Из апологии Аристида Евсевий не сообщает ни одного цитата. Этот факт можно объяснять двояко: или в апологии Аристида не было важных исторических и автобиографических указаний или же Евсевий не имел под руками этой апологии. Последнее довольно вероятно 29 , в виду того, что Евсевий, заметив, что апология имеется у многих, не добавил: «есть она и у нас», тогда как это добавление сделано Евсевием относительно апологии св. Кодрата. В пользу того, что Евсевий не имел апологии, говорит также свидетельство мартиролога Узварда (Usuardus), – если только оно верно, – будто в апологии Аристида рассказывается о мученичестве Дионисия Ареопагита 30 . Разумеется, Евсевий не пропустил бы этого свидетельства Аристида, если бы его „защитительное слово веры» было под руками у историка. Но, повторяем, за достоверность сведений Узварда поручиться нельзя» 31 . Между сведениями „Хроники» и „Церковной Истории» Евсевия об Аристиде нет ни действительных, ни кажущихся разногласий. Отметим только то, что в „Церковной Истории» Аристид не называется „Афинским философом”. Перейдем теперь к сведениям бл. Иеронима о св. Кодрате и Аристиде 32 . „Кодрат, ученик апостольский, пишет бл. Иероним в „книге о знаменитых мужах”, после мученической кончины за веру Христову Публия, епископа Афинского, поставлен был на его место, и своею верою и деятельностью собрал разорявшуюся в великом страхе церковь . Когда Адриан проводил зиму в Афинах и посещая Елевзинские таинства, и будучи посвящен во все почти языческие таинства Греции, подал этим повод ненавистникам христиан и без повеления императора преследовать верующих, то Кодрат подал ему составленную в защиту нашей религии книгу, очень полезную, исполненную разума и веры и достойную апостольского учения, в которой, показывая свою глубокую старость, между прочим говорит, что он видел очень многих из тех, которые, во время земной жизни Господа, будучи удручены в Иудее различными болезнями, получили исцеление и которые воскресли из мертвых” 33 . В письме к Магнусу бл.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Ostroum...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КОДРАТ ( 50-е гг. III в.), мч. Коринфский (пам. 10 марта). Вместе с ним пострадали Дионисий, Киприан, Анект, Павел, Крискент. Наиболее ранний визант. источник, содержащий сведения о К. и его дружине,- дометафрастовское анонимное Мученичество, известное в 2 редакциях: BHG, N 357 и BHG, N 357b. Редакция BHG, N 357b сохранилась в составе метафрастовской Минеи XII в. (февр.- авг.- Athen. Bibl. Nat. 989. Fol. 93v - 99), однако попытки ученых раннего Нового времени приписать это сочинение прп. Симеону Метафрасту неубедительны (ActaSS. Mart. T. 2. P. 5). Греч. текст этого Мученичества не опубликован, о его содержании можно судить по лат. переводу XVI в., выполненному по дометафрастовской Минее X-XI вв. (март-апр.- Marc. 359. Fol. 18-25 (ActaSS. Mart. T. 2. P. 5-8)). Согласно тексту, К. род. в окрестностях Коринфа (Греция) и остался сиротой в младенчестве. По Божественному Промыслу к нему с небес спускалось облако, которое кормило и поило его. Повзрослев, К. отправился в Коринф учиться врачебному искусству. Будучи ревностным христианином, он стал 1-й жертвой гонений префекта Иасона, действовавшего по распоряжению императоров Деция и Валериана. Не сумев склонить святого принять его сторону, Иасон повелел истязать К., а сам тем временем безуспешно пытался отвратить от Христа его учеников - Киприана, Дионисия, Анекта, Павла и Крискента. По приказу префекта мучеников вывели за городские стены и обезглавили. На месте гибели святых открылся живоносный источник, ставший местом паломничества и поклонения. Текст не содержит сведений о родителях К., об обстоятельствах принятия им христианства и о появления у него учеников, а также о возрасте К. на момент его мученической кончины. Краткое сказание о мучениках содержится под 10 марта в Синаксаре К-польской ц. (архетип кон. X в.), в Минологии Василия II (PG. 117. Col. 345), а также в редакции A Императорского Минология сер. XI в. (BHG, N 358e). В рукописи ГИМ. Греч. 376, на к-рую опирался при издании Минология В. В. Латышев, часть л. 185, содержавшая надписание и начало сказания, утрачена. При этом в приписке, сделанной позднее, значатся имена только 4 святых: «...мученичество святого мученика Кодрата, Киприана, Дионисия, Крискента и их дружины» ( Latyšev. Menol. T. 1. P. 216). В тексте сказания Павел не назван по имени: о нем говорится лишь как о «пятом» мученике; в то же время Анект упоминается и по имени (однако издатель читает вместо его имени прилагательное νεκτς - «терпимый, выносимый»).

http://pravenc.ru/text/1841654.html

Видя непреклонность Феодора, убийцы схватили его и начали мучить так же жестоко, как и святого Михаила. Наконец, они отсекли честную его главу, сказав при сем: — Кто не пожелал поклониться пресветлому солнцу, тот недостоин и смотреть на солнце. Так, честно пострадав, святые мученики Михаил и Феодор предали души свои в руки Господу, — в 6753 году от сотворения мира, от Рождества же Христова в 1245 году, сентября в 20 день. Святые тела их брошены были на съедение псам, но в продолжение многих дней оставались целыми и никем не тронутыми. — Так благодать Христова сохраняла их невредимыми. — Кроме сего над телами мучеников появлялся огненный столп, сиявший ярким блеском, и каждую ночь виднелись горящие свечи. Видя всё сие, христиане, находившиеся в то время в Орде, взяли тайно тела мучеников и с честью погребли их 9 ]. По убиении святых мучеников, нечестивый Батый снова пошел войною со всеми своими полчищами сначала на Польшу, потом на Венгрию, но венгерским королем Владиславом был убит, получив, таким образом, злой конец своему злому житию. — Так мучитель Батый получил в удел ад, святые же мученики наследовали Царство Небесное и вечно прославляют Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.   Тропарь, глас 4: Жизнь вашу мученически совершивше, исповедания венцы украсившеся, к небесным востекосте, Михаиле премудре с доблим Феодором: молите Христа Бога сохранити отечество ваше, императора же и люди, по велицей Его милости.   Кондак, глас 8: Царство земное в ничтоже вменив, славу яко преходящую оставил еси: самозван 10 ] пришед к подвигом, Троицу проповедал еси пред нечестивым мучителем, страстотерпче Михаиле, с доблим Феодором. Царю сил предстояще, молите без вреда сохранити отечество ваше, императора же и люди, да вас непрестанно почитаем. Память 21 сентября Святой Апостол Кодрат Святой Апостол Кодрат, один из числа семидесяти, проповедовал слово Божие в Афинах и в Магнезии 1 ], где и был епископом; своею проповедью многих он привел к свету Богоразумия. По слову Сираха, он был «как утренняя звезда среди облаков» (Сирах.50:6): под темными облаками разумеем языческое безбожие, чуждое света благочестия; люди, одержимые им, сидели во тьме и тени смертной.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

112 Коливады – группа афонских подвижников конца XVIII – начала XIX в., много потрудившихся для возрождения православного богословия через издание творений Святых Отцов, через привитие современникам святоотеческого отношения к Таинствам. Наиболее выдающимися коливадами являются прп. Никодим Святогорец , свт. Макарий Коринфский, прп. Афанасий Паросский. Первоначально слово «коливады» было ироническим прозвищем, которое было дано этим подвижникам их оппонентами за отказ совершать поминальные службы над коливом в воскресные дни, то есть тогда, когда это запрещал богослужебный устав, но к чему побуждали, как это казалось противникам коливадов, житейские нужды. Сейчас, когда вожди коливадского движения прославлены в лике святых, это прозвище звучит как похвала. 115 После Малоазиатской катастрофы 1922 года – поражения Греции в войне с Турцией за исконные греческие земли в Малой Азии – Старец Иероним переселился из Константинополя на о. Эгину. Там он был рукоположен в священника и впоследствии ему было поручено духовное окормление монахинь обители свт. Нектария, который преставился всего за два года до прибытия туда Старца Иеронима. – Прим. греч. ред. 116 Старец Кодрат (1859–1940) происходил из г. Вриулы в Малой Азии. На Святую Гору он пришел, когда ему было 20 лет, и всю оставшуюся жизнь, около 60 лет, прожил в уделе Пресвятой Богородицы. О. Кодрат стал примером для общежительного монашества. Он был первым на богослужении, на послушаниях, на общих работах. Трудился в послушании неутомимо, творчески, радостно. Он прошел через множество послушаний, а когда в итоге был избран игуменом, то стал трудиться еще больше. В конце жизни он сказал одному послушнику: «В течение 26 лет, что я был игуменом, дитя мое, по благодати Божией, я ни разу не заночевал вне нашего монастыря». – Прим. греч. ред. 123 Здесь слово «хитрость» употребляется в том значении, какое оно имеет в церковно-славянском языке – искусство, мастерство. 126 Ока – греческая мера веса, равная 1280 граммам. Кровля на Афоне часто сооружается из тонкого плоского камня вместо черепицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Svyatogo...

Если бы христианство было только одной более или менее рациональной моралью, то этого молчания нельзя было бы объяснить; школа философов должна бы была принять его с восторгом; но для нее христианская религия была опасным суеверием, которое должно было истребить. Вследствие сего император-философ  Марк Аврелий, поборник разума, считал себе за честь преследовать ее, а общее мнение с своей стороны вменяло себе за честь клеветать на нее. Глава вторая. Вторая генерация свидетелей. От 90 года до 160 года по Рождестве Христовом I. Игнатий. Послание Варнавы. Поликарп. Папий. Кодрат. Иустин мученик . Пофин. Эрма. Послание к Диогнету. Многочисленные лица, пережившие век Апостольский. Авторитет устного предания при предании письменном. II. Критическая школа и четвертое Евангелие. Тишендорф и труды его. Цитаты из Евангелий в сочинениях отцев церкви, в апокрифах, в сочинениях еретиков: Василида, Валентина, Маркиона, – в творениях языческого философа Цельса. Свидетельство древних переводов сирийского и латинского. Поворот в современной критике. I. Игнатий. Послание Варнавы. Поликарп. Папий. Кодрат. Иустин мученик. Пофин. Эрма. Послание к Диогнету. Многочисленные лица, пережившие век Апостольский. Авторитет устного предания при предании письменном Поток устного предания переступил границу второго века; он продолжал течь, но в русле, уже несколько суженном. Благодаря четырем Евангелиям, струи его становятся более прозрачными и менее расходящимися. Очевидных свидетелей нет более; начинается вторая генерация свидетелей, генерация преемников апостольских. Она восходит нас далее промежутка тридцати трех лет, обыкновенно назначаемых для одной генерации. В истории, в отношении к свидетельствам, продолжительность одной генерации превышает 60 и даже 70 лет, так что с 33 до 160 или до 170 года по Р. Хр., мы совершенно верно можем насчитывать только две генерации свидетелей. – Человек, которого дед и отец достигли бы восьмидесятилетнего возраста и вступили бы поздно в супружество, могли бы теперь в 1879 году подтвердить совершенную действительность происшествий, которых дед был очевидцем, принимавшим в них живое участие в 1739 году, следовательно за 140 лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В «Житиях святых» свт. Димитрия (Савича (Туптало)), митр. Ростовского, сказание о К., Дионисии, Киприане, об Анекте, о Павле и Крискенте представляет собой смешение всех известных текстов о К. (ЖСв. Март. С. 198-205). 10 марта также при Деции и Валериане пострадал мч. Кодрат Никомидийский с дружиной; совпадения имен иногда приводят к путанице между не имеющими друг к другу никакого отношения святыми. В греческой печатной Минее содержится канон К. и его дружине, составленный прп. Иосифом Песнописцем ( Рыбаков. 2002. С. 132). Также известны каноны песнописцев Климента Студита (наиболее ранний список - Crypt. D.a. 17. Fol. 35-39v; AHG. T. 7. P. 137-149) и Георгия (по списку Paris. Coislin. 309. Fol. 37v - 41; AHG. T. 7. P. 150-157). В каноне Иосифа упоминается храм в Коринфе, освященный во имя мучеников. Сведения о почитании мучеников в Коринфе в V-VI вв. подтверждаются данными археологии ( Rothaus. 2000. P. 97-98; Brown. 2008. P. 150-151). Ист.: BHG, N 357-358; ActaSS. Mart. T. 2. P. 5-12, 696-700; PG. 117. Col. 345; 149. Col. 503-520; Δουκκης. ΜΣ. Τ. 3. Σ. 163; SynCP. Col. 523-528; Laty š ev. Menol. T. 1. P. 216-218; AHG. T. 7. P. 137-149; Leone P. L. M. La «Passio sancti Codrati» di Niceforo Gregora//ΕΕΒΣ. 1987/1989. Τ. 47. Σ. 275-294; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 4. Σ. 61. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 101; Delehaye H. Catalogus codicum hagiographicorum graecorum bibliothecae D. Marci Venetiarum//AnBoll. 1905. T. 24. P. 189; Ehrhard. Überlieferung. Bd. 1. S. 426-429; Bd. 2. S. 644-645; Halkin F. Saint Léonide et ses sept compagnes martyrs a Corinthe//ΕΕΒΣ. 1953. Τ. 23. Σ. 217-223; idem. Catalogue des manuscrits hagiographiques de la Bibliothèque nationale d " Athènes. Brux., 1983. P. 75-76. (SH; 66); Lucchesi G. Quadrato, Dionigi, Cipriano, Anecto, Paolo e Crescente//BiblSS. T. 10. Col. 1271-1272; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 254; ВМЧ. Март. Дни 1-11. С. 196, 199-200; Rothaus R. M. Corinth, the First City of Greece: An Urban History of Late Antique Cult and Religion. Leiden; Boston; Köln, 2000; Рыбаков В., прот. Св. Иосиф Песнописец и его песнотворческая деятельность. М., 2002; Brown A. R. The City of Corinth and Urbanism in Late Antique Greece: Diss./Univ. of California. Berkeley, 2008; Παρασκευοπολου Η. Το αγιολογικ και ομιλητικ ργο του Νικηφρου Γρηγορ. Θεσσαλονκη, 2013. Σ. 109-115.

http://pravenc.ru/text/1841654.html

Больной паломник хотел быстрого лечения, но отец Кодрат не торопился. Он сел рядом с кающимся грешником и создалась атмосфера близости, дружбы и доверия. «Грешен я, Отче». «Так Но я вижу тебя агнцем Божиим. Скажи мне, есть ли у тебя дети? Когда ты пришел на Святую Гору? Чем занимаешься?» Какое-то время они беседовали, затем Старец надел епитрахиль. «Подойди, чадо мое, – сказал он ему. – Видишь, вот икона Христа. Ничего не скрывай. Бог все знает, все видит, все слышит. А я такой же человек, как и ты, с такими же страстями. Поэтому наберись мужества» Ненасильственно, легко вся горечь и боль ушли из сердца человека, ушли через покаяние, в полной уверенности в милосердие Божие, олицетворением которого были для него фигура и епитрахиль Старца, Он рассказал все, искренне каясь. Он плакал. Речь его, его душа, его плачь – все было о покаянном пятидесятом псалме Давида: «Яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну» (5). Чего еще может человеколюбивый Господь требовать от человека? Покаяние. Возвращение. Вот единственный путь в Рай, путь, которым прошли и мытарь, и блудница, и разбойник И этой израненной душе Господь открыл тот же путь Своим отеческим попечением через таинство исповеди. Это происходило на Страстной седмице. Когда отец Кодрат принял исповедь, соболезнуя и плача вместе с ним по своему обыкновению, то, склонясь с любовью к кающемуся, сказал: «Чадо мое, Господь видит покаяние твое и слезы твои. Поэтому слушай. Сегодня Великий Четверг, и все отцы постятся, дабы принять Святое Причастие. Останься здесь на эти дни. В чистых святых окрестностях монастыря тебе будет лучше. Помолишься вместе с нами, попостишься и примешь Причастие Я сам буду совершать Литургию и причащу тебя. Грехи твои прощены. Больше не греши». . Радость человека по окончании исповеди мы не в состоянии описать. Все вокруг него было пронизано светом мира и прощения, и милости Господа. Он был направлен ко спасению. И радость отца Кодрата, направившего ко спасению еще одну жизнь человеческую, уже было потерпевшую крушение, была подобна радости Христа, когда Он находит заблудшего, подобна радости небесной о кающихся грешниках. Духовное наследство

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Игнатий снова утверждает, 7) что Иисус физически происходил из рода Давида, и добавляет, 8) что Он также был Сыном Божьим, о чем свидетельствует непорочное зачатие. 9) Иисус принял крещение от Иоанна, 10) а затем был распят при Понтии Пилате и Ироде четверовластнике. 11) После этого Иисус воскрес из мертвых. Во втором упоминании Игнатий больше внимания уделяет Воскресению Иисуса: «Ибо я знаю и верую, что Он и по воскресении Своем был и есть во плоти. И когда Он пришел к бывшим с Петром, то сказал им: возьмите, осяжите Меня и посмотрите, что Я не дух бестелесный. Они тотчас прикоснулись к Нему, и уверовали, убедившись Его плотью и духом. Посему-то они и смерть презирали и явились выше смерти. Сверх того, по воскресении, Он ел и пил с ними, как имеющий плоть» 527 . Говоря о Воскресении, Игнатий утверждает, что Иисус 12) был воскрешен во плоти. 13) Затем Он явился Петру и ученикам и велел им прикоснуться к Его физическому телу, что они и сделали. 14) Иисус ел и пил с ними после Воскресения. 15) Как и Лукиан, Игнатий пишет, что, уверовав, ученики начали презирать смерть. Последнее упоминание у Игнатия об историческом Иисусе – из «Послания к магнезийцам»: «Это пишу вам… (чтобы вы) вполне были уверены о рождении и страдании, и воскресении, бывшем во время игемонства Понтия Пилата, что они истинно и несомненно совершены Иисусом Христом – надеждою вашею» 528 . Здесь Игнатий заверяет читателей, что они могут быть уверены в реальности 16) рождения Иисуса, 17) Его смерти и 18) Воскресения – последние два события произошли во время правления Понтия Пилата. Как и в других упоминаниях, Игнатий стремится утвердить эти события в историческом контексте. Его цель, по крайней мере, отчасти – ответить на угрозу гностицизма, зачастую отрицавшего физические толкования некоторых из этих событий. Кодрат Афинский Кодрат – один из первых апологетов, начавших отвечать на возражения против христианства, – написал свою апологию императору Адриану около 125 г. н.э. К сожалению, это сочинение сейчас известно только по одной цитате, сохраненной Евсевием в четвертом веке.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/drevnie...

архимандрит Херувим (Карамбелас) Скачать epub pdf Старец Кодрат из монастыря Каракалл Отец Кодрат был истинным рыбаком – ловцом человеков. Как никто иной мог он улавливать души. Леской его было покаяние, удочкой – свет Божий, а наживкой – любовь. Место покаяния и подвижничества Святой монастырь Каракалл Святой монастырь Каракалл–один из великих афонских монастырей, одиннадцатый по иерархии, имеет интересную историю. Он расположен на северо-восточной стороне Афонского полуострова на лесистом, живописном склоне холма, обращенном к огромному Эгейскому морю, берег которого лежит от него в получасе ходьбы. Немного повыше него поднимается святой монастырь Филофей, а к юго-востоку, на расстоянии четырех часов ходьбы, Лавра. Посетитель Каракалл а, рассматривая окрестности из гостевого домика, непременно окажется под сильным впечатлением от увиденного. «К юго-востоку простирается Эгейское море, огромное и спокойное, в водах которого отражаются небеса. К западу открываются дикие ущелья, тянущиеся от самых высот Афона, и песня севера слышится нам в постоянных и разнообразных завываниях ветра. С первой улыбкой рассвета, когда лучи солнца освещают морские волны, симантроны призывают нас на Литургию...» (К Луварис, «Афон, врата Неба», стр. 49). Все, кто бывал в монастыре Каракалл летним утром, увезли такое впечатление. Первые страницы истории монастыря затеряны в глубине веков. Мнение, что он связан с римским императором Аврелием Антонием Каракаллой (3-ий век) не поддерживается современными историками, Доподлинно известно (об этом свидетельствует хрисобулла Византийского Императора Романа IV Диогена (1068 –1071), что монастырь существовал уже до 11-го века. Подобно другим монастырям на Афоне, он помнит различные повороты истории. После падения Византии Каракалл пережил время упадка и был почти разрушен. Но благодаря заботам правителя Молдавии Иоанна Петра Рареша (1527– 1546) и его дочери Роксандры, супруги правителя Молдовалахии, он был восстановлен и укреплен. Между монастырем и морем стоит высокая величественная башня, построенная в XVI веке на деньги правителя Молдавии Рареша.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

«Господу благоугодно было отдать тело свое на разрушение смертное, дабы осветились мы прощением грехов, т.е. чрез окропление кровью Его... Сын Божий, Он же Господь и будущий Судья живых и мертвых, пострадал с тем, чтобы обновить в нас жизнь смертными язвами; так и должны мы верить, что Сын Божий не иначе, как за нас, предан был на страдание». 220 О действии крещения так учит он: «Мы вступаем в воду покрытые немощами и грехами и выходим оплодотворенные в сердце страхом Божьим и упованием на Христа Иисуса во святом Духе». 221 К мнению времени надобно отнести мысль послания, что мир должен окончиться с окончанием 6.000 лет. 222 Апостолу Варнаве приписывали еще Евангелие Варнавы, но без всякого сомнения подложное. 223 § 28. Св. Кодрат епископ Афинский: жизнь его, апология, послание к Диогнету «Кодрат, ученик Апостолов, так пишет бл. Иероним, тогда, как Публий Афинский Епископ увенчан был венцом мученическим за веру, поставлен был на его место и собрал своей верой и заботливостью церковь , рассеянную страхом. Когда Адриан, во время пребывания в Афинах, посещая елевзинское святилище и посвятясь почти во все таинства Греции, подал повод ненавистникам христиан преследовать верующих и без указа императорского: он представил Адриану книгу в защиту веры нашей, весьма полезную, исполненную веры и ума и достойную учения Апостольского». 224 – Апология Кодрата, представленная в 126 г., столько имела успеха, что Адриан выдал указ не осуждать никого без улик в вине. 225 Слушатель Апостолов, славный даром пророчества 226 , скончался мученически около 130 года. 227 Диогнет, образованный язычник, желал узнать 235 христианскую религию и выведывал, где мог: «какому Богу веруя и какое совершая служение, христиане так презирают мир?». По его желанию в послании изображается суетность богов (§ 2), неразумное суеверие Иудеев (3–5), высокая и неземная жизнь христиан. «Христиане, говорить он, не отличаются от других людей ни местом происхождения и жительства, ни языком, ни жизнью гражданской... Они живут в городах своих, как странники, принимают во всем участие, как граждане и все терпят, как путники...

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010