Это ремесло помогало ему соблюдать строго свою апостольскую честь, при трудах апостольской проповеди. Путешествуя по разным странам для проповеди, он старался ни от кого ничем не пользоваться, чтоб не навлекать на свое апостольство укора в корыстности или тунеядстве. Так в прощальной речи к ефесским пресвитерам он говорит: ни серебра, ни золота, ни одежды я ни от кого не пожелал. Сами знаете, что нуждам моим и бывших при мне послужили руки мои сии. Во всем показал я вам, что так трудясь, работая собственными руками, надобно поддерживать слабых, никому не подавая повода к укорам, и памятовать слово Господа Иисуса. Ибо Он сам сказал: блаженные есть паче даяти, нежели приимати ( Деян. 20:33–35 ). Так и к Солунянам пишет он, раз и два: помните, братие, труд наш и изнурение: ночью и днем работая, чтобы не отяготить кого из вас, мы проповедали у вас благовестие Божие ( 1Сол. 2:9 ). Мы не безчинствовали у вас, ни у кого не ели хлеба даром, но занимались трудом и работою ночь и день, чтобы не обременить кого из вас. Но тут же прибавляет: это не потому, чтобы мы не имели власти (питаться от поучаемых), но чтобы себя самих дать вам в образец для подражания нам ( 2Сол. 3:7–9 ), так как появились между Солунянами безчинники, которые ничего не делали, а суетились, которых св. апостол Павел увещавает, чтоб они ели свой хлеб, работая в безмолвии. Относительно же остальных пастырей он же просит тех же Солунян, чтоб они уважали трудящихся у них предстоятелей своих о Господе, которые вразумляют их, и чтоб имели их в преимущественной любви и в попечении за дело их ( 1Сол. 5:12–13 ). И епископу ефесскому Тимофею апостол Павел дает наставление, что достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь (как в обращении с ними, так и в довольствовании), особенно тем, которые трудятся в слове и учении. Ибо писание говорит, в ветхом завете Моисей: вола молотяща не обротиши (не заграждай рта у вола молотящего), и в новом завете сам Господь Иисус Христос: достоин делатель мзды своея ( 1Тим. 5:17–18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

Я хочу разъяснить вам, что не одни апостолы, не одни пастыри, но и миряне, одним словом, все ученики Христовы призваны и обязаны проповедывать Христа. Представим этому яснейшее доказательство. Спрашивается, кто видел Христа по воскресении? На этот вопрос св. апостол Павел в 15-й главе 1-го послания к Коринфянам (ст.3–8) отвечает так: я первоначально преподал вам, что и сам принял, что Христос умер за грехи наши по Писанию, и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию, и что явился Кифе, апостолу Петру, потом двенадцати апостолам. Потом явился, – обратите внимание на это, – явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых большая часть до ныне остается в живых, а некоторые и почили. Потом явился Иакову, брату Господню, которому и поручил епископство над иерусалимской церковью. Это пред самым вознесением своим. Наконец явился всем апостолам уже в самый день вознесения. Так как, говоря о явлениях Воскресшего, святые евангелисты отчетливо не указывают, где и когда совершилось такое великое явление Воскресшего, о каком говорит св. апостол Павел, – о явлении более нежели пятистам братий в одно время, из которых в ту пору, в пору написания апостолом Павлом этого послания к Коринфянам, еще большая часть оставалась в живых, а некоторые уже и померли; посему толковники, на основании древнего предания, и положили, что это великое явление изображено в евангелии от Матфея, в последнем зачале; но только изображено без упоминания о точном числе очевидцев сего явления, в количестве более пятисот братий. Обстоятельства же сего великого явления у евангелиста Матфея представляются в следующих чертах. Воскресший Господь назначил собраться апостолам и другим ученикам своим, пред самым вознесением своим, на одной галилейской горе. Кроме одинадцати апостолов, туда собралось более пятисот веровавших во Христа. Апостолы и большая часть из веровавших, увидев Господа, поверглись пред Ним на землю и воздали Ему Поклонение. А иные усомнились в действительности видения.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

191 Продажа братьями Иосифа – неблагоприятная история для 11 колен Израиля, но исход этой истории был достославный, а потому и сказание о ней нельзя отнести к хулению Евреев, а скорее к славе их, ибо Иосиф был велик в очах и своего народа и Египетского. И можно сказать, что в лице его явлена была народу Еврейскому самая нежная попечительность Божия, почему он и считался прообразом Мессии, как Страдальца, так и Спасителя, восшедшего к царственной славе у престола Божия. Но, вместе с тем, в лице 11 братьев его как бы и теперь устанавливается относительное число христопродавцев и завистников Того, Кто был Избранник Божий ( 1Петр.2:4 ). Множество слов сказал архидиакон Стефан в возвеличение всеми чтимого патриарха Иосифа, можно ли было не извинить и не оправдать его и за то, что не умолчал и о других патриархах, сказавши о них всего лишь четыре слова, что патриархи по зависти продали Иосифа. «Не зная за братом никакой вины, они так нехорошо поступили с ним и притом в то время, когда он пришел к ним с пищей для них» (Феофилакт). А прообразованный им Христос Самого Себя принес в снедь верным, отдавши Свое пречистое Тело и святую Кровь за общее спасение людей, взывая к Израилю: «Я – хлеб живый. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день». И роптали на Него, как за сие, так и за то, что Он обещал им источник воды, текущей в жизнь вечную ( Ин.6:51,54:61 ). Выражение Бог был с ним (Иосифом) показывает особливую его богоизбранность, которой и завидовали братья, ибо им не нравилось даже то, что он видит знаменательные сны ( Быт.37 ). В снотолкованиях Иосиф проявил эту свою богоизбранность и перед Египтянами, которые однако отнесли это к обычной мудрости, каковую, по их взгляду, он являл и во многом другом, не разумея, что эта была свыше ( Быт.40:41 ). 192 Мучимые голодом, патриархи Еврейского народа пошли к Иосифу, сначала не ведая сего, а потом бывали у него и узнавши его, как проданного ими брата; а потомки их, духовным гладом томимые, не хотели идти ко Христу Спасителю, несмотря на Его милостивый и радостный призыв: «блаженны алчущие и жаждущие правды»... Они не хотели пойти к Нему и тогда, когда слава Его так многоразлично возвеличена, когда Он воскрес, вознесся на небо и послал Духа Утешителя и Подателя всяких духовных даров благодати. Патриархи путешествовали за хлебом далеко, в Египет, Евреи же, современные Христу и Апостолам, не хотели принять хлеб и брашна духовные, изобильно предлагавшиеся им в родной земле их и при том повсюду несравненно в более продолжительное время, нежели в какое мог послужить их патриархам Иосиф.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

19 ст. Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу, 20 ст. и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верой в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня. Ветх. зав. закон имел своею конечную цель привести людей ко Христу. Я, ведомый законом, уверовал во Христа, закон свое дело сделал; он мне стал не нужен, я умер для закона, но не для того, чтобы быть совершенно свободным от всякого закона, чтобы жить по своей воле, по своему произволу, нет, а чтобы подчиниться другому; высшему закону, закону внутреннему, дабы жить по воле Бога всем моим существом, подобно тому, как ранее тоже старался жить по воле Бога, но только внешне, по наружности, без участия сердца. Умер для закона и ожил для жизни во Христе. Этой новой жизнью, говорит апостол, я начал жить, когда сораспялся Христу. Сораспялся Христу, когда, погружаясь в воду крещения, умер греху и, вышед из вод крещения, ожил для жизни по Христу. «Это сораспятие Христу между прочим сказалось в том болезненном чувстве, с которым совершился разрыв с прошлым, а еще того более с теми многими злостраданиями, которые он пережил за сие от иудействующих, во все время своего благовестничества» (Еп. Никанор 364 стр.). И так, умерши закону, сораспявшись же Христу и умертвивши грех , оживши для жизни по воле Бога, я уже, собственно, не живу сам, но живет во мне Христос; Им полны мои думы, Он дыхание моей жизни, Он стал для меня лозой, я же рождие. А что, живя среди вас, я живу, совершенно не исполняя закона Моисеева, то это потому, что я в своей жизни уже руковожусь только верой в Сына Божия, который возлюбил меня (в числе всех других людей) и предал себя за меня (как и за всех других людей). 21 ст. Не отвергаю благодати Божией. А если законом оправдание, то Христос напрасно умер. Перейти к закону Моисееву, это – значит отвергнуть ту благодать Божию, которую я получил чрез веру в Иисуса Христа. Нет, я не отвергаю благодати Божией. Я открыто заявляю, что если кто думает, что оправдания можно достигнуть законом, то в таком случае не для чего было и Христу приходить на землю, не для чего было страдать и умирать, коль скоро все необходимое для оправдания дает закон.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/obshhed...

249 Явление света Савлу на пути его в Дамаск, очевидно, было необычайное, как действие внезапное, сильнейшее, направлявшееся с неба и сосредоточившееся только на нем и на его спутниках. «Как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого», говорил Иисус Христос ( Мф.24:27 ). Приблизительно такое же молниеносное было явление Иисуса Христа Савлу, который потом, спустя несколько лет, говорил на суде перед Агриппою: «идя в Дамаск со властью и поручением от первосвященников, среди дня, на дороге я увидел, государь, с неба свет, превосходящий солнечное сияние, осиявший меня и шедших со мною» ( Деян.26:12–13 ). Писав же к христианам, он многократно давал понять, что в этом свете было ему явление Господа ( 1Кор.9:1 ), сравнивая это явление с явлением, бывшим Апостолам ( Деян.15:5–8 ). Значит, это явление было очевидное, насколько бывает очевидно то, что освещается молниеносным светом. «Итак, не в Иерусалиме и не в Дамаске, но на пути облиста свет, чтобы то, что с ним случилось, иные не стали объяснять иначе, но чтобы сам он объяснил это так, как заслуживало вероятия, потому что и видение видел, и болезнь потерпел» (Феофилакт). Опасения блаженного Феофилакта об иных объяснениях оправдались. Многие различно объясняли это явление Господа Савлу во свете, но все их объяснения находили достаточные опровержения в благонамеренных писаниях (напр. в творениях преосвящ. Иннокентия, архиепископа Херсонского, протоиерея А. В. Горского-Платонова). Теперь считается особенно достоверным психологическо-визионерное объяснение. Но в специальном сочинении профессора И. Глубоковского показано, что и это объяснение неосновательно, ибо состояние души Апостола было совершенно иного направления. И болезненной расстроенности, которая необходима для визионеров, в Савле не замечалось. Напротив, он был силен так, что предпринял далекое путешествие, только бы исполнить странные желания души всецело христоборческие (см. «Обращение Савла и Евангелие Павла», изд. в Петербурге 1896 г., с эпиграфом: «Благодатию Божиею есмь еже есмь» и конечным словом: «верою разумеваем», в чем и высказывается существующий взгляд на все вопросы о Павле.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

54 Но от праведника требуются качества еще положительно добрые. Во-первых, человек счастлив тогда, когда его воля подчинена воле Господа, указанной в предписаниях закона, данного Им через Моисея и др. пророков; во-вторых, человек счастлив, если он помышляет об этом законе, о его возможно верном, легком и совершенном исполнении через всестороннее изучение его, в течение всей жизни, так чтобы, как завещал Моисей: «книга закона не отходила бы от уст человека, но поучался бы в ней день и ночь, дабы в точности исполнить все, что в ней написано». (См. Нав.1:8 ). В этом указан идеал ветхозаветного праведника не особенно отличный и от новозаветного идеала, так как и христианин должен стараться постигнуть божественное учение, чтобы исполнить его и через то спастись. Следовательно, здесь предлагается всем весьма важный и существенный урок. 55 В великой праведности св. певец указывает побуждение к великой награде. Эта награда будет заключаться в том самом, что человек будет делать, именно в том божественном законе, которому он будет поучаться, потому что он будет почерпать отсюда все самое лучшее и самое необходимое для своей духовно-человеческой жизни. И потому этот человек будет, как дерево растущее при воде, которое имеет постоянно в избытке необходимую влагу и приносит плод в свое время (и предполагается лучший). Человек, изучающей закон Господа, не испытает никаких треволнений, потому что будет иметь самое надежнейшее руководство в божественном законе и потому он будет отличаться всякого рода добрыми делами до конца, как дерево не лишается листьев, доколе оно пользуется необходимой влагой, могущей сохранять его от зноя. Кроме закона Господня, его защитой и помощником будет еще и Сам Бог, волю Которого он будет исполнять и на Которого он будет надеяться. «Благословен человек, который надеется на Господа и которого упование Господь», говорил, подобно Давиду, пророк Иеремия. «Ибо он будет как дерево, посаженное при водах и пускающее корни свои у потока; не знает оно, когда приходит зной; лист его зелен, и во время засухи оно не боится и не перестает приносить плод» ( Иер.17:7–8 ). Понятно, почему в 1-м псалме ( Пс.1 ) говорится о праведнике, читающем закон Господень, что во всем он успеет. Ему будет помогать Бог . «Любящим Бога», как сказал св. апостол Павел, «все содействует ко благу» ( Рим.8:28 ). Успех, о котором говорит здесь певец, касается преимущественно настоящей жизни, но далее (в Пс.1:5 ) он говорит и о будущем, когда будет суд страшный для грешников.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Всё же это делается для того, чтобы сказать: «что же такое (после сказанного о Боге) человек, что Ты, Боже, помнишь его, и что есть сын человеческий, что Ты посещаешь его»? И вот, на этот-то вопрос и даётся ответ: «Не много Ты умалил его пред Ангелами: славою и честью увенчал его; поставил его владыкою над делами рук Твоих». Таким образом, это место составляет самое существенное содержание псалма. Из него все выходит, к нему все направляется. Потому, если это место относится к Мессии, то и весь псалом касается Его, что подтверждают и все экзегеты, например, о словах 3 стиха: «Из уст младенец совершил хвалу». Сопоставляя человека с Богом и спрашивая: что есть человек, псалмопевец очевидно предполагает здесь ничтожество человека 146 . Истинный смысл 5 стиха тот, что Бог только по Своей благости взирает на бедное и ничтожное существо человека. Как же потом певец высказывает о человеке совершенное другое мнение и даже прославляет его? По мнению аббата Миня, Апостол Павел не мог бы полноправно сказать так о величии и Адама 147 . Тем более не мог так говорить Давид о современном ему человеке вообще (хотя на этом и настаивают многие экзегеты, как например, Куртц, Гупфельд). Многие экзегеты видят разгадку этого в том, что псалмопевец воспроизводимыми здесь словами книги Бытия, в которых определено первичное назначение человека, пророчественно указывает на осуществление их в будущем. И действительно, при этом представлении становится понятным, почему совершился этот резкий переход от признания человека ничтожным сравнительно с другими творениями, к сознанию его величия, не только не меньшего прочих созданий, даже небесных, но и несравненно большего. Только спрашивается: в чём состоит это будущее человека и действительно ли говорится о Нём здесь? В определении первого показанные экзегеты сходятся почти все, утверждая, что это время Мессии, в Котором и через Которого человеческая природа достигнет полного осуществления своего божественного определения, которое назначено ей при сотворении.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Вторая - о пустыннике Феоктисте. О том, как он отпал из-за некоторых еретических мыслей от тела Церкви, ты, честнейший, сам знаешь лучше нас. Мы же, два года тому назад находясь вблизи от места вашего пребывания, узнали об этом от людей, знающих этого человека. Впрочем, и своим письмом мы напоминали и увещевали его воздержаться от тех мрачных и бесовских речей и лучше православно мыслить о Пресвятой Богородице и прочих предметах. Теперь брат наш Никанор, придя к нам, известил нас, что этот человек пришел в раскаяние и желает быть единомысленным с Церковью, но говорит, что не получал моего письма и желает получить. Отец святой, ты знаешь, что написано: если извлечешь драгоценное из ничтожного, то будешь как Мои уста (Иер.15:19); и еще: обративший грешника от ложного пути его покроет множество грехов (Иак.5:20). Поэтому твоей святости нужно восстать и подать руку помощи заблуждающемуся. Ибо в этом ты будешь помощником Божиим. Как же это сделать? Пригласи Феоктиста к себе и поговори с ним о должном. И если найдешь его послушным Божественному слову, то скажешь и о мне, смиренном, что и я к тому же самому стремлюсь, желая ему спасения. Когда испытаешь его, отец, и если он пожелает, то я охотно пошлю ему письмо, чтобы с двух сторон был привлечен и приобретен погибающий. Ибо этого хочет Бог, для того и пришел Он на землю, чтобы найти и возвратить заблудившуюся овцу (Мф.18:12-14), и как на доказательство любви к Нему с нашей стороны указывает на любовь к ближнему. Всеми силами нужно стараться исполнить это, преподобный отец; по такому побуждению я и написал тебе. Если же после таких стараний он будет упорствовать и не послушается, то увидит грешник (Пс.111:10). Господь говорит: оставьте их: они - слепые вожди слепых (Мф.15:14). А как благоустроит Господь, благоволи, отец, известить меня почтенным письмом своим. Послание 117(176). К Мариану, спафарию Писать к тебе побуждает нас твое благочестие, ибо ты говоришь, что находишь в этом пользу. Я же не думаю так, считая и жизнь, и слово наше бесполезными. Ты говоришь так, вероятно, по любви. Ибо любовь, говорит апостол, не мыслит зла (1Кор.13:5). Впрочем, как бы то ни было, я уступаю и повинуюсь тебе, нашему другу, доброму мужу, преславному начальнику, питомцу благочестия, воспитанному в Православии, человеку Божьему, любителю монахов.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1201...

д. Только каждый поступай так, как Бог ему определил, и каждый, как Господь призвал. Так я повелеваю по всем церквам, Относительно же девства я не имею повеления Господня, а даю совет, как получивши от Господа милость быть Ему верным. Вдова будет блаженнее, если останется так (в одиночестве), по моему совету; а думаю, что и я имею Духа Божия» ( 1Кор.7, 8, 10. 12. 25. 40 ). Отсюда открывается, что апостол Павел различал то, что внушал другим по откровению и повелению Господню, от того, что предлагал по своему мнению и совету. Впрочем, и совет свой он предлагал, как непогрешающий против истины Божией, так как он получил от Господа милость и благодать быть верным Ему во всем, и имеет в себе Духа Божия, который наставлял его на всякую истину. Общее же отношение апостолов, как и пророков, как и всей церкви, не только ново-заветной, но и ветхо-заветной к Господу Иисусу Христу и Святому Духу и к истекающей из Них божественной истине св. Павел, как и прочие апостолы, представляют в следующем виде. Все верующие в Иисуса Христа суть члены единого тела церкви, Церковь земная, новозаветная, современная, воинствующая родственно связана с церковью прошедших времен, с церковью ветхо-заветною, с церковью торжествующею, небесною, даже с миром горних небесных духов. Весь этот великий собор горних небесных духов и отшедших душ, церкви торжествующей небесной и воинствующей земной, ветхо-заветной и ново-заветной, церкви прошедших и настоящих времен связывается в едином узле, в лице Богочеловека, божественного Архистратига сил небесных, Господа нашего Иисуса Христа, как своего Главы. В Нем и чрез Него вся совокупность спасенных и спасаемых душ усыновлена Богу Отцу и дерзает называть Его своим Отцем. Вся эта совокупность спасенных и спасаемых душ одухотворяется Духом Святым, Духом Божиим, Духом Христовым. Сей-то Дух наставляет на всякую истину всю совокупность членов церкви, в частности же и преимущественно просвещает святых Божиих человеков, пророков и апостолов, пастырей и богопоставляемых учителей церковных, так как в живом теле церкви разные члены имеют от Бога разные служения и назначения, дарования и силы, «Как в одном теле у нас много членов», –пишет св.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

Достойно замечания и то, что Дееписатель ясно отличает первое явление Христа Себя живым и многократные. Из сего очевидно, что и Апостолы не могли ни быть обманутыми, ни обманываться. Являясь им, Он говорил с ними, ел и пил, творил чудеса, которые и были для Апостолов особенными знамениями Христова воскресения. Но почему Он являлся не всем без различия, но преимущественно Апостолам? Очевидно – потому, что не все были к тому готовы, ибо неверующие не могут поверить и тогда, когда кто явится к ним, воскресши из мертвых ( Лк.16:31 ). По изъяснению блаженного Феофилакта, «Христос не был с Апостолами постоянно, как до воскресения, но являлся и снова удалялся, возвышая их мысли и не позволяя им прилепляться к Себе, как прежде. С большею осторожностью Он развивал в них и веру в Свое воскресение, и убеждение считать Его выше человека. Он ел и пил с ними, показывая этим, что Он Тот, Кто был распят, и погребен, и воскрес из мертвых» (см. Толкование на Деяния, изд. в Казани в 1871 г., стран. 21). 35 Царствие Божие, о котором говорил как при жизни, так и по воскресении Своем, Господь наш Иисус Христос, – это спасение всех в Боге через страдание и смерть Иисуса Христа, совершившееся здесь по вере в Него, силою Святого Духа, а в будущей жизни – дарованием через Отца блаженства верующим в Бога и возлюбившим Сына Его. Как и что из сего было возвещаемо Спасителем нашим Иисусом Христом по Его воскресении, О Сем многое сообщается во всех Евангелиях. Но святой Евангелист Иоанн Богослов замечает, что «многое и другое сотворил Иисус», так что «если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместит бы написанных книг» ( Ин.21:25 ). Имея в виду это величие дела Христова, святой Дееписатель определяет только существо его, называя его учением о Царствии Божием, как благодатном состоянии под водительством Божиим для спасения здесь на земле от грехов, а на небесах – для вечного блаженства. По сказанию Луки, воскресший Иисус Христос говорил двум ученикам, шедшим в Еммаус, что Ему «надлежало пострадать и войти в славу Свою», при чем изъяснил все «сказанное о Нем во всем Писании» ( Лк.24:26–27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010