Без успокоения И оказалось, что апостолу Фоме такого свидетельства о воскресении мало, и он говорит очень дерзкие вещи: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю». (Ин. 20:25). Это самый достоверный опыт познания – через осязание. Казалось бы, ну как к Богу можно обращаться такими словами? Ну как можно требовать от Христа подобные вещи? И вот что поразительно. Христос приходит как раз на девятый день к Фоме, и апостолы видят то, что, скорее всего, они не заметили в первый раз: Христос воскрес, а раны остались. Христос воскрес, но Христовы страдания зияют на Его воскресшем теле. Его тело не залечилось, не стало сильным и здоровым – ничего подобного. И Он говорит: «Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны не видевшие и уверовавшие. Да, пожалуйста, вложи свой перст вот в эти раны. Коснись этих ран. Коснись этого прободенного ребра. И не будь неверующим, но верующим» (Ин. 20: 27-29). Фома отвечает: «Господь мой и Бог мой!» – впервые такое свидетельство, когда Христос назван Богом. Не просто Сыном Божиим, как то говорил апостол Петр: «Ты – Христос, Сын Бога Живого» (Мф. 16: 15-16), потому что вот это выражение «сын Бога», «сын Божий» – вполне употребимо по отношению к верующему иудею, к верующему человеку. Христос говорит своим оппонентам, когда они заявляют: «Что ж Ты себя Сыном Божиим называешь?» следующее: «Но разве не сказано в вашем Писании, что все вы сыны Божии? Разве не сказано в Писании «Из Египта воззвал Я сына своего», – называя сыном весь народ израильский?» И иудеи говорят Христу: «Мы не от любодеяния рождены, единого отца имеем – Бога». Поэтому это выражение «Сын Божий» может толковаться, может иметь разные коннотации. Может наполняться то одним смыслом – вот таким общим, то конкретным. А здесь свидетельство: «Ты – Бог. Ты – Господь. Ты – истинный Бог», – которое звучит от Фомы, потому что Фома не признает воскресение Христа как успокоение. Фома не признает воскресение Христа как избавление от ответственности за прожитое. Он не признает воскресение Христа как изменение к лучшему, потому что Христос воскресает в ранах, в язвах воскресает. А это понятно, что если твой Учитель воскрес для тебя таким, то и путь за твоим учителем будет таким же.

http://pravmir.ru/poslepashalnoe-unyinie...

В тот же день, когда приближался вечер, Иисус открыл великую тайну Своего Воскресения еще двум ученикам (апостолам из 70-ти – Луке и Клеопе), шедшим в Еммаус, отстоявший на 60 стадий (11,5 км) от Иерусалима. Для их веры в Воскресение своего Учителя Иисус привел из Писания все мессианские пророчества ( Лк. 24:27 . Однако полностью они поверили только после таинства Евхаристии: И когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им. Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его. Но Он стал невидим для них ( Лк. 24:30–31 ). Лука и Клеопа в тот же день вернулись в Иерусалим и рассказали апостолам, но те не поверили, как и женам-мироносицам. Поздно вечером Иисус явился апостолам, которые собрались при запертых дверях, опасаясь иудеев. Спаситель прошел затворенными дверями. В этом проявилась особенность преображенного по Воскресении тела Господа. Оно не подчинялось законам физического мира. Иисус мог пройти сквозь вещественные предметы. Учеников охватило смущение, потому что они подумали, что видят дух. Он показал им руки и ноги и ребра Свои ( Ин. 20:20 . Это было важно не только для того, чтобы убедить их, что Он явился к ним телесно, но для того, чтобы победить их неверие. Господь дает им осязать руки, ноги и ребра. Раны от гвоздей на них убедили их, что это то же самое тело, которое было распято на Кресте. Событие, которому посвящена Антипасха, было в восьмой день по Воскресении. Апостол Фома отсутствовал при первом явлении Спасителя ученикам. По-видимому, его не было в городе. Апостолы, которых встретил Фома, с радостью возвестили о Воскресении Учителя. Можно предположить, что они рассказали и о том, что Иисус дал им осязать руки, ноги и ребра. Поэтому понятно его желание: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю ( Ин. 20:25 . Неверие апостола Фомы не имеет ничего общего с той затвердевшей невосприимчивостью к чуду Воскресения, которое мы видим у иудейских вождей. Это было вполне естественное желание утвердить веру на явных и очевидных свидетельствах. Воскресший Иисус в восьмой день обновил для апостолов Свое явление, представ перед ними в горнице, двери которой были затворены. На сомнение апостола Фомы Спаситель отвечает его же словами, точно повторяя требование, которое высказывал сам Фома. Это не могло не поразить сомневающегося ученика: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои ( Ин. 20:27 . Именно поэтому, наверно, Фома не воспользовался приглашением Учителя осязать Его руки, ноги и ребра, а тут же поверил и исповедал Иисуса Христа как Бога: Господь мой и Бог мой! ( Ин. 20:28 . Люди, упорно отрицающие Божество Спасителя мира, обходят это место Евангелия.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Еще случай: один молодой человек помогал мне в обустройстве первого петербургского филиала журнала «Фома», где я тогда работала. Вагончик, куда должен был въехать «филиал», нужно было покрасить и облагородить. Мне вызвались помогать несколько волонтеров из молодежного клуба «Чайка», а руководил ими толковый и ответственный юноша, назовем его Василий. В какой-то момент Василий исчез: мне сообщили, что он уехал в паломничество в монастырь, скоро вернется. Но Василий не возвращался. Спустя месяц он вернулся — за вещами — и снова уехал туда… послушником. Это реакция сердца, опережающая интеллектуальные доводы. «ЛУКЕ И КЛЕОПЕ ВО ЕММАУС СПУТЕШЕСТВОВАВШИЙ…» Но чаще ответ Богу — плод длинного пути, включающий в себя разные состояния, колебания, знаки. Так узнавали Господа ученики, шедшие в Эммаус (Лк. 24, 13–32). Лука и Клеопа шли, беседовали о событиях последних дней — и не заметили, как к ним приблизился Христос. Более того, Они не узнали Его и в разговоре признались, что после распятия все ученики считают Иисуса только пророком. «А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля», — добавили они, определив душевное состояние всех учеников: разочарование, рухнувшие надежды… «О, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки!» — ответил им Христос. И в конце концов«открылись у них глаза, и они узнали Его». Часто и нам нужно, чтобы некоторое время прошло в пути. Господь не оставляет нас: Он говорит с нами снова и снова, дает подтверждающие знаки, ждет, когда мы узнаем Его. Важно в какой-то момент все-таки, услышав, ответить на призыв. Потому что все двери не могут всю жизнь ждать нас открытыми. «ЕСЛИ НЕ УВИЖУ — НЕ ПОВЕРЮ» Многие из нас следуют больше уму, нежели сердцу. Евангельский пример такой реакции на призыв — апостол Фома: «Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю. После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим» (Ин. 20, 25–27). Да, не все могут, услышав голос Бога, сразу «встать и пойти» за Ним. Большинству из нас нужно обдумать, разобраться в происходящем. И это неплохо, Христос и тут идет нам навстречу. И как только Фома «разобрался», у него заговорило сердце: «Господь мой и Бог мой»! (Ин. 20, 28).

http://pravoslavie.ru/103374.html

И так, братие, приемля ныне св. хлеб и благодаря Господа за сей дар Его, будем укрепляться в вере в воскресшего Господа Иисуса Христа, всегда стремиться к Нему умом и сердцем, исполнять его св. учение, в Нем одном полагать свое насыщение и блаженство, и Он будет просвещать нас Своею благодатью и укреплять нас в святых добродетелях. За нашу святую веру и святую жизнь Он просветит нас и в вечном Своем царстве. Тогда-то мы насытимся неизреченным блаженством, тогда увидим вечную Его славу. Аминь. Поучение в неделю Апостола Фомы Когда Иисус Христос силою Своего Божества воскрес от гроба, то Он в самый день Своего воскресения явился Своим ученикам, собранным в одной горнице и, преподав им мир, показал им руки и ноги, и ребра Свои. Увидев Господа, ученики возрадовались великою радостью. Но между ними в это время не было апостола Фомы. Когда ученики сказали ему, что они видели Господа, то он ответил им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю. И вот, по прошествии восьми дней после Своего воскресения, когда ученики опять собраны были в одной горнице;, в том числе и Фома, является среди их воскресший Иисус Христос и, преподавав им мир, обращается к Фоме и говорит ему: „подай перст твой сюда, и посмотри руки Мои, подай руку твою, и вложи в ребра Мои; и не буди не верующим, но верующим”. Фома сказал Ему: „Господь мой и Бог мой!“ ( Ин.20:26, 27, 28 ). Что же было причиною, что апостол Фома не поверил ученикам о явлении им воскресшего Господа? Неужели в его уме и сердце было тогда совершенное неверие? Нет, это был верный ученик Иисуса Христа и в его сердце горела пламенная любовь к Нему. Но в то время, когда прочие ученики были обрадованы явлением воскресшего Господа, Фома оставался в каком-то недоумении и печали и, любя Господа, он не довольствовался тем, что слышал о Нем от учеников; он пламенно желал видеть Его своими глазами и далее своими руками осязать Его раны, чтобы радость живоносного воскресения Христова проникла и в его сердце.

http://azbyka.ru/propovedi/prostonarodny...

Нафанаил и Фома — ощущение Духа и свидетельство плоти (+аудио) Неужели мало нам этого свидетельства? 8 мая, 2016 Неужели мало нам этого свидетельства? Проповедь митрополита Сурожского Антония в неделю св. апостола Фомы. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. В первый раз мы слышим в Евангелии исповедание Христа Господом из уст Нафанаила, который стал апостолом Христовым. Его привел к Спасителю его друг, и Христос засвидетельствовал перед всеми: вот израильтянин, в котором нет лицемерия и неправды. На эти слова Нафанаил отозвался удивлением: откуда Ты меня знаешь?.. И последовал ответ Христов, такой таинственный по отклику, который он имел в сердце Нафанаила: Когда ты был под смоковницей, Я видел тебя. Что же в этом могло быть удивительного? Христос мог естественно видеть человека, находящегося под сенью дерева. Но в рассказе о жизни апостола Нафанаила мы читаем, что, по его собственным словам, в то время, когда позвал его Филипп, Нафанаил как раз размышлял о приходе Спасителя Миссии и молился, чтобы этот приход произошел. И когда он услышал слова Спасителя, что Господь его видел, он не подумал, что Спаситель человеческим Своим взором его обнаружил под смоковницей. Он всем своим внутренним существом ощутил и понял, что Христос — Тот, к Которому была обращена его молитва, и преклонился перед Христом и засвидетельствовал, что Он — Мессия и Сын Божий. Это первое свидетельство говорит нам о том, что Нафанаил Его узнал Богом и Господом своим, потому что как бы прозрачно, несмотря на тяготу плоти, он узнал в Нем Бога, Духа Животворящего, как называет Спасителя апостол Павел. И второй раз мы слышим подобные слова: «Господь мой и Бог мой». Их произносит Фома. Христос ему явился во плоти, но на этот раз Фома Его видит уже прошедшим через смерть и воскресшим; и на этот раз не ощущение Духа животворящего, а знание, что Находящийся перед ним жив, хотя и прошел через ужас смерти, заставляет его свидетельствовать о Христе. Здесь как бы плоть Христова, таинственно живая, несмотря на то, что она легла во гроб, оставшаяся нетленной, ибо была пронизана Божеством — эта плоть свидетельствует о Божестве Иисуса Христа, о силе Божией, о том, что Он — поистине Дух Животворящий, ставший Человеком, Победивший смерть, Воскресший из гроба, начаток мертвых, Воскреситель всех, Тот, Который придет в конце времен и даст жизнь вечную всему миру.

http://pravmir.ru/nafanail-i-foma-oshhus...

Не случайно поэтому изложенные в Библии инструкции относительно чистых и нечистых животных возникают вскоре после того, как евреи покинули египетские края. Религия Древнего Египта — да и не только Египта — максимально зооморфна. Многие животные из тех, что получили статус нечистых, имели священный статус, служили олицетворением или символом божества. Для евреев, проживших в Египте более двух столетий, языческие представления о священном также не были чуждыми. Когда народ, полагая, что Моисей уже не вернется с горы, попросил Арона сделать изображение бога, тот изготовил тельца, которому все тотчас стали поклоняться, восклицая: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской (Исх 32:4). Да и впоследствии Израиль не раз с ностальгией вспоминал жизнь перед исходом. Так что смысл появления этой детальной классификации животных состоял в том, чтобы, во-первых, показать их служебное значение, а во-вторых, оградить людей от искушения впасть в идолопоклонство. Запрет на вкушение нечистых животных также служил препятствием для совместных трапез с язычниками. То, что разделение животных на чистых и нечистых носило служебный и дисциплинарный характер, подтверждает отмена ветхозаветных гастрономических правил в Новом Завете. На Первом апостольском Соборе было постановлено, что христиане из иудеев могут, если пожелают, соблюдать ограничения закона Моисеева, в то время как христиане , обращенные из язычников, от этого освобождены. Общую позицию участников Собора выразил глава Иерусалимской общины апостол Иаков: Посему я полагаю не затруднять обращающихся к Богу из язычников, а написать им, чтобы они воздерживались от оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови, и чтобы не делали другим того, чего не хотят себе (Деян 15:19–20). С приходом Спасителя уже не нужно было изолировать народ Божий, но, напротив, нести благую весть о спасении всем людям, независимо от их национальности. В этом новом контексте пищевые запреты Ветхого Завета теряют актуальность и исчезают. Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также Загрузить больше комментариев © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/pochemu-v-vethom-zavete-z...

Нельзя также понимать здесь и пришествие Господа в Святом Духе-Утешителе, потому что о ниспослании Его Господь еще не сообщил апостолам. Как же могло утешить их то, чего они еще и уразуметь не могли? Правдоподобнее то мнение, что Господь говорит здесь о Своем воскресении, после которого Он снова придет к ученикам: о Своем воскресении Господь говорил ученикам и прежде ( Мф.17:9 ; Мк.9:9 и др.). Но при таком понимании остается непонятным следующее выражение: «и возьму вас к Себе...» После воскресения ученики не были тотчас взяты ко Христу. Поэтому правильнее полагать, что Господь здесь говорит не о Своем пришествии к ученикам только по воскресении Своем, а вообще о том, что Он будет являться ученикам в момент их кончины и брать их души в вечный покой. Поэтому-то и святой Стефан, умирая, говорил: «Господи Иисусе! приими дух мой» ( Деян.7:59 ; ср. 2Кор.5:8 ; 1Фес.4:17 ). Ин.14:4 .  А куда Я иду, вы знаете, и путь знаете. По некоторым кодексам, этот стих читается так: «И куда Я иду – путь в то место вы знаете» (Луази). Господь этими словами напоминает ученикам Свои прежние речи о пути к небесной славе ( Ин.12:23, 30–33 и др.), который проходит именно стезей страданий. Ин.14:5 .  Фома сказал Ему: Господи! не знаем, куда идешь; и как можем знать путь? Апостол Фома, представляющий собою тип человека рассудительного и медлительного в вере, желающего иметь во всем точные сведения, и в настоящем случае хочет знать обстоятельно, во-первых, то, куда ведет Христос, и, во-вторых, тот путь, каким пойдет Христос. Говоря «не знаем», Фома, очевидно, выражает здесь и желание апостолов вообще, а не только свое. Апостолы, по-видимому, всё еще не отрешились от мысли о том, что Господь говорит о каком-то путешествии в другую страну. Ин.14:6 .  Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня. Ин.14:7 .  Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего. И отныне знаете Его и видели Его. На вопрос Фомы Христос не отвечает прямо. Он только пользуется этим вопросом как поводом к тому, чтобы напомнить апостолам учение о Своем назначении (по вопросу же, который предложил Ему Фома, Он много говорил выше), Христос – Сам путь к истине и жизни, или, иначе говоря, к Отцу-Богу. Некоторые толкователи, например, Сильченков, считают выражения «истина» и «жизнь» эпитетами, которые Христос прилагает к Самому Себе: «Христос есть сама истина – вне Его все ложно. Он есть сама жизнь – вне Его нет жизни». Но такое толкование противоречит дальнейшим словам Христа: «никто не приходит к Отцу, как только через Меня». Для чего бы Христос стал говорить апостолам еще о прохождении к Отцу как о чем-то необходимом для них, если бы во Христе они имели все и без Отца? Нет, Христос говорит об Отце как об истинной цели всех человеческих стремлений. Люди стремятся к вечной славе, в которой пребывает Отец, а Христос – есть путь, ведущий к этой высокой цели.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Ничто не могло заставить его замолчать и не повышать голоса на царя Ирода, обличая его кровосмешение ( Мф.14:3–4 ). На протяжении всех христианских веков святой Иоанн был примером и вдохновителем бесчисленных отшельников, пустынников и постников, а также смелых обличителей людских неправд. Засим сонм Христовых Апостолов. Все они – изначально разные типы людей, отражающие все разнообразие характеров. Андрей, Иаков и Симон Зилот суть люди не говорящие, но делающие. Петр – тип человека, моментально вдохновляемого к любому добру, но столь же быстро страшащегося всякой напасти. Юный Иоанн, молчалив, как и его брат Иаков, однако прямолинеен и последователен до конца. Стоит он и под крестом своего Учителя, подвергая свою жизнь смертельной опасности ( Ин.19:26 ). Филипп – тип человека открытого и общительного. При его посредстве некоторые эллины захотели войти в контакт с Иисусом ( Ин.12:21 ). Он приводит Нафанаила ко Господу. Его Господь спрашивает: Где нам купить хлебов, чтобы их накормить? ( Ин.6:5 ). В заключительной Иисусовой беседе он обращается с просьбой: Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас ( Ин.14:8 ). На это Иисус отвечает ему: Видевший Меня видел Отца ( Ин.14:9 ). Фома – тип человека неустрашимого, но здравомыслящего. Когда Господь услышал о смерти Лазаря, то немеделенно решил отправиться из Галилеи, в которую они только что прибыли, в Иерусалим, где – по всей видимости – Ему уже была устроена смертельная западня. Тогда Фома возгласил среди испуганных учеников: Пойдем и мы умрем с Ним ( Ин.11:16 ) 13 . А когда его известили, что Иисус воскрес, он не захотел поверить, если (в серб.: пока. – Пер.), как говорил, не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его ( Ин.20:25 ). Когда же воскресший Победитель смерти явился снова, то Фома, удостоверившись, воскликнул: Господь мой и Бог мой! ( Ин.20:28 ). Апостол Фома был и остался образцом смелого реалиста. Иуда Искариотский – типичный предатель Бога, души, духа и всего идеального и возвышенного. Материалист и сребролюбец. Был он своего рода казначеем святой апостольской дружины, носил ящик для сбора пожертвований, из которого похищал деньги, присваивая их себе. Лукаво притворялся другом сирот и нищих, однако все знали, что он вор ( Ин.12:6 ). За тридцать сребреников предал он Господа своего иудейским старейшинам – таким же, как и он.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Ну, и апостолы Христовы. Все они типы разных людей и разных человеческих характеров. Андрей, Иаков и Симон Зилот - типы людей, которые не говорят, а делают. Петр - тип людей, которые быстро воодушевляются на всякое добро, но столь же быстро устрашаются всякой напасти. Юный Иоанн - молчаливый, как и брат его Иаков, но прямолинейный и последовательный до конца. Он стоит и перед Крестом своего Учителя, невзирая на угрозу смертельной опасности. Филипп - тип открытого и общительного человека. Через него хотели некие эллины войти в общение с Иисусом [ 14 ]. Он приводит Нафанаила ко Господу. Его [Филиппа] [ 15 ] Господь спрашивал: где нам купить хлебов, чтобы их накормить? - то есть пять тысяч людей (см.: Ин. 6 , 5). При последней беседе Иисусовой он задал вопрос: Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас [ 16 ]. Фома - тип человека неустрашимого, но реалистичного. Когда Господь услышал о смерти Лазаревой, Он сразу распорядился идти из Галилеи, куда они только что пришли, в Иерусалим, где смертельная ловушка очевидно была Ему уже приготовлена; тогда сказал Фома перед лицом перепуганных учеников: пойдем и мы умрем с ним [ 17 ]. А когда ему сказали, что Иисус воскрес, он не хотел верить: если не увижу, говорит, на руках Его ран от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его [ 18 ]. А когда воскресший Победитель смерти явился во второй раз и Фома уверился, тогда он воскликнул: Господь мой и Бог мой! [ 19 ] Апостол Фома был и остается типом храброго реалиста. Иуда Искариотский - типичный предатель Бога, душИ, духа и всего идеального и возвышенного. Материалист и сребролюбец. Был он кем-то наподобие кассира в святой дружине апостольской: носил ковчежец для пожертвований, из которого крал и присваивал себе. Лицемерно притворялся он приятелем нищих, но все знали, что он вор (см.: Ин. 12 , 4-6). За тридцать сребреников предал он Господа своего еврейским старейшинам, которые были то же, что он. Сотник римский из Капернаума и жена-хананеянка представляют тех язычников, что имели крепкую веру в силу Христову. Ради такой их веры Господь исцелил больного слугу сотника, а у хананеянки - сошедшую с ума дочь [ 20 ]. И в наше время нередко случается, что нехристиане сильнее веруют в христианские святыни, приносят своих болящих в монастыри, где по вере получают исцеление быстрее и чаще, чем многие христиане со слабой верой.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1306...

Он как бы подтверждает сказанное прежде: Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе, и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе ( Мф.18:18 ). Второе явление Господа воскресшего, о котором свидетельствует евангелист Иоанн Богослов, произошло через неделю после Воскресения, когда собрались уже все ученики, в том числе и Фома, называемый Близнец. Одиннадцать апостолов уже видели воскресшего Спасителя и окончательно убедились в том, что Христос воистину есть Сын Бога Живого. Но как ни пытались ученики убедить Фому в истинности Воскресения, он сомневался, не верил: …если не увижу на руках Его ран от гвоздем, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю ( Ин.20:25 ). Почему апостол Фома усомнился? Вдумчивое восприятие Евангельского рассказа открывает нам, что был он человеком до предела искренним и честным. В нем главенствовало не упрямство, а любовь, очень большая и сильная любовь к Божественному Учителю. Смерть Господа до такой степени поразила апостола Фому, что он совершенно сник душевно, упал духом и в отчаянии считал, что никакое чудо не может вернуть ему радость общения со Спасителем, что все лучшее безвозвратно потеряно. Его горе было столь велико, а уныние столь мрачно, что когда прозвучали слова о Воскресении Христовом, Фома не то что не поверил, а просто побоялся поверить в столь благословенное известие. Вот откуда берет начало сомнение Фомы, а отнюдь не от упрямства, как это некоторым кажется. Но ведь для Господа безмерно дорог каждый человек, уповающий на Него. Конечно же, Христос видел, как тяжко страдает его ученик Фома и не может смириться со страшной потерей. И вот любящий Господь, осознавая неверие Фомы и желание поверить, снисходит к его немощи и удостаивает Фому вместе с другими апостолами еще одной незабвенной встречи. Мир вам! — опять возвещает Господь, а потрясенному Его явлением Фоме говорит: …подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою, и вложи в ребра мои; и не будь неверующим, но верующим ( Ин.20:27 ).

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010