е. говоря попросту, собирал подаяния. Однако же сам Господь до поры не отвергал, даже не осуждал такого сбора. Несомненно, что этими подаяниями пользовались не только прочие апостолы, но и сам Господь, отчасти для собственного пропитания, а отчасти для вспоможения другим нуждающимся. Так в истории жены самарянки мы видим, что ученики Христовы ходили в город Сихарь, да брашно купят, купить пищи, и воротившись с покупкою приглашали своего Учителя кушать ( Ин. 4:8, 31 ). В истории насыщения пяти тысяч, Иисус, возведши очи и увидев, что множество народа идет к Нему, говорить Филиппу: где нам купить хлебов, чтобы их накормить? Филипп отвечал Ему: им на двести динариев недовольно будет хлеба (очевидно, такой суммы не было в распоряжении апостольской общины), чтобы каждому из них досталось хотя понемногу. А Андрей, брат Симона Петра, говорит: здесь есть у одного мальчика пять хлебов и две рыбки. Очевидно, у самих апостолов в пустом месте не было заготовлено ничего съестного. А этот мальчик не был ли разносчик, у которого предполагалось купить его скудный запас к скудному обеду священнейшей общины 13 лиц, самого Господа с 12-ю апостолами? На тайной вечере, когда Иисус сказал Иуде таинственное слово: еже твориши, сотвори скоро, сего слова никто из возлежащих апостолов не понял, к чему Он это сказал Иуде. А как у Иуды был ковчежец, в котором он носил вметаемые подаяния, то некоторые из учеников подумали, что Иисус говорит ему: купи, что нам нужно к празднику, или, чтоб Иуда дал что нибудь нищим, о которых он так повидимому печашеся ( Ин. 13:27–29 ). Не на эти ли подаяния Петр и Иоанн уготовали и пасху? А приготовление иудейской пасхи стоило не дешево ( Лк.22:1–13 ). Не усматриваете ли вы теперь, что в этой священной общине, оглавляемой самим Христом, было уже зерно Христовой церкви, с вольными приношениями на нее и с ее благотворениями нуждающимся? Известно, что апостол Павел, при высоком своем звании римского гражданина, при происхождении из высших родов еврейских и при обширном образовании, был в тоже время и ремесленник, по-нашему столяр, я в частности скинотворец.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

( Евр. 11:33–34 ). Вот какова сила в вере! Но та же самая, единая в самой себе вера, понимаемая вообще как сила Божия, описывается у Апостола в частнейших чертах соответственно состоянию, положению и обстоятельствам каждого христианина. Облекитесь, говорит он, во вся оружия Божия, чтобы вам можно было стать противу козней диавольских – станьте препоясана чресла ваша истиною, и облекитесь в броню правды; и обувши ноги в твердость Евангелия мира; а паче всего возмите щит веры, которым возможно угасить вся раскаленныя стрелы лукаваго, и шлем, спасения возмите, и меч духовный, который есть Слово Божие. И всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом ( Еф. 6:11–19 ). Можно ли страшиться врагов имеющему такое всеоружие Божие? Можно ли не вступать в бой с врагами нашего вечного спасения? Что они сделают, аще Бог за ны? Мужайтесь: всяк рожденный от Бога побеждает мир ( 1Ин. 5:4 ), и лукавый не прикасается ему ( 1Ин. 5:18 ). Теперь остается разрешить еще одно недоумение. Что значит сесть на престоле? Неужели у Бога престол чувственный? Неужели сидит Он на нем чувственно? Престол Божий и седение на нем Божие означают не иное что, как Божественную власть и державу, вечное и блаженное Царство Божие над всеми. Послушайте, как говорит Бог устами Исаии: небо престол Мой, земля же подножие ног Моих ( Ис. 66:1 ); и это не тоже ли значит, что царство мое – сила и слава царства моего повсюду, над всеми тварями? Так и седение на престоле, обещанное победителям, есть не иное что, как предназначение их во Христе к участию в суде, власти и славе. Так, когда Апостол Петр спрашивал Господа: вот мы оставили все и последовали за Тобою; что же нам будет? Господь ответствовал: истинно говорю вам: вы, последовавшие за Мною, в пакибытие, когда сядет Сын человеческий на престоле славы Своея, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен израилевых ( Мф. 19:27–28 ). Объяснив, по возможности, кто победители, кого и как они побеждают, и что такое – сесть на престоле со Христом, обратимся к празднуемому ныне Угоднику Христову, не был ли он на земле воином? не сражался ли с невидимыми врагами? Не употреблял ли шлем спасения против нападения плоти и страстей? Не защищался ли щитом веры и непоколебимой надежды от стрел вражеских? Не посекал ли ереси мечом глагола Божия? Так, он был и добрый воин царя небесного, и добрый пастырь Церкви Христовой.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

И вот повод воздать делом хвалу имени Божию. Если не памятью, то делом мы забыли, что недавно кончилась тяжкая, блистательная подвигами и плодотворная война; что на ней тысячи наших братьев доблестно положили живот свой за веру и царя, за отечество и братьев наших по Христе, угнетенных агарянским ярмом; что братья наши, падшие на брани, оставили по себе многие тысячи вдов и сирот нищих и безприютных. Начнем же новый год делом христианскаго милосердия. Подадим наши лепты на вдов и сирот воинов падших на брани. Милостыня – великое дело. Милостыня очищает грехи. Милостыней мы привлечем благословение благости Божией на наступившее лето. Аминь. Поучение на новый (1882)год. Братие, блюдитеся, да никтоже вас будет прельщая философию и тщетною лестию по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христе ( Кол. 2:8 ). Это урок нам на нынешний праздник обрезания Господня и новолетия от лица святого апостола Павла. Что апостол Павел был не только богопросвещенный, но и с естественной точки зрения величайший ум; что он принадлежал к числу крайне не многих самых влиятельных гениев человечества, это признается всеми, против этого спорить нельзя. А если так, то казалось бы его гениальности приличнее было бы советовать всем заниматься философией, как исстари препрославленной наукой наук. Однако же он поступает как раз наоборот. Он предостерегает от увлечения философией. Всякою ли философией? Да, он не различает между философией и философией, а предостерегает вообще, не особенно сочувственно и почетно отзываясь о философии вообще. Смотрите, братие, – наставляет он нас, – чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христе. Как ум величайший и богопросвещенный, он видел и прозревал, знал и предчувствовал, что, при горении света богооткровенного учения, всякая философия, какую только видел мир, какою думают подменить или даже пополнить это учение, больше или меньше вознося наш ум на разум Божий, никогда во всех отношениях не может быть полезна; а наоборот становится вредной тем более, чем более человечество ею увлекается, чем более проникается она преданиями научности человеческой и стихийной мудростью, чем более направляется она против Христа и Христова духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

И это жестокосердый богач. Но и тот даже из ада, где ему было уже не до других, и тот вопиял к небу о милосердии к своим братьям. Так думаете ли вы, что Авель в горней обители не вопиял к Богу о прощении Каину? Думаете ли, что именно невинно пролитая кровь Авеля не вопияла о милости к брату Каину, именно себе в награду за напрасную смерть? Разве Авель мог быть счастлив в небе, когда Каин погибал? Разве отец и мать их обоих, несчастные Адам и Ева, пролив потоки кровавых слез над сыном убитым, над сыном убийцей, могли изрекать Каину только проклятия? Разве и Отец небесный мог изрекать Каину только проклятия? Аще вы, лукави суще, умеете даяния блага даяти чадом вашим, кольми паче Отец ваш небесный…Разве забудет жена отроча свое, еже не помиловати исчадие чрева своего? Но аще и забудет сих жена. Аз не забуду тебе, глаголет Господь. Отец небесный проклял временную судьбу Каина, проклял его удачу в главном его занятии земледелием, осудил его на долгую муку стонать и трястись за свою жизнь, за свое земное благосостояние; но осудил без сомнения для того, чтобы к концу его жизни научить его говорить не так, как он сперва говорил, что наказание мое больше, нежели снести можно, а наоборот: искуси мя. Боже, и испытай мя; разжи утробы моя и сердце; чтобы в минуту смерти, испуская последний вздох, он имел дух сказать не так, что вина моя вящше, еже оставитися ми, а наоборот: несть грех побеждаяй милосердие Божие. Помилован ли Каин? На это смею ответить только, что кровь Авеля была прообразом крови Господа нашего Иисуса Христа. Вот братия Господни, кровожадные Евреи, мняся службу приносити Богу, вывели Христа Господня вне града своего в поле и убили. Кричали они: кровь Его на нас и на чадех наших. И кровь эта пала на них и на чад их и жгла их, как и продолжает жечь, в продолжение тысячелетий. Но вот к тем же Евреям апостол Павел пишет: вы, хотя и богоубийцы, приступили к горе Сиону, и ко граду Бога живаго, Иерусалиму небесному, и тмам ангелов, к торжествующему собору и к церкви первенцев, написанных на небесах, и к судии всех Богу и к духам праведников, достигших совершенства, и к ходатаю новаго завета Иисусу, и к жертвенной крови кропления, лучше говорящей, нежели Авелева ( Евр. 12:22–24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

И явившись всем Апостолам, Он говорил, что Ему «надлежало пострадать и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах» ( Лк.24:46–47 ); срвн. ( Ин. 20:30; 21:14 ). Этим же начиналась проповедь о Царствии Божием и Апостольская. «Можем с достоверностью полагать (говорит преосвящ. Евсевий, архиепископ Могилевский, в беседе на Апостольское чтение сие, в 1 части, стр.1), что Иисус Христос, приготовляя избранных Своих учеников к их Апостольскому служению, беседовал с ними преимущественно о благодатном Царстве Божием, о распространении и благоустройстве Христовой Церкви, об установлении и совершении благодатных таинств, о преодолении предстоящих трудностей. Из этих наставлений иные сохранились в Апостольских писаниях, а другие в Священном Предании святой Вселенской и Апостольской Церкви». 36 Повеление Господа о неоставлении Иерусалима дано было Апостолам (по сказанию Евангелия от Луки) после того, как Он, в удостоверение о Себе, взял часть рыбы печеной и сотового меда и ел пред всеми ими, собравшимися вместе ( Лк.24:41–43:49 ). Святой Иоанн Златоуст объясняет, почему Господь повелел не отлучаться Апостолам из Иерусалима: «как воинам, намеревающимся напасть на толпу, никто не позволит выступить прежде, чем они будут вооружены: так и им Господь не позволяет выступит на борьбу прежде сошествия Святого Духа, дабы множество врагов легко не одолело и не пленило их. И не только потому повелевает не отлучаться от Иерусалима, но и потому, что там многие имели уверовать. Если же сами распявшие Его Иерусалимляне явятся в числе уверовавших, то, очевидно, это будет явным знаком и креста и беззакония Иудеев, и великим доказательством воскресения». «Ядение с другими» – предполагает собрание их. Поэтому по-гречески и собраться, и трапезовать вместе означается одним словом: συναλιζμενος. И вот одни переводчики перевели это слово: «ядый», а другие: «собрав»; понятно, что первое слово более содержательное и определительное. Повеление ожидать Святого Духа указывает на необходимость духовной подготовки к сему великому таинству единения человеческого с Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Имя Симона Ушакова известно каждому, кто хотя сколько-нибудь интересуется православной русской иконографией. Г. Ф. Филимонов посвятил особое исследование этому иконописцу: «Симон Ушаков и современная ему эпоха русской иконописи». – Произведения Ушакова известны все наперечет и более или менее обследованы. – Тем приятней было нам недавно найти еще неизвестных доселе пять икон, принадлежащих Симону Ушакову. Иконы эти находятся в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря. – Вот их краткое описание. 1. Господь Вседержитель (надписи Хс. – Гдь Вседержитель; в крещатом нимбе: «ωон»), восседает на троне, ноги покоятся на подножии. Десница Господа благословляющая, шуйца поддерживает лежащее на левом колене евангелие, раскрытое на словах «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него. Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия. Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не осуждать дела его, потому что они злы, а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны» ( Ин. 3:16 ). Сверху слетают два ангела с орудиями страданий Христовых. К ногам Господа припали – «Святой Иоанн Предтеча» и «Апостол Петр», т. е. ангелы царей Петра и Иоанна Алексеевич ей. – Внизу иконы подпись: «з р ч» (следующую затем букву нет возможности разобрать. Очень может быть, что здесь разумеется 7191-й год, т. е. 1682–3 г., когда были написаны следующие две иконы.) «и (?) писал Симон Федоров сын по прозванию Симон Ушаков и товарищи». – Размер иконы 2 арш. 6 вершков >< 1 арш. 7 верш. Икона помещается по правую сторону царских дверей. Северные и южные двери иконостаса: 2. а) «Святой Архидиакон Никанор» , в стихаре, украшение которого напоминает русское шитье, в руках держит орарь. Размер иконы 2 арш. 14 в. >< 1 арш. 1 1 / 2 в.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Uspe...

Как же нам не знать Господа, Творца своего, Промыслителя и Спасителя нашего, важнее, выше и дороже Коего нет и не может быть ничего ни в мире сем, ни в мирах иных? Он есть начало и конец всего и в Нем всяческая состоятся. Все из него произошло, и к Нему возвратиться всякая власть, сила и господство, ибо Бог есть и будет всяческая и во всех. Нам ли, ничтожной персти земли и дыхания пара, не знать Всемощного, нам ли не стремиться к Нему, как животворному свету и бесконечному источнику любви и блаженства вечного со всеми ангелами Его и святыми, познавшими и возлюбившими Его? Мы говорили, что религия есть союз человека с Богом. Как же нам не знать Того, с кем мы в союзе находимся, как нам не знать Того, что требуется от нас этим союзом, и как нам позаботиться о наилучшем исполнении всяких условий этого священного союза, чтобы оказаться достойными своего Великого и Многомилостивого Владыки и войти в вечную радость будущей жизни? «Я есмь путь и истина, и жизнь» – говорит Господь наш Иисус Христос ( Ин.14:6 ). Св. же ап. Павел учит, что Бог для того и произвел весь род человеческий, чтобы «они (люди) искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас: ибо Им живем, движемся и существуем» ( Деян.17:28 ). В другом же месте он приводит множество примеров живой веры в Бога праведников Ноя, Авраама, Моисея, Давида и потом заключает, что без веры невозможно и угодить Богу, ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть и ищущим Его воздаст ( Евр.11:6 ). Воздаяние, о котором говорит Апостол, как о втором предмете веры, после признания бытия Божия, действительно есть важный предмет веры. Он предполагает духовность, т.е. богоподобие души нашей, ее бессмертие и жизнь вечную… Но многие ли знают и понимают душу человеческую, как имеющую в себе начало жизни, совершенно отличное от предметов мира органического, растительного и животного? Не есть ли и таковые, которые ведут славный род свой от обезьяны Шимпанзе? Не многие ли говорят и поют бессмысленно: «умрешь, похоронят, как не жил на свете, сгниешь, не восстанешь…» И наоборот, многие ли имеют столь основательный взгляд на духовную жизнь и бессмертие, чтобы дать ответ всякому вопрошающему о своей вере и надежде?

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Между тем, он был настолько благочестив, что несмотря на дальность расстояния, ездил в Иерусалим (вероятно, на праздник Пятидесятницы), чтобы принять возможное участие в молитвах и торжествах около священного храма Иерусалимского. И благочестие его было так велико, что он читал Божие слово, сказанное через пророка, даже едучи по нелегкому, пустынному, непрямому пути, хотя и более безопасному, нежели другие, более прямые и благоустроенные. Сообщается, что Ефиопские царицы получали царство по праву наследия. Название же Кандакии было для них общее, как для Египетских царей – фараона. 241 Филипп, отдавшийся руководству Ангела, теперь получает внутреннее указание Самого Духа Божия, ясно различаемого им от своей души, что он даже внутренне слышит слово Святого Духа: «пойди и пристань к сей колеснице». «И поведут вас к правителям и царям за Меня», предсказывал Господь Своим ученикам: «не заботьтесь, как или что сказать, ибо в тот час дано будет вам, что сказать: ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас» ( Мф.10:18–20 ). Так именно и совершилось все здесь с Апостолом Филиппом. Подойдя к едущему, он услышал, что евнух вслух читает книгу пророка Исаии. И вот он спрашивает вельможу: «разумеешь ли, что читаешь?» Как бы не понимался этот вопрос, во всяком случае несомненно то, что задававший его настолько знал Священное Писание , что сразу же узнал речи пророка Исаии и готов был объяснять их, на каком бы языке не были они, т. е. на Еврейском или на Греческом. По отношению же к Ефиоплянину, которого, конечно, узнал Филипп, как отмеченного бронзовою темнотой и курчавостью волос, вопрос Филиппа мог быть двояким. т. е. понимает ли он буквально слова Писания, как написанные на чуждом ему языке, а если понимает (с языковой стороны), то разумеет ли в глубине значение пророческого слова, что, конечно, и составляло существенное в вопросе. Но не могло ничего быть обидного для вельможи и в том случае, если бы он был понят только по отношению к языку, ибо пророческий Еврейский язык в то время был не всеми отчетливо понимаем и Евреями, а Греческий перевод, хотя и был на языке общедоступном, но все же не столь мог быть легко понимаем в его приложении к понятиям возвышенным, священным, духовно-религиозным, чего в языке обыденном Греческом было мало, так что переводчики ввели в него много слов новых, довольно необычных.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Но в способе оправдания мессианского значения, – эти экзегеты вполне расходятся. Большинство новейших западных экзегетов, напр. Генгстенберг 382 , Боль 383 и Баде 384 и т. п., приходят к тому заключению, что певец, говоря здесь вообще о человеческом достоинстве, указывает вместе и на Мессию, как необходимо заключающегося между людьми. Они так. обр. допускают, что здесь говорится о Мессии не прямо и непосредственно, а в дальнейшем смысле. Этот дальнейший смысл некоторыми доводится до такой отдалённости, что в конце он оказывается тождественным с тем, который указывает Куртц 385 . По мнению же Куртца сам псалмопевец вовсе не имел пред своими глазами Мессии, только читатель сам может приходить к мысли о Мессии чрез сознание несоответствия действительности тому, данному при творении, определению человека, которое изображается здесь 386 . Совершенно в обратном виде представляется дело по святоотеческому объяснению этого места. По этому объяснению псалмопевец в пророческом вдохновении сначала и прежде всего говорит о Мессии, а потом уже чрез Него и о человеке вообще, в обновлённом его состоянии. Это объяснение ведёт своё начало ещё от св. Ап. Павла. Во 2 гл. послания к Евреям, приведши насколько доказательств в пользу необходимости веры во Христа, он говорит: „ибо не Ангелам Бог покорил будущую вселенную”, (в первой главе Апостол говорил словами псалмопевца о будущем изменении земли ср. 10–12 ст. 1 гл. Евр. с 26 и 28 ст. Пс. 101 .); напротив, некто негде засвидетельствовал, говоря: „что есть человек, что Ты помнишь его, или сын человеческий, что Ты посещаешь его? Не много Ты унизил его пред Ангелами и пр… „Все покорил под ноги его”. Когда-же покорил ему всё, то не оставил ничего не покорённым ему. Ныне же ещё не видим, чтобы всё было ему покорно, но видим, что за претерпение смерти увенчан славою и честью Иисус, который не много был унижен пред Ангелами, дабы ему, по благодати Божией, вкусить смерть за всех” и пр. (ст. 5–10). Здесь не только ясно указано, что слова 5–9 ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Но к сказанному следует добавить, что хула на Духа Святого и на Господа И. Христа не простится ни в сем веке, ни в будущем, человеку хулящему, т. е. пребывающему во грехе богохуления, а не хулившему и покаявшемуся, ибо достодолжное покаяние разрешает все грехи 74 . Кровь Иисуса Христа, Сына Божия, очищает нас от всякого греха ( 1Ин.1:7 ). Даже так: когда умножился грех, стала преизобиловать благодать. Но это не значит, что нам нужно оставаться во грехе, чтобы умножилась благодать. Мы умерли для греха в крещении. Но мы должны быть соединёны со Христом и в Его воскресении, дабы не быть уже рабами греху, но ходить в обновлённой жизни ( Рим.5:20, 6:16 ). И Апостол Павел был прежде хулитель и гонитель и обидчик, но потом помилован, ибо поступал так по неведению, в неверии. Но когда коснулась его сердца благодать Господа И. Христа, Павел со всею силою веры и любви исповедал, что Христос Иисус пришёл в мир спасти грешных, из которых первый, говорит о себе Павел, я ( 1Тим.1:1315 ). Значит, если грешник сохранил в себе нравственную возможность, покаяния и исправления, он будет прощён и помилован, яко несть грех побеждающ человеколюбие Божие. Но когда человек станет отрицать, хулить и позорить самоочевидную истину веры христовой, отрицать упорно, против своей совести, вопреки здравому смыслу и очевидным фактам, отрицать и хулить с нахальством и злобою, чтобы только оправдать свой грех в глазах, окружающих, а Христа и Духа Святого всячески опорочить, унизить, – тогда хулитель явно предал себя сатане, не может покаяться и не может быть прощён, как нет и быть не может прощения диаволу ( Мф.25:41, 46 ). Нравственный облик Иуды предателя Иуда Искариотский, предатель Иисуса Христа, происходил из г. Кариота, который находился не в Галилее, откуда происходили прочие апостолы, но в Иудее. Личность предателя вместе и оригинальна и загадочна, ужасна и таинственна и возбуждает целый рой вопросов. И прежде всего поразительная противоположность Иуды с лицом Сына Человеческого ставит этот вопрос: почему, для чего Господь призвал Иуду к апостольству? Нельзя допустить, что-бы Иисус Христос, Сердцеведец, ошибся в нравственных качествах Иуды: Он знал всех и не имел нужды, чтобы кто засвидетельствовал о человеке, ибо Сам знал, что в человеке ( Ин.2:2425 ), Во всеведущем и проницательном Духе Богочеловека, как в ясном и чистом зеркале, не мог не отразиться и образ Иуды. И тем не менее Господь избрал Иуду Своим учеником и апостолом. Может быть, Христос намеренно сделал такой выбор, да сбудутся писания, 75 чтобы не кто другой, а именно ближайший ученик предал Его, и совершил неслыханное преступление? Архиепископ Херсонский Никанор действительно прямо говорит, что Христос призвал к апостольству Иуду именно для того, чтобы он был предателем, что по таинственному закону непостижимых судеб Божиих. Бог одних людей милует, других ожесточает, ибо от века знает все самые тайные пути сердца человеческого ( Рим.8:2930 ) 76 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Molcha...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010