Прославляя Преподобного Сергия, обратимся к нему с горячей молитвой: «Благодать, данную ти от Бога, сведуще, тебе присного нашего милостивого отца прилежно просим, пролей ныне теплую твою молитву о нас, грешных, ко Господу, яко да презрев вся наша согрешения... Церковь свою святую от распрей и расколов непозыблему да сохранит, обилие всяких плодов земли да дарует, и вся православные христианы да спасет и помилует...». Преподобне отче Сергие, моли Бога о нас! Аминь. Игумен МАРК (Лозинский) , профессор МДА Поучение в Неделю святых отцов Святой апостол Павел в 11-й главе Послания к евреям, из которой взято апостольское чтение нынешнего воскресного дня, раскрывая понятие веры (ст. 1, 2), говорит, что в вере свидетельствованы были древние, и приводит примеры из жизни ветхозаветных праведников: Авеля, Ноя, Авраама, Исаака, Моисея и других. Победители царств и творцы правды, они умерли в вере, не получив обетований, а только издали видели оные и радовались (ст. 13). Они стремились к лучшему, то есть к небесному, – говорит о них апостол (ст. 16). Мы – последователи Христа, наследники этих обетований. Такова основная мысль апостола. Вера – это осуществление ожидаемого, уверенность в невидимом (ст. 1). Наставление святого апостола вышних ищите, идеже Христос, особенно близко и дорого нам. Стремление к небесному превыше всего, ибо ничто земное не достойно человека, созданного по образу и подобию Божию. Взирая на мир очами веры, мы обретаем крылья духа, которые поднимают нас над суетой и скорбями. Христос препобедил смерть. Ликуй, душа, наследница небес, приснотекущий нетления источник открылся с Воскресением Христовым. Ветхозаветные праведники, о коих говорит ныне апостол, только издали видели обетования и радовались благам, дарованным нам благостью Божией, по вере нашей в пришедшего на землю нас ради, человек, и нашего ради спасения – Христа, Сына Божия. И нам дано войти в радость Господа своего. Да будет вера наша во Христа Искупителя свидетельством нашего стремления быть достойными исполнившихся с пришествием Христовым обетований ветхозаветным праведникам, ибо верен Обещавший нам спасение. Будем и мы верны Ему до конца дней наших. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

О нем же приясте заповеди. Можно предположить, что эти заповеди получены были колоссянами от Епафраса или кого-нибудь из спутников апостола, но, скорее всего, от самого апостола. На этом основывают мнение, что в Колоссы или в Лаодикию было послано другое Послание, затерянное ныне. Блаженный Феодорит предполагает, что заповедь о принятии Марка была дана апостолом устно, во время проповеди его во Фригии]. [ Стих 11. Иисус, нареченный Иуст. Думают, что это одно лицо с Иосифом-Варсавой, который был предложен вместе с Матфием к избранию вместо Иуды ( Деян.1:23 ), то есть, он был одним из постоянных спутников Иисуса Христа. Едини споспешницы во Царство Божие. – Слово едини относится не к споспешницы, а к сущии от обрезания: то есть, что из обрезанных только одни эти, Марк и Иисус, были утешением апостола; прочие же сотрудники Павла были из язычников ]. [ Стих 14. Лука, врач возлюбленный. Древнее предание считает его по рождению антиохийцем, язычником, по ремеслу – живописцем. Он сделался спутником апостола со времени намерения его переправиться в Европу из Троады ( Деян.16:10 ) и описал жизнь Спасителя в Евангелии и труды апостолов в книге Деяний, для некоего Феофила. Димас, сначала ревностный ученик апостола, затем оставил его и, возлюбив нынешний век, отправился в Фессалонику ( 2Тим.4:10 )]. [ Стих 15. Нимфана и домашнюю его Церковь . Очевидно, это был лаодикийский гражданин, в доме которого собирались христиане для Богослужения. По замечанию блаженного Феофилакта, его собственное семейство, всё уверовавшее во Христа, было Церковью]. Стих 16. И написанное от Лаодикии да и вы прочтете τν ε κ Λαοδικας. Прямой смысл слов от Лаодикии заставляет прежде всего предположить, что лаодикийцы писали Послание апостолу; но при сравнении этих слов с началом стиха открывается, что здесь говорится о Послании самого апостола. Между тем из Лаодикии апостол не писал ни одного Послания, нам известного. Остаётся одно из двух; или предположить, что апостол писал какое-нибудь Послание к лаодикийцам, которое до нас не дошло ; или именем лаодикийского означил какое-нибудь своё Послание, известное ныне под другим именем. Последнее мнение самое вероятное; оно подтверждается близким сходством содержания Послания к ефесянам с этим Посланием, одновременностью происхождения обоих Посланий, и внешними свидетельствами – Тертуллиана (Смотрите главу: Послание к ефесяном, Подлинность). Если же апостол называет его Посланием из Лаодикии, то приспособительно к месту, откуда окружное Послание к ефесянам должно было прийти в Колоссы. Что касается так называемого Послания к лаодикийцам, которое печаталось в некоторых старинных латинских и даже немецких библиях, то неподлинность его очевидна. Оно состоит из 20-ти стихов и составлено целиком из выражений апостола Павла в Посланиях к ефесянам и колоссянам.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

    О нем же приясте заповеди. Можно предположить, что эти заповеди получены были Колоссянами от Епафраса или кого-нибудь из спутников Апостола, но, скорее всего, от самого Апостола. На этом основывают мнение, что в Колоссы или в Лаодикию было послано другое Послание, затерянное ныне. Блаженный Феодорит предполагает, что заповедь о принятии Марка была дана Апостолом устно, во время проповеди его во Фригии].    [Стих 11. Иисус, нареченный Иуст. Думают, что это одно лицо с Иосифом-Варсавою, который был предложен вместе с Матфием к избранию вместо Иуды (Деян. 1:23), то есть, он был одним из постоянных спутников Иисуса Христа.     Едини споспешницы во Царство Божие. — Слово едини относится не к споспешницы, а к сущии от обрезания: то есть, что из обрезанных только одни эти, Марк и Иисус, были утешением Апостола; прочие же сотрудники Павла были из язычников].    [Стих 14. Лука, врач возлюбленный. Древнее предание считает его по рождению Антиохийцем, язычником, по ремеслу — живописцем. Он сделался спутником Апостола со времени намерения его переправиться в Европу из Троады (Деян. 16:10) и описал жизнь Спасителя в Евангелии и труды Апостолов в книге Деяний, для некоего Феофила.     Димас, сначала ревностный ученик Апостола, затем оставил его и, возлюбив нынешний век, отправился в Фессалонику (2 Тим. 4:10)].    [Стих 15. Нимфана и домашнюю его Церковь. Очевидно, это был Лаодикийский гражданин, в доме которого собирались Христиане для Богослужения. По замечанию блаженного Феофилакта, его собственное семейство, всё уверовав­шее во Христа, было Церковью].     Стих 16. И написанное от Лаодикии да и вы прочтете τν εκ Λαοδικας. Прямой смысл слов от Лаодикии заставляет прежде всего предположить, что Лаодикийцы писали Послание Апостолу; но при сравнении этих слов с началом стиха откры­вается, что здесь говорится о Послании самого Апостола. Между тем из Лаодикии Апостол не писал ни одного Послания, нам известнаго. Остаётся одно из двух; или предположить, что Апостол писал какое-нибудь Послание к Лаодикийцам, которое до нас не дошло; или именем Лаодикийского означил какое-нибудь своё Послание, известное ныне под другим именем. Последнее мнение самое вероят­ное; оно подтверждается близким сходством содержания Послания к Ефесянам с этим Посланием, одновременностью происхождения обоих Посланий, и вне­шними свидетельствами — Тертуллиана (Смотрите: главу: Послание к Ефесяном, Подлинность). Если же Апостол называет его Посланием из Лаодикии, то приспособительно к месту, откуда окружное Послание к Ефесянам должно было прийти в Колоссы. Что касается так называемого Послания к Лаодикийцам, которое печаталось в некоторых старинных Латинских и даже Немецких библиях, то неподлинность его очевидна. Оно состоит из 20-ти стихов и составлено цели­ком из выражений Апостола Павла в Посланиях к Ефесянам и Колоссянам.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Разделы портала «Азбука веры» Апостолы (от греч. πστολος — посланник, посол) – ближайшие ученики Господа Иисуса Христа , избранные Им и посланные для благовестия о  Царствии Божьем   и устроения Церкви . Имена ближайших двенадцати апостолов таковы: К ближайшим апостолам сопричисляется и апостол Павел, уроженец города Тарса в Киликии, чудесно призванный Самим Господом ( Деян.9:1-20 ). Первоначальное имя Павла – Савл (Саул, евр. Шаул, «испрошенный (у Бога)» или «одолженный (для служения Богу)»). Имя Павел (лат. Паулюс, «меньший») – второе, римское имя, принятое апостолом после обращения ради удобства проповеди в Римской империи. Кроме 12-ти апостолов и Павла, апостолами называются еще 70 избранных учеников Господа ( Лк.10:1 ), которые не были постоянными очевидцами и свидетелями дел и жизни Иисуса Христа. Их имена в Евангелии не называются. В богослужебной традиции в день празднования семидесяти апостолов значатся их имена. Этот список был составлен в V–VI вв. и носит символический характер, туда вошли все известные имена последователей и учеников Христа, апостолов и мужей апостольских. К 70 апостолам предание относит Марка (лат. «молот», второе имя Иоанна из Иерусалима) и Луку (сокращ. форма лат. имени  Луций или Луциан, что значит «светящийся», «светлый»). Таким образом, в этот день Церковь вспоминает не только 70 апостолов, но и все первое христианское поколение. Написавшие Евангелие апостолы – Матфей, Марк, Лука и Иоанн – именуются Евангелистами. Апостолы Петр и Павел – первоверховными апостолами, т. е. первыми из верховных. К апостолам иногда приравниваются святые , проповедовавшие христианское учение среди язычников, например, равноапостольные император Константин Великий и мать его царица Елена, князь киевский Владимир. Празднуя память каждого из 12-ти апостолов Христовых отдельно, Православная Церковь с древних времен установила также празднование Собора Славных и Всехвальных 12-ти апостолов 13 июля (новый стиль). Также, в предыдущий день (12 июля), совершается празднование  Славных и всехвальных первоверховных Апостолов Петра и Павла . Почему апостолы, пребывая рядом с волплотившимся Богом, как будто не до конца верили Ему? Неужели им не было очевидно, что Христос – Бог?

http://azbyka.ru/apostoly

Апостол Лука: житие и иконы Но, казалось бы, какое право имел такой человек рассказывать об Иисусе, когда ещё были живы и всем известны непосредственные свидетели тех событий? Но и сегодня далеко не всегда мы знаем о случившемся от очевидцев, чаще нам рассказывают об этом историки. Таким историком был и Лука. 20 марта, 2012 Но, казалось бы, какое право имел такой человек рассказывать об Иисусе, когда ещё были живы и всем известны непосредственные свидетели тех событий? Но и сегодня далеко не всегда мы знаем о случившемся от очевидцев, чаще нам рассказывают об этом историки. Таким историком был и Лука. Из всех четырёх евангелистов именно апостола Луку можно назвать историком в строгом смысле этого слова. Его двухчастный труд — Евангелие и Деяния святых апостолов — добросовестный и чёткий рассказ о событиях в их последовательности; он выполнен в соответствии со всеми требованиями исторического жанра. Кроме того, писания Луки — замечательное литературное произведение, написанное на отменном греческом языке. Апостол Лука Апостол Лука Среди современных исследователей и толкователей нет единого мнения: кто из евангелистов написал свой труд раньше — Матфей или Марк? Зато можно с уверенностью сказать, что Лука был по времени третьим. Наверняка ему был хорошо знаком текст Марка, а возможно, и Матфея; пользовался он и другими источниками. Эти три Евангелия часто называют синоптическими; это греческое слово не имеет в данном случае отношения к прогнозу погоды, а означает, что три автора «смотрели вместе». Их тексты гораздо ближе друг к другу, чем к Евангелию от Иоанна, написанному намного позже и совсем по-другому,— он как раз стремился дополнить синоптиков и подробно рассказать о том, о чём они промолчали. Матфей и Марк были свидетелями многих евангельский событий, а вот о Луке такого не скажешь. Предание называет его одним из 70-ти апостолов, но Евангелия его не упоминают, и уж никак не видно по его собственному тексту, чтобы он говорил как очевидец. Мы встречаем его самого только в книге Деяний, и то не с самого начала, где он сопровождает апостола Павла (который, кстати, тоже никак не участвовал в евангельской истории). Упоминается он и в некоторых посланиях Павла как его самый верный и близкий спутник и даже как личный врач. Из тех же источников мы знаем, что Павел страдал каким-то серьёзным заболеванием, так что помощь Луки была ему необходима. Кстати, взгляд врача виден и на страницах его Евангелия: описывая исцеления больных, Лука уточняет, какой именно болезнью они страдали.

http://pravmir.ru/apostol-luka/

491 Шлются приветы Колоссянам от Аристарха, Марка и Густа. Все эти лица, бывшие сотрудниками Павлу, причтены к лику 70-ти Апостолов. Аристарх упоминается первым, как наиболее неразлучный с Павлом. Прилепившись к Павлу в Македонии (Солуне), он был с Павлом в Ефесе ( Деян. 19:29 ), Елладе ( Деян. 20:4 ); разделил с ним тяжелый путь в Рим ( Деян. 27:2 ) и нелегкое пребывание в Риме, которое Павел называет пленом, а Златоуст находит худшим плена, «ибо когда враги возьмут пленников, то прилагают о них свое попечение, заботясь о них, как о своей собственности; а его, как врага, все гнали и преследовали побоями, мучениями, оскорблениями и клеветами». В послании к Филимону Аристарх называется сотрудником Павла (ст. 23). Память его ублажается апреля 15-го и сентября 27-го. О Марке говорится в книге Деяний еще больше. Св. Ап. Петр, после чудесного избавления его из темницы, пришел в дом матери Марка (Иоанна). В это время были в Иерусалиме дядя Марка Варнава и Павел, принесшие милостыню из Антиохии. Возвращаясь обратно, они взяли с собою Марка ( Деян. 12:12, 25; 13:5 ), но он вскоре оставил их (13:13). Преосвящ. Феофан полагает, что Марк был послан к Павлу материю его и братом ее Варнавою, и что, после пребывания у Павла в Риме, он должен был возвратиться в Иерусалим чрез Колоссы, где Христиане, по заповеди Павла, должны были принять его с возможно полною любовию, как мужа, много потрудившегося для веры Христовой. Память св. Марка-Иоанна – 27-го сентября и 4-го января. Об Иусте в книге Деяний сообщается, что он был избираем в число 12-ти Апостолов вместе с Матфием (1:23). Св. Димитрий Ростовский сообщает, что он был епископом в Елевеерополе. Вместе с другими 70-ю Апостолами он ублажается 4-го января и особо – октября 30-го. Для объяснения слов Апостола о том, что эти три лица были единственными его утешителями в Риме и сотрудниками, важное значение имеют следующие слова Иоанна Златоуста : «он укрощает гордость Иудеев, а их (Колоссян из язычников) ободряет тем, что сущих от обрезания не много, а большая часть верных – из язычников.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

   Цель этого послания Петра — ободрить, утешить и утвердить в вере малоазиатских христиан, на что указывал сам апостол Петр: «Это кратко написал я вам через Силуана, верного, как думаю, вашего брата, чтобы уверить вас, утешая и свидетельствуя, что это истинная благодать Божия, в которой вы стоите» (1 Петр.5:12).    Местом первого послания указывается Вавилон (1 Петр.5:13). В истории христианской церкви известна церковь Вавилонская в Египте, где, вероятно, св. Петр и написал свое послание. В это время с ним находились Силуан и Марк, оставившие ап. Павла после его отправления на суд в Рим. Поэтому дата первого послания определяется между 62-м и 64-м годами после Р.Х.     Второе соборное послание написано к тем же малоазиатским христианам. В этом втором послании ап. Петр с особой силой предостерегает верующих от развратных лжеучителей. Эти лжеучения сходны с теми, которые обличает ап. Павел в посланиях к Тимофею и Титу, а также апостол Иуда — в своем Соборном послании. Лжеучения еретиков угрожали вере и нравственности христиан. В то время стали быстро распространяться гностические ереси, впитавшие в себе элементы иудейства, христианства и различных языческих учений (В сущности, гностицизм это — теософия, которая в свою очередь является фантазией в тоге философии). В жизни приверженцы этих ересей отличались безнравственностью и кичились своими знаниями «тайн».    Второе послание написано незадолго до мученической кончины ап. Петра: «Знаю, что скоро должен я оставить храмину мою, как и Господь наш Иисус Христос открыл мне» (2Петр.1:14). Написание можно отнести к 65—66 годам. Последние годы жизни апостол Петр провел в Риме, откуда можно заключить, что второе послание написано в Риме в качестве его предсмертного завещания. Послания святого Евангелиста Иоанна Богослова    Стиль послания и отдельные выражения напоминают нам Евангелие от Иоанна, и уже древнее предание считало его принадлежащим возлюбленному ученику Христову. Св. Иоанн Богослов был сыном галилейского рыбака Заведея и жены его Саломии, по преданию дочери Иосифа-обручника от первого брака. Таким образом, он приходился, по представлениям окружающих, племянником Господа. Старший брат его Иаков был тоже в числе 12-ти апостолов. Обоих братьев за силу их духа Господь прозвал «сыны громовы» — «воанергес» (Мк. 3:17). Повинуясь призыву Господа (Мф. 4 и Лук.10), Иоанн оставил родительский дом, став одним из приближенных учеников Его вместе с Петром и Иаковом (Мк. 5:37; Мф. 17:1, 26, 37). Господь удостоил Иоанна особенной любви: Иоанн возлежал на персях Господа на Тайной вечери, а при кресте Спаситель усыновил Иоанна Своей Пречистой Матери (Иоан. 13:23-25, 19:26). Сам св. Иоанн, не называя себя, говорит о себе, как об ученике «которого любил Иисус» (Иоан. 19:26). Из всех учеников только Иоанн не оставил своего Учителя и стоял на Голгофе у самого креста.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Уравнение же состояло в пропорциональном отношении не к внесенному, а к потребностям каждого» (стр. 10). «Общение веры и любви ( Филим.1:6 ); ( 2Кор.9:13 ); ( 1Ин.1:37 ) – вот основа общения имущественного». 147 Из множества щедродателей писатель называет по имени одного только Иосию, с означением другого его названия, а также его рода и занятия, ибо сей Иосия, или Варнава, был в числе 70-ти Апостолов и принимал многоразличное участие в судьбах первенствующей Церкви. Он отличался многими чрезвычайными дарами, например, даром одушевленной и даже пророческой речи ( Деян.13:1 ). О нем говорится далее очень много, как о спутнике святого Апостола Павла. От него осталось писание, которое почиталось так, что сохранялось наряду с каноническими писаниями Апостольскими. Пример такого великого и славного мужа, конечно, имел подражателей, а он был вполне достоин того, чтобы о таком его подвиге навеки занесено было свидетельство ему близкого по Апостольским путешествиям лица, так как и писатель книги Деяний святой Апостол Лука тоже был в числе спутников святого Апостола Павла. По достоинству имя Варнавы является в книге Деяний Святых Апостолов после одиннадцати, Матфия и Иуста, так как из более ранних деятелей трудно указать ему равного. Есть свидетельство, что Варнава рано оставил остров Кипр в обучался у Гамалиила, вместе с юношей Савлом. Он был племянником Марии, матери Иоанна Марка ( Деян.12:12 ), в доме которой он нередко видел Иисуса Христа, а еще чаще в Иерусалимском храме. По отшествии Иисуса Христа в Галилею, и он последовал за Ним и был в числе 70-ти Его учеников. Вероятно, за свой великий дар Церкви и назвали его Варнавою, т. е. сыном утешения, а может и по особливому его дару утешать страждущих и обремененных всякого рода нуждами, особенно же духовными. После многих Апостольских трудов в разных странах (Антиохие, в Милане), он мученически скончался в Саламине, будучи побит камнями. Это было после разрушения Иерусалима. Его похоронил Иоанн Марк и во гроб его положил Евангелие Матфея, переписанное рукою самого Варнавы, которое найдено было вместе с мощами невредимым в 488 году, при императоре Зеноне.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Итак, в евангельских словах Господь наш Иисус Христос представил пост, как дело угодное Богу; представил силу поста, как мощнейшего оружия против демонов; явил Свой собственный пример, совершив сорокадневный пост, и явил будущей Церкви, когда сказал, что после Его смерти и вознесения христиане будут совершать пост. И, однако, над всем господствует желание Господа, чтобы всякий христианский подвиг совершался христианами не по принуждению, не в силу строгости предписаний, а по любви к Нему, потому что Он говорит: «Милости хощу, а не жертвы» ( Матф.9:13 ); и чтобы самый подвиг христиане имели не целью, а средством для своего духовного преуспеяния, потому что Он возвещает: «Суббота для человека, а не человек для субботы» ( Марк.2:27 ). В апостольские времена мы имеем несколько свидетельств о посте: «Служащим же им Господеви и постящимся, рече Дух Святый...» ( Деян.13:2–3 ) « Апостоли Варнава и Павел рукоположше им пресвитеры на вся церкви, и помолившись с постом, предаша их Господеви... ( Деян.14:23 )» Т. е. пост был частью служения Богу и совершался вместе с усиленной молитвой. Апостол Павел свидетельствует о себе, что он был «в пощениях многащи» ( 2Кор.6:5,11:27 ). По толкованию протестантских богословов, это понимается не как пост по духовному побуждению, а как просто голодание, вынужденное его положением и путешествиями 33 . Но православные богословы понимают это как свидетельство великого апостола о его священном посте, который он совершал при своих бесчисленных трудах ради Церкви. Св. Иоанн Златоуст , толкуя ( 2Кор.6:5 ), говорит: «Апостол при этом не упустил и пост, хотя все вышереченное в тысячу раз довлело бы для него вместо поста» 34 . Апостол Иаков, брат Господень, был известен как строгий аскет и как таковой пользовался большим уважением у иудеев. В древнем памятнике «Учение 12-ти Апостолов» (Дидахи) читаем следующее: «Ваш пост не должен быть в тот же день с лицемерами, потому что они (фарисеи) постятся в понедельник и четверг, а вы должны поститься в среду и в пятницу» 35 .

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Pogod...

541 В слове ангелов к женам-мироносицам апостол Марк (16, 6–7) передает такие слова: “Идите, скажите ученикам Его и Петру”. 542 Не с одинаковым чувством покинули ученики опустевший гроб своего Учителя; “Петр не нашел в нем света Воскресения и вынес из него только удивление, – “пошел назад, дивясь сам в себе происшедшему” ( Лк. 24, 12 ), Иоанн вошел во гроб и обрел хотя невидимый, но действительный внутренний свет веры в Воскресение Христово” ( Ин. 24, 8 ) (святитель Филарет, Митрополит Московский и Коломенский). 543 Направо, к северу от кувуклии, шагах в 20-ти, находится означенное мраморным кругом место, над коим горят неугасимые лампады. Здесь явился Господь по воскресении Своем Марии Магдалине, как повествуется о сем в Святом Евангелии. По мысли святителя Григория Богослова “Еве, которая пала первая, первой надлежало приветствовать Христа” – Искупителя падшего человечества. 545 Эммаус – небольшое селение на северо-запад от Иерусалима, в 11 километрах от Иерусалима (60 стадий). Это селение нельзя смешивать с другим Эммаусом, который иначе называется Никополем и отстоит от Иерусалима на 33 километра (176 стадий). На месте Эммауса, о котором говорит святой Лука, теперь видна груда развалин, называемых Гебеби, и между ними остатки древнего храма, бывшего на месте дома Клеопы, одного из двух учеников, бывших в Эммаусе с воскресшим Спасителем. 546 Клеопа, вероятно, был мужем Марии, двоюродной сестры Богоматери. Думают, что вместе с Клеопой, в Эммаус шел сам апостол Лука, который и описал данное событие. 547 Этим явлением в самый день Воскресения, Господь, по мысли святителя Иоанна Златоустог о, “положил основание святому дню Господнему, в замену ветхозаветной Субботы, которой настал конец”. Первыми словами Воскресшего обществу верующих было приветствие мира: “Мир всем”! 548 Фома – один из двенадцати апостолов, называемый иначе Дидим, или Близнец. По преданию, апостол Фома проповедывал Евангелие в Восточной Индии, и здесь претерпел мученичество. В Индии, на Малабарском берегу, доселе еще находится значительное число христиан, именующих себя христианами апостола Фомы. Память его совершается Церковью 6/19 октября, и первое воскресение после Светлой седмицы называется Фоминым воскресением, а вся седмица Фоминою.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010