Важно исследовать это: почему положены камни, и почему взяты камни? Христос и берет и дает. Он пришел в мир: принял наше тело, дал нам Свою силу. Через апостолов Он обратно полагает в реке двенадцать камней, залог спасения и задаток будущего. Дающий кому-нибудь нечто на дело дает ему залог на будущее. Так как это имя (Иисус) имело в будущем сохраниться за Ним, когда Он намерен был креститься от Иоанна, то, наперед взяв, Он положил залог пришествия, и поставил (также) камни, которые взял оттуда, (т. е.) патриархов, которых воскресил тогда; (камни же) которые положил вместо них — (это) апостолы, которых дал за них: «Вместо отцов Твоих, будут сыновья Твои» ( «вместо отец твоих быша сынове твои» ) (Пс. 44:17). Так он (И. Навин) перешел Иордан, и делается Иордан для Иисуса Навина началом обладания землей. Пока он не перешел Иордан, не получал в наследство обетованной земли; пока Христос не вступил в Иордан, не начинал проповеди о царстве. Иордан — начало обладания землей; Иордан — начало обладания царством небесным. Поэтому пророк говорит: «буду помнить о Тебе, Господи, «с земли Иорданской» (Пс. 41:7), (это) память непрерывная. Так перешедший Иисус рассек Иордан, показав перед ним ковчег. Илия рассек милотью, мертвой кожей, и живые воды послушались мертвенной милоти; рассек Иордан Илия милотью, и с тем перешел, чтобы взойти на небо. Возвратился блаженный Елисей с милотью учителя, после просьбы к нему: «дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне» ( «дух, иже в тебе, да будет... сугуб во мне;» ) говорит ему: «трудного ты просишь. Если увидишь, как я буду взят от тебя, то будет тебе так» ( «ожесточил еси просити: аще узриши мя вземлема от тебе, будет ти» ) (4 Цар. 2:9—10), т. е., «ты удостоишься двойного действия Святого Духа». Потом он был взят; была поднята на воздух милоть, и упала к ученику; он взял залог и поспешил к реке, попытался рассечь Иордан, но не послушалась вода; в затруднении Елисей говорит: «где Господь, Бог Илии, — Он Самый?» ( «где Бог илиин Аффо» ) (4Цар.2:14), и после этих слов ударил по воде вторично, и разделился Иордан. Почему вода не послушалась его первый раз? Чтобы он не думал, что она послушалась за его прежнее достоинство, которое было у него; и потому он призвал Бога и говорил: «где Господь, Бог Илии, — Он Самый?» ( «где Бог илиин Аффо» )? Почему он сказал: где Бог? Не знал разве пророк, что Бог на небе, и на земле, и всюду? Но так как ему сказал Илья: «Если увидишь, как я буду взят от тебя, то будет тебе так» ( «аще узриши мя вземлема, будешь ти тако» )... (здесь совсем прерывается).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

“И вокруг престола двадцать четыре престола; а на престолах видел я сидевших двадцать четыре старца, которые облечены были в белые одежды и имели на головах своих золотые венцы” (4:4). Несомненно, что белые одежды, уже упоминавшиеся в письме к Ангелу Сардикийской Церкви (3:4–5), есть знак чистоты и святости, а венцы — знак победы над искушениями. Эти 24 старца представляют собой образ всего прославленного человечества, как ветхозаветного (по числу 12-ти колен израильских), так и новозаветного (по числу 12-ти апостолов). Но в контексте самого Апокалипсиса эти старцы в коронах есть еще и “царственное священство” (1:6;5:10): “И соделал нас царями и священниками Богу нашему; и мы будем царствовать на земле”. Эти слова указывают не только на высокое достоинство христианского звания, они также свидетельствуют о том, что в апостольское время все верные являлись непосредственными участниками богослужения. Как в ветхозаветном храме на небе пред престолом стояли семь светильников: “И семь светильников огненных горели перед престолом, которые суть семь духов Божиих” (4:5) — явное указание на Третью Ипостась Святой Троицы и семь даров Духа. ( Ис. 11: 2 ). В храме было бронзовое море ( 3Цар.7:23-24 ; 2Пар.4:2 ; Иер.52:17 ), а в видении открывается “перед престолом море стеклянное, подобное кристаллу” (4:6). Так преобразилась в Небесах небес ветхозаветная по происхождению умывальница для священников. Это нашло отражение в новозаветном богослужении, в чине Литургии, где священнослужители умывают руки перед Евхаристическим служением. Далее описаны ангельские животные в виде шестикрылых серафимов (4:8), которые стали эмблемами 4х евангелистов (Телец — Луки; Лев — Марка; Орел — Иоанна; Человек — Матфея). Здесь снова прослеживается связь с иерусалимским храмом, где стояли только два херувима, которые осеняли Ковчег Завета своими крыльями ( Исх.25:17-20; 37:7-9 ; Евр.9:5 ). В небесах же тайнозритель наблюдает “посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади” (4:6), подобных тем, которых описывают пророки Исаия ( Ис.6:2-3 ) и Иезекииль ( Иез.1:10 ).

http://azbyka.ru/apokalipsis/liturgiches...

А.М. Смулов 5. Кирилло-мефодиевская миссионерская традиция: этапы, методы и их развитие в последующие века Перейдем к рассмотрению методов миссионерской работы Православной Церкви. В с. 27] сказано совершенно верно: «Что касается методов, которыми русские пастыри [читай: «миссионеры» – С.А.М.] должны руководиться для достижения своих целей в деле внутренней миссии, то они так же многочисленны и разнообразны, как многочисленны и разнообразны отступления и уклонения от истиннаго учения и нравственности». И там же отмечено: «Выработать же для внутренней миссии какой-либо определенный метод и им руководствоваться всегда и везде – нет никакой возможности, так как христиане, составляющие Церковь , если прежде всего индивидуумы и, в силу своей индивидуальности, по-разному воспринимают евангельское учение, по-разному реагируют на все окружающее их». Безусловно, что сказанное верно и для внешней миссии. Кроме того, отмеченное определяет бесконечную инвариантность (изменчивость) миссионерских методов во времени и обстоятельствах. Практически единственным трудом, систематизирующим, хоть в какой-то степени, методы миссии является, уже упомянутая выше, работа Ниже приведем ряд основополагающих, специфических и исторически зарекомендовавших себя методов, применяемых в Благовестии. Перечислим эти методы и дадим их краткую характеристику: 1 . Проповедь – один из важнейших методов работы миссионера. Господь Иисус Христос указывал апостолам из 12-ти: «ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное» ( Мф.10:7 ). При этом Он определил: «… идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; …» ( Мф.28:19–20 ). Проповедь должна свидетельствовать о Господе Иисусе Христе, его земном служении, возвещать Евангелие, говорить о Спасении с. 128–129]. 2 . Чудеса – специфический метод, неотъемлемая часть миссионерских деяний, подтверждающий истинность проповеди и величие веры с. 129]. Святой апостол от 70-ти и евангелист Лука, спутник св первоверховного апостола Павла, в книге «Деяния святых апостолов» указывает на молитвенное обращение ко Господу: «… ныне, Господи, … дай рабам Твоим со всею смелостью говорить слово Твое, тогда как Ты простираешь руку Твою на исцеления и на соделание знамений и чудес именем Святаго Сына Твоего Иисуса» ( Деян.4:29–30 ), которое и было исполнено в Божественном чуде немедленно, исполнялось и исполняется во все последующие времена.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/kirill...

Аз днесь родих Тя. Это утверждение непостижимо, как непостижим Сам Бог . Апостол Павел говорил: подлинный Божественный мир закрыт для нас, на земле мы познаём его «как бы сквозь тусклое стекло, гадательно» ( 1Кор.13:12 ). И это откровение не требует дополнений. Днесь – слово непростое, таинственное. На Благовещение Пресвятой Богородицы Церковь поёт: «Днесь спасения нашего главизна». Но это не сегодняшний день, а то, что будет всегда, никогда не прекратится. Проси от Мене, и дам Ти языки достояние Твое, и одержание Твое концы земли (8). Но зачем просить? Тут уместно такое сравнение: пока дети маленькие, родители сами решают, что им нужно. А когда становятся взрослыми, родители всегда спрашивают: «Чего вы хотите?» И тут Отец тоже учитывает желание Сына: проси – и сделаю по Твоей воле: дам Ти языки достояние Твое. Бог – Творец Вселенной, Ему принадлежит всё: «Господня земля и исполнение ея» ( Пс.23:1 ). Но человек – образ и подобие Божие, он наделён свободной волей и становится достоянием Бога, если хочет иметь такое достоинство – по вере. Чтобы быть достоянием, необходима взаимность. И одержание Твое концы земли. Вера загорается в сердцах, передаётся от человека к человеку. Тот, кто её принимает, обязательно предаёт себя в руки Божии – свою жизнь, настоящее, будущее, детей, родных. Мы молимся за себя, Отечество, народ – и хотим, чтобы все были достоянием Божиим. Одержание – это покровительство Бога, Его мощная власть, попечение, промысел над всеми близкими и дальними странами. Упасеши я жезлом железным,, яко сосуды скудельничи сокрушиши я (9). Настоящая, полная власть над миром – только у Создателя и Бога. Её даже сравнивать не надо с властью политической. Когда Христос стоял на суде перед Пилатом, тот сказал Ему: «...я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя». А Спаситель отвечает: «Ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было тебе дано свыше» (см. Ин.19:10–11 ). Господь подчёркивает: на какую бы высоту ни взошёл человек, он всё получает от Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Breev/...

Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любы Бога и Отца и причастие Святаго Духа буди со всеми вами [ 2Кор. 13, 13 ]. Как нельзя более благовременно это благожелание апостольское произносится священнодействующим именно в это время. Благодать Иисуса Христа, милующая, очищающая, спасающая, просвещающая, укрепляющая души наши, нужна не во всякое время, а теперь, в эти страшные, небесные минуты, когда с нами служит множество воинств небесных, с трепетом окружающих престол Божий; благодать Божия, просвещающая и укрепляющая слабые, рассеянные силы духа, особенно нужна нам для возможного понимания высоты и важности предстоящего Таинства. Любы Бога и Отца. В эти минуты надобно всем восчувствовать беспредельную любовь к нам, грешным, Бога и Отца, Который так возлюбил... мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную [ Ин. 3, 16 ], – и самим возлюбить Его со Единородным Сыном и Духом Святым, отвергнув все житейские пристрастия; и причастие Святого Духа необходимо нам наипаче в это время потому, что без сего причастия не можем мы возлюбить Бога Отца, ибо только Духом Святым можем взывать к Богу с искренней любовию: Авва, Отче! [ Гал. 4, 6 ]! Ибо только благодать святая предочищает, освящает, просвещает, умиротворяет и укрепляет нас к достойному и благоплодному предстоянию во время святейшего Таинства. Молим Ти ся, Боже наш, – во время пения этих слов вся церковь , все предстоящие в храме должны молиться вместе со священнодействующими, чтобы Отец Небесный ниспослал Духа Своего Святого на нас и на предлежащие Дары, и читать про себя молитву: Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час апостолом Твоим низпославый, Того, Благий, не отыми от нас, но обнови нас, молящих Ти ся (и действительно совершается всегда чудное обновление наше по причащении Святых Таин). Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от Мене. В это время ни одна душа не должна оставаться хладною, но всякая душа должна быть воспламенена любовию к Богу, а охлаждают душу, напомним опять, житейские попечения и страсти, как-то: сладости, корысть, любочестие, гнев, вражда, зависть, ревность. Наипаче в это время да будут души наши как светильники – горящие и светящие на престоле и пред святыми иконами, как кадило – горящее и благоухающее, как дым фимиама, восходящий горе.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

В нашей стране не только сироты, но и все дети в целом как наименее способные постоять за себя, находятся в зоне риска: Каждый год в России по официальной статистике пропадает более 20-ти тысяч детей; По данным Минздрава в России на 1000 наркоманов приходится 54-е несовершеннолетних наркозависимых; Согласно официальной статистике каждый год более 3-х тысяч несовершеннолетних совершают акт самоубийства. Если в 1996 г. в Москве проституцией занималось чуть более 1000 детей, то, по мнению газеты «Ленинградская правда», от 09.07.2003, далее цитирую: «А детская проституция… достигла просто угрожающих масштабов: в этом бизнесе, по оценкам специалистов, находится более 50-ти тысяч детей». Это только в центре нашей страны… И далее мы читаем: Мф.18:6 . «а кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской». Блаж. Иероним Стридонский считал, что борьба за власть среди духовенства, за первенство кафедры или первенство достоинства и есть тот страшный соблазн, который вводит в полное недоумение простых («малых») верующих, когда они видят, что их духовные вожди не могут поделить власть среди народа Божия; и что такие внутренние нестроения в Церкви наихудшее из дел дьявола. Св. Иероним, пишет: « Хотя этот приговор может быть общим против всех тех, которые соблазняют кого-либо, однако этот приговор (« повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской » – О.С) может быть понят в применении и к апостолам, которые своим вопросом: кто – больше в Царстве Небесном, давали понять (videbantur), что они спорят между собой о достоинстве; и если бы они продолжали пребывать в этом пороке, то могли бы соблазном своим погубить тех, которых призывали к вере, если бы эти, со своей стороны, увидели, что и апостолы состязаются между собой о почестях ». Кто такие малые сии, отвечая на этот вопрос Ефимий Зигабен пишет: « Соблазном здесь называет бесчестие. Итак, говорит: подобно тому как оказывающие честь таковым (т.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Воздержаться от передачи свечей нужно во время Евхаристического канона, чтения Евангелия. 1376. Когда наступает постный день? В предыдущий день с 16-ти, с 17-ти часов или с (24) часов ночи? И когда позволительно совершать половой акт в связи с этим? Постный день начинается с (24) часов ночи, церковный же день начинается с 17 часов предыдущего. В Церкви не венчают накануне среды, пятницы и воскресенья, и следовательно, и половой акт запрещен под среду, пятницу и воскресенье, а также под Великие праздники, в святки, Светлую седмицу, престольные праздники вашего прихода, под праздник Иоанна Богослова и праздник Казанской иконы Божией Матери, и сырную седмицу. 1377. Можно ли нарушить пост и исполнить супружеский долг по желанию маловерной (или неверующей) супруги (супруга)? Если нет, то как поступить после очередной просьбы, когда речь идет о поиске партнера на стороне? У святого апостола Павла есть такие слова: …во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа… Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим. ( 1Кор. 7: 2–5 ). На основании этого послания Церковь имеет правило, чтобы не допускать блуда со стороны одного их супругов, уступать маловерующей (или неверующей) стороне в этом вопросе, однако верующий(ая) обязан(а) каяться в содеянном грехе невоздержания. Стараться ни под каким видом не иметь супружеского общения на первой и Страстной седмице Великого поста, под Великие праздники и за три дня до Причащения. 1378. Как правильно поступить, когда священник из-за большого количества людей не исповедует каждого, а всех вместе, и так каждую литургию – достойно ли причастие? Причащаться после общей исповеди могут те, кто не имеет смертных грехов, то есть грехов аборта, прелюбодеяния, блуда (в том числе супружеского сожития без церковного венчания), всякого рода половых извращений, воровства, пьянства, чародейства (в том числе занятий спиритизмом, экстрасенсорикой, астрологией, йогой и вообще оккультизмом).

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Morda...

Да, нам предстоит еще много потрудиться в винограднике Христовом. Но ваша проповедь и добрые дела, возлюбленные мои, уже принесли сторичный плод, и многие из вас достойны услышать слова Господа: «Добрый и верный раб! В малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего» (Мф. 25. 21). Средоточие нашей веры, нашего свидетельства миру, всей нашей жизни – благая весть о Христовом Воскресении. Пасхальная радость была естественным состоянием духа для наших святых. Преподобный Серафим Саровский каждого приходившего к нему приветствовал словами: «Радость моя, Христос Воскресе!». Святого праведного Иоанна Кронштадтского, 180-летие со дня рождения и 100-летие со дня блаженной кончины которого мы отмечаем в нынешнем году, называли в народе «пасхальным батюшкой». «Люблю я взирать, – писал он в своем дневнике, – на образ Воскресшего Жизнодавца со знамением в руке, с этим символом победы над смертью и имущим державу смерти — диаволом. Где ти, смерти, жало? Где ти, аде, победа? Какой славный Победитель!». Будем же твердо идти по пути Христову, исполняя апостольский завет: «Более и более старайтесь делать твердым ваше звание и избрание; так поступая, никогда не преткнетесь, ибо так откроется вам свободный вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа» (2 Пет. 1. 10-11). И как бы трудно ни было нам на этом пути, не будем унывать, «зная, что Воскресивший Господа Иисуса воскресит через Иисуса и нас и поставит перед Собою» (2 Кор. 4. 14). Это светлое упование озарит жизнь наших семей, общин и народов светом духовным, и мир и счастье воцарятся в наших домах, городах и весях. Ныне, когда сердце мое исполнено этой великой радости, всех вас, дорогие мои, сердечно поздравляю с праздником Святой Пасхи, обращая к вам слова вечного, идущего от времен апостольских, передаваемого из рода в род приветствия: ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ! Спешу разделить Пасхальное ликование со всеми православными людьми мира, с каждым, кто призывает в молитве имя Христово. Пусть наша радость достигнет и тех, кто еще только ищет спасительную веру и стремится жить с православными христианами в мире и добрососедстве.

http://pravoslavie.ru/26523.html

Дам ти (Петру и в лице его всем апостолам) ключи Царства Небесного: и еже аще свяжвши на земли, будет связано на небесех: и еже аще разрешити на земли, будет разрешено на небесех. ( Мф.16:19 ). Небесное Царство, к которому мы предназначены от начала мира, заключено было со времени преступление Адамова грехами его и его потомства. Оно отверсто вновь крестом и смертью Сына Божия, Который в силу Своих богочеловеческих заслуг получил от Бога-Отца власть – отворять и затворять оное: отверзать для кающихся, затворять – для нераскаянных. Свою власть Господь передал апостолам, а после них архиереям и священникам. В первый раз Он обещал даровать ее всем апостолам в лице Апостола Петра, когда сей от лица всех их исповедал Его Сыном Божиим. Он сказал ему: ты еси Петр, и на сем камени созижду церковь Мою, и врата адова не одолеют ей. И дам ти ключи Царства Небесного и проч. ( Мф.16:18 ). Не сказал: даю, а – дам; потому что еще не принесена была тогда крестная жертва за грехи мира, и не настало еще время даровать эту власть: она дана по воскресении Господа из мертвых, когда Он, явившись апостолам, дунул на них и сказал: приимите Дух Свят: имже отпустите грехи, отпустятся им, и имже держите держатся ( Ин.20:23 ). Отсюда видите, братия, как свят, важен, досточтим и необходим в Церкви Христовой сан апостолов, и их преемников архиереев и священников: они – слуги Христовы и строители Таин Божиих; они продолжатели дела Христова; они отворяют и затворяют небо для людей; без них нет власти вязать и решить грехи человеческие, – нет спасения. Бог Отец передал всю власть Иисусу Христу, а Иисус Христос апостолам и священникам. Отсюда видите и то, братия, что ключи Царства Небесного всегда удобно достать желающим войти в него: ибо они находятся у всякого священника, и надобно только от всего сердца раскаиваться пред ним в своих беззакониях и творить потом дела достойные покаяния! Как же будут неизвинительны те, кои сами не хотят воспользоваться удобством – идти в Царство Небесное, нерадя о покаянии и исправлении, или стыдясь исповедоваться перед священником, или считая исповедь выдумкой человеческой, – и погибают единственно по своему нерадению и лености.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Для автора, как пастыря, наглядным подтверждением такого положения в стране является пример, когда присутствуют на крещении своих детей многочисленные родственники (мамы, папы, крестные, бабушки, дедушки, дяди, тети и др.). Когда задаешь им вопрос: кто из вас знает «Символ Веры» (а уж крестные обязаны знать его наизусть), — то наступает гробовая тишина и улыбка смущения застывает на лицах присутствующих, как скульптурная маска. Как правило, почти никто не знает. А это обстоятельство обнаруживает несовершение молитвенного правила людьми, считающими себя православными. Дело в том, что в состав утренних молитв (в «Молитвослове») как раз и включен «Символ Веры», и кто молится по утрам (по «Молитвослову»), тот непременно, скажем, через месяц уже будет знать «Символ» наизусть. Да вот только беда — знать ничего не хочется; да и зачем утруждать себя, когда есть «ящик-друг», который укажет тебе, как «жить»: за кого голосовать, где и как деньги хранить, какие лекарства покупать, к какому целителю идти и, наконец, во что верить. Так вот, не верьте этому «другу» и не следуйте за ним, откажитесь от его услуг. Но если из того, что он вам предлагает, хоть 5% пойдет на спасительную пользу душе вашей, потерпите на нем, не выставляйте его за порог, но подчините своей воле и позволяйте телевизору «открывать рот» только тогда, когда это будет угодно вам. Вспомним диалог Бога с Авраамом, когда последний упрашивал Творца не уничтожать города Содом и Гоморру «ради пятидесяти праведников, живущих в них. А если не найдется 50-ти, то хоть — 45», и «доторговался» до 10-ти. Авраам сказал: да не прогневается Владыка, что я скажу еще однажды: может быть найдется там десять? Он сказал: не истреблю ради десяти ( Быт. 18:32 ). Во всяком деле нам должно поступать с мудростью и разумением. Это относится буквально ко всем: и к тем, кто заказывает телепередачи, кто их делает и, наконец, кто потребляет эту продукцию, т.е. мы — телезрители. Вот нам-то, зрителям, и необходимы строгая разборчивость и осторожность в просмотре телефильмов и различных шоу, которые могут быть не только бесполезны для души, но могут и опустошать ее. Еще святой апостол Павел множество веков назад сказал: Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною ( 1Кор. 6:12 ). «Нельзя больше оставаться в расслаблении»

http://azbyka.ru/deti/televidenie-deti-i...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010