Сергий Мансуров Очерки из Истории Церкви Хронологическая таблица по истории Церкви I BEK ЗЕМНАЯ ЖИЗНЬ ГОСПОДА ИИСУСА ХРИСТА. ГАЛИЛЕЯ, ИУДЕЯ, ИЕРУСАЛИМ. СВЯТОЕ ЕВАНГЕЛИЕ 2 поколение: 1. Святые Апостолы: Иаков, Иоанн Богослов, Петр, Павел, Варнава и другие. Святые Евангелисты: Матфей, Марк, Лука. 2. Иерусалим, Антиохия, Рим (Ефес). 3. Деяния и Послания указанных Апостолов. 3 поколение: 1. Святой апостол Иоанн Богослов, Святой Климент Римский (Святой Ерм). 2. Ефес, Рим. 3. Послания и Апокалипсис апостола Иоанна Богослова; Послания к Коринфянам Святого Климента Римского; книга «Пастырь» Ерма. Пособия: История Церкви Евсевия Кесарийского; отчасти Апокрифы: Успение апостола Иоанна Богослова, Мученичество равноапостольной Феклы и др.; толкование Святых Отцов на Священное Писание, к примеру: Толкование Святого Иоанна Златоуста на Евангелие и Деяния.   II BEK 1 поколение: 1. Святой Игнатий Богоносец (Святой Поликарп Смирнский), Святой Ерм. 2. Малая Азия (Сирия), Рим. 3. Послания Святого Игнатия Богоносца. Учение 12–ти Апостолов — «Дидахи». Мученические акты Святого Игнатия Богоносца, книга «Пастырь» Ерма, Послание Поликарпа Смирнского. 2 поколение: 1. Святой Поликарп Смирнский, Святой Иустин Философ (Святой Мелитон Сардикийский). 2. Малая Азия (Рим). 3. Мученические акты Поликарпа Смирнского, его Послание, Мученические акты и творения Святого Иустина Философа, творения Иринея Лионского (Послание к Диогнету), творения Апологетов. 3 поколение: 1. Святой Ириней Лионский, мученики Лионские. 2. Малая Азия, Галлия, Рим. 3. Творения Святого Иринея Лионского, Послания о мучениках Лионских, Мученические акты Аполлония и других Римских мучеников (творения Апологетов), творения Тертуллиана и Климента Александрийского. Пособия: История Церкви Евсевия Кесарийского. Мученические акты позднейших редакций.   III ВЕК 1 поколение: 1. Святой Ипполит Римский, мученики Карфагенские (Филицитата, Перпетуя и др.) и Римские. 2. Рим (Малая Азия), Карфаген. 3. Творения Святого Ипполита Римского; Мученические акты Филицитаты, Перпетуи и др. (творения Оригена, Тертуллиана и Климента Александрийского), «Октавий» Минуция Феликса, Мученические акты.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Апостолы Церковь чтит память апостола и евангелиста Марка После он стал учеником апостола Петра, основал Церковь в Египте и был первым епископом в Александрии. Здесь он положил начало христианскому училищу. С проповедью Евангелия путешествовал в Ливии, Нектополе, посетил внутренние области Африки. Посетил апостола Павла в Риме, где тот находился в узах. По преданию, здесь апостол Марк написал Евангелие для уверовавших язычников. Хуже блага, но лучше зла Исповедники часто стоят у креста с Евангелием, как напроказившие школьники. Косят глазом в сторону и не знают, что сказать. Им тоскливо, скучно. Им неприятна и эта беседа с Богом, и таинство. Казалось бы, благодать таинства должна переполнять человека радостью, а он должен стремиться к ней. Рука над бездной Трудно представить, как это - ходить по водам. В Евангелии написано по водам, а не над водой. Как это - ходить по ямам и холмам вод? Как по твердым камням или как по мягкому дивану с подушками, при встречном ветре? Собор 12-ти Апостолов: жития, иконы, молитвы, проповеди (+Видео) Почти все апостолы Христовы окончили свою страдальческую жизнь мученически. Святой Андрей Первозванный, проповедовавший Евангелие нашим предкам, был распят на кресте, также как и Петр, Иаков Алфеев, Иуда Иаковлев и Симон Зилот. Святые апостолы Павел и Иаков Зеведеев были обезглавлены, Фома – проткнут копьем. Один лишь святой Иоанн Богослов скончался мирно, хотя и он при жизни претерпел множество страданий: его бросали в кипящее масло, томили в заключении. Ловцы человеков Своей проповедью они не заработали себе ничего. Не стали богатыми, почитали их только горстки тайных христиан, рассеянных по городкам Римской империи. Они с точки зрения мира были даже не успешными - государство их гнало, домов с прислугой и повозками за ними не числилось, и даже погибли они как преступники. Мы — не апостолы, апостолы — не мы? Ученики, в отличие от нас, не зацикливаются на своих грехах и не превращают свою жизнь в вечный психоанализ, потому что давно оставили грехи в прошлом, а живут позитивным смыслом, творческой задачей: помогать Учителю в приведении в мир Царства Божия.

http://pravmir.ru/tag/apostoly/page/4/

Первое Евангелие было написано в 59 г., видимо, в Иерусалиме, апостолом из двенадцати Матфеем . Матфей писал для иудеев. Папий Иерапольский сообщает: «Матфей записал беседы Иисуса по-еврейски, переводил их, кто как мог» . Некоторые экзагеты (прот. М. К. Сперанский и др.) считают, что под «еврейским» подразумевается арамейский язык. Не менее обоснованным является мнение, что евангелист писал на еврейском языке (Глубоковский, Карминьяк и др.). Именно иврит был священным языком, на котором был написан Танах. На каком языке говорил Христос, неизвестно. Протоиерей Леонид Грилихес считает: «В изучении каждого сюжета Библии надо учитывать коммуникативную ситуацию. Когда Иисус Христос обсуждает какие-то богословские вопросы с фарисеями и саддукеями, то, скорее всего, это мишнаитский иврит, то есть разговорный иврит, язык еврейской академии и школы. Во время общественной проповеди (например, Нагорная проповедь), скорее всего, Он должен был ориентироваться на высокий стиль – литературный язык проповеди мог сближаться с языком Ветхого Завета. Когда Господь беседует с сирофиникиянкой или с самарянкой, Он, очевидно, говорит по-арамейски; с учениками, наверное, тоже на арамейском» . Евангелие почти сразу, возможно, самим Матфеем, было переведено на греческий, на котором писался весь Новый Завет. Евангелие от Матфея проникнуто идеалами избранного народа и строго держится как своей основы ветхозаветной почвы. Символом Евангелия является человек. Христос изображается как Пророк, Царь и Первосвященник. Матфей описывает Мессию как Царя Царства Небесного, а не земного, как ожидали евреи. Поэтому о Царстве Божьем евангелист говорит как о Царстве Небесном, употребляя этот термин 34 раза. Защищая мессианское достоинство Христа, евангелист 93 раза ссылается на Танах, единственный авторитетный источник для иудеев. Святой апостол и евангелист Марк , из числа 70-ти апостолов, спутник и сотрудник апостола Петра, в 60 г. написал Евангелие для римлян. Это в какой-то степени благовестие от Апостола – самовидца Петра. Римляне поклонялись демонам, а потому в этом Евангелии сделан акцент на изгнании бесов. У Марка подчеркивается Божественность Христа. Римляне признавали только силу знамений и чудес. Поэтому Христос изображен как могущественный чудотворец, его символ – лев.

http://azbyka.ru/katehizacija/ispolnenie...

Всем известно, что на юге Италии, у основания «каблука» Аппенинского «сапога», находится город Бари, где в глубокой крипте вот уже девять веков почивают честные мощи святителя и чудотворца Николая Мирликийского. Мощам великих святых можно поклониться и в Милане (св. Амвросий Медиоланский), Венеции (св. апостол Марк), Амальфи (св. апостол Андрей).  Многие из нас отдыхали в Турции и впредь собираются проводить там отпуск. Напомним, что неподалеку от популярного курорта Кушадасы можно побродить по сохранившимся улицам древнего города Эфеса, знакомого нам по Апостольским Посланиям, поклониться пустой гробнице св. ап. Иоанна Богослова, побывать в пещере св. Семи Отроков Эфесских, а также на месте, где происходил Третий Вселенский Собор. На Средиземноморском турецком берегу, в Анталии, находится гробница свт. Николая Чудотворца, откуда его мощи были перенесены в г. Бари. В местном краеведческом музее хранится частица мощей Святителя. Богат православными святынями Кипр. В городе Ларнаке находится гробница св. Лазаря, воскрешенного Господом, а впоследствии ставшего первым кипрским епископом. В городе Пафос сохранилась Колонна Бичевания, служившая местом страдания св. ап. Павла. В одноименных монастырях, расположенных в горах в центре острова, хранятся чудотворные иконы Киккская и Троодитисса. Чтобы перечислить все православные святыни Греции, потребуется не одна страница. Поэтому остановимся  только на островах, которые служат традиционными местами отдыха многих европейцев. На Корфу находятся мощи свт. Спиридона Тримифунтского, св. царицы Феодоры, а также апостолов от 70-ти Сосипатра и Иасона. На Крите сохранились древние византийские церкви с замечательными фресками критской школы. Множество святых мощей находится в монастыре Топлу. На Патмосе можно посетить монастырь св. ап. Иоанна Богослова и пещеру Апокалипсиса. В последнее время все большую популярность приобретает такой удивительный уголок православного мира, как Черногория. В Черногории находится просто удивительное для такой маленькой страны количество великих православных святынь: частица Животворящего Креста Господня, десница Иоанна Предтечи, мощи святых: святителя Василия Острожского, святителя Петра Цетинского, мученика Феодора Стратилата, мученика Трифона. В каждом городе, на каждой улочке - древние храмов, монастыри. Около десятка святых обителей расположены по берегам Скадарского озера.

http://pravoslavie.ru/159.html

г) наконец, из того, что другой Апостол, именно Пётр, бывший в числе 12-ти, в своём послании, говоря о дне последнего суда, даже ссылается на учение св. Павла об этом предмете, и замечает, что Павел писал по данной ему премудрости ( 2Петр. 3, 15–16 . сн. Евр. 9, 26; 10, 25 ). В боговдохновенности же Евангелий Марка и Луки, равно как и Деяний Апостольских, написанных последним, убеждаемся из несомненного Апостольского предания, на основании которого все эти писания с самых первых веков Христианства постоянно считались в числе писаний Нового Завета канонических, т. е. боговдохновенных, наравне со всеми прочими. В частности, из этого предания мы узнаем: а) что Марк, спутник Петра ( 1Петр. 5, 13 ), написавший своё Евангелие по неотступной просьбе Римлян, изложил в нём не своё учение, а боговдохновенное учение, преподанное в Риме Апостолом Петром, который, кроме того, узнавши о том по откровению от Духа Святого, сам же и утвердил это Евангелие своим авторитетом для употребления в Церкви 501 ; б) что Лука, спутник Павлов ( Деян. 16, 10–20 ), точно так же заключил в письмена не своё Евангелие, но Евангелие, устно проповеданное Павлом, имевшим в себе Духа Божьего 502 ; в) и что Апостол Иоанн, живший долее прочих Евангелистов, прочитавши все три Евангелия – от Матфея, от Марка и от Луки, равно одобрил их и утвердил истинность их содержания своим свидетельством 503 . 3) Впрочем, не касательно только Евангелий от Марка и от Луки и Деяний Апостольских, но и касательно всех книг Нового Завета надобно помнить, что учение о боговдохновенности их основывается, главным образом, на священном предании, которое от самих Апостолов непрерывно сохранилось и сохраняется в Церкви. Ясные следы его находим в сочинениях св. Климента Римского , Игнатия Богоносца , Афинагора, Иустина мученика 504 , Феофила Антиохийского , Иринея, Оригена , Григория Неокесарийского , Тертуллиана , Киприана, Илария 505 , Евсевия Кесарийского , Василия Великого , Кирилла Иерусалимского , Григория Нисского , Златоуста и бесчисленного множества других учителей Церкви четвёртого и всех последующих веков 506 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Комментарии   1 В Египте существовала ветвь ессейского движения, именуемая терапевтами . Описание ее жизни оставил Филон (см.: М.М. Елизарова . Община терапевтов. М., 1972). Эти ессеи переселились в Египет с берегов Мертвого моря вероятно в начале I b. до н.э., но между ними и Кумраном должна была поддерживаться связь. Можно предположить, что в общину влились и некоторые ученики Крестителя, от которых Аполлос и узнал об Иисусе. Именно этим и объясняется неполнота представлений александрийцев о христианстве. 2 В западной, более пространной, версии Деяний указано, что Павел учил в школе Тиранноса с 11-ти до 4-х. 3 См.: 1 Кор. 15:32 ; в другом месте апостол говорит, что «потерял надежду остаться в живых» ( 2 Кор. 1:8 ), а в Рим. 16:3-4 мы читаем: «Приветствуйте Приску и Акилу, сотрудников моих во Христе Иисусе, которые за жизнь мою подвергли себя смертельной опасности». Все это указывает не на мятеж, описанный в Деян. 19:23 сл. , а на какие-то другие события. a Неизвестно, был ли Сосфен тоже начальником синагоги, сменившим Криспа ( Деян. 18, 17 ) 4 Некоторые имена, перечисленные выше, взяты из Рим. 16 . Уже давно многие комментаторы пришли к заключению, что эта глава есть дополнение к копии послания в Рим, предназначенной для Эфесской церкви. Основные аргументы в пользу этого предположения следующие: 1) едва ли Павел мог лично знать стольких людей в Риме, где еще не бывал; 2) в перечне имен названы Приска с Акилой, которые находились в Эфесе; 3) Эпенет был эфесянином и назван «начатком Асии». Впрочем, гипотеза эта не окончательно доказана. В частности, упоминание о «домашних» (т.е. слугах) Аристобула и Наркисса более соответствует Риму. Аристобул, потомок Ирода Великого, жил в Риме, так же как и влиятельный вольноотпущенник цезаря Наркисс. Возможно, что Акила и другие лица в 58 году переселились в Рим (тем более что супруги приехали в Коринф именно из Рима). См.: J.A. Fitzmayer . The Letter to Romans. — JBC, II, p. 292-293. 5 Высказывалось мнение, что в Египет Павел не поехал из-за того, что там уже проповедовали другие апостолы. Однако об этом не сохранилось даже смутных преданий. Основателем Александрийской церкви считается Марк, который поставил там епископа Анниана в 63 г. ( Евсевий . Церк. Ист., III, 14). Следовательно, ап. Павел мог не опасаться, что будет проповедовать в Египте на уже «готовом» месте. Остается предположить, что Африка была отодвинута им на последнее место из географических соображений. Из Испании он мог направиться и туда, но к концу 60-х годов там уже существовала церковь.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Ос. 3. 5 . Мих. 4. 1 . – у 70-ти ν τας σχταις μραις ср. Деян. 2, 17 ); это выражение перешло и в Новый Завет , но не только уже для означения последнего века – времени вочеловечения Сына Божия (как Евр. 1, 1 . Петр. 1. 20), но вместе и для означения второго Его пришествия и будущего века (как Марк. 10, 30 . Лук. 20, 34, 35 . Еф. 1, 21 ) и даже для указания только на одно второе явление Сына Божия и конец мира (как: 2Тим. 3, 1 . Иак. 5, 3 . 1Петр. 1, 5 . 2Петр. 3, 3 и особ, у Иоанна, как здесь и Ев. Иоан. 6, 39. 40. 44. 49. 54. 12, 48 ). Искусственно относить изречение Иоанна (σχτη ρα) к близкой смерти каждого в этой скоротечной жизни, на основании 17-го стиха; равно к пришествию Господню со всеми благами и милостями внутреннему – в сердце каждого истинно верующего, на основании 8 стиха и вообще предыдущей речи о общении с Богом, как хотят некоторые из толковников, было бы усилием совершенно тщетным и даже явным насилием текста и речи Апостола. Но, если здесь речь именно только о конце света и втором пришествии Сына Божия; то как Апостол мог говорить так утвердительно и без всякого ограничения о близости и скорости этого времени: дети, вот, уже последнее время! тьма мира и мир уже приходит! истинный свет уже (δη) (8, 17 ст.)? Притом точно такие выражения о близости и скорости пришествия последнего дня находятся и у других Апостолов – Иакова, Петра и Павла: будьте терпеливы, братия, до пришествия Господня, – пришествие Господне приближается, вот Судия стоит у дверей ( Иак. 5, 7–9 ); близок всему конец ( 1Петр. 4, 7 ), не медлит Господ исполнением обетования ( 2Петр. 3, 9 ); проходит образ мира сего, – мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, достигли конца веков ( 1Сол. 4, 15 . 1Кор. 7, 31. 10, 11 ); Господ близко ( Филип. 4, 5 ); еще не много, очень не много и Грядущий придет и не умедлит ( Евр. 10 , .37. Ср. 1Сол. 4, 15–17 ). Следовательно можно даже сказать, что эти выражения о скорости кончины света и близости второго явления Христа были общи всем Апостолам, а потому, естественно, и всем верным ученикам Апостольским – всем истинным христианам Апостольского времени и даже далее, как мы видели уже из послания Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Poloteb...

В Александрии проповедовал и принял мученическую кончину (65 г.) апостол Марк (от 70-ти). Ухтомский А. А. Православная диаспора: проблема формирования канонического статуса//Церковь и время. М.: ОВЦС МП. 3 (48) 2009. С. 148. Петр (Л’юилье), архиеп. Правила первых четырех вселенских соборов. М., 2005. С. 203. Поместные Православные Церкви. М., 2004. С. 12. Ökumene Lexikon. Frankfurt am Main. 1987. S. 920. Kotting B. La nascita dei patriarchi, Roma e Constantinopoli, in Storia ecumenical della Chiesa. Vol. I. Brescia, 1980. P. 172. Цит. по: Solazzo F. I patriarchi nel diritto canonico orientale e occidentale//Incontro fra canoni d’oriente e d’occidente. Atti del Congresso Internationale. T. II. Bari, 1994. P. 246. Basdekis A. Die Orthodoxe Kirche. Frankfurt am Main. 2002. S. 142. Кирилл (Говорун), игум. Служить или быть тем, кому служат: Вопросы о порядке и осуществлении власти в Христовой Ухтомский А. А. Канонический статус православной диаспоры. М. Аспирантура МДА при ОВЦС МП. 2009. С. 6. http://biblioteka.lavra.ua/books/diaspora.pdf Так «император Константин созвал Никейский Собор (325 г.). Как единый властитель он старался урегулировать разногласия вокруг арианских споров и о времени празднования Пасхи, создавая, таким образом, предпосылки для универсальной имперской политики. Положение императора в Церкви объясняет его далеко идущие намерения от созыва собора вплоть до государственного санкционирования решений; при таком рассмотрении собор епископов рассматривается как «consilium» властителя» (Ökumene Lexikon. Frankfurt am Main. 1987. S. 724). В дальнейшем такое сотрудничество Церкви и государства перейдет в симфонию двух властителей. Император станет называться «епископом внешних дел». Шумило С. Князь Оскольд и христианизация Руси. К.: Дух и литера. 2010. Сс.. 21–32. Service Orthodoxe de presse (SOP) 359 juin-juillet 2011 P. 4. Деяния Вселенских Соборов, изданные в русском переводе при Казанской Духовной Академии. Т. 2. Казань. Типография Казанского университета, 1892. С. 5.

http://bogoslov.ru/article/2239930

По смерти Иеремии, когда эти его пророчества исполнились, Египтяне с благоговением относились к могиле пророка Иеговы; они чтили пророка также за то, что он своими молитвами прогнал из окрестностей города Тафнаса крокодилов, аспидов и диких зверей. Александр Македонский перенес тело Иеремии из Тафнаса в Александрию, и тогда же устроен был приличный монумент в честь пророка Иеговы. Вот, и памятник, или столп Господу у пределов Египта ( Ис.19:19 ). Этот памятник, по свидетельству Никифора Каллиста, был возобновлен и украшен царицею Еленою. Особое почтение к Господу Саваофу распространено было между Египтянами чрез Иудеев при Птоломеях, когда в Египте были многочисленные Иудейскиея общины по городам, где имелись и синагоги, и когда книги Свящ. Писания переведены были на общепонятный греческий язык, так что образованные Египтяне могли читать писания пророков Иеговы. Наконец полное исполнение Исаина пророчества о вере Египтян в Господа и о служении их Ему вместе с Ассириянами и Израильтянами совершилось тогда, когда апостол и евангелист Марк и другие христианские проповедники образовали церковь Христову в Александрии и других городах Египта. Тогда-то верующие в Иисуса Христа, Сына Божия, и в Египте и в Сирии, или Ассирии, области которой при Селевкидах слились с Сириею, и в Иудее составили одно общество сынов Божиих, благословляемых Богом-Отцем. 4. Как понимать пророчество Исаии, что один из городов Египта назовется «град Аседек»? – В русском переводе этот город назван «городом солнца», хотя в подлиннике стоит: (up гагерес) – город разрушения, может быть в смысле идолокрушения (ср. ст. 1). Но некоторые толковники понимают это название как видоизменение названия:: (ир гахерес) – «город солнца»; такой город действительно и существовал и известен под именем Илиополь, или по-египетски Он’. Но такой перевод нынешнего еврейского текста неверен и по букве, и по смыслу; потому что при этом теряется пророческое значение названия города. Перевод 70-ти вернее. Греческие переводчики, впрочем, читали еврейский текст несколько иначе и имя города оставили без перевода, как собственное: πλις Λσεδκ, что значит: город правды, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

Итак, если бы и не от меня был ответ, а ты принял бы его, как бы от меня, то получил бы пользу по вере твоей, ибо верен сказавший: даст ти Господь по сердцу твоему ( Пс.19:5 )… Если бы ты, услышав, поверил просто, то получил бы большую пользу (Преподобный Варсануфий Великий, стр. 223. отв. 584). Господь сказал: видевый Мене виде Отца ( Ин.14:9 ), и о ученике сказал: что он может (то же), что и учитель его ( Мф.10:25 )» (Преподобный Варсануфий Великий, отв. 10). «Человек советует ближнему так, как он веровал» (Преподобный Марк Подвижник ). В старчестве все послушание, весь успех старческого окормления и духовного возрастания ученика зависят от степени и твердости его веры: с ослаблением этой веры к наставнику ослабляется сердечный союз со старцем и послушание ему. «Сколько вера, — говорит Лествичник, — цветет в сердце, столько и тело успевает в служении; а кто преткнулся о камень неверия, тот уже пал, ибо всячески — еже не от веры, грех есть» ( Рим.14:23 ) (сл. 4, поуч. 7). Если вера к старцу поколеблена, поколеблен значит, и тщетен весь труд послушника, теряет смысл старческое окормление. И подобно тому, как святой апостол Петр твердою стопою шел по безднам моря до тех пор, пока смотрел с верою на одного Спасителя Христа, но начал утопать, лишь только подумал о бурном ветре и воздымающихся волнах и стал ослабевать в своей вере в Богочеловека ( Мф.14:29-31 ), и послушник — ученик — стоит на твердом пути спасения, если с верою взирает на своего учителя, но в гибельных волнах своих сомнений и неверия он все теряет и погибает. Ввиду такого великого существенного значения веры к наставнику в деле духовного преуспеяния ученика и сам послушник более всего должен заботиться о том, чтобы воспитать в себе светлую твердую веру к наставнику, не омрачать ее никаким облаком сомнения. Святые отцы учат для сохранения полной веры не судить и не испытывать своего наставника и не замечать его недостатков. «Предавшись наставнику, — говорит Лествичник, — мы уже отнюдь не должны испытывать или судить в чем-нибудь доброго нашею наставника и судию, хотя может быть в нем как в человеке и увидим некоторые малые согрешения.

http://azbyka.ru/starchestvo

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010