Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Проповедь в Неделю Фомину: Блаженны уверовавшие Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю ( Ин.20:25 ). Так ответил Фома ученикам Спасителя, возвестившим ему о том, что они видели воскресшего Господа. Если не увижу, не поверю. Так часто отвечают нам, верующим, люди, которые требуют от нас логических, осязаемых доказательств христианской веры. Но таких доказательств нет и быть не может, ибо вера христианская – за пределами разумного постижения, она сверхрациональна. В христианстве ничего нельзя логически доказать – ни бытие Бога, ни воскресение Христово, ни другие истины, которые, можно только принять или не принять на веру. Бога не видел никто никогда , – говорит апостол Иоанн Богослов ( Ин.1:18 ). И бытие Божие никто никогда не доказал. И воскресение Христово никто никогда не засвидетельствовал таким образом, чтобы оно стало очевидным фактом для всего человечества. И тем не менее, несмотря на кажущуюся бездоказательность христианской веры, миллионы людей приходили, приходят и будут приходить ко Христу; верили, верят и будут верить в воскресение Христово; признавали, признают и будут признавать бытие Божие. Почему? Потому что они встретили Бога на своем пути, и никакие дополнительные доказательства им не нужны. Но как происходит встреча человека с Богом? Для каждого – по-разному. Для одних это опыт внезапного откровения, прозрения, когда они осознают, что Бог рядом с ними, что Он – здесь, что Он видит и слышит их, а они видят и слышат Его. Для других – это опыт прорастания в них присутствия Божия, опыт постепенного узнавания Христа воскресшего. Бывает, что Христос встречает человека, но человек или не сознает этого, или лишь впоследствии начинает понимать, что то была встреча с Господом. Именно так произошло с двумя учениками, которые, возвращаясь из Иерусалима в Еммаус, в приблизившемся к ним путнике не узнали Иисуса, потому что Его внешний облик после воскресения изменился. Господь беседовал с ними на протяжении всего пути, вошел вместе с ними в дом, и лишь когда Он преломлял хлеб, они узнали Его, но Он тотчас же сделался невидим. И тогда они сказали: Не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге? ( Лк.24:32 ). И с радостью пошли и возвестили ученикам о своей встрече с воскресшим Учителем.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-mit...

Разделы портала «Азбука веры» Почему в Библии написано одно, а в церкви делается другое? 943 04.08.2022 Библия И так далее. ВОПРОС: Священники не знают этих вещей или знают, но глаза закрывают, подчиняясь преданию и традиции? 4 Ответа Да, Антон, Вы правы, в Библии написано одно, а мы делаем другое. Бог требует от младших подчиняться старшим и поучаться от пастырей, а иные младшие вместо этого начинают обличать своих пастырей. Например, сказано: “Также и младшие, повинуйтесь пастырям” ( 1Пет.5:5 ). Или: “Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно” ( Евр.13:17 ). А вместо этого некоторые дерзают говорить, что Церковь — столп и утверждение истины ( 1Тим.3:15 ) — более не такова. Печально все это. По существу же Вашего вопроса замечу, что это традиционные неопротестантские обвинения в адрес православных. Советую прочитать прекрасную книгу прот. Димитрия Владыкова “Православная Церковь и сектанты” , в ней даны все необходимые ответы. Скажу и я кратко. Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены? ( 1Кор.7:16 ) Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя. ( 1Тим.4:16 ) В этих цитатах апостол вместо существенного спасения Христова говорит о возможном для людей приведении грешника на путь спасения, где его и спасет Христос. В этом смысле Церковь и обращается так к Божией Матери. Если Вы игнорируете множество богослужебных текстов, где Спасителем называется один лишь Сын Божий, то это показывает Вашу предвзятость. Кроме того, поют это не священники, а певчие. Так что Вы или говорите с чужих слов, или крайне невнимательны в храме. 2. По второму вопросу вновь Вы путаете. Иаков был малый не по росту и не по возрасту (как якобы маленький), а по числу среди апостолов: Двенадцати же апостолов имена суть сии: первый Симон, называемый Петром, и Андрей, брат его, Иаков Зеведеев и Иоанн, брат его, Филипп и Варфоломей, Фома и Матфей мытарь, Иаков Алфеев и Леввей, прозванный Фаддеем, Симон Кананит и Иуда Искариот, который и предал Его. ( Мф.10:2–4 )

http://azbyka.ru/vopros/pochemu-v-biblii...

Реликварий с мощами волхвов из собора города Кёльна Золотой реликварий с мощами трех волхвов В гербе Кёльна изображены три величественные короны в знак того, что в главном соборе этого немецкого города вот уже несколько столетий хранится уникальный реликварий (ковчег) с мощами трех волхвов. В Германии они причислены к лику святых, их величают «тремя святыми королями», и в их честь 6 января установлен праздник, отмеченный в календаре как нерабочий день. Легенды, восходящие к VI веку, превратили волхвов-«звездочетов» и волхвов-«мудрецов» в «восточных царей», поэтому в западной традиции их стали называть «святыми королями». Как известно, библейская история умалчивает об именах, происхождении, числе волхвов, их внешности и о времени их появления в Вифлееме. На Западе распространено мнение, что коль число даров-сокровищ, преподнесенных родившемуся Христу, равняется трем, значит, столько же было и волхвов. Относительно времени их появления в Вифлееме мнения несколько разнятся. На иконах, живописных полотнах и в устраиваемых в немецких храмах рождественских яслях Богомладенец изображен не спеленутым, а уже несколько подросшим. Видимо, в западной традиции считается, что поклонение волхвов было не на первой неделе после рождения Иисуса, а когда Младенцу было уже не менее двух лет, как указано в приказе Ирода об избиении всех младенцев в Вифлееме и в его округе – «от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов» (Мф. 2, 16). Согласно одним источникам, имена библейских волхвов – Каспар, Мельхиор и Валтасар – впервые упоминаются в VIII веке, согласно другим, эти имена появились еще в VI веке. Внешне Каспара представляют «молодым и безбородным», Мельхиора – «старцем с бородой», а Валтасара – «темнокожим». По преданию, волхвы, вернувшись из Вифлеема в свои родные места, приняли крещение и стали возвещать народам об Иисусе Христе. Будучи благочестивыми христианами, волхвы не только проповедовали Евангелие на Востоке, но и строили там в честь Иисуса Христа храмы и часовни. Сохранилось предание, повествующее о том, что апостол Фома посвятил волхвов в епископы. Приняв мученичество, они закончили земную жизнь приблизительно в одно и то же время и похоронены были тоже вместе. Их гробница якобы находилась в персидском городе Сава.

http://pravoslavie.ru/2798.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance 11 вопросов о поминовении усопших 13 мин., 13.04.2024 Содержание Можно ли разговаривать с усопшими близкими, встретимся ли мы со своими мужьями и женами после смерти и есть ли надежда на спасение у самоубийц и атеистов? На эти и другие вопросы мы попросили ответить иерея Стефана Домусчи, кандидата богословия и философских наук. С усопшими можно говорить, просить их помощи и их молитв? Как почти во всех вопросах, касающихся загробного мира, однозначного ответа здесь быть не может. Неслучайно преподобный Анастасий Синаит говорит, что человек, который пытается своим слабым умом разузнать тайны загробной жизни, впадет в самые страшные заблуждения, потому что это ему не полезно. То, что нам полезно, говорит преподобный, Бог нам открыл, и в той мере, в какой полезно. Что касается молитвы, из древности идет обычай молиться усопшим христианам или, точнее, просить их, чтобы они молились Богу. В стародавнее время Церковь очень четко различала умершего христианина и умершего нехристианина. Человек, который умер, будучи связан со Христом, умер членом Церкви, он хотя и разлучается физически со своими братьями и сестрами, через Христа остается с ними глубоко связан! Когда мы говорим на Пасху, что Христос «смертию смерть попрал», речь идет о том, что Он победил нашу смерть, и физическую тоже, но в первую очередь победил смерть как разлучение души и Бога. Поэтому тот, кто умирает во Христе, хотя и умирает физически, больше не умирает духовно, то есть не отлучается от Бога и во Христе остается живым. И, когда Церковь хоронила своих усопших, она ощущала, что эти люди остаются связанными с остальными живыми членами общины. В этом ключе, естественно, можно было просить молиться и умерших. Мы привыкли просить молитв только у святых, но в древности святыми называли всех членов христианской общины, потому что они род избранный, род священный: апостол Павел пишет, например, святым, находящимся в Коринфе , обращаясь таким образом ко всем христианам Коринфа. Поэтому люди могли просить молитв всех умерших членов общины. Например, в катакомбах находят надписи на надгробиях, в которых люди обращаются к умершим родственникам. На одном из надгробий в древнеримских катакомбах IV века есть просьба от христианина Пектория, чтобы они вспоминали его всякий раз, когда будут смотреть на Христа. Причем ясно, что его родственники были простыми христианами и умерли обычной смертью, не были мучениками.

http://foma.ru/11-voprosov-o-pominovenii...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance 12 вопросов о Пятидесятнице 10 мин., 04.06.2023 Содержание 4 июня мы будем отмечать один из главных церковных праздников — Пятидесятницу, также называемый Днем Святой Троицы. На пятидесятый день (отсюда и название праздника) после воскресения Христа и после иудейской Пасхи апостолы собрались в Сионской горнице в Иерусалиме, где на них сошел Святой Дух. Одним из Его даров была способность говорить на разных языках для проповеди Евангелия. В чем смысл этого события, и что Писание говорит нам о Святом Духе? 1. Почему Пятидесятницу иногда называют Днем Рождения Церкви? Церковь — это не просто собрание верных, а Тело, организм, в котором струится жизнь Христова. И этот организм созидается Святым Духом, как пишет апостол, Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, — так и Христос. Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом (1 Кор 12:12–13). 2. Можно ли тогда говорить — как иногда говорят — о Ветхозаветной Церкви?  Разумеется, ведь само слово «Церковь» значит «собрание призванных», и ветхозаветный народ Божий таким собранием был. Но Пятидесятница знаменует принципиально новый этап в истории спасения и созидание Церкви именно как Тела Христова прямым действием Святого Духа. 3. Кто такой Святой Дух? Это сила или Личность?  Священное Писание ясно говорит о Святом Духе как о Личности: например, Он прямо говорит о Себе «Я»: когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их (Деян 13:2); проявляет волю: Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого (Деян 15:28); его возможно оскорбить нашими грехами: И не оскорбляйте Святаго Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления (Еф 4:30); Ему возможно солгать, причем солгать Ему — значит солгать Богу (Деян 5:4). 4. Почему Святой Дух не мог быть дарован до смерти и Воскресения Христа? 

http://foma.ru/12-voprosov-o-pyatidesyat...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance 12 июля 2023: день святых первоверховных апостолов Петра и Павла 13 мин., 11.07.2023 Содержание День святых первоверховных апостолов Петра и Павла — праздник, который отмечается 12 июля по новому стилю. Он назван в честь апостолов Петра и Павла, проповедовавших христианство по всему миру. Оба апостола приняли мученическую смерть за веру — с разницей в один год. Смысл названия дня Петра и Павла День святых первоверховных апостолов Петра и Павла — праздник, который отмечается 12 июля по новому стилю. Он назван в честь апостолов Петра и Павла, проповедовавших христианство по всему миру. Оба апостола приняли мученическую смерть за веру — с разницей в один год. Апостол Петр До того, как стать учеником Христа, Петр был рыбаком. Господь призвал Петра и его брата, будущего апостола Андрея Первозванного, когда те ловили рыбу на Генисаретском озере. Именно Петр первым среди учеников назвал Учителя Христом, то есть Мессией. За это Господь прозвал его Камень (так переводится имя Петр). На этом камне Петровой веры Господь обещал создать Церковь Свою, которую не одолеют врата адовы. Когда перед распятием Христа взяли под стражу первосвященники, Петр трижды отрекся от Господа, как Тот и предсказывал ему. Но Петр раскаялся и искупил свое предательство тем, что стал пламенным проповедником Христовой веры. И, действительно, послужил основанию Церкви — сообщество верных Спасителю. После Пятидесятницы — сошествия Святого Духа на апостолов — своей первой проповедью Петр обратил ко Христу три тысячи человек. Его миссионерский путь сопровождался чудесами и исцелениями. Церковное Предание говорит, что Петр проповедовал Евангелие по берегам Средиземного моря, в Антиохии, Малой Азии, Египте, Греции, Риме, Испании, Карфагене и Британии. До наших дней дошли два Соборных послания апостола Петра. Они включены в Новый Завет. Свои Послания Петр обращает к христианам в провинциях Малой Азии. Укрепляет их в вере, предостерегает от влияния лжеучителей.

http://foma.ru/12-iyulya-2013-den-svyaty...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance 7 проповедей в Лазареву субботу и Вербное воскресение 7 мин., 09.04.2023 Что говорили об этих важных для евангельской истории днях известные проповедники? Мы собрали для вас яркие отрывки из проповедей Иоанна Кронштадского, Луки Войно-Ясенецкого, Антония Сурожского и других известных людей Церкви. 1 Митрополит Сурожский Антоний Слово в Лазареву Субботу «Мы стоим на грани страстных дней, и на этой грани, в образе Лазаря и его воскресения, встает перед нами большая, радующая нас надежда: Господь крепче смерти, Господь победил ее – не только в том прямом смысле, в котором эта победа явлена телесным воскрешением Лазаря, но еще и в другом, который, может быть, еще непосредственнее относится к нам изо дня в день… Пришел Господь и повелел Лазарю встать из мертвых: вот образ для нас. В каждом из нас он лежит – умерший, побежденный, окруженный нашим сетованием, часто безнадежным. А сегодняшнее Евангелие, на самой грани страстных дней, нам говорит: Не бойтесь! Я – воскрешение и жизнь! Тот друг Господень, который в вас жил, который в вас есть, который кажется безнадежно мертвым, от одного слова Моего может воскреснуть – и поистине воскреснет! И вот войдем в страстные дни с этой надеждой, с уверенностью, что мы идем к Пасхе, к переходу от временного к вечному, от смерти к жизни, от нашей пораженности к победе Господней. Войдем в страстные дни с трепетом о том, как нас возлюбил Господь и какой ценой Он нам дает жизнь, войдем уже теперь с надеждой, со светом и с радостью грядущего воскресения» 2 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл Слово в праздник Входа Господня в Иерусалим «Христос — источник радости. Он источник подлинного веселья, переходящего в жизнь вечную, и без Христа такого источника не существует. Вот почему говорит апостол Павел: «всегда радуйтесь»; потому что если вы живете со Христом, если мир Христов становится вашим миром, то в вашу жизнь приходит радость как величайшая ценность, как показатель богатой, сильной и независимой от внешних обстоятельств внутренней духовной жизни человека.

http://foma.ru/7-propovedey-v-lazarevu-s...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Библия: искусство понимания 10 мин., 08.02.2014 «А в Библии написано, что...» — главный аргумент в разных богословских спорах. И ссылочку обычно дадут, и даже пальцем ткнут: действительно, что-то такое написано. Или не совсем такое, но похоже. Или не очень похоже, но... Стоп! А как определить, действительно ли библейский текст подтверждает именно то, что с его помощью пытаются доказать? Разве Библия недостаточно понятна сама по себе? А если понятна, откуда так много разных богословских школ, не согласных друг с другом? «Ты читай, что написано!» Так понятна ли Библия сама по себе? И да, и нет. С одной стороны, едва ли среди религиозных текстов мира отыщется столь же простой и ясный, как Евангелие. Все самое главное в Библии сказано предельно ясно. Но если человек начинает вчитываться, интересоваться подробностями и деталями, у него возникает множество вопросов, ответить на которые бывает непросто... В одном и том же Евангелии от Иоанна Христос говорит вещи, казалось бы, противоположные: « Я и Отец — одно » (10, 30) и « Отец Мой более Меня » (14, 28). Одно из этих выражений можно понять только через призму другого. И церковное Предание подсказывает, что главное здесь « Я и Отец — одно »; второе высказывание не отменяет первое, но говорит о добровольном подчинении Сына Отцу, о том, как Он умалился в воплощении. Есть, разумеется, и другая трактовка. В древности ариане, а в наши дни свидетели Иеговы настаивали, что Христос вовсе не был равен Богу, и что за основу надо брать слова « Отец мой более Меня ». Где же критерии выбора? Если истолковывать Библию исключительно изнутри самой Библии, то его нет: можно понять так, можно эдак. Но есть коллективный опыт прочтения Библии общиной верующих, которая этот текст сама и породила — вот что мы называем церковным Преданием. Есть анекдот про богослова, исследователя Посланий апостола Павла, который умер и попал в рай. Конечно, там он сразу пожелал встретиться с самим апостолом. И вот беседуют они за закрытой дверью час, другой... а потом выбегает из двери апостол, держась за голову, и кричит: «Да не имел я этого в виду!». А за ним по пятам богослов: «Нет, ты читай, что в Библии написано!».

http://foma.ru/bibliya-iskusstvo-poniman...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Виктор Цой. Духовная интуиция в поэзии 12 мин., 20.08.2020 Очень, по-моему, уместно сказал Честертон о том, что священники нужны, чтобы мы помнили о том, что умрем, а поэты — чтобы помнили, что живы. Однако с тех пор, как были сказаны эти слова, прошел без малого век, и в это бурное время долг священника подчас сводился (и сводится) к тому, чтобы напоминать о жизни, а поэты чем дальше, тем больше вспоминают о смерти. О жизни и смерти В сущности, как и сказал Цой, Мы знаем, что так было всегда, и что все дело в мере, в пропорции, в акцентах. Если угодно, в той «печке», от которой «танцуется». В самом общем виде такую единоустремленность можно объяснить тем, что память смертная — это неотъемлемый атрибут человеческого бытия. В определенном смысле человек, который живет, не думая о смерти, не живет человеческой жизнью, точно так же как не живет ею и тот, кто все время только о смерти и думает. И наверное, ощутить реальное приближение смерти мучительно и для тех, и для других. Причем по более-менее общему основанию, осознанному или неосознанному: что было мной сделано для вечности? Правильно было бы допустить, что и священники, и поэты говорят о жизни и смерти, поскольку обе эти темы неисчерпаемы до конца времен, когда мир перейдет от смерти в жизнь. Для меня жизнь — Христос, и смерть —приобретение (Фил 1:21), пишет апостол Павел. Обычно обращают внимание на отсутствие в этих словах страха перед смертью, но если еще посмотреть, то можно увидеть и внутреннюю гармонию личности, то самое подлинное целомудрие , в силу которого переход от жизни к смерти ощущается Апостолом как переход от Христа к Христу. Именно это и порождает бесстрашие. Мне кажется, что с этим можно сопоставить (разумеется, с оговорками) и знаменитое цоевское смерть стоит того, чтобы жить, — хотя бы потому что здесь утверждается если не равно-ценность, то равно-значимость двух состояний человека, ни одного из которых от изгнания из Эдема и до нового неба и новой земли (Откр 21:1) невозможно избежать никому, кто не Енох, не Илия и, возможно, Иоанн Богослов. О наших разделениях и о дарах

http://foma.ru/viktor-coj-duhovnaja-intu...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance День рождения воскресного дня 6 мин., 06.03.2017 Почему именно в воскресенье в Православии принято обязательно ходить в храм? Какова история воскресенья? Связаны ли воскресенье и Воскресение? Почему этот день мы считаем днем отдыха и радости? Как и почему этот день называют в других странах? Воскресенье – день субботний? У почитания воскресенья довольно долгая и сложная история. Существуют разногласия по поводу того, каким днем недели является воскресенье – первым или седьмым. Иногда говорят, что воскресенье и вовсе подменило собой субботу. Если мы обратимся к тексту Ветхого Завета, то найдем такие слова: «И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал» (Быт 2:3) . Получается, что суббота – седьмой день недели, день отдыха, воздержания от мирских дел, день покоя. Среди Заповедей Моисея, которые он получил от Господа на горе Синай, прочитаем: «Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих. Ибо в шесть дней Господь создал небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмой почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его» (Исх 20:8-10). Также мы помним, что убийство Христа состоялось в пятницу – «день перед субботою» (Мк 15:42) . Прийти ко гробу Учителя жены-мироносицы смогли только про прошествии субботнего дня – дня, когда Господь был в аду . И уже после этого, на третий день свершилось чудо Воскресения: «Воскреснув рано в первый день недели, Иисус явился сперва Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов» (Мк 16:9). Вера в Воскресение Христа является основой веры во Христа вообще. Апостол Павел в Первом Послании Коринфянам говорит: «А если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1 Кор 15:14).

http://foma.ru/den-rozhdeniya-voskresnog...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010