Хотя личность и корпус сочинений Филофея (Коккина) сегодня в народе мало известны, Последование, составленное в память о Паламе, продолжает занимать важное место в жизни Православной Церкви. Если верно, что lex orandi est lex credendi 453 , то восхищение одного из великих духовных отцов Руси личностью свт. Григория Паламы нашло постоянное пристанище в самосознании Церкви, которая ежегодно воспевает с патриархом Филофеем пылкую похвалу этому великому святому, как образцу обоженной жизни святых. Я признателен отцу Максимосу Констасу за его щедрые и полезные комментарии к раннему варианту этой работы. – Прим. Т. Пино. 1 См.: Meyendorff J. Byzantium and the Rise of Russia: A Study of Byzantino-Russian Relations in the Fourteenth Century. Cambridge, 1981. P. 90. Кроме Коккина, Русская Церковь в поздний византийский период была под омофором шести других афонитских константинопольских патриархов, каждый из которых выдвинул схожее космополитичное многонациональное видение православного содружества наций (см.: Obolensky D. The Byzantine Commonwealth: Eastern Europe, 500–1453. New York, 1971; Idem. Byzantium, Kiev and Moscow: A Study in Ecclesiastical Relations//Dumbarton Oaks Papers. 1957. Vol. 11. P. 23–78). Их социополитическая программа стала ассоциироваться с исихастским движением в целом (см. сн. 52 ниже). Для тех, кто поддерживал Паламу, это движение и его значение для жизни Церкви в мире фактически начинается с реформ патриарха Афанасия I (1289–1293:1303–1311) (ср.: Григорий Палама , свт. Триады 1.2.12). 2 О важной роли патриарха Филофея в формировании литургической жизни Русской Церкви см.: Getcha J. La réforme liturgique du metropolite Cyprien de Kiev. Paris, 2010; ср. Meyendorff J. Byzantium and the Rise of Russia P. 124. Согласно Роберту Тафту, «Афон обязан Филофею возрастанием своего влияния не только из-за распространения неосавваитского типикона афонского извода среди всех православных церквей, но также и в связи с кодификацией афонских рубрик для евхаристического и вечернего богослужения» (Taft R. Mount Athos: A Late Chapter in the History of the Byzantine Rite//Dumbarton Oaks Papers. 1988. Vol. 42. P. 191). Его Диатаксис Божественной литургии, опубликованный, когда он был еще игуменом Великой Лавры, будет потом переведен на славянский и будущим патриархом Болгарии, Евфимием Тырновским, и будущим митрополитом Киевским Киприаном. «...рубрики Филофея управляют ходом Божественной литургии и сегодня» (Taft R. Mount Athos. P. 194).

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

Максим, его писания (не те, что касались полемики с монофелитством, а такие, как Вопросы и недоумения или Трудности к Иоанну, то есть «созерцательные») оставались мало востребованными 58 . Сам метод, применявшийся прп. Максимом в толковании Священного Писания, был, похоже, чужд и казался искусственным. Это видно хотя бы по отзыву патр. Фотия на экзегетические сочинения прп. Максима (правда, следует подчеркнуть, не на Вопросы и недоумения, а на Вопросо-ответы к Фалассию): «он скоро утомляет своих читателей тем, что решения вопросов (по Писанию) у него придумываются далекие от буквального смысла и известной истории, а вернее – от самих вопросов. Впрочем, если кому приятно вращать свой ум в иносказаниях и созерцаниях, тот нигде не найдет более разнообразных, чем здесь» 59 . Хотя, как замечает, обративший внимание на этот отзыв М. Д. Муретов , патр. Фотий чуть дальше пишет, что в свои толкования прп. Максим вложил много старания, искусности, благочестия и любви ко Христу, но, в целом, отзыв великого Фотия говорит об определенном сдвиге в подходе к толкованию Писания, происшедшем в период между ним и прп. Максимом, при том, что в значении св. Фотия и других отцов VIII-IX вв. никто не сомневается. Суть этого сдвига была недавно сформулирована Николасом Констасом 60 , который отметил, что, если в Александрийской школе темные места Писания были поводом для аллегорического толкования, то свт. Фотий настаивает на том, что такие места следует прояснять не посредством аллегорического толкования, но с помощью словарей и грамматики. Там, где для Оригена Священное Писание предоставляет возможность для анагогического толкования, патр. Фотий практически исключительно прибегает к буквально-историческому, у него исчез «интерес к присутствию мистического тела Слова; аллегорический мистицизм оказался замещенным дисциплинированной филологией, а текст – особенно там, где он удивляет и провоцирует читателя – систематически демистифицируется и демифологизируется» 61 . В целом, Констас считает, что в период борьбы за иконопочитание, возможно, не без влияния отказа от аллегоризма в иконописи (провозглашенного еще в 82 каноне Пято-шестого Собора в 692 г.), метод аллегорического, анагогического и даже типологического толкования Писания почти целиком уступает историческому и буквальному, то есть принципы Антиохийской школы экзегезы, несмотря на поражение антиохийцев в великих христологических спорах VI в., снова становятся главенствующими 62 .

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

В XVIII веке Афон был центром культурной и общественной жизни Греции, в великой славе находилось и училище при ватопедском монастыре - знаменитая Афониада. Именно туда с целью продолжить обучение прибыл в 1749 году Констас. Афониада переживала период расцвета и была, пожалуй, ведущим учебным заведением, которое специализировалось на преподавании логики, грамматики и богословия. Преподавателями Космы стали выдающиеся афонские монахи. Среди них особо следует отметить, преподавателя Философии, " ученейшего Евгения " - Евгения Обладавший великолепным образованием, он был известен не только в Греции, но и за ее пределами (в частности, долгое время состоял в переписке с Вольтером). Первоначально проявив интерес к идеям западного Просвещения, он впоследствии отверг их, как противоречащие православной традиции, сторонником и защитником которой он всегда был. Он также был сторонником Великой Идеи - возрождения Византийской империи и объединения в ней всех православных народов. Боль за судьбу православия и отчизны заставила учеников Вулгариса объединится в тайное общество. Его основной целью стала борьба с безграмотностью: " В этот период группа учеников Евгения, включая и Косму, видя угрозу православию и нации, единогласно согласилась во имя Святой Троицы помочь нации в распространении грамотности " . На Афоне Косма Этолийский не только получил необходимые знания, но и укрепился в своей решимости посвятить себя делу просвещения народа. Косма оказался там не из-за стечения обстоятельств: учеба за рубежом была для него а Афон был единственным местом в Греции, где можно было получить фундаментальное образование. Там он не только укрепился в своей преданности православной традиции, но и нашел единомышленников, укрепивших его веру и решимость способствовать национальному возрождению. Косма постепенно готовился к осуществлению задуманного: изучал святоотеческую литературу и Священное Писание. Помогли ему и довершившие его образование уроки риторики, полученные в Константинополе. Вот что рассказывает о дальнейших событиях первый биограф святого Космы преподобный Никодим Святогорец: " Еще нося мирское имя Констант, праведный и в мирской одежде уже украшал себя благолепием монашеского образа, не щадил своих сил и трудов и приучал себя к совершенному подвижничеству. Но вот из этого славного и знаменитого училища удалились учителя, оно, к несчастью, снова опустело и пришло в упадок, тогда добрый Констант, удалившись оттуда, прибыл в святую обитель Филофееву. Там он принял монашеский постриг и с великим усердием преуспевал в иноческой жизни. Вскоре же, когда обители понадобился священник, по сильному убеждению и прошению отцов он был рукоположен во иеромонахи " .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/0...

Иначе: «богословия по отрицанию». Или: «изъято». Констас переводит в том смысле, что Божество по сущности «превосходит» всякую беспредельность («transcends all infinity»: Maximos the Confessor. On Difficulties in the Church Fathers. Vol. 1. P. 271), но у прп. Максима мысль сильнее. Он использует причастие от глагола ξαιρω («вынимать, извлекать»), а не активную форму глагола ξαρω («поднимать, возвеличивать»). Maximus Confessor . Ambigua 10, 31d//PG. 91. Col. 1168AB. Maximus Confessor . Quaestiones ad Thalassium 25//PG. 90. Col. 333D. Творения преподобного Максима Исповедника. Кн. 2. С. 71. См.: Williams J. The Incarnational Apophasis of Maximus the Confessor. P. 632. Maximus Confessor . Ambigua 71//PG. 91. Col. 1409ВС. Толкование слов ап. Павла в контексте проблематики апофатического богословия впервые встречается, вероятно, в «Ареопагитиках» в De divinis nominibus 7, 1, где сначала различается познание Бога из творений и с помощью мышления, а с другой стороны «превосходящее природу ума единство, благодаря которому он прикасается к тому, что выше его». Далее Ареопагит говорит, что именно в соответствии с таким единством, исступая из самих себя и обращением в Боге надлежит постигать Божественное. Сказав об этом исступлении, он тут же говорит о воспевании «бессловесной, безумной и глупой Премудрости» ( Дионисий Ареопагит, Максим Исповедник. Цит. соч. С. 451). Схолия 8 к этому месту развивает мысль Ареопагита: «Он назвал Премудрость глупой потому, что никакая премудрость не может её понять» (там же). Maximus Confessor . Quaestiones ad Thalassium 25//PG. 90. Col. 333D. Dionysius Areopagita . De divinis nominibus 1, 4. Рус. пер.: Дионисий Ареопагит, Максим Исповедник . Цит. соч. С. 219. Там же. Dionysius Areopagita . De ecclesiastica hierarchia 6, 3. Рус. пер.: Дионисий Ареопагит, Максим Исповедник . Цит. соч. С. 697. Maximus Confessor . Quaestiones ad Thalassium 25//PG. 90. Col. 329В340С. Здесь и выше используется следующий перевод: Творения преподобного Максима Исповедника.

http://bogoslov.ru/article/6172110

Прежде чем выехать из Углича, посещаем древний храм Казанской иконы Божией Матери, недавно переданный Церкви. Сопровождают нас иеромонах Николай и Виктор Иванович Ерохин. В Казанском храме после революции размещались застенки НКВД. У стены, где расстреливали жертв, теперь установлена икона Божией Матери «Азъ есмь с вами и никтоже на вы». Изображение несколько отличается от известного нам: Богородица склонила голову к Младенцу, внимая Ему. Выражение Ее лика полно кротости, глаза опущены. Матерь Божия словно отошла на второй план, собирая все внимание молящихся к Сыну – Иисусу-Богомладенцу. Удивительный образ! В нем переданы скромность Богоматери, смирение Ее, которые так трогают нас в Евангелии. Образ Пресвятой Девы словно сообщает молящимся сокровенное: «Я с вами потому, что Христос с вами, а вы – со Христом». Отец Николай подводит нас к чудотворному Казанскому образу Божией Матери. Как и первоикона, явленная в Казани, этому образу тоже пришлось побывать в огне и не сгореть. Прикладываемся к небольшой по размеру иконе при раскрытом киоте: явно ощущается запах гари. О великом пожаре, бывшем в городе Угличе в 1794 году, говорится, что «…наипаче же площадная церковь Казанския Богородицы, хотя и каменная и весьма верхняя обгоре и в ней констасы и иконы кроме в нижней церкви и чудотворного образа все сгорели». Здесь же, в среднем храме, нам показывают икону Божией Матери «Утоли моя болезни». Изображение видно отчетливо, ясно. Оказывается, эта икона сейчас постепенно обновляется. Позднее мне рассказали, как этот образ попал в храм. Еще недавно икона, одетая в ризу, была в святом углу одного из угличских домов. Однажды икону из дома выкрали. Грабитель, сорвав с образа ризу и увидев только темную доску, бросил образ за ненадобностью здесь же, за сараем, где и нашла его хозяйка. Хозяйка для святой доски без изображения не смогла найти в доме места и пожертвовала ее в храм. Конечно, икону не сразу выставили на поклонение, а лишь заметив, что она стала обновляться. Последние шаги по угличской земле, и мы снова отправляемся в путь, обозревая Углич и его окрестности из окна автобуса. За последние 90 лет Углич утратил немало святынь, в том числе и от подтопления. Переезжаем плотину. Дальше наш путь лежит по древним ярославским землям, некогда процветавшим, а теперь почти сплошь лежащим в запустении.

http://azbyka.ru/fiction/uzelki-na-pamya...

В XVIII веке Афон был центром культурной и общественной жизни Греции, в великой славе находилось и училище при ватопедском монастыре - знаменитая Афониада. Именно туда с целью продолжить обучение прибыл в 1749 году Констас. Афониада переживала период расцвета и была, пожалуй, ведущим учебным заведением, которое специализировалось на преподавании логики, грамматики и богословия. Преподавателями Космы стали выдающиеся афонские монахи. Среди них особо следует отметить, преподавателя Философии, " ученейшего Евгения " - Евгения Вулгариса . Обладавший великолепным образованием, он был известен не только в Греции, но и за ее пределами (в частности, долгое время состоял в переписке с Вольтером). Первоначально проявив интерес к идеям западного Просвещения, он впоследствии отверг их, как противоречащие православной традиции, сторонником и защитником которой он всегда был. Он также был сторонником Великой Идеи - возрождения Византийской империи и объединения в ней всех православных народов. Боль за судьбу православия и отчизны заставила учеников Вулгариса объединится в тайное общество. Его основной целью стала борьба с безграмотностью: " В этот период группа учеников Евгения, включая и Косму, видя угрозу православию и нации, единогласно согласилась во имя Святой Троицы помочь нации в распространении грамотности " . На Афоне Косма Этолийский не только получил необходимые знания, но и укрепился в своей решимости посвятить себя делу просвещения народа. Косма оказался там не из-за стечения обстоятельств: учеба за рубежом была для него неприемлема , а Афон был единственным местом в Греции, где можно было получить фундаментальное образование. Там он не только укрепился в своей преданности православной традиции, но и нашел единомышленников, укрепивших его веру и решимость способствовать национальному возрождению. Косма постепенно готовился к осуществлению задуманного: изучал святоотеческую литературу и Священное Писание. Помогли ему и довершившие его образование уроки риторики, полученные в Константинополе.

http://pravoslavie.ru/40919.html

Кроме того, на этом фоне происходит массовая исламизация, потому что, чтобы куда-то пробиться, получить какие-то посты, какие-то льготы, необходимо было принимать ислам. И действительно многие принимают ислам. К концу XVII века более миллиона европейских мусульман были потомками родителей-христиан, которые отказались от своей веры. Часто люди отказывались от православной веры целыми селами, общинами, городами. Например, в 1759 году население целого района в центральной Македонии в день Пасхи принимает ислам во главе со своим митрополитом, это такой апогей деградации. Православный человек, любой религиозный человек понимает, что такое в самый главный христианский праздник принять ислам, до какого состояния нужно было дойти. Этот процесс только набирает обороты, происходит некая цепная реакция, с каждым годом становится все хуже и хуже. В 1714 году в небольшом безвестном селении Мега Дендро (в переводе на русский язык «большое дерево») произошло, казалось бы, вполне рядовое событие: в семье простых ткачей родился сын. Сохранилось имя отца, его звали Димитрий и он был родом из области Эпир, на границе Греции и Албании. Вот из этой области были родители Космы Этолийского, которые, как я уже сказал, были простыми ткачами. Больше о них практически ничего не известно. Так вот, у них родился сын. Это был второй сын в семье. Старшего звали Хрисанф. Младшего назвали Констас. Констасом он зовется у нас в Афонском патерике – это первая публикация жития Космы Этолийского. В XIX веке это имя перевели как Констант. Но сейчас преобладает мнение, что надо переводить как Константин, то есть мирское имя Космы Этолийского было Константин. О месте его рождения нет единого мнения. На эту честь претендовали несколько соседних сел. Даже была народная легенда, что он родился на вершине между двух деревень, но наиболее обоснованная версия встречается в житии, написанном преподобным Никодимом Святогорцем, который близко знал Косму Этолийского и очень дружил с ним. На экране вы видите первое житие Космы Этолийского, написанное Никодимом Святогорцем через два или три года после его смерти, по общему мнению в конце XVIII века. Рукопись хранится в архиве афонского Ватопедского монастыря, предположительно датируется где-то восьмидесятыми годами, то есть написана сразу после мученической кончины Космы в 1779 году, что называется – по горячим следам.

http://pravmir.ru/ravnoapostolnyiy-kosma...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КОСМА ЭТОЛИЙСКИЙ [Греч. Κοσμς Ατωλς; Новый, Афонский, Албанский] (1714-1779), равноап. (пам. 24 авг.), греч. проповедник и миссионер. Жизнь и деятельность Род. в обл. Этолия (в зап. части Греции) в сел. Мега-Дендрон (нек-рые исследователи считают, что в соседнем сел. Таксьярхис), в семье ткачей. При крещении получил редкое имя Констас или Констант (Κνστας). С юного возраста он отличался тягой к знаниям и старался получить хорошее образование, чтобы «послужить на пользу христиан». Первым учителем Константа стал его старший брат Хрисанф Этолийский (впосл. возглавивший Патриаршую Академию в К-поле), с 8 лет он обучался под рук. иеродиак. Герасима (Лицикаса) в Сигдице. В 1732 г. Констант поступил в общинную школу Ломботины (ныне Ано-Хора). Он был способным и одаренным учеником и через 2 года сам стал учить детей. Констант отказался от применения телесных наказаний и использовал ряд новаторских педагогических методик. Вскоре он открыл школу в сел. Таксьярхис. Равноап. Косма Этолийский. Мозаика ворот мон-ря равноап. Космы Этолийского в Мега-Дендро, Греция. XXI в. Равноап. Косма Этолийский. Мозаика ворот мон-ря равноап. Космы Этолийского в Мега-Дендро, Греция. XXI в. Констант продолжил свое образование в «Эллиномусионе» - учебном заведении при мон-ре св. Параскевы (Гува) (близ совр. сел. Врангиана, ном Эвритания), где помимо богословских дисциплин расширил познания в области арифметики и геометрии. В академии Афониада на Св. Горе он изучал арифметику, геометрию, физику, космографию, а также логику, введение в философию и метафизику, многие преподаватели Афониады использовали новейшие данные науки, принятые в Зап. Европе. Также Констант в совершенстве овладел древнегреческим и 3 европейскими языками. Его учителя, Николаос Дзардзулис и Панайотис Палама, обладали высоким авторитетом у современников. Они вели активную просветительскую деятельность, основали в Греции неск. учебных заведений. Определяющее влияние на формирование взглядов Константа оказал возглавлявший Афониаду Евгений (Булгарис) ; группа его учеников (в т. ч. и Констант) образовала тайное общество, чья деятельность была направлена на борьбу с безграмотностью и просвещение народа. Мн. члены об-ва (их было ок. 30 чел.) впосл. стали архиереями, известными дидаскалами и проповедниками.

http://pravenc.ru/text/2458845.html

2 См.: Balthasar. 1961. S.68–70; Dalmais. 1953. P.132; Sherwood. 1955. P.32–45; Berthold. 1982. P.51–59; Piret. 1983. P.55–104 и др. 5 Amb. hom. 1. 29–31; ср.: Amb. Io. 10. 78; 10. 99; 67. 10; Mystag. 23. 59–83; Orat. Dom. 446–466; Cap. divers. 5//PG. 90, 1180; Ep. 15//PG. 91, 549 и др. Разбивку трактата Ambigua на главы и параграфы мы приводим по новому критическому изданию Н.Констаса. 11 Amb. Io. 67. 10; ср.: Amb. Io. 23. 4; Amb. hom. 1. 28–31; Mystag. 23. 66–77; Orat. Dom. 461–463 и др.; об этих понятиях см. также: Basil. Magn. Adv. Eunom. I 15; Greg. Nyss. Contra Eunom. I 495–497//GNO.I. P.161; Ioan. Damasc. Exp. idei, I 8.113–122. 25 См. об этом в нашей книге: ФокинА.Р.Формирование тринитарной доктрины в латинской патристике. М., 2014. С.532, 624–625. 32 Amb. Io. 40. 2; сходные определения: τ γννητον, τ γεννητν, τ κπορευτν см. в Opusc. theol. 21//PG. 91, 249В; Ep. 15//PG. 91, 549D. 47 Quaest. et dub. 136. В свете этого совершенно несостоятельным представляется мнение Х.У. фон Бальтазара (См.: Balthasar. 1961. S.69), воспроизведенное П.Шервудом (Sherwood. 1955. P.34–35) и Ж.-К. Ларше (Larchet. 1994. P.18–19; 2003. P.132), о том, будто у прп. Максима Св. Троица как главное содержание Божественного Откровения является предметом одного лишь апофатического богословия, никак не принимающего в расчет существование тварного мира. Хотя в учении прп. Максима о Св. Троице есть определенный элемент апофатики, обусловленный непостижимой и безусловной диалектикой Монады и Триады (см., например, Amb. hom. 1. 2–3; Amb. Io. 10. 31d. 78; 10. 41. 98–99 и др.), этим оно, как мы покажем ныне, отнюдь не исчерпывается, поскольку Откорвение о триедином способе бытия Бога имеет свое отражение и в творении. См. также: Thunberg. 1995. P.414–415. 51 См. об этом: ФокинА.Р.Учение об «умопостигаемой триаде» в неоплатонизме и патристике//Вестник ПСТГУ. I: Богословие. Философия. Вып.6 (38). М., 2011. С.24–26; Он же. 2013. С.148–178. Читать далее Источник: Актуальные вопросы современного богословия и церковной науки: Материалы VIII международной научно-богословской конференции, посвященной 70-летию возрождения Санкт-Петербургской Духовной Академии, 16-17 ноября 2016 года/Санкт-Петербургская Духовная Академия. – СПб.: Изд-во СПбДА, 2017./Ч. 1: Библеистика. Богословие. Церковное искусство и архитектура. – 432./Триадология прп. Максима Исповедника: верность традиции и новаторство С. 196-210.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

 Перевод Николаса Констаса: “the saints say that the existence of all things that have come into being is marked by five divisions. The first of these, they say, is that which divides the uncreated nature from the whole of created nature, whichreceived its being through a process of becoming».//On difficulties in the church fathers: The ambigua/Maximos the Confessor; edited and translated by Nicholas Constas. CAMBRIDGE, MASSACHUSETTSLONDON, ENGLAND 2014.  Иоанн Дамаскин: «Наименование «ипостась» имеет два значения: если говорить просто, оно означает просто сущность, тогда как [слово] «ипостась» в собственном смысле означает индивид и отдельное лицо» (Ioan. Damasc. Dialect. 30).  Прп. Максим Исповедник. Мистагогия II и VII.//Творения преподобного Максима Исповедника. Книга 1: Перевод Сидорова.//Мартис, 1993, В.В. Петров. Соединения и деления ипостаси тварного в «О трудностях XLI» (PG 91, 1304D–1316A) Максима Исповедника. с.60 в Сборнике «Космос и душа». общ. Ред. П.П. Гайденко, В.В. Петров. - М.: Прогресс-Традиция, 2005. с.241. Прп. Максим Исповедник: «Ипостасное соединение есть, согласно Отцам, схождение разносущностных в одну ипостась, при котором каждая из составляющих частей по отношению к другой [части] сохраняет в соединении свое естественное своеобразие подлинным, неизменным и нераздельным». Ep. 12 (PG 91, 484AC). «Не менее важной характеристикой ипостаси является ее самостоятельность, самобытность (τφεστναι), так что ипостась есть не просто " собрание отличительных свойств " , но самостоятельно существующая вещь (τφεστς πργμα), единичное ( καθκαστον), подлежащее (ποκεμενον), то есть субъект, обладающий этими отличительными свойствами». А.Р. Фокин. «Ипостась» как богословский термин в патристике.  Прп. Максим Исповедник, (PG. 91, 264В). Трактат 23. Богословско-полемические сочинения. Пер. с древнегреч. Д.А. Черноглазова и А.М. Шуфрина; науч. ред., предисл. и коммент. Г.И. Беневича. – Святая гора Афон; Санкт-Петербург: Издательство РХГА, 2014, с. 463.

http://bogoslov.ru/article/5558591

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010