«Жени его!» Старец был ошеломлен. «Что случилось с духовником? – подумал он, – В своем ли он уме?» «Говорю тебе: жени его,» – твердо повторил тот. «Отец, что ты имеешь в виду?» – вопросил Старец дрожащим голосом. «Жени его на труде! Загрузи его работой! Понимаешь? Монаху работа должна заменять жену, чтобы избежать и уныния, и многих других искушений». Когда Старец применил этот совет и стал каждый день давать ученику своему работу, понял, насколько добрый он получил совет. Подавленность молодого человека исчезла, вернулся интерес к жизни, в каливе снова воцарилась радостная атмосфера. То было благотворное влияние труда. Отец Кодрат хорошо знал эту историю и при необходимости рассказывал ее. Но что более важно, он на себе испытал правила монашеской жизни, большое внимание уделяющие важному значению физического труда для подвизающихся в скитах и обителях. Однажды отца Кодрата пришел навестить Игумен Святопавловского монастыря. «Где Старец?» – спросил одного из монахов. «Он внизу, в дочейо (кладовая монастыря)» В тот день там солили сардины – делали запас на год. И, конечно, по обыкновению, Старец был первым в работе. «Старче, ты здесь?» – спросил Игумен, спускаясь вниз. «А как же, брат мой? – ответил отец Кодрат. – Ты же знаешь, рыба с головы гниет». Говоря это, он продолжал аккуратно укладывать сардины слоями, пересыпая их крупной солью. Слова его были назидательны. Он показал примером и словом, что Игумен должен быть образцом трудолюбия и служения, должен осознавать глубокую ответственность своего положения и примером своим наставлять послушников. Именно Игумен направляет жизнь обители. Если он отклонится от правильного пути, то все в монастыре будет приходить в упадок и разрушение. Отец Кодрат знал, что труд смиряет и освящает тело и душу. Соединенный с молитвой, он становится песнью, прославляющей Того, Кто «и поныне трудится», ведет к обожению, соделываясь молчаливым гимном, который поют Творцу все творения Его. Истинный игумен Добрый пастырь Немного можно вспомнить игуменов на Святой Горе подобных отцу Кодрату. Он был наделен даром пастырским. Можно даже сказать, что он родился, чтобы быть духовным наставником. С того времени, когда он взял в свои руки бразды правления в монастыре, управлял братией наилучшим образом и превратил

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Игумен попросил одобрения собора старцев, но ничего не добился. Они отказывались, говоря: «У него нет голоса». «Отцы, – отвечал игумен, – давайте откроем и посмотрим церковные правила. Разве там где-нибудь написано, что человек, не имеющий хорошего голоса, не может быть рукоположен?». Тогда у соборных отцов нашлось иное оправдание – их местнические интересы: «Мы не позволим ему стать диаконом, потому что он с Пелопоннеса» (!). Надо заметить, что большинство насельников монастыря Каракал происходило из Малой Азии. Воистину, к сколь негодным критериям прибегают люди, когда у них нет Божия просвещения! И когда душа поражена эгоизмом, то наше противление истине становится неосознанным и особенно вредным. И тогда мы, оценивая какого-либо человека, обращаем внимание только на внешнее: голос, рост, происхождение и не смотрим на благодать Божию, которая возрождает даже самое черствое, неподатливое сердце, создавая нового во Христе человека 300 . Отец Кодрат бодрствовал днем и ночью. Весь он обратился в зрение и в слух, ибо весь был исполнен любви – деятельной любви к своим духовным чадам. Эта любовь не позволяла ему безмолвствовать, но заставляла следить за всеми, будь то время работы, дело молитвы или вообще все, что касалось их духовного развития. Как-то раз после обеда старец увидел, что монах отец Петр сидит без дела у ворот монастыря. Отец Петр был видным монахом и к тому же принадлежал к числу старших братий. Старец заметил его издалека и подошел к нему с отеческой заботой. – Что ты здесь делаешь, отец Петр? – Да вот, старче, вышел ненадолго подышать воздухом. – Иди в свою келлию, отец Петр. Наше дело – четки и богомыслие. – Хорошо, старче, – произнес тот и подчинился. Таким образом отец Кодрат подражал святому Пахомию, которому ангел Господень, представ, сказал: «Возгревай приходящих к тебе огнем, который зажег в тебе Бог». Нестяжательный и милостивый подвижник Как посчастливилось монастырю Каракал, что он был и остается общежительным! Отец Кодрат всеми силами боролся за то, чтобы не просто сохранить узы киновии, но и возвести монашеское общежитие на его первоначальную высоту, придать ему подобающее величие. Поэтому при отце Кодрате монастырь Каракал занимал во всем афонском сообществе выдающееся место по своей строгости, по соблюдению устава и вообще по уровню духовной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Итак, я и на следующий сезон остаюсь на сибирских курортах, которые признаны полезными для моего темперамента!.. Первый сезон с Божией помощью я перенес легко и бодро, а второй, по-видимому, будет труднее. Но я в надежде на милость Божию и на Ваши святые молитвы вступаю и на этот подвиг бодро!.. Земно кланяюсь Вам, дорогой батюшка, а также отцу наместнику и всей братии и смиренно прошу у всех святых молитв и отеческого благословения. Недостойный иеромонах Феофан Сердобинцев. 1930 года 7/20 июля» 347 . Отец Феофан хоть и дожил до своего освобождения из ссылки, но здоровье его было полностью подорвано. Он еле добрался до Москвы. В Подмосковье в селе Петушки у храма Успения Божией Матери жили несколько братиев из Московского подворья во главе со схимонахом Макарием (Чирковым). Они и приютили его. Он был настолько болен, что уже не мог самостоятельно передвигаться. Скорая смерть избавила его от физических мучений и очередных преследований властей. Преставился отец Феофан 8 ноября 1933 года. Схиархидиакон Киприан (Рыженков) Схиархидиакон Киприан (в миру Кодрат Григорьевич Рыженков) родился в 1860 году в крестьянской семье в слободе Великой Михайловке Новооскольского уезда Курской губернии. Мать его звали Меланией. Семья была глубоко религиозной, и дети тоже все были очень набожными, особенно младший Кодрат. Еще малышом он любил играть в монаха, надевал на себя льняной мешок и завязывал пояс веревкой, на шею – деревянный крест и так ходил по слободе. При этом любил петь импровизированные песнопения, которые сам и придумывал. Также у него был дар. Он хорошо рисовал, изображая углем на доске святых. Монахов в этом селе почитали особо. Дело в том, что только из этой слободы в разных обителях Афона подвизались ровно 40 (!) человек 348 и каждая семья имела хотя бы одного родственника – афонского монаха, а то и по два или по три. В монахи уходили семьями. Поэтому не удивительно, что основной игрой маленьких детей слободы была игра в монахов. Но Кодрат не удовлетворился детскими играми и, будучи 15-летним юношей, серьезно решил уйти в монастырь. И, никого не предупредив, он оставил родной дом и почти пешком дошел до Одессы, где договорился с одним капитаном, и тот за определенную сумму провез его без документов прямо до Афона.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

– Клянусь богами, – говорил мучитель, – что я не буду щадить тебя, но изумительными мучениями и жестокою смертью погублю тебя окаянного! Уже при солнечном закате, святой был освобожден от мучений и с прочими христианами отведен в темницу. Причем проконсул приказал подсыпать под спину мученика мелких гвоздей, на грудь наложить огромный камень, забить его ноги в колодки 1804 , а всё тело заковать в тяжёлое железо. В таком положении святой был оставлен в течение многих дней: он мужественно переносил столь тяжкие мучения, каких невозможно претерпеть человеку и остаться в живых, – то всесильная десница Христова укрепляла страдальца для прославления Своего Божественного могущества. По прошествии долгого времени, проконсул Перенний решил отправиться в Никею 1805 и приказал вести за собою содержащихся в заключении христиан вместе со святым Кодратом. В Никее проконсул в языческом храме приносил жертву бесам и туда же приказал привести христиан, чтобы и их принудить к тому же. Когда рабы Христовы были приведены к бесовскому храму, святой Кодрат упросил воинов, чтобы они его первоначально ввели внутрь храма к проконсулу: силою Христовою святой Кодрат, после перенесенных тяжких мучений, был здоров и невредим и, идя впереди полка христиан, сиял лицом, обнаруживая вместе с телесною силою и крепостью и душевное мужество. Когда святой Кодрат раньше других был введен в капище, он изумил мучителя. Ужас объял проконсула после того, как он увидал, что святой здоров телом и весел лицом. – Принеси жертву богам! – приказывал проконсул. – Я раб Иисуса Христа, – отвечал святой, – и Ему приношу в жертву себя самого, а ваши боги, которые не сотворили ни неба ни земли, пускай погибнут! – Покорись царским, а не Христовым законам, – продолжал проконсул. – Я покоряюсь законам Царя Небесного, – отвечал святой, – а не безумному повелению незнающих Бога людей. Впрочем, Святое Писание повелевает нам молиться за них, дабы они обратились и уразумели истину. Проконсул отвечал: – Если ты совершаешь молитву за царя, то и заповеди его должен исполнять, потому что и в ваших Писаниях пишется: «отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» ( Матф. 22:21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Отец Кодрат умел мудро и достодолжно управляться с серьезными заботами монастыря, а также и с духовными делами братии, и с мелочами быта в обители. Он всего себя, все таланты души своей и своей плоти отдал на служение Господу. Потому и исполнился он благодати, и мысли его были чисты и светлы.   Много времени на Афоне уделяется труду физическому —послушанию с самоотвержением, даваемому всем монахам. Невежественные люди говорят, что монахи живут в лени и безделье. Какое грубое заблуждение! Желающим знать правду следовало бы побывать на Святой Горе. Там можно видеть, что монахи постоянно заняты различными трудами. Главные виды занятий — иконопись, резьба по дереву, шитье и вязание. Часто приходится работать по многу часов без перерыва. Следует к этому добавить, что много времени занимают службы церковные. А кроме того, у них много других повседневных забот: приготовление еды, мытье посуды, уборка, работа в саду, прием и устройство гостей, доставка разных припасов в монастырь, сбор оливок и так далее. Когда в гавань монастыря прибывает пшеница — тысячи фунтов запаса на весь год — бывает так называемое " общее послушание " . Все отцы вместе спускаются в гавань, чтобы перенести зерно в кладовые. Впереди всех шел быстрыми шагами обыкновенно Игумен, отец Кодрат; быстро спускался по тропинке с пустым, болтающимся за его плечом, мешком. И вот уже нес на спине мешок с пшеницей, трудясь наравне со всей братией, как простой монах. Если кто не знал его, то ни за что не понял бы, что это игумен Каракалла. Он был примером трудолюбия, участвуя не только в разгрузке пшеницы, но и в других общих послушаниях. Отец Кодрат был обыкновенным работящим афонским монахом — отзывчивым, приветливым, постоянно находящимся в движении, живым и неутомимым. Действительно, что поражает на Святой Горе, — это то, что любой труд, даже тяжелый и изнурительный, там делается охотно и с радостью, без принуждения и без уныния. Монахи знают, что все послушания, всякий труд выполняются во славу Божию и укрепляются в трудах молитвой.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=31&iid=991

Л. В. Луховицкий Иконография Изображение святого с именем Кодрат встречается под 10 марта в визант. и рус. лицевых минологиях. На эту дату приходится память пострадавшего в то же время, что и К., мч. Кодрата Никомидийского. Однако греч. и рус. иконописные подлинники приводят описания только К. и пострадавших с ним мучеников. На этом основании можно утверждать, что в сохранившихся лицевых минологиях на март под 10 (иногда 11) числом представлен К. В пользу этой атрибуции говорит и то, что святой, как правило, изображен не один, а с дружиной, имена этих мучеников иногда приведены в подписях или подразумеваются в традиц. для иконописи надписи «иже с ним». Греч. иконописный подлинник - Ерминия иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1733), в разд. «Как изображаются страдания мучеников каждого месяца всего года» сообщает, что 10 марта пострадали «Святые Кодрат, с бородою, едва показавшеюся, Киприан, Анект и Криск, без бород, были усечены мечем» (Ерминия ДФ. § 22. С. 166); упоминание о мч. Кодрате Никомидийском отсутствует. В рус. иконописных подлинниках сводной редакции (XVIII в.) имеются разночтения. В лицевом подлиннике в ред. С. Т. Большакова говорится: «святых мученик Кондрата и иже с ним, млад аки Димитрий (вмч. Димитрий Солунский.- Авт.), власы со ушей попустилися, риза лазорь, испод киноварь, в правой руке крест, левая молебна, над ним облака мало, под облаком подпись глаголет: иже облаком воспитан бысть» ( Большаков. Подлинник иконописный. С. 79-80). Иконописный подлинник по списку Г. Д. Филимонова упоминает то же изображение облака и надпись под ним, но дает др. возрастную характеристику К.: «…подобием стар, сединами цветый и аки надсед, власы просты, брада гораздо меньше Иоанна Богослова», а также приводит описание облика пострадавших с ним мучеников: «Киприан подобием млад, власы просты и аки подстрижены, в дву ризах. Дионисий млад аки Димитрий, ризы просты. Анект подобием: брада невелика, надседа, власы с ушей, ризы мученическия, Павел подобием аки Козма (мч. Косма Асийский, бессребреник.- Авт.), и ризами. Крискент подобием: брада невелика, власы по плечам, в двух ризах, у всех в руках кресты» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 290).

http://pravenc.ru/text/1841654.html

Десятый день Поучение 1-е. Св. мученик Кодрат (Лечиться не грех) I. Cb. мученик Кодрат, память коего ныне, новорожденным младенцем найден в пустыне близ г. Коринфа. Тут родила его Руфина, жена коринфского гражданина, которая скрывалась в пустыне во время гонения на христиан в III веке, и умерла. Когда при явной помощи Божественного Промысла вырос Кодрат, то научился врачеванию болезней; но по любви к уединению удалился в горы, где подвизался в посте и молитве. По временам все-таки посещал город для врачевания болезней, ибо, живя в пустыне, изучил много целебных трав и растений, и движимый любовью к ближним, делился своими познаниями, пособляя бедным. Когда воздвиг гонение на христиан Декий, то Иасон, царский чиновник, прибывший в Коринф, призвал к себе Кодрата с его друзьями и требовал, чтобы они отреклись от Христа. Когда же они отказались, то приказал их повесить головами вниз, бить, строгать тело и жечь, наконец – отсечь им головы. На месте казни, где земля обагрилась кровью мучеников, вдруг явился источник чистой воды. II. Из краткой жизни этого св. мученика вы видели, братия, что он, находясь долго в пустыне и узнав целебные средства многих растений, оказывал при помощи Божией, врачебную помощь людям. Это учит нас той истине, что лечиться не грех, вопреки предрассудку некоторых, которые считают лечение от болезней грехом. а)  Еще древний ветхозаветный мудрец говорил: «почитай врача честью по надобности в нем , ибо Господь создал его, и от Вышнего – врачевание, и от царя получает он дар. Знание врача возвысит его, и между вельможами он будет в почете. Господь создал из земли врачевства, и благоразумный человек не будет пренебрегать ими. Сын мой! В болезни твоей не будь небрежен, но молись Господу… и дай место врачу, ибо и его создал Господь, и да не удаляется он от тебя, ибо он нужен. В иное время и в их руках бывает успех; ибо и они молятся Господу, чтобы Он послал им подать больному облегчение и исцеление к продолжению жизни» (Сир. 38, 1–14). Таков совет многоопытного мужа, владевшего духовной прозорливостью. Можно ли не согласиться с этим советом, можно ли отвергать пользу, приносимую врачебной наукой и ее служителями?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Разве не то же самое происходит и в наши дни? Юноши с благородными сердцами, ищущие евангельской истины и чистой и неповрежденной монашеской жизни, жаждут общежития. Они ненавидят особножительное устройство, ставшее для монашества причиной неисчислимых зол. Среди молодых монахов, которые ныне во множестве приходят в киновии, рождается протест против идиоритма. Се что добро, или что красно, но еже жити братии вкупе! 284 – таков гимн киновии, ставший и гимном молодого послушника. Он с трепетом воспевал эти слова, ибо ухватился за общежитие с великим жаром, как и за сам Афон. Общие здесь не только Святое Причастие, материальные средства, пища, устав, но общие и образ мыслей, желания, скорби и радости, вообще вся жизнь. Все общее во Христе Иисусе. С первого момента своего появления в монастыре юноша отдал всего себя в распоряжение старца и братьев. Он трудился «в послушании», неутомимо и творчески. Все свои обязанности монах исполнял как должно, желая принести наибольшую пользу и поспособствовать преуспеянию своей духовной семьи. Несколько лет отец Кодрат занимал должность эконома на метохе монастыря, находящейся на Касандре. Говорят, что и там ничуть не ослабли его строгость и воздержание. Как-то раз на метоху явились посетители-турки. Для них эконом приготовил мясной стол, но остатки мяса он приказал попросту выбросить! В киновиях мяса не едят, и потому он любой ценой стремился, чтобы и сам он, и другие монахи метохи сохраняли свой общежительный устав. Долгое время отец Кодрат был келарем в самом монастыре. Он регулярно ездил в Константинополь, где закупал продовольствие для монастыря. Эту должность он занимал и накануне своего избрания в игумены. Отец Кодрат был избран игуменом в 1914 году. Его рукоположение совершил преосвященнейший Нил, который был его учителем еще в Малой Азии. Во время хиротонии владыка особенно похвалил отца Кодрата, сказав: «Он учился у меня в свои школьные годы, и я хорошо знаю его способности и дарования с тех самых пор, когда он был еще ребенком».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Вот почему старец не позволял послушникам ни выходить из монастыря, ни общаться и беседовать с посетителями. Таким способом он обеспечивал им внутреннюю жизнь, свободную от пагубной дерзости, развлечения, празднословия и осуждения. В то же время он укреплял в них дух молчания и мир помыслов. Старец и сам упражнялся в молчании и безмолвии, и вдохновлял этим других. Молчание и безмолвие представляют собой естественную атмосферу всякого монастыря, претендующего на то, чтобы быть подлинной мастерской душ. Вот почему, когда в монастырь Каракал явился монах отец И., человек поверхностный и говорливый, который долгое время оглашал монастырский двор своей шумной болтовней и смехом, то отец Кодрат, неусыпный страж безмолвия, вышел из своей беседки и, опершись на металлическую ограду, произнес: «Отче, спасибо тебе за посещение нашего монастыря. Этого вполне достаточно. Теперь иди в соседний монастырь». От многословия не избежиши греха 298 , и, как говорит преподобный Нил Подвижник, «кто не упразднился от мира, тот не может познать Бога». Вместе с молчанием, безмолвием, молитвой, которые укрощают ум, отец Кодрат заставлял послушников упражняться в воздержании, которое укрощает тело. Как-то раз послушникам понадобилось убрать его келлию. Когда уборка была уже почти завершена, отец Кодрат поднялся наверх и обратился к ним: – Молодцы. А теперь чем мне вас угостить? – Рахат-лукумом и коньяком! – поспешил ответить самый горячий из них. – Рахат-лукум – пожалуйста! А вот коньяк – нет! – ответил старец, объяснив, как важно воздержание для обуздания неукротимых стремлений юношеского возраста. Когда один из братий нечаянно разбивал что-то из монастырской посуды, то, по приказанию отца Кодрата, должен был встать с осколками разбитой вещи в руках у входа в трапезную, вместе с трапезарем и чтецом, которые после обеда всегда стоят там согбенными, прося тем самым у выходящих прощения за свои возможные упущения. Игумен тщательно следил за состоянием монастырского имущества, стремясь привить такое же внимание и уважение к нему всем братиям. Однажды он нашел рядом с поварней один стручок фасоли из числа тех, которые отцы немного раньше мыли здесь. Он наклонился, поднял его и подошел к повару: «Положи и его вместе с другими. Не надо пренебрегать экономией и заботой об общем достоянии».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

«Не ужасайся и не дивись, когда скажу тебе (ибо Моисей (и) мне о том свидетель), что лучше согрешить перед Богом, нежели перед отцом своим, – говорит преп. Иоанн Лествичник , –потому что если мы прогневали Бога, то наставник наш может Его с нами примирить; а когда мы наставника ввели в смущение, тогда уже никого не имеем, кто бы за нас ходатайствовал» («Лесгвица» Слово 4-е, 121). Так, отношения между отцом Кодратом и его чадами были истинно евангельского духа и отцовского. Он не просто формально исполнял должность игумена. Хотя, правду сказать, во многих монастырях игумен часто является лишь административным управителем, подписывающим распоряжения и документы, оставляя монахов без пастырского руководства, не осознавая за них ответственности. Увы! Это настоящая беда для монашества, удар изнутри, отход от священного пути, предначертанного опытом духоносных Отцов. Печально, что и на Святой Горе, где с таким вниманием относятся к отцовским установлениям, можно видеть ныне, как не радеют порой о главном, пастырском служении игумена в монастыре. В некоторых монастырях существует обычай исповедоваться постороннему духовнику, а не своему игумену, который должен бы быть отцом, врачом, наставником, Моисеем, готовящим к трудной брани духовной и отвечающим за души пасомых от начала и до конца. Мы молимся о том, чтобы Господь послал монастырям игуменов, понимающих свое высокое избранническое служение во славу имени Его и ради спасения душ. Отец Кодрат стал игуменом не потому, что жаждал славы и почестей. Он стал игуменом, чтобы служить братий, уподобляясь Самому Христу. «Сын Человечь не прииде, да послужат Ему, но да послужить» ( Мк.10:45 ), также и отец Кодрат мог сказать о себе. «Двадцать шесть лет я был игуменом и, по милости Божией, никогда своевольно не покидал монастыря,» – сказал он. Истинно так. Лишь раз вышел он ради проверки состояния деревьев в лесу на высокой горе, но сразу же и вернулся обратно. В часы полдневного отдыха, после трапезы отец Кодрат не уходил в келью свою. Как правило, сидел он во внутреннем дворике рядом с часовней св. Гедеона. Там, опираясь на посох, предавался умной молитве или, надев очки, читал жития святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010