Дидье М. (Disdier M.) 11 1 , 36 136 , 43 2, 4 , 44 7 , 45 9, 12 , 53 (40) , 62, 554 Диль А. 47 Дионисий (Шленов) , игум. 5 1 Добрынина Э. Н. 432 сн . Доватур А. И. 489 Довженко Ю. С. 225 252 , 226 сн. Досифей, патр. Иерусалимский 169 Дубровин В. Ф. 72 1 , 504 Дунаев А. Г. 6, 7, 37 2 , 43, 48 26 , 51 34 , 62, 71, 81 17 , 82 19, 21 , 97 78, 82 , 104 153 , 106, 137 36 , 138 39, 41 , 186 83 , 263 424 , 313, 314, 446, 463 26 , 466 36 , 496, 498, 506, 508, 552, 553, 556 2 Е гунов А. Н. 489 Епифанович С. Л. 506 Ермакова М. Г. 499 Ж уковский В. А. 489 Жюжи М. (Jugie M.) 88 (47) , 167 26 , 304 28 , 448 (16, 18) , 449, 475 88 , 476 88 , 477 90 , 493, 508, 555 З арин С. М. 503 И аков I Стюарт, король 147 51 Иванова-Сулливан Т. Д. (Ivanova- Sullivan T. D.)133 6, 7 , 134 11, 12 , 135 25 , 555 Ивкина Н. В. 466 36 Игнатий (Брянчанинов) , еп. Кавказский, свт. 79 8 Иларион, монах, писец 169 Иларион (Алфеев) , митр. 80 12 , 87, 505 Ириней (Булович) (Bulovic I., Μπολοβιτς Ε.), еп. Бачский 167 26 , 202 сн. , 445 (5, 6) , 448 (16, 18) , 449, 458 6 , 470 55 , 474 80 , 475 84, 87 , 476 88 , 477 90 , 508, 557 Иткин М. И. 488 Й егер В. (Jaeger W.) 194 118 , 243 325 , 286 557, 560 , 290 575 , 291 576, 577 , 295 603 , 496 К аллист (Уэр), еп. Диоклийский (Ware K.) 61, 83 23 , 311 18 Каннингэм М. (Cunningham M.) 43, 554 Кантов Д. В. 82 20 Каприев Г. (Kapriev G.) 307 1 , Киприан (Керн) , архим. 497 Кмошко М. 302 22 Констас Н. 446 (7) , 450 6 Коперник Николай, астроном 282 540 Краусмюллер Д. (Krausmuller D.) 52, 62, 88 (52) Кривов М. В. 47 23 Крюкова А. О. 496 Кубицкий А. В. 488 Кулиев О. 510 Куцас см. Симеон (Куцас) Кучкин В. А. 433 7 Л амброс С. 84 30 , 85, 87 Ларше Ж.-К. 41 32 Латышев В. В. 62 Лебедев А. В. 51 37 , 489, 553 Леонтий (Карпович), архим. 135 Леонтьев Н. А. 37 1 , 42 34 , 48, 61, 312 (21, 22) , 313, 314, 322 29 , 323 33, 34 , 324 35 , 326 39, 43, 44 , 328 47, 49 , 340 76 , 553 Лосев А. Ф. (в монаш. – Андроник) 312 (22) , 313, 314 (24) , 315 4 , 317 7, 8 , 322 28, 29 , 323 33, 34 , 324 35 , 326 39, 43, 44 , 328 47, 49 , 333 67 , 340 76 , 355 95 , 357 99 , 359 107 , 399 267 , 446 (9) , 447 (12) , 456 1 , 457 4 , 458 8 , 460 17 , 461 20 , 462 23, 25 , 470 54 , 472 65 , 473 73 , 474 77 , 498, 499, 553

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/vizant...

Скачать epub pdf Св. апостол Тимофей Св. апостол Тимофей происходил родом из страны Ликаонской, из города Листры. Отец его был эллин и ярый язычник. Мать же его Евникия и бабка Лоида происходили из иудейского рода. Когда св. апостол Павел посетил в первый раз г. Листру вместе с апостолом Варнавой , то после исцеления хромого от рождения одним словом ( Деян.14:6–8 .) множество – жителей Листры уверовали во Христа. В числе уверовавших была и мать-вдова апостола Тимофея – Евникия. Она с великою радостью приняла апостола Павла в свой дом и отдала сына своего Тимофея апостолу Павлу для обучения слову Божию. Апостол Павел дал Тимофею наставление; удаляясь из Листры, он поручил его другим христианам. Когда апостол Павел прибыл во второй раз в г. Листру ( Деян.16:1 .), то, видя Тимофея, пришедшего уже в возраст, всякой добродетелью украшенного, от всех тамошних христиан уважаемого, апостол Павел взял его с собой и сделал своим неразлучным странником и сотрудником своего апостольства. Он с ним вместе трудился и терпел гонения, посещал Ефес, Коринф и многие другие города и области Греции и Малой Азии. Апостол Тимофей ревностно помогал апостолу Павлу распространять Слово Божие. Иногда апостол Павел, вполне доверяя любимому ученику своему, посылал его к новообращенным, чтобы укреплять их в вере. Апостол Павел, покидая Листру, т.к. его преследовали некоторые иудеи, совершил обрезание апостола Тимофея, не ради спасения, но из-за того, что в этой стране было много иудеев, чтобы они не соблазнились о нем, так как они знали, что апостол Тимофей происходил родом от эллина. Св. апостолу Тимофею была поручена Церковь Ефесская. «Смотри, – пишет ему апостол Павел, – чтобы никто не пренебрегал юностью твоей, но будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте. Пока не приду, занимайся чтением, наставлением, учением. Не оставляй в пренебрежении находящегося в тебе дарования» ( 1Тим.4:12–14 .). Держись правды, веры, любви, мира со всеми, призывающими имя Господа от чистого сердца, глупых и невежественных смущений удаляйся, зная, что они размножают споры, раб же Господень не должен сердиться, но должен быть приветлив ко всем, учителен, незлобив, с кротостью наставлять противников ( 2Тим.2:22–25 .). Проповедуй слово, вовремя и не вовремя настой, обличай, угрожай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием. Будь бдителен, переноси оскорбления, совершай дело благовестника, исполняй служение свое( 2Тим.2:24–25 .).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1 . " Для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона – как чуждый закона... чтобы приобрести чуждых закона... Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых. Сие же делаю для Евангелия, чтобы быть соучастником его» ( 1Кор. 9: 20–23 ). Это заявление апостола Павла не было риторическим оборотом, но было истинным выражением его поведения: «Ибо, будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобрести» ( 1Кор. 9: 19 ). Павел стал всем для всех, чтобы приобрести их Христу. Он следовал неизменно тому же принципу в своих посланиях. Это не были трактаты по различным вопросам. Его послания были полностью обусловлены состоянием церквей, которым они были адресованы. Он старался говорить на их языке и пользоваться образами, которые им были знакомы 219 . Один единственный раз он отказался от этого принципа. После неудачи в Афинах он понял, что «благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих» ( 1Кор. 1: 21 ), но даже здесь это не было твердым и полным отказом от того, чтобы прибегать к греческим философским терминам как средству для приобретения некоторых для Христа 220 . Образы, символы, сравнения менялись в писаниях апостола Павла в зависимости от людей, к которым он обращался, и целей, которые он преследовал. Однако было бы весьма рискованно утверждать, что мнения апостола Павла не были ясно определены. Всякое богословие раскрывается постепенно. В сфере живой и активной мысли эволюция уместна и даже неизбежна. Только это раскрытие предполагает точку отсчета. Богословие Церкви остается неизменным в своей основе от первого послания апостола Павла до последнего. Эволюция не затрагивала сущности учения, но касалась его выражения и раскрытия некоторых его сторон. Богословие Церкви у апостола Павла происходило из евхаристического взгляда на Церковь . Это было евхаристическое богословие, которое у апостола Павла нашло свое наиболее полное выражение. Прошли века, были сформулированы многие догматы, но ничего не было добавлено к тому, что послания апостола Павла содержали относительно евхаристического богословия. Если в течение определенного периода были склонны думать, что Церковь была неким творением апостола Павла, теперь скорее есть тенденция считать, что учение апостола не оказало решающего влияния на последующее богословие. Но не будем преувеличивать того, что случилось в истории. Едва ли нужно уступать апостола Павла и его учение маркионитам, но мы не можем также отрицать, что евхаристическое богословие апостола Павла было вытеснено другим богословием.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Afanas...

Из богатой, неисчерпаемой сокровищницы учения св. ап. Павла о пастырском служении в настоящем случае ограничимся опытом уяснения смысла и пасторологического значения некоторых важнейших наименований, кои св. ап. Павел прилагал к себе и своим сотрудникам, характеризуя в этих наименованиях христианское пастырство по существу, а с точки зрения вытекающих из него обязанностей, имеющих посему непреходящее значение на все времена. К своему личному имени св. Павел во всех почти посланиях (за исключением двух) присоединяет описание своего положения или своей обязанности. Его любимыми терминами в этой связи являются или «апостол» или «раб», – или иногда совместно оба эти наименования с определениями: «Иисуса Христа» или «Иисуса Христа по воле Божией». В послании к Римлянам мы имеем: «раб Иисуса Христа, призванный апостол» (1:1). Во втором Кор. «волею Божиею апостол Иисуса Христа». В послании Галат.: «апостол, избранный не человеками и не чрез человека, но Иисусом Христом и Богом Отцем». К Ефесянам и Колосянам: «волею Божиею апостол Хисуса Христа». К Филиппийцам (Павел и Тимофей): «рабы Иисуса Христа». В 1 Тимофею: «апостол Иисуса Христа по повелению Бога, Спасителя нашего и Господа Иисуса Христа». Во 2 Тим.: «волею Божиею апостол Иисуса Христа». В послании к Титу: «раб Божий, апостол же Иисуса Христа». Филимону: «узник Иисуса Христа». Итак, во всяком случае, в самом начале обращения к своим читателям, св. Павел всегда старался сделать ясным свое положение с точки зрения своих отношений к и Иисусу Христу. Не просто «Павел» или даже «Павел апостол» – тот, который хочет учить и, советовать или воодушевлять, но именно «Павел апостол» или «слуга Иисуса Христа. – С точки зрения ответственности и современный пастырь должен ясно держать пред своим собственным самосознанием и делать ясными для других свои отношения ко Христу. Говоря, что он совершаетъ свое слунсеше по воле Божией, апостол внушает и ту общую мысль, что пастырское дело занимает свое определенное и незыблемое положение в великом мировом порядке, в осуществлении и раскрытии великого божественного плана. Каждый истинный пастырь есть «служитель», посредник при выполнении этого спасительного плана Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/z...

Следующий вопрос вновь затрагивает отношения между христианами и язычниками. Для христианской общины невозможно было полностью разорвать все отношения с внешним миром, который был языческим. Но поддерживая отношения с язычниками, христиане могли подвергаться различным искушениям. Например, что делать, если христианина пригласили на обед к язычникам, где вся пища была освящена жрецами? Или когда христианин купил на рынке освященные в языческих храмах продукты? Апостол отвечает: об употреблении в пищу идоложертвенного мы знаем, что идол в мире ничто, и что нет иного Бога, кроме Единого, и пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем (1 Кор. 8, 4, 8). Христианину не может повредить пища, посвященная богам, которых попросту нет. Поэтому христианин свободен поступать так, как считает нужным для себя. Но… апостол призывает руководствоваться любовью к немощным в вере, потому что любовь назидает (1 Кор. 8, 1). И если произойдет так, что кто-то из новообращенных увидит брата по вере вкушающим идоложертвенную пищу и соблазнится, то наша свобода станет погибелью для немощных в вере. Потому, если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего (1 Кор. 8, 13). Главное правило, которым должен руководствоваться каждый хрис­тианин: поступайте так, чтобы поступки не служили соблазном для других. Апостол и привилегии В следующей, 9й главе апостол Павел отвечает на вопрос о своем апостольском достоинстве: Не Апостол ли я? Не свободен ли я? Не видел ли я Иису­са Христа, Господа нашего? Не мое ли дело вы в Господе? Если для других я не Апостол, то для вас [Апостол]; ибо печать моего апостольства — вы в Господе (1 Кор. 9, 1–2). Видимо, во время разделений и споров в Коринфе, которые апостол Павел разбирал в 1й главе Послания, возник вопрос о том, а является ли Павел вообще апостолом, если он не был учеником Христа при Его земной жизни и был сначала гонителем Церкви? В ответ на это апостол Павел пишет коринфянам: посмотрите сами на себя, если бы я не был апостолом, то не было бы и столько обращенных ко Христу среди вас. Являясь апостолом, Павел и его спутники имеют право получать содержание от обращенных им христианских общин: Или мы не имеем власти есть и пить?.. Или один я и Варнава не имеем власти не работать? Какой воин служит когда-либо на своем содержании? Кто, насадив виноград, не ест плодов его? Кто, пася стадо, не ест молока от стада? (1 Кор. 9, 4, 6–7). Ведь этим правом пользовались все остальные апостолы. Но апостол Павел пишет, что он не пользовался ничем из «апостольских привилегий», дабы не поставить какой преграды благовествованию Христову (1 Кор. 9, 12). Апостол предпочитал содержать сам себя, чтобы кто-то не подумал, что он проповедует только ради личной выгоды. О верности Христу

http://pravmir.ru/obyasnyaet-ne-osuzhday...

3) Апостол Иаков в этом месте ( Иак. 5:16 ) именно и говорит о том, что нужно каяться пред священником. В самом деле, стоит нам посмотреть в 14 ст. той же главы, того же послания, как нам станет ясно, о чем здесь идет речь. «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» ( Иак. 5:14–15 ). А дальше уже апостол говорит «признавайтесь друг перед другом в поступках» ( Иак. 5:16 ). О каком же «друге» говорит здесь апостол? Из предыдущего текста мы видим, что один друг – больной, другой друг – пресвитер: Вот апостол и говорит, чтобы больной друг – верующий христианин исповедовал свои грехи пред своим другом пресвитером. Иначе получается какая то бессмыслица в выражениях. Апостол говорил все время о пресвитерах Церкви, а затем переходит ни с того, ни с сего к рассуждению по другому вопросу. Св. апостол выразился: «друг другу» именно для ободрения больных, чтобы они не стыдились исповедовать грехи свои пред священнослужителями, которые являются им не врагами, а друзьями. Если даже рассуждать относительно этого текста с точки зрения сектантской, то и тогда нельзя делать вывода, что таинство покаяния не нужно. Апостол сказал: «признавайтесь друг перед другом в поступках» не добавив, что после признания следует прощение грехов. Мы же рассуждаем о том, может ли пастырь дарованной ему от Бога властью разрешать грехи. Вот если бы сектанты нашли такое место у апостола, где было бы сказано, что священнослужители не имеют власти принимать на исповедь и разрешать от грехов данной им властью, то тогда они были бы правы. Между тем из текстов Св. Писания мы видим, что верные христиане исповедовались перед пастырями Церкви «Многие же из уверовавших приходили, исповедуя и открывая дела свои» ( Деян. 19:18 ). В первом послании к Тимофею ап. Павел предписывает епископу Тимофею, чтобы он обличал согрешающих. Как бы мог апостол Павел предписывать это, если бы не было дано власти епископу Тимофею «вязать и решать». Апостол Павел «связал» коринфского кровосместника за его согрешения ( 1Кор. 5:4–5 ), а затем разрешил его от грехов ( 2Кор. 2:10 ). Действуя так, апостол поступал согласно данной ему от Господа Иисуса власти ( Иоан. 20:23 ) говоря «итак каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей тайн Божиих» ( 1Кор. 4:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

   А вы не помните, какая профессия была у Луки? Врач, а апостол Павел был болезненный человек, у него очень глаза болели, после Дамасского видения, когда он ослеп. Потом он всю жизнь страдал глазами и вообще был болезненный, а апостол и евангелист Лука был искусный врач и поэтому он был в особенности ценен и доступный для апостола Павла. Он его не покидал, как видно.     «Марка возьми и приведи с собою, ибо он мне нужен для служенья» (2Тим. 4:11). Когда апостол Павел был много моложе, и они с Варнавой путешествовали, Варнава хотел взять Марка. Перед этим был случай, когда Марк сопровождал их, а потом испугался трудностей и опасности апостольскаго служения и сбежал от них. Апостол Павел был на него за это сердит и, когда Варнава хотел его взять, то он его отстранил — «Он нас оставил и опять может оставить». И не взяли, и получился у них спор и расхождение настолько, что они разлучились. Апостол Павел взял с собой Силу и пошел в новое путешествие, а Варнава взял Марка. Это было раньше, а здесь уже апостол пишет: «Марка возьми, приведи с собою... он мне нужен для служения. Тихика я послал в Эфес» (2Тим. 4:11, 12). И последнее распоряжение апостола: «Когда пойдешь, принеси фелонь, которую я оставил в Троаде у Карпа, и книги, особенно кожаные» (2Тим. 4:13). Теперь легко облачения заказывать, а тогда было это не так просто, тем более апостолы не обладали большими средствами. «И книги, особенно кожаные» . Апостол здесь не поясняет, какие это были книги.     «Александр медник много сделал мне зла. Да воздаст ему Господь по делам его!» (2Тим. 4:14). Как говорится: «Мне отмщение, Аз воздам» (Втор. 32:35) — говорит Господь. И апостол Павел в Послании к евреям говорит: «Не мстите за себя, возлюбленные, а дайте место гневу Божию , ибо написано: Мне отмщение, Аз воздам, говорит Господь» (Рим. 2:19; Евр. 10:30). Так и тут апостол тоже говорит: «Да воздаст ему Господь по делам его! Берегись его и ты, — предупреждает апостол Павел, — ибо он сильно противился нашим словам. При первом моем ответе никого не было со мною, но все меня оставили» (2Тим. 4:14-16).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Иными словами, Апостол хотел, чтобы они сами исправили у себя все свои погрешности, дабы встреча их с Апостолом была радостной, без всяких взаимных огорчений. О том же говорит святой Апостол и во второй главе: он не хотел приходить к Коринфянам " с огорчением " , а потому предоставил им самим произвести суд над тем, кто и его и их крайне огорчил, то есть над кровосмесником. Но так как виновник покаялся, то Апостол разрешает простить его, чтобы он " не был поглощён чрезмерною печалью " и чтобы не восторжествовал тогда сатана (ст. 1-11). С 2:12 до 7:1 святой Апостол рассуждает о высоте христианского откровения, или евангельской истине, и о том, как эта истина водворяется на земле . К рассуждению об этом святой Апостол был подвигнут как бы внезапно, вспомнив о перемене плана своего путешествия и о том, как придя в Македонию, он встретил там Тита и был обрадован им вестями о благоприятном действии своего первого послания (ст. 12-13 [ 1 ]). Апостол благодарит Бога, " который всегда дает нам торжествовать во Христе и благоухание познания о Себе распространяет нами во всяком месте " (ст. 14). Первое свойство и действие Евангельского Откровения то, что оно не нуждается в посторонних одобрениях для себя: оно само дает себя чувствовать, как всюду разносящееся благоухание: " мы Христово благоухание Богу " , (ст. 15) хотя это благоухание и производит неодинаковое действие на людей, в зависимости от их внутренней настроенности: для одних оно живительно, а для других смертоносно. Вины Апостолов тут нет, ибо они проповедуют чистое и неповрежденное учение Христово (ст. 14-17). В третьей и четвертой главах святой Апостол говорит о превосходстве новозаветного откровения пред ветхозаветным и указывает характерные свойства истинных проповедников Евангелия и самой евангельской проповеди. Как видно из третьей главы , противники Апостола — руководители иудействующей партии — хвалились перед Коринфянами тем, что имеют одобрительные (рекомендательные) письма из Иерусалима и, вероятно, говорили, что деятельность Апостола Павла, будто бы унижающего в своей проповеди Ветхозаветный закон, не одобряется иерусалимскими христианами. В ответ на это святой Апостол утверждает, что Новозаветное откровение не нуждается ни в каких посторонних одобрениях для себя. Оно само за себя говорит, и лучшей рекомендацией для него служит вера и добрая жизнь принявших его. " Вы — наше письмо, написанное в сердцах наших " , говорит святой Апостол: " узнаваемое и читаемое всеми человеками; вы показываете собою, что вы — письмо Христово, чрез служение наше написанное не чернилами, но Духом Бога живого, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца " (ст. 1-3).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

О таинстве священства, например, апостол говорит, что оно »дар Божий«, подаваемый через апостольское рукоположение ( 2Тим. 1: 6 ). О таинстве крещения тот же св. апостол говорит, что все мы »крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились« ( Рим. 6:3 ); о таинстве Евхаристии свидетельствует прямо, что он »от Самого Господа принял« ( 1Кор. 11:23 ) »во Христа крестились... выйти за кого хочет, только в Господе« ( 1Кор. 7:39 ) – при сравнении этих выражений каждый беспристрастный искатель истины придет к заключению, что св. апостол Павел говорит и о браке, как о таинстве, равнозначное и равносильное таинству крещения. В первом своем послании к Тимофею св. апостол Павел пишет: »Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного«( 1Тим. 5:8 ). Если бы брак не был таинством, через которое подается благодать Св. Духа на освящение и укрепление жизни супружеской и верности, то о тех людях, которые не заботятся о своих родных, св. апостол не говорил бы, что они хуже неверных. Этими словами апостол показывает, что между мужем и женой существуют особые отношения, освящённые благодатью Божией, подаваемой через таинство брака. Почему же это так? А потому, пишет св. апостол, что »призвал нас Бог не к нечистоте, но к святости. Итак непокорный непокорен не человеку, но Богу, Который и дал нам Духа Святого« ( 1Сол. 4:7–8 ). Узнавши, что некоторые христиане из города Солуни нарушают обет супружеской верности, св. апостол заповедует солунцам охранять чистоту супружеской жизни, и говорит им: »ибо вы знаете, какие мы дали вам заповеди от Господа Иисуса. Ибо воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздержались от блуда« ( 1Сол. 4:3–2 ). Если согласиться с сектантским пониманием брака, как простого, обыкновенного обряда, то тогда совсем непонятно, почему это св. апостол осуждает связи с посторонними женщинами. Если брак не таинство, а обыкновенный взаимный союз двоих людей, то что здесь греховного, нечистого в связи с другой женщиной?! Правда, сектанты могут возражать, что тут идет речь о обыкновенной нравственности, о верности тому слову, которое дали друг другу муж и жена. Но в таком случае муж и жена совершенно свободно, по взаимному соглашению могут разойтись и жить с другими женами или мужьями. Но св. апостол ясно говорит, что »жена связана законом, доколе жив муж ее« ( 1Кор. 7:39 ); »А вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем» ( 1Кор. 7:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

По особенному служению в Церкви, как апостол, Петр без сомнения выше пресвитеров — пастырей; но по смирению своему апостол поставляет себя наряду с ними, как их сотрудник — сопастырь; этим выражается особенная любовь Петра к этим пастырям и смиренное отношение его к ним. Старцем и по возрасту апостол без сомнения мог назвать себя, так как послание писано было уже в то время, когда апостол приближался к смерти (см. предисловие). «Он называет себя старцем (пресвитером) или по возрасту, или по достоинству епископа, ибо и книга Деяний (20, 17) называет пресвитерами (старцами) и епископов. Потом, желая показать, что он преимуществует пред ними и что называет себя сопресвитером по смиренномудрию, выставляет свое достоинство, именно то, что он свидетель Христовых страданий. Он говорит как бы так: если я, изъяснивший вам такие видения, не нахожу низким называть себя сопресвитером, то и вам несправедливо возноситься над подчиненными своими» (Феофилакт). Во-вторых, апостол называет себя свидетелем страданий Христовых: так называет он себя не в том только смысле, что он проповедовал о страданиях и смерти Христовой, но и потому, что он самим делом был исповедником Христовым, потерпев различные скорби и бедствия и страдания за имя Христово; может быть, что апостол Христов провидел, по внушению Божию, свою крестную смерть и страдания и в этом предвидении наименовал себя исповедником Христовым. В-третьих, он называет себя соучастником в будущей славе, которая должна открыться: разумеется слава Христова в откровении после Страшного суда в будущей жизни. Апостол питает несомненную уверенность в том, что он будет участником сей славы, так как он был исповедником страданий Христовых, ибо за страданиями несомненно следует слава. Уверенный в том, что он будет участником будущей славы, апостол уверен и в том, что эта слава непременно будет в свое время (ст. 4). Так точно говорил и святой апостол Павел о себе (2 Тим. 4:8).    2пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, 3и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду; 4и когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010