Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Значение имени Лука 8 мин., 31.10.2014 «Свет», «светлый», «светящийся», «светоносный», «рожденный на рассвете» — так переводится на русский язык латинское слово «Lux» и образованное от него имя «Lucas», или Лука. Имя Лука, как и многие другие имена, пришло на Русь из Византии вместе с принятием христианства. Ведь и среди греков это латинское имя — Λουκς — пользовалось популярностью. Впрочем не в популярности имени дело. Одним из самых почитаемых христианских святых, носивших это имя, был евангелист Лука, апостол из семидесяти. День его памяти Русская Православная Церковь чтит 31 октября ( 18 октября по ст.стилю). Обоими ветвями христианской церкви апостол Лука почитается не только как евангелист, но и как первый иконописец и покровитель художников. Любопытно, что это международное имя практически на всех языках звучит одинаково, с той лишь разницей, что звук «Л» в имени иногда смягчается до «Ль». Поэтому в английском, французском и итальянском мы получаем Люк и Люка, с ударением на последний слог. В некоторых языках, например, в испанском, португальском, польском, чешском сохраняется согласная на конце слова и имя звучит как Лукас и Лукаш. На просторах нашей родины имя Лука бытовало в варианте Лукьян. Мы не можем предоставить убедительных доказательств популярности имени на протяжении всей истории России, хотя бы потому, что никто и не пытался подсчитать число мужчин с именем Лука. Однако, одной из широкоизвестных и распространенных славянских фамилий остается фамилия Лукин и её варианты, например, Лукашенко, образованные от имя Лука. Что может быть убедительнее? Другим доказательством популярности имени Лука в России может служить покровительство императора Павла I мальтийскому ордену, точнее, популярность стала следствием этого. Казалось бы, где здесь-то связь? Согласно житию, примерно в шестидесятые годы нашей эры у берегов Мальты потерпел крушение корабль, на котором апостол Павел и апостол Лука направлялись в Рим, на суд кесаря. Произошло чудо. Несмотря на страшную бурю и гибель корабля, все находившиеся на александрийском судне матросы и путешественники спаслись. Их было около трехсот. Все они задержались на острове на три месяца. Люди во главе с апостолом Павлом поселились в пещере, недалеко от древнего города Мдина. Позже над пещерой был воздвигнут храм с тремя алтарями, в честь апостола Павла, апостола Луки и апостолов Трофима и Аристарха. Апостол Павел прославился тем, что продолжал на острове свою проповедь, обращал в христианство, основал здесь первую христианскую общину, возглавил которую римский наместник Публий (так же обращенный апостолом Павлом). Лука же оставил по себе рукотворную память.

http://foma.ru/znachenie-imeni-luka.html

В Индию и Непал по следам апостола Фомы… Люди едут, ищут в Индии духовного прозрения. Секретарь консульства России в Мадрасе рассказывал мне о том, что консульство завалено письмами родственников с просьбами вызволить родных из секты Сай Бабы. 11 октября, 2009 Люди едут, ищут в Индии духовного прозрения. Секретарь консульства России в Мадрасе рассказывал мне о том, что консульство завалено письмами родственников с просьбами вызволить родных из секты Сай Бабы. Решением Священного Синода от 10 октября 2009 года ( журнал ) в юрисдикцию Русской Православной Церкви принят новообразованный приход во имя иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» в г. Катманду, Непал. Пастырское окормление новообразованного прихода поручено протоиерею Геннадию Морозу, настоятелю прихода святого апостола Фомы в Дели. Публикуем материал журнала «Фома», рассказывающий о православии в Индии и Непале в наши дни. Соблазн духовного безразличия – Удивительно слышать, что в Индии и Непале проповедуют православные священники… – Первым, кто принес христианство в Индию, был святой апостол Фома. Память о нем живет на этой земле по сей день. Им была основана христианская церковь на пяти обращенных знатных семействах высшей касты на Юге Индии. К сожалению, в силу территориальной оторванности от Вселенского Православия и незнания ситуации в Церкви, сначала в IV-V веке индийские христиане перешли в несторианский, а потом в XVII веке в монофизитский Антиохийский патриархат, таким образом выйдя из Православия. Ныне это автокефальная индийская церковь, хотя и именуется Сирийская Маланкарская Ортодоксальная церковь. Она входит в семейство монофизитских ортодоксальных церквей (Армянская, Коптская, Эфиопская, Индийская, Сирийская). После апостола Фомы последним и едва ли не единственным достоверно известным проповедником православия в Индии был монах, русский миссионер-подвижник, архимандрит Андроник (Елпидинский), который провел в Индии 18 лет с 1931 по 1949 и установил тесные отношения с индийскими христианами. Он был активным сторонником воссоединения индийских монофизитов со Вселенским Православием ввиду их расположенности, в частности, к Русской Православной Церкви.

http://pravmir.ru/v-indiyu-i-nepal-po-sl...

Закрыть itemscope itemtype="" > Успение Пресвятой Богородицы История и смысл праздника 27.08.2017 4864 Время на чтение 7 минут 1) Место праздника в границах православного богослужебного года. Праздник Успения Пресвятой Богородицы относится к двунадесятым праздникам Православной Церкви; это один из важнейших праздников, посвященных прославлению Божией Матери. Праздник предваряется недолгим, но довольно " строгим " Успенским постом (этот пост начинается 1 августа ст. ст./14 августа н. ст. - день, отмеченный в церковном календаре как торжество Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня). 2) Связь праздника с событиями Священной истории Ветхого и Нового Завета. Как повествует церковное предание, после Воскресения Спасителя Богоматерь жила в Иерусалиме; затем, когда начались языческие гонения на Церковь, Она вместе с апостолом Иоанном Богословом переселилась в Ефес, откуда путешествовала на остров Кипр и на Афон. Незадолго до смерти Богородица вновь возвратилась в Иерусалим. Здесь Она часто и подолгу молилась в тех местах, что были связаны с событиями земной жизни Ее Сына. Вскоре Богоматерь узнала от архангела Гавриила, что Ее земная кончина уже близка. Когда Она уже возлежала на смертном одре, совершилось чудесное событие: силой Божией в Ее дом были собраны - находившиеся тогда в самых различных странах - апостолы, которые благодаря этому чуду смогли присутствовать при Успении Девы Марии. Лишь апостол Фома не появился здесь тогда. По церковному преданию, после смерти Богородицы апостолы положили Ее тело в гробнице-пещере, завалив вход большим камнем. На третий день к ним присоединился отсутствовавший в день Успения Фома, который очень страдал оттого, что так и не успел проститься с Божией Матерью. По его слезной мольбе апостолы отвалили от входа в пещеру камень, чтобы и он смог попрощаться с телом умершей Пресвятой Девы. Но к их всеобщему удивлению они не нашли тела Богоматери внутри пещеры. Здесь лежали только Ее одежды, от которых исходило удивительное благоухание. Православная Церковь верит, что Богоматерь воскресла на третий день после Своего Успения - подобно тому, как некогда воскрес и Ее Сын, и вознеслась телесно на небо - подобно тому же, как на сороковой день после Воскресения вознесся на Елеонской горе Иисус. В этом предании заключена христианская истина о грядущем всеобщем воскресении людей в день Второго Пришествия Господня, когда, по словам апостола Павла, Сам Христос наше воскресшее тело " преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его, силою, которою Он действует и покоряет Себе все " (Послание апостола Павла к Филиппийцам 3:21).

http://ruskline.ru/analitika/2013/08/27/...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance «Индийцам трудно представить, что кто-то может взять на себя последствия грехов человечества»: индолог Владимир Шохин об интересных особенностях проповеди Евангелия в Индии 9 мин., 22.05.2023 После Вознесения Христова апостол Фома отправился проповедовать в Индию. Там же он принял мученическую смерть от рук придворного местного царя. Сегодня веру во Христа в Индии исповедуют свыше 25 миллионов человек, причем индийские христиане называют себя «христианами апостола Фомы». Какой была Индия во времена апостола? Как он там оказался? Как восприняли его проповедь? Об этом и многом другом рассказал в фильме «Христианская Индия. Путь Фомы» на телеканале «Спас» индолог, профессор, доктор философских наук Владимир Шохин. Владимир Кириллович, говоря об истории христианства в Индии, необходимо иметь в виду, что она складывалась в контексте ее языческой культуры. А сколько вообще лет индийскому многобожию? Если брать за точку отсчета хараппскую цивилизацию — до появления в Индии индоариев, — то более 5000 лет. Но язычество здесь во многом, как и неоплатоническое язычество в античном мире, практически растворяется в философии, в метафизике. Хотя наряду с этим есть язычество и в очень брутальных формах, особенно в сельской местности. Впрочем, это огромный и очень разнообразный мир. Вообще в Индии меня больше всего привлекают не те вещи, которые обычно интересуют многочисленных любителей ее культуры, не мистика или йога, а особая эстетика индийской философской рациональности. Индийскую философию можно представить в виде большого дискуссионного клуба, в котором всегда принимало участие множество школ. И решение любого вопроса формировалось через опровержение альтернативных мнений — такой вот диалогический аналитический метод. Так что, я думаю, существует не один десяток тысяч текстов, которые можно было бы назвать религиозно-философскими. А какой была Индия во времена апостола Фомы? Территориально, думаю, она была больше. Возможно, включала какие-то части Афганистана, Южного Пакистана, Южного Ирана. В истории Индии были периоды — правда, не очень длительные — когда она даже практически превращалась в империю. Но по большей части это было множество мелких государственных образований. И там всегда было религиозное многообразие.

http://foma.ru/indijcam-trudno-predstavi...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Почему нельзя осуждать других людей, даже если это Гитлер, и что делать, если очень хочется осудить 10 мин., 29.02.2024 «Не судите, да не судимы будете», — говорит нам Христос. Но как на деле исполнить Его заповедь? И есть ли заветный алгоритм, позволяющий прекратить бесконечный поток осуждений, из которого мы сами не в состоянии выбраться всю жизнь? Ответ на эти сложнейшие вопросы «Фома» попытался найти с помощью протоиерея Михаила Самохина, настоятеля Ольгинского храма города Железноводска, пресс-секретаря Пятигорской епархии. Отец Михаил, а почему, собственно, нельзя осуждать? Потому, что мы берем на себя роль Бога, беремся делать окончательные выводы о человеке, а не о его поступке, хотя нам неизвестны ни его мотивы, ни обстоятельства, которые побудили его поступить так или иначе. Только Бог может судить. Апостол Павел говорит: Кто ты, осуждающий чужого раба? (Рим 14:4). А как научиться не осуждать? Это вообще возможно? Знаете, это тяжелейший вопрос. Об этом можно говорить много и красиво, но я знаю только один относительно рабочий рецепт: пожалей — и не осудишь. Чем те, кого мы любим, отличаются от тех, кого мы не любим? Только одним: тех, кого мы любим, мы оправдываем. И переключатель с нелюбви на любовь находится где-то в области жалости. Поэтому в разных диалектах русского языка слова «любимый» и «жалкий» являются синонимами: «жалкий ты мой» означает «любимый». Боюсь, моей жене такая замена не понравится. Изменилось семантическое поле. Раньше ведь и слово «пошлый» означало совсем не «грубый» или «вульгарный», а «старинный», «прежний», «обычный». Но вернемся к жалости. Это переключатель между нелюбовью и любовью. Тогда вместо того чтобы осуждать, ты готов попытаться начать оправдывать. Это первый вариант, достаточно интересный, глубокий и рабочий. Второй вариант, более сложный: попробовать поставить себя на место этого человека и понять, почему он так поступил. Да, он подрезал меня на дороге. Но может быть, он очень торопился, потому что жену беременную в роддом вез? Конечно, это сложно — приучить себя именно так реагировать. Беда в том, что мы осуждаем практически на автомате. Вся тонкость духовной жизни заключается в том, чтобы успеть поймать себя за руку, успеть остановить осуждение хотя бы на стадии мысли. Конечно, греховный помысел, если он сопровождается волевой интенцией и желанием совершить замысленное, тоже грех. Господь говорит: Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем (Мф 5:28). Это касается и любого другого греха. Поэтому остановить себя на уровне мысли — это важно. Чем, собственно говоря, и заняты большую часть своей жизни монахи: они отлавливают мысли-прилоги Прилог — в аскетической практике так называют первую стадию проникновения греховного желания в душу человека.. Потому что не все мысли, которые крутятся в нашей голове, нашего производства — некоторые вкладывают в нас злые духи.

http://foma.ru/pochemu-nelzja-osuzhdat-d...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Что ожидает блудников и что не так в добрачных связях? — священник объясняет это непонятное слово «целомудрие» 9 мин., 27.01.2020 В Церкви есть понятия, смысл которых зачастую не до конца известен даже воцерковленным людям. Одно из них — целомудрие. Помочь разобраться в том, что такое целомудрие, зачем оно нужно и как это — жить целомудренно, «Фома» попросил протоиерея Федора Бородина, настоятеля московского храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке. Целомудрие — это про сексуальную жизнь? Целомудрие — это о здоровом духовном, душевном и телесном состоянии, о целостной личности, умеющей жить с Богом, умеющей любить. Да, в обыденном сознании это слово чаще ассоциируется только с вопросами физической близости, но на деле это значительно более широкое церковное понятие. Церковь признает, что состояние, в котором мы родились и живем, — это состояние греха, глубочайшего искажения, унаследованное от падшего Адама. Избавиться от него мы можем лишь через стремление приблизиться к Богу — к тому идеалу, который предлагает нам христианство. Так, апостол Павел говорит: Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе (Флп 2 :5). Он имеет в виду, что человек должен быть похож на Иисуса Христа — вмещать в себе отражение всех Его качеств. Такие добродетели Церковь и определила словом целомудрие. При этом нам нужно помнить, что союз всех добродетелей — любовь. То есть целомудрие — это в конечном счете умение любить. Что же лежит в основе этого умения? Первое — это душевная и телесная чистота. Второе — целостность. Грехопадение все перевернуло в человеке: он перестал понимать Бога, а его душевная составляющая разлетелась в клочья. Если до познания греха в нем господствовал дух, то после — плоть. Чувство гнева до грехопадения было благим чувством — своеобразным иммунитетом против греха, а после — обратилось на ближнего. Разрушение этой естественной для человека иерархии привело к тому, что его чувства, воля и разум оказались разобщены. Самые пронзительные, самые горькие слова об этом в послании апостола Павла к римлянам: Добро, которого хочу, не делаю, а зло, которого не хочу, делаю (Рим 7 :19).

http://foma.ru/chto-ozhidaet-bludnikov-i...

Скачать (MP3 файл. Продолжительность 8:24 мин. Размер 6.1 Mb ) Христос воскресе! Сегодняшняя неделя Антипасхи посвящена воспоминанию тех явлений Спасителя, которые совершались после Его славного Воскресения. Господь неоднократно являлся малым и большим группам учеников, чтобы они воочию убедились: Он воскрес. Явление живого Христа после публичной казни и смерти вновь вселяло веру в тех, кто уже начал было колебаться. Одним из таких «вновь уверовавших» был апостол Фома. И хотя он проявлял готовность умереть с Господом, когда Тот шел воскресить Лазаря (см.: Ин. 11: 16), был активным участником беседы после Тайной вечери (см.: Ин. 14: 5), однако после смерти Иисуса на кресте отказался поверить в воскресение Учителя: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин. 20: 25). Когда же Господь в восьмой день вновь явился ученикам, Фома признал Его, сказав: «Господь мой и Бог мой» (см.: Ин. 20: 26–29). «Не будь неверующим, но верующим» (Ин. 20: 27) – это главные слова Евангелия нынешнего дня. Из сегодняшнего чтения мы узнаем о том, что вера – это не статичное состояние человека, она может изменяться, возрастать и уменьшаться (см.: 2 Фес. 1: 3), исчезать и появляться вновь. Словом «вера» может обозначаться мгновенный импульс или целое мировоззрение человека. Нередко вера зарождается как ответ на прямой призыв Бога, обращенный к человеческому сердцу. Впервые поверить – значит горячо последовать еще неясному, неисповедимому, порой даже кажущемуся неразумным призыву Всевышнего. Поверить Богу все равно что доверить Ему свою жизнь, еще не познав во всей полноте Его верности и надежности. Авраам положился на Бога, «поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность» (Быт. 15: 6). Верить в Бога постоянно – значит признавать Его истинным Творцом неба и земли, от Которого зависит жизнь человека и окружающего мира. При этом быть верующим предполагает не просто признавать существование некоей высшей реальности, но и жить в повиновении у Господа (см.: Числ. 32: 12), в преданности Ему «всем сердцем, всей душой» (Втор. 6: 5).

http://pravoslavie.ru/61440.html

Темы беседы: 1. Патриаршая детская литургия в храме Христа Спасителя; 2. Собрание Предстоятелей и представителей всех Поместных Православных Церквей в Шамбези; 3. Что такое православная миссия; 4. Можно ли быть хорошим человеком без Христа. А. Пичугин — Это радио «Вера» в эфире, дорогие друзья. Здравствуйте. Программа «Светлый вечер». Здесь в этой студии я — Алексей Пичугин… К. Мацан — И я — Константин Мацан. А. Пичугин — Как всегда, по пятницам, здесь мы приветствуем Владимира Романовича Легойду, главу Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, профессора МГИМО, главного редактора журнала «Фома». Здравствуйте. В. Легойда — Добрый вечер. Наше досье: Владимир Легойда. Родился в Кустанае в 1973 году. Окончил МГИМО, стажировался в Соединенных Штатах, кандидат политических наук, профессор МГИМО. Некоторое время возглавлял кафедру международной журналистики. Оставил эту должность после назначения на пост председателя Синодального информационного отдела Московского Патриархата. С 96 года Владимир Легойда — главный редактор журнала «Фома», он также входит в состав различных государственных и церковных органов. Таких как Президентский Совет по правам человека, общественный совет при Минюсте, Патриарший совет по культуре, Высший церковный совет. С декабря 2015 года Владимир Легойда является председателем Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ. А. Пичугин — Ряд тем, которые мы бы хотели с вами сегодня обсудить, Владимир Романович, открывает очень трогательная хорошая история про детскую литургию, которую не так давно, буквально на днях Патриарх отслужил в Храме Христа Спасителя. Огромный детский хор, очень трогательно, любой слушатель, если заинтересуется, может зайти на официальный сайт Патриархии, там есть видеосюжет, как маленький мальчик читает апостол, полный храм детей. Руководитель детского хора Варвара Волкова, супруга отца Александра Волкова… В. Легойда — Пресс-секретаря Святейшего Патриарха. А. Пичугин — Да-да. …рассказывала, что подготовка к этой литургии шла очень долго, несколько лет…

http://sinfo-mp.ru/svetlyj-vecher-s-vlad...

Фома Аквинский (католический святой) Вопрос 106. О законе Евангелия, называемом новом законом, как таковом Соблюдая должную последовательность, мы переходим к рассмотрению закона Евангелия, который ещё называют Новым Законом; во-первых, мы исследуем его как таковой; во-вторых, сопоставим его со Старым Законом; в-третьих, рассмотрим все то, что содержится в Новом Законе. Под первым заглавием наличествует четыре пункта: 1) [о том] каким именно является этот закон, то есть, является ли он писаным законом или же он всеян в сердце; 2) о его действенности, то есть, оправдывает ли он; 3) о его начале, [то есть] был ли он дан от начала мира; 4) о его конце, то есть, будет ли он продолжаться до конца мира или же вместо него будет дан другой закон. Раздел 1. ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ НОВЫЙ ЗАКОН ПИСАНЫМ ЗАКОНОМ? С первым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1. Кажется, что Новый Закон – это писаный закон. В самом деле, Новый Закон суть то же, что и Евангелие. Но Евангелие изложено на письме, согласно сказанному [в Писании]: «Сие же написано, дабы вы уверовали» ( Ин. 20, 31 ). Следовательно, Новый Закон – это писаный закон. Возражение 2. Далее, закон, который всеян в сердце – это естественный закон, согласно сказанному [в Писании]: «[...когда язычники] по природе законное делают, ...они показывают, что дело закона у них написано в сердцах» ( Рим. 2, 14, 15 ). Таким образом, если бы закон Евангелия был всеян в наши сердца, то он бы ничем не отличался от закона природы. Возражение 3. Далее, закон Евангелия принадлежит тем, которые пребывают в состоянии Нового Завета. Но всеянный в сердце закон общ как тем, которые пребывают в Новом Завете, так и тем, которые пребывают в Ветхом Завете, поскольку [в Писании] сказано, что божественная Премудрость, «переходя из рода в род в святые души, приготовляет друзей Божиих и пророков» ( Прем. 7, 27 ). Следовательно, Новый Закон не всеян в наши сердца. Этому противоречит следующее: Новый Закон – это закон Нового Завета. Но закон Нового Завета всеян в наши сердца. В самом деле, апостол [Павел], ссылаясь на слова [пророка] Иеремии: ««Вот, наступают дни», говорит Господь, «когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды Новый Завет »» ( Иер. 31, 31–33 ), говорит, разъясняя, о чем идет речь: «Вот, Завет, который завещаю дому Израилеву... вложу законы Мои в мысли их, и напишу их на сердцах их» ( Евр. 8, 8–10 ). Следовательно, Новый Закон всеян в наши сердца.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Фома Аквинский (католический святой) Вопрос 176. О тех [дарах благодати], которые относятся к речи [и в первую очередь] о даре языков Теперь мы рассмотрим те дары благодати, которые относятся к речи: во-первых, дар языков; во-вторых, дар слова мудрости и знания. Под первым заглавием наличествует два пункта: 1) получает ли человек по благодатному дару языков знание всех языков; 2) сравнение этого дара с благодатью пророчества. Раздел 1. Могли ли получившие дар языков говорить на любом языке? С первым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1. Кажется, что получившие дар языков не могли говорить на любом языке. В самом деле, то, что даруется иным силой Божией, является лучшим в своём роде; так, по словам Иоанна, Господь превратил воду в хорошее вино ( Ин. 2:10 ). Однако получившие дар языков лучше говорили на своих родных языках; так, глосса на слова «Послания к евреям» ( Евр. 1 ) говорит, что «нет ничего удивительного в том, что послание к евреям написано более изысканным стилем, чем остальные послания. Ведь человеку свойственно лучше владеть родным языком, чем чужим. А между тем апостол написал другие послания на чужом, а именно греческом языке, тогда как это было написано им по-еврейски». Следовательно, апостолы не получили по дару благодати знание всех языков. Возражение 2. Далее, природа не прибегает ко многим средствам, когда достаточно одного, и тем более не поступает так Бог, дела Которого лучше упорядочены, чем дела природы. Но Бог мог сделать так, чтобы Его ученики, говоря на одном языке, были поняты всеми, в связи с чем в глоссе на слова «Деяний»: «Каждый слышал их говорящих его наречием» ( Деян. 2:6 ), сказано: «Либо они говорили на каждом из языков, либо же – на своём собственном, еврейском, но при этом их понимали все так, как если бы они говорили на языке каждого из них». Следовательно, похоже, что они не обладали знанием говорения на всех языках. Возражение 3. Далее, всякая благодать проистекает от Христа к Его телу, каковое суть Церковь , согласно сказанному [в Писании]: «От полноты Его все мы приняли» ( Ин. 1:16 ). Но нигде не сказано, что Христос говорил более чем на одном языке, да и ныне верные общаются на одном языке. Следовательно, похоже, что ученики Христовы не получили благодать говорения на всех языках.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010