Отвечает протоиерей Андрей Лоргус , священник, психолог, антрополог, ректор Института христианской психологии. Пусть мама поверит . Как надо и как не надо говорить с родителями о Боге . Аппликации Марии Сосниной//Фома. - – ноябрь 2018. – С.20-25. – (рубрика « Вопрос номера. Привести родителей к вере »). См. также: 3 вопроса о «Фоме» . Отвечает председатель Комитета Государственной думы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Сергей Гаврилов //Фома. - — ноябрь 2018. - С.98-99/3-я стр. обложки/. - (рубрика « Эпилог »). ВЕРА (раздел). – С.26-47. Школа «Фомы». Именины: Филипп. [Иллюстрированная информация: Значение имени : Филипп – имя греческого происхождения и переводится как «любитель лошадей». В древности только богатый человек мог позволить себе коня, поэтому имя Филипп принято также трактовать как «знатный» и «благородный»;   Дни памяти : 27 ноября – день памяти  апостола Филиппа; Апостол Филипп. Один из 12 апостолов Спасителя, бывший когда-то рыбаком. Родился и вырос в Вифсаиде. После Пятидесятницы и сошествия Святого Духа на апостолов Филипп проповедовал Евангелие в Галилее, а затем отправидся в Грецию, откуда прибыл  в город Иерополис . Подготовил Тихон Сысоев ;   Другие святые и известные люди с именем Филипп :  Святитель Филипп, митрополит Московский (1507-1569), игумен и строитель Соловецкой обители, обличитель злодеяний царя Ивана Грозного. Филипп де Шампань (1602-1674), известный фламандский художник эпохи барокко. Священномученик Филипп (Григорьев) (1870-1933), протоиерей, новомученик, погибший в годы сталинского террора.  Филипп Гласс (род. в 1937 году), знаменитый американский композитор, трижды получал награду «Золотой глобус» за лучшую музыку к фильму; Интересные факты ]. Ил.: Апостол Филипп. Антонис ван Дейк. 1619-1621; Руины города Иераполиса (в современной Турции), где проповедовал апостол Филипп; Гробница апостола Филиппа, найденная итальянскими учеными в 2011 году на территории Иераполиса. Фото Владимира Ештокина; Скульптурный портрет оратора Демосфена (384-322 до н. э.), выступавшего с филиппиками — обличительными речами против врага Афин — Филиппа II Македонского; Лев Толстой в открытой им бесплатной школе для крестьянских детей, среди которых учился герой его повести «Филиппок» - Филипп Макаров. Фото; Святитель Филипп, обличительные письма которого царь Иван Грозный называл «Филькиными грамотами». Художественное полотно//Фома. - – ноябрь 2018. – С.26-27. - (раздел « Вера », рубрика « Школа “Фомы”. Именины »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-11-187...

Из Евангелия можно примечать, что Фома апостол, до сошествия Св. Духа, обнаруживал, вместе с проницательным и отчетливым умом и полною сердечною привязанностью к своему Божественному Учителю, некоторую пытливость и слишком резкую прямоту духа. Таким именно является Фома в Евангелии везде, где оно ни упоминает о нем. Так, когда Господь, по случаю смерти праведного Лазаря, решился идти в Вифанию, не смотря на возражение учеников, что так недавно иудеи искали побить Его камнями: то Фома не успокоился словами Господними, что ходящему в полном свете истины, всегда с небесным Отцом и по Его, непосредственно слышимым, указаниям, – нечего опасаться неосторожного шага или преткновения ( Ин.11:8–10 ). Он не успокоился и радостным обещанием Господа возбудить Лазаря от сна смерти. Проницательный ум Фомы, видно, хорошо понимал, что, каковы бы ни были дела Господни, от Иудеев с их воззрениями, держащимися одной мертвой буквы закона Божия и потому совсем противоположными животворящему Духу Христовой благодати, ждать Господу и Его последователям – нечего, кроме противления и гонения на смерть. И только всецелая преданность Христу не позволяла Фоме отступать от Него, хотя бы надо было идти на явную опасность смерти от Иудеев. И вот на слова Христовы: Лазарь умре, и радуюся вас ради, яко не бых тамо, но идем к нему, – Фома нашелся только сделать замечание прочим апостолам об угрожающей Христу и им всем смертной опасности в Иудее: идем и мы, да умрем с ним, т. е. с умершими Лазарем ( Ин.11:14–16 ). Эти слова сказаны как будто наперекор обещанию Христову – возбудить или воззвать к жизни умершего Лазаря. – Вот еще случай. В беседе на тайной вечере Господь говорил возлюбленным своими учениками: поиму вы к Себе, да, идеже есмь Аз, и вы будете со Мною; и аможе Аз иду, весте, и путь весте ( Ин.14:5 ). Сердцу и самой мысли Христовых учеников слова эти, и по течению речи и особенно по свыше-трехлетнему слушанию Христова учения, должны быть понятны, по крайней мере, в том общем своем значении, что Христос и сам идет и своих последователей ведет именно к небесному своему Отцу в Его обители. Но Фома, приникая к благодатной глубине Христовых слов, не успокоивается ими; он прерывает речь Христову возражением, выражающим прямое отрицание Христова уверение: весте... весте. Господи, говорит он, не вемы, камо идеши и како можем путь ведети ( Ин.14:6 )? Ясно, что этот Апостол был образчиком или представителем таких людей, которые, если бы чувству или сердцу их и близка была истина, без строгой и пытливой отчетливости не воспринимают ее от кого бы то ни было; и не обинуясь выражают это пред кем бы ни было. Ведь есть такие люди; есть целые поколения, времена, запечатленные подобным характером. И особенно наше время не отличается ли этим самым направлением, из которого и проистекает пытливость, недоверие, сомнения многих относительно самых священных и бесценных для человека предметов?

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Buha...

1 мая 2022 года, в Неделю 2-ю по Пасхе, апостола Фомы, день Антипасхи, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь.      Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Сегодняшнее воскресенье посвящено событию, которое именуется уверением Фомы (Ин. 20:19-31). Известно, что апостол Фома не был с учениками, когда воскрес Иисус, и, услышав об этом, сказал: «Не поверю! Пока не прикоснусь к Нему, пока не вложу свои пальцы в язвы от гвоздей, не поверю!» И потом Христос является и говорит Фоме: «Вложи свои пальцы в язвы Мои, осяжи ребра Мои и будь не неверен, но верен». Какие же две важные для человека стороны жизни сталкиваются здесь в конфликте? С одной стороны — вера, а с другой стороны — знание. Мы знаем, что знание, в том числе научное, основывается на опыте. В науке нельзя ничего доказать, пока предположение не подтверждено опытом. Конечно, Фома всего этого не знал, но он интуитивно чувствовал: пока он опытно не ощутит факт Воскресения, ни о какой вере и речи быть не может, ведь требуется принять на веру то, что лежит вне всякого человеческого опыта, — воскресение умершего. Вот Фома и провел эту черту между верой и знанием. С точки зрения науки Фома был прав: надо потрогать, пощупать или вычислить путем математических формул, а если что не сходится, значит, это не реальность — это ошибка, заблуждение. И Фома потребовал такого доказательства через опыт, а Господь ему говорит: осяжи, если хочешь, потрогай, убедись, но не будь неверен, живи верой. Эти две реальности, вера и знание, на протяжении всей истории нередко входили в конфликт. Церковь, верующие люди убеждены, совершенно точно и бескомпромиссно убеждены в существовании Бога, в существовании вечной жизни, в существовании загробной жизни. Но все то, в чем мы, верующие люди, убеждены, не дается в физическом опыте, и те люди, которые основывают свою убежденность в том или ином факте только на основании физического доказательства, не верят. И сейчас так же, как и во времена апостола Фомы, ничего нового: вы мне формулу дайте, на компьютере покажите, на бумажке напишите или в лаборатории покажите, как там элементы сочетаются и что в результате получается — вот тогда поверю.

http://pravoslavie.ru/145924.html

Правомерно ли такое выражение, которое сейчас бытует в языке: Фома неверующий? Каково было устроение апостола Фомы на самом деле? Был ли он неверующим? Отвечает протоиерей Артемий Владимиров, ведущая Елена Путинцева. 18.06.2013 08:10:08 Кульков Сергей Андреевич - Говорит радиостанция «Радонеж». Православное вещание для России и соотечественников за рубежом. Добрый вечер, дорогие братья и сестры. Христос воскресе. Радио «Радонеж» в прямом эфире. Вы можете звонить по телефону и задавать свои вопросы. Сегодня в передаче участвует протоиерей Артемий Владимиров. Настоятель храма Всех святых, что в Красном селе, члена Союза писателей России. -Христос воскресе, батюшка. -Воистину воскресе Господь. -Звоните нам в студию и задавайте свои вопросы по телефону или по смс. У микрофона ведущая Елена Путинцева. Вот уже закончилась Светлая седьмица, которая, казалось, не закончится никогда, поскольку это время вечности. Позади Фомино воскресенье, антипасха, когда читалось евангелье об уверении апостола Фомы. Батюшка, мне хотелось бы начать нашу беседу с такого вопроса: как вы считаете, правомерно ли такое выражение, которое сейчас бытует в языке: Фома неверующий? Каково было устроение апостола Фомы на самом деле? Был ли он неверующим? -Он был апостолом, и этим сказано многое. Прежде чем выйти на Божественное посольство, был наречен учеником. И не напрасно. Однако, имеется выражение, выражение типично русское. И все мы знаем, что многие русские пословицы, как будто немножко за панибрата духовные религиозные темы склоняют, не потому что наши пращуры не имели достатка благоговения, но потому что христианство вошло в плоть и кровь. Они жили им. Отсюда и появились такие странные для англичанина пословицы. Петр и Павел час убавил, а Илья пророк два уволок. Ну вот как вы расцениваете это? Конечно, здесь даже и не пахнет вольтерианством и агностицизмом. Нет, но скрывается за метким народным словом любовное восприятие годового церковного круга. Так вот и здесь: Фома неверующий. Это относится собственно не к Фоме, а к тем обычным грешным людям, которые часто проявляют недостаток живости в том чтобы верить должному. Коснеют в маловерии. Сам же апостол Фома, конечно, познал тайну любви к нему Господа Иисуса Христа. И, конечно же, он слышал на Тайной вечере сокровенные слова Спасителя: « видевший меня видел и Отца моего. Аз есмъ путь, истина и жизнь. Отче, хочу, чтобы ученики мои видели славу Мою, которую Я имел у себя прежде создания мира». И каждый из нас, я верю в это, в какие-то неповторимые минуты, может быть, секунды бытия, вполне познал творческую любовь, любовь нашего Господа, Творца, Спасителя и Судии. И нет человеческих слов, которыми мы вполне могли бы выразить то, что поселилось некогда в наших душах, как вера живая, зрячая, горячая. Может быть, от скудости человеческого языка, говорит Федор Иванович Тютчев:

http://radonezh.ru/text/pravomerno-li-ta...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Библиография. «Фома» – декабрь 2018 21 мин., 30.12.2018 1-я страница обложки. На глянцевом черном фоне — прозрачный кипящий чайник, из которого вырываются пар и обжигающие оранжевые язычки пламени (фото Lori.ru). Надписи: НЕ КИПЯТИТЕСЬ.  Как  победить обиду: инструкция для чайников (и не только).  См. рубрику «Вопрос номера. Как справиться с обидой?» (С.22-29 ). Пролог : Иосиф Бродский . « Откуда к нам пришла зима …»). Стихотворение. 1962//Фома. - – декабрь 2018. – С.2. – (рубрика «Пролог» ). Содержание : С.3.   Даты месяца : Даты месяца: декабрь //Фома. - – декабрь 2018. – С.4-5. - (рубрика « Даты месяца »). Представлены:   11 декабря. 100 лет назад родился Александр Солженицын . [Высказывание писателя о религии и атеистах: «Будучи православным и, шире говоря, христианином, я считаю религию высшим духовным даром, который может быть дан человеку...»]. На фото: А. И. Солженицын. - С. 4;   19 декабря. День памяти святителя Николая . [Отрывок из жития святителя Николая и иллюстрация к нему]. Ил.: Николай       Мирликийский избавляет от смерти трех невинно осужденных. Илья Репин. 1888. - С.4;   5 декабря. 10 лет со дня кончины Патриарха Алексия II. [Цитата: «Один афонский старец недавно  сказал, что мир устал от слов. И я с ним согласен. Сейчас нужны не слова, а дела, свидетельствующие о вере, в том числе дела милосердия. Эти дела должны стать проповедью без слов. Проповедью более убедительной и действенной». Патриарх Алексий II]. Ил.: Патриарх Алексий II выпускает белого голубя. Фото Сергея Власова. - С.4; 2 декабря. День памяти святителя Филарета Московского. [Одним из самых выдающихся деяний святителя Филарета Московского (1783-1867) был его вклад в перевод Библии на русский язык]. Ил.: Живописный портрет свт. Филарета Московского. - С.5;   28 декабря. Собор крымских святых. [Христианская история Крымской земли начинается еще при жизни первых учеников Спасителя. По преданию именно сюда с проповедью Евангелия в I веке пришел апостол Андрей Первозванный. Среди имен крымских          святых множество христианских подвижников древней Церкви, но   есть и люди, жившие не так давно — например, святитель Лука (Войно-Ясенецкий)]. Ил.: Свято-Георгиевский монастырь на мысе Фиолент в Крыму. Фото lori.ru. - С.5.

http://foma.ru/bibliografiya-foma-12-188...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Библиография. «Фома» – декабрь 2020 34 мин., 06.01.2021 1-я страница обложки: на белом фоне — фото: светлошерстный щенок серьезно и заботливо обнимает прижавшегося к нему маленького пушистого котенка. Сверху крупными буквами написано: ЕСЛИ ХОЧЕШЬ ТЕПЛА, ГРЕЙ. Внизу страницы уточнение: ОДИН УДИВИТЕЛЬНЫЙ СПОСОБ ИЗМЕНИТЬ МИР И ЛЮДЕЙ ВОКРУГ СЕБЯ. Пролог : Валентин Берестов. Декабрьский снег («Нарастают снега. Сокращается день ... »).Стихотворение//Фома. - – декабрь 2020. – С.2. – (рубрика «Пролог» ). Содержание : С.3. Даты месяца : Даты месяца: декабрь //Фома. - – декабрь 2020. – С.4-5. - (рубрика « Даты месяца »). Представлены: 4 декабря . Введение во храм Пресвятой Богородицы. [Когда Деве Марии исполнилось три года, ее родители Иоаким и Анна привели дочь в храм. Так они выражали свою благодарность Творцу. Трехлетняя Мария без посторонней помощи поднялась по 12 ступеням, которые символизировали 12 колен (то есть родов) Израилевых. Ее встретил первосвященник Захария, будущий отец Иоанна Предтечи]. Ил.: Введение Девы Марии во храм. Джотто ди Бондоне, XIV в. - С.4; 2 декабря. День памяти святителя Филарета Московского. [Его называли «московским Златоустом» - так прекрасны и глубоки были проповеди этого святого. Он прожил долгую жизнь и был свидетелем       пяти царствований — Екатерины II, Павла I, Александра I, Николая I и Александра II. Делом всей его жизни стал перевод Библии на русский язык — он руководил работой над текстом, который сегодня каждому из нас известен как синодальный перевод Нового Завета]. Ил.: Святитель Филарет Московский. Портрет работы Владимира Гау, 1854. - С.4; 13 декабря. День памяти апостола Андрея Первозванного. [После Вознесения Христа и сошествия на учеников Святого Духа в день Пятидесятницы апостолы бросили жребий, кому куда идти с проповедью. Андрею выпало Причерноморье. Проповедь апостола о воскресшем Спасителе мира обращала ко Христу города и целые языческие племена. Апостол Андрей не раз подвергался преследованиям от язычников и городских властей. Последним местом, где звучала его проповедь, стал греческий город Патры. Проповедь апостола Андрея затронула народы, жившие на территории нынешней России. Поэтому первый русский орден, учрежденный  императором Петром Великим  в 1698 году, получил имя святого апостола Андрея Первозванного и стал высшей наградой Российской империи]. Ил.: Орден святого апостола Андрея Первозванного. - С. 4;

http://foma.ru/bibliografija-foma-12-212...

Скачать epub pdf Глава 1. Несторианство в Китае во времена династий Тан и Юань (VII–IX, XIII–XTV вв.) Существует предание, что христианство проповедовалось в Китае еще апостолом Фомой, известным как «Фома неверующий» 10 · Традиционно считается, что мученичество св. Фомы в Индии, в Мадрасе имело место в 53 г. Таким образом, первый контакт христианства с цивилизацией Китая должен был состояться незадолго до этого времени. Строя свои выводы на изучении требника древней сирийской церкви из Малабара, основанной Фомой, работавший в Китае иезуитский миссионер Николя Триго в 1615 г. приписал происхождение китайского христианства проповеди апостола Фомы. В приводимом Н.Триго тексте упоминалось, что апостол Фома «обратил к истине китайцев и эфиопов», его усилиями «царство Божие пришло в Китай» и что в память о Фоме китайцы «поклоняются священному имени Бога» [LatoureLte 1929, с 48примеч. 11] Аббат Хук в своем исследовании ссылался как на приведенные выше слова из вечернего богослужения, так и на гимн дня почитания св. Фомы: «Индийцы, китайцы, персы и другие островные народы поклоняются твоему святому имени в память о св. Фоме» [Hue 1884, т. 1, с. 30], оговариваясь, что эти фрагменты еще не доказывают факта пребывания св. Фомы в Китае (см. [там же, с. 31]). Доминиканец Гаспар да Круз, прибывший в Китай в 1556 г., также сообщал со ссылкой на армянского паломника, что армяне располагают свидетельствами, что до своего мученичества в Индии св Фома побывал в Китае, проповедуя Евангелие. Однако, по их словам, пробыв там несколько дней и увидев, что его деятельность не приносит плодов, Фома вернулся назад, оставив в Китае трех или четырех учеников. Тот же да Круз видел в Кантоне в монастыре скульптуру женщины с ребенком на руках и горящую лампаду перед ней. «Служители идолов» так и не смогли пояснить да Крузу, был ли это образ, сделанный древними китайскими христианами времен св Фомы, или же еще один «языческий» идол 11 . Предание о деятельности в Китае св. Фомы утвердилось в ходе проповеди католических мнсснонеров, исходивших из того, что «человечество изначально было приготовлено к восприятию фундаментальных истин христианства» [там же, с.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

     В тяжёлые минуты жизни мы вопрошаем: «Господи, где Ты был, почему не пришёл, не помог мне в моих мучениях? Неужели Ты забыл обо мне?» И нам трудно поверить, что мы непрестанно находимся в поле Божией любви, что обо всех Господь заботится и ведёт ко спасению самыми полезными путями. Вот и апостол Фома думал, не забыл ли его Бог? Почему все видели воскресшего Христа, и только он один лишился этой радости? У святых отцов есть мысль, что Фома был обеспокоен, не явился ли ученикам под видом Господа какой-либо дух? Ведь и внешний вид у Христа был иной, и прошёл Он сквозь стены, что свойственно духам, а не материальным телам. Поэтому Фоме оказалось недостаточно свидетельств апостолов, утверждавших, что они видели воскресшего Господа. У Фомы не было недоверия к Христу, но он был не готов принимать слова апостолов на веру. Он хотел лично убедиться, что это был не призрак, который «плоти и костей не имеет» (Лк. 24, 39). Поэтому такой упор Фома делает на осязании: не только глазами увидеть, но прикоснуться ко Христу, вложить свои пальцы в Его раны – основательно убедиться, что это истинно Христос. Как видим, у Фомы были причины требовать личного опыта видения Христа. Кроме того, Евангелист Иоанн, описывающий эту историю, подчёркивает, что все ученики вначале видели воскресшего Христа. Мария Магдалина, придя рано утром к пещере, видит, что камень отвален. Сообщает апостолам. Пётр и Иоанн бегут ко гробу и видят только пелены, тела Господня нет! О себе апостол Иоанн пишет, что он вошёл в пещеру, где теперь лежали только пелены, «увидел, и уверовал» (Ин. 20, 8). Потом Мария Магдалина видит Самого Господа, говорит с Ним. Вечером двое учеников Христа идут в Эммаус в горьком разочаровании: «А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля...» (Лк. 24, 21). И Господь им является, и беседует с ними, но до времени «удерживает» их глаза, то есть не открывает им Себя. А за вечерней трапезой попускает им Себя увидеть: «Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его. Но Он стал невидим для них» (Лк. 24, 31). В великой радости ученики бегут обратно в Иерусалим, сообщить остальным, что они видели Живого Христа. Наконец, в вечер Воскресения Господь является десяти ученикам...

http://pravoslavie.ru/112217.html

Беседа XLIII. О пятом члене символа веры. О явлениях Господа нашего Иисуса Христа ученикам по воскресении И воскрешшаго в третий день по писанием. Господь наш Иисус Христос на третий день после смерти, как вы знаете, братие, воскрес из мертвых, – душа Его соединилась опять с телом, только уже прославленным и светоносным. О воскресении Его вскоре многие узнали различными способами. Воины, которые стерегли гроб Его с ужасом узнали сие потому, что Ангел Господень отвалил камень, которым закрыт был гроб Его и притом произошло великое землетрясение. Ангелы также возвестили о воскресении Христовом Марии Магдалине и некоторым другим. Сам Иисус Христос по воскресении неоднократно являлся многим, как то: Марии Магдалине, Мироносицам, Апостолу Петру, двум ученикам, шедшим в Еммаус, апостолам в доме, которого двери были заперты. Затем чрез восемь дней по воскресении Господь опять явился апостолам. При этом апостолу Фоме, который не был при первом явлении и не верил словам апостолов, что они видели воскресшего Господа, – дал осязать Свои раны, чтобы уверить Его. Чрез несколько времени он явился ученикам при море Тивериадском во время рыбной ловли. При этом Он восстановил Петра, который во время суда над ним у первосвященников три раза отрекся от Него, в звании Апостола троекратным вопросом, обращенным к нему: «Симон Ионин, любишь ли ты Меня»? и поручением пасти стадо Его. Потом многократно являлся Господь апостолам в продолжение четыредесяти дней; в некоторый же день явился более, нежели пятистам верных вместе. Передавая об этом явлении Апостол Павел говорит, что многие из видевших Господа в это время (разумеется, время написания послания к Коринфянам) находились еще в живых, а некоторые уже умерли ( 1Кор.15:6 ). Господь являлся ученикам своим для того, чтобы удостоверить их в истине Своего воскресения. А постолы сначала отнеслись недоверчиво к первым известиям о воскресении Иисуса Христа. Чтобы уверить их в этом Господь, являясь им, пользовался всеми возможными способами уверения: Он беседовал с ними, вкушал пред ними пищу и питие, позволял им осязать руки и ноги и ребра свои. Особенно недоверчиво отнесся к известию о воскресении Христовом апостол Фома. Когда ему апостолы сказали о том, что видели воскресшего Господа, он ответил им: «если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю». И вот спустя восемь дней после этого, когда все ученики были вместе и Фома с ними в запертом доме, явился Господь и сказал им: «мир вам»! Потом обратившись к Фоме, сказал ему: «подай перст твой сюда, и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои, и не будь неверующим, но верующим». Фома, уверившись в истине воскресения Господа, воскликнул: Господь мой и Бог мой. На это Господь ответил ему: «ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны не видевшие и уверовавшие».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Раннехристианская проповедь в Китае. Часть 1 (версия для печати)/Православие.Ru Раннехристианская проповедь в Китае. Часть 1 Православие.Ru , 1 марта 2002 г. Существует предание, что христианство было проповедано в Китае еще апостолом Фомой. Традиционно считается, что мученичество св. Фомы имело место в Индии в Мадрасе в 53 г. н.э. Таким образом, первый контакт христианства с цивилизацией Китая должен был состояться незадолго до этого времени. Основывая свои выводы на изучении требника основанной Фомой древней сирийской церкви из Малабара, работавший в Китае иезуитский миссионер Николя Триго в 1615 г. приписывал происхождение китайского христианства проповеди апостола Фомы. В приводимом Н.Триго тексте упоминалось, что апостол Фома " обратил к истине китайцев и эфиопов " , его усилиями " царство Божие пришло в Китай " и что в память о Фоме китайцы " поклоняются священному имени Бога " . [Latourette K. A History of Christian Missions in China. (1929), р. 48 (примечание 11)] В современных исследованиях считается, что история о проповеди апостола Фомы в Китае была создана в 13 веке или чуть ранее. Именно тогда был составлен требник, к которому обращался Н.Триго, а источником этой традиции мог стать отчет послов малабарской церкви, которые посетили Камбалук (Пекин) в 1282 г. и могли встретиться там с жившими в Китае несторианами. [Latourette K. A History of Christian Missions in China.(1929), р.48-49] Доминиканец Гаспар да Круз, прибывший в Китай в 1556 г., также сообщал со ссылкой на армянского паломника, что армяне располагают свидетельствами, что до своего мученичества в Индии св. Фома побывал в Китае, проповедуя Евангелие. Однако, по их словам, пробыв там несколько дней и увидев, что его деятельность не дает плодов, апостол Фома вернулся назад, оставив в Китае трех или четырех учеников. Тот же да Круз видел в Кантоне в монастыре скульптуру женщины с ребенком у шеи и горящую лампаду перед ней. " Служители идолов " не смогли пояснить да Крузу смысл этого изображения. Он так и остался в неведении был ли это образ, созданный древними китайскими христианами времен св. Фомы или же это был еще один языческий идол. [Gaspar da Cruz. Tractado de China, Evora, 1569. Цит. по: Moule A. C. Christians in China before the year 1550. (1930), р. 13. По описанию " идол " похож на буддисткое божество Гуанъинь] Иоанн Монтекорвино написал из Китая в 1305 году, что в эти края не приходил никто из апостолов.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010