Иначе: «богословия по отрицанию». Или: «изъято». Констас переводит в том смысле, что Божество по сущности «превосходит» всякую беспредельность («transcends all infinity»: Maximos the Confessor. On Difficulties in the Church Fathers. Vol. 1. P. 271), но у прп. Максима мысль сильнее. Он использует причастие от глагола ξαιρω («вынимать, извлекать»), а не активную форму глагола ξαρω («поднимать, возвеличивать»). Maximus Confessor . Ambigua 10, 31d//PG. 91. Col. 1168AB. Maximus Confessor . Quaestiones ad Thalassium 25//PG. 90. Col. 333D. Творения преподобного Максима Исповедника. Кн. 2. С. 71. См.: Williams J. The Incarnational Apophasis of Maximus the Confessor. P. 632. Maximus Confessor . Ambigua 71//PG. 91. Col. 1409ВС. Толкование слов ап. Павла в контексте проблематики апофатического богословия впервые встречается, вероятно, в «Ареопагитиках» в De divinis nominibus 7, 1, где сначала различается познание Бога из творений и с помощью мышления, а с другой стороны «превосходящее природу ума единство, благодаря которому он прикасается к тому, что выше его». Далее Ареопагит говорит, что именно в соответствии с таким единством, исступая из самих себя и обращением в Боге надлежит постигать Божественное. Сказав об этом исступлении, он тут же говорит о воспевании «бессловесной, безумной и глупой Премудрости» ( Дионисий Ареопагит, Максим Исповедник. Цит. соч. С. 451). Схолия 8 к этому месту развивает мысль Ареопагита: «Он назвал Премудрость глупой потому, что никакая премудрость не может её понять» (там же). Maximus Confessor . Quaestiones ad Thalassium 25//PG. 90. Col. 333D. Dionysius Areopagita . De divinis nominibus 1, 4. Рус. пер.: Дионисий Ареопагит, Максим Исповедник . Цит. соч. С. 219. Там же. Dionysius Areopagita . De ecclesiastica hierarchia 6, 3. Рус. пер.: Дионисий Ареопагит, Максим Исповедник . Цит. соч. С. 697. Maximus Confessor . Quaestiones ad Thalassium 25//PG. 90. Col. 329В340С. Здесь и выше используется следующий перевод: Творения преподобного Максима Исповедника.

http://bogoslov.ru/article/6172110

Вероятно, сотрудничество деятелей, многие из которых стали впоследствии участниками традиционного просветительства, началось ещё в Афониаде, многие ученики Вулгариса отправились с проповедью в разные области Греции, другие стали архиереями и учителями. Логично предположить, что они и впоследствии помогали друг другу, стремясь к возможно большему распространению знаний и православной традиции среди народа. В 1759 году, после распада Ватопедской школы 255 , Констас принял постриг под именем Косма в обители Филофеу. В 1760 году он покинул Афон, пробыв там, таким образом, десять лет. Как мы уже отмечали, главной причиной, побудившей Косму Этолийского покинуть монастырь, была забота о соотечественниках и стремление к апостольскому служению: «Он часто говорил, что учёные должны стремиться не в господские дома, не ко двору вельмож и не для богатства и знаменитости расточать свою учёность, но ... обязаны учить простой народ, живущий в великом невежестве и грубости» 256 . Это тем более важно, потому что некоторые исследователи 257 ошибочно утверждали, что Косма оставил монашескую жизнь вследствие разочарования, вызванного ею, и стал монахом лишь для того, «чтобы стать проповедником и получить дополнительный авторитет у слушателей» 258 . Эту точку зрения он сам опровергает в одном из своих поучений 259 . Решение посвятить себя делу народного возрождения не было спонтанным, святой постепенно готовился к осуществлению задуманного. На Афоне он изучал святоотеческую литературу и Священное Писание , их знание впоследствии помогло ему в его миссионерской деятельности, «чтобы достойно исполнить это богоугодное дело, он попросил у соратников оставить его, по крайней мере, на два года на Святой Горе, чтобы он мог тщательно изучить Священное Писание и Предание» 260 . Важно, однако, понимать, что святой Косма шёл в монастырь отнюдь не только за знаниями, но и в поисках духовного самосовершенствования. На наш взгляд, главной причиной принятия монашества стало для него желание пройти духовную подготовку, чтобы получить возможность обратиться к соотечественникам. «В аскетической сосредоточенности» традиционалисты «не покидали всё внешнее на произвол судьбы», в них «происходило то духовное накопление, которое, в конечном счёте, держит мир» 261 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kosma_Etolijsk...

Под грамматикой в то время подразумевалось системное образование. На основании того, что в этой школе был собран сильный преподавательский состав 219 , мы можем сделать вывод, что святой Косма был способным и одарённым учеником, так как в том же 1734 году он был назначен в общину Ломботины учителем. Такая практика в то время была распространённой и повсеместной: знаменитый Ригас Велестинлис также долгое время совмещал обучение с преподавательской деятельностью. Относительно преподавательской деятельности Космы сохранились некоторые свидетельства. Зимой он учил в церкви, летом в тени деревьев. Он знал учебные тексты наизусть и преподавал, не заглядывая в книги. Его метод преподавания был достаточно передовым и во многом отличался от общепринятых образовательных методик. На основе цитат из Апостола или Октоиха он развивал национальные, моральные или социальные идеи. Общепринятому в то время учительскому монологу он предпочитал двусторонний живой диалог с учениками. Стремясь к полному доверительному взаимопониманию со своей аудиторией, он не использовал телесные наказания 220 . Очевидно, что уже тогда началось формирование образовательного метода и установок святого, ведь стремление к достижению доверительных отношений и живого диалога со слушателями составило основу его деятельности как проповедника. Помимо преподавательской деятельности, по воскресеньям он трактовал для соотечественников богослужебные тексты. Показательно, что уже тогда он стремился пользоваться не книжным, а понятным народу простым языком. Крайне интересно народное предание, согласно которому Косма уже в этот период открыл первую школу в селении Таксиархис 221 . Своё образование Констас продолжил в Элиномусио Враянон. Это учебное заведение было открыто при монастыре святой Параскевы в местечке Гува известным проповедником Евгением Яннулисом. Помимо богословских и общеобразовательных дисциплин, Косма получил навыки врачевания и изготовления лекарств. Практические знания по медицине он, безусловно, использовал сам и преподал их своим ученикам.

http://azbyka.ru/otechnik/Kosma_Etolijsk...

Источников, необходимых, чтобы понять, когда святой принял решение посвятить себя делу возрождения нации, явно недостаточно. Мы почти ничего не знаем о его детских годах, и это не позволяет нам с точностью проследить формирование его общественно-политических взглядов. Но очевидно, что это был процесс постепенный и поступательный: ему способствовало воспитание в семье, приверженной традиционным ценностям, и полученное им образование. К тому времени, когда он принимает решение уйти в монастырь, его жизненные взгляды, очевидно, уже во многом сложились, образование лишь укрепило его уверенность в них, он приобрёл знания, необходимые для его последующей просветительской деятельности. С молодости у Космы была большая тяга к знаниям, и он старался воспользоваться любой возможностью, чтобы получить образование: «Я, христиане, посвятил учёбе сорок-пятьдесят лет ... глубины мудрости изучил» 213 . По свидетельству его биографа, «будучи ещё мирянином, блаженный издавна имел в сердце сильное желание всем тем, чему учился, послужить на пользу братий христиан» 214 . «Как боль и лишения бедности часто толкают бедняка к поиску и, в конце концов, достижению богатства, так нехватка образования» стала для него «движущей силой для поиска знаний» 215 . На родине Космы Этолийского было много монастырей: святой Параскевы в Мандре, Иоанна Крестителя в Дервиксте, Успения Божьей Матери в Катафигио и несколько других. А монастыри в то время были центрами не только духовными, но и образовательными и общественными: в них жили учёные, отказавшиеся от эмиграции, они обладали обширными библиотеками из редких рукописей 216 . Вероятно, в одном из этих монастырей Косма научился так называемой «священной» грамоте, которая заключалась в чтении, письме, знании азов арифметики и заучивании наизусть молитв и церковных песнопений. Согласно Сафасу, Констас с восьми лет обучался под руководством иеродиакона Герасима Литсикаса в Сигдитсе. После десятилетнего обучения в 1732 году он возвратился на родину. В двадцать лет он стал «обучаться грамматике иеродиаконом Ананией Дервишьяном» 217 в общинной школе Ломботины 218 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kosma_Etolijsk...

В XVIII веке Афон был центром культурной и общественной жизни Греции, в великой славе находилось и училище при ватопедском монастыре - знаменитая Афониада. Именно туда с целью продолжить обучение прибыл в 1749 году Констас. Афониада переживала период расцвета и была, пожалуй, ведущим учебным заведением, которое специализировалось на преподавании логики, грамматики и богословия. Преподавателями Космы стали выдающиеся афонские монахи. Среди них особо следует отметить, преподавателя Философии, " ученейшего Евгения " - Евгения Вулгариса . Обладавший великолепным образованием, он был известен не только в Греции, но и за ее пределами (в частности, долгое время состоял в переписке с Вольтером). Первоначально проявив интерес к идеям западного Просвещения, он впоследствии отверг их, как противоречащие православной традиции, сторонником и защитником которой он всегда был. Он также был сторонником Великой Идеи - возрождения Византийской империи и объединения в ней всех православных народов. Боль за судьбу православия и отчизны заставила учеников Вулгариса объединится в тайное общество. Его основной целью стала борьба с безграмотностью: " В этот период группа учеников Евгения, включая и Косму, видя угрозу православию и нации, единогласно согласилась во имя Святой Троицы помочь нации в распространении грамотности " . На Афоне Косма Этолийский не только получил необходимые знания, но и укрепился в своей решимости посвятить себя делу просвещения народа. Косма оказался там не из-за стечения обстоятельств: учеба за рубежом была для него неприемлема , а Афон был единственным местом в Греции, где можно было получить фундаментальное образование. Там он не только укрепился в своей преданности православной традиции, но и нашел единомышленников, укрепивших его веру и решимость способствовать национальному возрождению. Косма постепенно готовился к осуществлению задуманного: изучал святоотеческую литературу и Священное Писание. Помогли ему и довершившие его образование уроки риторики, полученные в Константинополе.

http://pravoslavie.ru/40919.html

Максима и ещё в одном месте «Мистагогии»: «Исступая из всего, душа соединяется с Единством сокровенности Его [то есть Бога как своего “единственного по благодати Отца”] ». Наконец, в «Амбигвах» прп. Максим снова прибегает к толкованию света лица Христова и говорит, что «световидным сиянием (φωτοειδος λαμπρτητος) лица Господня (см.: Мф. 17, 1–9; Мк. 9, 2–9; Лк. 9, 28–36), совершившимся на горе, трижды блаженные апостолы были таинственно, неизреченным и неведомым способом руководимы к Божией силе и славе, для всех сущих совершенно непостижимой, научаясь, что явленный им свет есть символ неявной сокровенности (τς φανος κρυφιτητος) [Божией] ». Употребление прп. Максимом перенятого, очевидно, из «Ареопагитик» , термина «сокровенность» или «сокрытость» и сравнение его использования у Ареопагита требует отдельного исследования. В частности, не вполне ясно, имеет ли прп. Максим под «сокровенностью» в виду Божественную сущность или же то, что окрест Бога; несомненно, однако, что, говоря о соединении с «Единством сокровенности» в «Мистагогии», как и об откровении этой сокровенности в сиянии Лика Христа на Фаворе, прп. Максим подчёркивает, что на высшей стадии мистического богопознания происходит познание в неведении сверхнепознаваемости Троицы и причастие Её боготворящим благам , а не просто тем Её действиям, которые направлены на творение мира, Промысл и Суд в отношении него; последние, в свою очередь, соответствуют катафатике, находящей своё правильное место в порядке мистического богопознания в горизонте апофатики.   Gregorius Palamas . Triades II, 3, 8. Рус. пер.: Цит. соч. C. 197. Maximus Confessor . Quaestiones et dubia 191//CCSG. 10. P. 131–132. Читаем как у Н. Констаса ( Maximos the Confessor. On Difficulties in the Church Fathers: The Ambigua/ed., trans. by N. Constas. Cambridge; London, 2014. Vol. 1. P. 270). Чтение отличается от Миня. Констас переводит: «formed within the blessed apostles (образовывал в блаженных апостолах)». Возможен и другой перевод: «запечатлил (или: отобразил) (διετπου) для блаженных апостолов».

http://bogoslov.ru/article/6172110

На родине святого Космы особенно остро стояли такие проблемы, как нехватка преподавателей, литературы, учебных заведений. Именно трагическое состояние в образовательной сфере стало главной причиной, способствовавшей началу деятельности святого по основанию школ, деятельности, которая, в конечном итоге, приобрела значительный масштаб и привела к конкретным осязаемым результатам. Сложившаяся в греческих землях ситуация оказала прямое влияние на программу его действий, которая была основана на великолепном знании сложившейся обстановки и содержала в себе конкретные шаги по выходу из кризиса. По поводу места и времени рождения Космы Этолийского в историографии нет единого мнения. Большинство исследователей сходятся на том, что наиболее вероятное место рождения святого Космы – соседние деревни Таксиархис 198 или Метало Дендро 199 . Некоторые авторы, опираясь на свидетельства народных преданий, указывают на место между двух этих деревень: «родился на горной вершине между двух деревень, которая называется Проскиниси» 200 . Констас, разделяющий эту точку зрения, рассказывает, что Косма родился во время летних сельскохозяйственных работ и «единственными пелёнками для младенца стали листья дерева, под которым он родился» 201 . Других источников, подтверждающих эту версию, нет и, скорее всего, мы имеем дело всего лишь с распространённой народной легендой (тем более показательно существование похожей легенды о герое национально-освободительной войны Макриянисе). В решении этого вопроса более надёжным источником являются не народные легенды, а свидетельство первого биографа Космы Никодима Святогорца : «Сей, воистину, человек Божий, учитель и проповедник, Косма был родом из Этолии, из небольшого селения Метало Дендрон» 202 . Ещё одно подтверждение, что родиной проповедника было этолийское село Метало Дендро, мы находим у Х. Переноса и в воспоминаниях сопровождавших его учеников 203 . В соответствии с этими же источниками, святой Косма родился в 1714 году. При крещении он получил имя Констас (Констант) и в детстве носил фамилию, связанную с профессией отца – Анифантис. Родители Констаса из-за преследования турецких властей вынуждены были бежать из Эпира и обосновались в Этолии в 1700 году. Они были ткачами, отца звали Димитрий, и он был родом из деревни Грамено, мать была из Влахохори (это поселение располагалось в районе Парамифии).

http://azbyka.ru/otechnik/Kosma_Etolijsk...

1881 Mark Eugenikos. On the words of the Blessed Prayer «Lord Jesus Christ, Son of God, Have Mercy on Me»/Transl. N. Constas//TB II, 465–467. Английский перевод не всегда точен, местами приближаясь к новогреческому парафразу, в нем опущены отдельные словосочетания, а также не все аллюзии на Священное Писание распознаны. 1882 Die Mystik des Nikolaus Cabasilas vom Leben in Christo/Erste Ausgabe und einleitende Darstellung von Dr. W. Gass. Greifswald, 1849 (Beitrage zur kirch lich en Literatur und Dogmengesch ich te des griech isch en Mitt elalters; 2). Appendix 2. S. 217–232 (2-я пагин.). Учтено в TB II, p. 424–425, под 12. 1883 Это издание, указанное В. М. Лурье, которому выражаем глубокую признательность, было нам недоступно. Судя по совпадению пагинации, второе издание является простой перепечаткой первого издания, однако, поскольку у нас нет в этом полной уверенности, те места, которые могут вызвать сомнения из-за расхождения перевода А. Ф. Лосева с греческим текстом первого издания, специально отмечены в примечаниях (другие наши исправления отдельных неточностей лосевского перевода и при цитации, как правило, не оговариваются). 1885 Учтено в TB II, p. 425, 13–14, среди изданных сочинений, хотя греческий текст помещен в неопубликованной диссертации М. Пилавакиса 1987 г. 1890 Jugie 1933, 102–103, 123–125. Эта публикация осталась не учтенной И. Буловичем, поэтому им допущена неточность на с. 68 (примеч.), когда он утверждает, что в греческом подлиннике была известна цитата лишь одного предложения из этой главы, приведенная Жюжи в DTC, и что исследователи опирались поэтому только на фр. перевод. 1892 Cod. Vind. gr. 171, f. 1–11, использованный В. Гассом; Athen. gr. 2092, f. 370–377, цитируемый И. Буловичем; Canon. gr. 49, f. 92 sq., привлеченный М. Жюжи. 1894 Παπαδπουλος Στ. Συνντησις ρθοδ ξου κα σχολαστικς θεολογ ας. Θεσσαλον κη, 1970. Σ. 102. 1895 νωθεν. Вариант пер.: «свыше». В новогреч. пер. объединены оба значения: « νωθεν κα ξ ρχς». 1900 Н. Констас, ссылаясь на Флп. 2, 9 , на самом деле следует в понимании данного места («is exalted beyond all other names») новогреч. переводу ( π τ λλα ν ματα τν πολλν). Несомненно, слова из Флп. περψωσεν и τ πρ соотносятся со словами толкования τ ψηλ ν и πρ τος и этот контекст здесь может иметься в виду, однако муж. род в выражении свт. Марка πρ τος πολλος не может подразумевать ни τ νομα, ни π κλησις (в новогреч. переводе «большинства (людей)» поставлено в зависимость от произвольно добавленного «имен»). Мы связали бы выражение «превысшую для большинства» с предыдущей аллюзией на 2Кор. 12, 2 и с Флп. 2, 10 .

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/vizant...

Слушателей привлекало бескорыстие Космы, его уверенность в своей правоте. Святой посещал самые труднодоступные места, где не было не только транспорта, но и дорог, где скрывались разбойники и люди, преступившие закон. Народ отдавал должное самопожертвованию святого, который ради его просвещения отказался от всех своих личных интересов и отправился в долгий, утомительный и опасный путь по Балканскому полуострову: " и теперь, по милости Господа нашего Иисуса Христа, у меня нет ни кошелька, ни сундука, ни дома, ни другой рясы, кроме той, которая на меня надета " . Таким образом он сам становился примером самоотверженной любви к ближнему, о которой рассказывал в своих поучениях, тем самым призывая соотечественников последовать его примеру: " моя работа - ваша работа, работа для нашей веры и нации " . Этолия - область в центральной материковой Греции. Констас (Констант) - мирское имя Космы. Хрисанф впоследствии стал известным историческим и церковным деятелем, немало сделавшим для возрождения православия в греческих землях. Κομας Κ. Ιστοραι ανθρωπινων πρξεων. Τομ. 12. Βιενν, 1832. Σ. 555. Πετσλη Θ. Ο μαυρλυκοι. Αθναι, 1948. Τομ. Β. Σ. 225. Под грамматикой в то время подразумевалось, системное образование. Сигдитса, Ломботина - населенные пункты в Этолии. Их применение было общепринятым в образовательной системе того времени. А вопрос о необходимости их отмены одним из первых поставил святой Косьма. Евгений Вулгарис - епископ Екатеринославский и Херсонский в период с 1775 по 1779 год. Выдающийся монах и книжник, представитель традиционного (православного) направления греческой общественной мысли. Был назначен управляющим Ватопедской школой в 1753 году и преподавал в ней вплоть до 1799 года. Обучение в западной Европе не могло не оказать влияния на часть греческой интеллигенции: восхищение перед " прогрессом " западной цивилизации было практически абсолютным, и, как обычно бывает в таких случаях, исчезала возможность конструктивной критики и сознательного выбора. В среде образованной интеллигенции появляется некий дух " провинциализма " , который, в свою очередь, приводит к пренебрежению собственным культурным наследием и всецелой привязанности к " чужому " , которое становится непререкаемо лучшим и более совершенным. На наш взгляд, такой подход и система взглядов обусловлены, прежде всего, образованием, полученным в западной Европе: возвращаясь в Грецию, вместе со знаниями, приобретенными в западноевропейских университетах, ученики привозили и новую систему ценностей. О проникновении этих идей мы находим много свидетельств в источниках: " Безбожествуют те, которые учатся во Франции и после своего возвращения вводят в безбожие и других " . Анастасий Гордиос (†1729) сообщает: " Если кто из восточных едет во Францию либо для учебы, либо для торговли, когда возвращается назад, становится другим, с растлившимися либо умом, либо нравами, либо и тем и другим " .

http://pravoslavie.ru/40919.html

Кроме того, на этом фоне происходит массовая исламизация, потому что, чтобы куда-то пробиться, получить какие-то посты, какие-то льготы, необходимо было принимать ислам. И действительно многие принимают ислам. К концу XVII века более миллиона европейских мусульман были потомками родителей-христиан, которые отказались от своей веры. Часто люди отказывались от православной веры целыми селами, общинами, городами. Например, в 1759 году население целого района в центральной Македонии в день Пасхи принимает ислам во главе со своим митрополитом, это такой апогей деградации. Православный человек, любой религиозный человек понимает, что такое в самый главный христианский праздник принять ислам, до какого состояния нужно было дойти. Этот процесс только набирает обороты, происходит некая цепная реакция, с каждым годом становится все хуже и хуже. В 1714 году в небольшом безвестном селении Мега Дендро (в переводе на русский язык «большое дерево») произошло, казалось бы, вполне рядовое событие: в семье простых ткачей родился сын. Сохранилось имя отца, его звали Димитрий и он был родом из области Эпир, на границе Греции и Албании. Вот из этой области были родители Космы Этолийского, которые, как я уже сказал, были простыми ткачами. Больше о них практически ничего не известно. Так вот, у них родился сын. Это был второй сын в семье. Старшего звали Хрисанф. Младшего назвали Констас. Констасом он зовется у нас в Афонском патерике – это первая публикация жития Космы Этолийского. В XIX веке это имя перевели как Констант. Но сейчас преобладает мнение, что надо переводить как Константин, то есть мирское имя Космы Этолийского было Константин. О месте его рождения нет единого мнения. На эту честь претендовали несколько соседних сел. Даже была народная легенда, что он родился на вершине между двух деревень, но наиболее обоснованная версия встречается в житии, написанном преподобным Никодимом Святогорцем, который близко знал Косму Этолийского и очень дружил с ним. На экране вы видите первое житие Космы Этолийского, написанное Никодимом Святогорцем через два или три года после его смерти, по общему мнению в конце XVIII века. Рукопись хранится в архиве афонского Ватопедского монастыря, предположительно датируется где-то восьмидесятыми годами, то есть написана сразу после мученической кончины Космы в 1779 году, что называется – по горячим следам.

http://pravmir.ru/ravnoapostolnyiy-kosma...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010