Об этом было сказано еще Самим Господом Иисусом Христом в конце Евангелия от Иоанна. Когда апостол Фома, который, не поверив другим ученикам, что Христос воскрес, захотел сам удостовериться в этом и вложил персты в раны Спасителя, то он не лишился этого утешения, но при этом услышал такие слова: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие ( Ин. 20:29 ). Легка та вера, которая зиждется на внешнем удостоверении, на чрезвычайном чуде, переворачивающем душу в силу необычайности увиденного, но и не всегда прочна. Если человек благодаря этому перевороту сначала оживает для веры, а потом не делает дальнейших шагов, то он все равно упадет и вернется в то состояние, в котором пребывал ранее. Кстати, об этом тоже говорится в Евангелии в притче о нищем Лазаре, попавшем после смерти на лоно Авраамово, и богатом человеке, попавшем в ад, который молит Авраама послать Лазаря к его еще не умершим братьям, дабы хотя бы те не оказались там же, где и он. На это Авраам отвечает, что если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят ( Лк. 16:31 ). Действительно, подумают, что это привидение или экстрасенс что-то эдакое чудотворит, а по нынешним временам, скорее, примут за пришельца из космоса. Ведь можно не поверить самому чрезвычайному чуду. А вера, которая обретается благодаря осознанию того, что нет жизни вне Бога, но уже есть некоторый опыт услышанных молитв, есть упование на Спасителя, не оказавшееся тщетным, – такая вера крепка, и она может возрастать из меры в меру. И на нее как на высшую ступень нашей жизни в Церкви тоже указал Господь. Когда Иоанн Креститель был заключен в темницу царем Иродом и уже было понятно, что рано или поздно все кончится казнью, он послал своих учеников ко Христу спросить: Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого? ( Лк. 7:19 ). Но Христос ему не ответил прямо, что, мол, да, Я – Тот, ради Которого ты жил и так тяжко умрешь. Он только дал новую основу для его веры, сказав словами древнего пророка: слепые прозревают, хромые ходят, прокаженные очищаются, глухие слышат, мертвые воскресают, нищие благовествуют; и блажен, кто не соблазнится о Мне ( Лк. 7:22–23 ). То есть Он вновь испытал веру Иоанна перед его смертью , и тот, услышав эти слова, подвигом веры понял, что Иисус из Назарета Тот Самый Христос Спаситель, Которого он ждал. Вот к такой вере зовет нас Господь, а не к поклонению магическим чудесам. Почему вообще человек верит, что Бог есть?

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Он же, святый Григорий Богослов , в дивной похвале о девстве и Святую Троицу назвал девою, Премудрость Божию Софию в образе девы всесвятыя описывал; Ангелы Господни в девственном чине сотворены и в том пребывают; рай сладости, отечествие наше, девством и чистотою сиял; праотцы наши в девстве там пребывали, а телесность и смешение по преступлении заповеди и по содеянию греха познали. Сын Божий превечный во утробу Пречистыя Девы вселився и девять месяцев пробыв, девство предпочтил. Пречистая Дева девством и чистотою всех святых превзошла, за которую любовь к девству и чистоте, яко Дева на небо с телом взята есть, и в небе приседит девство. Образ девственникам есть Господь Иисус Христос, а девам – Пресвятая Богородица, Дева Мария: какое побуждение и утешение девственникам и девам! Святый великий пророк, Креститель и Предтеча Господень, закон благодати начиная, девство и пустыню возлюбил; святый апостол Иоанн Богослов, возлюбленный ученик Христов, девственник был; святые апостолы: Иаков, Павел, Андрей и Фома были девственники. Если бы я захотел сюда в пример святых привести, которые в девстве Господу Богу послужили, не можно всех исчислить – на них сбылось проречение псалмопевца – изочту их, и паче числа песка морского умножатся. По учению святого апостола самая Церковь Христова нарицается Девою. Святый Иоанн Златоуст в беседе говорит, что колико Ангелы выше человеков, толико девство честнейшее есть, нежели смешение плотское. Не только в Новом Завете, но и в Ветхом девственники были: Мельхиседек чудный, пророк Илия, Даниил 29 и три отрока девственники были. Невозможно всех описать, просиявших в девстве, – говорит Премудрый, – в завете есть семя их, до века пребудет, и слава их не потребится. По явлении Господа во плоти на земле по всей вселенной девство исправлялось: не токмо у нас, но и у скифов, галлов, индиан, персов и иных народов Христовых девственников лики, мучеников полки и иноков племена умножились, коих чем больше в мире, тем славы более Богу и спасающихся множайшее число. А когда сих избранных Божиих число умалится, тогда горе будет миру. Святому Симону Дивногорцу явившись, сказал Ангел Господень, что в последние времена весь иноческий чин в погибель совратится и мало будет возлюбивших труд, болезнь и смирение; и кто из них будет иметь попечение о спасении, возможет и в те времена душу спасти. В последние времена в иноках из ста едва один спасаемый будет; из числа пятидесяти же неизвестно – может ли обрестися спасающийся; все совратятся и будут любить роскошные яства, питие, любоначалие и корыстолюбие.

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Spasskij...

По стопам апостола Фомы (версия для печати)/Православие.Ru По стопам апостола Фомы Православие.Ru , 26 октября 2007 г. Храм Преображения Господня в Калькутте Священник Пол Мартин, клирик церкви во имя святых апостолов Петра и Павла в Палос-Парке (штат Иллинойс, США) работал в составе группы православных миссионеров в Западной Бенгалии (Индия). Об увиденном и пережитом он рассказал в своей статье, опубликованной в журнале «The orthodox word» («Православное слово», 2006, 5). В середине I века апостол Фома прибыл в Индию, неся Евангелие Господа нашего Иисуса Христа. Трудясь в южной Индии, он сотворил множество чудес и был замучен за Христа в Мелипуре, древнем городе неподалеку от Мадраса. Весьма удаленное от всего христианского мира, окруженное мусульманскими империями на протяжении нескольких столетий, христианство в Индии тем не менее было живо, правда, в небольших общинах. Многие из этих групп вели свое происхождение от апостола Фомы, но ни одна не сохранила общение со Вселенской Церковью. В наше время Православная Церковь вернулась в Индию. В 1924 году греческие купцы выстроили обширный и богатый храм в честь Преображения Господня в Калькутте, но только в 1980 году была начата православная миссия среди индусов. Для этого в Индию прибыл отец Афанасий (Антелес), греческий иеромонах из Египта. Миссия была основана в поселке Арамбах в Западной Бенгалии, в 90 км от Калькутты. Здесь отец Афанасий построил церковь во имя апостола Фомы. Десять лет он ходил по окрестным селениям, проповедуя Евангелие. К 1990 году (в этом году отец Афанасий отошел ко Господу) было образовано 24 православных общины, также были переведены на местный бенгальский диалект Божественная литургия, служебник и православный катехизис. В 1991 году с Афона в Западную Бенгалию прибыл, чтобы продолжить дело отца Афанасия, иеромонах Игнатий (Сеннис). Им было создано Благотворительное общество Православной Церкви. Это общество ставило своей задачей оказание медицинской и продовольственной помощи нуждающимся и голодающим в штате, где не существовало никаких социальных служб. Кроме этого, общество защищало Православную миссию от прокоммунистически настроенных властей штата, запрещавших любой вид миссионерской деятельности. Удовлетворяя телесные нужды индийцев, общество получало возможность печься и об их душах, неся свет православной веры.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

поиск:   разделы   рассылка Виталий Каплан Редкий подвиг, или что такое юродство Беседа с доктором филологических наук, профессором, заведующим кафедрой филологии Московской духовной академии Владимиром Кириллиным Источник:  Фома Редкий подвиг, или что такое юродство Беседа с доктором филологических наук, профессором, заведующим кафедрой филологии Московской духовной академии Владимиром Кириллиным В реальной жизни мы с юродивыми не сталкиваемся, знаем о них либо из житийной, либо из художественной литературы. Между тем в последнее время стало модным называть юродством всякий художественный или общественный эпатаж. Что же такое подвиг юродства в церковном понимании? Кого можно, а кого нельзя считать юродивым? Как относиться к современному " юродству " ? Об этом мы беседуем с доктором филологических наук, профессором, заведующим кафедрой филологии Московской духовной академии Владимиром Кириллиным. Библейские корни – Владимир Михайлович, откуда вообще взялись понятия " юродство " , " юродивый " ? – Представление о юродстве появляется еще в Ветхом Завете. Некоторые пророки юродствовали, к примеру, пророк Исайя. Их пророчества могли облекаться в неожиданную для слушателей, парадоксальную, эпатажную форму. В Новом Завете о юродстве говорит в своих посланиях апостол Павел: Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, – сила Божия (1 Кор 1:18) и дальше: Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих (1 Кор 1:21). Мысль апостола Павла такова: христианство с точки зрения обывательского сознания – это безумие, это отвержение привычной, " мирской " системы ценностей. Вписать христианское упование в эту систему невозможно. Речь не о том, конечно, что у христианина не может быть обычных человеческих потребностей, но о том, что нельзя ставить эти потребности во главу угла, а напротив – нужно стремиться к духовному совершенству и отвергать всё, что этому мешает, всё, что " заземляет " христианина.

http://religare.ru/2_94995.html

Понимание Креста Скачать epub pdf Эта неделя (3-я неделя) Великого поста посвящена Кресту. Крест, красиво украшенный, находится в храме обычно прямо в центре. Мы с вами созерцали Крест Христов в пятницу вечером, весь вчерашний день, сегодня утром за Литургией и в последний раз – сегодня вечером. Сегодня мы рассмотрим особый вопрос: смерть Иисуса Христа как искупление грехов, искупительная жертва, спасение, выкуп – это все слова из Библии; из Ветхого и в то же время из Нового Завета. Так почему же распятие Христа и вся Его жизнь, которая заканчивается крестными страданиями и смертью , понимается как спасение – наше спасение – или искупление наших грехов? Обычно это объясняется так (так пишет, например, и Апостол Павел): Христос умер за нас, Он умер за нас, pro nobis или hyper mn. Он умер за нас. И как же мы должны это понимать, особенно в контексте искупления, платы? Ведь используется образ «куплены дорогой ценою». Мы не принадлежим самим себе, мы принадлежим Ему, потому что Он искупил нас ценой Своей Крови. Это образы из Священного Писания . Определенным образом они используются в Еврейской Библии (Ветхом Завете), затем и в Писании, которое мы называем Новым Заветом – все эти книги написаны евреями и истолковывают закон, псалмы и пророков из так называемого Ветхого завета. Сегодня мы остановимся на теме Креста Господня. Мы видим, что некоторые христиане, возможно многие, или даже большинство, воспринимают страдания и смерть Спасителя через призму упомянутых образов прежде всего как наказание. Я, конечно, очень упрощаю, но иногда такой упрощенный способ восприятия очень ярко и наглядно изображается в некоторых книгах и фильмах… Например, в фильме Мела Гибсона, который был очень популярен пару лет назад. Как он назывался? Страсти Христовы. Это выглядит примерно так: люди, или Адам, или человечество, согрешили. Грех вызвал гнев Божий. И чтобы примириться с Богом, человечество должно понести наказание за совершенный грех. Однако так как грех совершен против Бога, человек не может понести соответствующего наказания или воздаяния. Поэтому Бог так возлюбил мир, что послал своего Единородного Сына, обладающего той же Божественной природой, что и Бог Отец, рожденного на земле от Пречистой Девы, вочеловечившегося для того, чтобы понести наказание за грехи человечества. Таким образом, крестные страдания и муки Спасителя, Его смерть рассматриваются как искупление нашей вины.

http://azbyka.ru/otechnik/Foma_Hopko/pon...

Православие (в его русской традиции) появляется на территории Казахстана в ходе русской колонизации Сибири и Дальнего Востока на севере современного Казахстана появляется, хотя первые формы христианства несторианского толка проникли на территорию Средней Азии и Южного Казахстана вдоль великого шёлкового пути юго-востока в IV—V веках и сохраняли доминирующее положение в регионе до VII—VIII веков, когда арабское завоевание принесло с собой ислам в междуречье Амударьи и Сырдарьи. Концентрация православных выше на севере республики и в крупных городах. Мало кто знает, но христианство на территорию современного Казахстана и Средней Азии было привнесено в первые века по Рождестве Христовом. По церковному преданию, святые апостолы Варфоломей, Филипп, Матфей и Фома распространяли Евангельское учение в Индии и соседних с нею странах, к которым относятся средне-азиатские земли и территория Семиречья. Еще одним благовестником в азиатском крае стал апостол Андрей Первозванный, который отправился с проповедью северными дорогами Великого шелкового пути: посетил Центральную Азию, Скифию, Согдиану. По свидетельству А.Р. Бируни 2, христианское учение уже через двести лет после Воскресения Христова стало известно в городе Мерве (ныне город Мары в Туркмении). К III веку христианство утвердилось в Фергане, Самарканде, Бухаре, Маргиане. На этих землях, включая район озера Иссык-Куль, впоследствии образовались крупные митрополии. Здесь было создано знаменитое Хорезмийско-Хвалисское архиепископство; огромная Эфталийская империя провозгласила христианство государственной религией, о Евангелии узнали и за Великой Китайской стеной. Но с V века в Средней Азии стало распространяться несторианское учение о Христе 3. А с XIII века христианство в этих краях стало постепенно вытесняться исламом. С XIV века о христианах Центральной и Средней Азии нигде более не упоминается. Однако сохранились свидетельства, что на берегу Иссык-Куля в XIV веке стоял армянский христианский монастырь, в котором, по преданию, находились мощи святого апостола Матфея. Таким образом, христианство в Средней Азии и Казахстане среди тюрков получило распространение с самых первых веков, намного раньше, чем в Киевской Руси среди славян, и просуществовало более тысячи лет. Л. Головкова, В. Королёва, О. Хайлова. «Караганда святая, благословенная». Старец Севастиан и другие подвижники

http://azbyka.ru/palomnik/Казахстан

Православные летние лагеря в Австралии Протоиерей Фома Казич, работал миссионером при Сербском Православном монастыре в Канберре в Австралии. В 1982 г. мне, священнику Сербской Православной Церкви в Австралии, было поручено устроить летний лагерь для детей сербских эмигрантов. Я взялся за это дело с большим увлечением и чувством ответственности: ведь этим детям надо было передать все богатство духовного наследия Православной Церкви, не только сообщая им знания о вере, но и вводя их в опыт жизни в дружбе, в совместном труде и радостях, в опыт соборной церковной жизни, как она осуществляется в лагере. Апостол Павел уже писал: «Вера без дел мертва...» Пребывание в летнем церковном лагере дает единственную в своем роде возможность узнавать свою веру и жить по ней. Вера не есть только умственное признание известных истин. Вера осуществляется в опыте жизни. Мне представлялось, что именно летний лагерь может стать таким опытом совместной дружной жизни, который поможет детям узнавать свою веру и жить по ней. Наш первый лагерь Нашей первой задачей было найти подходящее место для лагеря. Отличным местом оказался участок, на котором построен монастырь Святого Саввы, недалеко от Канберры, столицы Австралии. В живописной местности, еще не испорченной юродскими постройками, окруженной горами, с несколькими прудами, монастырский участок в 16 гектаров имел особую, вневременную прелесть. Одно из монастырских зданий было превращено в дортуар для девочек, другое в кухню и склад, сарай превратился в столовую и комнату для игр. Эти здания находились недалеко от монастырской часовни, мальчикам же приходилось проделывать довольно большое расстояние, около половины мили, но в Австралии ходьбы не боятся. Епархиальное сестричество взялось за сбор средств и устройство первого лагеря, и оно же наладило лагерное хозяйство и кухню. Позднее, с годами, это же сестричество заботилось об увеличении и усовершенствовании лагерного оборудования. Из старшей молодежи разных приходов и из молодых родителей нашлись подходящие руководители, по им всем пришлось сблизиться, сдружиться, найти общий язык за время их пребывания в лагере.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofya_Kulomzin...

Преемственный список православных иерархов Константинопольской и Русской Церкви I. Константинοпольские епискοпы Номер по порядку Константинοпольские епискοпы Время поступления Андрей Первозванный, апостол Стахий, из учен. Христовых (окт. 31) Онисим Поликарп Плутарх Седекион или Седекия Диомен или Доген Елевферий Феликс (св. апр. 15) Афиноген Евзовий Лаврентий Алипий Пертинакс Олимпион Кириак I (из Кирилльан) Кистин (Кастин или Константинт) Тит (июня 4), (Трат) Тарат Домитиан (Дометий) Димитрий Пров (святый) Митрофан I Александр 1 (авг. 30) Павел I, Омологит Евсевий Павел 1 (во второй раз) Македоний (арианин) Павел 1 (в третий раз) Македоний (во второй раз) Павел 1 (в четвертый раз) Македоний (в третий раз) Евдоксий Евагрий Димофил, еретик Григорий I, Богослов Нектарий I патриарх константинопольский (окт. 11) Иоанн I, Златоуст Арсакий Сисинний I Несторий, еретик Максимиан Прокл (окт. 24) Флавиан, блажен Анатолий (июля 31) Геннадий I Акакий Флавитас, Фраитас, Фравита, Флавиан, еретик Евфимий (Всехвальный) Македоний II Тимофей I Иоанн II, Каппадокиец Епифаний Анфим, еретик Евтихий Иоанн III Евтихий (во втор. раз) Иоанн IV, постник Кириак II Сергий I Павел II Пирр I (во второй раз) Петр, еретик Фома II, Погонат Иоанн V Константин I Феодор I Георгий Кипрский Феодор I (во второй ра) Павел III Каллиник I Иоанн VI Герман I (мая 3) Анастасий, иконоборец Константин II Никита Кастрат Павел IV Тарасий Никифор I (июня 2) Феодот, иконоборец Антоний I, иконоборец Иоанн VII, Синкел Мефодий Омологита Игнатий Игнатий (во второй раз) Фотий (во второй раз) Стефан I, Порфиродный Антоний II Николай IV, Мистик Евфимий I, Синкел Николай I (во второй раз) Стефан II Трифон Феофилакт Полиевкт (февр. 6) Василий I, Скамандрин Антоний I, Студит Николай II, Хрисоверг Сисинний II Сергий II (или Евлогий) Евстафий Алексий, Студит Михаил Кируларий Константин III, Лихуда Иоанн III, Ксифилин Косма I, монах Евстратий Гарид Николай III, Грамматик Иоанн IX, Агапит Лев Стопт или Ступп Михаил II Куркуас Косма II, Антик

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie Первое воскресенье после Пасхи на языке церковного устава называется Неделей Фоминой, или апостола Фомы. В этот день в храмах читается Евангелие о том, как Воскресший Спаситель явился святым апостолам. Но среди них в этот момент не было Фомы. Когда апостолы рассказали ему о случившемся, Фома ответил: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин. 20. 25). Это «не поверю» люди произносят на протяжении всех времен, отделяющих нас от события Воскресения. Одни принимают весть о Воскресении с открытым сердцем и радостью, другие говорят: «Не верю. Ибо это не укладывается в моем сознании, не отвечает известной мне логике жизни. Не верю, потому что не могу проверить и не имею доказательств». Что же такое вера? Апостол Павел отвечает на этот вопрос: «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр. 11. 1). Выдающийся русский богослов XIX века святитель Московский Филарет говорит об этом так: «Вера есть уверенность в невидимом как бы в видимом. А в желаемом и ожидаемом — как бы в настоящем». Вера отличается от знания. Знание человека основывается на его опыте и ощущениях органов чувств. И потому видимый предмет является предметом знания, а не веры. Услышанное слово также не является предметом веры, но становится предметом знания. Вера же есть уверенность в бытии того, что не поддается восприятию наших физических чувств. В своем «Катехизисе» святитель Московский Филарет замечает, что вера начинается в разуме, хотя принадлежит сердцу. Действительно, вера может быть основана на логическом мышлении. Например, мне с точки зрения логики гораздо легче признать, что началом бытия Вселенной является Разум. Я не могу поверить в то, что в основе гармоничного и прекрасного мира лежит неразумное начало, некая вечно изменяющаяся материя, способная преобразовывать самое себя из простого в сложное, из неживого в живое, из неразумного в разумное. Моя логика исключает веру в такое происхождение мира. И это совершается на уровне мышления.

http://mospat.ru/archive/86443-o-vere/

Разделы портала «Азбука веры» ( 19  голосов:  3.7 из  5) Словарь церковных терминов Авва (арамсйск. «отец») – молитвенное обращение к Богу Отцу. В восточных церквах аввами называют настоятелей монастырей и старцев-подвижников. Акафист (греч. букв.: не сидящий) – цикл хвалебных песнопений и молитв в честь Иисуса Христа, Богородицы святых, которые исполняются стоя. Акафист состоит из 25 песнопений, из них 13 завершаются возгласом «Аллилуйя», а 12 обращенных к Богородице – возгласом «Радуйся». Амвон (греч.: край горы) – возвышение перед иконостасом и Царскими вратами в церквах, с которого священники и диаконы (на амвон всходить разрешается только им) ведут богослужения. Аналой, налой (греч.) – в православных храмах стол, на который во время богослужений кладутся Евангелие, крест и иконы (для поклонения верующих). Антиминс (греч. вместопрестолье) – обязательная принадлежность богослужения: четырехугольный плат из льняной или шелковой материи, на котором изображено положение Иисуса Христа во гроб; по углам – лики евангелистов-благовестников Матфея, Марка, Луки и Иоанна, а в центре плата помещаются частицы святых мощей. Апостол (греч. посол, посланник) – в древности так называли странствующих проповедников веры. В Новом Завете апостолами названы двенадцать ближайших учеников Иисуса Христа: Симон (Петр), Андрей, Варфоломей, Иоанн, Матфей, Симон Зилот (по другой версии – Симон Кананит), Фаддей (или Иуда, сын Иакова), Филипп, Фома, Иаков – сын Алфея, Иаков – сын Зеведея и брат Иоанна, Иуда Искариот, предавший Христа. Апостолом называл себя и Павел, хотя учеником Иисуса он и не был. Артос – «просфора всецелая»: квасной хлеб, освящаемый молитвой на Пасху; его хранят всю пасхальную неделю, а в субботу раздают верующим. Архиепископ – старший епископ (см.). Архимандрит – высший монашеский чин, присваиваемый настоятелям монастырей, а также монашествующим лицам, которые занимают в церкви высокие административные должности. Вечерня – первая часть суточного богослужения (церковные сутки начинаются вечером). Суточный круг богослужений состоит из 9 служб, посвящаемых церковным событиям: вечерня, повечерие, полунощница, утреня, 1, 3, б и 9й часы, литургия. Вечерняя посвящается воспоминаниям о сотворении мира Богом, грехопадении и раскаянии людей, об их надеждах на Спасителя. В канун больших праздников служится Вечерня великая.

http://azbyka.ru/fiction/svjataja-rus-za...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010