В великие праздники: Рождество Христово, Богоявление, Сретение (хотя в этот праздник и не положено праздничных антифонов), Преображение, Неделю ваий, Пасху, все дни пасхальной седмицы, Пятидесятницу, понедельник Святого Духа (хотя и не положено праздничных антифонов), в Воздвижение креста диакон произносит «входное» (Εσοδιχς), «входный стих праздника» 607 . «Входное» заимствуется из пророческих псалмов и имеет отношение к празднуемому событию. «Входное» составляет как бы приветствие, которое Церковь выражает или побуждает верующих выражать Сыну Божию, изображаемому предносимым Евангелием. В те дни, в которые не произносится входный стих, заменяет его пение: «Приидите поклонимся и припадем ко Христу», и к этому присоединяют припев вседневного антифона, именно в дни седмичные поется: «Спаси ны, Сыне Божий, во святых дивен сый, поющыя Ти, аллилуиа»; в Недели (воскресения) (Служебн., лит. Злат. и Ирмолог. и Чинов.), в Пасху и все дни пасхальной седмицы (Тип. и Триоди Цветной, послед. на день Пасхи) поется: «Спаси ны, Сыне Божий, воскресый из мертвых, поющыя Ти, аллилуиа» (Служебн., лит. св. Иоан. Злат. и Ирмолог.); в Рождество Христово: «Спаси ны, Сыне Божий, рождейся от Девы, поющыя Ти» (Тип. и Минеи, послед. 25-го декабря); в Богоявление Господне: «Спаси ны, Сыне Божий, во Иордане крестивыйся, поющыя Ти» (Тип. и Минеи, послед. 6-го января); в Вознесение: «Спаси ны, Сыне Божий, вознесыйся во славе, поющыя Ти» (Тип. и Триоди Цветной, посдед. на день Вознесения); в Пятидесятницу и в понедельник Святого Духа: «Спаси ны, Утешителю благий, поющыя Ти» (Тип. и Триоди Цветной, послед. на Пятидесятницу); в Преображение: «Спаси ны, Сыне Божий, преобразивыйся на горе, поющыя Ти» (Тип. и Минеи, послед. 6-го авг.); в Воздвижение: «Спаси ны, Сыне Божий, плотию роспныйся, поющыя Ти» (Тип. и Минеи, послед. 14-го сентября); в Неделю ваий: «Снаси ны, Сыне Божий, возседый на жребя, поющыя Ти» (Тип. и Минеи, послед. Недели ваий). Эти праздничные припевы поются не только в день самого праздника, но и в попразднство до отдания. В последовании Типикона на 15-е сентября сказано: «По Входе: «Спаси ны, Сыне Божий, плотию распныйся, поющыя Ти, аллилуиа. Сице поем и до отдания» (Сн. Тип., послед. 7 янв.). После всех этих припевов поется: «Аллилуиа». «Аллилуиа» поется однажды, а не трижды, о чем ясно сказано в Служебнике (Служебн., лит. Злат.), ибо в это время пение «Аллилуиа» относится не ко всей Святой Троице, а к Сыну Божию, пришедшему на землю для искупления людей).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Причт живет в собственных домах, построенных на церк. земле. Церковный капитал в количестве 3,282 р. истрачен на обновление церкви. Из шести домов, построенных на церк. земле, в трех помещаются: священник, диакон и просвирня, в остальных трех живут вдовы и сироты духовного звания. Жалованье священник получает 200 р., диакон – 100, просвирня – 50. Дохода получается до 800 р. в год, на весь причт. Пограничные приходы: Сяберский (Луг. у.), в 25-ти вер., Посолодинский (Луг. у.) в 20-ти верстах, Лядский – в 12-ти, Лосицкий – в 18-ти, и Бельский – в 24-х верстах. Приход составляют, кроме Боброва, деревни, лежащие по обе стороны р. Плюсы. По сю сторону Плюсы находятся: Верхнее и Нижнее Орехово – в 2-х верстах от церкви, Березицы – в 5-ти верстах, Почап – в 2-х верстах, Комарово – в 3-х, Игамелъ – в 6-ти, Погребище – в 12-ти, Заберезье – в 7-ми, Полуяково – в 7-ми; за рекой находятся: Утичъе – в 12-ти верстах, Заозерье – в 7-ми, Вешень – в 3-х, Лядинки и Горбово – в 6-ти и Пажино – в 12-ти вер. Помещичьи усадьбы следующие: Пелешок – отставного майора В. О. Черкасова – в 3-х верстах, Глебова Горка – генерала в 3-х верстах, и Заберезье – г-жи Матчиной, в 7-ми верстах. Всех прихожан считается: Духовных муж. пола жен. 14, Военных Крестьян 1,443, „ 1,726, 1,546, 1,844, Школа, открытая в 1867 году, сперва была приходскою, а чрез 2 года передана земству. Она содержится на счет земства и волости. От земства даются: жалованье учителю и учебные пособия, а от волостей – помещение, отопление и прислуга. Закону Божию с 1867 года учит священник Парвицкий, получая по 50 коп. за урок. Учащихся ежегодно бывает до 40 человек. Есть еще небольшие школы в Игомели, Полуякове, Комарове и друг. Они помещаются в домах крестьян; в них учится от 20 до 30 человек. Сельские праздники: день св. Троицы – храмовой праздник; день Казанской Божией Матери (8 июля) и день св. Иоанна Милостивого. Часовни имеются в Игомели, Погребище, Заозерье, Полуякове и Горбове. На месте бывшей Глебогорской церкви есть старое кладбище.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Критониан, почтеннейший епископ афротисиадский, в Карии, сказали «находя, что это послание папы Льва согласно с изложением 318-тисвятых отцов никейских, которое утвердили 150, собиравшиеся в царствующем городе, и которое согласно истолковал святой памяти Кирилл в Ефесе, и, соглашаясь во всем, я подписал». (Иоанн, епископ амазонский, подобным образом). (Дионисий, епископ антиохийский, подобным образом). Папий, почтеннейший епископ ерисский, сказал: «я нашел, что послание святейшего архиепископа Льва согласно с изложением святых отцов, собиравшихся – в Никее 318-ти и после того в царствующем городе 150-ти, и с посланием святой памяти Кирилла; и, следуя ему, я соглашаюсь». Евпифий, почтеннейший епископ стратоникийский, сказал: «и я нашел, что послание блаженнейшего архиепископа Льва говорит согласно с изложением 318-ти святых отцов, сходившихся в городе Никее, и 150-ти, собиравшихся после того в царствующем городе, и с посланием святой памяти Кирилла; соглашаюсь во всем и подписал». Феодорит, почтеннейший епископ алавандский, в Карии, сказал: «и я соглашаюсь с посланием святейшего архиепископа Льва, которое согласно с изложением 318-ти святых отцов и 150-ти, после того бывших в Константинополе, и с посланием святой памяти Кирилла; и подписал». Менандр, почтеннейший епископ Ираклии Салваки, в Карии, сказал: «я нашел, что послание святейшего архиепископа Льва согласно с изложением 318-ти никейских и 150-ти константинопольских, и с посланием святой памяти Кирилла; и я, соглашаясь c ним, подписал». Иоанн, почтеннейший епископ книдский, сказал: «я верую (так), как изложили святые отцы – 318-ть (в Ефесе) и 150 в Константинополе, и как веровал блаженный Кирилл; и я принимаю послание блаженнейшего папы Льва, и, соглашаясь с ним, подписал». Тинханий, почтеннейший епископ аполлониадский, сказал: «я нашел, что послание святейшего архиепископа Льва согласно с изложением святых отцов – 318-ти и 150-ти, собиравшихся в царствующем городе, и с посланием блаженнейшего Кирилла; и, мысля так, я подписал».

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

   Критониан, почтеннейший епископ афротисиадский, в Карии, сказали «находя, что это послание папы Льва согласно с изложением 318-тисвятых отцов никейских, которое утвердили 150, собиравшиеся в царствующем городе, и которое согласно истолковал святой памяти Кирилл в Ефесе, и, соглашаясь во всем, я подписал».    (Иоанн, епископ амазонский, подобным образом).    (Дионисий, епископ антиохийский, подобным образом).    Папий, почтеннейший епископ ерисский, сказал: «я нашел, что послание святейшего архиепископа Льва согласно с изложением святых отцов, собиравшихся — в Никее 318-ти и после того в царствующем городе 150-ти, и с посланием святой памяти Кирилла; и, следуя ему, я соглашаюсь».    Евпифий, почтеннейший епископ стратоникийский, сказал: «и я нашел, что послание блаженнейшего архиепископа Льва говорит согласно с изложением 318-ти святых отцов, сходившихся в городе Никее, и 150-ти, собиравшихся после того в царствующем городе, и с посланием святой памяти Кирилла; соглашаюсь во всем и подписал».    Феодорит, почтеннейший епископ алавандский, в Карии, сказал: «и я соглашаюсь с посланием святейшего архиепископа Льва, которое согласно с изложением 318-ти святых отцов и 150-ти, после того бывших в Константинополе, и с посланием святой памяти Кирилла; и подписал».    Менандр, почтеннейший епископ Ираклии Салваки, в Карии, сказал: «я нашел, что послание святейшего архиепископа Льва согласно с изложением 318-ти никейских и 150-ти константинопольских, и с посланием святой памяти Кирилла; и я, соглашаясь c ним, подписал».    Иоанн, почтеннейший епископ книдский, сказал: «я верую (так), как изложили святые отцы — 318-ть (в Ефесе) и 150 в Константинополе, и как веровал блаженный Кирилл; и я принимаю послание блаженнейшего папы Льва, и, соглашаясь с ним, подписал».    Тинханий, почтеннейший епископ аполлониадский, сказал: «я нашел, что послание святейшего архиепископа Льва согласно с изложением святых отцов — 318-ти и 150-ти, собиравшихся в царствующем городе, и с посланием блаженнейшего Кирилла; и, мысля так, я подписал».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Ныне же избравше честных мужей от Иверского монастира проигумена Иоакима иеромонаха, духовника суща настолному патриарху Парфению, и от ватопедского монастира Виктора пръваго старца съборного, послахом с честными братиами Иоанникием архимандритом и с Савою келарем в Константинград к патриарху съвръшити царское ти повелиние, хотехом паки потрудити архимандрита Иоанникия к пресвет 699 … … … с преподобным Савою посл … … но ради лютого звера сего обышедшаго нас оубояхомся послати его, да не како розумев разорит святую гору, мнооги бо и люты враги имамы окрест нас. Благодарим же Бога яко мирно приидошя, понеже отцу архимандриту Иоанникию искусну сущу в всех и мноогы языки ведящу с въсацем хранением проидошя до святыя горы и не роузмешя врази Креста Христова. Ныне же велми боимся яко велик мятеж есть, тъчию Бог да покрыет. Пишет же светлое ти царство и о Феофане архимандрите коонстамонитском, како безчинно ходил есть, и мы слышавше велми оскръбихомся о нем, яко безчиние его на нас приходит. Что отвещати не вемы! Точию якоже Бог просветит царское ти срдце, сътвори с ним милость, подражая своего Царя Христа, о распинающих его моляше своего Отца, рек, остави им отче, не ведят бо что творят. Аще бо безакониа назриши господи, господи кто постоит, рече царственный пророк, молимся. А о ватопетском монастири разумехоом о всех, о них же пишет въседръжавное ти царство, но о сем они будут сами писати к светлому ти царствию о своих делех. Мы же паки обращаем слово на моление к православному ти царствию и молим тя, о Христолюбивый Царю, да не прогневаешися на ны, зане не могохоом исплънити твоего царствиа прошение, не от нашего нерадениа, да не боудет, но неполучного ради временне, възбранени быхоом. Мы бо и ныне и после и всегда раби благопокорни и богомолци въседушни святого ти царствиа есмы и всех благ рачителие великого ти царствиа, но посреди скорпий живем и не можем еже хощем сътворити. Бог же премилостивый и в щедроотах пребогатый да преложит лета летом вседержавному ти царствию, и да оукрепит е и възвеличит и имя твое да прославит в род и род, и да не оскоудеет Царь от светлого ти рода и вождь от бедру твоею благочестив, дóндеже приидет чаемый Христос Царь славы, праведный Судиа, и тъи да тя сподообит наследника быти небесного царствиа, с всеми святыми и благочестивыми царми в векы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/is...

Пролог. (Act SS. 13 mart. р. 259). Св. Кесария, брата св. Григория Богослова . Скончался в 368 или 369 г. Св. Григорий Назианзин , в надгробном ему слове, и в стихотворении о своем житии. (Fabr. VIII. 433.1). Март. Р. 25 февр. Св. Тарасия. " Воспоминает Пролог, но неизвествует, коего: ибо в месяцеслове обретается Тарасий святый един», 25 февр. Чет. Минея. 10 Святых мучеников Кодрата, Киприана, Дионисия, Анекта, Павла, Крискента и прочих с ними. Пострадали в Коринфе при Декии от игемона Иасона в 250 году; где мученики были усечены, явился чистый источник воды. После шести сих мучеников заклан другой Дионисий ножом. При игемоне Терции, Викторин, Виктор и Никифор в ступе истолчены, Клавдий, Диодор, Серафион и Папий умерли от различных мук (31 Января). Там же пострадали от игемона Венуста, Леонид и семь жен: Хариесса, Нунехия, Василисса, Ника, Калиса, Гали (Галина), Феодора и другие (16 Апреля). Св. Кодрат был предводителем и наставником сих мучеников. Чет. Минея от Метафраста и от Никифора, прозываемого Грегора, сокращенно. (Act SS. 10 mart.). Мес. В. Март. Р. В службе канон Иосифа. Святых мучеников Кодрата Никомидийского и с ним Саторина и Руфина и прочих. Страдали при Декии и Валериане, Кодрат в Никомидии, Никее, Апамее, Кесарии и Аполлонии; Саторин и Руфин в Кесарии от анфипата Перенния. Чет. Минеи от Великой Минеи Четьи сокращенно. (Act. SS. maii II. р. 363). Март. Р. 7, Мес. В. 9 мая. Преп. Анастасии патрикии. Из придворных императора Иустиниана. Заметив нерасположение к себе царицы Феодоры, удалилась в Александрию и там подвизалась в основанном ею женском монастыре. По смерти императрицы Иустиниан хотел вызвать ее ко двору, но она удалилась в скит к пр. Даниилу, который переименовал ее Анастасием, облек в мужскую одежду и поселил в пустыне. Скончалась после 28-летних подвигов в 567 г. Чет. Минея. (Act SS. 10 mart.). 11 Св. Софрония, патриарха Иерусалимского. Из Дамаска, инок обители св. Феодосия Великого, сподвижник и ученик Иоанна Мосха , умершего в Риме в 620 году. Управлял Иерусалимской церковью после Модеста десять лет. Скончался в 644 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

1927). Старцу достало и терпения, и выдержки, а горе-беглец, пустившийся странствовать по миру, погиб на улице в Афинах под колесами грузовика. Несчастье еще одного из его учеников, хотя и не столь трагическое, очень поучительно. Когда тот пришел в общину, стал выказывать большую преданность и послушание, и его посчитали достойным монашеской схимы. Но по прошествии немногого времени все изменилось: Старец уже не казался ему таким духовно опытным, каким виделось вначале. Он видел множество недостатков, много несовершенного. И решил что-то предпринять. «Мне нужно поискать другого, лучшего старца. Я должен найти такого, чтобы был по мне,» – думал отец Дамаскин. И с такими мыслями однажды утром отправился в Каракалл, где подвизался прославленный Старец отец Кодрат. Он верил, что отец Кодрат успокоит его душу, указав достойного старца. Когда же все рассказал ему – все, кроме того, что «недостойным» старцем был старец Даниил, стал ожидать ответа. «Тебе следует сделать вот что,–сказал богодухновенный Отец. – Иди в Катонакию, там есть великий Старец именем Даниил. Он станет наставлять тебя, а ты пребудь в послушании». Отец Дамаскин, никак не ожидавший такого ответа, был видимо смущен. Но что оставалось делать? Нахмурив лоб и поразмыслив, вернулся он в Катонакию. Это необычное «совпадение» привело его в чувство, и он впредь оставался в смирении и послушании. Старица Кечровунио Одной из духовных чад старца Даниила была старица Феодосия, известная своей подвижнической жизнью игумения монастыря Успения Божией Матери в Кечровунио на Тиносе. Она с детства отличалась добродетельностью. И будучи мирянкой (ее мирское имя Феодора Н. Каркици), и став монахиней, а затем и игуменией, всю жизнь прожила под его духовным руководством и ничего не предпринимала без его совета. Познакомил их Александр Мораитидис, часто бывавший со своей супругой на Тиносеосе. С первых шагов своей монашеской жизни матушка Феодосия ! руководствовалась мудрыми наставлениями старца Даниила и никогда не сомневалась в правильности этого.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Услышав это, воевода царский удивился дерзости и приказал оруженосцам, чтобы наглого (так думал злобожный) незнакомца взяли и представили к нему ближе. Но дерзающий по Богу Кодрат, не дожидаясь стражи, устремился туда сам и, раздвигая руками теснящийся народ, стал пред Переннием. Все обратили на него взоры свои; а он, оградившись крестным знамением, воскликнул: «Се, от имени всех предстою тебе и уведомляю тебя, что мы все, сколько здесь ни видишь, воины Иисуса Христа...» Взирая на столь великого ревнителя православной веры, все христиане укрепились; все восхотели лучше пролить кровь свою, нежели сказать одно слово в пользу язычества. Святой Кодрат был предшественником страдальцев. Человек не должен сомневаться, жертвовать ли самим собой, если имеет случай обратить других на путь спасения или поддержать на оном. Великодушие против обид 23 Некоторый старец, по имени Кир, будучи из низкого рода и весьма кроток, не понравился братии. Часто случается, что за смирение или за другие хорошие качества, наконец, полюбят того, кого прежде не любили; но участь преподобного Кира была не такова! С продолжением времени умножалась ненависть братии: не только старшие, но и юноши, находящиеся под искусом, оскорбляли его и нередко даже выгоняли из-за стола. Это продолжалось пятнадцать лет. В той обители случилось быть Иоанну Лествичнику. Видя, что кроткий Кир, будучи выгоняем из-за стола, часто ложился спать голодным, он спросил у него: «Скажи мне, что значат эти против тебя обиды?» – «Поверь мне, любезный о Христе гость, – отвечал смиренный старец, – что братия так поступает не по злобе; они только искушают меня, достойно ли ношу образ ангельский? Вступив в эту обитель, я слышал, что отшельнику должно быть под искусом тридцать лет, а я прожил ещё одну половину». Христиане! Вот примерный поступок против тех, которые обидят нас. Кроткий Кир не хотел мстить на деле своим гонителям и считал за высшее счастье то, что бы другие почли для себя совершенным несчастьем. Ненавистник не способен ни к каким добродетелям 24 Во время гонений на христианскую веру взяты были под стражу два брата, которые друг на друга имели злобу, и после обыкновенных допросов осуждены на смерть.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Mansv...

Муч. Кондрата Никомидийского и с ним свв. мучеников: и Рфина и прочих. Св. Кодрат был знатного и богатого рода и жил в Никомидии. Во время гонения Валериана он золотом покупал себе свободный вход в темницы для ободрения и утешения своих единоверных братий. Когда же заключенных христиан предали мучениям за их веру, св. Кодрат, для большего ободрения их в страданиях, добровольно предался в руки мучителей. Сначала его мучили в Никомидии, затем в других городах и, наконец, усекли мечом близ реки Риндака. Видя долготерпение мученика, двое из христиан, Саторин и Руфин, публично исповедали свою веру во Христа и также были усечены мечом. Пр. переименовавшейся в мужском образе Анастасием скопцом. Она была богатая и знатная вдова, патриция, 60 и жила при Юстиниановом дворе в Константинополе. Будучи преследуема императрицей Феодорой, она удалилась в Александрию и построила там обитель. Спустя несколько лет, она облеклась в мужскую монашескую одежду и затворилась в одной пещере недалеко от скита старца Даниила. Здесь она безмолвно, невидимая никем, провела 28 лет и скончалась в 567 г., предузнав свое отшествие из этого мира. Мощи ее были перенесены в Царьград и в 1200 г. находились близ св. Софии. 11. З. Иже во святых отца нашего патриарха Иерусалимского. Родом из г. Дамаска, с блестящим светским образованием, он от юности возлюбил благочестивую жизнь, путешествовал по монастырям и, наконец, принял иночество в обители св. Феодосия Великого. Он много боролся с ересью монофизитов и монофелитов, за свою ревность по вере избран был в 634 г. в патриархи Иерусалимские и продолжал после того еще ревностнее бороться с еретиками. Он был «целомудр в делех, и праведен, мужественен и разумен». В 636 г. Иерусалим был взят магометанами, которые начали сильно притеснять христиан. Св. Софроний слезно молил Господа о своей смерти, чтобы не видеть страданий христиан и поругания святыни неверными, и мирно предал дух свой Господу (в 638–644 г.). Св. Софроний оставил после себя: Соборное послание, которым он нанес сильное поражение монофелитству, объяснение на литургию, имеющее историко-топографический характер, жития некоторых святых, чинопоследование царских часов на Рождество Христово, чинопоследование великого водоосвящения и много других церковных песнопений. 61

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Увы! Такое положение является бедствием для уз монашества, раной, нанесенной ему изнутри, забвением святых предначертаний, определенных во Святом Духе опытом святых отцов. Действительно, нельзя не испытывать недоумения по поводу того, что Святая Гора, хранящая с такою строгостью святые предания, нравы и обычаи древних отцов, не позаботилась о таком основополагающем принципе, как соединение пастырских обязанностей с положением игумена в монастыре. Почему в некоторых монастырях до сих пор держится обыкновение, согласно которому братия исповедуются чужому духовнику, а не своему игумену, который, как предполагается, должен быть отцом, врачом, наставником, мысленным Моисеем, духовным в подвиге «тренером», отвечающим за состояние их душ день и ночь? Следует надеяться и молиться, что по воле Господа в монастырях появятся и наилучшие игумены, и святое сознание того существенного значения, которое имеет их служение для славы Его имени и для спасения людских душ. Отец Кодрат стал игуменом не потому, что жаждал славы и отличий, а для того, чтобы сделаться слугою братий. В этом пункте он также следовал Самому Христу и, подобно Ему, мог обратиться к своим ученикам: «А я посреди вас, как служащий» 292 . «За двадцать шесть лет своего игуменства я, дети мои, по благодати Божией ни разу не заснул вне монастыря», – говаривал он. И в самом деле, это было так. Только иногда старец поднимался на высокую гору, чтобы присмотреть за монастырским лесом, и тотчас же возвращался назад. В часы отдыха после полуденной трапезы отец Кодрат не удалялся в свою келлию. Как правило, он садился на скамейку, стоявшую в беседке недалеко от придела преподобного Гедеона. Там он, опершись на свой посох, предавался умной молитве, а иногда, надев очки, углублялся в чтение какой-нибудь святоотеческой книги. Часто игумена видели и сидящим на стуле, рядом с деревянной лестницей, ведущей во двор монастыря, с головой, склоненной на тросточку. – Что ты тут делаешь, старче? – спрашивали его. – Да вот, сплю, дитя мое.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010