Вопрос остается только в том, не учил ли он хотя чему-либо по естественному обобщению от других учеников Христовых и по собственному соображению? Говоря об учреждении евхаристии, св. ап. Павел пишет коринфянам: «я от самого Господа принял, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб» и т.д. ( 1Кор.11:23 ). Но говоря о событии воскресения Христова, ап. Павел, в послании к тем же коринфянам, выражается так: «я первоначально преподал вам, что и сам принял, что Христос умер за грехи наши по писанию» и т.д. ( 1Кор.15:3 ), чем апостол Павел позволяет думать, что подробности о явлениях Воскресшего Кифе, затем двенадцати апостолам, затем более, нежели пятистам братий и, наконец Иакову, он мог позаимствовать и из простых сообщений от других учеников Господних. По крайней мере, в некоторые времена, постоянно обращаясь с учениками Господними, самовидцами жизни Иисуса Христа до вознесения и непосредственными слушателями Его учения, апостол Павел не мог не сообщаться с ними разными воспоминаниями. Спрашивается, например, откуда св. Павел услышал нигде в евангелиях незаписанное изречение Господа: «блаженнее есть паче даяти, нежели приимати»? ( Деян.20:35 ). Нельзя ли думать, что св. Павел знал это изречение Господне, как общеизвестное между учениками Христовыми? О имени Иисуса Назарея он много слышал, еще будучи гонителем церкви ( Деян.26:9, 22:19–20 ). Несомненно по его свидетельствам о себе, что по откровению он узнал не только сущность веры христианской, но откровения же получал он относительно и многих частностей. Тем не менее, передавая свое учение другим, он в некоторых случаях различал, что говорит или пишет по откровению и повелению Господню, и что говорит только от себя. Так в послании к коринфянам, преподавая совет, что «безбрачным и вдовам хорошо оставаться, как и он сам, в одиночестве, он прибавляет: а вступившим в брак не я повелеваю, но Господь: жене не разводиться с мужем и мужу не оставлять жены своей. Прочим же я говорю, а не Господь: если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

Вопрос остается только в том, не учил ли он хотя чему либо по естественному сообщению от других учеников Христовых и по собственному соображению? Говоря об учреждении евхаристии, св. ап. Павел пишет коринфянам: я от самого Господа принял, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и т. д. ( 1Кор.11:23 ). Но говоря о событии воскресения Христова, ап. Павел, в послании к тем же коринфянам, выражается так: «я первоначально преподал вам, что и сам принял, что Христос умер за грехи наши по писанию и т. д. ( 1Кор.15:3 ), чем апостол Павел позволяет думать, что подробности о явлениях Воскресшего Кифе, затем двенадцати апостолам, затем более нежели пятистам братий и, наконец, Иакову он мог позаимствовать и из простых сообщений от других учеников Господних. По крайней мере, в некоторый времена, постоянно обращаясь с учениками Господними, самовидцами жизни Иисуса Христа до вознесения и непосредственными слушателями Его учения, апостол Павел не мог не сообщаться с ними разными воспоминаниями. Опрашивается, например, откуда св. Павел услышал нигде в евангелиях незаписанное изречение Господа: блаженье есть паче даяти, нежели примати ( Деян.20:35 )? Нельзя ли думать, что св. Павел знал это изречение Господне, как общеизвестное между учениками Христовыми? имени Иисуса Назорея он много слышал, еще, будучи гонителем церкви ( Деян.26:9; 22:19–20 ). Несомненно, по его свидетельствам о себе, что по откровению он узнал не только сущность веры христианской, но откровения же получал он относительно и многих частностей. Тем не менее, передавая свое учение другим, он в некоторых случаях различал, что говорит или пишет по откровению и повелению Господню, и что говорит только от себя. Так в послании к коринфянам, преподавая совет, что безбрачным и вдовам хорошо оставаться, как и он сам, в одиночестве, он прибавляет: «а вступившим в брак не я повелеваю, но Господь: жене не разводиться с мужем и мужу не оставлять жены своей. Прочим же я говорю, а не Господь: если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

Вот вам преображение отшедшего из тела духа опять в телесную форму, с оставлением по своем явлении вещественных памятников. Вот преображение неверующих атеистов и нигилистов в верующих духовидцев, преображение неверующих ученых в испытующих чародеев, вызывателей с того света мертвецов, каких-то странных полу-христиан, однако же попирающих христианство, которые силятся вырвать у Бога Его тайны упрямо и гордо испытующим умом, а не кротким и чистым верующим сердцем. А нам с вами святой апостол Петр внушает верить непререкаемым свидетельствам о преображении Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, с явлением к Нему небожителей Моисея и Илии, и внимать древним пророчествам, как светильнику, сияющему в темном месте, во мраке плотяности и земляности и греховной страстности, пока прежде всего еще здесь на земле в наших сердцах не станет рассветать день и не взойдет утренняя звезда, а затем не засияет для нас вечное солнце правды и за гробовым мраком. А загорится в нас и для нас небесный свет ведения и видения горного, если мы, удалившись от господствующаго в мире растления похотью, – по наставлению апостола Петра, – покажем в вере нашей добродетель, в добродетели разум (рассудительность), в разуме воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии же любовь. Если это в вас есть и умножается, – поучает первоверховный апостол, – то вы не останетесь без успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа. А в ком нет сего, тот слеп, тот сам смежил свои очи ( 2Пет. 1:4–9 ). Аминь. 1881 г. Поучение в день Преображения Господня Предание имамы от святых отец, от спасительнаго сего праздника, преображения, снедати гроздие, идеже обретается, благословение приемше от иерея. Сей устав бывает и на смоквах и над прочими овощми, яве яко во времена их, кое когда приспеет. Минея, август, 6 день. В наших краях, в сей спасительный день преображения Господня, освящаются садовые плоды, по преимуществу яблоки. Откуда это предание и какой его смысл?

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

Все это было бы бесконечно печально, если бы, как мы уже и сказали, в объявлении свободы совести не скрывалось некоторого несчастного недоразумения, требующего исправления. Это, так сказать, издательский корректив, требующий самого неотложного осуществления. Под свободою совести нужно разуметь только свободу вероисповедания, и в этом смысле все современные законы необходимо должно исправить, и тем не дать времени укорениться заблуждению о свободе совести. Христианское учение о совести Впервые в Евангелии слово «совесть» упоминается в рассказе о грешнице, взятой в прелюбодеянии и приведенной ко Христу, чтобы Он осудил ее на обычное побиение камнями. Он же, наклонившись, сказал: «Кто из вас без греха, первый брось на нее камень. Они же, будучи обличаемы »совестью«, стали уходить один за другим» ( Ин.8:79 ). Здесь шло дело о нравственности. И вот совесть, как судия нравственности, выступила на свое дело, и совершила его с подобающею силою. Так же и Апостол Петр сопоставляет совесть с доброю жизнью. Он сказал: «Имейте добрую совесть, дабы постыжены были порицающие ваше доброе житие... Крещение не плотское омытие, но обещание Богу доброй совести» ( 1Пет.2:1621 ). Увещевая же терпеть злострадания, он говорит: «То угодно Богу, если кто совести ради Божия терпит страдания несправедливо» ( 1Пет.2:19 ). Совесть, как неустрашимый судия, самая верная защита от всякого рода несправедливых нападений. И более всего ее чистота, при которой никакое злословие и мучение не могут сделать ничего, особенно, если эта совесть очищена Духом Святым, стала освященною и даже Божией ( 1Пет.2:19 ). Кажется такою считал свою совесть Св. Апостол Павел, когда перед судом Синедриона говорил: «Я всею доброю совестью жил пред Богом» ( Деян.23:1 ). Эту непорочную совесть он старался иметь и всегда ( Деян.24:16 ), как сущность жизни во Христе. Совесть служит для христианина наилучшим руководителем по пути добродетели. Она наполняет сердце праведников такими радостями, которые выше всех радостей мира. Непорочная совесть, т.е. истинная совесть, в основе которой лежит чувство страха Божия и религии христианской, есть неоцененное сокровище. «Очищай же, христианин, свою совесть, и она сделается для тебя по слухом на небесах и свидетелем в вышних», – сказал один из недавних писателей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Из Коринфа Апостол отправился в Иерусалим, приблизительно в начале 59 года. Таким образом, послание к Римлянам было написано в конце 58 года, или в начале 59 года. Что послание писано было в Коринфе, это, между прочим, видно из того, что он посылает привет Римлянам от Гаия и Ераста, жителей Коринфа, и посылает послание из Кинхрей, прибрежного места, находившегося близ Коринфа. Послание Ап. Павла к Римлянам, очевидно, произвело великое впечатление на читателей оного, а посему когда Ап. Павел чрез год или два явился в Рим, то Римские Христиане вышли ему на встречу до Аппиевой площади ( Деян. 28:15 ). Еще большим уважением послание Павла стало пользоваться после того, как он увенчал свою проповедь мученическою за нее кончиною. Древнейшее свидетельство о послании к Римлянам находится у одного из первых епископов Римских, именно у св. Климента. Столь же рано оно было известно и на Востоке, как это видно из свидетельства св. Поликарпа, епископа Смирнского. Так как послание прежде всего назначалось для Римских Христиан, то некоторые полагают, что оно первоначально было написано на Латинском языке; но Греческий язык послания представляет ясные следы первоначальной чистоты его, несвойственной переводам. С другой стороны, Греческий язык в то время был в большом распространении в Риме, почему его многие могли понимать свободно; на Латинском же языке стеснялись писать и природные Римляне. Содержание послания к Римлянам вполне соответствует указанным обстоятельствам и целям написания, и в характере своем оно вполне носит дух ревности св. Ап. Павла по истинной вере. После приветствия св. Ап. Павел вскоре высказывает главную мысль послания, что благовествование Христово есть сила Божия ко спасению всякому верующему, во-первых Иудею, потом и Еллину. В нем открывается правда Божия от веры в веру, как написано: праведный верою жив будет (1: 16, 17). Далее эта мысль раскрывается подробно в том, что язычники и Иудеи все находились во грехе и не могли оправдаться сами (3:20); поэтому ныне независимо от закона явилась правда Божия чрез веру в Иисуса Христа (3: 22), дабы, как грех царствовал к смерти, так и благодать воцарилась чрез праведность к жизни вечной Иисусом Христом Господом нашим (5:21).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Именуя Иисуса Христа Сыном Божиим и говоря, что Бог послал Его к Евреям первым, Апостол этим самым высказывал вместе и то, что, значит, Христос послан и к другим. Но теперь уже не могла действовать узкая исключительность, ибо вопрос жизни был теперь уже не в том, кому первому быть в Царстве Мессии, а в том: как бы не лишиться его, при всей его доступности. Последнее, как бы обрывающееся по необходимости, Апостольское слово (по изъяснению святого Иоанна Златоуста ) таково: «итак, не считайте себя отринутыми и отверженными». «Кто пожалеет о тебе, Иерусалим?» – вопрошал один пророк (Иерем.15:5). «Ты, Господи!» – отвечал другой. «Ты восстанешь, умилосердишься над Сионом, ибо время помиловать его: ибо рабы Твои возлюбили и камни его, и о прахе его жалеют». «Призрит Господь на молитву беспомощных» ( Пс.101:13–15 ); срвн. ( Рим.11 ). И вот, в призыве Апостольском и слышится это призрение Божие из рабов Своих, готовых покаяться и обратиться, чтобы не оказались тщетными столь великие и многоразличные Божие заботы о спасении Израиля, и чтобы не померкла слава его, о которой так много воздыхали ветхозаветные люди, истинные сыны и дщери Израиля. 121 Очередные священники и начальник стражи и саддукеи, подступивши к Апостолам с явно неблагоприятными намерениями, прервали речь Апостола Петра. Священникам могло показаться, что Апостолы предвосхищают их права учительства в храме, с приведением Священного Писания и изъяснением оного. Начальнику стражи беседа Апостола, окруженного множеством народа, могла казаться нарушающей тишину, свойственную священному месту. Чудо исцеления хромого они, видя, не видят, и знаменательные слова по поводу сего как бы, слыша, не слышат. Они смотрят на все формально, как подобные им смотрели и на чудеса Христовы, запрещая приходить к Нему и исцеляться, и осуждая Его за исцеление в субботу ( Мк.3:2–4 ). Такое обрядоверное направление было тогда господствующим у многих уклонившихся от духа и силы святой жизни, и обрядовым соблюдением прикрывавших свою греховную жизнь, что создавало то противное фарисейское лицемерие, против которого так много говорил Иисус Христос ( Мф.23:28 ); ( Лк.12:1 ); ( Мк.7:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Иоанн Златоуст говорил: «Коринфяне не говорили так ни о нем (св. Павле), ни о Петре, ни об Аполлосе; но он показывает, что если и таких лиц не следует ставить в такое к себе отношение (как главу и исключительного учителя), то тем более других... Таким образом он только применительно перечисляет эти имена, чтобы скорее исцелить их болезнь. Притом делает речь свою менее неприятною, не упоминая по имени разделявших церковь ». Также смотрят на эти упоминания имен апостольских и другие православные толковники, между тем как некоторые западные экзегеты несправедливо видят здесь указание на борьбу Апостола с партиями, несогласными с ним. Главная причина разделений заключалась в притязаниях на мудрость и особенное искусство в слове; поэтому Апостол, не говоря против кого-либо в частности, особенно часто восстает против самого источника зла, т. е. против излишнего уважения к человеческой мудрости и искусства в слове и ставит неизмеримо выше всего простоту учения о Христе Спасителе и Его божественную и вседейственную силу. Он говорит: «Когда мир своею мудростию не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих. Ибо и Иудеи требуют чудес, и Эллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Эллинов безумие, для самих же призванных Иудеев и Эллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость» (1:21–24). Мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать, дарованное нам от Бога, что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святого, соображая духовное с духовным (11:12–13). Царство Божие не в слове, а в силе (4:20). Также мудро и с силою разрешаются Апостолом и другие затруднения и вопросы, возникшие в Коринфской церкви, а именно: относительно кровосмесника (которого он повелевает на время отлучить от церкви), и о других недостатках (в V и VI главах), относительно брака и безбрачия (VII), относительно вкушения идоложертвенного (гл. VIII–XI), а равно относительно непорядков при церковных собраниях (XI).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Иустина Философа -мученика, св. Иринея, епископа Лионского, и других. Св. Иоанн Златоуст , блаж. Иероним, Августин, Феодорит писали толкования на послание Ап. Павла к Галатам. Достойны также упоминания толкование на сие послание блаж. Феофилакта, архиепископа Болгарского, а также толкования Русских иерархов: Филарета, еп. Черниговского, Феофана, еп. Тамбовского, а равно архиепископа Агафангела и священника И. Галахова , труд которого отпечатан в 1896 году. Церковным употреблением, идущим от древнейших времен, пользовались все места послания к Галатам. Церковные чтения сего послания идут в таком порядке: I гл. ст. 1–10; 20–24 и II гл. ст. 1–5 в четверток 14 недели. I гл. ст. 11–19 в 20 неделю и в неделю по Рожд. Христ. II гл. ст. 6–10 в пяток 14 недели. II гл. ст. 11 –16 в понедельник 15 недели. II гл. ст. 16–20 в неделю 21 и по Воздвижении. II гл. ст. 21 и III гл. ст. 1–7 во вторник 15 недели. III гл. ст. 8–12 в субботу 26 недели и в субботу пред Рождеством Христовым. III гл. ст. 13–14 в великую Субботу. III гл. ст. 15–22 в среду 15 недели. III гл. ст. 23–29; IV, 1–5 в четверг той же 15 недели и преподобным женам до 29 ст. III гл. IV гл. ст. 4–7 на Рождество Христово. IV гл. ст. 8–21 в пяток 15 недели и о болящих до 14 ст. IV гл. ст. 23–31 св. Иоакиму и Анне (9 сентября). IV гл. ст. 28–31 и V гл. ст. 1 –10 в понедельник 16 недели. V гл. ст. 11–21 во вторник 16 недели. V гл. ст. 22–26 и VI гл. ст. 1–2 в субботу 27 недели, препод. VI гл. ст. 2–10 в среду 16 недели. VI гл. ст. 11–18 в 22 неделю и в Великий Пяток на 1 часе. Послание к Галатам святого Апостола Павла Глава 1 1. Павел Апостол избранный не человеками и не чрез человека, но Иисусом Христом и Богом Отцом, воскресившим Его из мертвых, 2. и все находившиеся со мною братия – церквам Галатийским 291 : 3. благодать вам и мир от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа, 4. Который отдал Себя Самого за грехи наши, чтобы избавить нас от настоящего лукавого века, по воле Бога и Отца нашего: 5. Ему слава во веки веков. Аминь 292 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Мало того что св. апостол Петр говорит о славном событии преображения, как и обо всех дивных явлениях жизни Господа Иисуса Христа, как самовидец и непосредственный слуга воплощенного Слова Божия, как очевидный свидетель воплощенной истины. В подтверждение своего свидетельства он ссылается еще на свидетельство и других слуг истины Божией, на свидетельство древних пророков, свидетельство особенно поразительное и само в себе доказательное, так как ветхозаветные пророчества изречены за века прежде исполнения, так как в пророчествах предначертаны все события жизни Мессии, и эти пророчественные предначертания, воочию современников Христа, исполнились на Нем до поразительных подробностей, согласно мессианическому смыслу, данному мессианическим пророчествам древними ветхозаветными толковниками, задолго до пришествия Христова. И сей глас Бога Отца, – уверяет св. апостол Петр, – принесшийся с небес, мы сами слышали, будучи с Господом нашим на святой горе. И притом мы имеем вернейшее пророческое слово, которым подтверждается все наше благовестие о Христе Иисусе. И вы хорошо делаете, что обращаетесь к слову пророков, как к светильнику, сияющему в темном месте, пока не начнет рассветать день, и не взойдет денница в сердцах ваших. Заметьте. Мы теперь живем во мраке страстей, который претит нам усматривать чистое, святое, небесное; во мраке плотяности, который мешает разглядывать духовное и духоносное; во мраке рассудочности, в котором мы привыкли видеть только материальное и частичное, только осязаемое и грубое. Где же нашей грубости вообразить себе таинственное преображение? Как плотскому нашему смыслу представить себе божественный свет преображения? Как понять явление небожителей при преображении? Мы и веруя, увлекаемся маловерием; даже зная непререкаемой достоверности и высшего нравственного достоинства свидетельства о преображении, мы готовы сомневаться. Нам нужно осязать, чтобы убедиться. Но новейший рассудочный анализ способен подвергнуть сомннению даже осязаемое, если это осязаемое выходит из мерки нашего обыденного опыта.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

«Мытари и блудницы вперёд вас идут в царство Божие», – говорил Иисус Христос евреям, разными примерами убеждая их воспользоваться Его благовестием 645 . Так же и ап. Павел убеждает евреев быть верными Христу многоразличием образов и форм древней веры. Как в одном из предшествующих отделов он всю силу высокого убеждения приберёг к концу, так здесь, напротив, он довёл дело до такой тонкости, что представляет возможным вход в христианское общество вне зависимости от праведности по закону, выставляя особый закон веры и праведность по вере, о чём весьма определённо сказал и ап. Иаков, указывая на тот же пример Раави 646 . Хотя оправдание Раави имеет во всех отношениях ограниченное значение, однако и оно многознаменательно по отношению к призываемым к вере и к твёрдому пребыванию в ней. Если бы Апостол не был так осторожен, то он мог бы здесь сказать нечто подобное словам Христа: «отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его» 647 , если вы не будете веровать в Бога и Христа (Мессию) Его. Но Апостол не сказал ничего подобного, чтобы ничем не отклонить от веры своих читателей. И потом, он не имел времени, чтобы исторические примеры веры прерывать нравоучениями, которые он оставляет к концу послания, а пока стремится «быстро» 648 , хотя и обобщённо, докончить свою краткую историю примеров веры, что он и делает в последних стихах главы, посвящая на всё остальное время (от времени судей и до Христа) только 9 стихов. Но какая здесь могучая во всём концепция, какие огненные слова, сила вдохновенной убеждённости и настойчивой внушительности! И теперь производят очень сильное впечатление богодухновенные слова о силе веры древних праведников, которые верой побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки в войне, прогоняли полки чужие 649 . А тогда первые читатели послания, несомненно, прочли это классическое по одушевлению сказание с восторгом упоения и живой готовностью уподобиться этим образцам.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010