Все наставления Христа Спасителя, данные Им в возвышеннейшей беседе перед крестными страданиями, имели характер «окончательного предсмертного завещания», в котором изложены самые душеспасительные, окончательные заповеди, залоги достоверные и непогрешительные жизни вечной. 397 Между заповедями дано и «заповедание» 398 молиться именем Иисусовым. Святые апостолы еще при жизни Христа Спасителя знали силу Его имени, когда они, посланные Господом на проповедь , изгоняли Его именем бесов и исцеляли недужных. После Вознесения Христа Спасителя вера святых апостолов в имя Иисуса Христа и благоговения к этому имени возросли неограниченно. Именем Господа св. апостолы совершали многие дивные чудеса. Первое чудо после Пятидесятницы было совершено св. апостолами именем Иисуса Христа. Однажды, – как повествует книга Деяний св. апостолов,апостолы Петр и Иоанн пошли в Иерусалимский храм помолиться. Когда они проходили врата храма, называвшимися «Красными», – у этих ворот сидел хромой и просил милостыню. Этот несчастный был «хром» от чрева матери, он не мог ни ходить, ни стоять, его приносили ежедневно к названным вратам храма, где он просил подаяние для своего пропитания. Увидев идущих апостолов, он стал просить у них милостыню ( Деян.3:1–3 ). Св. ап. Петр сказал ему: Сребра и злата несть у мене, но еже имам, сие ти даю: во имя Иисуса Христа Назорея восстани и ходи ( Деян. 3, 6 ). После этих слов хромой мгновенно исцелился, он встал и стал громко прославлять Бога ( Деян.3:9 ). Народ, пораженный совершившимся, окружил апостолов. Св. апостол Петр сказал собравшимся: Мужие Израильтяне, что чудитеся о сём, или на ны что взираете, яко своею ли силою или благочестием сотворихом его ходити? Бог Авраамов и Исааков и Иаковль, Бог отец наших, прослави Отрока Своего Иисуса... и о вере имени Его, сего, егоже видите и знаете, утверди имя Его ( Деян.3:12,13,16 ). Синедрион был встревожен этим чудом, совершенным учениками Того, Кого он недавно предал на лютую смерть чрез распятие. Апостолы были схвачены и отданы под стражу. На следующий день их привели в собрание синедриона и спросили: коею силою или коим именем сотвористе сие? ( Деян.4:7 ) Тогда апостол Петр, исполнившись Духа Святого, отвечал: Разумно буди всем вам и всем людем Израилевым, яко во имя Иисуса Христа Назорея, егоже вы распясте, егоже Бог воскреси от мертвых, о Сём сей стоит пред вами здрав: несть бо иного имене под небесем, данного в человецех, о нём же подобает спастися нам ( Деян. 4, 10–12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

13 Ср. Откр. 20, 7 о полчищах Гога и Магога. 14 Дана 9 глава, смотри объяснение этого видения в главе «Ветхий Завет о Мессии». 15 Архангел Михаил (см. Откр. 20:11). 16 Между прочим, Иисус Христос тоже проповедовал в течение трех с половиной лет. 17 Мирт (мирта) — южное вечнозеленое дерево с белыми душистыми цветами. 18 Мера сыпучих тел. 19 Об устранении вражды между небом и землей пели Ангелы, когда родился Христос: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение» (Лк. 2:14). 20 Как объясняет апостол Павел, Мелхиседек, о котором рассказывается и Книге Бытия (Быт. 14:18), был прообразом Сына Божия — вечного священника (см. Евр. 7 гл.) 21 См. Исх. 17:1—7. 22 Христианский писатель II века, живший в Палестине, Иустин Философ сообщает о жестокостях Бар-Кохба во время расцвета его власти. Он требовал от христиан, чтобы они отрекались от Христа и хулили Его имя. Не желавших это сделать он предавал лютым страданиям и смерти, не жалея ни женщин, ни детей. 23 В синодальном переводе: «и на земле, как на небе» . 24 Вспомним слова мудрого Гамалиила, давшего совет иудеям не преследовать учеников Христовых (Деян. 5:38—39). 25 Написавшего со слов Петра Евангелие, называемое «от Марка». Марк не состоял в числе 12-ти апостолов. 26 Эти предметы, показанные Моисею на Синайской горе, употреблялись также и в ветхозаветном храме. 27 Добровольные «скопцы» ради Царства Небесного, см. об этом: Мф. 19:12; Откр. 14:1—5. В Церкви этот подвиг нередко осуществлялся в монашестве. 28 Или Моисея и Илию. Известно, что Енох и Илия были взяты на Небо живыми (см. Быт. 5:24; 4 Цар. 2:11). 29 Некоторые предполагают, что во времена антихриста Иерусалим станет столицей всемирного государства. При этом приводят экономическое обоснование такого мнения. 30 «Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!» (Гал. 4:19) — говорил апостол Павел галатским христианам. 31 Это была первая революция во вселенной! 32 (Быт. 3:14; Мк. 9:29). Следует вспомнить, что многие усердные христиане уже с первых веков переселялись в пустыню в буквальном смысле, покидая шумные города, полные соблазнов. В отдаленных пещерах, скитах и лаврах они все свое время отдавали молитве и богомыслию и достигали такой духовной высоты, о которой современные христиане и представления не имеют. Монашество расцвело на Востоке в IV-VII веках, когда в пустынных местах Египта, Палестины, Сирии и Малой Азии образовалось множество обителей, насчитывающих сотни и тысячи монахов и монахинь. С Ближнего Востока монашество перекинулось на Афон, а оттуда — в Россию, где в дореволюционное время насчитывалось более тысячи монастырей и скитов.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2610...

Трость надломленная есть Иудейский народ, побеждённый и сокрушённый праведной десницей Божией; лён курящийся есть те же Иудеи, пылающие гневом против Мессии. Христос легко мог бы сокрушить эту надломленную трость и укротить воспламенившийся против Него гнев Иудеев; но по Своей кротости, по Своему долготерпению Он не сокрушает их, дондеже изведет в победу Суд ( Мф.12:20 ), то есть пока правда Его не восторжествует над ними. Тогда Он начнёт наказывать их – и вместе откроет дверь всем народам – и на имя Его языцы уповати имут (стих 21, Беседа Златоустого на Мф.40:2 ). Между последователями Иисуса Христа Евангелист Марк указывает жителей Идумеи и окрестностей Тира и Сидона. Если это были и природные Иудеи, жившие только в чужих Землях, то присутствие их вблизи Иисуса может указывать на быстрое распространение молвы о чудесах и учении Его. Но Евангелист, кажется, хочет выразить, что в числе последователей Иисуса были и язычники. Избрание Апостолов ( Мк.3:13–19 ; Лк.6:12–16 , Мф.10:1–4 ) После многих чудес и долговременного учения Иисус Христос избирает из числа Своих постоянных последователей – 12 учеников, которых называет Апостолами. Перед избранием их Он провёл всю ночь в молитве. Имена Апостолов по спискам трёх Евангелий и Книги Деяний ( Деян.1:13 ) следующие: Симон Пётр и брат его Андрей, сыновья Ионы, Иаков и Иоанн – сыновья Зеведеевы, Филипп и Варфоломей (иначе называемый, как догадываются, Нафанаилом), Матфей, или Левий Алфеев, мытарь и, кажется, брат его Иаков Алфеев (младший), а также Фома близнец, Иуда Иаковлев, называемый Леввеем и Фаддеем, Симон Зилот или Кананит, и Иуда Искариотский, сделавшийся впоследствии предателем своего Учителя. 1. Двенадцатеричное число Апостолов, очевидно, имеет отношение к числу 12-ти колен Израилевых ( Мф.19:28 ; Лк.22:30 ; Откр.21:12,14 ). Название Апостол должно было означать их Божественное посланничество и в этом смысле прилагается и к Самому Иисусу Христу по преимуществу ( Евр.3:1 ). 2. Разница в порядке, в каком следуют имена Апостолов у различных Евангелистов и даже у одного и того же Луки ( Лк.6:13–16 ; Деян.1:13 ), доказывает, что между учениками Иисуса Христа не было строгого различия в старшинстве; а различие имён некоторых из них объясняется обычаем носить несколько имён и переменять их в важных случаях жизни (=Аврам – Авраам, Иаков – Израиль, Исав – Едом, Соломон – Иеддеди и прочее).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАРТИМЕЙ [греч. Βαρτιμαος], имя слепого, исцеленного Христом во время Его последнего путешествия в Иерусалим (Мк 10. 46-52). Точная этимология имени В. остается предметом споров, но, по всей вероятности, его можно перевести с арам. как «сын Тимея». Когда В., сидевший у дороги в Иерихон и просивший милостыню, услышал, что приближается Иисус с учениками, он воскликнул: «Иисус, Сын Давидов, помилуй меня». По вере в Христа В. был исцелен. Обращение к Иисусу «Сын Давидов» отражает веру в Него как в национального Мессию Израиля, ожидаемого царя из рода Давида - освободителя народа от иноплеменного владычества (Ps Sol 17. 21; Иез 34. 23-24). Такими же словами иудеи встречают Иисуса в рассказе евангелистов о Входе Господнем в Иерусалим (Мк 11. 10; Мф 9). Неск. отличающиеся описания исцеления слепого (или слепых) встречаются также в Мф 20. 29-34 и Лк 18. 35-43. Согласно Евангелиям от Матфея и Марка, чудо исцеления произошло после того, как Иисус выходил из Иерихона , евангелист Лука указывает, что оно произошло, когда Иисус приближался к городу. Матфей сообщает, что Христос исцелил 2 слепых, Марк и Лука говорят только об одном. В традиции гармонизации неск. отличающихся параллельных евангельских рассказов обычно принято считать, что у синоптиков речь идет об одном и том же историческом событии, только каждый евангелист в своем рассказе ставит разные акценты. В толковании евангельской истории на протяжении мн. столетий существовало устойчивое аллегорическое понимание события исцеления слепых. Иерихон, этимологически связываемый с евр. словом «луна» (евр.    ), является прототипом земного мира. Слепой на пути Спасителя представляет неискупленное человечество. В., сидящий (Лк 18. 35) перед Иерихоном, является аллегорией Израиля, а 2 слепых, к-рые ждут Иисуса на пути из Иерихона (Мф 20. 29),- аллегория языческого мира. Люди, не допускающие кричащих слепых к Иисусу,- это противящиеся христианству силы, к-рые стремятся отвлечь человека соблюдением иудейского закона или языческой философией. Иисус исцеляет слепоту неверия в Евангелие и ведет исцеленных в Иерусалим, в мир небесный ( Beda. In Marc. Exp. III 10//PL. 92. Col. 236-237; Theophyl. In Marc. Exp.//PG. 123. Col. 609). Лит.: Robbins V. K. The Healing of Blind Bartimaeus (10 : 46-52) in the Markan Theology//JBL. 1973. Vol. 92. P. 224-243; Steinhauser M. G. The form of the Bartimaeus narrative (Mark 10, 46-52)//NTS. 1986. Vol. 32. P. 583-595; Olekamma I. U. The healing of blind Bartimaeus (Mk 10, 46-52) in the Markan context: Two ways of asking. Fr./M.; W., 1999. Ю. Г. В. Рубрики: Ключевые слова: АКИЛА И ПРИСКИЛЛА (I в.), апостол от 70-ти и его жена (пам. 4 янв.- Собор 70 апостолов; 14 июля, 13 февр.- пам. мц. Прискиллы)

http://pravenc.ru/text/154375.html

   Книга Апокалипсис ярче и нагляднее других книг Священного Писания раскрывает драму борьбы зла с добром в истории человечества и показывает полное торжество Добра и Жизни.    В синодальном переводе: «и на земле, как на небе».    Вспомним слова мудрого Гамалиила, давшего совет иудеям не преследовать учеников Христовых (Деян. 5:38-39).    Написавшего со слов Петра Евангелие, называемое «от Марка». Марк не состоял в числе 12-ти апостолов.    Эти предметы, показанные Моисею на Синайской горе, употреблялись также и в ветхозаветном храме.    Добровольные «скопцы» ради Царства Небесного, см. об этом: Мф. 19:12; Откр. 14:1-5. В Церкви этот подвиг нередко осуществлялся в монашестве.    Или Моисея и Илию. Известно, что Енох и Илия были взяты на Небо живыми (см. Быт. 5:24; 4 Цар. 2:11).    Некоторые предполагают, что во времена антихриста Иерусалим станет столицей всемирного государства. При этом приводят экономическое обоснование такого мнения.     «Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!» (Гал. 4:19) — говорил апостол Павел галатским христианам.    Это была первая революция во вселенной!    (Быт. 3:14; Мк. 9:29). Следует вспомнить, что многие усердные христиане уже с первых веков переселялись в пустыню в буквальном смысле, покидая шумные города, полные соблазнов. В отдаленных пещерах, скитах и лаврах они все свое время отдавали молитве и богомыслию и достигали такой духовной высоты, о которой современные христиане и представления не имеют. Монашество расцвело на Востоке в IV-VII веках, когда в пустынных местах Египта, Палестины, Сирии и Малой Азии образовалось множество обителей, насчитывающих сотни и тысячи монахов и монахинь. С Ближнего Востока монашество перекинулось на Афон, а оттуда — в Россию, где в дореволюционное время насчитывалось более тысячи монастырей и скитов. Таблица 1 Перечень важнейших событий, царей и пророков (все даты указаны до Рождества Христова) Израильские цари Иудейские цари Пророки События Ахав 875—853 Иосафат 876—851 Илия Рост Финикии Охозия 876—851 Иорам 851—842     Иорам 851—842 Охозия 843—842 Елисей 850—879   Ииуй 842—814 Гофолия 843—836     Иоахаз 814—797 Иоас 836—796 Иоиль Рост Ассирии Иоас 797—781 Амасия 796—782 Иона   Иеровоам 782—740 Азария 782—737   Основание Рима Менаим 740—737 Осия     Факей 737—733 Иофам 737—735     Осия 733—722 Ахаз 735—725   Падение Израиля 722   Езекия 725—696 Исаия Михей, Наум 730-690 Осада Иерусалима 700   Манассия 696—639   Гонение на пророков   Аммон 641—639 Софония, Аввакум     Иосия 639—608 Иеремия Падение Ниневии 606   Иоаким 608—597 Авдий     Иехония 597       Седекия 597—586 Иезекииль Падение Иерусалима 586     Даниил Вавилонское пленение     Аггей Падение Вавилона 539     Захария Кир Персидский 559—529 Возвращение из плена 536 Дарий I, Восстановление Храма     Малахия 475 Указ Артаксеркса, 446 Седмины Даниила Ездра собирает Священное Писание 420—425

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2610...

Блаженны от канона, песни 3-я и 6-я. Апостол к Галатам, зачало 209. Евангелие от Матфея, зачало 104. Причастен: В память вечную: Преподобная София , в миру великая княгиня Соломония Сабурова, была первой женой великого князя Московского Василия Иоанновича (1505–1533). Он выбрал ее в супруги из 500 самых красивых девиц. Но брак оказался бездетным, о чем великокняжеская чета сильно скорбела. После 20-ти лет супружества, несмотря на увещания духовенства, великий князь решил вступить во второй брак с Литовской княжной Еленой Глинской. Митрополит Варлаам, обличивший незаконность расторжения брака, был сведен с митрополичьего престола – впервые в русской истории – и заточен в монастырь, а преподобный Максим Грек , заступившийся за княгиню Соломонию, запрещен и также заключен в темницу. Все Вселенские Патриархи осудили поступок великого князя, а Патриарх Иерусалимский Марк предсказал рождение от второго брака младенца, который поразит мир своей жестокостью (Иоанна Грозного). 25 ноября 1525 года великая княгиня Соломония насильно была пострижена в монашество с именем София в Московском Рождественском монастыре. После пострига ее отправили под стражей в Суздальский Покровский монастырь, который впоследствии стал местом заточения невольных царственных постриженниц. Не сразу примирилась великая княгиня со своим новым положением, долго скорбела. Но, покорясь воле Божией, София нашла утешение и умиротворение в усердной молитве. Инокиня София, познав тщету скоропреходящих земных благ, всей душой возжелала «Царствия Божия и правды его» ( Мф.6:33 ). В то время как в миру умножались беззакония, она в своем уединении украшалась добродетелями и постепенно восходила к духовному совершенству. Князь Курбский в послании к Иоанну Грозному (1533–1584) назвал княгиню-инокиню «преподобномученицей». Преподобная София скончалась в 1542 году и была похоронена в Суздальском Покровском монастыре. Степенная книга гласит об этом: «Пожив благодарно и Богоугодно к Богу отъиде». Уже ближайшие потомки молитвенно почитали преподобную Софию. В рукописных святцах она именуется как «святая праведная княгиня София инокиня, яже бысть в Покровском монастыре девиче, чудотворица». При царе Феодоре Иоанновиче (1584–1598), сыне Грозного, ее уже чтили как святую. Царица Ирина Феодоровна отправила в дар на ее гробницу «бархатный покров с изображением Спасителя и святых».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Марк – игумен Оптиной Пустыни. 1826(31) † 18 марта 1909. В мире Михаил Никифорович Чебыкин. Из духовного звания, окончил курс в Костромской духовной семинарии. В число братства Оптиной Пустыни определен 9 сентября 1855 г., рясофором накрыт 15 февраля 1856 г., в монашество пострижен 7 сентября 1857 г. Исполнял клиросное послушание. 9 декабря 1857 г. рукоположен в иеродиакона, а 11 июня 1863 г. – в иеромонаха. 20 июня 1869 г. определен исполняющим должность настоятеля Мещевского монастыря. Утвержден в этой должности со званием строителя 18 ноября 1870 г. 9 мая 1874 г. возведен в сан игумена. 15 марта 1879 г. по расстроенному здоровью уволен от должности настоятеля. С 15 декабря 1879 г. проживал в Боровском Пафнутиевском монастыре. 8 октября 1882 г. указом Калужской духовной консистории возвращен в Оптину Пустынь под особый надзор настоятеля. – 51, 52, 63, 83, 97, 98, 99, 114, 192. Маркеллин – иеромонах, строитель Площанской Богородицкой пустыни, † 1834. Родом из московских купцов. 16-ти лет пришел в Белобережскую пустынь, в ней был пострижен и посвящен в иеромонаха. В 1815–1818 гг. был строителем Мценского Петропавловского монастыря, уволен оттуда по своему желанию в число братства Площанской пустыни. Некоторое время был экономом архиерейского дома в Орле при преосвященном Орловском Гаврииле. Оттуда назначен в Площанскую пустынь строителем, но, имея эту должность, еще два года жил в Орле. Был строителем пустыни 9 лет (с 1826 по 1834 г.), за это время закончена постройка соборной церкви и братского корпуса. Перед смертью о. Маркеллин 3 года болел. Скончался и похоронен в пустыни. – 31, 38. Матвеев – орловский помещик. – 247. Матвеева Наталья – дочь орловского помещика Матвеева. – 247, 248. Матрона – монахиня Белевского Крестовоздвиженского монастыря, келейница м. Макарии (Сомовой). В мире Косторнова. – 189. Матфей – св. апостол и евангелист. Память 16 ноября и 30 июня. – 207, 242. Матфей – рясофорный послушник Оптиной Пустыни. 1830 † 18 февраля 1860. В мире Матфей Васильевич Попов. Из орловских мещан. В число братства определен на послушническую вакансию 16 октября 1859 г., рясофором накрыт 18 февраля 1860 г. Исполнял послушания будильщика и столяра. – 306.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Читал он Псалтирь, после каждого псалма молился Богу о ней, прося Бога, да дарует ей покаяние и спасение, и Бог услышал его. Блудница стояла в трепете и молилась подле старца. Когда старец окончил Псалтирь, она пала на землю. Старец взял Апостол, много прочитал из него и окончил свое молитвословие. Блудница пришла в сокрушение, и, узнав, что старец пришел к ней не для греха, но чтобы спасти ее душу, поверглась перед ним, и просила: “Сделай милость, авва! Отведи меня туда, где я могу угодить Богу.” Старец повел ее в женский монастырь и поручил матери-настоятельнице, сказав ей: “Прими эту сестру и не налагай на нее бремени или заповеди, как на других сестер, но давай ей возможность делать, что она захочет, и если захочет идти, позволяй ей.” По прошествии немногих дней женщина сказала: “Я, грешница, желаю вкушать пищу через два дня.” Еще несколько дней спустя она сказала: “Много грехов у меня, и я желаю поститься по сорок дней.” Наконец, еще через несколько дней она упрашивала настоятельницу так: “Сильно оскорбила я Бога моими беззакониями, сделай же милость, отведи меня в келию, запри ее и подавай мне в окно немного хлеба и рукоделие.” Мать-настоятельница исполнила ее просьбу, и бывшая блудница в остальное время своей жизни благоугождала Богу. (Достопамятные сказания. С. 264. 1). 782. Блудница, встав на путь покаяния, предала огню все свое состояние и в течение 15-ти лет пребывала в затворе См. также: Блудница ; Плач ; Слезы . Блаженная Феодора рассказывала: “Была в одном городе блудница, которая с детства была отдана своей матерью на служение диаволу. Однажды, придя ко мне, она открыла все свои беззакония и желала узнать от меня, есть ли ей покаяние. Я рассказала ей о евангельской блуднице, спасенной Господом и Богом нашим. Она пришла в сокрушение и спросила: “Могу ли я спасаться при тебе?” Я согласилась, и она, поспешно возвратясь в город, предала огню все свое имущество в 500 литр золота, стяжанное блудом, и глубокой ночью опять пришла ко мне и просила келию. Запершись в келии, она сказала мне только такое слово: “Господа ради, госпожа моя, пусть никто не знает о мне до моей кончины.” Потом блаженная, взяв работу, работала для своего пропитания, ни с кем никогда не беседуя и не видя даже лица жены, ибо для мужей и совсем было недоступно то место.

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

   5) О внешних мучениях грешников во аде. Эти мучения представляются в св. Писании под образами червя неумирающего, и гораздо чаще — огня неугасающего. Христос Спаситель, предохраняя нас от соблазнов, сказал между прочим; аще нога твоя соблазняет тя, отсецы ю: добрее ти есть внити в живот хрому, неже две нозе имущу ввержену быти в геенну, во огнь неугасающий: идеже червь их не умирает, и огнь не угасает (Марк. 9. 45. 46; снес. 44. 48); в притче о богатом и Лазаре заметил, что богач, находящийся по смерти своей во аде, страждет во пламени (Лук. 16:24), и на всеобщем суде произнесет грешникам: идите от мене, проклятии во огнь вечный (Матф. 25:41). Св. апостол Павел так же свидетельствует, что будущий Судия живых и мертвых во огни пламенне, даст отмщение неведущим Бога и непослушающим благовествования Господа нашего Иисуса Христа (2 Сол. 1:8). Так учили и св. Отцы Церкви, например: а) Св. Василий великий: «потом (т. е. после суда) к совершившему в жизни много худых дел приставляются страшные и угрюмые ангелы, у которых и взор огненный, и дыхание огненное, по жестокости их воли, и лица подобны ночи, по унылости и человеконенавидению; потом непроходимая пропасть, глубокая тма, огонь несветлый, который во тме содержит попаляющую силу, но лишен светозарности; потом какой-то ядоносный и плотоядный червь, пожирающий с жадностию, никогда не насыщаемый, и своим пожиранием производящий невыносимые болезни; потом жесточайшее из всех мучений — вечный позор и вечный стыд»; б) Св. Иоанн Златоуст: «услышавши об огне, не думай, будто тамошний огонь похож на здешний; этот, что захватит, сожжет и изменит на другое; а тот, кого однажды обымет, будет жечь всегда и никогда не перестанет, почему и называется неугасимым. Ибо и грешникам надлежит облечься бессмертием, не в честь, но чтобы быть всегдашним напутием тамошнего мучения: а сколь это ужасно, того и представить ум никогда не может; разве из опытного познания маловажных бедствий можно получить малое понятие о тех великих мучениях. Если ты будешь когда в бане, натопленной сильнее надлежащего, то представь себе огонь геенский; и если ты когда будешь гореть в сильной горячке, то перенесись умом к оному пламени: и тогда будешь в состоянии хорошо понять это различие. Ибо если баня и горячка так мучат и беспокоят нас: то что мы будем чувствовать, когда попадем в ту огненную реку, которая будет течь пред страшным судилищем»?!

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3597...

Первых веков Христиане всегда умеренность, а в подобающее время пост с молитвою соединяя, за собственной между собою знак честного, гражданского, христианского жития ставили, от роскошной же жизни и от излишества всегда удалялися. О чем святой Климент Александрийский в книге 2, пед. в главе 1 и 2-й свидетельствует. 176 Но пост телесный содержа, непременно надобно содержать и душевный, то есть, постяся телеснее и моляся, должно удалятся вседушно от всякого беззакония и неправды и напротив того быть милостивым, и всякому делу Богоугодному прилежать. Благо бо молитва с постом, милостынею и правдою: Тов.12:8 . Если же бы кто и пост держал, да без любви и правды к ближнему, таковый пост Богу неприятен: не сицевого бо, сказует Господь, поста аз избрах, и дне еже смирити человеку свою душу, ниже аще слячеши яко серп выю твою, и вретище и пепел постелеши, ниже тако наречете пост приятен.. Не такового (бо) поста аз избраз, глаголет Господь: но [постяся] разрешай всяк союз неправды, разрушай обдолжения насильных писаний, отпусти сокрушения в свободу, всякое писание неправедное раздери. Раздробляй алчущим хлеб твой, и нищие бескровные введи в дом твой: аще видиши нага, одей и от свойственных племене твоего не презри. Тогда воззвеши (моляся), и Бог услышит тя, и еще глаголющу ти, речет: се приидох. Исаии.58:5–7, 9. Подобное сему чрез пророка Захарию подает наставление Господь, в главах 7, 8. 138 177 Где же поста и трезвости не бывает, но вместо того всегдашнее пресыщение от брашен и пития, там бесчисленная злая не токмо телесная, но и душевная раждаются. Иакова.4:1 . Там святыни и чести, в коих апостол каждому завещает сосуд свой стяжевати. Места не обретается, 1Солун.4:4–5, 7 , но единое жилище люты скотским и бесовским страстям. Мф.12:44–45 . 139 Истину сию содомское развращение и погибель, и другие примеры, неоспоримо доказывают. 178 Дабы чин молитвы и все последование других должностей, с нею сопряженных, можно в целости соблюсти, то конечно надлежит в нас быть трезвости и бдения духовному, а притом и телесного не оставлять. Правило сие сам Господь наш Христос Иисус предписал: блюдите, рече, бдите и молитеся. А яже глаголю вам, всем глаголю, бдите. Марк.13:33, 37 . Мф.24:42 . И паки: се гряду яко тать: блажен бдяй, и блюдый ризы своя, да не наг ходить. Апок.16:15 . В следствие словес Христовых и апостолы к тому же нас приводят: трезвитеся, рече, бодрствуйте. 1Пет.5:8 . И паки: да не спим якоже и прочии, но да бодрствуим и трезвимся. 1Солун.5:6 . Таковое бдение и трезвость столь нужно есть Христианом, сколь очи 140 в теле, и чувственный свет очесем.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Koniss...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010