Никто да не осуждает вас за пищу или питие, или новомесячие, или субботу. Это есть тень, а тело – во Христе. Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием и служением Ангелов, не держась Главы, от Которой все тело растет возрастом Божиим. В самовольном служении, смиренномудрии и изнурении тела – только вид мудрости (16–23). В двух первых главах Апостол преподал все существенное о вере, в чем необходимо было вразумить и научить Колоссян. В следующих двух главах он преподает им разные нравственные наставления, как бы естественно вытекающие из вероучения. Так он говорит: «если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога. Умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, гнев, ярость, злоречие (3:1–8). Не лгите друг другу, совлекшеся ветхого человека с деяниями его и облекшеся в нового, обновляемого в разум по образу Создавшего его, идеже несть Еллин, ни Иудей, обрезание и необрезание, варвар и Скиф, раб и свободь, но всяческая и во всех Христос (9–11). Облекитесь в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение. Над всеми же сими стяжите любовь. Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростию (12–16). Жены, повинуйтесь мужьям своим. Мужья, любите своих жен. Дети, будьте послушны родителям. Отцы, не раздражайте детей. Рабы, повинуйтесь господам (17–22). Господа, будьте равномерны к рабам. Со внешними обходитесь благоразумно. Слово ваше да будет благодатно. В молитве терпите. О нас молитесь (4:1–6). В заключение Апостол говорит, что недосказанное скажет Тихик. Потом посылает приветствие от лиц бывших с ним, причем говорит, что это приветствие – его собственноручное. И наконец увещевает помнить его узы и преподает всем благодатное благословение (7–18). Подлинность послания и его церковное употребление Необыкновенная высота послания и краткость изложения глубочайших мыслей о Боге и Христе приводят некоторых в недоумение о подлинности послания. Но недоумевающие забывают, что Апостол умел быть всем вся ( 1Кор. 9:22 ): умел преподать начатки учения, или, как он говорит, питать млеком ( 1Кор. 3:2 ), умел предложить и твердую пищу, когда она составляла насущную потребность. И так как в Колоссах завелись такие лжеучители, прельщавшие возвышенными лжеучениями, то и Апостол изложил самое высокое обобщение веры в Бога и Христа Спасителя, как главы Церкви и всяческой полноты разумения и полноты самой жизни всех существ мира. Но Иоанн Богослов говорил о Христе: вся тем быша, и без Него ничтоже бысть, еже бысть ( Ин. 1:3 ), И св. Ап. Павел весьма часто раскрывал столь возвышенное учение в разных своих посланиях. Например, о власти Иисуса Христа над миром духов раскрывается в послании к Римлянам (8:38–39), в 1 Коринф. (15:24–28). В послании к Римлянам (9:4–5) Он называется «Сущий над всеми». «Им все и мы Тем», говорится в 1 послании к Коринфянам (8:4–6). В послании к Галатам говорится: «когда пришла полнота, времени, Бог послал Сына Своего» (4:4) 450 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Прочие мысли присоединяются к этому главному учению, то как подготовительные, то как вводные. Возблагодарив Бога за преуспеяние Солунян, Апостол возбуждает их к терпению скорбей упованием будущих благ (1 гл.). О пришествии же Господнем Апостол молит не спешить колебаться умом и смущаться, будто уже наступает день Христов, ибо день тот не придет, пока не прейдет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, пока не взят будет от среды «удерживающий» теперь. Тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего (2 гл.). Далее Апостол дает разные наставления и побуждает к исправлению бесчинно ходящих (гл. 3). Сказавший во 2-ой главе (15-ый ст.): «стойте и держите предания, имже научистеся или словом или посланием нашим», Апостол в конце послания пишет: «если кто не послушает слова нашего в сем послании, того имейте на замечании и не сообщайтесь с ним» (3:14). «Приветствие моею рукою Павловою, что служит знаком во всяком послании. Пишу я так: благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь» 49 . Распространение послания и его церковное употребление. Второе послание святого Апостола Павла к Солунянам распространилось по всем христианским Церквам приблизительно так же скоро, как и первое. Но его учение о признаках второго пришествия Господня, и особенно об антихристе, обратило на себя самое серьезное внимание всех выдающихся отцов и учителей Церкви, а потому и свидетельства о сем послании имеются от первых веков в изобилии. Св. Поликарп, епископ Смирнский, ученик Иоанна Богослова, приводит слова этого послания (3:15) в своем послании к Филипийцам. Св. Иустин Философ словами этого послания (2:3) говорит об антихристе в своем сочинении: «Разговор с Трифоном иудеем». Св. Ириней, епископ Лионский, изъясняет некоторые речения второй главы сего послания. Антихриста он называет богоотступником, возглавляющим в себе диавольское богоотступничество. В имени его будет заключаться число 666. Храм, в котором сядет антихрист, есть Иерусалимский храм (см. у А. Беляева , стр. 474).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Сообразно с поводом и целью послания, содержание его составляют: увещания к святой жизни, сообразной с величием дела искупления и высокого призвания христианского ( 1Петр.1:1–12; 1:13–2:10 ); правила поведения среди язычников ( 1Петр.2:11–4:19 ); увещания, относящиеся к церковно-общественной жизни христиан, готовых подвергнуться гонению ( 1Петр.2:11 – 4:1–19 ) и наконец некоторые особенные наставления пресвитерам ( 1Петр.5:1–5 ) и всем вообще членам Церкви ( 1Петр.5:6–11 ). Изображая величие христианства и счастье быть призванным в него, Апостол Петр говорит, что избрание это совершается по предведению Бога Отца, при освящении от Духа и через окропление Кровью Иисуса Христа ( 1Петр.1:1–2 ); что Бог возродил нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому, к наследству нетленному, готовому открыться в последнее время (3–5). Далее он говорит, что к сему спасению относились предсказания пророков, и что в тайну спасения не могли проникнуть Ангелы (10–12). Воссылая за все это хвалу Богу (3), Апостол Петр приглашает христиан радоваться их великому счастью, несмотря на скорби от искушений, так как испытанная вера может привести их к большей чести и славе в явление Иисуса Христа (6–7), и потом заключает: «темже, возлюблении, совершенне уповайте на приносимую вам благодать откровением Иисус Христовым» (13), и затем увещает пребывать в святости, как прилично христианам, детям Святого Небесного Отца и Судии (17), искупленным Кровью Христовой и возрожденным словом живого Бога, глагол Которого пребывает во веки (23–25). Во 2-й главе Апостол Петр также изображает высоту христианского звания и потом призывает к достойному прохождению его. Назвав христиан новорожденными от Бога младенцами, которым следует возрастать через потребное питание, Апостол говорит, что они, соединяясь со Христом, как живым камнем, который сделался главою угла, устрояют из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы ( 1Петр.2:2–8 ), и потом продолжает: «вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованы» ( 1Петр.2:9–10 ). Выводя отсюда заключение, он взывает: «возлюбленные! прошу вас удаляться от плотских похотей и провожать добродетельную жизнь между язычниками, дабы они за то, за что злословят вас, как злодеев, увидя добрые дела ваши, прославили Бога» (11–12).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Чтобы больше убедить читателей твердо держаться веры, Апостол изображает печальные последствия отступления от веры во Христа тех, кто получил познание истины и произвольно грешит: для них уже «не остается больше жертвы за грехи, но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников» ( Евр.10:26–27 ; ср. 6, 4–6). Христианин, сознательно отступающий от Христа после того, как познал Его величие, славу, благодать и истину, не имеет уже другой жертвы, которая могла бы его оправдать и загладить его грех отступления. Такой человек отрицает именно ту единственную жертву, которая заглаживает всякий грех . Поэтому ему больше не остается ожидать ничего, кроме страшного наказания. Ап. Павел призывает малодушных к мужеству именно в то тяжелое время, когда христиане несли «великий подвиг страданий», «среди поношений и скорбей служа зрелищем для других» ( Евр.10:32–33 ). Одновременно он хвалит верных за то, что в этих скорбных условиях они как раз и показали великое мужество и силу веры: «принимали участие в других, находившихся в таком же состоянии», «сострадали» и Апостолу в его узах и «расхищение имения своего принимали с радостью», ибо, как настоящие верующие, надеялись на небесные, вечные блага ( Евр.10:33–34 ). Апостол высоко ценил мужество палестинских христиан, ставил их в пример другим ( 1Сол.2:14 ). Апостол ободряет верующих, говоря, что осталось немного времени терпеть, как «Грядущий приидет и не умедлит» ( Евр.10:37 ) (по мысли свт. И. Златоуста, пришествие Господне и кончина действительно близки, ибо признак Его пришествия – проповедь Евангелия по всему миру – уже исполнился. «Но предел жизни и кончина каждого человека гораздо ближе» (еп. Никанор, Толк. Апостол, ч. III, стр. 313). Вера в том и состоит, чтобы уметь среди скорбей ждать обетования Царствия. Вера есть также залог вечной жизни, как говорит Апостол словами пророка Аввакума: «Праведный верою жив будет, а если кто поколеблется, не благоволит к тому душа Моя» ( Евр.10:38 ; Авв.2:3–4 ). 2. Определение и значение веры (Евр.11:1–3, 6)

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rukovo...

16. Будьте и вы почтительны к таковым и ко всякому содействующему и трудящемуся. 17. Я рад прибытию Стефана, Фортуната и Ахаика, они восполнили для меня отсутствие ваше; 18. ибо они мой и ваш дух успокоили. Почитайте таковых 216 . 19. Приветствуют вас церкви Асийские. Приветствуют вас усердно в Господе Акила и Прискилла с домашнею их церковию. 20. Приветствуют вас все братия. Приветствуйте друг друга святым целованием. 21. Мое Павлово приветствие собственноручно 217 . 22. Кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема, маран-афа 218 . 23. Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами. 24. И любовь моя со всеми вами во Христе Иисусе Аминь 219 . 104 Святой Златоуст говорить на это место ( 1Кор. 2:1–5 ): «Почему проповедники простые, стесняемые и гонимые победили гонителей? Не потому ли, что они внушали веру Духом? Это и значит явление Духа. Но так как есть ложные силы, каковы волшебные, то Апостол устраняет эту мысль, не просто говорит: «мы, но наперед Духа, а потом – силы, чем выражает, что все сделанное совершено Духом». 105 Ап. Павел был хорошо известен Коринфянам, однако он называет себя призванным на апостольство. Это, конечно, сказано было в виду того, что некоторые легкомысленно унижали его достоинство. Были еще и другие цели указания на свое призвание, напр. напоминание о трогательной чудесности этого призвания и особенности его, состоявшей в том, что Ап. Павел призывался проповедовать среди язычников, коими прежде были многие из коринфских Христиан, а равно из тех, кои находились в других местах. Писец послания и сотрудник Ап. Павла, Сосфен, сопоставляется в послании наравне с Апостолом не по действительному его равенству с великим Апостолом языков, а по смирению самого Апостола Павла, Апостол называет Христиан священными и даже святыми (ср. 16:15), потому что вселившаяся в них, чрез крещение и другие таинства, благодать Святаго Духа очистила их от грехов и призвала к святости. Они поверили этому призванию. И это вменилось им в оправдание, так что в послании к Ефесеям Апостол говорит: благодатию есте спасени чрез веру (2, 8).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

В какой силе принимал сам св. апостол Петр событие преображения? Не было ль оно естественным случаем? Не так ли происходило дело, что вот блеск восходящего солнца отразился на сияющем внутренней божественной красотой лице Иисуса, как и на Его одеждах? Затем прогремел из надвинувшегося облака гром, в котором апостолы услышали, как и все простые сердцем всегда слышат не иное что, как глас Божий, глас Отца небесного. Нет, св. апостол Петр говорит, что мы были сами очевидцами не иного чего, как именно величия Господа нашего Иисуса Христа; сами видели и слышали, что Он от самого Бога Отца приял честь и славу, когда от велелепной неизреченной славы Бога Отца к преобразившемуся Господу Иисусу донесся не бессмысленный звук грома, а такой членораздельный глас: сей есть Сын мой возлюбленный, в котором мое благоволение; этот глас принесся именно с небес, и мы сами его слышали. Неизреченной славой преображения св. апостол Петр объясняет силу и величие всего пришествия Господа нашего Иисуса Христа на землю, все божественное величие Его лица, весь пренебесный смысл Его земной жизни и небесного посланничества. Ибо мы,– пишет св. апостол Петр, – прежде устно возвещали, как теперь письменно утверждаем пред вами силу и пришествие на землю Господа нашего и Спаса, именно как Господа и Спасителя Нашего, Иисуса Христа, не хитросплетенным басням последуя, но сами быв очевидцами Его величия на горе святой в день преображения. Там сам Бог Отец возвестил, миру честь и славу Его, нарекши Его своим возлюбленным Сыном. Там, на горе преображения, мы видели божественную славу Сына Божия, просиявшую в Его человечестве. Там мы видели небожителей Моисея и Илию, благоговейно представших Иисусу и беседовавших с Ним о небесном Его посольстве и близкой искупительной Его смерти на кресте, коей чаяли небо и земля. И не иное что, как сии беседы небожителей с Иисусом, сей глас Бога Отца, с неба сшедший, мы слышали; сию славу препрославленного человечества Иисуса Христа, как Сына Божия, мы сами видели, сами же были очевидцами и всей Его земной жизни, всего пришествия Его на землю от начала до конца, и всей силы Его, явленной в Его жизни, смерти и воскресении.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

Вот слышит апостол языков, муж недосягаемой для простых смертных широты взгляда, что в основанной им Галатийской Церкви появились лжеучители, которые отторгли некоторых слабых членов её. „Удивляюсь, пишет им любвеобильный Апостол, что вы от призвавшего вас благодарю Христовою так скоро переходите к иному благовествованию... Но если бы даже мы, или ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема”, т. е. отделен от Церкви. ( Галат. 1:6, 7 ). „Есть верный слух, пишет тот же Апостол в Коринфскую Церковь, что у вас появилось такое преступление, которого не слышно даже у язычников“... И повелевает Апостол этого преступника отделить от Церкви впредь до исправления ( 1Кор. 5 ), каковое действительно и последовало. Что значат эти факты? Неужели у Апостола, написавшего известный всему миру гимн любви (Кор. 13), не достало на сей раз снисходительности? Или, может быть, страдал он нетерпимостью взгляда? Прекратим кощунственные догадки. Непоколебимость убеждения, точность и определенность миросозерцания – вот чем, как резцом, отсекается все, неподходящее к нему. Как в здоровом организме заболевший член отстает от жизни остальных членов, и необходимо или излечить его или отделить, так и в Церкви, как в обществе людей, имеющем свои законы жизни, нарушители последних не могут не обращать на себя внимания тех, кому дорога жизнь общества, и так или иначе последние должны отнестись к нему. – В духе Апостола поступала Церковь и во все последующие времена, изрекая лицам, подрывающим основы её жизни, „анафему“, – слово, которое „по недоразумию, по раздраженно человеческих сердец, по удаленно некоторых от духа Христова, по непониманию смысла и духа слов Христовых у нас, на Руси, сделали совершенно несправедливо синонимом проклятия (Архиеп. Никанор). Мы не погрешим, если истинный смысл анафемы, изрекаемой Православною Церковью вредным неисправимым членам её, выразим в двух словах: „оставьте нас“, сопровождаемых в то же время молитвой о возвращении непокорных, но уже другими по духу, в лоно её.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Agg...

Все это и подало Апостолу повод написать Солунянам послание, чтобы преподать им должное ободрение, утешение, вразумление по поводу заблуждений и пороков, а вместе с тем оправдать свое достоинство от несправедливых нареканий вражиих и вообще не прекращать своего необходимого руководственного воздействия на них. Послание было написано в присутствии Силуана и Тимофея и как-бы вместе и от лица их ( 1Сол. 1:1 . Ср. 5:25), около 53 г., из Коринфа, куда пришли к нему из Македонии Тимофей и Силуан, который после того уже не был при Павле ( Деян. 18:5 ) 2 . Содержание послания и его характер Содержание послания вполне соответствует цели и задаче его, определенным теми обстоятельствами, в которых находилась Солунская церковь того времени. После приветствия, Апостол воспоминает все события, бывшие с ним с того времени, как он явился к ним, причем в светлых чертах изображает состояние церкви Солунской (гл. 1), свое отрадное пребывание у них (гл. 2) и те его заботы, которыми жила душа его (3 гл.). В частности он писал: «непрестанно памятуя ваше дело веры и труд любви и упования на Господа, ибо от вас пронеслось слово Господне не только в Македонии и Ахаии, но и во всяком месте прошла слава о вере вашей в Бога, всегда благодарю Бога за всех вас»... «Вы потерпели от своих единоплеменников, и нас изгнали те (Иудеи), которые убили Господа, не угождают Богу и всем противятся». «Мы послали Тимофея к вам. Когда пришел он и принес добрую весть о вере вашей, мы утешились, день и ночь молясь, чтобы утвердились сердца ваши». Все это составляет часть историческую. В следующей (догматическо-нравственной) части Апостол разъясняет учение о воскресении мертвых и потом преподает разные нравственные правила (гл. 4 и 5), выражая в заключении разные благожелания. О воскресении мертвых Апостол писал: «яко Иисус умре и воскресе, тако и Бог умершия в Иисусе приведет с Ним»... «Мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предварим умерших. Сам Господь, при гласе Архангелове и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде, потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищени будем на облаках на воздух, в сретение Господу, и таким образом всегда с Господом будем. Итак утешайте друг друга сими словами» (4:13–18).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Жене согрешившей, соблазнившей и мужа, в наказание за грех правда Божия изрекла приговор: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей, в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою ( Быт. 3:16 ). А побуждаемая милостью мудрость Божия соделала, что средство наказания за грех явилось и способом спасения. Почему св. апостол Павел и учит, что жена спасется чадородия ради, если пребудешь в вере и в любви, и во святыни с целомудрием ( 1Тим. 2: 15 ). Почему, указав средоточие призвания женщины в продолжение рода, христианство располагает и прочие обязанности ее так, что женщина должна развивать свою деятельность, прежде всего и главным образом, в кругу семьи и дома. Почему св. апостол Павел и внушает, что вдающий браку свою деву-дочь добре творит. То же поприще семейной жизни, как естественное и более безопасное, апостол Павел указывает и вдовицам, особенно же юным. Имея в виду опасность, что юные вдовицы, будучи праздны, приучаются ходить по домам, и бывают не только праздны, но и болтливы, и говорят, чего не должно, св. апостол желает, чтобы молодые вдовы вступали в брак, служили Богу и человечеству рождением детей, управляли домом, не подавая повода к злоречию; чтобы, пребывая беспорочными, учились сами и детей своих учили почитать свою семью, в страхе Божием, и воздавать должное родителям, памятуя, что если кто о своих, а особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного ( 1Тим. 5 ). Вне же домашней сферы христианство указывает женщинам поприще благих дел, не особенно удаляющееся от той же сферы, восхваляя христианку, которая делает себя известной добрыми делами, по преимуществу делами милосердия, если, благоустрояя свою семью, воспитывая детей, она принимала странников, умывала ноги святым, помогала бедствующим и была усердна ко всякому благому делу благотворения. Св. апостолы заповедуют, чтобы жены являлись в церкви, как и вообще пред другими людьми, в приличном одеянии, с главами покровенными, со стыдливостью и целомудрием; чтоб украшали себя не плетением волос, ни золотом, ни жемчугом, ни многоценной одеждой, но добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию; чтоб украшением их было не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что пред Богом драгоценно, как некогда и в ветхом завете украшали себя святые жены, уповающие на Бога, повинуясь своим мужьям, какова была праведная Сарра, жена отца верующих Авраама.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

И Сам Иисус Христос говорил, что когда приидет время воздать по делам, тогда, после дней скорби, солнце померкнет, и звезды спадут с небес, и силы небесныя поколеблются, причем присовокупил: небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут. Не прейдет род сей, как все сие будет ( Мф. 24:29, 35–36 ). Таким образом, и в словах пророческих, как и в словах Господних, можно видеть угрозу вероотступникам как в конце веков, так и во время их жизни, что, как известно, на судьбе Евреев отчасти и исполнилось при разрушении Иерусалима Римлянами, когда однако христиане спаслись, удалившись из Иерусалима заблаговременно (в Пеллу). По изъяснению св. Иоанна Златоуста , смысл слов Апостола следующий: «если те не избегли наказания, не послушавшись заповеданного на земле, то как можем мы не слушаться Заповедующего с неба? Страшен Изрекающий с неба. Апостол говорит здесь о различии не лиц, а даров. Он говорил»: «Егоже глас землю тогда поколеба». А землю поколебал глас Давшего тогда закон, «ныне же обетова, глаголя: еще единою Аз потрясу не токмо землею, но и небом». Таким образом, все будет изменено и устроится к лучшему свыше. Что же ты скорбишь, страдая в мире невечном, бедствуя в мире скоропреходящем? Если бы в будущей судьбе мира была неподвижность, то ожидающему конца следовало мы скорбеть. Апостол повелевает верующим не оставлять Владыку, не прибегать к служителю вместо Бога. Он и тогда потряс землю; Он и предрек, что с землею потрясет и небом». «Отрекшиеся законополагающего на горе Синае – Бога не избежали гибели (ибо почти все погибли в пустыне); тем более не избежим этого мы, отрицающиеся с неба глаголющего Христа. Отрицается же Его неверующий Его обетованиям и отчаивающийся. Ведь не иной был тогдашний законоположник и не иной ныне глаголющий, но Он – один и тот же, но только иначе тогда и иначе теперь; тогда Он говорил на земле, а теперь говорит с неба, седя одесную Бога. Он же сказал чрез пророка Аггея «единою Аз потрясу не только землею, но и небом». Апостол говорит будущем потрясении, о перемене всего к лучшему, об изменении тленного в нетленное» (Евф.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010