Итак последние стихи 15 псалма, особенно же 10 стих, несомненно относятся к Мессии. Но эти стихи, как было показано, находятся в самой тесной и неразрывной связи со всеми стихами псалма и в особенности с предшествующими им: 8 и 9-м, по отношению к мыслям которых последние стихи представляют дальнейшее раскрытие и вытекают из них, как доказательства или основания их. Но эти последние стихи также могут быть рассматриваемы, как мессианские, не на основании только своей связи с 10 и 11 стихами, а главным и преимущественным образом на основании прообразовательного значения их первого, исторического предмета. На этом же основании могут быть принимаемы за мессианские и все прочие стихи 15 псалма. Черты, в которых представляется здесь Давид, именно: его благочестие, всецелое посвящение себя исполнению воли Божией, непреклонная надежда на Бога, затем его любовь к праведникам, к своей доле (срав. Мф. 25:36 ) и пр. и пр. на столько сходны с чертами исторически-известного образа Мессии, что нет особенной нужды доказывать с этой стороны возможность мессианского значения 15-го псалма. Но само собою попятно, что все стихи 15-го псалма, могущие относиться к Мессии, на основании прообразовательного значения их первичного предмета, имеют не столь прямое и непосредственное мессианское значение, как два последние стиха. Вот почему ещё Апостол Пётр, в своей речи, в знаменитый день Пятидесятницы, объясняя и доказывая мессианское значение главным образом 10 стиха, вместе с тем указывал и на 8, 9 и 11 стихи, также как на сказанные о Мессии ( Деян. 2:25–28 ). Сказавши (в ст. 24), что Бог воскресил Иисуса Христа, расторгнув узы смерти, Апостол продолжает: „потому что ей невозможно было удержать Его, ибо Давид говорит о Нём: „видел я пред собой Господа всегда; ибо Он одесную меня, дабы я не поколебался”, и затем, дословно по переводу LXX, приводит все прочие стихи 15-го псалма. Обращая особенное внимание своих слушателей на слова, сказанные в 10 стихе псалма, Апостол говорил: „мужи братья! да будет позволено с дерзновением сказать вам о праотце Давиде, что он и умер и погребён, и гроб его у нас до сего дня. Будучи же пророком и зная, что Бог с клятвою обещал ему от плода чресл его воздвигнуть Христа по плоти и посадить на престоле его ( 2Цар. 7:12 ; Пс. 131:11 ), он провидя сказал о воскресении Христа, что не оставлена душа Его во аде, и плоть Его не видела тления” и пр. ( Деян. 2:29–31 ). Едва ли ещё можно встретить во всём Новом Завете другое место, где бы более обстоятельно объяснялось какое-либо иное место из Псалтири, так как здесь Апостолом ясно показан не только образ отношения пророческих слов к событию, на котором они исполнились, но и объяснено, как это пророчество могло явиться, и даже сделано указание на невозможность иного полного объяснения слов псалма. Здесь оставлено необъяснённым только одно: имели-ли какое-нибудь отношение показанные слова 15 псалма, между прочим, и к Давиду?

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

«Написав столько, Апостол называет это малым сравнительно с тем, что хотел написать, – говорить св. Иоанн Златоуст , – как и в другом месте он говорит: «якоже преднаписах вам» ( Еф. 3:3 ). И посмотрите на мудрость его! Не сказал: прошу вас, примите слово увещания, – но: слово утешения, т. е. ободрения, поощрения. Никто, говорит, не может тяготиться обширностью сказанного. Он хочет внушить им и сказать: вы малодушны; ибо таким людям свойственно тяготиться продолжительностью речи. Не беспокою вас многословием». «Но честь и слава и благодарение Апостолу! Написав так кратко, он сумел высказать в немногих словах все то, что хотел он сказать им, соответственно с задачею своего послания» (см. у Н. Братолюбова стран. 262). Да, Апостол сказал здесь так много, что если бы это не было сказано, то христианский мир, и в частности высшие умы по предметам богопознания и изъяснения отношения ветхого завета к новому – лишены были бы многого, как и напротив, пользуясь им в течение многих веков, они установили по сему предмету тот правильный взгляд, который проведен так широко и глубоко в этом богодухновенном послании. (По всему этому не можно ли слово «вмале» понимать в смысле краткости времени, «вскоре», по примеру слов Спасителя: вмале, и не увидите Мене, и паки вмале, и узрите Мя ( Ин. 16:16 )? Но для сего требуется изменение, предлога «диа» в «ен» и окончания слова: «врахеон» во «врахи»). 331 Сообщение о Тимофее, что он освобожден, а также и о себе, и повторение желания видеться с читателями послания показывает душевную близость Апостола к ним и служит примером той общительности, о которой он недавно делал особое увещание (в ст. 16). Теперь намерение свое явиться к ним он обусловливает скорым возвращением Тимофея, который после Римских уз был посылаем в Грецию, где он был с Апостолом прежде ( Деян. 17:14–16 ). По мнению св. Иоанна Златоуста Евреи не были враждебно расположены к Тимофею, поэтому он и поставляет его на первом месте. О намерении же их явиться в Палестину Златоуст замечает: «этого достаточно было, чтобы они соблюдали кротость, если он сам с учеником своим готов был придти к ним».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Но Христос сказал, что придет время, когда истинные поклонники поклонятся Отцу в Духе и истине, не на горе Самарийской и не в Иерусалиме, а на всяком месте ( Ин. 4: 21–23 ). «И Апостол говорит, что наши обычаи таковы, каковы у Иудеев. Ибо подобно тому, как обо всех повелевает он приносить молитвы, потому что за всех умер Христос, и для всех, говорит он, я проповедаю; так равным образом молиться нам хорошо везде, «воздеюще преподобные руки». Что же значит: преподобные? Чистые. А что значит: чистые? Конечно, не водою вымытые, а чистые от любостяжания, убийств, хищения, уязвления... Пусть душа молящегося будет чиста и свободна от всякой страсти, пусть никто не приступает к Богу со враждою, пусть никто не приступает с негодованием. Так узаконил и Господь ( Мф. 5:23 ). И еще: егда стоите молящеся, отпущайте, аще что имате на кого ( Мк. 11:25 ). И не нужно нисколько сомневаться в том, что мы будем услышаны. Ибо Господь говорит: елика аще воспросите в молитве верующе, приимете ( Мф. 21:22 ). «Надо полагать, говорит преосв. Феофан, что молитвы в собрании верных были творимы мужами, имевшими к тому дар. Они и отражались обществом верных на творение молитв, вступали же в дело одни по молитвенном освящении, а другие по таинственном рукоположении. Те и другие составляли клир. Св. Павел имел обычай заводить его повсюду ( Деян. 14:23 . Сравн. 1Кор. 14:40 ). Его, вероятно, разумеет он и под «мужие»... Всякое собрание верных во Ефесе имело и своего совершителя тайн – предстоятеля, и своих молитвословов. Об них-то и слово, чтобы они творили молитвы, а другие не вмешивались произвольно в это дело». 92 Внушается и женам участвовать в молитвах, но с тем, чтобы они там безмолвствовали и не развлекались разнообразными украшениями себя, но украшались скромностию, смиренномудрием и добрыми делами, свойственными их добрым склонностям: милосердием, сострадательностию к бедным и немощным и другими угодными Богу делами благочестия. Обращая затем внимание на жену в отношении ее к мужу, Апостол внушает ей быть благопокорливою, не учить мужа, ни властвовать над ним, но советует вообще пребывать в тиши и удалении от суетной молвы и тревог житейских.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Отеческий характер послания здесь выразился еще яснее (нежели в 1-м послании), как в ходе мыслей, так и в образе выражений и обращения к возлюбленному ученику и духовному сыну. Апостол Тимофей, конечно, навестил Павла в узах, утешил его, как мог, и после поучительно-мужественной смерти мученика-учителя своего, усеченного мечем, возвратился к месту своего служения, на котором и подвизался еще около 18-ти лет. Скончался Ап. Тимофей мученически. В царствование Домициана он был убит язычниками города Ефеса, буйно справлявшими одно из своих странных празднеств. Святые мощи его были сначала похоронены за городом (Ефесом) а потом перенесены были в Константинополь, где положены были (в храме Апостолов) вместе с мощами св. Евангелиста Луки и Ап. Андрея Первозванного. Память Ап. Тимофея ублажается Православною Церковию 22-го января. Сохранялось и распространялось во вселенской Церкви 2-ое послание к Тимофею так же, как и первое, а потому и свидетельства о нем приводят почти все те же церковные писатели и отцы Церкви. В Православной Церкви 2-ое послание к Тимофею употребляется при Богослужениях в таком порядке: Гл. 1, ст. 1–2 и 8–18 пяток 27-ой недели. 3–9 св. Апостолу Тимофею. Гл. 2, ст. 1–10 мученикам. 11–19 в субботу 33-ей недели. 20–26 в понедельник 28-ой недели. Гл. 3, ст. 1–9 в субботу 34-ой недели. 10–15 в неделю 33-ю. 16–17 и Гл. 4, ст. 1–4 во вторник 28-ой недели. 5–8 в неделю по Просвещении. 9–22 в среду 28-ой недели. Второе послание к Тимофею святого Апостола Павла Глава 1 1. Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, по обетованию жизни во Христе Иисусе, 2. Тимофею, возлюбленному сыну: благодать, милость, мир от Бога Отца и Христа Иисуса, Господа нашего 125 . 3. Благодарю Бога, Которому служу от прародителей с чистою совестью, что непрестанно воспоминаю о тебе в молитвах моих днем и ночью 126 , 4. и желаю видеть тебя, воспоминая о слезах твоих, дабы мне исполниться радости, 5. приводя на память нелицемерную веру твою, которая прежде обитала в бабке твоей Лоиде и матери твоей Евнике: уверен, что она и в тебе 127 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Св. Иоанн Златоуст говорит: «испросив наперед себе от них молитв, он теперь и сам просит им у Бога всех благ. Бог же мира: говорит так потому, что между ними были несогласия. Если Бог есть Бог мира, то не отделяйтесь от нас. «Возведый из мертвых Пастыря»... Здесь и далее он внушает им учение о воскресении. «Творя в вас благоугодное». Опять свидетельствует о великом достоинстве их, ибо совершается то, что имеет начало и продолжает исполняться. Прекрасное сделал он прибавление: «творя в вас благоугодное пред Ним». Величайшая добродетель – делать благоугодное пред Богом». «Пастырем же овцам великим нарек Владыку Христа, ибо Его слова: «Аз есмь Пастырь добрый ( Ин. 10:11 ). А вечным назвал новый завет, так-как после него не будет другого» (блаж. Феодорит). «Великого – по причине соединенного с Ним Божества и пастырства всех: Иудеев и Еллинов и вообще повсюду находящихся верных; этим Апостол имел в виду поселить в них единомыслие и взаимное дружеское расположение. Кровию – как бы внешним знаком, утверждавшим завет Его; ибо завет, говорит Апостол в мертвых известен есть, как об этом сказано в первой половине послания, где и о крови изложено (9:17). «Емуже слава во веки веков. Аминь». Ему всегда приличествует слава, ибо говорит Писание: «славно бо прославися» ( Исх. 15:21 ); или же: Ему да будет слава, т. е. от нас, прославляющих Его не словом только, но и делом: яко, говорит, да видят ваша добрая дела и прославят Отца вашего, Иже на небесех ( Мф. 5:16 )» (Евф. Зигабен). 330 Просьба Апостола о принятии послания, конечно, свидетельствует о его великом смирении, но вместе с тем она есть просьба и о том, чтобы принятие это было по существу того, что в послании написано. В этом смысле можно понять его слова и о малости послания, которое, будучи по внешности очень не малым, содержит малое требование от читателей, а именно, чтобы они восприняли с полною верою то, о чем учили уважаемые ими пророки и праведники, а воспринявши твердо держались сей веры, как единой спасительной, не смущаясь теми нападками на нее и злостраданиями верующих, которые происходили тогда.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Это был первый мученик христианский; это была первая кровь, пролитая за учение Христово, и обагрившая искупленную землю. День смерти первомученика Стефана был началом первого великого гонения, воздвигнутого Иудеями на первохристиан. Предание рассказывает, что в этот самый день был убит другой диакон Никанор и с ним 2000 христиан 847 . Фарисей Савл, „дыша угрозами и убийством на учеников Господа“, ходил из дома в дом со служителями Синедриона и, находя христиан, с бесчестьем и позором влача их, отдавал мужчин и женщин в темницу. „Всех попадавшихся ему он подвергал бесчисленным бедствиям“ 848 . Вот как сам Савл рассказывает об этом: „получив власть от первосвященников, я многих святых заключал в темницы и, когда убивали их, я подавал на то голос. И по всем синагогам я многократно мучил их, и принуждал хулить Иисуса и в чрезвычайной против них ярости, преследовал даже и в чужих городах“ 849 . Жестокое это было гонение. Большая часть христиан бежала из Иерусалима и селилась в различных городах и селениях Палестины, где могли найти безопасное пристанище. Но не смутили эти гонения Ап. Иоанна. Несмотря на все мучения, каким подвергались христиане, несмотря на опасность быть постоянно схваченным, он оставался в Иерусалиме в продолжение всего этого тяжелого времени. Наемник, видя приходящего волка, оставляет овец. Не так поступает добрый пастырь: он жизнь свою полагает за овец. Неизвестно, что делал Апостол в эти тяжелые дни жизни первохристиан. Несомненно одно: Апостол любви не мог спокойно смотреть на эти страдания своих невинных собратьев. Словом, и делом, и примером мужества и смелости непрестанно он ободрял всех. И сильно было слово его, не одну душу он спас от погибели 850 . Великое гонение, воздвигнутое Иудеями на первохристиан, сопровождалось благими последствиями. Христиане бежавшие от преследования из Иерусалима, распространили учение о Распятом во многих городах Палестины. „Рассеевшиеся ходили и благовествовали слово“. Число верующих заметно увеличивалось. До Апостолов дошли слухи, что многие из Самарян, находившихся в непримиримой вражде с Иудеями, приняли слово Божие с радостью.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-apo...

399 Извинение воевод перед Апостолами совершилось тот же час, когда они узнали о Римском гражданстве Павла и Силы, ибо они очень испугались нарушения ими законов о ненаказуемости палками Римских граждан, так как это каралось жестоко. После извинения Апостолы более уже не настаивали ни на чем. И когда попросили их оставить город, то они вскоре исполнили это желание начальников, однако все же успели посетить Лидию и преподать верующим должное наставление. «Смотри, как разнообразно действует благодать (восклицает святой Иоанн Златоуст ), как вышел Петр и как Павел! Убояшася же говорит (писатель). Боятся потому, что они Римляне, а не потому, что несправедливо заключили их. И моляху их изыти. Просили этого, как милости (подобно Гадаринцам). Они же, пришедши к Лидии и утешив ее, тогда изыдоста. Ибо не следовало гостеприимную жену оставлять в недоумении и скорби. Изыдоста не потому, что повиновались начальникам, но поспешая на проповедь, так как этот город уже довольно получил пользы от чуда. Далее оставаться здесь не следовало, ибо чудо является большим, когда отходят совершившие его, тогда и оно само взывает громче. Вера темничного стража была здесь вместо проповеди, ибо если бы кто убедился в предметах обыкновенных, то это не было бы удивительным, но когда о воскресении, о Царствии Небесном, о жизни любомудренно говорят людям простым и убеждают их, это гораздо удивительнее, нежели убедить мудрецов. Итак, помыслим о той ночи, о кандалах, о песнопении и сами постараемся поступать так же; тогда и мы отверзем себе не темницу, а небо, если будем молиться». И надо думать, что во время настоящего пребывания святого Павла в Филиппах он получил от своих новых чад очень много духовных высоких удовольствий. Это ясно отражается в написанном им сюда послании, от которого веет духом радости, любви и благодарности ( Флп.1:5; 2:12; 4:6 ). «Благодарю Бога моего (пишет Апостол), при всяком воспоминании о вас я всегда с радостью за всех вас приношу молитву и уверен в вас, возлюбленные мои; вы всегда были послушны не только в присутствии моем, но гораздо более ныне, во время отсутствия моего... Среди развращенного рода вы сияете, как светила, содержа слово жизни к похвале моей в день Христов» (см. у Д. Глаголева, стр.130).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

9. Глупых же состязаний и родословий, и споров и распрей о законе удаляйся, ибо они бесполезны и суетны 184 . 10. Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся, 11. зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден 185 . 12. Когда пришлю к тебе Артему или Тихика, поспеши придти ко мне в Никополь, ибо я положил там провести зиму. 13. Зину законника и Аполлоса позаботься отправить так, чтобы у них ни в чем не было недостатка 186 . 14. Пусть и наши учатся упражняться в добрых делах, в удовлетворении необходимым нуждам, дабы не были бесплодны 187 . 15. Приветствуют тебя все находящиеся со мною. Приветствуй любящих нас в вере. Благодать со всеми вами. Аминь 188 . 166 По сообщению св. Димитрия Ростовского , Тит происходил из царского Критского рода. Как человек любознательный, он был в Иудее, видел Иисуса Христа и св. Апостолов и присутствовал в числе Критян, бывших в Иерусалиме в день сошествия Святого Духа на Апостолов ( Деян. 2:11 ). В числе других Критян называются Зина и Аполлос, которые и были первыми благовестниками Христа на острове Крите. 167 Послание к Титу приблизительно написано около 66-го года; но есть предположения о более раннем его происхождении, до первых уз Ап. Павла в Риме. Эти предположения основываются главным образом на отрицании освобождения Ап. Павла из первых уз. Но несправедливость этого отрицания с великою полнотою свидетельств доказывается многими учеными (см. о сем подробно в исследовании о посланиях к Тимофею и Титу М. Троицкого, изд. в Казани в 1884 году, стр. 15–29, а также и у П. Полянского, в местах, указанных в объяснении на послание к Тимофею). Достойно замечания, что св. Иоанн Златоуст сказал: «мне кажется, что это послание предшествует посланию к Тимофею, и Апостол написал его в такое время, когда был отпущен, освобожден от уз» (беседа на послание к Титу, стр. 5). 168 Указание назначения послания – очень пространное. Это объясняется отчасти тем, что назначение послания Титу было указано в надписании, как видно это из одного из древнейших кодексов (С), чего в других посланиях не было, как свидетельствует о сем Тертуллиан и св.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

В заботе же относительно довольствования соапостолов, пресвитеров и верных нуждающихся, св. апостол Павел везде и всех, словом и писанием, возбуждал к благотворительности. Доброе творя, – писал он к Галатам (6:9–10), – да не унываем: ибо в свое время пожнем, если не ослабеем. Итак доколе есть время, будем делать добро всем, наипаче же присным в вере. Уже в свое время он старался организовать и оградить точными правилами сбор милостыни на церковь , чтоб не было затруднений и взаимного недоверия. Касательно сбора для святых, – писал он к Коринфянам ( 1Кор. 16:1–4 ), – поступайте так, как я установил в церквах Галатийских. В первый день недели (по воскресеньям) каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние, чтоб не делать сборов, когда я приду. Когда же приду, то которых вы изберете, тех отправлю с письмами, для доставления вашего подаяния во Иерусалим. А если прилично будет и мне отправиться, то они со мною пойдут. Сам апостол Павел остерегался, чтобы не подвергнуться от кого нареканию при обилии приношений, вверяемых его служению. Почему и имел при себе особого сборщика, избраннаго от церквей, для сопутствия ему, для собирания благотворений. Этого, как и других доверенных сборщиков, посылал он и по всем церквам. При чем убеждал всех и каждаго, впрочем довольно настойчиво, дать доказательство любви своей, как благословение, а не как побор. При сем скажу, – писал он к Коринфянам ( 2Кор.8:9 ), – кто сеет скупо, скупо и пожнет; а кто сеет щедро, щедро и пожнет. Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением, ни с принуждением. Доброхотна бо дателя любит Бог. Итак Господь Иисус Христос и апостолы Его не уничтожили ветхий завет в новом, а только восполнили, обобщили для всего человечества, очистили от особенностей места, времени и еврейской национальности, только усовершили, утончили и возвысили. Возвысили как вообще во всем, так и в уставах относительно приношений на храм и на священство. В новом завете устранено только ветхозаветное возношение кровавых жертв на жертвенник Господень, хотя и не отклонены вообще животные приношения. Устранены юридические казни за погрешности в приношениях на храм и священство. Но не отклонена нравственная обязательность этих приношений. Не устранена нравственная ответственность христиан за отклонение от этих приношений. Не устранены власть и право церкви и священства на довольствование от паствы; требуется только, чтобы сбор на них был благословным доброхотством со стороны мирян, а не поборами со стороны духовенства.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

«Верою Енох переселен был так, что не видел смерти; и не стало его, потому что Бог переселил его» ( Евр.11:5 ). Енох так угодил Богу своей верой в обетования Его, так был крепок в вере, что и среди всеобщего развращения остался верен Богу, за что и взят живым на небо. Также и пророк Илия взят живым на небо ( 4Цар.2:5 ). Енох и Илия были взяты на небо, потому что достигли предопределенной меры благодатного возраста и чистоты внутренней, так что смертное поглощено было жизнью ( 2Кор.5:4 ). Свт. И. Златоуст говорит: «Такое событие, разумею переселение Еноха (и Илии), произошло для того, чтобы человечество питало надежду на прекращение смерти... Авелем устрашил, а Енохом внушил ревность о благоугождении Богу» (еп. Никанор, Толк. Апостол, ч. III, стр. 317). Также и для Ноя вера была главным стимулом в его решимости строить ковчег. Она давала ему силу противостоять всеобщим насмешкам и строить ковчег в надежде на обетование о спасении в предстоящее грозное посещение Божие. Своей верой Ной «осудил весь мир», ибо доказал, что мир действительно заслужил наказания, потому что мог бы тоже спастись, подобно праведному Ною. б) Примеры веры Авраама и Сарры (Евр.11:8–19) О вере Авраама и Сарры Апостол говорит особенно пространно, так как Авраам есть отец всех по вере, а евреев и по происхождению от него ( Быт.12–22 гл.). В чём же высота веры Авраама? В том, что он, поверив и повинуясь призвавшему его Богу, оставил дом и последовал в совершенно неведомую страну. Да и пришедши в обетованную землю, он жил как пришелец, в палатках, как на чужбине; «ибо он ожидал города... которого художник и строитель Бог» ( Евр.11:10 ). Авраам ожидал не настоящего жилища, а будущего, нерукотворенного, имеющего вечное основание на небеси. Авраам и Сарра показали себя достойными высших благ -и получили их, низшие же приложились сами собой: они стали обладать и всей землей Ханаанской, стали отцами потомства столь великого; «как много звезд на небе, и как бесчислен песок на берегу морском» ( Евр.11:12 ). Но исполнение обетований они получили не при жизни, а «только издали видели оные и радовались» ( Евр.11:13 ). Сам Иисус Христос сказал, что Авраам видел Его пришествие и, видя, возрадовался ( Ин.8:56 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rukovo...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010