Содержание послания вполне соответствует обстоятельствам и целям его. В нем он изъявляет благодарение Богу за избавление от опасностей, выражает радость о добром успехе его послания, и как бы в объяснение сего изображает высоту достоинства христианского откровения и всего вообще хода домостроительства спасения (гл. 1–7); потом делает распоряжение о сборе милостыни (8–9), представляет необходимые объяснения в отражение распускаемых о нем злых речей и высказывает побуждения к исправлению тех, которые еще не исправились (10–13). Отличительный характер послания. Насколько в первой части послания Ап. Павел является благодушно-спокойным, настолько в последней он является властно-строгим, и таким образом является всем вся, да всяко некия спасет. Апостол авторитетно указывает на свое право карать противление и награждать за послушание (10:6). Видно, что Апостол при написании сего послания был полон сильных чувств и высокого настроения духа, на что указывают частые перерывы, некоторые повторения и очень сильные выражения. Чрез все послание проходит тон апологии христианского откровения и проповедников его. Церковное употребление послания За Православным Богослужением из 2-го послания к Коринфянам читается: 1 21–2, 4, в неделю 14. 16–17, 1, в неделю 17. 10–16, в пят. 12 недели. 6–15, в понедельник 13 недели. 16–3, 3, во вторник 11 недели. 12–10, 7, в среду 13 недели. 12–18, в субботу 21 недели. 7–18, в четверг 13 недели. 13–18, в пяток 11 недели. 31–12, 9, в неделю 19. 10–15, в понедельник 12 недели. 20–13, 2, во вторник 14 недели. 3–13, в среду 14 недели. 1–10, в неделю 12 и мученикам. Второе послание к Коринфянам святого Апостола Павла Глава 1 1. Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, и Тимофей брат, церкви Божией, находящейся в Коринфе, со всеми святыми по всей Ахаии: 2. благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа 220 . 3. Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец милосердия и Бог всякого утешения, 4. утешающий нас во всякой скорби нашей, чтоб и мы могли утешать находящихся во всякой скорби тем утешением, которым Бог утешает нас самих!

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с ним не дарует нам и всего? ( Рим. 8:32 ). Он есть утверждающий нас и даровавший залог Духа в сердца наши ( 2Кор. 1: 32 ). А плоды Духа: мир, радость ( Гал. 5:22 ). «Видишь, как он путем молитвы старается ободрить их сердце, представляя ручательства и знамения неизреченного промышления Божия о нас? В том и состоит утешение, чтобы мы оставались непоколебимыми. Ибо тот, кто не колеблется, все, что ни пришлось бы ему перенесть, переносит с великим долготерпением. Напротив, тот, чей ум колеблется, не в состоянии совершить ни одного благого и доблестного поступка, потому что, подобно всякому расслабленному, колеблется душа, когда в ней нет убеждения, что она достигает благой цели» (св. И. Златоуст). 68 Апостол просит молиться о себе не лично, но как представитель Церкви и благовестник ее. А потому он просит молиться о том, чтобы вера христианская распространялась и славилась святыми людьми, а беспорядочных людей, только по виду христиан, не было бы. При этом он похваляет Солунян, а вместе упоминает о том, что есть в числе христиан недостаточно верующие. Св. Иоанн Златоуст говорит: «так как Апостол намерен потом приступить к обличению, то предварительно смягчает их сердца и тем, что говорить: я уверен в вашем послушании, – и тем, что просит у них молитв о себе, – и опять тем, что молится сам о ниспослании им бесчисленных благ». «Вспомнив, как у них скоро и легко водворилась вера, и как напротив много встречает она пререкателей в Коринфе, Апостол с отрадою останавливается на первом, желая избавления от этих последних. Он говорит как-бы: «вы лучше Коринфян, дал бы Бог, чтобы Коринфяне и окрестные и все повсюду были таковы же, как вы... Вы славны; не допускайте же, чтобы среди вас были неисправные, бесславящие все общество своим бесчинным поведением». Под злыми и лукавыми, о коих говорит святый Павел, можно разуметь или неверов, или зловеров и лжеверов, или только носящих имя верующих. Первого рода людьми можно считать Иудеев-фанатиков, кои всюду восставали против Евангелия сами и нередко подбивали к тому язычников.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

11. Но слышим, что некоторые у вас поступают бесчинно, ничего не делают, а суетятся; 12. таковых увещеваем и убеждаем Господом нашим Иисусом Христом, чтобы они, работая в безмолвии, ели свой хлеб 72 . 13. Вы же, братия, не унывайте, делая добро. 14. Если же кто не послушает слова нашего в сем послании, того имейте на замечании и не сообщайтесь с ним, чтобы устыдить его; 15. но не считайте его за врага, а вразумляйте, как брата 73 . 16. Сам же Господь мира да даст вам мир всегда во всем. Господь со всеми вами 74 ! 17. Приветствие моею рукою Павловою, чт0 служит знаком во всяком послании; пишу я так: 18. благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь 75 . 48 Учение Апостола об антихристе – очень обстоятельное; поэтому исследователи отрицательного направления находят его необычайным для Апостола, от чего выводят заключение, что и послание само не подлинно. Но учение это не новое. «Оно раскрыто Самим Господом Иисусом Христом и проповедано другими Апостолами, но только не столь подробно (см. Ин. 2:18, 22 ; 2Ин. 1:7 . Апок. 12:13 ). Апостол Павел, так сказать, поставлен был в необходимость более подробно раскрыть это таинственное учение, чтобы поставить Солунян в точную известность о нем и тем избавить их от излишних тревог и странных недоумений, не дававших им покоя. Баур и подобные находят, что это учение Апостола явилось под влиянием законов о гонении христиан от императора Нерона. Но введение в историю раскрытия христианского учения языческих влияний совершенно неуместно, ибо в христианстве все имело свой исход от Бога и раскрывалось по своему особому ходу, независимо от таких нечестивцев, каким был Нерон, о котором св. Иоанн Златоуст замечает, что он был прообразом антихриста, ибо не так ясно и бесстыдно выдавал себя за Бога, как будет антихрист, и в злобе уступал антихристу» (см. «О безбожии и антихристе», соч. А. Беляева , стр. 483. Сергиев посад, 1898 г.). 49 Здесь весьма ясно открывается принадлежность этого послания святому Апостолу Павлу. Но известно, что сильные враги нападают на самые сильные пункты. Так делают противники сего богодухновенного апостольского послания. Они говорят, что это послание явилось прежде первого, ибо предостережение о знаках подлинности уместнее в первом. Но здесь ясно указывается, что этому посланию предшествовало первое (2:15). Что же касается до указанного Апостолом признака подлинности, то он указан для отличия его и других его посланий от ложных, которые, вероятно, начали уже являться в его время. Подробнее о сем можно прочесть в исследовании Ф. Титова на стран. 50–60, где, между прочим, изложено, как везде и во всем втором послании отображается дальнейший ход нравственно-религиозной жизни Солунян. Так например, о чем в первом послании Апостол делает предостережение (4: 10–11), о том во втором послании (3:11) он говорит уже обличительно (о тунеядстве).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

265 Иисус Христос в Своем существе явил жертву Богу вполне удовлетворительную за грехи всех людей. После пролития Крови Своей на земле, восшедши в вечную небесную скинию Божию, Он даровал нам очищение от грехов и спасение вечное и чрез то сделался Первосвященником нашим на веки. Здесь сказано все существенное о Христе, как Первосвященнике и Спасителе нашем. Св. Иоанн Златоуст говорит, что «Апостол называет Тело (Христово) и скиниею, и завесою, и хлебом: «большею и совершеннейшею», говорит «скиниею» и далее: «завесою, сиречь Плотию Своею» (10: 20), и еще: «вниде во святая святых, да явится лицу Божию» (9: 24). Для чего же он делает это? Дабы научить нас, что в том и другом прообразе – одно и то же значение. Христос же, говорит Апостол, пришед Архиерей, т. е. пришел на это самое дело, и не преемствовал кому-нибудь другому, не наперед пришел, а потом сделался (Первосвященником), но был им вместе с тем, как пришел. Слово: обретый выражает, что это дело–одно из весьма дивных и неожиданных, как Он одним входом приобрел вечное спасение. «Ни кровию козлею, ниже тельчею», ибо все изменилось. «Но Своею Кровию вниде во святая святых»: вот здесь он разумеет небо». «Сделавшись за нас искупительною ценою, Он всех нас освободил от владычества смерти» (блаж. Феодорит). «Тело Иисуса Христа, как скиния нерукотворенная, совершеннейшая, было не такого устроения (не сея твари), какое было в скинии. Поэтому-то Иудеи не поняли Иисуса Христа, когда Он говорил им: разрушу храм сей и в три дня воздвигну его. Это Он говорил о храме Тела Своего ( Мк. 14:58; 15:29 ), а они думали, что Он говорил о храме рукотворенном» (см. у Н. Братолюбова стр. 119). 266 Очевидность искупительной силы жертвы Христовой ясно открывается вообще из понятия о величайшем достоинстве Искупителя, и в особенности из сравнения Его с теми жертвами, которые имели тогда очистительное значение (действуя как прообразы). А потому понятно, что всякая грешная совесть в Нем может найти неизмеримо большее и твердейшее успокоение, нежели какое могли находить Евреи во всем бесчисленном множестве всяких жертв, приносимых ими по закону.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

В исступлении ужаса они и не заметили, как подошол к ним Иисус и говорит: встаньте, не бойтесь. Подняв очи, теперь они ничего уже не увидели, что минуту тому назад видели. Ясно ли, что хочет сказать неверие таким не обяснением, а затемнением светлого преображения Господня? Не было ль оно совершенно естественным происшествием? Возможно ли, чтобы действительно являлись из загробного мира Моисей и Илия? Возможен ли, был ли действительно этот громовый глас Отца небесного, из обыкновенного облака? Кто видел это видение? Не был ли видевший в состоянии самообмана? Кто свидетельствует о событии, очевидец ли? Вообще достоверный ли свидетель? Чувствуете ли вы, что в этих суемудрых пререканиях заключается вся сила возражений, какие только делаются суемудрием неверия против действительности евангельской истории в ее таинственной стороне? К душевному нашему упокоению и отраде, в событии преображения, в способе исторической передачи его потомству, мы имеем поразительнейшее доказательство действительности как самого преображения, таинственнейшего в евангельской истории события так и всей евангельской истории. Вы слышали сегодня на литургии апостольское чтение. Оно имеет своим предметом именно событие преображения Господня. Кто свидетельствует об этом событии? Святый первоверховный апостол Петр. От других ли он слышал о событии, или сам был очевидцем? Если слышал от других, то опять от очевидцев ли, от верных ли свидетелей? Не был ли этот слух не более как басней, и басней хитросплетенной в известных видах убеждения других во лжи? Вы слышали, что св. апостол Петр отвечает именно на эти вопросы. Мы возвестили вам, – пишет он, – силу и пришествие Господа нашего, не хитросплетенным 6асням последуя, но сами быв очевидцами Его величия. Он принял от Бога Отца честь и славу, когда от велелепной славы принесся к Нему такой глас: сей есть Сын мой возлюбленный, в котором мое благоволение. И сей глас, принесшийся с небес, мы сами слышали будучи с Ним, Господом Иисусом, на святой горе ( 2Пет. 1:16–18 ). И так сам св. апостол Петр видел преображение Господне, сам слышал глас Бога Отца, сам был на святой горе преображения с преобразившимся Господом, о чем сам же и свидетельствует.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

Вообще сам Павел отличал это первое и главное свое видение Господа от видения в исступлении, которое имел он, когда возвращался в Иерусалим по первом видении на пути в Дамаск ( Деян.22:17–20 ), и от видения в небесном восхищен, о котором пишет коринфянам ( 2Кор.12:1–4 ). Посему как Господь Иисус, так и сам Павел хотел, чтобы в нем другие видели, как и видели, действительно, очевидца свидетеля Господня. Анания говорит ему в Дамаске: «Бог отец наших предъизбрал тебя, чтобы ты увидел Праведника и услышал глас из уст Его: потому что ты будешь Ему свидетелем пред всеми людьми о том, что ты видел и слышал» ( Деян.22:14–15 ). Сам Господь Иисус говорит ему: «на се бо явихся ты сотворити тя слугу и свидетеля, яже видел еси и яже явлю тебе» ( Деян.26:16 ). Посему сии двенадцать избранных апостолов, и особо избранный между ними сосуд Господень апостол Павел суть непосредственные свидетели Христовой истины, как самовидцы Христовы и непосредственные свидетели Его учения, как апостол Петр и говорит, что «Бог дал воскресшему Иисусу являться не всему народу, но свидетелям предъизбранным от Бога, нам, которые с Ним ели и пили, по воскресении Его из мертвых. И Он повелел нам проповедовать людям и свидетельствовать, что Он есть предопределенный от Бога Судия живых и мертвых, как и все пророки свидетельствуют о Нем, что всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его» ( Деян.10:40–43 ), Сверх того св. апостолы, в особо важных случаях, подвергали некоторые вопросы общему своему разсмотрению и решению, которое опять же приписывали в конце-концов Духу Святому ( Деян.15:23–28 ). Следовательно вот коренной признак истинных апостолов, которые суть несомненные свидетели истины Христовой, – это принадлежность к числу двенадцати избранных апостолов, которых имена записаны в евангелиях и в книге Деяний, к которым причисляется еще особо избранный сосуд Христов, апостол Павел. Кто же не согласен с сими апостолами и их учением, тот не Христов ученик. Тщательно оберегая чистоту Христова евангелия, истинные Христовы апостолы указали своими поступками и писаниями множество лиц и общих начал, несогласных с Христовым учением.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

Вообще сам Павел отличал это первое и главное свое видение Господа от видения в исступлении, которое имел он, когда возвращался в Иерусалим по первом видении на пути в Дамаск ( Деян.22:17–20 ), «и от видения в небесном восхищении», о котором пишет коринфянам ( 2Кор.12:1–4 ). Посему как Господь Иисус, так и сам Павел хотел, чтобы в нем другие видели, как и видели, действительно, очевидца свидетеля Господня, Анания говорит ему в Дамаске: «Бог отец наших предызбрал тебя, чтобы ты увидел Праведника и услышал глас из уст Его: потому что ты будешь Ему свидетелем пред всеми людьми о том, что ты видел и слышал» ( Деян.22:14–15 ). Сам Господь Иисус говорит ему: «на се бо явихся ти сотворити тя слугу и свидетеля, яже видел еси и яже явлю тебе» ( Деян.26:16 ). Посему сии двенадцать избранных апостолов, и особо избранный между ними сосуд Господень, апостол Павел, суть непосредственные свидетели Христовой истины, как самовидцы Христовы и непосредственные свидетели Его учения, как апостол Петр и говорит, что «Бог дал воскресшему Иисусу являться не всему народу, но свидетелям предызбранным от Бога, нам, которые с Ним ели и пили, по воскресении Его из мертвых. И Он повелел нам проповедовать людям и свидетельствовать, что Он есть предопределенный от Бога Судия живых и мертвых, как и все пророки свидетельствуют о Нем, что всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его» ( Деян.10:40–43 ). Сверх того св. апостолы, в особо важных случаях, подвергали некоторые вопросы общему своему рассмотрению и решению, которое опять же приписывали в конце концов Духу Святому ( Деян.15:23–28 ). Следовательно, вот коренной признак истинных апостолов, которые суть несомненные свидетели истины Христовой, – это принадлежность к числу двенадцати избранных апостолов, которых имена записаны в евангелиях и в книге Деяний, к которым причисляется еще особо избранный сосуд Христов, апостол Павел. Кто же не согласен с сими апостолами и их учением, тот не Христов ученик. Тщательно оберегая чистоту Христова евангелия, истинные Христовы апостолы указали своими поступками и писаниями множество лиц и общих начал, несогласных с Христовым учением.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

. Вскъ престпай и не пребывай во Хртов Бга не имать: пребывай же во Хртов, сей и ца и Сна имать. 9. Всякий, преступающий учение Христово и не пребывающий в нем, не имеет Бога; пребывающий в учении Христовом имеет и Отца и Сына 793 . Аще кто приходитъ къ вамъ, и сег не приноситъ, не въ домъ, и радоватис не глаголите: 10. Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его; глаголй бо радоватис, собщаетс длмъ Мнга имхъ писати вамъ, и не восхотхъ и черниломъ, но надюс къ вамъ и усты ко устмъ глаголати, да радость ваша бдетъ исполнена. 12. Многое имею писать вам, но не хочу на бумаге чернилами, а надеюсь прийти к вам и говорить устами к устам, чтобы радость ваша была полна 795 . Цлютъ т чада сестры твое избранны. Аминь. О третьем соборном послании святого Апостола Иоанна Богослова О писателе сего послания должно сказать то же, что было сказано и о писателе 2го послания, с присовокуплением того, что он, как и писатель 2-го послания, называет себя «старцем» и одинаково начинает послание, а равно одинаково и оканчивает. Если археологи по нескольким остаткам какого-нибудь здания определяют все устройство его и указывают точно время его построения и даже узнают его строителей, то христианскому исследователю, знакомому с духом и характером писаний Иоанна Богослова, по целостному, хотя и краткому, писанию его, ясно можно видеть его истинно-апостольский дух, высокую благодатную настроенность, богословскую глубину и содержательность мысли и в этом усматривать несомненность принадлежности третьего послания святому Иоанну Богослову. Обстоятельства происхождения 3-го послания сходны с обстоятельствами происхождения 2-го послания, а потому и историческая судьба их была одинакова, и свидетельства о них сохранились большей частью одинаковые. Третье послание было написано к Гаию; но кто был сей Гаий – с точностью неизвестно. Содержание послания показывает, что Апостол узнал об особенной расположенности благочестивого Гаия к странствующим проповедникам Евангелия ( 3Ин.1:1–7 ); срвн. ( Еф.4:11 ). Благодеяния Гаия ученикам Апостольским глубоко тронули душу Иоанна Богослова, а потому он, высказав об этом, поощряет Гаия продолжать это благое дело, не смущаясь запрещениями ( 3Ин.1:8:11 ). Кроме того, Апостол предупреждал о своем пришествии.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Злобное отношение Иудеев к слову спасения подает повод Апостолам смело, с дерзновением как свойственно истинным служителям Слова ( Притч.1:21 ) заявить, что они теперь с этим словом спасения обращаются к язычникам, что они теперь «Апостолы языков» ( Рим.11:13 ). Оправдывая это заявление, Апостол Павел высказывает здесь те же мысли об Иудеях и их отношении ко спасению, которые позднее получили свое полное раскрытие в послании к Римлянам ( Рим.10:19–21 ). По божественному определению о спасения рода человеческого, вы первые должны были услышать слово Божие, восприять спасение (ст.26), чтобы распространять его до краев земли. Но так как вы отвергаете это слово жизни ( Деян.5:20 ) и чрез это сами себя делаете недостойными вечной жизни, дарование которой есть цель пришествия Мессии, то вот мы обращаемся к язычникам, ибо Бог от века предназначил Мессию быть светом для язычников и спасением до края земли. В доказательство этой мысли Апостол приводит слова из книги пророка Исаии ( Ис.49:6 ). Эти слова служат и для Апостолов заповедью – о проповеди среди язычников, потому что слова Божии не осуществились бы, если бы не было их проповеди» (см. у Артоболевского, стр.250–251). 345 Обращение язычников в Антиохии Писидийской было самое обильное и притом не только в городе, но и по всей стране. Достойно при этом заметить, что Дееписатель говорит, что уверовали те, которые были предуставленны, т. е. предопределены Богом и подготовлены к тому личною жизнью и душевным расположением ( Ин.6:44 ); ( Рим.8:29–30 ). Это отчасти показывает, что число веровавших, по-видимому, было гораздо больше, нежели сколько оказалось достойных принятия в лоно Церкви. Из чего следует, что присоединение к Церкви совершалось с великою осмотрительностью, причем мерилом этой предуготованности служила готовность к получению вечной жизни, вечного спасения, а выражением этой готовности были радость о Господе и благовестие о Нем, как Спасителе всех людей. По всей стране Евангелие распространялись, очевидно, новообращенными, которые усердно передавали то, что слышали, и восторгом своим от восприятия учения подготовляли к восприятию его и множество других Писидийцев. Посему посеянные здесь семена христианского учения уподобились ниве, на которой разбрасываются семена, чтобы они росли и в свое время дали надлежащий плод, что и было здесь впоследствии.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

И как, в противоположность сему, чисты и святы образы действий, цели и стремления проповедников христианства!» (см. у преосвященного Михаила, стр. 225). 236 Внушая Симону покаяться, Апостол Петр однако не выражает твердой надежды на прощение греха, как по великой важности его, так и в особенности потому, что он прозревал неспособность Симона к покаянию, что он и выразил Симону, сказавши, что он все еще остается полным смертоносного яда, сокрытого к желчи (как это думали о яде змей). А главное дело в том, что его, как узы, связывали ложные представления о себе и об Апостолах. Вот почему, утешая и направляя Симона к покаянию, Апостол и сказал ему: «может быть отпустится тебе помысл сердца твоего». Очевидно, что сказанный помысл указывает на глубину помышления, задуманного Симоном, т. е. что это было не мимолетное и скоропреходящее чувство в нем – купить благодать Апостольства за деньги, а, так сказать, отражение всего мировоззрения его, чем и было тяжко представление о христианстве, в котором будто можно всё покупать за деньги, даже и дар рукоположения. По замечанию святого Иоанна Златоуста , «недуг был в Симоне с давнего времени, оттого он и при крещении не освобождается от него. Как же крестили его? Так же, как и Христос избрал Иуду». Из сего следует, что крещение не действует благодатью на недостойных и что грех Симона подобен Иудину. 237 Ответ Симона не заключает в себе согласия его покаяться. Он не выражает желания и помолиться, прося о сем Апостолов или лицемерно, или надеясь действительно на силу их молитв, так как видимо угрозы Апостолов привели его в страх, и он просит помолиться именно о том, чтобы эти угрозы не сбылись. О покаянии же нет и речи, потому что не было о сем и думы. Яд злобы остался в Симоне и обнаружился в нем при встрече с Апостолом Петром в Риме, где он выступил против него, как заклятый враг, но и опять был посрамлен. О Симоне сохранено много самых ужасных известий древними писателями, например, святым Епифанием Кипрским , который представляет его основателем гностицизма (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010