Нет ничего странного в том, что время от времени, когда не достает внимания и духовного усердия, в некоторых монахах развиваются слабости человеческие и эгоизм. Кроме того, против монахов бесы ведут непрерывную и сильную брань. Против тысячи мирян восстает, быть может, один бес, а против одного монаха — возможно, и тысяча бесов. Отец Филипп несколько лет был представителем монастыря в Киноте Снятой Горы в Карее. Он имел влияние на людей, на события, и потому пришел однажды в монастырь попросить денег для каких-то дел. Старец отказал ему по серьезным и обоснованным причинам. " Отец Филипп, как монаху, тебе нельзя просить денег, " — сказал он ему. Но отец Филипп не желал этого слышать. Ему удалось убедить членов Святого Кинота, полицию и других лиц отправиться в монастырь и оказать давление на Игумена. Тогда отец Кодрат призвал братию в трапезную, и они затворились там. Давлению он не поддался. Члены Святого Кинота вошли в помещение для гостей. Когда они устроились там, то послали за Игуменом. Посланный пришел в трапезную, и Старец спокойно передал через него членам Кинота, ожидавшим в гостинице, что Игумен со своей паствой и что, если они желают видеть его, то пусть придут в трапезную, где и найдут всю братию. Конечно, этого не произошло, потому что, если бы они пришли в трапезную, то получили бы свидетельство, что вся братия едина вокруг своего Старца. Попытка их, таким образом, была бесполезна, и они изошли посрамленными, но вместе — и наученными, и раскаивающимися, так как поняли, что мятежный отец Филипп ввел их в заблуждение. Отец Филипп вынужден был покинуть монастырь. Вторым большим испытанием был захват монастыря некоторыми из старшей братии, договорившимися сместить отца Кодрата с места игуменского. Так вот, когда однажды он возвращался из монастырской гавани, они известили его о том, что он более не является игуменом. " Да будет на то воля Господня, " — спокойно произнес он и удалился. Отец Кодрат бесстрастно встретил это испытание. Он не протестовал ни мало. Игуменство свое рассматривал как служение Господу: Господь назначил, Господь и снял.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=31&iid=991

В результате все, кто жаждал Таинства исповеди, могли с легкостью найти духовника в храме. В 1936 году в монастыре был один послушник, чье отношение к монашеской жизни было нерешительным и двойственным. Старец прилагал все усилия, чтобы помочь ему отрешиться от мира и приобрести твердость. Он отнесся к послушнику с добротой и любовью. Однако тот все еще не мог отказаться от мирской тщеты и даже читал светские журналы, которые взял с собой в монастырь. Когда отец Кодрат узнал об этом, то позвал послушника и сказал ему: «Дитя, ты не похож на монаха. Что же ты, собрался монашествовать, а сам до сих пор читаешь светские журналы? Так отправляйся устраивать свою жизнь в миру. Вперед, с Богом!». В подобных случаях отцу Кодрату приходило на ум речение Господа: «Ибо кто из вас, желая построить башню, не сядет прежде и не вычислит издержек, имеет ли он, что нужно для совершения ее?..» 306 . В приделе святого Гедеона Отец Кодрат имел особое расположение к приделу во имя преподобномученика Гедеона. Здесь героический образ святого оживал, и сама атмосфера вызывала чувство глубокого умиления. Здесь, среди таинственного безмолвия, благоухания ладана и колеблющегося света лампад, игумен обычно принимал своих духовных чад, желавших пройти Таинство исповеди. Отец Кодрат всегда был рад напомнить своим ученикам о святом Гедеоне: «Это был герой. Он отрекся от Христа на словах, но исповедал Его своей кровью». Новички, плохо знавшие житие святого, с недоумением спрашивали: – Почему ты сказал, старче, что он отрекся на словах, но исповедал Христа своей кровью? И тогда старец, стоя посреди этого прекрасного придела, с волнением начинал свой рассказ: – Вот почему. В детстве святой отрекся от христианской веры и, уступив принуждению турок, стал мусульманином. Но потом он осознал грех предательства и, покаявшись, прибыл на Святую Гору. Святой провел тридцать пять лет в монастыре Каракал и был образцовым монахом. Но жажда мученичества сжигала его. Попросив благословения старца и отцов, он отправился в Велестинон, где изобразил умопомешательство, чтобы заставить турок задержать его. После нескольких вызывающих выходок святой был схвачен и предстал перед судом. Он с жаром исповедовал свою веру и подвергся страшной мученической смерти: ему последовательно отсекли руки и ноги. Это мученичество он перенес не только невероятно стойко, но и с невыразимой радостью.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

«Как-то мы были в трапезной, – вспоминал один монах – Как обычно читалось одно из житий. Вдруг отец Кодрат остановил чтеца,– «Пожалуйста, Отец, прочти этот абзац еще раз». Он хотел, чтобы все еще раз послушали то место, которое касалось старшей братии монастыря. Чтец выразительно прочитал еще раз, а Старец в это время смотрел на них, сидевших напротив него. Этот абзац многое сказал им по поводу их непонимания Игумена. Но больше сказал им отеческий укоряющий взгляд, проникший в глубь их душ». Отеческим, но по-монашески строгим было его обращение с послушниками. С подлинной любовью стремился он ввести их в монашескую жизнь. Послушники напоминают молодые росточки, пересаженные в монастырскую теплицу «Хороший садовник, когда видит маленькие и слабые растения, поливает их и прилагает много трудов, чтобы их вырастить. С другой стороны, когда он видит неумеренный рост, то отрезает лишние листья, которые легко могут засохнуть» (преп. Синклитикия). Отец Кодрат был хорошим садовником душ. Бог научил его, как должно обращаться с каждой душой, чтобы она возрастала и давала изобильные плоды. Его главной целью в обращении со всеми, а в первую очередь с послушниками, было обратить их умы и сердца к светоносному Солнцу Правды, Христу Спасителю и соединить их жизни с Его Божественной жизнью, отсекая их волю и пресекая все связи, которые могли бы помешать этому священному союзу. Предаваясь непрестанной молитве и аскетическим трудам, духовные дети его достигали больших успехов. Сам Христос сказал: «Иже будет во Мне, и Аз внем, той сотворит плод мног; яко без Мене не можете творити ничесоже» (Ин,.15:5). Поэтому Старец не благословлял послушникам выходить из монастыря и разговаривать или как-то общаться с посетителями. Ой охранял, таким образом, их внутреннюю жизнь от «лукавой свободы языка» от рассеяния, пустой болтовни, осуждения и укреплял дух молчания и мира душевного. Сам он практиковал молчание и исихазм, и вдохновлял на это других. Молчание и исихазм – истинная атмосфера для каждого монастыря, который хочет быть настоящим духовным садом. По этой причине, когда один монах, отец И, посетил монастырь Каракалл и долго кричал и смеялся во дворе, отец Кодрат вышел и, стоя у перил, сказал ему: «Отец, благодарим тебя за посещение нашего монастыря. Оно было достаточно долгим. А сейчас тебе пора идти в другой монастырь».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

И вот у одного знатного юноши споткнулся конь, и он остался один, отстав от княжеской свиты. Внезапно юноше явился незнакомый человек. Юноша испугался, а незнакомец стал говорить: «Не бойся меня, ибо я христианин, месту же сему господин. Имя мое Даниил Московский. По Божию изволению положен я здесь, на Даниловском сем месте. Иди, юноша, к великому князю Иоанну и скажи ему: вот ты всячески себя утешаешь, зачем же меня предал забвению? Но если он забыл меня, то Бог мой не забывал меня никогда». Сказав это, незнакомец стал невидим. Юноша тотчас догнал князя и рассказал ему о чудесном видении. С того времени великий князь повелел петь соборные панихиды и божественные службы и устроил раздачу милостыни и трапезы по отошедшим душам своих родственников, поживших в благочестии.В годы царствования Ивана Грозного в Коломне жил купец. Однажды на лодке он вместе с сыном выехал для торговли в Москву. По дороге его сын заболел. Купец приплыл к церкви, где почивали мощи блаженного князя Даниила, принес больного сына ко гробу святого и начал горячо молиться. И тотчас сын его стал здоровым, и они продолжали путь. С тех пор отец сильно уверовал в святого Даниила и каждый год в день исцеления сына приходил к его гробу, совершал там молебны и творил милостыню. Святая мученица Галина Коринфская Дни памяти 23 марта и 29 апреля Святая Галина родилась в Коринфе, в Греции. В христианскую веру обратил ее праведный старец Кодрат. С самого рождения он был отмечен Богом. Благочестивая Руфина, его мать, убежала вместе с другими христианами в неприступные места и скрывалась там от гонений. В горах она родила сына и вскоре скончалась. Промыслом Божиим младенец был вскормлен чудесным образом: на него опускалось облако, питавшее его сладкой росой. Когда Кодрат подрос, его нашли, привели в город. Он быстро научился читать и писать, освоил искусство врачевания. Христиане научили его истинной вере. Кодрат большую часть времени проводил в уединенной молитве в горах. К святому часто приходили его друзья, чтобы послушать его наставления.

http://azbyka.ru/fiction/detskaya-pravos...

– Иди к отцу такому-то. У него есть духовный опыт, он тебе поможет. В результате достигались сразу две цели: монах испытывал чувство стыда, осознавая свою подверженность страсти, а посетитель получал пользу от его советов. Наряду с даром рассуждения отец Кодрат обладал и прозорливостью. Одного из учеников выдающегося старца Даниила с Катунак беспокоили помыслы осуждения, направленные против его наставника. Наконец ученик, побежденный бесом, покинул свою общину. Но Бог не оставил его, заронив в его сердце добрую мысль посетить отца Кодрата. Ведь тот мог дать совет и указать ему какого-нибудь другого добродетельного старца. Когда отец Дамаскин (таково было имя ученика) уже закончил свою речь, просвещенный Богом духовник ответил ему: «Отец Дамаскин, зачем ты говоришь все это мне? Послушай меня. Чтобы получить настоящую помощь, пойди в Катунаки и разыщи там одного мудрого старца, по имени Даниил. Сделай все, как он скажет (!)». Отец Дамаскин стоял как громом пораженный. Он ожидал чего угодно, только не этого. «Несомненно, – думалось ему, – Бог надоумил духовника послать меня к моему старцу. Ведь я, конечно, не сказал ему, к какой общине принадлежу и кто является моим наставником». В 1930 году митрополит Кассандрии Ириней пригласил отца Кодрата в свою епархию принимать исповедь. Тогдашний обычай некоторых епископов приглашать к себе в митрополию для совершения этого Таинства духовников со Святой Горы, обладавших благодатью и проводивших жизнь в подвижничестве, был весьма полезным и заслуживает всяческого восхищения. В одной из деревень отец Кодрат подвергся серьезным нападкам со стороны некоторых мужчин из-за своего обыкновения не делать уступок в вопросах семейной этики. Он дерзновенно, как и подобало добросовестному духовнику, объяснял волю Божию. Обладая рассудительностью, старец был снисходительным там, где требовалась снисходительность, и строгим, когда была нужда в строгости. Итак, его стали бойкотировать и нигде не принимали. Председатель деревенской общины отдал распоряжение, чтобы никто не пускал его к себе. Тогда отец Кодрат, не собиравшийся отступать, с помощью Божия просвещения и собственной смекалки нашел подходящий выход. Он затворился в деревенской церкви и послал председателю уведомление: «Господин председатель, мне от тебя ничего не нужно. Кусочка хлеба и нескольких маслин мне вполне достаточно, чтобы не умереть с голоду. Ты не можешь выгнать меня отсюда: церковь принадлежит мне».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Старец не упускал ни одного случая, когда следовало позаботиться о пристойности и соответствии внешнего вида насельника киновии. Заметив на одном монахе жесткую скуфью, считавшуюся более модной и современной, он закричал издалека: «Эй, отче, что это ты надел? Для монаха существует только одна скуфья: шерстяная!». Отец Кодрат не был формалистом, однако он понимал, что наряду с существом дела необходимы и внешние правила, которые всегда оказывают помощь и предохраняют от вреда и опасных влияний. Монаху отцу В. игумен в качестве епитимии за его погрешность приказал не один год стоять у ворот монастыря и умолять входящих и выходящих о прощении. Подобный случай описан и в «Лествице» преподобного Иоанна Синаита. Мудрый пастырь умел использовать лекарства, соответствовавшие обстоятельствам. Старец не допускал в монастырь газет. Газета вносит в душу монаха раздвоение, заставляя его забыть о своей главной цели. Порождая мешанину помыслов, она впускает в мирную гавань монастырской жизни дыхание мирской бури. Как-то раз один монах нашел на монастырской метохе большое количество арбузов, нагрузил их на мула и без благословения привез в монастырь. В этот день туда пришел один посетитель. Старец позвал монаха, доставившего арбузы, и сказал ему: – Давай-ка, дитя мое, мы подарим один арбуз нашему гостю. Однако монах, будучи непокорным и своевольным, пробормотал, отойдя в сторону: – У меня арбузы не для чужих, а для отцов. Отец Кодрат предоставил монаху возможность проявить послушание, ради которого ему простилась бы первая ошибка. Но из-за своего эгоизма тот впал в еще больший грех. – Итак, они у тебя только для отцов? – заметил отец Кодрат. Тут же, не теряя времени, он преподал ему хороший урок: взял один за другим все арбузы и разбил их, побросав на пол! В монашестве непослушание равносильно изгнанию из рая сладости 299 , равносильно духовной смерти. Потому-то с ним воюют столь беспощадно. В монастыре у отца Кодрата был один хороший монах, по имени отец М., которого он хотел рукоположить во диакона.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Серапиону была усечена глава, Папий был ввержен в море. Также и Леонид, претерпев страшные и многочисленные муки от игемона Венуста, сменившего Тертия, был потоплен в море. На муки за Христа решались и святые жены, подражая святому Кодрату и сохраняя в своих сердцах его наставление: Хариесса, Нунехия, Василисса, Ника, Гали, Галина, Феодора и многие другие женщины, а также и мужчины. Одни из них переселились ко Господу, будучи усечены мечем, другие будучи потоплены в водах или убиты иными мучениями. Все они вместе с вождем и учителем своим святым Кодратом причтены к лику мучеников, приняв победные венцы из десницы Христа Бога, Которому слава с Отцом и Святым Духом во веки. Аминь. Страдание святого мученика Кодрата Никомидийского и с ним святых мучеников Саторина и Руфина и прочих Во времена нечестивого римского императора Декия [ 1 ] и его преемника Валериана [ 2 ] (когда со своею дружиною пострадал и святой Кодрат Коринфский) [ 3 ], из различных городов и селений были схвачены христиане и приведены в Вифинский [ 4 ] город Никомидию, где и содержались в темнице. Среди обитавших в самой Никомидии христиан распространился тогда большой страх, особенно вследствие того, что к тем областям приближался сам царь Декий, который уже находился в Кесарии [ 5 ]. Поэтому многие из христиан, скрываясь от рук мучителей, убегали в горы и пустыни, а другие смело оставались в своих домах, ожидали часа, в который могли бы сподобиться прославить Господа каким-либо видом мучений. Из числа таковых-то и был святой Кодрат, о котором наша речь. Он отличался красотою, был благородного происхождения, богат, благочестив и обладал даром слова. Путем раздачи денег темничным стражам и воинам, он имел невозбранный доступ в темницу; здесь святой Кодрат угождал содержимым в узах единоверным братьям, принося каждому потребное для него. Он с мольбами увещевал их быть мужественными, не обращать внимания на муки, поднимаемые из любви к Христу Богу, приготовляющему вечное для них воздаяние в своем небесном Царстве. Настал день суда. Проконсул [ 6 ] Перенний, пришедший в Никомидию по повелению царя, сел в присутствии народа на судилище, и приказал привести на допрос всех узников. Когда последние были приведены, начальник тюрьмы (комментарисий) сказал проконсулу:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

— Обращаясь к нам с непонятною речью, ты думаешь, — сказал проконсул, — скрыть свою хулу на богов? — Тебе, ослеплённому безумцу, — отвечал святой, — тёмной представляется светлая истина, а темнота — обольщения века сего является для тебя светом! Послушай же меня, говорящего тебе словами святых отцов. Пусть станет тебе известным, что я не принесу жертвы твоим богам и не стану повиноваться повелению царя и его советникам. Итак, если ты желаешь меня мучить — приводи в исполнение свою волю и через это скорее отошли меня пред лицо Царя Небесного! — Клянусь богами, — говорил мучитель, — что я не буду щадить тебя, но изумительными мучениями и жестокою смертью погублю тебя окаянного! Уже при солнечном закате, святой был освобожден от мучений и с прочими христианами отведен в темницу. Причем проконсул приказал подсыпать под спину мученика мелких гвоздей, на грудь наложить огромный камень, забить его ноги в колодки [ 11 ], а всё тело заковать в тяжёлое железо. В таком положении святой был оставлен в течение многих дней: он мужественно переносил столь тяжкие мучения, каких невозможно претерпеть человеку и остаться в живых, — то всесильная десница Христова укрепляла страдальца для прославления Своего Божественного могущества. По прошествии долгого времени, проконсул Перенний решил отправиться в Никею [ 12 ] и приказал вести за собою содержащихся в заключении христиан вместе со святым Кодратом. В Никее проконсул в языческом храме приносил жертву бесам и туда же приказал привести христиан, чтобы и их принудить к тому же. Когда рабы Христовы были приведены к бесовскому храму, святой Кодрат упросил воинов, чтобы они его первоначально ввели внутрь храма к проконсулу: силою Христовою святой Кодрат, после перенесенных тяжких мучений, был здоров и невредим и, идя впереди полка христиан, сиял лицом, обнаруживая вместе с телесною силою и крепостью и душевное мужество. Когда святой Кодрат раньше других был введен в капище, он изумил мучителя. Ужас объял проконсула после того, как он увидал, что святой здоров телом и весел лицом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Святой же Апостол Кодрат, проповедуя слово Божие, воссиял перед ними словно великий свет; он разогнал тьму, их окружавшую, уничтожил идольские жертвы, разрушил идолов и своею молитвою разорил бесовские храмы; как некогда звезда была путеводительницею восточным царям, так и он показал путь ко Христу, и как утренняя звезда ведет за собой солнце, так и он возвещал миру о великом Светиле и разогнал мрак, окружавший человеческие души. Но тьма — постоянный враг света; посему и безбожные еллины, видя, что Кодрат разрушает их идолов, изгоняет бесов, искореняет злочестие, воздвигли на святого Апостола гонение и бросились на него с камнями, как некогда иудеи на Стефана (Деян.7:59); хотя святого Кодрата и закидали камнями, но хранимый Христовой благодатью он остался жив. Тогда его заключили в темницу и долго томили голодом; нечестивые идолопоклонники лишили естественной пищи того, кто насыщал их души не брашном тленным, но пищей, приводящей в жизнь вечную. Они томили святого голодом, но сами погибали от того голода, о коем св. Писание говорит: «Не голод хлеба, не жажду воды, но жажду слышания слов Господних» (Амос.8:11). Не могли они погубить голодом мужа, всегда подкрепляемого свыше, но сами обрекли себя на вечную смерть. После долгих мучений святой Кодрат умер, но душа его живет в Царствии Небесном и наслаждается райским блаженством. Он окончил подвиг своего страдания при царе Адриане, и начал жить вечно пред Царем славы Иисусом Христом: с Ним он страдал, с Ним и прославляется в царстве Его. Святое тело его, положенное в Магнезии, источало многие исцеления недужным. Аминь.   Кондак, глас 8: Яко священноначальника честна, и страдальца твердейша, вселенная приносит тебе Господи, Кодрата Апостола, и песньми почитает честную его память, просящи всегда прегрешений оставления тем дароватися, поющым Его благоутробие. Память святых священномучеников Ипатия и Андрея Сии святые родились в Лидийской стране 1 ]. В детстве они оба учились наукам вместе в одной обители и, украшая себя всеми добродетелями, всё более и более укреплялись в вере.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Клавдий Византийский , мч. (3/16 июня) Клеоник Амасийский , мч. (3/16 марта) Климент Анкирский , Многострадальный, еп., сщмч. (23 января/5 февраля; 17/30 июня) Климент , ап. от 70-ти, папа Римский, сщмч., сподвижник ап. Павла (4/17 января ап.]; 22 апреля/5 мая; 10/23 сентября; 25 ноября/8 декабря) Климент Алфанов , Сокольницкий, Новгородский, прп. (4/17 мая) Климент Охридский , Величский (Болгарский), равноап., архиеп., просветитель Словенский (27 июля/9 августа; 25 ноября/9 декабря) Кодрат Коринфский , врач, мч. (10/23 марта) Кодрат , ап. от 70-ти, еп. Афинский и Магнезийский, сщмч. (4/17 января ап.]; 21 сентября/4 октября) Конон Исаврийский , мч., исповедник (5/18 марта) Константин (Ярослав Святославич) Муромский , блгв. князь (21 мая/3 июня) Константин Великий , равноап., имп. (21 мая/3 июня) Константин Всеволодович Ярославский , блгв. князь (23 мая/5 июня [Ростов.]; 8/21 июня; 3/16 июля) Константин Киевский и всея России, митр., блж. (5/18 июня) Константин Косинский , Старорусский, прп. (29 июля/11 августа) Константин Ярославский , блгв. князь, чудотворец (5/18 марта; 23 мая/5 июня [Ростов.]; 19 сентября/2 октября) Корнилий Комельский , прп., чудотворец (19 мая/1 июня) Корнилий Палеостровский , Олонецкий, прп., игумен (19 мая/1 июня; 21 августа/3 сентября) Корнилий Переяславский , прп. (22 июля/4 августа) Корнилий Псково-Печерский , игумен, сщмч. (20 февраля/5 марта) Корнилий сотник , еп. Кесарии Палестинской, сщмч. (13/26 сентября) Косма Асийский , бессребреник, чудотворец (1/14 ноября) Косма Косинский , Старорусский, прп. (29 июля/11 августа) Косма Римский , бессребреник, мч. (1/14 июля) Косма Святоградец , Маиумский, еп., творец канонов (12/25 октября) Косма Яхромский , прп., чудотворец (память ему совершается 18 февраля/3 марта и 14/27 октября, в день празднования Божией Матери ради Ее иконы Яхромской) Крискент , ап. от 70-ти, еп. Галатийский, сщмч. (4/17 января ап.]; 30 июля/12 августа) Ксения (в миру Евсевия) Миласская , диакониса (24 января/6 февраля) Ксения Петербургская , Христа ради юродивая (24 января/6 февраля)

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010