинистическое образование. Ревность о Боге была причиной того, что Павел был девственником. Благовестническая деятельность ап. Павла делится на 3 периода: 1й период – время приготовления (около 7 лет). Благовествуя в синагогах, Павел через прозелитов выходил на язычников, сначала в Дамаске, а затем в аравийских странах, где в течение 3х лет он в уединении осмысливает и приводит в систему сообщенное Святым Духом. Затем ап. Павел вновь отправляется в Дамаск, а затем в Иерусалим, чтобы показать верующим, что он не отстраняется от 12-ти. В Антиохию для обращения язычников был направлен Варнава, который своим помощником взял Павла. После года трудов они были посланы (в 44 г.) в Иерусалим с пожертвованием для беднейших христиан.

http://azbyka.ru/katehizacija/ispolnenie...

Кто был автором этого проникновенного произведения, неизвестно. Как в греческом оригинале, так и в славянском переводе тропарь носит печать глубокого богословствования автора и сохраняет черты классического произведения эпохи Романа Сладкопевца , патриарха Иерусалимского Софрония, Иоанна Дамаскина . Тропарь начинается обращением к Сыну Божию – учредителю новой Тайной вечери – Евхаристии: «Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими». Заканчивается же он словами благоразумного разбойника: «Помяни мя, Господи, во Царствии Твоем». В середине автор раскрывает мрачный облик «несытой души» одного из апостолов – предателя Иуды и поставляет ему как антипод предательства раскаяние одного из разбойников. В греческом тексте эта середина дана в силлабическом стихосложении: ο μη γαρ τοις χθρος Σου τ μυστριον Σου επω, ο φλημα Σοι δσω, καθπερ ο Ιοδας, αλλ ς ληστς ομολογ Σου, т. е. Ибо я не скажу врагам Твоим тайны Твоей И не дам Тебе поцелуя, как Иуда, Но как разбойник исповедаюсь Тебе. Это то же, что в русских дониконовских служебниках: Не повем бо врагом Твоим тайны Твоея, Ни лобзания Ти дам, яко Иуда, Но яко разбойник исповедаяся вопию Ти 576 . В богослужебных книгах никоновской реформы в этой «золотой» середине сделаны сокращения в ущерб смыслу, который влагал составитель тропаря на основании евангельских сообщений. Фраза «не повем бо врагом Твоим тайны Твоея» заменена краткой «не бо врагом Твоим тайну повем». Какую тайну Христову мог Иуда поведать Его врагам? Ответ может быть один – указать место, где может находиться ночью Христос, чтобы взять Его «хитростью и убить… но только не в праздник, чтобы не сделалось возмущения в народе» ( Мф. 26, 3–5 ; Мк. 14,1–2 ; Лк. 22,1–6 ). Сговор об этом между первосвященниками и Иудой уже был ( Мк. 14,10–11 ; Лк. 22,3–5 ), и Иуда за обещанные ему деньги «обещал и искал удобного времени, чтобы предать Его им не при народе» ( Лк. 22, 6 ). Время после затянувшейся пасхальной трапезы и беседы Иуда нашел подходящим для выполнения своего страшного замысла. Зная обычай Учителя молиться в ночное время в Гефсиманском саду, предатель неожиданно для всех покидает пасхальную горницу, идет к первосвященникам и приводит их стражу в Гефсиманский сад, куда уже пришел Господь со Своими учениками. Здесь Иуда завершает свое предательство поцелуем. Сказав страже «кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его и ведите,осторожно», он подходит к Учителю «и говорит: Равви! Равви! и поцеловал Его. А они возложили на Него руки свои и взяли Его» ( Мк. 14,44–46 ). Вот что имел в виду греческий составитель тропаря, когда писал: «Ибо я не скажу врагам Твоим тайны Твоей и не дам Тебе поцелуя, как Иуда».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

" Можете ли пить чашу, которую Я буду пить, и креститься крещением, которым буду креститься (Ср.: Мф. 20:22 )? Два брата смягчили свой ответ тем, что сказали: «можем». Если бы не этот ответ или эта готовность положить жизнь за Христа, просьба их была бы очень обидна для всех апостолов; да и то – они обиделись; – сказано: вознегодовали они на Иакова и Иоанна. – Господь вразумил их (См.: Мф. 20:20–28 )» 38]. «Если бы Иисус Христос имел в виду дать церкви Своей, по вознесении на небо, другого главу вместо Себя, или наместника, как говорят папы, считая себя наместниками Христа на земле, то Он ясно объявил бы об этом прежде Своего вознесения, ибо это столь важный для спасения душ человеческих догмат; да и апостолы бы объявили об этом или себя кто-либо из них назвал наместником, а то никто из них не обмолвился, памятуя слова Господа: кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою ( Мф. 20:26 ), все же вы – братья ( Мф. 23:8 ). Вся беда в том, что католические богословы неправильно истолковали слова Господа Петру: на сем камне (не на Петре, а на Самом Господе) Я создам Церковь Мою ( Мф. 16:18 ). Сопоставьте слова Господа: разрушьте храм сей (Тело Христа), и Я в три дня воздвигну Его ( Ин. 2:19 )» 41]. «Всегда радуйся, когда позовут тебя на какую-либо требу, потому что ты идешь беседовать с Самим Господом и служить овцам Его, которых Он возлюбил до смерти, смерти же крестныя ( Флп. 2:8 ). Радуйся и о том, что ты, служа членам Христовым, исполняешь слово Спасителя: иже хощет в вас вящший быти, да будет всем слуга: якоже Сын Человеческий не прииде, да послужат Ему, но послужити и дати душу Свою избавление за многих ( Мф. 20:26, 28 ). О плате не думай: что дадут, то и ладно. Беда, коли корыстолюбие вкрадется в святое дело: запнет враг – и совершишь Таинство или молитву неискренно, небрежно, в суд и во осуждение себе. Бойся также крайне неохоты, медлительности, лености в святом деле. Поспешай ко всякому бедному, не чуждайся его в сердце; не говори в себе: сухая ложка рот дерет; ничего там за труды не дадут; не стоит трудиться. Ты Господу Иисусу Христу работаешь (Ср.: Кол. 3:24 ), Который воздаст тебе животом вечным. Блажени, яко не имут ти что воздати бедные: воздаст же ти ся в воскрешение праведных ( Лк. 14:14 )» 89].

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

О побуждениях к исполнению Закона Божия Какие побуждения имеет христианин к исполнению заповедей Божиих? Милосердый Бог , желая спасения всем людям, различным образом располагаете их к исполнению Своего закона. Обещает в награду за исполнение его, как временные блага, так в особенности вечное блаженство. Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и да долговечен будеши на земле. Блажени нищие духом, ибо их есть царствие небесное. ( Матф. 5:3 ). С другой стороны, за неисполнение Закона угрожает наказаниями временными и вечными: «Вот ти выздоровел, – говорит Спаситель исцеленному им расслабленному, – не греши же, чтоб не случилось с тобою чего хуже». ( Ин.5:14 ). «Не бойтесь, – говорит Спаситель Апостолам, – убивающих тело и потому не могущих ничего более сделать, бойтесь того, кто, по убиении имеет власть ввергнуть в геенну: ей говорю вам, того убойтесь» ( Лук. 12:4, 5 ). Святой Апостол Павел говорит: «страшно впасть в руки Бога живаго» ( Евр.10:81 ). Впрочем, чем выше человек стоит на пути добродетели, тем более прилепляется сам к закону Господню, и старается исполнить его не по страху наказания, не из желания наград, а по сознанию его святости и любви к Законодателю. Ему достаточно подумать, что это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу ( 1Тим.2:8 ), и он готовь с самоотвержением исполнить Заповедь Божию. Господь Спаситель в особенности желает, чтоб мы, из любви к Нему, исполняли Его заповеди. Он говорить в прощальной беседе ученикам: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» ( Ин. 14:15 ). «Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам» ( Ин.15,14 ). «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня» ( Ин.14:21 ). Любовь к Спасителю сама собой будет располагать нас к подражанию Его совершенствам: «Научитесь от Меня, – говорит Спаситель, – ибо Я кроток и смирен сердцем» ( Мф. 11:29 ). Чувства человека, преданного Богу не из чаяния награды, и единственно по любви, выражаются в следующих словах Псалмопевца «Кто мне на небе? и с Тобою ничего не хочу на земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/o...

Обогатив церковную сокровищницу своими творениями, в которых излилась его Боголюбивая душа, стяжав общее почитание своей благочестивой жизнью, преп. Роман скончался около 510 г. Был погребён в Кировом храме, где потом и совершалась память его с особым торжеством. «Божественными добродетельми духа измлада украсився, Романе премудре, – воспевает творца церковных песен сама Церковь , – Церкви Христовей пречестное украшение был еси: пением бо прекрасным украсив ю, блаженне». «Се питаеши обильно мудрыми учениями и красными песнопениями помыслы наши и исполнявши сладости Божественнейшия, Романе благогласе». «Вдохновенными песнями ты, блаженный, возвестил неизреченное домостроение Христово и венчал всех святых хвалами; с ними, премудрейший отче, ты прославил чистую Деву и истинную Матерь Божию, с Коей предстоя Троице, помилуй нас!» «Подаждь желающим Божественного дарования твоего, яко да вопием ти: радуйся, отче преблаженне, красота Церковная!» Святого Апостола Анании от 70 Избранный Иисусом Христом в число 70-ти Апостолов, ученик Спасителя – Анания жил в г. Дамаске, когда Господь явился ему в видении и повелел пойти к Тарсянину, по имени Савлу, который «теперь молится и видел в видении мужа, именем Ананию, пришедшего к нему и возложившего на него руку, чтобы он прозрел» 1 … И когда Анания выразил недоумение, как идти ему к человеку, сделавшему много зла святым Божиим в Иерусалиме, то «Господь сказал ему: иди, ибо он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Моё перед народами и царями и сынами Израилевыми, и Я покажу ему, сколько он должен пострадать за имя Моё» 2 . И тогда «Анания пошёл и вошёл в указанный Господом дом и, возложив руки на Савла, сказал: брат Савл! Господь Иисус, явившийся тебе на пути, послал меня, чтобы ты прозрел и исполнился Святого Духа!» 3 . И когда Савл прозрел, то Анания крестил его; впоследствии же, когда Иудеи искали случая убить Павла за то, что из гонителя Христа он сделался ревностным проповедником учения Его, то Анания с другими учениками ночью, взяв Павла, спустили его по стене дома в корзине, чтобы спасти его от стороживших его у ворот дома Евреев.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Один умник, книжник, рассматривая, при пособии отличнейших микроскопа и телескопа, долгое время и весьма усердно многие предметы на земле и небесное пространство, в конце своих многолетних трудов сказал, что он не увидал нигде Бога. Можно ли что сказать нелепее этого? Разве Священное Писание говорит: блаженны имеющие отличные микроскопы и телескопы, яко ти Бога узрят? Но что говорит Писание? Блажени чистии сердцем, яко ти Бога узрят. Итак, смотрящий в телескоп, или микроскоп, если действительно нигде не видит Бога, то это происходит от того, что у него в сердце нет Бога. Рече безумен в сердце своем: несть Бог . Коль скоро свет (сердце, око души) у него сделался тьмою, то какова же должна быть тьма ( Мф.6:23 ). Совсем иначе говорит тот, у кого в сердце есть страх Божий. Он говорит: предзрех Господа предо мною выну, яко одесную мене есть; о Нем бо живем, движемся и есьмы; он в восторге сердца поет: Господи! куда пойду от Духа Твоего и от лица Твоего куда убегу. Взойду ли на небо, Ты там еси; сойду ли в преисподнюю и там Ты; возьму ли крилья зари и переселюсь m край моря: и там рука Твоя поведет меня и удержит меня десница Твоя. Скажу ли: может быть тьма сокроет меня, и свет вокруг меня сделается ночью; но и тьма не затмит от Тебя, и ночь светла, как день, как тьма, так и свет. Ибо Ты, Господи, устроил внутренности мои, и соткал меня во чреве матери моей. Славлю Тебя, потому что я дивно устроен. Дивны дела Твои, и душа моя вполне сознает это ( Пс. 138:7–14 ). – Что случилось с тем умником – книжником,, тоже может и с нами произойти, если будем искать познание о Иисусе Христе – Господь и Спасе душе наших не в сердцах наших, просвещаемых Апостольским учением Церкви православной, а в книгах немецких богословов – рационалистов. Правда, все они рассуждают о Христе, но во всех их многословных разглагольствиях мы видим не истинного Христа, а Христа, так сказать, по образу и по подобию сочинителя: у одних из немецких богословов – рационалистов в их о Христе книгах мы встречаем Христа мифического, у других – идеального, иные изображают его, как фанатика, другие – робким, либо мечтателем.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Florin...

Проекты «Правмира» Мы ответили на 15922 вопросов Опубликованы ответы на 2464 вопросов Можно ли назвать блудом отношения мужчины и женщины, если они встретились уже после 50-ти и стали жить вместе, не расписываясь? Объясните, пожалуйста, можно ли назвать блудом отношения мужчины и женщины, если они встретились уже после 50-ти и стали жить вместе, не расписываясь? Если они уже вышли из детородного возраста и интимные отношения бывают у них довольно редко. А не расписываются исключительно потому, что боятся повторения ошибок, совершенных в прошлом. Правильно ли в такой ситуации не допускать их до причастия? Елена. Отвечает протоиерей Александр Ильяшенко: Здравствуйте, Елена! Близость без брака — блуд, независимо возраста. Заповедь однозначно запрещает подобные отношения и не делает никаких исключений ни по возрасту, ни по каким-то другим основаниям. Если человек не кается в своем грехе, не признает даже грех грехом и не хочет ничего менять, то решение священника не допускать к Причастию совершенно справедливо. Ведь иначе человек причастится не в оставление грехов и жизнь вечную, а в суд и осуждение. Напомню Вам слова из послания апостола Павла: «Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет. Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает». С уважением, протоиерей Александр Ильяшенко. Поделиться Похожие вопросы: Популярные вопросы Вопросы с некорректным обратным адресом Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter © 2003-2024 АНО «Православие и Мир» Лицензия Минпечати Эл ФС77-44847 Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения Редакции.

http://pravmir.ru/vopros-otvet/mozhno-li...

Слава, кондак, глас 8: Слава, кондак, глас 8 Со святыми упокой,/Христе,/души раб Твоих,/идеже несть болезнь, ни печаль,/ни воздыхание,/но жизнь безконечная. Со святыми упокой, Христе,/души рабов Твоих,/там, где нет ни боли, ни скорби, ни стенания,/но жизнь бесконечная. И ныне, Богородичен, глас тойже: Тебе и Стену и Пристанище имамы,/и Молитвенницу благоприятну к Богу,/Егоже родила еси, Богородице безневестная, верных спасение. И ныне, Богородичен, глас тот же: В тебе имеем мы и стену, и прибежище,/и Заступницу, благоугодную Богу,/Которого родила Ты, Богородица, брака не познавшая,/верных спасение. Прокимен, глас 8: Прокимен, глас 8 Веселитеся о Господе,/и радуйтеся, праведнии. Стих: Блажени, ихже оставишася беззакония и ихже прикрышася греси. И умершим, прокимен, глас 6: Души их/во благих водворятся. Веселитесь о Господе,/и радуйтесь, праведные. Стих: Блажены те, кому прощены беззакония и у кого покрыты грехи. Пс 31:11А, 1 И усопшим, прокимен, глас 6: Души их/среди благ водворятся. Апостол дне ко евреем, зачало 313. Послание к Евреям, зачало 313 Братие, надеемся о вас, возлюбленнии, лучших и придержащихся спасения, аще и тако глаголем. Не обидлив бо Бог, забыти дела вашего и труда любве, юже показасте во имя Его, послуживше святым и служаще. Желаем же, коегождо вас являти тоже тщание ко извещению упования даже до конца, да не лениви будете, но подражатели наследствующих обетования верою и долготерпением. Братия, надеемся о вас, возлюбленные, что вы в лучшем состоянии и держитесь спасения, хотя и говорим так. Ибо не неправеден Бог, чтобы забыл дело ваше и труд любви, которую вы оказали во имя Его, послужив и служа святым. Желаем же, чтобы каждый из вас, для совершенной уверенности в надежде, оказывал такую же ревность до конца, дабы вы не обленились, но подражали тем, которые верою и долготерпением наследуют обетования. Евр 6:9–12 И за упокой: Послание к коринфяном первое, зачало 163. И за упокой. Первое послание к Коринфянам, зачало 163 Братие, первый человек от земли перстен, вторый Человек Господь с небесе. Яков перстный, такови и перстнии, и яков небесный, тацы же и небеснии. И якоже облекохомся во образ перстнаго, да облечемся и во образ Небеснаго. Сие же глаголю, братие, яко плоть и кровь Царствия Божия наследити не могут, ниже тление нетления наследствует. Се тайну вам глаголю: вси бо не успнем, вси же изменимся. Вскоре, во мгновении ока, в последней трубе: вострубит бо, и мертвии востанут нетленни, и мы изменимся. Подобает бо тленному сему облещися в нетление, и мертвенному сему облещися в безсмертие. Егда же тленное сие облечется в нетление, и смертное сие облечется в безсмертие, тогда будет слово написанное: пожерта бысть смерть победою. Где ти смерте, жало; где ти аде, победа? Жало же смерти грех, сила же греха закон. Богу же благодарение, давшему нам победу Господем нашим Иисус Христом.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/sedmica-c...

Таким образом, последние годы 70-ти-летнего старца, испытавшего уже пять гонений, были проведены им в Александрии, но всё же в постоянной борьбе против различных ересей, колебавших Церковь , и в неутомимых стараниях водворить мир и согласие в потрясаемой Церкви. В 373 г. упокоился от земного подвига своего этот непоколебимый и могучий защитник Православия, пребыв до 80-ти летней жизни верным и самоотверженным конца своей служителем и столпом всей душой возлюбленной им Церкви Христовой. Много сочинений осталось после св. Афанасия, – и не было бы столько уклонений от Православия – в виде различных сект всё более и более, и в наше время в особенности, распространяющихся искателей религиозной правды вне Откровения, если бы они изучали со всем душевным вниманием вдохновенные писания этого и подобных ему вселенских учителей и отцов Церкви. Страдание св. мучеников: Еспера, Зои, Кириака и Феодула Христианское семейство: Еспер и Зоя и дети их Кириак и Феодул, родом из Фригии, были проданы в рабство одному богатому Римлянину, именем Катулу язычнику. В продолжение нескольких лет Еспер и Зоя усердно служили господам своим, помня и свято соблюдая слова Апостола: «Рабы, во всём будьте послушны господам вашим по плоти, не в глазах только служа им, как человекоугодники, но в простоте сердца, со страхом Божиим; и всё, что вы ни делаете, делайте от души, и как для Господа, а не для человеков, зная, что в воздаянии от Господа получите наследие, ибо вы служите Господу Иисусу Христу!» ( Кол.3:21–24 ). В том же духе смиренного подчинения своей участи воспитывали эти Боголюбивые люди и детей своих Кириака и Феодула. Между тем, придя в возраст, дети стали тяготиться тем, что им приходилось жить с язычниками и таить от них свою веру. – Уйдём от нечестивых, – говорили они своей матери, – ведь сама же ты научила нас Священному Писанию , в котором сказано, чтобы удаляться от нечестивых... и зачем скрываем мы от них нашу веру? Не лучше ли смело высказать господину нашему, что мы христиане? Если он убьёт нас, то мы знаем, что нам предстоит вечная жизнь с Христом Богом. Чего же бояться нам?

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

— Такой веры я не нашел во всем Израиле! Далее, мы видим, как человек ветхозаветной традиции вошел в Рай.  Павел был первым из  апостолов, воспринявшем не только событие воплощения Бога, но и возможность проникновения в божественные области.  Он написал о себе: — Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли — не знаю, вне ли тела — не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба… То есть, апостол Павел показал, что не только горние сходят в дольний мир, но что движение между мирами двустороннее. Нам это кажется тривиальным, а тогда это было феноменально. Это ощущение взаимопрниконовения миров есть основа восприятия христианского космоса. Именно — не соседства, а взаимного вхождения друг в друга. Вершина такого понимания явилась в Таинстве пресуществления Даров на Литургии и Причастии. Как об этом написано в последовании ко Святому Причащению: — Под Твое прибег благоутробие, Блаже, со страхом зову Ти: во мне пребуди, Спасе, и аз, якоже рекл еси, в Тебе; се бо дерзая на милость Твою, ям Тело Твое Это очень важные слова: «Ти: во мне пребуди, Спасе, и аз, якоже рекл еси, в Тебе». Как невместимый Бог может поместиться в маленьком кувшине человеческого тела? Человек не может вместить в себя всего Бога. Кувшин лопнет, если в него положить сверх меры. Богословы утверждают, что,  конечно же, не весь Бог, а только Его благодать входит и животворит человека, и через нее человек сродняется с Богом. Человек, принявший благодать, обожествляется. Как это происходит, нам, живущим в миру, это совершенно не понятно. Мы, не желая испытывать Бога и доверяя Ему, даже и не стараемся это исследовать. — Ты, Сам Господи знаешь, как и что, делай со мною что хочешь. Я не боюсь Твоей воли, потому что Ты любишь меня, больше чем я сам свою душу. Но есть на свете иные люди – иноки. То, что нам не понятно или трудно, для них — предмет жизни. А Григорий Палама, кроме прочего, был прекрасно образован и воспитан в ближайшем окружении византийского императора. Эти два обстоятельства дали ему возможность правильно думать и видеть проблему масштабно.

http://pravmir.ru/favorskij-svet-i-rimsk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010