Один монах нашел как-то на подворье монастыря много дынь, погрузил их на осла и, не испросив благословения, привез в монастырь. В тот день пришел посетитель. Старец призвал того монаха и сказал ему: «Чадо мое, принеси дыню, угости гостя». Непослушный и дерзкий монах пошел прочь, бормоча: «Нет у меня дынь ни для каких гостей. Они только для отцов». Отец Кодрат давал ему возможность проявить послушание, за которое простил бы его первое прегрешение. Но из-за гордости монах впал в еще больший грех. «Так значит, дыни у тебя только для отцов?» – вопросил отец Кодрат. И вынужден был, чтобы преподать монаху хороший урок, разбить одну за другой все дыни об пол. В монашеской жизни непослушание приравнивается изгнанию из «Сада Сладости», духовной смерти, и поэтому с ним борются непримиримо. У отца Кодрата был один хороший монах, отец М., которого он хотел посвятить в диакона. Он предложил это Совету но согласия не получил. Члены Совета отказали, говоря: «Он безголосый». «Отцы, – возразил им отец Кодрат, – давайте посмотрим каноны. Разве там где-нибудь сказано, что того, кто не обладает хорошим голосом, нельзя посвятить в диакона?» Тогда Совет нашел другой предлог: место его рождения. «Мы не согласны, потому что он из Мореа (Пелопоннес)». Они имели в виду, что в святом монастыре Каракалл большинство отцов было из Малой Азии. И правда, когда нет разума о воле Божией, критерии людей становятся низменными. Когда душа эгоистична, мы действуем во вред. Мы судим человека по внешнему – голос, происхождение – и нам не видна милость Господня, возрождающая даже самое окаменевшее, порочное сердце, созидая «нового человека по образу Божию». Отец Кодрат был на страже день и ночь. Он весь был глаза и уши, потому что весь был любовь – истинная любовь к духовным детям своим. Эта любовь не давала ему покоя, но заставляла постоянно заботиться о них – об их послушаниях, молитве, о духовном росте каждого. Однажды увидел он монаха, отца Петра, праздно сидящего у ворот монастыря после полуденной трапезы. Отец Петр, эконом, был не последним человеком в монастыре. Старец, издали увидев его, приблизился и с отеческой заботой спросил: «Отец Петр, что ты делаешь здесь?»

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Скачать epub pdf Страдание святого мученика Кодрата Никомидийского и с ним святых мучеников Саторина и Руфина и прочих Память 10 марта Во времена нечестивого римского императора Декия 1795 и его преемника Валериана 1796 (когда со своею дружиною пострадал и святый Кодрат Коринфский ), из различных городов и селений были схвачены христиане и приведены в Вифинский 1797 город Никомидию, где и содержались в темнице. Среди обитавших в самой Никомидии христиан распространился тогда большой страх, особенно вследствие того, что к тем областям приближался сам царь Декий, который уже находился в Кесарии 1798 . Поэтому многие из христиан, скрываясь от рук мучителей, убегали в горы и пустыни, а другие смело оставались в своих домах, ожидали часа, в который могли бы сподобиться прославить Господа каким-либо видом мучений. Из числа таковых то и был святый Кодрат, о котором наша речь. Он отличался красотою, был благородного происхождения, богат, благочестив и обладал даром слова. Путем раздачи денег темничным стражам и воинам, он имел невозбранный доступ в темницу; здесь святый Кодрат угождал содержимым в узах единоверным братьям, принося каждому потребное для него. Он с мольбами увещевал их быть мужественными, не обращать внимания на муки, поднимаемые из любви к Христу Богу, приготовляющему вечное для них воздаяние в своем небесном Царстве. Настал день суда. Проконсул 1799 Перенний, пришедший в Никомидию по повелению царя, сел в присутствии народа на судилище, и приказал привести на допрос всех узников. Когда последние были приведены, начальник тюрьмы (комментарисий) сказал проконсулу. – Господин мой! По повелению твоей власти толпа беззаконных христиан, до настоящего дня содержавшаяся в темнице, ныне предстоит пред тобою на судилище! Тогда проконсул сказал рабам Божиим: – Пусть каждый из вас назовет свое имя, сан, род и место происхождения. На зрелище допроса христиан пришел также и блаженный Кодрат; заметивши, что некоторые из христиан упали духом и от страха побледнели, он побоялся, как бы из них кто-нибудь. не вынося даже самой мысли о мучениях, не отвергся Христа; поэтому, стоя позади всех, святой Кодрат громким голосом сказал:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Клавдий, муч. Остийский при Диоклетиане, с Сосанной и др. 11 авг. Клавдий, из 40 мучч. Севастийских ок. 320 года. 9 марта. Клавдия, из 7 дев, мучениц Анкирских ок. 304 г., с Феодотом. 18 мая. Клавдия, мученица Амисская при Максимиане, с Александрой и др. 20 марта. Клавдия девица, мученица Коринфская, с Текусой и др. 6 ноября. Клеоник, муч. Амисский ок. 308 г., с Евтропием. 3 марта. Клеопа, ап. из 70, брат Иосифа Обручника. 4 янв. Клеопатра, блаж. 4 в., с муч. Уаром. 19 окт. Климент, или Клим, ап. из 70. 25 ноября и 22 апр. Климент, священномуч. Анкирский ок. 312 г., и Агафангел. 23 янв. Кодрат, ап. из 70. 21 сент. Кодрат, Киприан, Дионисий и др., мучч. Коринфские при Декии ок. 250 года. 10 марта. Кодрат, муч. Никомидийский, с Саторином и Руфином, при Декии и Валериане. 10 марта. Кодрат, муч. Никомидийский ок. 303 г., с Исакием и Аполлосом. 21 апр. Коинт [Квинт), муч. Фригийский прп Аврелиане (270–275). 6 июля. Конкордий пресв.. муч. Сполетский ок. 175 года. 4 июня. Конкордия, мученица Римская при Валериане, с Ипполитом и др. 13 авг. Конон, муч. Исаврийский, стр. от Магдона, во 2 веке. 5 марта. Конон, градарь, муч., постр. в Памфилии при Декии. 5 марта. Конон, преподобномуч. Иконийский и сын его Конон, постр. ок. 273 г. при Аврелиане. 6 марта. Константин, он же Ексакустодиан, из 7 отроков Ефесских. 4 авг. и 22 окт. Константин Великий, ум. 337, и Елена, матерь его. 21 мая. Константин друнгарий, из 42 мучч. Амморейских в 840 году. 6 марта. Константин, преп. Синадский. 26 дек. Константин, в схиме Кирилл, еписк. Моравский, ум. ок. 869, с Мефодием. 11 мая. Константин, сын Феодора, князя Смоленского, с отцом и братом Давидом. 19 сент. и 5 марта (перенесение мощей). Константин бл., митрополит Киевский, ум. 1159. 5 июня. Константин, князь Муромский, ум. 1205, и чада его Михаил и Феодор. 21 мая. Константин Всеволодович, князь Ярославский, 13 в., с кн. Василием. 3 июля. Коприй преп., муч. Египетский при Иулиане. с Патермуфием. 9 июля. Коприй, преп. Палестинский, ум. ок 530. 24 сент.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

По сему вернее с месяцесловом Василия читать здесь в наших святцах Марции вместо Марии. Пр. Анфим (в греч. минеях). В неаполитанском календаре IX в. 6 июня положена память св. Анфима епископа. Мазохий не мало положил труда для решения вопроса: кто был сей Анфим. Он думает, что это был пресвитер мученик римский, что 11 мая в древних римских мартирологах, не справедливо к неополитанском названный епископом. Но, без сомнении, это пр. Анфим пресвитер монастыря Снудеев в Царьграде, что ныне в греческих памятниках. Что он именно разумеется в неаполитанском календаре 6 июня, об этом с достоверностию можно заключать на основании синайского 1 месяцеслова западновосточного также IX века, сей месяцеслов во многом сходен с неаполитанским, в нем 7 июня есть св. Анфим и называется преподобным. Сей святой также находится в западно-восточном криптоферратском Еклогадионе. В цареградском монастыре Снудеев совершалась память Ермила и Стратоника 13 января Дю-Канж IV. 161. Кириак диакон. На западе он считается одним из 14 пособников: к нему прибегают против злых духов. Муч. Кодрат . В медицейских и туринских минеях ныне положена память муч. Кодрата; без сомнения он же в Петровем синаксаре и других 9 июня, в студийских минеях и других 12 июня. В печатных греч. синаксарях он опущен. Кто же сей Кодрат? В студийских минеях 12 июня (Синод. 167) есть служба, по коей он был камнями отягчаем, ногтям стружен, свещами поджигаем, страдал на древе, наконец усечен. Другие мученики с ним слышали ангелов поющих. В евангелии Румянцов. Музея 80 июня 12 показана местность его деятельности или кончины или мощей после кончины: иже в Риндаке – το ν τ Πυνδκ. Тоже в Нанианском месяцеслове XI века с недопискою слова: Риндак. Города Риндака География не знает. Но была река Риндак в Малой Азии; ныне она Лупати или Лупад; в древности она была в Мизии на границах с Вифиниею. В некоторых памятниках смешиваются два лица апостол Кодрат, пострадавший в Магнезии и мученик Кодрат, пострадавший при Декии и Валериане (у нас 10 марта) в селении близ реки Риндака.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Недолгое время подвизался он в тихой уединенной Свято-Илиинской кафисме монастыря. Он проявил терпение, славя Господа и подвизаясь в умной молитве. В свою очередь приходил в монастырь и совершал там Литургии. В то время в монастыре было, кроме него, лишь два священника — отец Максим и отец Макарий. Однако спустя два месяца новый игумен упал с мула, когда ехал на праздник в Лавру, тяжело заболел и умер. Тогда отца Кодрата вновь призвали на место игуменское. Братия осознали свою вину перед ним, поняли и волю Господню. Они просили прощения. Старец простил их и с тем же смирением, с каким принял лишение, снова приступил к обязанностям игумена. Отец Кодрат был богобоязненным человеком. Но более он любил Бога и верил неизменно, что " любящим Бога вся поспешествуют во благое " (Рим. 8,28).     Много дивного рассказывают на Святом Афоне о жизни отца Кодрата, особенно о его молитвенности и литургическом служении. Его духовная жизнь была очень насыщенной — живой результат невероятных усилий подчинить плоть духу и освободить внутреннего человека. Рассказывают, например, что произошли чудеса, когда он однажды отправился совершить Литургию в каливе, и у него не оказалось с собой богослужебных книг. Но нам неизвестно, что именно произошло, как проявила себя тогда благодать Божия. Очистившим душу свою исцеляющей силой молитвы и аскетизма, Бог дарует богатство все просвещающих лучей Духа Святого.   " На души чистые и всякой грязи лишенные светит пророческая благодать " (свят. Василий Великий). Отец Кодрат был также удостоен особенного дара прозорливости, как показывает один случай, который хорошо известен и о котором часто рассказывается на Афоне. Это произошло во время всенощной в монастыре Каракалл. Игумен, отец Кодрат, сидел (один из редких случаев, когда он сидел) на своем месте, и на какое-то мгновение его одолел сон. Но вдруг он внезапно вскочил, словно что-то увидел или услышал. " Отцы, возьмите четки! Наши братия в море в опасности! Они могут утонуть! " И он первым начал молиться: " Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй рабов Твоих " .

http://isihazm.ru/?id=384&sid=31&iid=991

§ 1. Жизнеописание Св. Кодрат (Квадрат) стоит на границе письменности периода мужей апостольских и апологетов. Он является и учеником апостольским, и церковным апологетом. Блаженный Иероним пишет: «Кодрат, ученик апостолов, тогда как Публий, афинский епископ, увенчан был венцом мученическим за веру, поставлен был на его место и собрал своею верою и заботливостию Церковь , рассеянную страхом. Когда Адриан во время пребывания в Афинах, посещая елевзинское святилище и посвятясь почти во все таинства Греции, подал повод ненавистникам христиан гнать верующих и без указа императорского, он представил Адриану книгу в защиту веры нашей, весьма полезную, исполненную веры и ума, и достойную учения апостольского» (Цит. По «Конспекту патрологии», ч. I, Джорданвилль, 1993 г., стр. 17). Еп. Евсевий Кесарийский писал в IV веке: «И доселе есть у многих братий речь (Кодрата к императору Адриану), есть она и у нас; из нея ясно видны и ум, и апостольская верность его» (Там же). Язычники избивали св. Кодрата Афинского камнями и морили голодом. После долгих мучений, св. Кодрат скончался. Память его совершается Православной Церковью 21 сентября/4 октября и 4/17 января вместе с 70-ю апостолами, хотя непонятно почему этот муж апостольский причислен к последним. § 2. История и содержание апологии Апология св. Кодрата – это первая христианская апология, направленная на защиту христиан от язычников. Врученная императору Адриану в его бытность в Афинах в 125–126 или в 129–130 годах апология св. Кодрата, имела успех и временно смягчила гонения. Император Адриан издал указ не осуждать христиан без улик. Это яркий пример того, что христианская апологетика не обязана быть только обличительной, но может быть и увещевательной. Именно увещание, а не обличение, как правило, скорее приносит практические плоды. К сожалению, эта апология не сохранилась до нашего времени. Имеется только отрывок ее, приводимый еп. Евсевием: «Дела Спасителя нашего всегда были явны, так как они действительно были. Исцеленные Им и воскрешенные из мертвых не только были тогда, как были исцеляемы и воскрешаемы, но и после того во всякое время; они жили на земле, но долго еще и после отшествия Его, так что некоторые дожили и до нашего времени» (Цит. по «Конспекту по патрологии», ч. I, Джорданвилль, 1993 г., стр. 17).

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

«А приобретать в личную собственность вещи, имения или деньги никому из братий не позволено без согласия и решения игумена, ибо это совершенно запрещено божественными отцами нашими и великим Василием», – слышим мы завет святого Афанасия Афонского . Отец Кодрат особенно стремился к тому, чтобы внушить братиям принцип нестяжательства – одну из трех основ монашеского общежития. Самым большим нестяжателем в монастыре был он сам. Игумен всегда ходил в старом подряснике, а его келлия была без всяких излишеств, предельно аскетична. У старца не было кровати: в углу его комнаты лежала подстилка, вокруг которой располагались большие деревенские подушки, так что ложе походило на могилу. Там он укладывался спать. Достойный подвижник отец Кодрат! Ты поработил тело и усмирил плоть 301 , как совершенный воин и подвижник Христов. Ты сумел соединить нестяжательность с памятью о смерти, бедность с ощущением тщетности мира. Ты не дал сон очима твоима и веждома твоима дремание, и покой скраниама твоима 302 , пока не превратил себя в чистое вместилище благодати. Память о смерти, эта повседневная спутница старца, заставляла его спать на полу, охотно предаваться бдению, посту и страданиям. Глядя на свою скромную подстилку, опускаясь на нее, отец Кодрат, конечно, размышлял о том, как он будет лежать в гробу, душа же покинет тело и предстанет на Страшный Суд, где должна будет дать за себя ответ. В 1938 году отцу Серафиму, монаху с Кавсокаливии, доставило немало огорчений его здоровье. У него образовалась грыжа. В этом не было ничего удивительного или редкостного, если учесть, что монаху приходилось подниматься к своей каливе от морского побережья с мешками весом по 60–70 и более килограммов, да еще часами стоять на ногах во время богослужений. В это время ему довелось посетить монастырь Каракал. Радость отца Серафима была велика, ведь ему предстояло увидеть знаменитого отца Кодрата, попросить его благословения и молитв. Доверие, которое игумен внушил отцу Серафиму, придало тому смелости и описать трудности своей жизни, болезнь, от которой он страдал, и спросить, не найдется ли в монастыре подходящего пояса для его болезни. Отец Кодрат утешил монаха, поддержал его, дал ему и пояс. Но произошло при этом и нечто иное, поразившее отца Серафима. Старец вдруг поднялся, опустил руки к области живота и провел ими по своему телу. При этом из его внутренностей послышался как бы глухой стук.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Иероним вопрошает: „Кодрат, ученик апостолов и епископ Афинской церкви, разве не подал императору Адриану, посвященному в Елевзинские таинства, книгу в защиту нашей религии? И он был в таком почете у всех, что его превосходный ум остановил жесточайшее преследование» 34 . Главная ошибка этого известия заключается в том, что бл. Иероним отожествляет Кодрата-апологета с Кодратом, Афинским епископом, о котором упоминает Дионисий Коринфский в книге „Церковной Истории» Евсевия (гл. 23). Отожествлять этих лиц трудно, потому что Кодрат, епископ Афинский, жил во второй половине II в. († 170 г.). А Кодрат-апологет во время подачи апологии (около 126 г.) был уже в преклонных летах. Иначе, как он мог видеть исцеленных Господом? Одна ошибка повлекла за собою другую: бл. Иероним совершенно произвольно связывает факт посвящения Адриана в Елевзинские таинства с фактом гонения, жертвой которого, по Евсевию, был епископ Афинский Публий. Это гонение (бывшее не при Адриане, а при Марке Аврелии) подало, по мнению бл. Иеронима, Кодрату повод составить в защиту христианства книгу „весьма полезную» и подать ее Адриану! Чтобы быть последовательным, бл. Иероним присоединяет к указанным ошибкам еще новое ложное известие будто Публий, епископ Афинский, был непосредственный преемник Дионисия Ареопагита , первого Афинского епископа. Одно сравнение сведений Евсевия и бл. Иеронима о Кодрате убеждает нас, что единственным источником сведений бл. Иеронима о св. Кодрате и указанных ошибок были „Хроника» и „Церковная История» Евсевия. Сущность ошибок бл. Иеронима в известиях о св. Кодрате заключается в том, что автор „Каталога» 35 перепутал хронологию, связал причинной связью факты несовременные и отожествил двух лиц, живших в разное время. Апологии св. Кодрата бл. Иероним, вероятно, не читал; характеризует он ее словами Евсевия, прилагая от себя к ней только название „очень полезной»; кроме цитата Евсевия, бл. Иероним ничего не знает из апологии Кодрата, да и цитат Евсевия он немного переиначивает: по Евсевию, – Кодрат видел „некоторых” (τνες) исцеленных и воскрешенных Господом, а по Иерониму, – „очень многих” (plurimos). Трудно сказать, отожествлял ли бл. Иероним Кодрата-апологета с Кодратом-пророком или нет. Мнения ученых на этот счет расходятся: Отто говорит, что отожествлял, Гарнак отвергает это 36 . Нам кажется, что скорее можно согласиться с мнением Гарнака, ибо, если бл. Иероним отожествлял Кодрата пророка с апологетом, то почему он не сказал ни слова о сношениях последнего с дочерьми Филиппа и Аммонией и о его пророческом даре?

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Ostroum...

«От многословия не избежиши греха " ( Притч.10:19 ). «Тот, кто неспокоен, не может познать Господа» (преп. Нил Постник). Вместе с молчанием, исихазмом и молитвой, подчиняющими себе ум, отец Кодрат учил молодых монахов умеренности в пище. Однажды послушники вызвались прибрать его келью. Когда они почти закончили приборку, вошел отец Кодрат и сказал: «Очень хорошо. Ну и чем мне вас сейчас угостить?» «Турецким лакомством и коньяком!» – быстро ответил один из них, самый смелый. «Лакомством – да, но не коньяком». И Старец объяснил им значение воздержания в укрощении страстных юношеских порывов. Когда кто-нибудь из братии случайно разбивал в монастыре какую-либо вещь, отец Кодрат велел ему стоять у двери трапезной, держа в руках обломки, вместе с работником и чтецом, которые всегда стояли на коленях после трапезы, прося у всех выходивших прощения за грехи свои. Он ревностно заботился об общей собственности монастыря и хотел такую же заботу воспитать во всей братии. Однажды у двери кухни он нашел боб, один боб из стручка, упавший во время недавней чистки Нагнулся, поднял его и отнес повару. «Положи его тоже. Не пренебрегай им. Экономь и добре заботься обо всем в монастыре». Старец никогда не упускал возможности поучить тому, как должен выглядеть монах. Увидев на ком-нибудь из отцов твердую скуфью (которая считалась более элегантной и современной), он еще издали окликал его: «Эй, Отче, что на тебе надето? Монах должен носить только одну скуфью – из шерсти!» Отец Кодрат не был поклонником внешних форм. Однако понимал, что, наряду с внутренним содержанием, нужен и такой внешний облик, который поможет и охранит от опасных развращающих влияний. Одному согрешившему монаху, отцу Б., он дал епитимью в течение нескольких лет стоять у ворот монастыря и просить прощения у всех входящих и выходящих. В «Лествице» упоминается о схожем случае. Мудрый пастырь знал, как в каком случае использовать подходящие средства. Не хотел он, чтобы в монастыре были какие-нибудь газеты. Газеты приводят монахов в смятение. Они отвлекают их от главной цели, смущают и доносят в мирную гавань монашеской жизни штормовые волны мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

— Господин мой! По повелению твоей власти толпа беззаконных христиан, до настоящего дня содержавшаяся в темнице, ныне предстоит пред тобою на судилище! Тогда проконсул сказал рабам Божиим: — Пусть каждый из вас назовет свое имя, сан, род и место происхождения. На зрелище допроса христиан пришел также и блаженный Кодрат; заметивши, что некоторые из христиан упали духом и от страха побледнели, он побоялся, как бы из них кто-нибудь, не вынося даже самой мысли о мучениях, не отвергся Христа; поэтому, стоя позади всех, святой Кодрат громким голосом сказал: — Мы именуемся христианами; по званию и положению мы рабы невидимого Бога, Господа Иисуса Христа, а город и отечество наше — небо, где Бог вселяет уповающих на Него. Слышишь ли ты это, проконсул? Проконсул почти до ужаса удивился смелости святого Кодрата и сказал слугам: — Схватите этого глупца и подведите ко мне поближе. Услышавши слова проконсула, блаженный Кодрат, протеснившись чрез толпу, поспешно подошел сам и стал пред лицом проконсула, между тем как все обращали на него свои взоры. Осенив себя крестным знамением, святой Кодрат сказал проконсулу: — Вот я сам добровольно, а не по принуждению, подошел к тебе, чтобы держать слово за моих братьев и стать против диавола. Итак, скорее приводи в исполнение, что желаешь и, испытавши наше мужество, убедись, что мы непобедимые Христовы воины! — Безумный! — сказал проконсул, — прежде всего сообщи твое имя и род. — Я уже тебе говорил, — отвечал святой, — что я христианин, а братья мои рабы Христовы; наше имя и благородство состоит в том, чтобы именоваться и быть рабами Христа. — Послушайся меня, друг, — продолжал проконсул, — я доложу о тебе императору и он назначит тебя воеводой, конечно, если ты принесешь жертву нашим богам. — Проконсул, — отвечал святой, — не заблуждайся, утверждая что много богов: «Но у нас один Бог Отец, из Которого все» (1 Кор.8:6). — Богов существует много, — продолжал проконсул, — но, впрочем, царь повелел в настоящее время принести жертвы только двенадцати богам [ 7 ], которым и ты должен поклониться».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010