33 Симон Волхв – по мнению многих отцов церкви – родоначальник всех ересей. Выдавал себя за самого Бога и Силу Божию. По преданию был побежден апостолом Петром в Риме. 34 Евангелист Марк – один из четырех евангелистов. По преданиям основал церковь в Александрии, где и был епископом. Много путешествовал, проповедуя Евангелие. Растерзан фанатичной толпой язычников в Александрии в 68 году н. э. 35 Апостол Иоанн – он же Иоанн Богослов. Автор одного из Евангелий, Апокалипсиса (Откровение от Иоанна) и трех соборных посланий, включенных в Новых завет. Единственный из двенадцати апостолов, которого постигла естественная кончина, а не от рук палача. 36 Элия – Colonia Aelia Capitolina. Полное имя императора Адриана – Публий Элий Траян Адриан (Publius Aelius Hadrianus). Отсюда название города на месте Иерусалима Элия (Aelia). 37 Антоний Пий (Titus Aurelius Fulvius Boionius Arrius Antoninus Pius) – Пий (pius) значит «добродетельный», «благочестивый». 38 Феодосион из Эфеса – или Феодотион жил в середине II века. Он был христианином, но, как указывает блаженный Иероним , принадлежал к партии иудействующих. Задача переводчика заключалась в том, чтобы исправить и дополнить перевод 70-ти. Перевод Феодосиона сохранился в отрывках. 40 Тертулиан Африканский – Квинт-Септимий-Флоренс Тертуллиан – знаменитый богослов; родился в Карфагене ок. 160 г., по другим данным в 155 году, получил юридическое образование. Молодость свою он провел в языческих гульбищах и буйствованиях, но в возрасте около сорока лет обращается в христианство . Как и все выкресты, ненавидел язычество. Отличный богослов, красноречивый оратор, он оказал большое влияние на развитие и распространение христианства. В конце жизни, дата которого неизвестна, впал в ересь монтанизма. 41 Ориген – родился около 185 года в Александрии. Веровал истово и непреклонно. Избегая земных соблазнов, оскопил себя, о чем впоследствии не раз пожалел. Учение Оригена , представляющее собой первое системное изложение идей христианства в философском контексте, оказало значительное воздействие на творчество последующих христианских мыслителей. Во время очередной волны антихристианских репрессий в Тире в 254 году, Ориген был брошен в тюрьму и подвергнут пыткам, от которых вскоре умер.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

Пр. Марк подв. Дух, и живя в теле, находится в узах. Действительно, та внешняя оболочка, которая ближе всего прикасается к духу и через которую дух чувствует, видит и действует, имеет вид темничной решетки: нервы везде в человеке перепутаны, на подобие сетей узилищных. Так что правильно сказал апостол Павел: желание имый разрешитися... Иннокентий Херсонск . С тех пор, как человек изгнан из рая и отлучился от Бога, диавол с бесами получил свободу день и ночь невидимо колебать мысленную силу всякого человека. Оградиться от сего уму не иначе возможно, как всегдашнею памятью о Боге. У кого впечатлеется в сердце память о Боге, тот может удержать от брожения и свою мысленную силу. Симеон Новый Богослов . Всякий подвиг, телесный или душевный, не сопровождаемый болезненностью и не требующий труда, не приносит плода; царствие Божие нудится и нуждницы восхищают ё ( Мф. 11:12 ). В небрежении и расслаблении делающие трудятся будто и много, но никакого не пожинают плода, по причине безболезненности. Если, по Пророку не сокрушатся чресла наши, изнемогши от постных трудов и если мы не водрузим в сердце болезненных чувств сокрушения и не возболезнуем как рождающая, то не возможем родить дух спасения на земле сердца нашего. Григорий Синаит. Некоторые очень разборчивы в пище и не допускают в уста свои известных яств, но не так разборчивы и осторожны относительно слов, исходящих из уст их. Блажен. Августин. 22-го июня Если не легко найти среди русских людей – людей достойных, то не потому, чтобы их было слишком мало, а потому, что они по своей скромности живут так же неприметно среди людей грешных, как жил до 30-ти лет мнимый сын плотника в Назарете. Антоний Архиеп. Вол. Не будь несправедливыми судьею самого себя, испытывай себя без ослабы, и, если заметишь, что есть в тебе нечто доброе, не выставляй этого на вид, не забывай намеренно падений своих, не величайся заслугою, какую сделал сейчас, не извиняй себя в том, что делал худого раньше. Когда настоящее даёт тебе повод к надменности, приводи себе на память прежнее и избавишься от неразумного кичения.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/nastol...

( Матф. 14:14–22 ). Посетив с проповедью о Благой Вести назначенные им города и селения и подтверждая Свою проповедь необычайными делами, исцелениями больных и изгнанием бесов, 12-ть Апостолов вернулись к своему Учителю, с радостью рассказывая Ему об этом. Это время совпало с мученической кончиной Предтечи Господня, св. Иоанна Крестителя. И Христос, удрученный великой скорбью, сел в лодку и велел ученикам тихо и незаметно плыть к пустынному месту, так как и утомленные сердца Апостолов искали покоя. Однако, отъезд их не прошел незамеченным. Народ опередил их: когда лодка причалила к берегу, там уже собрался народ, к которому присоединилась толпа паломников, направлявшихся в Иерусалим к празднику Пасхи. Все они походили на овец, не имеющих пастыря, и, сострадая им, Христос сошел к народу, учил его, проповедуя о Царствии Небесном и исцеляя больных. День склонился к вечеру, а народ, как бы прикованный исцеляющим голосом и святым учением Христа, все еще оставался здесь. В своей восторженности пренебрегшая существенными потребностями жизни, голодная масса народа вот-вот могла оказаться, в темноте вечера, вдали от всякого жилища. Ученики начали беспокоиться, чтобы этот день не закончился каким-либо несчастным происшествием, которое дало бы новый повод к нападкам со стороны ожесточенных врагов их Учителя. Но Христос, Своим состраданием, предупредил их опасения и, как свидетельствует Евангелист Иоанн, Сам сообщил о затруднении Филиппу. Произошло между Спасителем и Апостолами как бы небольшое совещание. Для покупки для такой массы народа, даже по куску хлеба, не было у Апостолов средств, к тому же, ввиду наступившего вечера, не было и возможности что-либо купить. Апостол Андрей упомянул, что у одного мальчика есть пять ячменных хлебов и две рыбы. Этого запаса так мало, что о нем и говорить не стоило. Но Христос спокойно сказал: «Велите им возлечь». Удивляясь и ожидая чего-нибудь необычайного, Апостолы велели народу расположиться на траве как бы для ужина. И Спаситель, став посреди народа, радуясь делу, которое хотел совершить, подняв очи к небу, возблагодарил Отца Небесного, благословил хлебы и рыбу, разломил их на части и передал ученикам, а ученики раздали народу. Насыщено было около 5-ти тысяч человек, не считая женщин и детей. И когда все насытились, Христос, чтобы наглядно подчеркнуть Своим ученикам, что в действительности совершилось чудо, и дать им наставление о необходимости избегать расточительности, сказал: «Соберите оставшиеся куски, чтобы ничего не пропало». И «собрали двенадцать коробов кусками от пяти ячменных хлебов», – свидетельствуют Евангелисты Матфей, Марк и Иоанн.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Znosk...

Пётр Заведеев Священное Писание Нового Завета Писатели книг новозаветных. К числу апостолов – писателей св. новозаветных книг принадлежат, во первых, апостолы из 12-ти избранных учеников Иисуса Христа: Матфей (1-е Евангелие), Иоанн (4-е Евангелие и три послания соборные) и Петр (два соборные послания); затем, спутники и ближайшие сотрудники апостолов: Марк, спутник Петра и Павла (2-е Евангелие) и Лука, спутник ап. Павла (3-е Евангелие и Деяния апостольские); далее два брата Господня во плоти: Иаков (1-е соборное послание) и Иуда (7-е собор. посл.). Но более всех других апостолов оставил писаний апостол Павел. Его четырнадцать посланий составляют в нашем каноне треть свящ. книг Нового Завета. Перечень книг Нового Завета и разделение их по содержанию. Всех новозаветных книг, признаваемых Церковью за истинно-апостольские писания, – 27-м: 4 Евангелия – от Матфея, Марка, Луки и Иоанна; книга Деяний апостольских; семь соборных посланий – Иакова, два Петра, три Иоанна и послание Иуды; четырнадцать посланий ап. Павла – к Римлянам, два Коринфянам, Галатам, Ефесеям, Филипписеям, два Солунянам, два Тимофею, Титу, Филимону и к Евреям; и Апокалипсис Иоанна Богослова. Книги Нового Завета по содержанию своему делятся на законоположительные, исторические, учительные и пророческие. Законоположительными книгами называются четыре Евангелия, в силу основоположительного значения, какое имеет лицо и дело Иисуса Христа для всех. To, чему учил и что делал Основатель христианства, является всеобщим и непременным основанием истинной христианской мысли и жизни. Писания св. апостолов всегда основываются именно на этом. Поэтому, хотя все книги Нового Завета суть произведения Духа Божия, руководившего апостолами при их написании, и имеют значение источников откровения Божия, однако же особенное значение имеют Евангелия. Будучи книгами законоположительными, Евангелия есть в то же время и исторические, наравне с книгой Деяний апостольских, так как они изображают основание на земле Церкви Христовой вочеловечившимся Сыном Божиим. Книга Деяний повествует о том, как основанная Христом Церковь открылась чрез сошествие на апостолов Духа Святого и как совершалось ее распространение и утверждение чрез благовестие апостолов.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

37). Опять, видишь ли: учение совершилось, – один научил, другой уверовал, и по-вашему надлежало бы думать, что уже все потребное для крещения совершилось. Но не так было по свидетельству Писания: И повеле, сказано далее в книге Деяний, стати колеснице, и снидоста оба на воду, Филипп же и каженик: и крести его (ст. 39). Вот когда совершилось истинное крещение, и вот ясное свидетельство, что ино есть учение, и ино крещение водою, с приглашением Святыя Троицы по Господню повелению (Мата, гл. 28, Марк. гл. 16). Учение продолжалось и вера возгоралась в сердце каженика ранее того, как прибыл он на место, где была вода; но только увидев воду, пожелал он креститься. Приятие учения и исповедание веры совершилось, когда беседовал он на колеснице, а для крещения снидоста оба, Филипп же и каженик, на воду. Таким образом, отвергая крещение водою, вы противляетесь ясному апостольскому примеру и наставлению. Пришедший: Почему Филипп не с настойчивостью говорил каженику, что необходимо нужно тебе креститься, но сказал: мощно ти есть? Сим доказывается необязательность крещения: оно предоставляется на произвол уверовавшего. В той же книге Деяний свв. Апостол, в главе 10-й, повествуется о крещении Корнилия и сущих с ним. И здесь не менее ясно свидетельствуется о водном крещении. Когда Корнилий поведал Петру, как явился ему Ангел и как повелел послать за Петром и послушать его: тогда, отверз Петр уста, рече: поистинне разумеваю, яко не на лица зрит Бог: но во всяком языце бояйся Его и делаяй правду, приятен Ему есть. И затем простирает к Корнилию и сущим с ним проповедь о Иисусе Христе, о Немже вси пророцы свидетельствуют, оставление грехов прияти именем Его всякому верующему в Онь. Еще же, продолжает Дееписатель, глаголющу Петру глаголы сия, нападе Дух Святый на вся слышащие слово. И ужасошася иже от обрезания вернии, елицы приидоша с Петром, яко и на языки дар Святаго Духа излияся: слышаху бо их глаголющих языки и величающих Бога. Тогда отвеща Петр: еда воду возбранити может кто, еже не креститися сим, иже Дух Святый прияша, якоже и мы? Повеле же им креститися во имя Иисус Христово (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Во-первых, Господь подает страждущему существенный духовный дар, невидимый чувственными очами: отпущение грехов. Подаяние дара возбудило в ученых иудейских невольное исповедание, что такой дар может быть подан одним Богом. Господь ответом на сердечное помышление их дает им новое о себе доказательство, что Он — Бог. Наконец, духовный дар и духовное доказательство запечатлеваются даром и доказательством вещественным: мгновенным и полным исцелением больного. Святой евангелист Марк, оканчивая свое Евангелие, говорит, что апостолы по вознесении Господа, проповедаша всюду слово, Господу споспешествующу, и слово утверждающу последствующими слову знамениями Эту же мысль выразили и все апостолы в молитве, которою они прибегли к Богу после угроз Синедриона, воспрещавшего учить и действовать о имени Иисуса: Даждь рабом Твоим, говорили они, со всяким дерзновением глаголати слово Твое, внегда руку Твою простерти Ти во исцеления, и знамением и чудесем бывати именем святым отрока Твоего, Иисуса Знамения Божий даны были в содействие слову Божию. Знамения свидетельствовали о силе и значении слова Существенный деятель — слово. Не нужны там знамения, где приемлется слово, по причине понятого достоинства, принадлежащего слову. Знамения — снисхождение к немощи человеческой. Иначе действует слово, и иначе знамения. Слово действует непосредственно на ум и сердце; знамения действуют на ум и сердце посредством телесных чувств. Последствия подействовавшего слова сильнее, определеннее, нежели последствия от действия знамений. Когда действуют вместе и слово и знамения, тогда действие знамения остается как бы не примеченным, по причине обильного действия от слова. Это с ясностью усматривается из поведаний Евангелия. На Никодима подействовали знамения, и он признал в Господе лишь учителя, посланнаго от Бога На апостола Петра подействовало слово, и он исповедал Господа Христом, Сыном Божиим. Глаголы живота вечного имаши, сказал он Богочеловеку: и мы веровахом и познахом, яко Ты еси Христос, Сын Бога Живаго Святой Петр был очевидцем многих чудес Господа; умножение пяти хлебов и насыщение ими многочисленного собрания людей только что совершилось, но при исповедании своем апостол умалчивает о чудесах, говорит единственно о силе и действии слова.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Кипрская Православная Церковь Описание: На острове Кипр благовествовали слово Божие апостолы Павел, Варнава и Марк. Первоначально — епархия Антиохийской Церкви. С 431 г. — автокефальная архиепископия. Особо чтимые святые: апостол Варнава — основатель Церкви на Кипре; Лазарь Четверодневный, епископ Китийский; Аристовул — один из 70-ти апостолов, брат апостола Варнавы; Тит — ученик апостола Павла, родился в г. Пафе и там же мученически скончался; Сергий Павел — римский проконсул на острове, обращенный апостолом Павлом; Спиридон, епископ Тримифунтский (+ ок. 348), участник I Вселенского Собора; Епифаний, епископ Кипрский (+403), известный церковный писатель и защитник Православия. Издавна славятся монастыри: Ставровуни (IV в.), в котором хранится часть Животворящего Древа Креста Господня, привезенная сюда равноапостольной Еленой; Кикко (Киккский) (XII в.) и Махерский (XIII в.) в честь Пресвятой Богородицы; апостола Варнавы, построенный на месте погребения апостола (V в.). В VII в. остров попал под арабское иго, от которого освободился только в 965 г. В 1191 г. остров Кипр был вновь захвачен, на сей раз крестоносцами; с 1489 по 1571 г. принадлежал Венеции, с 1571 г. — туркам, с 1878 г. — англичанам. В 1960 г. Кипр добился независимости и провозгласил себя республикой, президентом которой стал Архиепископ Макариос (1959-1977). Каноническая территория — Республика Кипр. Ныне Кипрская Церковь состоит из одной архиепископии и пяти митрополий, имеет более 500 храмов и 9 монастырей. Титул Предстоятеля: Блаженнейший Архиепископ Новой Юстинианы и всего Кипра. Резиденция Предстоятеля находится в Левкосии. 24 октября 2020 г. за Литургией в монастыре Пресвятой Богородицы Хрисороятиссы (близ г. Пафос) Предстоятель Кипрской Церкви Архиепископ Кипрский Хризостом II   помянул  в числе Предстоятелей автокефальных Православных Церквей главу раскольнической группы на Украине. Позднее Архиепископ Хризостом признал, что свое решение с членами Священного Синода Кипрской Церкви он не обсуждал, и о предстоящем поминовении они не знали.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1244527...

Есть такая проблема: должна ли икона быть исторически достоверной, тем более в деталях? Например, древние епископы за богослужением не носили нагрудных ни панагии, ни креста. На древних изображениях мы всегда видим без них Святителя Николая. Традиция ношения крестов и панагий сложилась в относительно позднее Средневековье, а широко была распространена в последние столетия. У священства кресты появились еще позже: у архимандритов в конце Средневековья, а у приходских священников уже в синодальный период с конца XVIII-XIX вв. Вопрос: изображать панагии и кресты в образах святых или нет? Возможен и тот и другой подход: кто-то считает, что важно соответствовать историческим реалиям, кто-то полагает, что главное создать близкий к восприятию современника образ святого, не вдаваясь в детали. Священномученик Никита, Переславль-Залесский Икона в каком-то смысле внеисторична. Вспомним иконы святителя Спиридона Тримифунтского: его пишут в полном епископском облачении и c пастушечьей шапочкой на голове, которую он, конечно же, при полном облачении не носил. Но для церковной традиции было важно подчеркнуть глубоко присущие ему смирение и кротость, а также показать то, что он, будучи уже епископом, оставался пастырем и бессловесных овец. На иконе часто можно встретить такие «странности» с точки зрения исторической правды или свойств линейности времени. Например, одно клеймо на иконе святителя Иоанна Златоуста может содержать сразу две его фигуры - так подчеркивается многочисленность и неустанность его попечений о нуждах паствы. Вспомним иконы церковных праздников, например Пятидесятницы. Там изображается схождение Духа Святаго на апостолов, и всегда среди сонма апостолов - святые Павел, Марк и Лука. При этом известно, что их, по крайней мере апостола Павла, не было в этот исторический момент рождения Церкви Христовой и схождения Духа Святаго на апостолов. Апостол Павел вообще тогда не был еще христианином. Но как показать на иконе апостольскую Церковь, которая принимает Духа Святаго, чтобы просветить нас и всю вселенную, без первоверховного «апостола языков» (народов) Павла и без евангелистов-апостолов от 70-ти Марка и Луки? Это невозможно. Именно поэтому их и изображают на иконе праздника Пятидесятницы, хотя с исторической точки зрения это неверно.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2017/0...

   Послание к жене. II. 4.    Там же. 9.    О женских украшениях. I. 9.     Эдилы — должностные лица Древнего Рима, наблюдавшие за общественными зданиями и храмами, за общественным порядком и т. п.     Тертуллиан. Об идолопоклонстве. 7.    См.: там же. 12.    О молитве. 6.    Послание мученикам. 1.     Евсевий. V. 2. 6.    К язычникам. I. 9; Апология. 40. 1.     Дигесты -название одной из составных частей так называемого Юстинианова кодекса -грандиозного законодательного сборника, составленного при императоре Юстиниане (в 530—533 годах). Дигесты содержали извлечения из 1625 сочинений римских юристов предшествующих эпох, необходимые для судопроизводства.    Ранее при цитировании того же сочинения Тертуллиана («De cultu feminarum») автор переводил его заглавие как «О женских украшениях». Существует еще один перевод названия на русский язык: «О женском убранстве».    О зрелищах. 25. Хронологическая таблица по истории церкви...     Богословские труды. М., 1971. Выпуск VI, с. 92—100. I BEK ЗЕМНАЯ ЖИЗНЬ ГОСПОДА ИИСУСА ХРИСТА. ГАЛИЛЕЯ, ИУДЕЯ, ИЕРУСАЛИМ. СВЯТОЕ ЕВАНГЕЛИЕ     2 поколение: 1. Святые Апостолы: Иаков, Иоанн Богослов, Петр, Павел, Варнава и другие. Святые Евангелисты: Матфей, Марк, Лука. 2. Иерусалим, Антиохия, Рим (Ефес). 3. Деяния и Послания указанных Апостолов.     3 поколение: 1. Святой апостол Иоанн Богослов, Святой Климент Римский (Святой Ерм).     2. Ефес, Рим. 3. Послания и Апокалипсис апостола Иоанна Богослова; Послания к Коринфянам Святого Климента Римского; книга «Пастырь» Ерма. Пособия: История Церкви Евсевия Кесарийского; отчасти Апокрифы: Успение апостола Иоанна Богослова, Мученичество равноапостольной Феклы и др.; толкование Святых Отцов на Священное Писание, к примеру: Толкование Святого Иоанна Златоуста на Евангелие и Деяния. II ВЕК     1 поколение: 1. Святой Игнатий Богоносец (Святой Поликарп Смирнский), Святой Ерм. 2. Малая Азия (Сирия), Рим. 3. Послания Святого Игнатия Богоносца. Учение 12-ти Апостолов — «Дидахи». Мученические акты Святого Игнатия Богоносца, книга «Пастырь» Ерма, Послание Поликарпа Смирнского.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Именно Вознесением определяется содержание Пятидесятницы, а, следовательно, и пятидесятничных икон. Итак, в Синаксарии Вознесения, мы читаем: «Возвращшася же апостоли (после Вознесения Господня), внидоша в горницу, в ней же беша сошедшеся с мироносицами женами и Матерью Слова, постом и молитвами, и молением упражняющиеся, и нашествия Святого Духа ожидающе, якоже бе обещание». По этому тексту, как мы видим, исполнение обещания относится к Богоматери так же, как ко всем собравшимся в Сионской горнице, где Она, наряду с другими, ожидала сошествия Утешителя. Перед этим, тот же Синаксарий дважды упоминает о присутствии Богоматери при Вознесении Господнем. Если же мы обратимся к новозаветным текстам, повествующим о Вознесении, то увидим, что присутствие при нем Пресвятой Богородицы обходится полным молчанием и в Евангелии ( Лк.24:50–53 ) и в Деяниях Апостольских ( Деян.1:4–12 ). Мы не находим в них даже намека на Ее присутствие при этом событии. Все здесь сосредоточено на апостолах. И, тем не менее, мы не только не имеем, но и не можем себе представить иконы Вознесения без Богоматери. Именно Она занимает здесь центральное место среди апостолов и ангелов. Внешне ничем не оправдано здесь и противоречит историческим данным и присутствие апостола Павла. Что же касается иконы Сошествия Святого Духа, то она не только по самой своей схеме и по изображенным лицам, но и по своей внутренней настроенности находится в значительном противоречии с текстом Деяний (илл. 2). В самом деле, не говоря уже о числе изображенных лиц (12, а не около 120), вместо общего смятения ( Деян.2:1–13 ), которым сопровождалось Сошествие Святого Духа, мы видим совсем обратное: иератическое спокойствие и торжественность; Апостол Павел в это время также, как в момент Вознесения, не имел никакого отношения к христианству и был еще Савлом; а изображается он во главе апостольского круга вместе с апостолом Петром. Евангелисты Лука и Марк из числа 70-ти, хотя и были в числе присутствующих, к кругу собственно двенадцати апостолов не принадлежат; однако они изображаются именно в числе двенадцати.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Uspensk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010