На сайте журнала «Фома» уже долгое время существует постоянная рубрика «Вопрос священнику» . Каждый читатель может задать свой вопрос, чтобы получить личный ответ священника. Но на некоторые из вопросов нельзя ответить одним письмом — они требуют обстоятельной беседы. Например, в одном из недавних писем наших читателей был задан вопрос «Откуда в Церкви таинства?» (читать письмо полностью) . Мы подготовили в качестве ответа несколько материалов . Один из них — ответ постоянного автора «Фомы» Александра Ткаченко: Дорогая Галина, в Вашем вопросе мне видится некая убежденность в том, что Евангелие является источником и мерилом всего, что есть в Церкви. При таком взгляде получается, будто в идеале Церковь представляет собой набор пазлов, складывая которые в единую картину, непременно получишь Евангелие. Ну а те из них, которые в картину почему-то не вошли, видимо, были просто лишними в этом наборе. На первый взгляд, все вполне логично. Однако эта стройная схема рушится от одного-единственного вопроса: как Церковь смогла появиться и существовать в те годы, когда Евангелия еще не были написаны? Дело в том, что днем рождения Церкви христиане считают день сошествия Святого Духа на апостолов. Произошло это всего через семь недель после воскресения Иисуса Христа. Евангелия же были написаны апостолами лишь спустя несколько десятилетий, а в общецерковное употребление вошли и того позже. Довольно продолжительное время Церковь жила и прирастала новыми членами, еще не имея тех текстов, которые сегодня мы называем Евангелиями (мы писали в «Фоме», когда и как появились Евангелия ). Хотя, конечно же, апостолы и их ученики прежде всего проповедовали именно евангелие — благую весть о Спасителе и об искуплении грехов падшего человечества. Но в ту пору делали они это устно, и рассказ их был настолько обширней и полнее записанного в четырех канонических текстах, что любимый ученик Иисуса — апостол Иоанн — пишет в финале своего Евангелия: Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг (Ин 21:25).

http://pravoslavie.ru/95254.html

Бисер духовный (Из творений святых отцов и подвижников благочестия последнего времени) Вера в Бога «Аз семь Альфа и Омега, Начало и Конец!» – говорит Христос. Доказательством веры в бытие Божие является неоспоримый внутренний закон, данный нам Богом, показывающий добро и зло – награждающий за добро ощущением душевной радости и карающий за зло угрызением совести. В Бога мы можем только верить, а не доказывать Его бытие. Кто верит, тот не требует доказательства, а если хочешь доказывать, тогда где же вера?! Ты скажешь: но ведь учение – свет. Да, свет! Большой свет! Но скажи, разве ты зажигаешь лампу днем? Или, если ты пришел ночью любоваться на звездное небо, разве ты принесешь свечу? Она тебе только мешать будет, а ведь лампа и свеча – свет... О Троице не испытуй, но веруй только и поклоняйся, ибо кто испытует, тот не верует. Когда дело идет о Таинах Божиих, не спрашивай внутренно: как это бывает? Ты не знаешь, как Бог сотворил весь мир, не можешь да и не должен знать и здесь, как что-либо Бог делает тайно. Таина Божия таиною и должна для тебя остаться, потому что ты не Бог, не можешь знать всего, что Бесконечному – Премудрому Богу известно. После Иисуса Христа нам не о чем любопытствовать, после Евангелия нечего изыскивать. Когда Им веруем, тогда уже не хотим веровать никому и ничему другому. Если верим тому, что видим, слышим или осязаем, то это уже не есть вера. Совершенная вера состоит в полной преданности воле Божией. Вера – это небесный луч, просвещающий тьму нашей жизни, руководящий нас к нашему Небесному Отечеству. Должно же не только право веровать, но и знать, какая именно вера богоприятнейшая. Апостол Фома уверовал в Воскресение Христово тогда только, когда осязал язвы Спасителя, но Господь Иисус Христос сказал ему: «Ты поверил, потому что увидел Меня, но более достойны похвалы те, которые не видевши веруют. Блаженны невидевшие и уверовавшие» ( Ин.20:29 ). Такая вера есть дар Божий, укрепляющийся и укореняющийся в нас от исполнения заповедей Божиих, от постоянного стремления к добру.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Ostapenk...

Бог и человек в Православной Церкви. Часть 5 Жизнь в Духе Протопресвитер Фома Хопко В наше время многие люди интересуются духовной жизнью. Духовность входит в моду. Если бы мы знали историю лучше, мы могли бы это предсказать. Существует некая закономерность: после периода упадка веры, эпохи гражданской борьбы, времени истощения чувств в поиске удовлетворения неизбежно следует время религиозного возрождения и интереса к «духовным» предметам. Хочется знать, что из этих двух более долгожданно: секуляризм или духовность? Особенно в культуре, где Христос и Дух отделены от Церкви как литургического, священного сообщества с ее Священным Писанием, догматами, канонами и святыми. Христианская духовная жизнь без объективной реальности Церкви, в которой эта жизнь осуществляется, Церкви, которая является жизнью, обречена в своем развитии на полное расстройство и провал. Она не сможет помочь, но будет неполным и искаженным опытом жизни, смешением многих вещей – темных и светлых, неспособной, в конечном счете, руководить и удовлетворить человека. Духовная жизнь без Церкви, даже когда люди берут Библию в качестве руководства, не только не может быть верной, но и вредна. Она, вероятнее всего, приведет к тому, о чем предупреждал апостол Павел, говоря, не будьте «колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения» (Еф. 4, 14). Это, однако, не значит, что миллионы людей вне Православной Церкви лишены милости Божией и автоматически отсечены от Царства Небесного. Милость Божия, конечно, простирается за земные границы Церкви как канонической организации. Это утверждает православное вероучение. Дух Божий «дышит, где хочет». Христос не узник Его Церкви. Он – Бог всей Вселенной. Он – Владыка всех. Он просвещает каждого приходящего в мир. Он хочет, чтобы все люди были спасены и пребывали в познании истины. Он содействует этой цели всей Своей Божественной властью и любовью. Но православное вероучение утверждает и то, что простое членство в Церкви не гарантирует спасение. Церковь – спасение, но человек может принимать участие в ее спасительной жизни и в свое осуждение. Это случается, когда человек участвует в ее священной жизни без борьбы за ту жизнь, которая есть жизнь в ее полноте, в каждый момент своего существования. И даже тогда, когда люди не уклоняются от участия в церковной жизни, но в действительности противятся благодати Божией, они неизбежно становятся хуже вместо того, чтобы быть лучше, становятся более темными вместо того, чтобы быть светлее, «более мертвыми» вместо того, чтобы еще больше наполняться жизнью. Они становятся раздражительными, ожесточенными, подозрительными, обиженными, ревнивыми, осуждающими других и духовно опустошенными. «Страшно впасть в руки Бога живаго… потому что Бог наш есть огонь поядающий» (Евр. 10, 31; 12, 29).

http://pravoslavie.ru/3198.html

В.А. Федосик, В.В. Яновская, О.А. Яновский Глава 3. Характерные черты и особенности ментальности раннехристианских мучеников и исповедников Мученичество за веру в христианстве появилось на самой ранней стадии формирования этой религии. Вскоре после казни Иисуса Христа римским префектом Иудеи Понтием Пилатом в Иерусалиме разъяренная толпа, не дождавшись приговора синедриона, устроила самосуд над диаконом Стефаном, забив его камнями ( Деян. 6: 12; 7: 1–60 ). По распоряжению царя Иудеи Агриппы I был обезглавлен один из первых учеников Иисуса Христа – апостол Иаков, брат апостола и евангелиста Иоанна (оба брата последовали за Христом сразу вслед за другими братьями – апостолами Петром и Андреем) ( Деян. 12: 2 ). В 62 г., воспользовавшись тем, что после смерти прокуратора Иудеи Порция Феста новый наместник Альбин еще не прибыл на место службы, первосвященник Анан собрал синедрион, на котором был приговорен к смерти брат Иисуса Иаков. За самоуправство Анан был лишен своего поста, но казнь уже была совершена (Иос. Фл., Иуд. древн., XX, 9, I) 93 . В Откровении апостола Иоанна Богослова говорится об умерщвлении в Пергаме («там, где престол сатаны») христианина Антипы, названного «верным свидетелем» Христа ( Откр. 2: 13 ). По раннехристианской традиции многие из апостолов приняли мученическую смерть за веру (Петр, Павел, Андрей, Филипп, Варфоломей, Фома) 94 . Множество христиан было казнено в Риме при императоре Нероне, более 40 погибли при репрессиях в Лугдуне в 177 г. В Александрии в конце правления императора Филиппа Араба толпа язычников устроила погром христиан, в ходе которого были зверски убиты многие последователи христианской веры (Euseb., Hist.eccl., II, 25, V, 1, VI, 41– 42) 95 . До середины III в. антихристианские репрессии имели локальный характер, а начиная с эдикта Деция о всеобщем жертвоприношении (250 г.), они приобрели общеимперский масштаб. При общеимперских гонениях на христиан мученичество стало массовым явлением. Как уже упоминалось, особенно жестоким и кровавым было гонение при Диоклетиане, и наибольшее число раннехристианских мучеников относится именно к этому времени. Еще со II в. ведет свое начало особый жанр христианской литературы – акты и пассионы мучеников. Особенно много этих произведений посвящено мученикам периода «великого» гонения. Проблема аутентичности актов и пассионов чрезвычайно сложна. В советской исторической науке этот важный пласт источников по истории раннего христианства, как отмечала российский антиковед Ю. К. Колосовская, по существу игнорировался, в то время как многие зарубежные исследователи широко использовали этот материал 96 . Между тем, как показал опыт реконструкции содержания античнохристианских императорских эдиктов (тексты ни одного из которых не сохранились), без этих источников обойтись невозможно.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Веры воскреситель Люди потянулись к нему [отцу Иоанну] как к живому свидетельству Небесных Сил, как к живому знаку того, что Небеса живы, божественны и благодатны. Народ, как апостол Фома, ищет вложить персты и осязает. В.В. Розанов А.В. Круглов. Всея России молитвенник Имя отца Иоанна известно всей России. Странствуя по земле Русской, я видел его портреты всюду – и в роскошных кабинетах, и в крестьянских лачугах. Еще не зная лично кронштадтского пастыря, я уже знал его по той молитве, печатной и устной, которая широкой волной расходилась по Руси... Всюду говорили о нем, везде его имя произносили с благоговением и любовью. И понятно было это благоговение, неудивительна и эта любовь, когда везде являлись живые свидетели отцовской любви и пастырской чудотворной молитвы, той помощи, ласки, которые не знали различия между людьми по их состоянию, положению: кронштадтский пастырь всюду нес свое любящее сердце, свою поддержку и богачам, нуждающимся в целении не менее, чем бедняки, и христианам, и иноверцам. Вера его никогда не была мертва, любовь всегда пламенна и деятельна. Этой верою и любовью и был силен почивший пастырь, в этом и была причина его обаяния, его духовной власти над целым народом. В избе крестьянина, где я остановился, я увидел портрет отца Иоанна. – Вы его знаете? – спросил я. – Лично – нет... Но ведь это наш молитвенник! Им наша земля крепка!.. А другой, бывший солдат, сказал: – Видел я его... видел... – И говорил с ним? – Нет... Где говорить! Тысячи... Да и видеть довольно!.. Глянул на меня и всю душу оживил... словно горе все снял... Истинно сказать тебе: никогда так не молился, как в ту пору, когда он служил... Видно, с ним-то и наша молитва сильней становится! Знаменательны эти слова простого русского человека о том, кто всю жизнь молился за братьев и был печальником и другом страдающих и обремененных. И отец Иоанн творил чудеса не только в смысле исцеления. Он творил чудеса над душами и сердцами людей, приходивших к нему. Помню слова писателя из народа Савихина, рассказывавшего об отце Иоанне другому писателю. Да, говорил он, трудно передать словами ту перемену, какая происходила в деревенских жителях, побывавших у отца Иоанна. Там, где прежде стоял гвалт, шум от ссор, он заменялся добрыми отношениями: женщины сходятся вместе, переживают свои впечатления, как бы дышат тем благодатным воздухом, какой там, около Батюшки. Помощь нужна – они отзывчивы... Ибо отец Иоанн всегда говорит: «Любите друг друга и помогайте друг другу... всякому, кто нуждается... без различия... у Бога все равны... и не нам судить, кто достоин, кто нуждается – помоги, не суди и не рассуждай!»

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Владимир Легойда: " Нельзя выстраивать преграду между человеком и Христом " 1 декабря 2014 Москва, 1 декабря. - Вы более пяти лет возглавляете Синодальный информационный отдел, который, среди прочего, отвечает за формирование адекватного публичного представления о Церкви. А важно ли для Церкви общественное мнение? - Для Церкви важно общественное мнение, но не потому, что мы " боимся " публичной критики или враждебности. Это не так, ведь во времена гонений на ранних христиан, и в недавнее безбожное время Церковь осуждали и унижали - но от этого она стала только крепче и сильнее. Церковь - это не корпорация, для которой общественное мнение - бизнес-актив для продвижения своего продукта. Церковь - Глава которой Христос это дверь, ведущая к Богу, в жизнь вечную. Если негативное общественное мнение, вызванное ложью или даже недостойным поведением кого-то, кто называет себя христианами, закрывает людям эту дверь - нас это не может оставлять безразличными. Правдивое представление о Церкви в обществе, разрушающее ложную преграду между Христом и человеком - это то, над чем может и должен работать Синодальный информационный отдел. - Известно, что современные медиа дают как правило поверхностное представление о любом предмете, в том числе и Православии. Какие книги, на Ваш взгляд, необходимо прочитать современному человеку, чтобы лучше узнать культуру Православия? - Вы знаете, долгое время большая часть нашего населения была безграмотна. И что же мы откажем им в принадлежности к Православию, к Церкви и к культуре? Нет, разумеется. Сейчас, конечно, времена другие. Хотя многие, увы, читают не больше, чем нашим малограмотные предки. Увы, не думаю, что можно назвать шорт или лонг-лист книг, прочтение которых приведет нас к абсолютно гарантированному результату в духовной жизни. Не все, кто читал Евангелие, становятся верующими. Ведь даже не все, кто видел и слушал Христа лично стали христианами, а один апостол даже предал его. Точно также не все, кто читает Толстого, становятся толстовцами, не все кто, читает Мартина Лютера - лютеранами и так далее. Даже не все, кто читают журнал " Фома " , идут стопами апостола.

http://old.sinfo-mp.ru/lvr-vm-01122014.h...

Древние Восточные Церкви IV. Малабарская Церковь Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 19, 1998 18 июня, 2012 Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 19, 1998 1 1. Дохристианский период Малабарская Церковь расположена в юго-западной части Индийского полуострова на территории современной Индии. От древнейшей эпохи этой страны осталось мало исторических документов, потому что индийцы, проявляя интерес к различным отраслям знаний и составляя ценнейшие работы по отдельным вопросам, были безразличны к истории. Известно, что около 1500 г. до Р. Х. в Индию вторглись арии — восточная ветвь индо-иранских племен, которые постепенно распространились по всему полуострову. Возникает брахманизм, утверждающий определенную кастовую систему управления. Четыре первоначальные касты (варны): жрецов (брахманы), воинов (кшатрии), купцов (вайшья) и простых жителей (шудры), на долю которых выпадали самые низкие работы, с течением времени раздробились на множество мельчайших каст, сохранившихся до наших дней. Постепенно возникали феодальные княжества-царства. В эллинистический период в Индии была основана империя Мавриана, которую расширил и укрепил внук Хандрагупты — Ашока. Родственные связи позволяли Ашоку поддерживать общение с сирийскими Селевкидами и египетскими Птоломеями и с Македонией. В результате влияние греческой культуры не могло не отразиться на жизни империи. В середине II века до Р. Х. в Индию вторглись войска парфянского царя Митридата I. На северо-западе Индии образовался ряд мелких государств, управляемых сатрапами. Им на смену пришли тюркские племена, которые с 120 г. до Р. Х. начали завоевывать западную и центральную Индию. К середине первого столетия по Р. X. сильнейшим царем мидо-парфянского царства был Гуандафар, в царствование которого и прибыл в Индию святой апостол Фома с проповедью Евангелия 2 . Но если на севере и в центральной части страны постоянно происходили столкновения с захватчиками, то южную Индию, защищенную с севера горами Виндхья, а с юга морем, кочевые племена почти не беспокоили. Отсюда торговые пути вели в Александрию и Рим, а также в другие средиземноморские гавани. Сюда прибывали арабские, сирийские, египетские, персидские и греческие купцы, потому что богатая и плодородная страна и удобные для пристаней изрезанные берега Малабара с древнейших времен привлекали торговый мир Запада. Жители страны — дравиды, которые смешалась позднее с сирийским элементом. Языки — тамильский и малаялам, причем преобладает второй, на котором говорит около миллиона человек 3 . В настоящее время Малабар является одним из штатов республики Индия, включающим Траванкор и Кочин.

http://pravmir.ru/drevnie-vostochnyie-ts...

Какое чудесное, величественное, страшное и небесное зрелище! Воскресший Господь наш Иисус Христос, в прославленном теле, с зияющими ранами на руках и ногах, облаченный в белую, как снег, одежду, выводит среди дня св. Апостолов и других учеников из царственного града Иерусалима, на дорогу в Вифанию и направляется с ними к Елеонской горе. Его окружают множество людей, воодушевленных пламенною любовию к Нему. Св. Апостолы, уверовавшие, наконец, в спасительное Воскресение Господа, пережившие за последние шесть недель столько тревог, скорбей, радостей и сомнений, возрожденные духом и разумом к познанию Писаний и, волнующиеся от сердечного восторга и трепета, идут молча за Иисусом Христом, не ведая, куда и зачем и боятся нарушить таинственную тишину каким-либо словом. Даже пылкий и любознательный Петр ни о чем не вопрошает Учителя. Все они ни на минуту не отрывают своих глаз от Божественного Лика Спасителя и с недоумением всматриваются в изменившиеся и просветившиеся черты Иисуса. Боясь верить своему счастью, что они снова со Христом и, ощущая от лицезрения Его невыразимый страх, они напрягают слух, чтобы уловить каждое слово Спасителя. Около Господа идут любимейшие ученики: Иоанн и Петр, из которых первый ранее всех уверовал, в глубине своего сердца, тайно, в воскресение Сына Божия, как только увидел ризы едины лежащие в гробу; (он не видевший, но уверовавший) и второй – сомневавшийся и дивившийся сам себе бывшему ( Лк.24:12 ), пока не удостоился особого явления Воскресшего ( Лк.24:34 ; 1Кор.15:5 ). Тут же с ними, сияющая небесною радостью, Преблагословенная Богоматерь, совершеннейший сосуд благодати, слагающая глаголы в сердце Своем. Впереди других провозвестница чудесного воскресения Господа из мертвых, беспредельно преданная и безмерно любящая Мария Магдалина. Вблизи Господа и другие: апостол Фома, избранный Провидением, за его пытливость, для удостоверения в истине воскресения настоящих и будущих христиан, благоговейный Иаков, кроткий Андрей, Лука и Клеопа, которых сопутствовал Христос в Еммаус, воскрешенный Лазарь, теперь плачущий в свою очередь от радости, что видит воскресшего Спасителя своего, возлюбленные Господом сестры его – Мария и Марфа, Филипп и Варфоломей, Иаков Алфеев и Иуда – брат Иакова. Все они были свидетелями многочисленных чудес, явленных Сыном Божиим в Иерусалиме и Галилее, по воскресении. Целый сонм жен мироносиц и других учеников окружает прославленного Сына – Человеческого, смертию смерть поправшего, победителя ада, в Котором благоволение Отца Небесного. Какое же человеческое слово в силе изобразить это небесное, не земное шествие?!

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

Категория : Ирак Материал из Азбука паломники Перейти к навигации Перейти к поиску Mipъ Ирак Ирак (араб. ‎‎), официальное название — Республика Ирак (араб. ‎‎, сорани , арам.  ) — государство на Ближнем Востоке, в Месопотамской низменности, в долине рек Тигр и Евфрат. Граничит на юго-востоке с Кувейтом, на юге с Саудовской Аравией, на западе с Иорданией и Сирией, на севере с Турцией и на востоке с Ираном. Территория Ирака омывается водами Персидского залива на юго-востоке страны. В марте 2003 года был положен конец правлению Саддама Хусейна (1979—2003), страна была оккупирована «Международными коалиционными силами в Ираке» (MNF-I) во главе с США. Президент Ирака Саддам Хусейн был захвачен и казнён после суда. Начиная с вывода войск США в конце 2011 года, в стране сохраняется политическая нестабильность и религиозная напряжённость, сопровождающаяся волной терроризма. В 2013—2014 годах Ирак находится в состоянии, близком к гражданской войне. Содержание Крупнейшие города  [ править править код ] Православие в Ираке [ править править код ] История [ править править код ] Появление христианства в Ираке [ править править код ] Христианство на территории нынешнего Ирака появилось в I веке. Согласно христианскому преданию здесь проповедовал апостол Фома. Ассирийская христианская община является одной из старейших в мире. Коренные ассирийцы приняли христианство в первом веке нашей эры. Самые ранние археологические доказательства пребывания христиан в Месопотамии датируются первыми десятилетиями II века. В III веке церковь в Месопотамии потеряла связь со вселенским христианством и стала развиваться самостоятельно. В IV веке в Месопотамии состоялся первый поместный Собор. Христиане в Месопотамии в основном селились и жили в Багдаде, Киркуке, Мосуле и Басре. Средние века [ править править код ] Ассирия стала центром христианства восточного обряда в Месопотамии с первого века нашей эры до Средневековья. Глава сирийских христиан в Месопотамии носил титул мафриан, который был принят в 629 году, дабы отличать миафизитских иерархов от несторианских.

http://azbyka.ru/palomnik/Категория:Ирак

Л. Головкова, В. Королёва, О. Хайлова «Караганда святая, благословенная». Старец Севастиан и другие подвижники Скачать epub pdf Казахстан Необозрима и прекрасна Казахстанская земля! Она простирается от Алтайских гор до Кызыл-Кумских песков, от прикаспийских степей Мангышлака до великих вершин Тянь-Шаня, где над грядами заснеженных гор возвышается почти на 7 тыс. метров над уровнем моря Царь-Гора – Хан-Тенгри. На самом севере Казахстана – лесостепь, центральную часть страны занимает казахстанский мелкосопочник Сарыарка, переходящий на юге в одну из наиболее безводных пустынь Бетпак-Дала. К востоку от нее расположена обширная область Семиречья (по названию семи рек, впадающих с юга в озеро Балхаш). Город Алматы или Алма-Ата (первоначальное название – Верный), бывший в течение многих лет столицей обширнейшего края  1 , расположен в живописных предгорьях Тянь-Шаня, на равнине, слегка наклоненной к северу. Между Каспийским и Аральским морями находится плато Устюрт, где в древности пересекались караванные пути. Богатства этой земли неисчерпаемы: неоглядные пастбища, плодородные пашни, уголь, руда, золото. До XVIII века ее населяли казахские кочевые племена, а затем сюда стали переселяться русские казаки и крестьяне, основывавшие станицы и города, возводившие православные храмы и монастыри. Мало кто знает, но христианство на территорию современного Казахстана и Средней Азии было привнесено в первые века по Рождестве Христовом. По церковному преданию, святые апостолы Варфоломей, Филипп, Матфей и Фома распространяли Евангельское учение в Индии и соседних с нею странах, к которым относятся средне-азиатские земли и территория Семиречья. Еще одним благовестником в азиатском крае стал апостол Андрей Первозванный, который отправился с проповедью северными дорогами Великого шелкового пути: посетил Центральную Азию, Скифию, Согдиану. По свидетельству А.Р. Бируни  2 , христианское учение уже через двести лет после Воскресения Христова стало известно в городе Мерве (ныне город Мары в Туркмении). К III веку христианство утвердилось в Фергане, Самарканде, Бухаре, Маргиане. На этих землях, включая район озера Иссык-Куль, впоследствии образовались крупные митрополии. Здесь было создано знаменитое Хорезмийско-Хвалисское архиепископство; огромная Эфталийская империя провозгласила христианство государственной религией, о Евангелии узнали и за Великой Китайской стеной.

http://azbyka.ru/otechnik/Sevastian_Kara...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010